Осетия вероисповедание. Православие с осетинским акцентом

Осетины с давних пор – народ, который живет по разные стороны Кавказского хребта, что наложило заметный отпечаток на его прошлое и настоящее. Горы стали труднопреодолимой преградой, разделившей этнос на две части.

Очень долго сообщение между южными и северными районами осуществлялось исключительно по горным тропам. Только в 1984 году была, наконец, проведена магистраль, соединившая Южную и , и до нынешних дней эта дорога остается единственной.

История осетинского народа

Предками осетин являются воинственные кочевники – ираноязычные племена , о которых говорят письменные источники еще I века. Именно тогда эти многочисленные и могущественные скифо-сарматские племена осваивали Предкавказье и оказывали серьезное влияние на весь регион.

В VI веке количество аланов значительно уменьшилось – большая часть племен ушла, как и многие другие народы мира, приняв участие в Великом переселении тех лет, инициированном нашествием воинственных гуннов. Оставшиеся образовали собственное государство, слившись с местными племенами.

Под именем «ясы» аланы упоминаются в русской Никоновской летописи – князь Ярослав совершил в 1029 году на них удачный для русской дружины поход. Монголы, захватившие в XIII веке плодородное Предкавказье, вынудили алан отступить в , туда, где сейчас и находится современная Осетия. Здесь они вели типичную для жизнь, перенимали кое-какие обычаи соседей, но и бережно сохраняли свои.

Про этот этнос ничего не было слышно долгое время, пока в XVIII веке Северная, а в следующем столетии и не стали частью российского государства. При присоединении южных территорий царская администрация отвергла притязания грузинских князей на крепостное владение осетинским населением. Выгода от присоединения была обоюдной. Малоземельный народ получил доступ на плодородную равнину, а Россия – контроль над важными перевалами .

После вхождения в состав России история Осетии и история российского государства стали общими. В 20-х годах прошлого века состоялось событие с колоссальными в будущем последствиями: произошло официальное разделение на южную и северную зоны для более удобного администрирования. Северная территория стала отдельной республикой, южная стала частью .

В Великой Отечественной войне обе Осетии понесли большие потери – практически всех мужчин призвали в армию, больше половины из них пали в боях. В списке осетин Героев Советского Союза десятки фамилий, и по числу представителей народа на одного героя именно потомки воинственных аланов находятся на первом месте!

Как аланы стали осетинами

Осетинами аланы стали не по собственному желанию – так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России. Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети». Стоит пояснить, что под овси грузины подразумевали асов, являющихся частью аланов.

Какую религию исповедуют

Православные и мусульманские общины сосуществуют здесь длительное время, принимая совместное участие в обрядах, основанных на древних верованиях предков. Более того, согласно опросу, проведенному в 2012 году службой «Среда», около 30% населения причислило себя к воспринимающим исключительно . Еще одна особенность – осетины (около 12-15% по данным местных властей) проживают в основном в Северной зоне.

Доминирующую роль в формировании древних верований сыграли сарматы и скифы. После переселения в горные районы религиозные традиции дополнились элементами местных верований. Эта система включает верховного бога Хуыцау, в подчинении которого находятся божества – покровители природных стихий. Религиозная система толерантна, способна воспринимать новые духовные идеи, поэтому осетины христиане и мусульмане не стали для нее чужеродным явлением.

Православие пришло в местные горы из Византии уже в V веке через православную , а в X веке христианство признали официальной религией страны. Ислам зародился в стране в золотоордынский период, когда часть аланов, служивших ханам, приняли ислам. Вторжение Тимура привело к утрате позиций христианства, но после присоединения к России они постепенно восстановились.

Культура, традиции и обычаи

Многие культурные традиции осетин уходят корнями в скифско-аланское прошлое. Долгая изоляция в горах, наступившая после нашествия орд монголов и Тимура, стала причиной сохранения культурных норм практически в первозданном виде, хотя соседние народы и оказали влияние на обряды, и общую культуру. Именно поэтому ученые историки и филологи проявляют неподдельный интерес к языку этого народа и той части его культуры, которая связана с аланским периодом.

Знаменитые осетины

В «Герое нашего времени» Лермонтов про осетин выразился словами одного из персонажей: «...глупый, жалкий народ». Хотя ничто не говорит о том, что он думал также, люди до сих пор за это на него обижаются. Хотя они уверены, что в наше время мнение Лермонтова изменилось бы кардинально. Этот народ подарил мировому сообществу немало выдающихся людей, и один из них Коста Хетагуров, литератор, основатель осетинской литературы, писавший и на русском.

На весь мир известны дирижер Валерий Гергиев, прославленный борец Андиев Сослан. Во Владикавказе появился на свет и долго жил Евгений Вахтангов, знаменитый театральный деятель, именем которого назван московский театр. – родина Валерия Газзаева, известного футбольного тренера, одного из самых титулованных в России. Пятнадцать двоюродных братьев Шотаевых и их сестра участвовали в баталиях Великой Отечественной войны. Только четверо израненных Шотаевых вернулись домой.

Наполовину своим осетины считают Сталина, поскольку по некоторым источникам отец руководителя компартии был осетином. Перечень знаменитых представителей осетинского народа можно продолжать еще долго. Просто удивительно, сколько известных деятелей культуры, спортсменов, воинов, политиков дал этот небольшой народ — численность осетин всего 700 тысяч человек в мире, причем в родных местах проживает только около полумиллиона.

Это самобытный народ, хорошо помнящий свою историю. Его традиции и обычаи имеют глубокие корни, уходящие далеко в прошлые века. Культура чрезвычайно интересна и заслуживает не только внимания, но и развития. Его лучшие представители, это гордость всего Кавказа и всей России, пример для молодежи – труд и талант позволяют достичь любых высот!

