Почему в российских школах предлагают отменить домашние задания. Чтобы отменить домашние задания, нужно перестроить всю систему образования 

Внедрение моего предложения позволит осуществить право ребенка на свободное время, частную и семейную жизнь, полноценное развитие (передышка нужна каждому) не только в пределах установленных законом норм, но и в реальности! Также с точки зрения здоровья это пойдет только на пользу развитию ребенка.

Минобрнауки предлагает ввести лимиты на выполнение домашнего задания школьниками. В ведомстве разработан проект приказа, где прописано, сколько времени ребенок должен тратить дома на подготовку к учебе. Младшеклассникам рекомендовано заниматься не более полутора часов в день, выпускникам - 3,5 часа. первоклашкам. Их рекомендуется вовсе освободить от домашних заданий. А на уроках не ставить «балльные» оценки.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

Допустим, педагоги из элитных школ справятся с подобным вызовом. А что делать простым учителям, которые звезд с неба не хватают и гениев не растят? Боюсь, они пойдут по пути наименьшего сопротивления. Не будут заморачиваться с программой, а просто перестанут задавать на дом.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 г. № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство» ().

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. Домашнее задание - это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей всё время находиться в школе или на каких-то занятиях», - приводит слова Чернышова агентство городских новостей «Москва».

— Предполагалось, что не будет принудительных домашних заданий, но будут творческие, — рассказывает соавтор этой методики Михаил Адамский, директор петербургской гимназии № 397, кандидат педагогических наук. — Например, когда я проходил с пятиклассниками Куликовскую битву, дал им задание — нарисовать ее так, чтобы оружие русских и татарских войск соответствовало тому времени. Пришлось лезть в энциклопедии, и это была хорошая самоподготовка.

Отмена домашних заданий в школе в России 2018. Эксклюзивная информация.

— Я полностью за эту инициативу, — говорит учитель начальных классов одной из столичных школ Оксана Николаева. — Все, что нужно знать ребенку, мы проходим в классе. Иногда бывает так, что выполнив объем, положенный в классе, прямо на уроке переходим к домашнему заданию. Я отлично знаю, усвоил материал тот или иной ребенок. Я не хочу загружать родителей лишней работой, только непрофессиональные учителя перекладывают на их плечи процесс обучения, задавая «домашку» побольше, а иногда включая в нее и новую тему.

— Нагрузка на старшеклассников сейчас запредельная, — считает директор гимназии № 1520, победитель конкурса «Учитель года-2012» Вита Кириченко. — В выпускных классах 37 часов в неделю они проводят в стенах школы, еще 20 тратят на домашние задания. А ведь Москва сама по себе большой учебник истории и культуры. И мы лишаем их возможности осваивать эту образовательную среду по-другому.

В проекте ManaBalss.lv участвуют эксперты в вопросах права, политики и других сфер общественных отношений, которые помогут максимально точно и юридически корректно сформулировать Ваши предложения. Перед опубликованием эксперты проверяют соответствие заявленных предложений требованиям нормативных актов и Сатверсме. Содействие, юридическая и консультативная поддержка, оказываемые платформой ManaBalss.lv основаны на добровольной основе и портал ManaBalss.lv не принимает на себя ответственность за юридические и политические последствия публикуемых инициатив.

— Не всем надо знать историю на пять, — продолжает Михаил Адамский. — И не надо пытаться впихнуть все знания в одну голову.

«Тот объем домашнего задания, который получают сегодня школьники, наталкивает лично меня как маму четверых школьников, что школа сняла с себя не только воспитательную функцию, но и образовательную. Учитель, как правило, на уроке только задает тему, объявляет раздел, показывает, где в учебнике все это можно изучить, а основная часть работы переложена на родителей. Я, например, не представляю, как без помощи родителей можно выполнить задание по обществознанию или по окружающему миру ученику начальных классов. Большая часть работы выполняется с помощью интернета, скачивается информация, распечатывается, склеивается в проект, что заставляет родителей не спать по ночам и превращает детство в пытку. Это вызывает только отвращение к учебе. Причем не только у детей, но и у родителей. Огромное количество родителей с нетерпением ждут каникул. Это время, когда они могут почувствовать, что у них есть именно дети, а не существа, с которыми постоянно нужно делать уроки», — посетовала она.

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Огромный объем домашнего задания, это ни для кого не секрет, приводят к тому, что отношения между родителями и детьми портятся, потому что когда родители столько времени уделяют этой подготовке, они соответственно требуют от детей высоких оценок. Вызывает раздражение, когда ребенок что-то не понимает, а почему-то из школы они приходят, не понимая, о чем идет речь, за редким исключением. И родители, которые не обладают ни педагогическим образованием, ни должным уровнем подготовки, потому что все это они проходили сами в школе очень давно, вынуждены нанимать репетиторов. Дети родителей, которые это сделать не в состоянии, скатываются на двойки. Так что необходима если не полная отмена домашних заданий, то снижение как минимум в два раза этого объема. Это очень здравая инициатива, и от имени Национального Комитета я ее поддерживаю», — заявила она.

