Маргарита и мастер их встреча. История любви мастера и маргариты

Этот тип поэтической работы я называю "Извлечение".
Технология такова: берём книгу М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", карандаш и приступаем.
Если строчка поэтическая - оставляем. Если прозаическая - вычёркиваем. Так мастер отсекает от глыбы мрамора всё лишнее и получает скульптуру. Так однажды мне довелось ИЗВЛЕЧЬ поэтическое содержание "Мастера и Маргариты". Естественно целый ряд фрагментов вынужденно авторские абсолютно и М.А. Булгаков не несёт ни малейшей ответственности за этот вид моего творчества.

ГОГОЛЕВСКИЙ БУЛЬВАР

Все декорации серые. Серые газоны, серые скамейки, серые деревья, серые дома, серые узоры чугунных решеток, серое небо. Серый звуковой фон: скрежет тормозов, уличный дисгармоничный шум, крики, бибиканье, грохот трамвая, рев двигателей.
На сцене навстречу друг другу движутся два безмолвных бесконечных потока серых фигур людей. Два луча выхватывают в двух углах сцены фигурки Мастера - в белом костюме, и Маргариты - в алом платье с желтым букетом цветов.
Они стоят и не видят друг друга.
Увидели. Затмение. Гром. Молния.
Серые потоки людей исчезают.
Мастер и Маргарита вдвоем.
По авансцене пробегает громадный черный кот.
Вновь затмение. В отблеске молнии видны две белых фигуры Мастера и Маргариты. Между ними громадное смеющееся лицо Сатаны. Полный свет. Все наполняется цветом. Звучит томящая душу прекрасная мелодия. Скрипка. Мастер приближается к Маргарите, проходит мимо, возвращается.
Они медленно идут рядом.

МАРГАРИТА:

Вам нравятся мои цветы?

Нисколько!

МАРГАРИТА:

Вы вообще не любите цветов?

Нет.я люблю цветы, но не такие...

МАРГАРИТА:

Какие же вы любите цветы?
Скажите...

МАРГАРИТА:

Розы? Как прелестно!
А цвет? Ведь вам не безразличен цвет?

Цвет алой крови! Роза цвета крови,
Упавшая на чистый белый снег!

МАРГАРИТА:

А вы-поэт!

О, нет! Я-не поэт!

МАРГАРИТА:

Откуда же такое сочетанье?

Я шел, смотрел на вас, и мне казалось...

МАРГАРИТА:

Казалось что? Что роза я?

Что вы...

МАРГАРИТА:

Да говорите же! Ведь вам сейчас казалось,
Что роза я, упавшая на снег!

Я потрясен был...

МАРГАРИТА:

Чем же?...Красотою?

Да, вы красивы... но...

МАРГАРИТА:

Не красотою?!

Безумным одиночеством...в глазах!

МАРГАРИТА:

Ах, как вы правы! Да! Я одинока!
Я совершенно одинока... Вот!

Что это?

МАРГАРИТА:

Угадайте!

Яд, быть может...

МАРГАРИТА:

Да! Яд! Я загадала, что, коль скоро
Не встречу никого в пустой толпе,
То яд приму...

Вот это - совпаденье!!
Как странно это...

МАРГАРИТА:

Странно что?

Роман!
Ведь мой герой все время повторяет
Одну и ту же фразу без конца...

МАРГАРИТА:

Какую фразу?

Яду! Дайте яду!

МАРГАРИТА:

Вот видите! Вы все-таки поэт!
У вас есть и герой. А мне и впрямь
Сейчас хотелось яду! Дайте яду!

Вы также одиноки, как и я!

МАРГАРИТА:

А вы... А вы женаты?

Был когда-то...

МАРГАРИТА:

На этой... как ее... забыл...

МАРГАРИТА:

Вы развелись?

Наверное... , не помню...
Да это и не важно, наконец!

МАРГАРИТА:

А я вот замужем... И все же одинока!

Вы - замужем? За кем?

МАРГАРИТА:

За кем? Не важно!
Он добр, красив, умен... Он - .знаменитость!

Он молод?