Большинство верующих осетин считаются православными, принявшими христианство из Византии в период с IV-IX вв (что, однако, несколько противоречит свидетельствам самих осетин, имеющих изустные предания из сравнительно недавнего прошлого, XIX века, о крещениях "за красные рубахи", причём мотив принятия крещения несколько раз для пополнения гардероба находит своё отображение и в фольклоре[источник не указан 193 дня]). Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII-XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни.
История становления традиционных верований
Система религиозного мировоззрения осетин была унаследована от далёких предков и в своей основе имеет арийские корни.[источник не указан 102 дня] Но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с течением времени претерпевала значительные изменения
Процесс этногенеза осетин на базе кавказских алан с участием местного кавказоязычнного субстрата (племён Кобанской культуры), очевидно, стал основным составляющим и для становления их религиозно-культовых представлений.
Духовная культура южных осетин непрерывно обогащалась за счёт соседства с христианской Грузией и длительных, непрерывных контактов с её населением[источник не указан 849 дней]. Наиболее интенсивными эти процессы были во времена царствования в Грузии Царицы Тамары.
Христианские элементы в народной религии осетин частью наследовались и от самих алан, которые в период политического расцвета Алании в X-XI веках активно распространяли на своей территории православие. Эта политика также активно поддерживалалась союзной Византией.
В результате монгольского нашествия в XIII веке, эти процессы были прерваны, так и не завершившись. В наступивший после крушения Алании период и вплоть до вступления в состав России, осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий уже без участия в духовной жизни мировой цивилизации. В этих условиях происходил процесс окончательного становления современной религиозной культуры осетин, ныне характеризуемой как универсальная монотеистическая религия православного христианства[Что?].
[править]Современная форма
На нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской мифологии (отражённой в частности в осетинском Нартовском эпосе), которая характеризуется наличием единого Бога (осет. Хуыцау), имеющего эпитеты Великий (Стыр) и Единый (Иунæг).
Им сотворено всё во Вселенной в том числе и нижестоящие небесные силы, покровительствующие различным стихиям, материальному миру и сферам человеческой деятельности и составляющие подвластный ему пантеон: святые покровители (осет. дзуар); небесные ангелы (осет. зæд) и земные духи (осет. дауæг).
В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами (осет. куывд) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ (осет. дзуар).
Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, кучи камней, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими.

Осетины являются потомками алан - кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения. Язык, мифология, археологические и антропологические данные доказывают, что осетины произошли в результате объединения кавказского населения с аланами. Такую гипотезу в 18 веке впервые выдвинул польский ученый и писатель Ян Потоцкий. В 19 веке это предположение было развито немецким путешественником и востоковедом Юлиусом Клапротом и впоследствии подтверждено исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.

Этноним «осетины» ведет свое происхождение от «Осетия», которое появилось в русском языке от грузинского названия Осетии и Алании «Осети». «Осети» в свою очередь образовался от грузинского названия осетин и алан - «овси» или «оси» в сочетании с грузинским топоформантом - окончанием «-ети». Постепенно из русского языка этноним «осетины» попал в другие языки во всем мире. На грузинском и армянском языке аланы называются «осы».

В Осетии по желанию коренных жителей уже много раз поднимался вопрос о переименовании осетин в алан. На совете старейшин Северной Осетии в 1992 году было принято решение о переименовании Северной Осетии в Аланию и осетин в алан. В 2003 году Аланская епархия греческой старостильной церкви выступила за переименование республики Южная Осетия в Государство Алания, что и произошло после референдума в стране в 2017 году. Это решение поддержало 80% всего населения Южной Осетии. Издавна существовало несколько этнографических групп осетин: дигорцы, иронцы, кударцы и туальцы. Сегодня осетины разделены на 2 этнические группы - дигорцы и иронцы, где вторые преобладают.

Где живут

Осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии, проживают также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. На территории России осетины живут в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Московской и Ростовской областях.

Язык

Осетинский язык принадлежит к иранской группе, северо-восточной подгруппе, которая входит в индоевропейскую семью языков. Это единственный сохранившийся до сегодняшних дней «реликт» скифо-сарматского языкового мира. Существует два диалекта осетинского языка - иронский и дигорский.

Основная часть осетин говорит на двух языках. Двуязычие в основном осетинско-русское и реже осетинско-турецкое или осетинско-грузинское.

Численность

Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 297 человек. Из них на территории России проживают примерно 530 000. В Южной Осетии численность населения - 53 532 человека (2015 год). В Северной Осетии - 701 765 человек (2018 год).

Внешность

Осетины в основном темноволосые и темноглазые, со смугловатым цветом кожи. Лоб широкий и прямой, лобные бугры хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у северных осетин прямой, довольно большой и выдающийся, рот с тонкими прямыми губами, небольшой. Часто встречаются среди осетин глаза голубого цвета, каштановые и светлые волосы. В большинстве осетины высокие или среднего роста, стройные и красивые. Женщины Осетии славятся своей красотой. Раньше их даже забирали в Аравию для рождения красивого поколения.

Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром слова, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.

Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных церемоний, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:

  1. рубаха
  2. корсет
  3. светлое платье черкеска с длинным рукавом-лопастью
  4. шапочка в форме усеченного конуса
  5. фата-вуаль

На груди множество пар застежек с изображением птиц.

Мужчины носили костюм, который состоит из следующих элементов:

  1. шаровары
  2. черкеска
  3. бешмет
  4. ноговицы
  5. башлык
  6. папаха
  7. узкий рон - пояс
  8. кинжал

Очень популярным был бордовый цвет, поверх которого наносили вышивку из золотых нитей. Зимой в качестве верхней одежды осетины носили бурку - плащ без рукавов, бурого, черного или белого цвета, сшитый из войлока.