Уполномоченный по правам человека уверен, что чрезмерная нагрузка на ребенка в связи с выполнением домашнего задания не является правильным, потому что у детей должна оставаться возможность для отдыха. Кроме того, домашние задания не регулируются ни одним нормативным актом.

— Нынешняя школьная программа такова, что дать, как полагается, глубоко все темы учитель физически не успевает. Особенно в старших классах. А надо: ЕГЭ ведь на носу. Вот и грузят домашними работами. А они на самом деле не только способ узнать то, что не успели пройти на уроке, и закрепить пройденное, но еще и возможность приучить детей к самоорганизации.

Загруженностью школьников озабочены и в Европе. Тут и британские ученые в стороне не остались. По их мнению, домашняя работа для ребенка — это стресс и страх быть наказанным. От волнений уже избавили учеников младших классов Франции, Англии, Германии. В этой частной немецкой школе пошли еще дальше, уроки на дом не задают никому.

Почему отменили домашние задания в школах в России. Все последние сведения.

— Я отношусь положительно к тому, чтобы не задавать детям домашнее задание, — говорит директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. — Но дело в том, что система образования в нашей стране сейчас построена таким образом, что частично ребенок усваивает материал именно через домашнюю работу. Просто так нельзя отменить какой-то элемент школьной программы. Нужно тогда перестраивать всю систему обучения. Депутат сетует, что у для прогулок, но если оно освободится, нужно будет продумывать, где будут гулять школьники и чем они займут свое время, кто будет за ними приглядывать. Я довольно давно училась в школе, но уже тогда постоянно говорили, что дети перегружены и сейчас говорят то же самое. Но все мы выросли, как-то выжили и получили в общем-то хорошее образование. Так что особой проблемы в перегрузке детей домашними заданиями я не вижу. Да, есть страны, где домашней работы у детей нет, например в Финляндии, но там по-другому выстроен весь учебный процесс.

«Я рад, что на проблему обратили внимание, - говорит Олег Кирсанов из Иркутска. - У меня дома двое школьников. Сын в четвертом классе и дочь-выпускница. Приходят с занятий, обедают - и сразу за уроки. Каждый по 4-5 часов за письменным столом проводит. Дочь еще с репетитором занимается, чтобы ЕГЭ сдать. В некоторые дни спать она ложится не раньше 11 вечера. Я уж не говорю про необходимость читать дополнительную литературу по предметам. А когда младшему задают так называемые проектные работы на дом, которые представляют из себя электронные рефераты, - вся семья вешается. Задействованы все. Я картинки в интернете ищу и обрабатываю, мать презентацию на компьютере верстает. Не понимаю, зачем ребенку давать задание, которое он заведомо не в состоянии сам выполнить? Разве что учителю для галочки. Детей жалко. По Трудовому кодексу у нас рабочая неделя 40 часами ограничивается. А дети, получается, работают раза в два больше взрослых!»

Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышев предлагает отменить домашние задания для школьников. По его мнению, из-за больших нагрузок дети теряют интерес к учебе. А освободившееся время можно использовать для прогулок на свежем воздухе. Корреспондент «МК» выяснил, как к этой инициативе относятся учителя и родители.

Отмена домашних заданий в школе в России последние новости. Горячие новости.

Призвал отказаться от домашних заданий для школьников в пользу прогулок на свежем воздухе. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов заявил Агентству городских новостей «Москва», что у некоторых школьников из-за большого количества учебной нагрузки возникает апатия к образованию, а высокая нагрузка отрицательно влияет на здоровье. «В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет», - добавил депутат.

Глава Национального родительского комитета Ирина Волынец в эфире НСН согласилась с депутатской инициативой.

«Огромный объем домашнего задания, это ни для кого не секрет, приводят к тому, что отношения между родителями и детьми портятся, потому что когда родители столько времени уделяют этой подготовке, они соответственно требуют от детей высоких оценок. Вызывает раздражение, когда ребенок что-то не понимает, а почему-то из школы они приходят, не понимая, о чем идет речь, за редким исключением. И родители, которые не обладают ни педагогическим образованием, ни должным уровнем подготовки, потому что все это они проходили сами в школе очень давно, вынуждены нанимать репетиторов. Дети родителей, которые это сделать не в состоянии, скатываются на двойки. Так что необходима если не полная отмена домашних заданий, то снижение как минимум в два раза этого объема. Это очень здравая инициатива, и от имени Национального Комитета я ее поддерживаю», - заявила она.

Глава НРК: Детей как щенков натаскивают на ЕГЭ, а знаний нет Ирина Волынец связала низкий уровень понимания детьми нового материала с неудовлетворительной работой учителей.