МАРГАРИТА:

Да! Он молод и богат!
У нас есть особняк, прислуга, дача...

Он любит вас?

МАРГАРИТА:

Да! Любит! Без ума!

А дети? Дети есть?

МАРГАРИТА:

Нет, к счастью нету...
Я не люблю его! Мне нужен не такой!
Он слишком правильный, без всякого изъяна!
За что ж его любить?

За доброту...

МАРГАРИТА:

Он в ней не виноват!

Он зла не делал вам?

МАРГАРИТА:

Вот это и ужасно!

Так кто вам нужен? Дьявол или Бог?

МАРГАРИТА:

Вот я на днях перечитала Гете,
И поняла, кого я полюблю...

Кого же?

МАРГАРИТА:

Мастера! Да, да! Мне нужен мастер!
Что в мире зла из зла творит добро!
Мне нужен Мастер, этот мир творящий!
Не важно как! Быть может, над ретортой,
Как Фауст он колдует дни и ночи,
Быть может, пишет музыку... глухой...
Пусть будет он слепой певец - калека!
Пускай не разлучается с пером!
Слова и строки в упоеньи страстном,
Соединяет, словно элементы...
Пусть ищет истину... пусть даже топором
Преображает дерево иль кистью
И красками живит старинный холст...

Короче, нужен вам такой умелец,
Что может нечто сотворить из ничего!
И чтобы "нечто" было совершенно!

МАРГАРИТА:

Да, да, да, да! Сто миллионов "да"!

Но где найти такого, вот загвоздка!

МАРГАРИТА:

Я верую: он сам меня найдет!
Я даже знак подать ему решила,
Чтоб издали, в толпе однообразной
Он смог меня найти...

Цветы вот эти?

МАРГАРИТА:

Да! Бросьте их: пускай маяк погаснет.
Скажите мне, вы - Мастер?

Я не знаю...
Я написал один роман, и только...
Осталось дописать одну главу...
К тому же, как сказал один редактор,
Роман написан скверно, не про то...

МАРГАРИТА:

О чем роман?

О Понтии Пилате...

МАРГАРИТА:

Я о таком не слышала... увы...
А как зовут вас?

Право, я не помню...
С тех пор, как сел писать, забыл о мире...
Да, имя было... но, увы, не помню...

МАРГАРИТА:

Да бог с ним, с именем... Я буду звать вас Мастер!

А вас зовут, наверно, Маргаритой?

МАРГАРИТА:

Вы угадали! Как вы угадали?

Да так... деталь в романе...

МАРГАРИТА:

Вот загадка!
Могу я познакомиться с романом?
Вы не откажете?

МАРГАРИТА:

Сейчас! Немедля!

Но право... Я не знаю...

МАРГАРИТА:

Неудобно?

Нет, почему же... если вы хотите...

МАРГАРИТА:

Да, мне хотелось бы... Вы впустите меня,
Туда, где ваше таинство вершится?
Туда, где из обычных, скучных слов
Надежды и страданья возникают?

Боюсь, что после тех хором, в которых
Шла ваша жизнь... подвальчик мой...

МАРГАРИТА:

Подвальчик!?
Какая прелесть! Право, я в восторге!
Я так и думала! А... есть у вас камин?

Простая печка, и дрова сырые...

МАРГАРИТА:

И табурет, и старый круглый стол?

И табурет, и старый круглый стол!
Вы угадали! Как вы угадали?

МАРГАРИТА:

Трещат дрова при тусклом освещеньи
Едва могу я строки различить...

ПЕРВЫЙ АКТ

ПОДВАЛЬЧИК

МАРГАРИТА:

Теперь я знаю точно кто мне нужен!

Кто Маргарита?

МАРГАРИТА:

Ты мне нужен, ты!
Ах, как ты пишешь! С первой же страницы
Любой поймет, что это пишет Мастер!
Я упиваюсь каждой новой строчкой,
Я восхищаюсь каждым поворотом
Сюжета... И судьба твоих героев
Мне кажется уже моей судьбой!
Читаю и глазам своим не веря,
Как наяву я вижу эти сцены:
Вот Ирода Великого дворец!