В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешметы, рубахи, шаровары и черкески, пошитые из бурки, холста или сукна. Зимой головным убором служила папаха - высокая барашковая шапка, летом мужчины носят войлочные шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.


Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.

Религия

В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.

Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.

Еда

Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон. Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык.

Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.

Самые излюбленные напитки национальной кухни Осетии - квас, пиво, брага, арака и ронг. Спиртные напитки осетин: двайно - арака двойной перегонки, и «напиток Тутыра» - смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Отмечали особенные вкусовые качества этого напитка и многие иностранные путешественники.

Осетинские пироги являются важным блюдом на столе в Осетии. Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога:

  • картофджин - пирог с картофелем и сыром;
  • уалибах - пирог с сычужным сыром;
  • фыдджин - пирог с мясом;
  • цахараджин - пирог со свекольными листьями и сыром;
  • давонджин - пирог с листьями черемши и сыром;
  • кабускаджин - пирог с капустой и сыром;
  • насджин - пирог с тыквой;
  • кадурджин - пирог с фасолью;
  • кадындзджин - пирог с зеленым луком и сыром;
  • балджин - пирог с вишней;
  • зокоджин - пирог с грибами.

Готовят пироги из дрожжевого теста, самым популярным является осетинский пирог с мясом. На званых обедах это главное блюдо, и подается он к столу отдельно. Круглые пироги с сыром называются уалибах, или хабизджин, пирог с сыром, выполненный в форме треугольника - артадзыхон. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.

Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пироги подают в ресторанах, кафе и готовят на заказ в пекарнях. Есть такие пекарни в России, на Украине и в других странах.

Стоит отметить, что приход Советской власти оказал влияние на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела многие изменения и начала сочетать в себе элементы европейской и русской кулинарии.


Жизнь

Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.

Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.

Жилище

Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.

Основная часть дома осетин - общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.

В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.

В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.


Культура

Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни, заградительные стены и склеповые некрополи. Сооружали их в различных ущельях, которые были населены осетинами. Эти постройки были надежной защитой и убежищем, обеспечивали свободу фамилий и родов.

Фольклор Осетии разнообразен, особенно популярны сказания о нартах. Сохранилось до сегодняшнего дня много сказок, пословиц, поговорок и песен. Выделяют песни, отражающие быт осетин, особое место занимают исторические песни о героях, которые ярко отражают борьбу народа против помещиков, известных как тагаурские алдары и дигорские баделята. Позже исторические песни слагали о героях гражданской войны в Осетии, об осетинах, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и героях современного времени. Среди осетин было немало писателей, оказавших огромное влияние на осетинское творчество.

Традиции

Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. В семейных и общественных отношениях осетин определен строгий этикет.

В каждой семье есть правила, которых придерживаются все ее члены:

  • когда в дом входит старший, независимо от происхождения, каждый осетин считает своей обязанностью встать и поприветствовать его;
  • в присутствии отца взрослые сыновья не имеют права сидеть;
  • хозяин не садится без разрешения гостя.

Обычай кровомщения сегодня уже практически искоренен, но раньше его строго соблюдали, что постоянно приводило к войнам между семьями и в результате значительно уменьшило численность коренного населения Осетии.


Гостеприимство и сегодня является выдающейся чертой осетин, особенно в местах, которые меньше затронула европейская культура. Осетины очень радушны и искренне рады гостям, всегда с удовольствием принимают и щедро угощают.

Свадьба осетин включает в себя множество старинных и интересных обычаев и обрядов. Раньше и по сей день за невесту должны дать калым - выкуп. Жених приобретает и собирает выкуп самостоятельно. Размер калыма определялся достоинством семей, которые вступали в родство и достоинством самой невесты. В некоторых поселениях Осетии часть калыма или весь калым уходил в приданое невесты.

Очень большую роль играет сватовство. Сватами становятся уважаемые люди, которые являются родственниками или близкими друзьями семьи жениха. Приходят они в дом избранницы 3 раза, и только потом родители дают свое согласие на этот брак. Каждый раз, когда сваты приходят домой, отец девушки должен быть вежлив и гостеприимен, со сватами он обсуждает размер калыма. Дни визита сватов в дом возлюбленной зависят от того, как быстро жених соберет выкуп. При последней встрече отец невесты говорит о своем решении и стороны договариваются о дате проведения свадьбы. Считается, что сваты окончательно договорились с родителями девушки тогда, когда представители семьи жениха передают невесте калым. С этого дня невеста считается засватанной и ее жизнь начинает меняться. Она больше не может посещать различные развлекательные заведения и особенно встречаться там с родными жениха.


Следующий этап после сватовства - тайный визит жениха к невесте. Жених со своими близкими друзьями должен втайне прийти к невесте с обручальным кольцом, которое является у всех народов символом помолвки.

Осетинскую свадьбу празднуют одновременно в доме невесты и в доме жениха. Это мероприятие очень веселое, со всевозможными угощениями и большим количеством гостей, которых обычно присутствует от 200 человек. Прийти на свадьбу могут соседи, знакомые, которых не приглашали лично. При этом хозяева обязаны быть гостеприимными.

На праздничный стол традиционно жарят целого кабана, варят домашнюю водку и пиво. На столе обязательно должно быть три пирога, символизирующих небо, солнце и землю.

