Какие роли выполняли первобытные рисунки в стиле. Первобытное искусство

Наскальная живопись - изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей - не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Наскальная живопись являлась объектом большого интереса со стороны ученых мира с момента её открытия в XIX веке. Первые находки были сделаны в Испании, однако впоследствии наскальные рисунки были открыты в разных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, а также в Северной и Южной Америке.

Наскальные рисунки являются источником ценной информации для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности - от антропологии до зоологии.

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н. э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур.

Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы.

Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю также составляют отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и другие современные авторам сюжеты. Известны изображения кораблей мореплавателей древней Финикии, замеченные более примитивными общинами Иберийского полуострова.

Пещерная живопись широко практиковалась первобытными обществами, промышлявшими охотой и собирательством и находивших укрытие в пещерах или живших рядом с ними. Образ жизни первобытных людей мало менялся на протяжении тысячелетий, в связи с чем как красители, так и сюжеты наскальных рисунков практически не изменялись и были общими для популяций людей, живших в тысячах километров друг от друга.

Тем не менее, различия между пещерной живописью различных временных периодов и регионов существуют. Так, в пещерах Европы в основном изображены животные, в то время как африканские наскальные рисунки уделяют равное внимание как человеку, так и фауне. Техника создания рисунков также претерпевала определённые изменения; более поздняя живопись нередко является менее грубой и демонстрирует более высокий уровень развития культуры.

Первобытное искусство, несмотря на свою внешнюю простоту и незатейливость, имеет огромное значение в истории человечества в целом. Развитие различных его видов продолжалось тысячелетиями, а в некоторых регионах планеты - к примеру, в Австралии, Океании, некоторых и Америки - оно существовало и в ХХ веке, сменив своё название на «традиционное искусство».

Изобразительное искусство

Самые древние памятники искусства первобытного мира относятся к древнекаменному веку - палеолиту (приблизительно 40 тыс. лет до н. э.). В основном это были наскальные росписи на потолках и стенах пещер, в подземных гротах и галереях Европы, Северной Африки и Ранние рисунки были крайне примитивными и отображали только то, что человек видел в своей повседневной жизни: животных, отпечатки человеческих рук, вымазанных в краске, и т. д. Для живописи применяли земляные краски, охру, черный марганец, белую известь. По мере развития искусства первобытного периода рисунки становились многоцветными, усложнялись и сюжеты.

Резьба

Кроме того, интенсивно развивалась дереву и кости, люди учились изготовлять полноценные статуэтки. Чаще всего изображались опять-таки животные: медведи, львы, мамонты, змеи и птицы. Изготовляя такие фигурки, люди старались как можно точнее воссоздать силуэт, фактуру шерсти и т. д. Считается, что статуэтки служили нашим предкам в качестве амулетов, оберегали их от злых духов.

Архитектура

После ледникового периода произошла так называемая неолитическая революция. Всё большее количество племён избирали оседлый образ жизни и нуждались в постоянном надежном жилище. В зависимости от места обитания того или иного народа, появлялось множество новых типов домов - на сваях, из высушенного кирпича и т. д.

Керамика

Важнейшее место в истории искусства занимают керамические изделия. Впервые их также начали изготовлять в эпоху неолита. Использовать доступный и простой в обработке материал - глину - люди научились ещё задолго до того, в палеолите, однако по-настоящему красиво выделывать посуду и другие изделия из него они стали несколько позже. Постепенно появлялось всё больше новых форм (кувшины, чаши, миски и другие), почти каждый предмет украшали с помощью нарисованных или высеченных орнаментов. Ярким примером искусства можно считать Трипольскую керамику. Роспись на различных изделиях этого народа отображала реальность во всём её разнообразии.

Эпоха бронзы

Рассматривая формы первобытного искусства, следует обратить внимание и на которое ознаменовало собой начало совершенно новой эпохи в истории развития человечества. Именно в этот период появляются (менгиры, дольмены, кромлехи), которые, по мнению историков, несли в себе религиозный подтекст. Как правило, мегалиты располагались поблизости от мест захоронения.