/загорается свет на сцене/

Вот пятый прокуратор Иудеи
Пилат-наместник римского владыки,
Своей кавалерийскою походкой
Выходит в колоннаду: белый плащ,
Подбой кровавый... Солнце только встало!

Тайна воздействия великих художественных произведений на своих читателей, надеемся, никогда не будет разгадана. И порождаемых ими вопросов всегда будет значительно больше, чем предлагаемых ответов. Почему литературный герой поступил так, а не иначе? Отчего размышления над тем, почему он так поступил, приводят нас, читающих, в определенное состояние, в ожидании которого текст перечитывается снова и снова? Сколько и каких свойств художественного текста мы можем различать, как эти свойства влияют на возникающие в нас образы? Существует ли «чистое» восприятие, или же читатель неизбежно привносит в произведение свои собственные смыслы? Каковы правила такого привнесения? Если количество подробностей художественного произведения бесконечно, то от чего зависит, на что мы обратим свое внимание, и какое значение этому придадим?

Ответов нет, но есть практика восприятия. А его легче продемонстрировать, чем описать. Описание, как нам представляется, подразумевает «правильность», так называемую объективность, которых нам и хотелось бы в наибольшей степени избежать. Именно принятие тайны, непостижимости художественного текста, освобождает нас от необходимости следовать каким либо правилам или, что то же самое, дает право создавать свои. Воспользуемся этим правом. Прочитаем отрывок из «Мастера и Маргариты», где человек, называющий себя мастером, рассказывает в сумасшедшем доме другому больному, поэту Ивану Бездомному, эпизод своего знакомства с женщиной, которую, как оказалось, он любил всю жизнь. Зададим себе безответные вопросы, обратим внимание на подробности описания, не задумываясь о том, почему именно они привлекли наше внимание.

«Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет».

Знаменательная встреча началось с того, что мастер обратил внимание на нехороший цвет цветов. Что, во-первых, необычно, во-вторых, само по себе тревожный знак. Представим, как все происходило дальше. Мужчина и женщина шли, очевидно, навстречу друг другу. Иначе цветы бы не могли бы выделяться на фоне ее пальто, не за спиной же она их несла. Если так, то заметила ли она мастера до того, как свернула в переулок? А он – цветы увидел, а лицо – нет?

« Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!»

Чтобы увидеть взгляд человека, обернувшегося из переулка на улицу, надо в этот момент находиться напротив входа в переулок. Женщина оглянулась не раньше и не позже. Трудно себе представить, что она ждала, повернув голову назад. Расстояние между ними, перед тем, как она свернула, было, скорее всего, небольшое, раз она «повернула… и тут обернулась». И он мог разглядеть выражение её глаз. Оно, как и цветы, не было прекрасным. Наоборот, в ее глазах была тревога, и даже болезненность, которые в сочетании с красотой – поражают.

«Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу...»

Она продолжила свой путь по переулку только после того, как увидела, что он тоже свернул? Или не дожидаясь? Следуя за желтым знаком одиночества по безлюдным переулкам, мастер хочет вести себя по правилам, заговорить первым. Он полагает, что если правильно не поступить, уйдет навсегда та, чьим знакам он повинуется. А если человек не может вести так, как считает должным, то он начинает тревожиться.

« И, вообразите, внезапно заговорила она:
- Нравятся ли вам мои цветы?
Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:
- Нет».

Однако начинает разговор не он, а она и желтый цвет сопровождает её первую фразу. Она спрашивает именно о том, что с самого начала привлекло его внимание, и это кажется ему совершенно естественным. Мастер перестает беспокоиться и его ответ звучит «неправильно». Можно предположить, что большинство мужчин в этой ситуации сказали бы «Да». Но в том то и дело, что мастер к большинству не относится. Или уже не относится. Он быстро перешел на ту, другую сторону, где общепринятых правил нет.
«Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?»

Как можно понять, что ты раньше, всегда, любил женщину, которую впервые увидел только сейчас? Для этого надо, чтобы ты ответил невпопад, а она удивилась? А ты бы не знал, чему она удивилась: тому ли, что она не ожидала этого услышать или наоборот, она неожиданно услышала то, чего давно ждала? Разве не так же все самое важное с нами происходит?