Праздник начинается в доме жениха, его друзья должны организовать свиту, в которую входит шафер, дружка и названная мать. Все они идут в дом невесты, там их встречают, произносят специальную молитву и приглашают в дом к праздничному столу. Невеста с подругами уходит переодеваться в свадебный наряд, который заслуживает особого внимания. Платье невесты очень изящное и неповторимое по своей красоте. Его украшают вышивкой ручной работы, различными камнями, из-за чего оно становится очень тяжелым. Платье закрывает все части тела невесты, даже шею и руки. Головной убор невесты украшен серебряными и золотыми нитями, обрамлен фатой в несколько слоев. Вуаль и фата окутывают лицо невесты и делают его невидимым для посторонних.

Свадебная шапочка невесты с фатой является предметом забавного свадебного обряда - выкупа. Многие гости пытаются выкрасть ее, но родственники невесты пристально за этим следят. В древности считалось очень плохой приметой, если шапочка невесты попадает в чужие руки.


Когда невеста одета в свадебное платье, она садится в свадебный кортеж вместе с дружкой и шафером. Дорогу невесты засыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой. Делать это должен самый близкий человек невесты, ее мать. По дороге свадебный кортеж посещает особые святые места для молитвы.

После официальной части свадьбы все едут в дом жениха. Чтобы в доме было много детей, а первым родился мальчик, невесте дают подержать на руках малыша. Свадьбы в Осетии очень веселые, с самого начала торжества и до конца гости не перестают танцевать национальные танцы.

В отличие от других свадеб, в осетинской главным отличием является статус невесты. Пока все гости едят и пьют, невеста, опустив глаза, должна молча стоять в углу праздничного стола. Садиться за тол и есть она не может, но родственники постоянно украдкой приносят ей угощения.

Следующий важный этап торжества - поднятие фаты с лица невесты. Это должен сделать самый старший член семьи жениха. Проводится этот ритуал ближе к концу торжества. Перед этим родственники жениха должны приподнимать по очереди фату и говорить невесте комплименты. Невеста в это время должна молча и скромно стоять.

Когда невесте открыли лицо, она дарит свекрам подарки и угощает медом. Это говорит о том, что совместная жизнь будет сладкой. Свекры в знак того, что они приняли невесту, дарят ей украшения из золота, чем показывают, что желают молодым счастливой и богатой жизни.

Известные люди


Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году

Немало осетин прославились на весь мир своими талантами и выдающимися поступками, стали для потомков примером для гордости и подражания:

  • Хаджиумар Мамсумов, дважды герой СССР, генерал-полковник, известный как «полковник Ксанти»;
  • Исса Александрович Плиев, дважды герой СССР, генерал армии.

За время Великой Отечественной войны звание Героя СССР получили 75 уроженцев Республики Осетия.

В науке, искусстве и культуре известны следующие личности:

  • поэт Коста Хетагуров;
  • писатели Дабе Мамсуров и Георгий Черчесов;
  • режиссер Евгений Вахтангов;
  • дирижеры Валерий Гергиев и Вероника Дударова;
  • актеры кино Вадим Бероев и Егор Бероев;
  • ученый с мировой известностью Васо Абаев.

В спорте осетины очень преуспели, особенно в борьбе, из-за чего Осетию назвали борцовской нацией:

  • Сослан Андиев, двукратный олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе;
  • Бароев Хасан, чемпион Олимпийских игр и чемпион мира по греко-римской борьбе;
  • Давид Мусульбес, победитель 27 Олимпийских игр в Сиднее, чемпион мира по вольной борьбе в тяжелом весе;
  • Арсен Фадзаев, первый обладатель награды «Золотая борцовка», 6-кратный чемпион мира по вольной борьбе, двукратный олимпийский чемпион;
  • Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году;
  • Артур Таймазов, серебряный призер Олимпиады 2000 г, двукратный чемпион мира, трехкратный олимпийский чемпион;
  • Махарбек Хадарцев, 5-кратный чемпион мира, 4-кратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр, 2-кратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в весовой категории 90 кг.

И это далеко не полный список всех выдающихся спортсменов этого вида спорта. В 2008 году на Олимпиаде выступали 20 спортсменов из Осетии.

Есть что добавить?

На территории стран Южная и . Впрочем, живут и в России, и других странах. Всего в мире насчитывается около 700 тыс. осетинов, 515 тыс. из которых проживают на территории России.

Говорят жители на русском, грузинском и осетинском языках, все три являются государственными. Если говорить о религиях, то наибольшее распространение на здешних землях получило , осетины приняли христианство из Византии еще в период 4-9 веков. Есть небольшая часть населения, исповедующая ислам. Осетин относят к кавкасионскому типу европеоидной расы. Для них характерны не только темные волосы, часто встречаются и русоволосые, рыжеволосые люди. Форма головы у народа Осетии вытянутая, цвет глаз - карий, иногда серый или голубой.

Национальный состав Южной Осетии в 1926—2008 годах:

Осетины - 46 289 (64,3 %)

Грузины - 18 000 (25,0 %)

Русские - 2 016 (2,8 %)

Армяне - 871 (1,21 %)

Евреи - 648 (0,9 %)

другие - 4 176 (5,8 %) (армяне, татары, цыгане, киргизы, таджики)

По данным Южной Осетии, сейчас (в 2009 г.) большинство населения составляют осетины (80 %)

Говоря об архитектуре, стоит отметить, что наиболее интересными памятниками, созданными осетинами, являются крепости, башни, замки, заградительные стены и т.д. Такие сооружения они строили во всех ущельях, которые населяли. С давних времен подобные постройки представляли собой надежный гарант свободы родов, обеспечивали убежище хозяевам. Однако, во время военных действий большое количество памятников архитектуры было разрушено.

