Парный твердый или мягкий звук. Какие они разные эти звуки согласные

Владение устной речью очень важно для социальной жизни и развития индивида. Большое внимание в изучении родного (или иностранного) языка уделяется разговорной речи — правильному произношению фонем. Существует множество слов, различающихся лишь отдельными звуками. Поэтому функционированию органов речи и звукообразованию уделяется особое внимание.

Производство звуков

Звукообразование происходит в результате умственной и речевой деятельности человека. Голосовой аппарат состоит из диафрагмы, гортани, надгортанника, глотки, голосовых связок, полости носа и рта, язычка, нёба (мягкого и твердого), альвеол, зубов, языка, губ.

Язык с нижней губой активно участвуют в звукопроизводстве. Зубы, нёбо, верхняя губа остаются пассивными.

Производство звуков (фонем) включает:

  • респирацию — дыхание,
  • фонацию — использование гортани и голосовых складок для создания фонем,
  • артикуляцию — работу для звукопроизводства.

Шумные (глухие) русского языка

Букв в русском языке ровно 33, а звуков гораздо больше — 42. Гласных фонем, состоящих из чистого голоса, — 6. Оставшиеся 36 звуков — согласные.

В создании 16 согласных фонем участвует только шум, образующийся в результате преодоления выдыхаемым воздушным потоком неких преград, представляющих собой взаимодействующие речевые органы.

[к, ], [п, ], [с, ], [т, ], [ф, ], [х, ], [ч, ], [щ, ], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш] — глухие согласные звуки.

Чтобы научиться определять, какие согласные звуки глухие, надо знать их основные особенности: каким способом и в каком месте они образуются, как участвуют голосовые складки в их производстве, имеется ли палатализация при произношении.

Образование шумных согласных

В процессе производства глухих согласных фонем происходит взаимодействие различных органов речевого аппарата. Они могут смыкаться друг с другом либо образовывать щель.

Глухие согласные звуки рождаются, когда выдыхаемый преодолевает эти преграды. В зависимости от вида препятствий глухие фонемы разделяют на:

  • смычные взрывные [к, п, т, к, п, т];
  • смычные щелевые (аффрикаты) [ц, ч, ];
  • щелевые (фрикативные) [с, ф, х, щ, с, ф, х, ш].

В зависимости от мест, где образуются преграды, среди глухих фонем различают:

  • губно-губные [п, п];
  • губно-зубные [ф, ф];
  • переднеязычные зубные [с, с, т, т, ц];
  • переднеязычные нёбно-зубные [ч, щ, ш];
  • заднеязычные задненёбные [к, х, к, х].

Палатализация и веляризация

Шумные фонемы классифицируются с учетом степени напряженности середины языка. Когда в процессе звукопроизводства к твердому нёбу поднимаются передняя и средняя области языка, рождается палатализованный согласный (мягкий) глухой звук.Веляризованные (твердые) фонемы производятся путём поднятия корня языка к задней области мягкого нёба.

6 мягких и 6 твёрдых шумных глухих фонем составляют пары, остальные пар не имеют.

Парные глухие согласные звуки — [к, — к], [п, — п], [с, — с], [т, — т], [ф, — ф], [х, — х]; [ц, ч, ш, щ, ] — глухие непарные согласные звуки.

Артикуляция

Сочетание всех работ отдельных органов речевого аппарата, задействованных при произнесении фонем, называют артикуляцией.

Чтобы речь была понятной, надо уметь четко проговаривать звуки, слова, предложения. Для этого требуется тренировать свой речевой аппарат, отрабатывать произношение фонем.

Поняв, как образуются глухие согласные звуки, как их правильно произносить, ребенок или взрослый гораздо быстрее овладеет речью.

Звуки [к — к, х — х, ]

Опустить конец языка, слегка отодвинуть от резцов нижней челюсти. Рот приоткрыть. Заднюю часть языка поднять так, чтобы она соприкоснулась с пограничной зоной приподнятых мягкого и твёрдого нёба. Посредством резкого выдоха воздух преодолевает преграду — [к].

Прижаться концом языка к нижним передним зубам. Среднюю и заднюю часть языка сблизить со средне-задней областью твёрдого нёба. Выдохнуть — [к, ].