Украшения

На протяжении всех этапов первобытные люди стремились украшать себя и свою одежду. Украшения изготовлялись из всех подручных материалов: ракушек, костей добычи, камня, глины. Со временем, научившись обрабатывать бронзу, железо и другие металлы, в том числе и драгоценные, люди обзавелись искусно сделанными ювелирными изделиями, которые и по сей день потрясают нас своей красотой и изящностью.

Искусство имеет важнейшее значение, ведь именно с его появлением часто сопоставляют сильнейший скачок в эволюции, навсегда отделивший человека от зверя.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первобытное искусство. Презентацию выполнила: Пикова Эльвира, ученица 10 класса МКОУ СОШ п.Кобра Руководитель: Рычкова Е.А.

Что было толчком к созданию первого наскального рисунка? Какая молния сверкнула в мозгу самого первого художника? Пришло ли ему в голову обвести угольником тень на скале? Или рука сама стала наносить на той же скале непонятные штрихи и зигзаги? В этот момент из тьмы полного, почти животного, невежества засиял мощный свет, который потом, через века и тысячелетия, станут называть всеобъемлющим словом – Искусство. Самые древние изображения на стенах пещер: хаотические волнистые линии и отпечатки руки. Эта рука - провозвестница рук Рублева, Леонардо, Пикассо. Это – начало мировой художественной культуры. Первобытное искусство существовало на всех континентах (кроме Антарктиды), возникло одновременно в разных уголках планеты.

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты. Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет. В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Наскальная живопись в основном делится на три периода: Искусство палеолита; Искусство мезолита; Искусство неолита.

Искусство палеолита – самое древнее. Пещерная живопись того времени могла передать форму, объем и движение. Известный источник палеолетического искусства являются пещеры Ласко и Альтамира.

Искусство мезолита ассоциируется с изображением соплеменников, на групповые сцены охоты, преследования и войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действия. Например, стрельба из лука, удар копьем или погоня за убегающей добычей.

Искусство неолита было востребовано в каменном веке. Наскальная живопись становится все более условной. Нарисованные люди и животные делаются все более симпатичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения и геометрических фигур.

Спасибо за внимание


Выполнила Ученица 11 класса МОУ «Кувакинская СОШ» Сергеева Ольга Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. Каменный век - древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня (отсюда и название эпохи - каменный век) делится на; ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ – МАТЕРИ,СИМВОЛ ПЛОДОРОДИЯ И ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ОЧАГА. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРВОБЫТНЫЕ РИТУЛЫ.. Первобытный ритуал плодородия Ритуал магии благословение в занятие магией ПЕРВОБЫТНЫЙ РИТУАЛ… Загадочный ритуал у первобытного человека.. Тайны ритуала Занятие магией…. Коллективное совершение ритуала Ритуал погребения…… Искусство эпохи Мезолита В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горный районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием Здесь обнаружили очаги цивилизаций В Свердловской области найдено поселение эпохи мезолита. Поселение эпохи мезолита Искусство эпохи неолита Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. В местах, защищённых от внезапного нападения. Орудия труда Сосуд с арнаментом

Для большинства произведений первобытного искусства характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Ярко выражены экспрессия, чувство пластики, ритма. Присутствует чувство симметрии, правильность в соотношении объемов. Одна из особенностей первобытного искусства - в своеобразной однородности его форм повсюду, где оно существовало (сходство в деталях палеолитических “Венер”; сходство сюжетов, композиций, стиля наскальных неолитических изображений).

Важнейшая черта первобытного искусства - синкретизм, выражался как в слитности функций искусства с другими сферами культуры, так и в богатстве смысловых интерпретаций одного и того же предмета. Собственно художественное начало в нашем понимании в нем отсутствовало. В первобытности не существовало предметов, имевших целью эстетическое наслаждение, что не исключало их декоративности.

Архаичное искусство служило инструментом познания: фиксируя образ, оно делало его доступным восприятию, исследованию. Через группировку предметов, акцентирование деталей искусство выявляло значение, сущность предмета.

Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, являлись магическим знаком власти. Вероятно, магическим целям служили и фигуры животных, написанные на стенах пещер, вылепленные из глины, выгравированные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался также культ плодородия с эротической магией. Отсюда стилизованное изображение женского начала в виде миндалевидной формы или треугольника, характерное для первобытного искусства.

В искусстве палеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические изображения: оттиски человеческой руки и беспорядочные волнистые линии, параллельные штрихи, которые покрывают натуралистические изображения женских фигур. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица, проработанность и гипертрофия живота, бедер, груди (палеолитические “Венеры”). Преобладает предмет, его материальность, весомость, цвет, объем, фактура. Появляются также пещерные рисунки. Первыми объектами изображения в них были животные, которые рисовались в профиль примерно в натуральную величину. Люди чаще изображались фронтально в немного увеличенных пропорциях. Хотя человеческие изображения в самом раннем периоде редки. Изображение фигур было контурным, высеченным каменным орудием или нанесенным красной охрой. Внутри контур был совершенно не заполнен. Уже в ормньякский период (30 тыс. лет назад) появляются попытки пространственного изображения: копыта, и рога животных рисуются в фас или три четверти. В позднем палеолите размеры животных и людей увеличиваются или уменьшаются. Например, изображение человека (“Великий марсианский бог”), найденное в Сахаре, имеет длину 6 метров. Контуры заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей - одежда, татуировка).

В мезолитическом искусстве человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать на этом этапе антропоморфный характер. Преобладает не предмет, а действие, движение. Отсюда все усиливающаяся стилизация и схематизм человеческих фигур, преобладание многофигурных композиций. Изредка можно встретить изображения людей, у которых лица рисуются в профиль, а грудь и плечи - фронтально.

В неолите наблюдается все большая стилизация и символизация. В позднем неолите были широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, спиралей, полумесяцев, встречаются стилизованные изображения животных и людей, орнаментальные мотивы (ленточные и спиралевидные).

В искусстве бронзового и железного века уже четко выделяется как стадиальное, так и этническое начало, определяющее специфику художественных школ.

Таким образом, эволюция первобытного искусства идет сначала по пути детализации, полихромии, стремления к объемности, а затем возвращается к схематизму, стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением. Развитие первобытного искусства связано также с преодолением беспорядочности изображений и созданием композиций.

Первобытность кажется нам сегодня далеким прошлым человечества. А остатки архаичных племен воспринимаются как музейная экзотика. Однако следы первобытности продолжали существовать на протяжении всей истории человечества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох. Во все времена люди продолжали верить в приметы, сглаз, число 13, вещие сны, гадание на картах и другие суеверия, являющиеся отголоском первобытной культуры. Развитые религии сохранили магическое отношение к миру в своих культах (вера в чудотворную силу мощей, исцеление святой водой, таинство соборования и причастия в христианстве). Фольклор хранил отголоски магии и мифа в песнях и сказках. Художественная культура постоянно использовала мифы для своих сюжетов и образов. В XX в. влияние мифа на литературу проявляется в усложнении символики, тяготении к притче, смысловой многослойности художественных текстов (Б. Пастернак, А. Платонов, О. Мандельштам, Ф. Кафка, Г. Маркес, Т. Манн). Представления первобытных людей отражаются также в современных языковых фразеологизмах. К примеру, мифологический образ “волка-разбойника” привел к возникновению фразеологизма “волчья хватка”. Связывание как магическое действие воспроизводится в выражениях “развязать язык”, “связать по рукам и ногам”. Зеркало как магический символ границы между земным и потусторонним миром породили фразеологизмы “как в воду глядел”, “как в зеркале”. Есть большая группа фразеологизмов, правильное понимание которых требует знания мифа: “сизифов труд”, “ариаднина нить”, “Гераклитов огонь”, “каинова печать”.

Можно с уверенностью сказать, что основные структуры первобытного мировосприятия живут в глубинах психики каждого современного человека и при определенных обстоятельствах вырываются наружу. Кризисное состояние общества; явления, которые наука не может объяснить, и смертельные болезни, которые она не может вылечить; непредсказуемые опасные, но значимые для человека ситуации - вот тот фундамент, на котором возрождаются старые и вырастают новые мифы и суеверия.