Судя по всему, удивленный взгляд Маргариты не одно мгновенье длился, прежде чем она решила кое-что уточнить. Мастер же, несмотря на уловленную враждебность, чувствует себя замечательно, стараясь в ногу попасть. Любовь, как видно, стирает грань между свободой и подчинением.

« -- Нет, я люблю цветы, только не такие, - сказал я.
- А какие?
- Я розы люблю.
Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках».

Вопреки всем правилам общения, звучит второе подряд «Нет», но что за дело женщине до правил? Она просто выбрасывает цветы, которые не нравятся ее избраннику. Ей даже неудобно, что цветы не те, что он любит, и она улыбается виновато. Но ее спутник еще не привык к простым решениям. Он растерян и пытается поступить правильно. Кто еще не знает, чем усмешка отличается от улыбки? Чему она усмехается? Его растерянности? А, может, ей просто любопытно было, как он поступит и весело от этого любопытства? И вот, не решаясь от цветов избавиться, наш герой вынужден их нести сам, чувствуя очевидную неловкость.

«Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом».

Всего два её движения: цветы летят на мостовую, рука в черной перчатке с раструбом продета в руку мастера – и вот с желтыми цветами, как и с неопределенностью, а также с фальшью покончено. Далее мужчина и женщина просто идут рядом.

- Дальше? – переспросил гость. – Что же, дальше вы могли бы и сами угадать. – Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: - Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»

Где граница между случаем, случайностью и предназначением, особенно когда дело касается любви? Женщина ли, которую, как впоследствии окажется, звали Маргарита Николаевна, контролировала ход встречи с мастером или сама она была игрушкой, в чьих-то более могущественных руках? По каким правилам можно узнать, каким правилам следует следовать в данной ситуации, а какие можно нарушать? Почему нам в голову вообще приходят подобные вопросы?

В очередной раз признаем, что, к счастью, вокруг нас существуют настоящие тайны, а также великие писатели, которые нас к этим тайнам подводят и оставляют перед ними в состоянии прекрасного неведения!

М.Ю. Эльтерман

[email protected]

«... Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного... Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, она — по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих...”

Определяя место первой встречи Мастера и Маргариты большинство булгаковедов сходятся в том, что это произошло рядом с домом по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. Делается это не только на основе текста романа, но и биографических данных писателя. 28 февраля 1929 года Михаил Булгаков и его будущая третья жена Елена Шиловская познакомились в гостях у братьев-художников Моисеенко, которые жили в так называемом "доме Нирнзее" по адресу Большой Гнездниковский пер., 10. Из гостей они ушли уже вместе и пошли гулять по Москве. На фото Большой Гнездниковский пер. рядом с домом 10.

Этот дом, ксатати, замечателен во всех отношениях. Первый московский небоскреб, построенный в 1912 году, из-за лаконичной планировки квартир (в большинстве были только ванная, жилая комната и коридор, кухонь не было), называли "домом холостяков".

КРЫША: Сейчас крышу дома можно разглядеть только с нескольких точек города, а когда-то ее затейливые украшения было видно со всей округи. Крыша дома Нирнзее на фото с Тверского бульвара.

Но, вернемся к тексту романа. Место первой встречи Мастера и Маргариты - Гнездниковский пер. от Тверской отделяет арка. Именно в нее должна была свернуть Маргарита, а за ней и Мастер.

Гнездниковский переулок, где было место первой встречи Мастера и Маргариты, действительно сильно изгибается. Он вполне отвечает описанию "кривого скучного переулка. Где-то здесь и должны были идти Мастер и Маргарита по противоположным сторонам улицы.