При производстве фонем [х — х, ] органы речи располагаются аналогично. Лишь между ними остается не смычка, а щель.

Звуки [п — п, ]

Сомкнуть губы, язык оставить свободно лежать, кончик его чуть отодвинуть от нижних резцов. Выдох. Воздушная струя прорывается сквозь губы — [п].

Губы располагаются так же. Конец языка прижать к резцам нижней челюсти. К твёрдому нёбу приподнять середину языка. Резким толчком воздуха преодолевается губная преграда — [п, ].

Звуки [с — с, ]

Губы растянуть, зубы почти сомкнуть. Концом языка коснуться передних зубов нижней челюсти. Выгнуть язык, приподняв среднюю спинку к нёбу. Его боковые края прижимаются к верхним жевательным зубам. Воздушный поток проходит по канавке, образующейся в середине языка. Преодолевает щель между альвеолярной дугой и передней спинкой языка — [с].

Фонема [с, ] произносится аналогично. Лишь середина язык поднимается повыше, а передняя больше выгибается (канавка исчезает).

Звуки [т — т, ]

Приоткрыть губы. Конец языка упереть в резцы верхней челюсти, образовав смычку. Струя выдыхаемого воздуха с силой прорывается через преграду — [т].

Положение губ такое же. Кончиком языка прижаться к нижним резцам. Передней частью языка коснуться верхней альвеолярной дуги, создав смычку. Под напором воздушной струи преодолевается преграда — [т, ].

Звуки [ф — ф, ]

Нижнюю губу чуть втянуть и прижать к ней верхние резцы. Заднюю часть языка приподнять к задней области мягкого нёба. На выдохе воздух проходит через плоскую щель, образованную губой и зубами — [ф].

Губы и зубы в том же положении. Кончик языка придвинуть к нижним резцам. Среднюю часть языка приподнять к нёбу. Поток воздуха проникает сквозь губно-зубную щель — [ф, ].

Звук [ц]

Звук производится в два этапа:

  1. Растянуть немного напряженные губы. Конец языка притиснуть к передним нижним зубам. Приподнять переднюю часть языка, сомкнув с твёрдым нёбом (сразу за альвеолярной дугой).
  2. Воздушный поток поступает в ротовую полость. Язык чуть изогнуть — среднюю часть приподнять, заднюю опустить, боковые края прижать к жевательным зубам. Смычка превращается в щель и воздух выходит наружу — [ц].

Звук [ч, ]

Образование фонемы состоит из двух фаз:

  1. Чуть округлить и выдвинуть губы. Концом и передней частью языка прижаться к твёрдому нёбу и альвеолярной дуге, создав преграду.
  2. Вытолкнуть воздух: на месте смычки между языком и нёбом получатся щель. Одновременно надо приподнять середину языка — [ч, ].

Звук [ш]

Слегка округленные губы выдвинуть. Конец языка приподнять до образования узкого прохода с нёбом и альвеолярной дугой (1-я щель). Опустив середину языка, поднять его заднюю часть (2-я щель). Края прижать к жевательным зубам, образовав чашу. Плавно выдохнуть — [ш].

Звук [щ, ]

Губы немного выдвинуть и округлить. Конец языка поднять к альвеолярной дуге, не прижимая, чтобы остался просвет. Язык приподнять к твёрдому нёбу (кроме передней части), краями прижаться к коренным зубам верхней челюсти. Выдохнуть медленно. Центральная часть языка уходит вниз, создавая желоб, по которому проходит воздушный поток. Язык напрягается — [щ, ].

В речевом потоке глухие согласные звуки соседствуют с другими фонемами Если после шумной фонемы следует гласная, то губы принимают положение для артикуляции последней.

Сопоставление шумных глухих и звонких фонем

Звонкими являются фонемы, в образовании которых участвует одновременно голос и шум (последний преобладает). Некоторые звонкие имеют парные звуки из числа глухих.

Парные глухие согласные звуки и звонкие: [к — г], [к, — г, ], [п — б], [п, — б, ], [т — д], [т, — д, ], [с — з], [с, — з, ], [ф — в], [ф, — в, ], [ш — ж].

Звонкие и глухие непарные согласные звуки:

  • [й, л, м, н, р, л, м, н, р] — звонкие (сонорные);
  • [х, ч, щ, х, ц] — шумные глухие.

