Признаки общества как динамической системы. Современные проблемы науки и образования

Социальные изменения как естественные и постоянные процессы общественной жизни в любой социальной системе и ее элементах. Направленность социальных изменений.Социальное развитие, социальный прогресс и социальный регресс. Революция и эволюция как формы социальных изменений.Теория общественного прогресса в марксисткой школе социологии.Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис и их вклад в теорию эволюционного развития общества.Теории индустриального (Р. Арон, У.Ростоу) и постиндустриального общества (Д.Белл

Общество, как сложная система постоянно находится в процессе изменений. Эти изменения обусловлены в первую очередь противоречиями, которые характерны и для всей общественной системы в целом и для составляющих ее элементов. Постоянно, преодолевая дисфункции и противоречия, общество выходит на новый уровень своего развития, формируя новые отношения, взаимодействия и взаимосвязи. Претерпевают изменения и преобразования структурные элементы общественной системы, взаимосвязи и взаимодействия, в разной степени меняются социальное и индивидуальное сознание. Социальные изменения имеют разные векторы направленности, разные механизмы, масштаб, протяженность во времени. Таким образом, можно определить социальное развитие как необратимое направленное закономерное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние.
Для определения вектора направленности социальных изменений в социологии применяются понятие «социальный прогресс» - движение вперед, такой процесс, в ходе которого общественная система переходит от менее совершенного состояния к более совершенному. От простых форм взаимодействия, взаимосвязей и отношений к высшим и часто более сложным, более совершенным.
Для процессов, характеризующих обратный вектор развития (противоположный общественному прогрессу), используется понятие «социальный регресс». Это понятие обозначает движение назад, по нисходящей линии, деградацию, отставание, упадок.
Социальные изменения как процесс могут протекать по-разному, иметь разные формы и направления: прогресс, регресс, эволюция, революция, инновация и другие формы.
Понятие прогресса и регресса применяют при характеристиках состояния общественной системы и ее элементов и взаимосвязей.
Проблемы социальных изменений волновали ученых на протяжении всей истории человечества. Первые упоминания о проблемах социального развития отмечаются в VIII-VII веках до н.э.
у античных ученых Древней Греции - Платона, Аристотеля. Мудрец древнего Китая Конфуций отмечал преимущества ушедших обществ в сравнении с современном ему Китаем. В дальнейшем теория общественного прогресса была сформирована и обоснована в XVII- XVIII веках. В этой области работали ученые: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Ж.Ж.Руссо, И. Гердер, Г. Гегель, О.Конт и др.
Большое внимание общественному прогрессу уделяли основатели марксистской школы социологии К.Маркс, Ф.Энгельс, в России - В.Ленин. Они предложили новое понимание прогресса, как поступательного восходящего движения в целом, но в этом движении имеются и отклонения, возвращения назад, зигзаги и замедления в своей динамике. При этом они отказались от первоначально сформулированной идеи о прогрессе, как о жестком прямолинейном восходящем движении вперед. К.Маркс в качестве главного фактора социального развития выделял производственные силы, которые обеспечивают в обществе смену общественно-экономической формации.
Начиная с XIX века, в социологию входят теории эволюционного и революционного развития общества. В эволюционных теориях рассматривается развитие общества как медленный, постепенный, относительно равномерный процесс восхождения, совершенствования социальных форм от низших к высшим. Из ученых - представителей этой концепции можно выделить Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, Ф.Тенниса и других.
Приверженцы революционных концепций утверждают, что общество переходит от одного этапа к другому путем радикальных, качественных, резких, координальных преобразований, осуществляемых путем социальных революций. Эту концепцию обосновали К. Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин. На основе социального эволюционизма была сформирована теория индустриального общества, представителями разных ее ветвей были Р. Арон, У. Ростоу. Эта теория описывает поступательное развитие общества как переход от отсталого, аграрного общества с натуральным хозяйством и сословиями к передовому, новому с развитой промышленностью - «индустрией» и сложной системой разделения труда, которые обуславливают формы поведения людей во всех сферах общественной
жизни.
В 70-х годах XX века теория индустриального общества получила свое дальнейшее развитие в теориях «постиндустриального общества» у ученых Д.Белла, З.Бжезинского, А.Тоффлера.
Эти теории предполагают прохождение обществом определенных этапов развития на основе технических и технологических инноваций в комплексе с определенной мотивацией профессиональной деятельности. Технологические прорывы влекут за собой изменения всех сфер жизни общества, в том числе и общественного и индивидуального сознания, но при этом изменения осуществляются и укореняются без социальных потрясений и дисфункций, революций и конфликтов. Кроме эволюционных и революционных концепций развития общества существуют и другие концепции. Например, концепция культурно-исторических типов обосновывает развитие общества отказываясь от идеи социального прогресса. Основу этой концепции составляет подход, сущность которого заключается в рассмотрении общественного развития как последовательной смены культурно-исторических типов, которые в своей динамике проходят следующие этапы - рождение, формирование, расцвет, упадок, гибель. Основателем этой концепции является русский ученый Н.Я.Данилевский. Можно так же выделить ученых, сторонников этой теории - О. Шпенглер, А. Тойнби. П.А.Сорокин развивал свою оригинальную концепцию культурно-исторических типов. Такими типами у П.А.Сорокина являются социально-культурные суперсистемы, в основе которых лежит мировозрение, опирающееся на особенный тип познания. По мнению П.А.Сорокина, тем выше степень развития человека, чем выше уровень технологий и сложней деятельность на производстве. Путем постоянного усовершенствования производства и работника, формируется новая гуманистическая культура, центром которой стоит новая гармоническая, высокопрофессиональная, ответственная и нравственная личность как ядро общественного развития. Поскольку общественное развитие постоянно свершающийся процесс, социологическое знание постоянно обогащается новыми концепциями социальных процессов.
Для определения уровня развития общества, степени его
прогрессивности, используют различные критерии:
степень развития материальной сферы, производительных сил в обществе,
развитие человека во всех его проявлениях, как субъекта общественных отношений,
усложнение социальной организации,
рационализация общественных отношений,
достигнутый уровень производства товаров и услуг,
уровень свободы личности,
уровень нравственности личности в обществе и общества в целом,
другие показатели.
Несмотря на то, что разные школы социологии и отдельные их представители высказывают и обосновывают приоритетность разных критериев прогресса, все они солидарны в одном - общественный прогресс проявляется в движении общественных систем от менее совершенных ступеней развития к более совершенным.