Основными блюдами кухни южной Осетии являются местные пироги, мясное рагу с картофелем, мясо, тушеное в сметане, вареные вместе фасоль и кукуруза, соус из перцевых листьев со сливками или сметаной. Из напитков необходимо выделить пиво, квас, а также местный алкогольный напиток арака, который походит на виски. Разумеется, как и в любой кавказской стране, в Южной Осетии любят и умеют готовить шашлык.

Издавна главным занятием было скотоводство и земледелие. Также, на более ранних этапах местные жители занимались охотой.

В хозяйстве наибольшее развитие имели приготовление сыра и масла, производство сукна, изготовление изделий из дерева и металла, занимались осетины и обработкой шерсти. Костюм жителей Осетии имел следующий вид: узкие брюки, которые достигали башмаков, и бешмет. В горах использовалась своеобразная обувь - арчита, в качестве головного убора пользовались шапкой из меха овцы, а летом - горской шляпой. Женщинами в повседневной жизни носились платья со сборами в районе талии, имеющие стоячий отложенный воротник, прямой разрез на груди до пояса.

Прикладное и изобразительное искусство осетинского народа чрезвычайно богато. Так, местные умельцы занимались резьбой по дереву, вышивкой орнамента, обработкой металла, резьбой по камню и т.д. Осетинские музыкальные инструменты в основном схожи с кавказскими музыкальными инструментами. Среди таковых можно выделить пастушью свирель, арфу, двухструнную скрипку. На них играли только мужчины. Чуть позже в Осетии из России была занесена двурядная гармошка.

Осетины являются очень гостеприимной, толерантной и дружелюбной нацией.

Этническая история осетин – одного из коренных народов Кавказа – уже не одно столетие занимает умы историков, лингвистов, этнографов.

Среди своих соседей они выделяются тем, что говорят на языке, относящемся к иранской ветви индоевропейской языковой семьи, имеют особенности в материальной и духовной культуре, общественной жизни. Со второй половины XVIII века вопрос о происхождении осетин и их языка породил немало гипотез. Их считали остатками половцев, бежавших после разгрома русскими в XI в. (А.И. Гюльденштедт, XVIII в.); остатками готских племен, разбитых гуннами (Барон Гастгаузен, вторая четверть XIX в.); смешавшимися с арийцами семитами (В.Б. Пфаф, 60-е гг. XIX в.); иранцами (Вс. Миллер, Клапрот, акад. А. Шегрен, вторая половина XIX в.). Дальнейшие исследования убедительно показали, что в основе этногенеза осетин лежат глубокие кавказские корни. Их формирование связано с одной из величайших археологических культур Центрального Кавказа - кобанской - и пришлыми иноязычными народами - скифами, сарматами, а с I в.н.э. аланами.
Итак, два компонента участвовали в формировании культуры осетинского этноса: кавказский и древнеиранский. Часть исследователей отдает предпочтение в этом союзе иранцам, основываясь прежде всего на языковой принадлежности осетинского языка, а также на роднящих осетин с аланами многих особенностях культуры, быта и духовной жизни. В то же время исследователи отмечают, что пока нет возможности определить преобладающую роль того или иного компонента. Памятники кобанской культуры были открыты в 1869 г. в селении Верхняя Кобань и датируются концом II тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э.
Народность осетины в основном сложилась уже к началу монгольских завоеваний. К этому времени сформировались основные субэтнические группы осетин: иронцы и дигорцы.
Монгольское нашествие замедлило процесс формирования этноса. Но более всего от него пострадали осетины-дигорцы, численность которых сократилась. Часть из них ушла на запад и приняла участие в этногенезе карачаевцев, балкарцев, кабардинцев.
Деление осетин на две субэтнические группы предопределило и два самоназвания: ирон (иронцы) и дигорон (дигорцы). Большую часть осетин составляют иронцы. Кроме того, сохраняются и другие этнонимы: туалаг (двалы) - группа осетин, живущих в Наро-Мамисонском районе, и хусайраг (хусары), живущие в Южной Осетии.
В Российской Федерации в настоящее время проживает 402 тыс. осетин, из них в Республике Северная Осетия-Алания около 335 тыс., в Кабардино-Балкарии - 10 тыс, Карачаево-Черкесии - 4 тыс., в Южной Осетии - 65 тысяч.
Язык осетин также делится на два диалекта: иронский и дигорский. Разница между ними настолько велика, что говорящие не сразу могут понять друг друга. Осетины, живущие в Тагаурском, Куртатинском, Алагирском ущельях и большей части равнинных селений Северной Осетии, говорят на иронском диалекте. Осетины западной части Южной Осетии и верховьев р.Ардон говорят на туальском говоре иронского диалекта. Жители Дигорского ущелья и западной части равнинной Осетии, а также часть осетин, живущих в Моздокском районе и частично в Кабардино-Балкарии, говорит на дигорском диалекте. В русский язык этноним "осетины" пришел из грузинского языка, в котором этот народ именовался овсами или осами. Наиболее раннее его упоминание содержится в документе 1744 г. - описании Осетии в связи с православной миссией, возглавляемой архимандритом Пахомием.
В русских источниках первой половины XVII века осетины названы каракалканами. О них говорится в статейных списках русского посольства князя Федора Волконского и дьяка Артемия Хватова, которые в 1637 г. направлялись в Грузию через Дарьяльское ущелье.
Кроме того, в русских источниках ХУ1-ХУП вв. осетин называли осинцами, сони /сонские земли/. В конечном итоге экзоэтноним был принят и осетинами.