НАЗВАНИЕ ПЕРЕУЛКА: Современное название дано в XVIII веке по местности Гнездники, которая, в свою очередь, получила название по проживавшим здесь гнездникам - мастерам литейного дела. С 1627 года была известна церковь Николая Чудотворца «в Гнездниках» (разрушена в 1930-х годах). В XVI-XVII веках слово гнездо имело несколько значений: птичье гнездо; семья, род; особый вид месторождений полезных ископаемых; углубление, куда что-либо вставляется (в том числе - в ювелирные изделия). Следовательно, слово гнездник могло означать как «рудознатец», так и «ювелир» либо мастер по изготовлению металлических изделий, крепящихся в углублениях (гнездах). Прежние названия - Урусов, или Урусовский переулок; Исленьев, или Илсеньевский переулок - по фамилиям местных домовладельцев.

ДОМ ХОЛОСТЯКОВ: Рассмотрим здание, возле которого было место первой встречи Мастера и Маргариты поподробнее. В 1912 году немецкий инженер-строитель Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее, к тому времени уже известный застройщик, выкупил участок в районе Тверской, на котором стояло здание с кабаком и ночлежками, и с легкостью получил разрешение на новое строительство. Уникальность его проекта заключалась в высотности (это здание стало первым небоскребом в Москве) и практичности: к этому времени цена на квартиры в городе стала так высока, что владельцам доходных домов было сложно найти квартиросъемщиков, и многие квартиры в центре пустовали. Нирнзее рассчитал, что выгоднее будет выстроить здание с малогабаритными квартирами (от 28 до 57 кв. м) и сдавать их за небольшую плату. Из-за лаконичной планировки квартир (в большинстве были только ванная, жилая комната и коридор, кухонь не было) здание называли «домом холостяков». На верхнем этаже были спроектированы квартиры побольше - в одной из них собирался жить сам архитектор. Предполагалось, что арендаторами квартир будут в основном служащие окрестных офисов или небольшие семьи. До революции в доме проживало около 700 человек, в том числе обслуживающий персонал - дворники, уборщицы, лифтеры. Архитектор расположил здание буквой П. Его планом была предусмотрена коридорная система сообщения и четыре лифтовые шахты. Внутренний двор получился небольшим, поэтому общественную зону архитектор расположил на крыше. Там он устроил сквер, ресторан и даже велотрек - Нирнзее был страстным велолюбителем. В подвалах дома разместились театральная мастерская и общественная столовая. В 1915 году Нирнзее продал свой небоскреб банкиру Дмитрию Рубинштейну, известному своими денежными аферами и дружбой с Распутиным, а в 1917-м здание было национализировано и переименовано в Четвертый дом Моссовета. Он превратился в дом-коммуну с собственным правлением, которое занималось всеми коммунальными вопросами и просветительскими мероприятиями. В «небоскребе» появились ясли, детский сад; на крыше - смотровая площадка. КРЫША: В сентябре 1915 года в подвале открылся театр миниатюр «Летучая мышь», а в 1916 году на крыше появился ресторан-кафе, который так и назывался - «Крыша». При ресторане работал театр миниатюр с музыкой. Ресторан сохранился и после революции - и был довольно популярным местом. Журнал «Красная нива» поместил у себя объявление: «Крыша московского небоскреба. Гнездниковский п., 10. Единственное летом место отдыха, где в центре города представляется возможность дышать горным воздухом и наслаждаться широким открытым горизонтом - незабываемые виды на всю Москву с птичьего полета. <...> Подъем на лифте с 5 часов вечера беспрерывно. Входная плата на крышу с правом подъема 20 к. Оркестр с 9 часов вечера». Лифт в те годы считался тоже своего рода аттракционом.

РАССКАЗЫ ЖИЛЬЦОВ: Маргарита Васильевна, старожил: «Помню, детьми мы все гонялись и на самокатах, и на велосипедах по коридорам, они очень большие были. Двора у нас не было, поэтому мы называли себя не дворовой ребятней, а крышовой. Конечно, все дни мы проводили именно там. Место было популярное, на нашу крышу приходили многие. Там был кинотеатр, а зимой каток заливали. Еще заходили к нам, чтобы на лифте покататься: тогда ведь далеко не в каждом доме были лифты. Интересно, что у нас одна лифтовая шахта была сделана дополнительно для генерального прокурора А.Я. Вышинского - его лифт доставлял прямо в апартаменты. Сначала он с нами общался, здоровался, а после нашумевших на всю страну процессов стал бояться, замкнулся. Ему сделали собственный лифт, дали собственного лифтера - ее звали тетя Саша. Она чувствовала себя главнее других лифтеров, так и говорила. Из известных людей здесь бывал Маяковский. Говорят, у него на третьем этаже жила любовница. Булгаков здесь встретил свою последнюю жену Елену Шиловскую».