Еще по теме Социальные изменения как естественные и постоянные процессы общественной жизни в любой социальной системе и ее элементах. Направленность социальных изменений.Социальное развитие, социальный прогресс и социальный регресс. Революция и эволюция как формы социальных изменений.Теория общественного прогресса в марксисткой школе социологии.Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис и их вклад в теорию эволюционного развития общества.Теории индустриального (Р. Арон, У.Ростоу) и постиндустриального общества (Д.Белл:

  1. Личность как центральный элемент социальной системы. Структура личности.Понятие личности, социальная сущность личности.Личность как субъект и объект социальной жизни.Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы. Социальная адаптация и интериоризации.Социальный тип личности.
  2. Социальные конфликты - неотъемлемая составляющая жизни общества. К.Маркс как основатель теории конфликта. Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Дарендорф, Э.Гидденс и их вклад в изучение конфликтов.Ресурсные и ценностные противоречия как основа социальных конфликтов. Причины возникновения социальных конфликтов по П. А.Сорокину.Типология конфликтов. Виды и формы конфликтов. Причины возникновения, условия течения социальных конфликтов. Стадии развития конфликтов.Функции конфликтов. Методы урегулирования конфликто
  3. II Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения
  4. III Социальные революции и социальные реформы. Концепция социального прогресса
  5. 3.1. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни
  6. Понятие социального института, его признаки.Виды социальных институтов и их характеристики.Социальный институт как элемент общественной структуры, функции социальных институтов.Социальный институт семьи, его признаки. Этапы жизненного цикла семьи. Функции семьи. Типологии семьи. Кризисные явления в жизненном цикле семьи.
  7. Общество как целостная система. Структура общества, ее элементы, взаимодействия и взаимосвязи.Сферы жизни общества, их взаимосвязь.Социальные общности и их типы. Социальные группы.Классы - главный элемент общественной структуры.
  8. Классы и классовый подход в исследовании социальной структуры.Понятие страты и стратификации, стратификационный подход в изучении общества, марксистские и немарксистские концепции социальной структуры.Многомерность социальной стратификации. П.А.Сорокин и его теория социальной мобильности.4 Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность.Социальная стратификация и социальная мобильность.
  9. Социальная политика как направление государственной деятельности по регулированию социально-экономических вопросов и условий жизнедеятельности общества.
  10. 2. Социальные нормы как одно из средств социального регулирования. Понятие и признаки социальных норм. Виды социальных норм: нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы, юридические нормы (позитивного права).