Обозначение шумных фонем буквами

Умение грамотно писать не менее важно, чем говорить. Овладение письменной речью сопряжено с ещё большими трудностями, так как некоторые звуки на бумаге могут записываться разными буквами или буквосочетаниями.

Глухие согласные звуки при написании передаются аналогичными буквами, если находятся в сильных позициях.

По глухости-звонкости: перед гласным, [в — в, ], другими шумными (применимо к парным глухим!).

По твёрдости-мягкости: перед гласным, [б, м, г, к, п, х, б, м, г, к, п, х, ] — для звуков [с, с, т, т, ], в конце слова.

В остальных случаях для определения верной буквы (либо сочетания букв) для глухой согласной фонемы надо применять определенные правила русского языка. А иногда необходимо просто запоминать верное написание слов (словарных).

В русском языке существуют звонкие и глухие согласные звуки. При изучении фонетики (науки о звуках речи) и графики (науки о буквах алфавита) необходимо четко знать, какой звук является глухим, а какой звонким.

Для чего это нужно?

Дело в том, что в русском языке не обязательно буквы, обозначающие звонкие согласные, будут читаться звонко во всех случаях. Также бывают случаи, когда буквы, обозначающие глухие звуки, читаются звонко. Правильное соотнесение буквы и звука существенно поможет в изучении правил написания слов.

Разберем подробнее, что означают понятия глухости и звонкости. Образование звонких согласных происходит благодаря шуму и голосу: воздушная струя не только преодолевает препятствие в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

  • К звонким относятся следующие звуки: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.
  • Однако в фонетике из данного ряда звуков выделяют еще так называемые сонорные, которые максимально приближены по своим характеристикам к гласным звукам: их можно пропеть, продлить в речи. К таким звукам относятся й, р, л, н, м.

Глухие согласные звуки произносятся без участия голоса, только при помощи шума, голосовые связки при этом расслаблены.

  • Данные буквы и звуки включают в себя следующие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Для того, чтобы легче было запомнить все глухие согласные в русском языке, необходимо выучить фразу: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!». Все согласные звуки в ней являются глухими.

Пары звонких и глухих согласных

Звонкие и глухие звуки и обозначающие их буквы противопоставлены в русском языке и образуют пары:

  1. б-п,
  2. в-ф,
  3. г-к,
  4. д-т,
  5. з-с,
  6. ж-ш.

Если учесть, что согласные в этих парах могут быть еще и мягкими (кроме ж-ш), то всего наберется 11 противопоставленных пар по глухости-звонкости. Перечисленные звуки называются парными. Остальные звонкие и глухие звуки пар не имеют. К звонким непарным относятся вышеперечисленные сонорные, а к глухим – х, ц, ч, щ. Более подробно изучить эти звуки вам поможет таблица согласных, представленная на нашем сайте.

Нажмите на картинку, чтобы распечатать таблицу со звонкими и глухими согласными звуками

Как же получается, что буквы в русском алфавите могут обозначать несколько звуков?

Особенности произношения звука часто предопределены его положением в слове. Так, звонкий звук в конце слова оглушается, и такая позиция звука называется «слабой». Оглушение может происходить и перед следующим глухим согласным, например: пруд, будка. Пишем звонкие согласные, а произносим: прут , бут ка.

И наоборот, глухой согласный может стать звонким, если после него идет звонкий звук: молотьба, но произносим маладь ба. Зная данную особенность русской фонетики, мы проверяем написание согласных в конце и середине слова с помощью проверочных слов: молотба – молотить, пруд-пруды, будка – будочка. Проверочное слово подбираем так, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная.

Чтобы запомнить, каким является звук по своей характеристике, необходимо провести в уме ассоциации звука с каким-либо предметом, событием или природным звучанием. Например, звук ш похож на шуршание листьев, а звук ж – на гудение пчел. Ассоциация поможет вовремя сориентироваться. Еще один способ – создание фразы с определенным набором звуков.

Таким образом, знание соотнесения буквы и звука чрезвычайно важно для правописания и правильного произношения. Без изучения фонетики невозможно изучение и правильное восприятие мелодики языка.