Анна Котомина, квартировладелец: «Раньше владельцами моей квартиры было семейство Александра Наумовича Митты. Вообще, у них была большая еврейская семья, члены которой жили на разных этажах этого дома. Я искала квартиру именно здесь, потому что сам дом Нирнзее мне очень интересен. Вообще, все это напоминает гостиницу. На Новый год у нас было очень весело. Все друг к другу заходили в гости, общались.

В доме квартиры двух типов, меньше моей квартир здесь нет. В моей квартире сохранился дореволюционный интерьер. Кухня, видимо, была организована уже в советское время.

В доме коридорная сквозная система, поэтому из первого подъезда можно попасть во второй. В советское время квартиры расширяли - видно, что часть дверей заколочена. На девятом этаже был выход на крышу, который сейчас закрыт. Крыша была покрыта чугунными плитами, но сейчас там постелили что-то другое, и много человек это покрытие уже не выдержит. А во времена революции на ней юнкера сидели! А еще этот дом, несмотря на то что он один из самых высоких, не пострадал во время бомбежек.

Переулок, на котором стоит дом, - кривой, поэтому у дома есть кривой угол: это видно, если обратить внимание на подоконник в коридоре, но снаружи это совсем незаметно.

В разные годы в доме находились редакции журналов «Литературная учеба», «Советский писатель» и другие, в 1915–16 годах были контора и зимнее ателье кинофирмы, совладельцем которой был режиссер В.Р. Гардин, а еще Рязанов снимал тут свой «Служебный роман».

© сайт



Как познакомились Мастер и Маргарита? и получил лучший ответ

Ответ от NeZabudka[гуру]
Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с дьяволом сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргарита - это символ любви и самопожертвования во имя другого человека. Если называть роман, не используя символы, то «Мастер и Маргарита» трансформируется в «Творчество и Любовь»

Ответ от Виктория Сивочуб [гуру]
Мастер встретил Маргариту ранней весной, когда в городе появляются эти противные жёлтые цветы " , надо понимать -мимоза. Маргарита уже который день от безысходности своей скучной жизни с охапкой цветов бродила по улицам города и если бы не эта встреча, то она собиралась покончить с собой.


Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы... Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась... По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного... Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, она — по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих.

Определяя место встречи Мастера и Маргариты большинство булгаковидов сходятся в том, что это произошло рядом с домом по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. Делается это не только на основе текста романа, но и биографических данных писателя.

28 февраля 1929 года Михаил Булгаков и его будущая третья жена Елена Шиловская познакомились в гостях у братьев-художников Моисеенко, которые жили в так называемом "доме Нирнзее" по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10. Из гостей они ушли уже вместе и пошли гулять по Москве.

Большой Гнездниковский переулок рядом с домом 10.

Дом Нирнзее, ксатати, замечателен во всех отношениях. Первый московский небоскреб, построенный в 1912 году, из-за лаконичной планировки квартир (в большинстве были только ванная, жилая комната и коридор, кухонь не было), называли "домом холостяков".

Дом Нирнзее.

Сейчас крышу дома Нирнзее можно разглядеть только с нескольких точек города, а когда-то ее затейливые украшения было видно со всей округи.

Крыша дома Нирнзее. Фото сделано с Тверского бульвара.

Но, вернемся к тексту романа. Гнездниковский переулок от Тверской отделяет арка. Именно в нее должна была свернуть Маргарита, а за ней и Мастер.

Гнездниковский переулок действительно сильно изгибается. Он вполне отвечает описанию "кривого скучного переулка. Где-то здесь и должны были идти Мастер и Маргарита по противоположным сторонам улицы.

При написании использовалась статья