Этническая территория осетин в XVI—XVII вв. достаточно полно описана Вахушти Багратиони. Он называет ущелья Чими, Тагаури,Картаули, Пайкоми, Дигори, Басиани (Балкарию он включает в осетинские владения). В ХVШ в. на южных склонах Большого Кавказа осетинские села располагались в Кударском ущелье, по р.Лиахви, по рекам Паца, Кешельта, Эрмадион, в Джавском ущелье, в области Урс-Туалта (Белая Туалта), в верховьях р.Малой Лиахви, р. Ксани, р.Лехури, р.Арагви (кудские осетины). Поселения осетин были и в верховьях Терека (Трусовское ущелье), и в районе Коби.
Дигория, где осетинские поселения занимали ущелье р.Урух, была cамой западной областью этнической территории осетин. До 40-х гг. ХVШ в. местоположение этих поселений было достаточно стабильным. Затем начинаются миграции дигорцев на равнину и в предгорные области на восток до р.Урсдон, до густо заселенного Алагирского ущелья.
Более поздние миграции шли в северном направлении. Но это переселение затронуло только верхушку дигорского общества, что подтверждается документами Комиссии по разбору сословно-поземельных прав, созданной в 1849 г.
На северных склонах Большого Кавказа в состав Осетии входили три ущелья: Алагирское, Куртинское, Тагаурское иронским населением. Эти осетинские общества располагались вдали от посольских путей и до 60-80-х гг. XVIII в. были мало известны.
Так как Алагирское ущелье было менее пригодным для сельского хозяйства, миграции его жителей в предгорья и на равнину носили постоянных характер. Часть алагирцев заселяла высокогорье (область Уалагком) и южные склоны Большого Кавказа.
В Верховьях р.Ардон есть еще одна область расселения осетин - Туалта. Вахушти назвал ее Двалетией и отметил ее значительную заселенность. Формирование населения Двалети шло за счет алагирцев.
Восточная граница расселения осетин существенно менялась. В 70-е гг. XVIII в. самыми восточными осетинскими поселениями были расположенные в Дарьяльском ущелье Ларс, Чми, Балта.