Видео-урок про звонкие и глухие согласные:

Тралик и Валик о звонких и глухих согласных звуках

Еще один видео-урок для детей с загадками про звонкие и глухие согласные звуки

1. Грамматическая сказка.

Парные и непарные

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы А - Я, У – Ю, Ы – И, Э – Е, О – Ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С.

Причём буквы Б, В, Г, Д, Ж, З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы.

А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие буквы робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Щ, Ъ, Ь.

Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнёром. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

2. Согласные, как вы знаете, бывают глухими и звонкими. Некоторые из них так похожи друг на друга – настоящие «двойняшки»; одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда одни говорят – их слышно, а других очень трудно услышать, как они, ни стараются. Это парные по звонкости – глухости. Для каждого из этой пары есть свой костюм, чтобы достойно представлять звук в алфавите.

Не излишество ли это?

Нет, ни в коем случае, ведь они, помимо всего прочего, ещё и помогают различать слова по смыслу: шар – жар, кол – гол, пыль – быль, удочка – уточка и т.д.

Эти буквы – двойняшки нужно хорошо выучить, так как с ними ещё будет много хлопот. В алфавите они заняли целых два этажа.

А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце оглушаются и нужно догадаться (с помощью проверочного слова), какую букву следует писать. Нужно изменить слово так, чтобы согласный слышался ясно:

дуб – дубы, бровь – брови, глаз – глаза и т.д.

3. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Шубка, шапка, сугроб, грибки, столб, ястреб, гриб, робкий, дуб, рыбка, крепкий, тулуп, клубки, клуб, клоп, дубки, губка, суп, рябчик, озноб, топкое, зябко, зуб, хрупкий, скорлупка, ошибка, лапка, царапки, репка, серп, хлеб, зубки, прорубь, щепка, улыбка, лоб, липка, лепка, клуб, герб, скрип, голубь, охапка, голубка, пробка.

В – Ф

Пуговка, травка, сливки, коровка, булавка, ловкий, здоров, поливка, плутовка, телеграф, поплавки, лавка, много дров, шкаф, готов, жираф, морковка, любовь, кофта, головка, канавка, клюв, обувь, рукав, чернослив, деревце, красив, вежлив.

Г – К

Снег, лёгкие, луг, лук, мягкий, когти, овраг, враг, круг, берег, пирог, сапог, ночлег, флаг, творог, язык, хирург, друг, плуг, кок, бок, звук, бог, вокруг, танк, продрог, стог, столб, юг, кулак, визг, утюг, четверг, рыбак, далёк, широк, глубок, высок, котёнок, волчонок, галчонок, земляк, червяк, синяк, ельник, ледник, моряк, дубняк, пустяк, вестник, путник, спутник, работник, шутник.

Д – Т

Грядки, зарядка, тетрадка, заплатка, незабудка, сладкий, грудка, труд, год, брат, лодка, поход, палатка, шёрстка, верблюд, детки, лебёдки, объедки, пароход, подъезд, загадка, старость, походка, изгородь, гладкий, лошадка, город, площадка, детский сад, остатки, брод, запад, град, свет, гладь, вид, редкий, дождь, крот, рядком, кроватка, клёст, дрозд, газетчик, лётчик, кот, код, платки, завод, нефть, въезд, мост, отряд, народ, кровать, утка, съезд, закладка, огород, портрет, в порядке, медком, ветка, невод, проводка, короткий. прятки, шаткий, медведь, початки, блюдце, посадка, закладка, Медведко, пакет, нитки, чуткие, молотьба, ходьба, пулемётчик, находка, чистка, монетка, ветхая, ягодка, жидкий, бородка, городки.

Ж – Ш

Ножки, ложки, чашки, кружки, ёж, дорожка, тележка, рожь, дружки, плюш, страж, пейзаж, подушка, кашка, пирожки, хорош, пригож, снежки, глушь, брошка, дрожь, ладошка, корешки, букашки, уж, прыжки, мешки, флажки, ландыш, серёжки, сыроежки, мишка, чертёж, мышка, варежка, подружка, репортаж, пичужка, клюшка, окрошка, морж, сапожки, у петушка, орешки, пташка, шишка, лягушка, снежки, лукошки, чиж, рубашка, экипаж, книжка, рожки, пляж, багаж, ромашка, гармошка, стружка, ушки, гребешком, коврижка, карандаш, гараж, ёрш, тишь, душ, камыш, мошка, манеж, тишь, хрюшка, опушка, пробежка, картошка, бумажка, лаваш, игрушки, поварёшка, братишка, макушка, избушка, детишки, зайчишка, трусишка, пёрышки, промокашка, кумушка, зёрнышки, бабушка, старушка, крылышки, кормушка, петрушка, бедняжка, полюшко, рыбёшка, матушка, веснушки, детушки, волюшка, малышка, мордашка, зимушка, малыш, лепёшка.