«Тот объем домашнего задания, который получают сегодня школьники, наталкивает лично меня как маму четверых школьников, что школа сняла с себя не только воспитательную функцию, но и образовательную. Учитель, как правило, на уроке только задает тему, объявляет раздел, который сейчас проходят, показывает, где в учебнике все это можно изучить, а основная часть работы переложена на родителей. Я, например, не представляю, как без помощи родителей можно выполнить задание по обществознанию или по окружающему миру ученику начальных классов. Большая часть работы выполняется с помощью интернета, скачивается информация, распечатывается, склеивается в проект, что заставляет родителей не спать по ночам и превращает детство в пытку. Это вызывает только отвращение к учебе. Причем не только у детей, но и у родителей. Огромное количество родителей с нетерпением ждут каникул. Это время, когда они могут почувствовать, что у них есть именно дети, а не существа, с которыми постоянно нужно делать уроки», - посетовала она.

С этим мнением не согласился доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург. В эфире НСН он назвал глупостью разговоры об отмене домашних заданий.

«Когда Дума начнет заниматься тем, чем они должны заниматься? Он что, педагог или профессионал в этой области? Можно вообще ничего не делать, выдать сразу диплом, и все будет замечательно. Не бывает без заданий, понимаете? Другое дело, что они могут быть разными - творческие, проектная деятельность и так далее. Но еще ни одного нормального человека не удалось обучить без того, чтобы не работать дома. Я не знаю, какое образование этот депутат получил, я не могу оценивать его слова. Но вообще это глупость, если называть вещи своими именами. Никто ничего не отменит. Это такой бред, знаете, фэйк-ньюс. Не может быть закона на эту тему. Шум, просто информационный шум. Комментировать это смешно», - заявил он.

Ранее Евгений Ямбург отрицательно высказывался об отмене пятибальной системы оценок, возможность которой рассматривалась в Рособрнадзоре . Он заявлял, что изменение системы оценок никак не поможет образованию, а вызовет лишь ненужную переподготовку всех учителей.

В Государственной Думе предложили отменить в школах домашние задания, поскольку от больших нагрузок у детей снижается интерес к учёбе.

Преподаватели и родители высказали своё мнение о таком предложении.

«Я отношусь положительно к тому, чтобы не задавать детям домашнее задание », -сказала директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Однако, по мнению Клячко, частично ребёнок усваивает школьную программу, выполняя домашние задания, и тогда придётся перестроить всю систему обучения. К тому же, нужно продумать, где будут гулять школьники и кто будет за ними приглядывать.

«Я довольно давно училась в школе, но уже тогда постоянно говорили, что дети перегружены и сейчас говорят то же самое. Но все мы выросли, как-то выжили и получили в общем-то хорошее образование. Так что особой проблемы в перегрузке детей домашними заданиями я не вижу. Да, есть страны, где домашней работы у детей нет, например в Финляндии, но там по-другому выстроен весь учебный процесс », - добавила Клячко.

Учитель начальных классов одной из московских школ Оксана Николаева предложение Госдумы поддержала. По её словам, всё, что нужно знать ребёнку, проходят в классе, и учителю всегда понятно, усвоили дети материал или нет. «Я не хочу загружать родителей лишней работой, только непрофессиональные учителя перекладывают на их плечи процесс обучения, задавая «домашку» побольше, а иногда включая в нее и новую тему », - заявила педагог.

Нововведение поддержал и один из родителей Андрей. У его сына-старшеклассника от учёбы нет свободного времени. «Он [сын] увлекается рыбалкой, но даже летом съездил всего пару раз на дачу. Потому что он постоянно учится - даже на лето ему задали домашнее задание », - пожаловался родитель.

Конечно, есть и те, кто категорически против отмены домашних заданий. Например, мама третьеклассника Димы из Подмосковья Мария Селезнёва считает, что домашние задания помогают отработать пройденный в классе материал. «Когда в классе в одно ухо влетело, в другое вылетело, то дома можно хотя бы наверстать упущенное. А если не зададут ничего, считай, что эту тему ребенок не освоит. Я хочу, чтобы мой сын вырос образованным человеком. Хотя, мне кажется, умные люди многим сейчас неугодны. Вот и придумывают всякие такие инициативы », - сказала она.

Мария Селезнёва также добавила, что домашнюю работу делает с ребёнком сама. «Потому что учебники такие, что Дима сам не понимает задания без меня. Трачу на это по 3 часа в день своего личного времени. Зато все под моим контролем », - рассказала мама.

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сномThe relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children . .
  • Здоровых школьников у нас . Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки - что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим - полтора часаHomework in Elementary School . .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа - это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измеренийRethinking Homework . .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатовHomework Matters . .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее заданиеHow Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week . . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу . Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания - это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в . Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание - это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороныДомашнее задание как важный компонент непрерывного образования . .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Бориса а, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. <...> Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов .

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда поручил врио мэра Москвы подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

Всего три месяца на жизнь

Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

Согласно исследованиям международной (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

Изменились не школы, а родители

Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

Однако, по признанию , мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

Учителя не любят детей

Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».

Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.

В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.