В XVIII в. северную этническую границу осетин, граничившую с кабардинцами, заселяли выходцы из Дигорского, Алагирского, Куртатинского и Даргавского ущелий. Отсюда шло более интенсивное переселение на равнину, но в основном феодалов со своими подвластными. Равнинные земли были собственностью кабардинских князей, и им осетины платили различного рода дань.
С начала 60-x гг. XVIII в. осетины начали переселяться к Моздоку, а к концу века к Владикавказу. Из горной Осетии сюда переезжали целыми аулами, семьями, группами родственных семей. Постепенно Моздок стал значительным административным, торговым и культурным центром Осетии.
Существенные изменения в этнической карте Северного Кавказа, и осетины не исключение, произошли в период массового переселения горцев на равнину. Причина этого - малоземелье, чрезвычайно обострившееся со второй половины XIX в. Вс.Миллер и М.Ковалевский отмечали, что в горной Осетии "клочок земли, на которой может стоять бык, стоит быка". В 60-70-е годы на равнине возникли селения безземельных тагаурцев и курартинцев. Мигранты выходили и за пределы Осетии.
Общая картина расселения различных групп осетин сложилась к началу XX в. и в целом не изменилась в последующие годы.
Территория Осетии разнообразна по климатическим условиям: ее высокогорная часть пролегает в границах Главного и Бокового хребтов, здесь находятся мощные ледники (Цейский и др.), узкие долины с быстрыми реками, обрывистые склоны, поросшие сосной и кустарником, здесь умеренно-холодный климат; зона скалистого хребта - с более просторными долинами, широкими берегами рек, лиственными лесами, более мягким климатом. Эти два района чрезвычайно важны для истории осетин. Именно здесь находится большое число могильников, свидетельствующих об оседлой жизни коренного населения, древнейшие из них датируются III тыс. до н.э.
Главными занятиями осетин было земледелие и скотоводство, степень развития которых зависела от обеспеченности как пахотной, так и пастбищной землей. С древнейших времен осетины знали пшеницу,(мæнæу) и ячмень (хъæбæрæхор), овес. Проса в горах из-за холодного климата не сеяли, но в средние века предки осетин - аланы - возделывали его. В осетинском языке сохранилось его древнеиранское название «еу». Возделывали осетины и кукурузу, называя ее «нартхор» (нартовский хлеб). Моздокские осетины стали ее сеять лишь в 80-90-е гг. XIX века. В те же годы у них появляется рожь (хлеп), которая занимала большую площадь, чем кукуруза. На равнине широкое распространение получило просо, которое было преобладающим хлебным злаком и в соседних казачьих станицах.
Огородничество у осетин было развито слабо, о чем свидетельствуют названия основных огородных культур (свекла, огурец, чеснок и др.) - явно грузинского происхождения. Но уже в 80-е годы XIX в. осетины выращивали практически все огородные культуры, а также картофель, табак, подсолнечник, тыкву и арбузы. Это было исключительно женским занятием и служило преимущественно для домашних потребностей.
Садоводство было развито в еще меньшей степени. В то же время эпические сказания о нартах упоминают о садах и «яблоках нартов». Есть свидетельства, что в аланскую эпоху разводили и виноград. С середины XIX в. садоводство начало возрождаться.
Пчеловодство - одно из древнейших занятий осетин. Пчеловоды имели своего бога-покровителя - Анигола. На меду готовился любимый осетинами напиток - ронга. Со второй половины XIX в. пчеловодством стали заниматься в основном жители равнинных селений.
Наиболее древним занятием была, конечно, охота. Неслучайно в мифологии осетин бог охоты Афсати занимает одно из почетных мест. У охотников возник свой особый язык и практиковался запрет на произнесение настоящих названий зверей и дичи. Их заменяли условными наименованиями.
Вторым главным занятием было скотоводство. Разводили крупный рогатый скот - молочный и рабочий (пахали только на волах), овец, лошадей, а на равнине еще и верблюдов.
Осетины-цайта разводили двугорбых верблюдов (теуа), которых использовали на работе по извозу на трудных маршрутах (например, от Моздока до Астрахани). Очень ценилась верблюжья шерсть, из которой осетинки изготовляли сукна для черкесок, башлыков и т.д. Из нее делали одеяла, сдавали на закупочные пункты.
Особое место занимало коневодство. Конь использовался прежде всего для верховой езды, особая роль ему отводилась в обрядовой жизни осетин.
Популярным занятием было отходничество. Среди его видов особое место занимал извоз, наиболее распространенный у моздокских осетин. В извоз отправлялись большими группами и выбирали из своей среды старшего - «хъасаг» («старший спутник»). Дело это было небезопасное, молодежь к нему не допускали.
Подспорьем в сельской жизни были крестьянские промыслы. Занимались суконным и войлочным производством, обработкой овчины, кож, дерева.
С 60-х гг. XIX в. начинается экономическое освоение Россией Северного Кавказа. Хозяйство горцев сильнее втягивается в товарно-денежные отношения. В Северную Осетию начинает проникать и иностранный капитал, вложенный в разработку богатых месторождений полиметаллических руд в Садонском районе Алагирского ущелья. В связи с развитием промышленности появляются индустриальные поселки, растет численность городского населения. В 1875 г. была построена железная дорога, связавшая Ростов с Владикавказом, позднее, в 90-е годы, новая линия через Махачкалу (в прошлом Петровск-Порт)) соединила Осетию с Дагестаном, а затем и с Закавказьем.
В пореформенное время осетинская молодежь получила возможность учиться в средних и высших учебных заведениях России, духовных семинариях, гимназиях, землемерных училищах, в военно-учебных заведениях и т.д. Начинала зарождаться осетинская интеллигенция, ярким представителем которой в XIX в. был К.Хетагуров - основоположник осетинской художественной литературы, публицист, критик, драматург, художник и общественный деятель.
Из осетин - жителей равнинных районов, особенно моздокских - русская администрация формировала казачество. Казаки-осетины входили в состав Горско-Моздокского полка Терского казачьего войска и в целом русской армии. Высокая образованность и культура отличали подавляющее большинство офицеров осетинского казачества.
Существенные изменения хозяйственные занятия осетин претерпели в годы советской власти. В сельском хозяйстве в большей степени это коснулось их организации - создания колхозов и совхозов на базе традиционных занятий: земледелия и скотоводства. Но появились и новые отрасли. Слабо развитое прежде свиноводство постепенно стало в некоторых колхозах ведущей отраслью. Молодой отраслью коллективного хозяйства стало птицеводство, для которого пришлось специально готовить кадры.
В советский период промышленность Северной Осетии развивалась бурными темпами. Это способствовало оттоку сельского населения в города. Число городов и поселков городского типа росло. Владикавказ стал центром подготовки кадров национальных специалистов во многих отраслях промышленности.
Особенно бурный рост промышленных предприятий в 50-60-е гг. превратил Осетию в индустриальную республику. Хорошее знание русского языка и полученные высокопрофессиональные знания позволяют осетинам применять их и далеко за пределами республики.
Современная материальная культура осетин значительно европеизирована как в городе, так и на селе и имеет много общих черт с культурой других северокавказских народов. Однако в глаза бросаются и некоторые особенности, позволяющие отличить осетинское селение и по внешнему облику.
Для горной Осетии характерно множество мелких поселений. Они отличались скученностью, дома плотно прилегали друг к другу, и крыша нижних построек была двором верхних. Селения делились на кварталы, как правило родственные, и носили родовые названия (Абайты сых, Хъодзаты сых и др.). Стремление селиться ближе к родственникам сохраняется и сейчас.
Равнинные селения строились по берегам рек, при этом учитывали близость леса. Они имели уличную планировку, соответствующую требованиям властей. На равнине переселенцы старались селиться в соответствии с вероисповеданием, так распределяла земли и царская администрация. Одним из основных типов жилища в горной Осетии был двухъярусный каменный дом, нижний этаж которого имел хозяйственное назначение: там содержался скот, находился хозяйственный инвентарь. Второй этаж был жильем семьи. Третий, если он был, предназначался для гостей. В богатых лесом местах строили деревянные дома с двух- или четырехскатной крышей. Нередко строительным материалом был турлук (плетень, обмазанный глиной, смешанной с соломой). Горными жилищами были жилые башни (мæсыг), помимо которых строили башни сторожевые и боевые, принадлежавшие знатным фамилиям.
Жилища на равнине отличались и по конструкции, и по используемому строительному материалу. Самым дешевым и популярным здесь стал турлук, но со временем у более зажиточного населения появились и бревенчатые дома на низком фундаменте.
По возможности, для гостей строился отдельный дом или комната (кунацкая). Дом не считался частной собственностью, и любой мог им воспользоваться в случае надобности, даже не спрашивая хозяев.
Современные осетинские сельские дома строятся на высоком фундаменте из камня, при строительстве широко используется красный кирпич. Дома состоят из 3-4 комнат. Самодельная мебель давно вышла из употребления. Ее заменила мебель, меняющаяся вместе с модой на нее.
Одежда осетина была свидетельством его имущественного состояния. В мужской комплект входила черкеска (цухъа), характерная и для других горцев, бешмет (куырæт), надевавшийся под черкеску и наиболее удобный для работы, штаны, заправлявшиеся в чувяки (дзабыртæ), и ноговицы (зæнгæйæттæ). Обязательной частью мужского костюма был узкий ременный пояс с серебряными и медными пряжками и бляшками. На нем висели кинжал и разные мелочи для ухода за оружием: отвертка, сальница, кремень и т.д.
Важным элементом был головной убор: летом войлочная шляпа (ным тхуд) с широкими полями, зимой барашковая шапка-папаха, верх которой был из сукна или бархата. Необходимой одеждой была бурка (нымæт) и башлык (баслыхъ).
Основу женской одежды составляли рубаха и штаны. Уже в XIX в. не только на улице, но и дома нельзя было ограничиться ими. В конце XIX - начале XX в. появились платья, отрезные по талии и закрытые до полу. В городах и в среде сельской интеллигенции в начале XX в. можно было видеть и модные платья и блузки.