З – С

Резкий, низкий, Барбос, мороз, вяз, паровоз, сенокос, берёзка, слёзки, повозка, узкий, вкус, арбуз, груз, парус, замёрз, изморось, изморозь, проказник, ужас, сказка, Денис, витязь, связь, рысь, грызть, интерес, глаз, повис, вниз, срез, повязка, блузка, близкий, подсказка, колхоз, указка, замазка, лесть, лезть, мазь, вырезка, полюс, колос, карась, надпись, пастух, Русь, просьба, покраска, нос, скользкий, пастбище, редиска, нести, ползти, салазки, резьба, вести, развязка, навес, поднос, соска, киска, миска, исчез, дольки, голос, грузчик, переписчик, вязкий.

4. Найди парные согласные в пословицах.

Мёд есть – в улей лезть.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лесть.

Хвост голове не указка.

Хлеб - всему голова.

Хлеб - батюшка, вода – матушка.

Мал золотник да дорог.

По Сеньке и шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок – год хорош.

Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

Слаще всех плодов – плод честного труда.

Свой глаз – алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

Не шубка греет, а хлеб.

5. К данным существительным подберите существительные с суффиксом –очк-.

Ла…ка - _________, блу…ка - _____________,

тетра…ка - ___________, вере…ка - ____________,

про…ка - ____________, ре…ка - ______________.

6.К данным прилагательным подберите прилагательные-антонимы.

Густой - ________________, высокий - __________________,

Далёкий ________________, горький - ___________________.

7.Подберите к предложениям подходящие по смыслу слова существительные со звонкими и глухими согласными в середине слова.

Метель заметает __________________________________________.

Ученики класса делали для книг _____________________________.

8. Вставь пропущенную согласную в слово, запиши проверочное слово.

Оши…ка, _________________ - варе…ка,

Бума…ка, __________________ - ни…ка,

Бесе…ка, ___________________ - скри…ка,

Ска…ка, ___________________ - селё…ка,

Про…ба, ___________________ - лягу…ка.

9. Составьте предложение со словами каждой строчки.

Мышка, кошка, глазки, лапки.

Дружба, книжки и тетрадки,

Шубка, шапка и сапожки,

И берёзка, и серёжки.

10. Вставьте пропущенные буквы.

Сне…ки, пры…ки, фла…ки, кры…ки, оре…ки.

11. Подберите нужные слова.

Как называется избушка, где живёт сторож?

Украшение в ушах.

Твёрдая застёжка на поясе.

Часть стола или стула.

12. Превращение слов.

Измените одну букву в словах. Подберите к каждому проверочное и запишите.

Лес – (лев), бог – (дог), сказка – (указка), ложка – (лодка), репка – (щепка), круг – (друг), хлеб – (хлев), клёв – (клюв), шлюпка – (шляпка).

13.Цепочка слов.

Каждое новое слово должно начинаться с буквы, на которую

оканчивается предыдущее, а заканчиваться парной звонкой или глухой

согласной.

Холод - …(дед – дог – газ – зуб – брод - …).

Автобус – (след – друг – год – дрозд – долг – град - …)

Мороз – (зуб – багаж – жук – куб - …)

14. Подчеркните в словах согласную, произношение которой расходится с

правописанием.

Флаг, отряд, дом, холод, линейка, лёд, мел, поход, мороз, стол, цветок,

суп, книга, стакан.

15. Подчеркните в словах парные звонкие и глухие согласные.

Молот - молод, серп-герб, воз-нос, пруд-прут, рот- род, плот-плод,

мороз - вырос, зуб-суп.

16. Допишите согласные.

Сугро…, заво…, эта…, моро…, рука… .