Социальная структура российского общества

Несмотря на то, что общество является сложной социальной системой, оно состоит из относительно самостоятельных частей. Такие понятия как «социальная структура» и «социальная система» имеют между собой тесную связь.

Социальная система представлена социальными явлениями и процессами. Между собой они имеют связи и образуют целостный социальный объект. Являясь частью социальной системы, социальная структура объединяет социальный состав и социальные связи.

Элементы социального состава образуют социальную структуру. Набор связей этих элементов образуют второй её компонент. Социальная структура представляет собой устойчивую связь элементов в социальной системе и означает деление общества на группы.

Эти группы по их социальному положению и по отношению к способу производства различны. Классы, группы, например, этнические, профессиональные, социально-территориальные общности – город, село, являются основными элементами социальной структуры. Эти элементы имеют свои подсистемы и связи.

В структуре отражены особенности социальных отношений классов и групп. Эти отношения определяются их местом и ролью.

Российская социальная структура общества состоит из пяти основных слоев:

  1. Правящая элита и крупные бизнесмены относятся к высшему слою. Их финансовая независимость обеспечена. Представителями «верхушки» является малая часть граждан России;
  2. Зарождающаяся прослойка находится между элитой и средним классом. К ним относятся мелкие и средние предприниматели, менеджеры и собственники, сюда же относится и мелкая буржуазия.
  3. Самым большим слоем в социальной структуре России является очень разношерстный базовый слой. В результате, их сложно между собой объединить. Базовый слой представлен интеллигенцией, высококвалифицированными рабочими, крестьянами. Среди них есть люди, имеющие высшее образование и профессионалы без образования, но с огромным опытом работы. Объединяет их стремление сохранить свои позиции.
  4. В социальной структуре имеет место и низший очень пестрый слой – это рабочие с низкой квалификацией, беженцы и переселенцы. Их доходы на уровне прожиточного минимума. Как показывает статистика базовый, и низший слой являются основной частью российского общества и представляют так называемый «народ».
  5. Есть в социальной структуре общества представители так называемого «социального дна». Данную категорию граждан ряд исследователей не включает в общую схему, но они тоже часть российского общества – это наркоманы, проститутки, бомжи, алкоголики, сутенеры, представители криминальной среды. Это «дно» изолировано от остальных классов. Оказавшегося в подобной среде человека порой изменить невозможно. «Социальное дно » существует во всех странах мира и имеет схожие взгляды на жизнь.

Таким образом, социальная структура является своеобразным каркасом всей системы общественных отношений, организующих общественную жизнь. Многообразие социальных слоев общества изучает теория социальной стратификации.

Понятие «социальная система»

Определение 1

Под социальной системой понимается способ организации жизни какого-либо коллектива на базе их социальных ролей. Она появляется как объединение частей системы в целое при помощи норм и ценностей.

Её можно представить как иерархическую структуру уровней: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера. Поведение индивида, как члена какой-либо группы, описывается на каждом уровне этой иерархической пирамиды.

Американский социолог Т. Парсонс в своей работе «Социальная система» разработал её проблемы, рассматривая общество в целом.

Самосохранение является механизмом социальной системы, которая стремится к поддержанию равновесия, а значит, появляется проблема социального контроля. Контроль определяется как процесс, который оказывает противодействие социальным отклонениям системы.

Вместе с процессами социализации контроль обеспечивает интеграцию индивидов в общество. Происходит это через усвоение личностью норм, ценностей, культурного наследия, т.е. через интериоризацию.

Общество развивается, условия социума постоянно меняются, поэтому личность должна уметь адаптироваться к новым условиям.