Верхней одежды - пальто - у горянок не было. Теплую одежду заменял стеганый на вате или шерсти короткий или длинный каптал, напоминавший по форме черкеску. Теплую одежду заменяла также шаль типа пледа, которую носили как на плечах, так и на голове.
В первой половине XX века традиционная одежда изменялась, все больше теряя национальный характер. В мужской одежде на всем Кавказе модной стала "кавказская рубаха" -"гибрид" бешмета и рубахи. С конца 30-х гг. ее стали носить с штанами-галифе. В отдельных случаях это сочетание можно было встретить и в 60-70-е гг. Такой комплект стал даже считаться "национальной одеждой", особенно галифе. Брюки навыпуск, неудобные в горных условиях, прививались очень туго.
Женская одежда также в этот период развивалась в направлении утраты национального характера. В 196O-70 гг. девушки и молодые женщины народов Северного Кавказа перешли на современную модную одежду, которую вначале шили сами, а затем стали покупать готовую. Но при этом сохраняются возрастные различия в ношении одежды. Например, женщины старшего возраста носят платья только с длинным рукавом независимо от погоды.
Для Осетии XVIII - XIX вв. характерна неравномерность развития общественных отношений. Вся общественная жизнь регламентировалась нормами адата, т.е. обычного права. Со второй половины XIX в. они превратились в юридические нормы, были зафиксированы в письменной форме, и власть в судебной практике нередко ими пользовалась.
Древней осетинской формой самоуправления был "ныхас", состоявший из стариков, которые решали все проблемы, возникавшие в селении. Только в 80-х гг. XIX в. власти ввели сельские сходы, на которых должны были присутствовать представители каждой семьи. При этом не было
учтено, что в присутствии старших младшие не могли ни противоречить, ни выражать своего мнения. Они только слушали, не имея никакого влияния на исход дела.
Преобладающей у осетин уже к началу XX века была семья в ее малой форме. Вместе с тем, до 20-х гг. XX в. сохранялись и большие семьи, состоявшие из 30-40 и более человек.
Создание новой семьи было большим событием для всего общества. Вместе с тем, существовали ограничения в выборе брачного партнера. Запрещались браки между представителями одной фамилии и даже разных, если был общий предок; невеста не могла быть родственницей по материнской линии, нельзя было вступать в брак с представителем или представительницей другой религии (между жителями христианских и мусульманских селений), несмотря на то, что часть осетин христиане, а часть мусульмане. Но последнее ограничение нередко нарушалось.
Богата и многообразна обрядовость осетин: свадебная, родильная, похоронная. Она зависит, конечно, от религиозной принадлежности той или иной группы населения, но содержит и много общекавказских черт, сохранившихся с прошлых эпох и вместе с обрядностью других народов региона изменившихся в советское время. Наибольшей консервативностью отличаются похоронные и поминальные обряды и обычаи, корни которых уходят в скифо-сармато-аланскую эпоху и не имеют аналогов у других народов Кавказа.
Поминальный и погребальный обряды осетин претерпели, тем не менее, значительные изменения. Посвящение коня, обрезание косы у вдовы и многое другое осталось в прошлом. Но как в прошлом, так и сейчас исполнение обрядов сопряжено со значительными расходами, которые берут на себя все родственники умершего, соседи, друзья. Осетины - единственный на Северном Кавказа народ,кроме русских, исповедающий христианство, которое пришло к ним от алан. Они оставили архитектурные памятники христианского средневековья не только в Осетии, но и в Карачаево-Черкессии. После монголо-татарского нашествия язычество вновь стало господствующей религией. В XVII в. часть северных осетин приняла мусульманство. Это было общим явлением у народов Северного Кавказа.
Во второй четверти XVIII в. Россия начала миссионерскую деятельность по христианизации населения Осетии.
Но ни ислам, ни христианство по сей день не смогли вытеснить из сознания и богатой духовной культуры осетин языческих традиций. У каждой осетинской фамилии сохраняются свои святилища - дзуары, священные места, рощи, отдельные священные деревья.
Особое место в духовной культуре осетин, не имевших до половины XVIII в. своей письменности, занимает устное поэтическое творчество. Среди многих его жанров исключительный интерес представляют сказания о нартах (Нарты кадджытæ). Нартский эпос возник в древнейший период истории осетин и развивался в последующие века, включая средневековье.
Массовый характер имело умение петь и сочинять песни, которые сопровождали осетина везде - в труде, радости, печали, дома и в дороге.
В национальной культуре почетное место занимает танцевальная культура. Есть несколько видов танцев: массовый танец /симд/, парные танцы (тым-был кафт и др.), медленный танец (хонгæкафт), мужской сольный танец на носках (рог кафт). Каждый из танцев имеет свою музыку, исполняемую на осетинской гармони (фæндыр), используются и струнные музыкальные инструменты.
Традиционная осетинская культура не утратила своего значения и в наши дни. Она стала основой для развития профессионального и самодеятельного творчества, дала Осетии и миру талантливых музыкантов, дирижеров, певцов, художников, танцоров.
Современная осетинская культура, как сельская, так и городская, в значительной степени европеизирована.