17. Подчеркните в словах звонкие и глухие согласные, припиши к ним

проверочные слова.

Тетрадь- тетради, книжка-книжечка,

утюг-_________, грибки-_________,

пирог-________, дубки-__________,

сторож-_______, узкий-__________.

18. Подчеркните в словах звонкие согласные.

Автомобиль, дубки, ягодка, ножка, знамя, метро, топор, море, суббота,

лето, лепка.

19. К данным словам из первого столбика подберите по смыслу слова из

второго столбика. Составьте с ними предложения.

ветер мя…кая

зайчик у…кая

лёд ре…кий

дорога кре…кий

подушка ро…кий

20. Подчеркните в словах глухие согласные.

Сирень, топор, мебель, хлеб, ошибка, горох, цирк, народ, книжка, часы, линейка, овца.

21.Вставьте пропущенные слова с парными согласными.

Ученик сделал в диктанте три ____________.

В аквариуме живут золотые _____________.

К лесу вела узкая ___________.

Сторож живёт в ____________.

У берега реки стояла ветхая _________.

В берлогу зале… бурый _____________.

22. Подчеркните в словах парные глухие и звонкие согласные в середине

Кошка – ложка, игрушка-дорожка,

коляска-повязка, снежки-смешки,

шубка-шапка, косьба-резьба.

23. Запишите глаголы в прошедшем времени.

Слезет - ___________, озябнет - ______________,

замёрзнет - ________, исчезнет - _____________,

приползёт -________, отгрызёт -______________.

24. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие согласные, а

потом – глухие.

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чаще идёт.

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт. (И.Бунин)

25. Ошибки.

Какие слова путает Андрей? Понятны ли будут в его записи предложения?

В классе пишут под диктовку:

«Я принёс из леса гриб».

Лишь Андрей выводит ловко:

«Я принёс из леса грипп».

Ну, скажите, почему?

Игроки владеют басом,

А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везёт ему?

26. Найдите все орфограммы и объясните их правописание.

За деревней – луг,

А на грядке – лук.

А по речке – плот,

А на груше – плод.

27. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева.

Ещё земли печален вид, Ещё природа не проснулась,

А уж весною воздух дышит, Но сквозь редеющего сна

И мёртвый в поле стебель колышет, Весну услышала она

И елей ветви шевелит. И ей невольно улыбнулась.

1) Посчитайте, сколько в каждой строчке глухих согласных.

2) Найдите самую «глухую» строку (то есть такую, где больше всего глухих согласных) и самую «звучную» (где больше всего звонких согласных). Прочитайте их вслух ещё раз.

3) Подумайте, как связано содержание этих строк с количеством глухих согласных звуков?

28. Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных

предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к

названному слову подбираете проверочное.

Вот эти слова: чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-

прихватка, салфетка.

29. Поднимите нужную карточку (В-Ф, З-С, Д-Т).

Аист делает заря…ку - Пеликан ныряет ло…ко.

То вприпрыжку, то вприся…ку, Вот что значит трениро…ка!

Осьмино… надел перча…ки, Рак зале… на самокат,

А тюлень удрал с площа…ки. Все вперё…, а он – наза… .

30. Напишите слова: де…, пру…, клее…, ры…ка, ёр… . Составьте текст по

этим опорным словам. Попробуйте призвать на помощь контролёра –

гласного и определить правильное написание. Какие слова вы проверяли

изменением слова, а к какому подбирали родственное слово?

Непроизносимые согласные

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать не ясно вам…

Чтобы знать, как писать, Не чудесно, не прекрасно,

Надо слово изменять, А ужасно и опасно

И за звуком непонятным Букву Т писать напрасно.

Быстро гласную искать. Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

1. Беседа о непроизносимых согласных.

Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, скрываются. Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание.

А почему всё–таки исчезают звуки?

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть. Например, почему в слове лестница мы пишем букву т? В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что же касается само слова лъства, то оно образовано от глагола лезти, лезть, с помощью суффикса –тв(а).

Значит, непроизносимое т в существительном лестница – это остаток суффикса –тв(а).

2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать

однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.

Некоторые слова проверить нельзя. Запомните: чувство, лестница.

Д – звёздный, поздно, праздник, сердце.

Т – доблестный, грустный, костный, устный, лестница, окрестность, местность, свистнул, известный, прелестный, яростный, честный, счастливый, вестник, тростник, капустный, ненастный, радостный, частное,

Гигантский, областной, властный, крепостной.

В – чувство, здравствуй.

Л – солнце.

Сочетание сн - зн.

СН – чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, напрасно, вкусно, интересно, тесный, пресный, небесный, парусный, согласный, безгласный, бессловесный.

ЗН – безобразный, любезный, железный, колхозный, серьёзный, алмазный.

3.Найдите и выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом

запишите проверочные слова.

а) Доблестный, лестница, лист, добрый, свистнул, тростник, портфель,

облако, вестник, окно, здравствуй.

б) Здоровье, солнце, лист, сердце, звёздный, книга, друг, известный,

радостный, окрестность, столбик, яростный, честный, праздник,

прелестная.

4. Спишите слова, обозначающие признаки предметов. Вставьте

пропущенные буквы. Рядом запишите слова, обозначающие предметы.

Извес…ный (кто?) … . Праз…ничный (что?) … .

Грус…ный (что?) … . Звёз…ное (что?) … .

Капус…ный (что?) … . Чес…ный (кто?) … .

5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы

Ст…ит м…розная п…года. Иней запушил в лесу берёзки, …синки,

старую ол…ху. Ожила л…сная п…ляна. Прил…тели снегири, синички. Под елью заяц зарылся в сне… .

Вдруг заш…пело по лесу, побежала позёмка. Стало в л…су т…мно. Нал…тел ветер. Д…ревья закач…лись. Пол…тели сугробики с еловых ла… . Сне… посыпал. Началась в…юга.

Со…нце осв…тило окрес…ность. Хрус…нула сухая ветка во сне прол…тела прелес…ная птичка. Пастух гонит стадо на пас…бище.

Сне… выпал поз…но. Грус…ные ст…ят дни. Все ждут радос…ный праз…ник.

6. Образуйте от существительных прилагательные.

Радость - ____________________,

ненастье - ___________________,

счастье - ____________________,

звезда - ______________________,

свист - ______________________,

прелесть - ___________________.

7. Составьте из данных слов предложения и запишите их. Вставьте

пропущенные буквы.

Узнать, нашу, зимой, трудно, мес…ность.

Покрыто, ковром, снежным, всё.

Ненас…ная, погода, стоит.

Дует, ярос…ный, ветер, холодный.

Смотреть, на, деревья, грус…но, голые.

8. Определите на слух слова с непроизносимыми и сомнительными

согласными и подберите проверочные к ним слова.

Мороз и солнце, День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?..»

9. Прочитайте стихотворение выразительно, объясните все орфограммы, а

затем попробуйте написать по памяти любые запомнившие вам четыре

С неба смотрит солнце Но посветит солнце

Миллионы лет. И уходит прочь.

Льёт на землю солнце А живое сердце

И тепло и свет. Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого,

Никакие тучи

Не затмят его!

10. Загадки. Напишите отгадки с проверочными словами

Раскинут ковёр, День и ночь стучит оно,

Рассыпан горох: Словно бы заведено.

Ни ковра не поднять, Будет плохо, если вдруг

Ни гороха собрать. Прекратится этот стук.

(Звёздное небо) (Сердце)

Ну-ка, кто из вас ответит6

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (Солнце)

11. От слов, данных в скобках, образуйте имена прилагательные, полученные

словосочетания напишите.

День (праздник); вечер (поздно); утро (ненастье); улыбка (радость);

поступок (честь); труд (доблесть); жизнь (счастье); вид (грусть).

12.Допишите пословицы словами с непроизносимыми согласными.

Рукам работа – душе … .

Не в силе …, а в правде.

В большом … и далёкое близко.

… труд – наше богатство.

… часов не наблюдают.

Слова для справок: счастливые, честный, сердце, праздник, честность.

13. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами с непроизносимыми

согласными.


Похожая информация.


Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими), а также перед j (на письме – перед разделительными ъ и ь , см. § 27–28). Примеры:

Согласные в корнях и суффиксах:

1) на конце слова: ду б (ср. дуба, дубок ), глу п (глупа, глупый ), гра бь (грабить ), сы пь (сыпать ), но с (носы ), во з (возы ),го д (года ), кро т (крота ), жена т (женатый ), рука в (рукава ), кро вь (крови, кровью ), штра ф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымо к (вымокать, мокнуть, мокрый ), синя к (синяки ), мо г (могут, могла ), малы ш (малыша, малышня ),монта ж (монтажа, монтажный ), дро жь (дрожи, дрожать ); ср. изморо зь (изморози, морозы, морозить ) и изморо сь (измороси, моросить );

2) перед согласными:

а) перед глухими: ду б ки (ср. дубы, дубок ), тря п ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), ку п ца (купец ), о в ца (овец ),ло в кий (ловок ), рука в чик (рукава ), шка ф чик (шкафы ), ни з кий (низок ), ми с ка (мисок ), Ва сь ка (Вася ), Ку зь ка (Кузя, Кузьма ), ка д ка (кадок ), ме т кий (меток ), ко г ти (коготь ), ло к ти (локоть ), бе г ство (бегу, беглый ), ло ж ка (ложек, ложечка ), комнату ш ка (комнатушек ), крылы ш ко (крылышек ); ср. впереме ж ку (перемежаться ) и впереме ш ку (перемешать ), су п чик (супы ) и су б чик (субъект );

б) перед парными звонкими (кроме в ): моло ть ба (молотить ), сва дь б а (свадеб, свадебный ; не проверять словомсватать ), хо дь ба (ходить ), про сь ба (просить ), ре зь ба (резать ), вол ш ба (волшебный ), бо ж ба (божиться ), вра ж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ), ж дать (поджидать ).

Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ), разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке источнике (латинском). О соотношениях типа прогноз – прогностический, диагноз – диагностика см. a.1.3.1.3 , п. 2, Примечание 1.

Согласные в приставках (перед глухим или парным звонким согласным, кроме в ): в ходить, в бивать (ср. войти, влезать ), на д колоть (надрезать, надорвать ), о б тесать, о б жарить (оборвать, обрубить, объехать ), о т говорить, о т зыв, о т советовать (отучить ), по д кинуть, по д бросить, по д сылать (поднести, подослать ), с делать, с хитрить (суметь, смочь, свалить ), Пре д карпатье (Предуралье ).

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме - обозначить с помощью транскрипции - [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б"], [з"], [в"], [д"], [й"], [н"], [к"], [м"], [л"], [т"], [с"], [п"], [р"], [ф"], [г"], [х"].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них - [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук - [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова - [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль - [мол’], мел - [м’эл], калитка - [кал’итка], пир - [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит "ь" и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген - [г"эн], лён - [л"он], диск - [д"ыск], люк - [л"ук], вяз - [в"яз], трель - [тр"эл"].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ"ука], [хор], [цар"], [ч"ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] - [п], [ж] - [ш] , [г] - [х], [з] - [с]. [д] - [т], [в] - [ф]. Примеры: быль - пыль, дом - том, год - код, ваза - фаза, зуд - суд, жить - шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] - [р"], [п] - [п"], [м] - [м"], [в] - [в"], [д] - [д"], [ф] - [ф"], [к] - [к"], [з] - [з"], [б] - [б"], [г] - [г"], [н] - [н"], [с] - [с"], [л] - [л"], [т] - [т"], [х] - [х"]. Примеры: быль - бель, высь - ветвь, город - гепард, дача - дело, зонт - зебра, кожа - кедр, луна - лето, монстр - место, палец - перо, руда - река, сода - сера, столб - степь, фонарь - ферма, хоромы - хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые - перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие - перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
б бал б" битва
в вой в" веко
г гараж г" герой
д дыра д" дёготь
з зола з" зевок
к кум к" кеды
л лоза л" листва
м март м" месяц
н нога н" нежность
п паук п" песня
р рост р" ревень
с соль с" сено
т туча т" терпение
ф фосфор ф" фирма
х худоба х" химия
Непарные ж жираф ч чудо
ш ширма щ лещина
ц цель й войлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
Парные Звонкие Глухие
Б П
В Ф
Г К
Д Т
Ж Ш
З С
Непарные Л, М, Н, Р, Й Х, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных -

Десять гласных отнимите,

Знаки - твердый, мягкий -

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж - тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й - только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон - используем в игре.