Интериоризация состоит из трех этапов:

  1. индивидуализация, что по теории Л. Выготского является ближайшей зоной развития ребенка;
  2. интимизация, когда происходит смена «Мы» на «Я», т.е. идет осознание себя;
  3. кристаллизация личности – это этап отдачи переработанного знания, опыта, информации.

Процесс социализации и формы социального контроля не могут обойтись без определяющей роли культуры. Она является отражателем характера взаимодействий индивидов и групп.

Замечание 1

Социальная система, таким образом, это есть не что иное, как продукт и особый вид взаимодействия людей, их чувств, эмоций, настроений. Социальные системы являются структурными элементами социальной реальности.

Социальная система и её структура

Система представляет собой явление или процесс, который состоит из совокупности элементов. Элементы образуют единое целое и находятся во взаимодействии друг с другом и способны изменять свою структуру.

Для любой системы характерным чертами является целостность и интеграция. Целостность обозначает объективную форму существования явления. Интеграция фиксирует процесс и механизм объединения его частей.

Суммы входящих частей будут меньше целого, это означает, что каждое целое имеет новые качества механически не сводимые к сумме его элементов. Обозначаются эти новые качества как системные и интегральные.

Среди элементов социальной системы могут быть идеальные и случайные.

Основой социальной системы является та или иная общность людей, а люди – это элементы социальной системы. Деятельность людей не изолирована, а происходит в процессе взаимодействия с другими людьми. В результате этого взаимодействия на индивида оказывается систематическое воздействие, точно так же, как и он воздействует на других людей и на социальную среду.

Таким образом, общность людей становится социальной системой и обладает качествами, которых нет в отдельности ни у одного включенного в неё элемента.

Индивиды с определенными социальными позициями и определенными социальными функциями в соответствии с нормами и ценностями данной социальной системы, образуют её структуру.

Замечание 2

«Социальная структура» не имеет общепринятого определения. В разных работах это понятие определяется как «организация отношений», «образец поведения», «отношение между группами и индивидами» и др., что совершенно не противоречит, а дополняет друг друга и дает интегральное представление о свойствах и элементах социальной структуры.

Социальная структура имеет свои виды:

  • идеальная, связывающая воедино воображения, убеждения, верования;
  • нормативная, включающая социальные роли, ценности, нормы;
  • организационная, определяющая взаимосвязи позиций или статусов;
  • случайная, в составе которой находятся элементы, имеющиеся в данный момент в наличии и включенные в её функционирование.

Как единое целое рассматривается организационная и нормативная структуры, а их элементы как стратегические.

Идеальная и случайная структуры вместе с их элементами могут вызвать как позитивные, так и негативные отклонения в поведении социальной структуры как единого целого. Следствием будет рассогласование во взаимодействии различных структур и дисфункциональное расстройство этой системы.

Структура социальной системы обладает собственной детерминированностью. Закономерности развития и функционирования социальной системы могут иметь позитивные или негативные для данного общества социально значимые последствия.

Социальная система

Социальная систе́ма - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обусловливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющие ее от других объектов.
Структура – обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.
Окружающая среда – устанавливает внешние границы системы.

Социальная система - целостное единство, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение .

История

Структура социальной системы

Структура социальной системы - это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные группы и социальные организации . Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:

  • должна быть приспособлена к среде (адаптации);
  • у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);
  • все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);
  • ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Т.Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами.
К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

См. также

Литература

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная система" в других словарях:

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - (SOCIAL SYSTEM) Понятие «система» не является исключительно социологическим, это концептуальный инструмент, широко применяемый в естественных и социальных науках. Система это любая совокупность (collection) взаимосвязанных частей, объектов,… … Социологический словарь

    социальная система - socialinė sistema statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Tam tikras vientisas darinys, kurio pagrindiniai dėmenys yra žmonės ir jų santykiai. atitikmenys: angl. social system vok. Sozialsystem, n rus. социальная система … Sporto terminų žodynas

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - (social system) 1. Любое, особенно относительно постоянное, моделирование социальных отношений в пространстве и времени, понимаемое как воспроизведение практики (Гидденс, 1984). Таким образом, в этом общем смысле, общество или любая организация … Большой толковый социологический словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - общество в целом или любая его часть, функционирование которой регулируется определенными целями, ценностями и правилами. Закономерности функционирования социальных систем любого вида являются предметом изучения такой науки, как социология. (См.… … Философия науки: Словарь основных терминов

    СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА - совокупность элементов (различных социальных групп, слоев, социальных общностей), находящихся между собой в определенных отношениях и связях и образующих определенную целостность. Наиболее важным является выделение системообразующих связей,… … Социология: Энциклопедия

    Социальная система - относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества; совокупность социальных институтов … Социология: словарь

    Понятие, используемое в системном подходе для обозначения того факта, что любая социальная группа является структурированной, организованной системой, элементы к рой не изолированы друг от друга, а связаны опр. отношениями,… … Энциклопедия культурологии

    Понятие, используемое для обозначения внутренне единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям … Новейший философский словарь

    Социальная форма временная либо постоянная форма существования социальных видов. Содержание 1 Социальные формы 1.1 Колониальный организм … Википедия

    Социàльная структура совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Понятие «социальная структура» применяется как в представлениях об обществе как о социальной системе, в которой социальная структура… … Википедия

Общество как социальная система может быть представлено в трех аспектах: 1) как множество взаимодействующих на основе над биологических социальных связей и общих обстоятельств индивидов (социальные общности и группы); 2) как иерархия социальных позиций (статусы) и социальных функций (роли); 3) как совокупность норм и ценностей (культура).

Общество – это совокупность людей, обособившаяся от природы. Общество – это достаточно большая, постоянно развивающаяся форма социальной организации более мелких общностей. Понятие «общество», как объект социологии пришло из обыденной речи. Общество может обозначать научное сообщество, педагогическое сообщество, сообщество студентов «прохладной жизни», клубное сообщество (вроде «общества охотников и рыболовов»), группу людей обладающих высоким престижем и привилегиями (типа депутаты государственной думы) и т.д. В конечном итоге, общество – это люди (то есть не один человек, а группа, много). Люди эти чем-то связаны, объединены, и это нечто позволяет отличать одних людей от других. Людей хороших от людей плохих, богатых от бедных, начальников от подчиненных, порядочных от бесчестных, умных от глупых. Питер Бергер определяет «общество», в одном случае, как комплекс человеческих отношений, в другом, как систему взаимодействий, а в третьем, как сеть социальных ролей. По Т. Парсонсу, общество – это система отношений между людьми, связующим началом которых являются нормы и ценности.

В социологической литературе существует масса определений общества. Под обществом понимают и большую группу людей, сформировавших общую культуру, и сложную социальную систему с населяющими ее людьми, и социально-политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией. Кроме того, под обществом понимают: определенную группу людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности. Разные формы деятельности социально и физиологически вынуждены. Человек должен иметь возможность спать, есть, пить, отправлять свои естественные надобности, одеваться, защищать себя от природных и социальных опасностей. Каждый человек занят своими делами – трудом, познанием, общением, общественными проявлениями, которых являются социальные роли, профессии, занятия. Разделение и кооперация труда – основа развития общества, а труд во всех типах культуры рассматривается как основополагающий фактор существования и сущности личности, возникновения сознания, речи, морали, делающих человека способным к взаимодействию и сотрудничеству, отличному от происходящего в мире природы.

Общество это сложно организованная система взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты. Общество «существует там, – говорит Г. Зиммель, – где несколько индивидов состоят во взаимодействии». По мнению Э. Дюркгейма: «Всякий агрегат (соединение) индивидов, находящийся в постоянном соприкосновении, составляет общество». Л. Гумплович в качестве элемента взаимодействия берет не индивида, а группу. То есть, общество можно представить как совокупность взаимодейсвующих социальных групп и индивидов. Другими словами, общество находится исключительно в сфере взаимодействующих людей и продуктов их взаимодействия (П. Сорокин).

Общество можно свести или к совокупности материальной и духовной культуры (высший, философский уровень абстракции), или к совокупности социальных институтов: семья, экономика, государство, религия, образование, наука и культура, или к совокупности сфер жизнедеятельности: экономическая, политическая, духовная, социальная. Социальная сфера описывает социально-демографический и профессиональный состав населения, взаимоотношения между социальными группами. Она отвечает за благосостояние населения, в том числе за социально незащищенные слои и заинтересована в максимизации стабильности и порядка в обществе.

Общество характеризуется рядом признаков (Э. Шилз):

общество не является частью какой-либо более крупной социальной системы;

браки заключаются «не на небесах», а внутри данного общества;

общество пополняется преимущественно за счет детей тех взрослых, детородных людей, которые уже являются его признанными представителями;

собственная территория, то есть определенное географическое положение (территориальная организация общества);

общество имеет историю и название;

обладает автономной системой управления, а не управляется из вне;

общая система ценностей, которую называют культурой.

Существует множество способов классификации обществ. Например, на основе религии, скажем, мусульманское общество или на основе языка, скажем, франкоязычное общество. Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то все общества делятся на дописьменные и письменные. По другим классификациям общества бывают простые и сложные, закрытые и открытые, тоталитарные и демократические и др.

В середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ, где основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно этой типологии, основанные на формационном подходе общества делятся на первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические.

Социология выделяет два исторических типа общества: традиционное прошлое общество и современное общество, в котором мы живем. Традиционное или доиндустриальное общество: а) живущее охотой и собирательством; б) огородническое; в) аграрное (земледельческое или скотоводческое). Современное общество: а) промышленное или индустриальное; б) постиндустриальное или информационное (информационно-технологическое).

В социологии известны три подхода в определении сущности общества. На основании первого подхода общество – это живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует ассоциацию (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.). Суть данного подхода состоит в интерпретации общества как системы согласованно действующих людей, структурированной, то есть разделенной на социальные группы в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания целостности общества.

Исходя из второго подхода содержание понятия «общество» как объединения людей выводится главным образом не только из определения «люди», а из складывающихся отношений, взаимосвязей между ними. На вопрос: «Что же такое общество?» К. Маркс отвечает: «Продукт взаимодействия людей… исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. «Общество существует не «вне» и независимо от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц. Без которых, вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без составляющих его элементов», считает П. Сорокин. Р. Дарендорф представляет общество в конфликтологической перспективе – это конкуренция социальных «субъектов», конфронтация групп и классов, которая фактически, по мнению М. Вебера, разыгрывается в области социальных оценок, престижа положения и статусных ценностей, и которые К. Маркс доводит до классовой борьбы и революции.

В третьем подходе (А. Щюц, Д. Мид, Н. Луман, П. Бурдье) определение сущности общества выводится методом сепарации (разбивка на фракции). Под воздействием чего человек становится общественным существом? В чем качественное отличие общества людей от сообществ животных, которые нередко строятся и на «взаимодействиях», и на «отношениях» (данные социобиологических исследований)? Что лежит в основе действия, социальных связей, смыслов, верований и идеалов? То есть, последовательно перебирая все фракции, выделяется какая-то одна, в данном подходе – культура как автономное пространство социальной жизни отдельное от человеческого существования.

Таким образом, на основании первого подхода общество – определяют люди, второго подхода – отношения, третьего подхода – культура. Вместе с тем, в современной социологии преобладает системный подход в определении сущности общества. Оно рассматривается как целостная система элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. То есть, общество как социальная система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, которое выступает как органическое единство трех сторон – социальной организации, культуры и социальной общности (группы).

1.3 Функции социальной системы

Под функцией обычно понимается такая зависимость между объектам при которой изменение одного из них вызывает изменения в других в рамках данной системы, Функции социальной системы сводятся к двум основным: 1. Функция сохранения системы, ее устойчивого состояния (например, материально-экономическое обеспечение, воспроизводство человеческого общества, социально-политические, этические гарантии выживания человечества).

Механизмами, обеспечивающими выполнение данной функции, являются: социализация, в ходе которой люди научаются исполнять предписываемые обществом роли, благодаря чему воспроизводятся социальные связи; институциализация -воспроизведение уже существующих общественных отношений в соответствующих социальных институтах и создание новых; наконец, легитимизация -сравнение поведения людей и деятельности социальных институтов с принятыми в обществе нормами - государственными, этическими, политическими и т.д. Результатом такого сравнения может быть отказ общества от сомнительных нововведений, пересмотр системы ценностей. Общим итогом действия этих механизмов должно быть поддержание общества в состоянии относительного (неустойчивого) равновесия.

2. Функция совершенствования системы, ее оптимизации (например, совершенствование политических, правовых, нравственных отношений, эстетическое развитие людей, совершенствование техники). Главным механизмом выполнения этой функции является инновационная деятельность людей или общества в целом. Результатом же действия этих механизмов может быть формирование новых видов деятельности, соответственно новых организаций, учреждений, что приводит в конечном итоге к росту сложности и повышению уровня разнообразия всей структуры общества в целом.

Современные ученые предупреждают о соблюдении меры в процессе оптимизации, совершенствования, общества или отдельных его сторон. Так, если уровень новизны оказывается слишком высоким для общества, то это может привести его к пагубным последствиям. В связи с этим А. Назаретян вводит представление о полезном разнообразии, позволяющем обеспечивать рост сложности и сохранение порядка в системе, и об «избыточном» разнообразии, которое приводит к падению сложности или утрате порядка в системе. Последнее он интерпретирует, опираясь на факты маргинализации культуры, «культурной шизофрении» и тоталитарного тупика. Поэтому достижение максимальной сложности социальной системы отнюдь не является самоцелью, так же как рост структурной информации или энтропии в системе сам по себе. В связи с этим ставится вопрос об оптимальном соотношении структурной информации и энтропии, т.е. свободы и порядка в системе, несмотря на то, что в ее развитии принимает активное участие и субъективный фактор.

Если раньше ученых волновал вопрос об определении пределов рационального знания, то сейчас науке присуще осознание пределов эффективности человеческой деятельности, острое желание «не навредить». В связи с этим говорят о выборе стратегии минимально возможных изменений. Эти мысли российских ученых оказались созвучными идеям их западных коллег об отказе от «крупномасштабных» (подобных революциям) действий в обществе и переходе к «поэтапным» действиям, в процессе которых можно поддерживать диалог преобразователя и преобразуемой структуры.

Разумеется, по своей значимости, приоритетности эти функции могут меняться местами. Могут изменяться и механизмы, с помощью которых они осуществляются. Например, раньше оптимизация достигалась в основном за счет развития экономики, а теперь, в условиях экологического кризиса, - за счет экологии.


2. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Очевидно, что общество, представляя собой совокупность относительно устойчивых, стабильных структур, не находится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется, поэтому рассмотрение общества в статике, т.е. с точки зрения его организации, структуры, обязательно должно быть дополнено анализом его динамики, изменения и развития.

При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как функционирование, изменение, развитие, прогресс, регресс, факторы развития, эволюция, революция и др. Рассмотрим кратко содержание этих понятий.

Начнем с часто встречающегося понятия «изменение». Это самое широкое понятие, обозначающее переход в какое-то иное состояние. Процесс - это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимается совокупность происходящих в нем обратимых изменений. Можно сказать, что функционирование общества -это его повседневная жизнедеятельность в рамках сложившихся структур и отношений.

Другим типом социальных процессов является развитие. Общим у функционирования и развития является то, что оба этих процесса основаны на изменениях, но особенностью развития является необратимый характер этих изменений.

Само же развитие может происходить в различных направлениях: прогрессивном и регрессивном. В самом общем виде понятие «прогресс» означает переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В ряде случаев прогресс проявляется в увеличении степени приспособленности и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс» - процесс сужения возможностей системы к саморазвитию; в отдельных случаях он может проявляться в упрощении и разрушении системы.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя следующие основные проблемы:

Типы совершающихся в обществе изменений;

Источники или факторы развития;

Формы, в которых совершается любое развитие.


Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. 2. Общество как система Согласно общей теории систем, все во Вселенной организовано в системы, состоящие из взаимосвязанных элементов, которые являются...

Жизни придает ей устойчивый, закономерный характер, порождает новое интегральное системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей или их сумме. Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между...

Как результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность. Итак, мы сделали анализ общества как социальной системы, рассмотрели ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если...

Форме функционализм развит в социологической системе Т.Парсонса. Парсонс сформулировал основные функциональные требования, выполнение которых обеспечивает стабильное существование общества как системы: 1. Оно должно обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменяющимся условиям и возрастающим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять...