Разные штрихи. Упражнения для отработки штриховки

Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если «поставить руку», но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку - не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок.
Итак берем карандаш вот так.

Есть два направления упражнений - на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.

Качество штриха
Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро - мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона
Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.


После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.



В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники

(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Штриховка карандашом

Большинство новичков в рисовании частенько сталкиваются с проблемой неверной штриховки карандашом . Данной проблеме в книгах практически не уделено должного внимания, и очень зря, ведь это базовый момент в рисовании. В чем же секрет штриховки и как она правильно делается? Давайте разберемся в данном вопросе.

В чем заключается важность штриховки?

Штриховка нужна для придания нарисованным предметам:

  • оптимальной формы;
  • обозначения падения света;
  • придания необходимых текстур.

10 принципов правильной штриховки:

В целом ничего сверхъестественного в штриховке карандашом нет. Главное – оттачивать свои навыки в этом компоненте и руководствоваться основными правилами техники штрихования:

  • Держите карандаш не только как ручку (грифель к бумаге под углом 90°), но и в положении кисти, придерживая его за окончание. Положение грифеля – практически параллельно листу. В данном положении карандаш становится будто продолжением руки, и у вас будут хорошо получаться работа с ровными размашистыми линиями.
  • Линии нужно наносить по аналогии с формой, плоскостью составляющих рисунка. То есть подчеркивать округлые формы нужно плавными контурными линиями, горизонтальную плоскость можно получить посредством горизонтальных линий, вертикальную – вертикальных линий и так далее.

  • Чтобы линии получались максимально прямыми, для начала в воздухе сделайте парочку «холостых» линий. Сохраните в голове точное движение кисти и постарайтесь воспроизвести его на бумаге. Штрихи необязательно должны быть идеально ровными.
  • Тон рисунка регулируется посредством следующих моментов:
  • интенсивность нажима на карандаш;
  • число перекрестных линий;
  • твердость грифеля.

При этом штриховку нужно выполнять так, чтобы даже в самых затемненных местах между линиями оставалась заметной бумага – это придаст рисунку аккуратность.

  • Тени делаются посредством перекрестного штриха или растушевки. Не нужно применять эти приемы вместе, так как растушевка будет иметь вид смазанных пятен.
  • Штриховать нужно обязательно в направлении от тени к свету. На большей части рисунков присутствуют объекты с плохой или хорошей освещенностью. В связи с этим нужно проводить плавные переходы от света к тени. Одна из основных методик, которой пользуются многие художники – постепенное нанесение все большего количества пигментов на поверхности, находящиеся в тени, и меньше – на освещенные. Плавно передвигайтесь с затемненных к более освещенным поверхностям, понемногу удлиняя и осветляя свои линии. Запомните основное правило – штриховка всегда должна начинаться с затемненных поверхностей объекта.
  • При работе с перекрестной штриховкой, старайтесь сделать угол наклона как можно меньше. Ровно в линию штриховку также делать не следует, так как она будет выглядеть немного «волосатой», поэтому наклон в любом случае должен присутствовать, но минимальный. Каждый излом должен штриховаться в отдельном направлении.

  • Для придания рисунку перспективности, объемности, воздушности, нужно хорошенько прорисовывать контрастные светотени переднего плана. На заднем плане штриховку следует выполнять таким образом, чтобы переходы тона имели смягченный вид.
  • Если вы опасаетесь смазать рисунок случайным прикосновением руки, воспользуйтесь таким оснащением, как муштабель. Основное предназначение данного прибора – удерживание кисти на безопасном расстоянии от бумаги.

При правильном соблюдении основных принципов штриховки у начинающих художников будет возможность рисовать любые 3-D объекты.

Рисунок академического направления качественно передает объём, воздушное пространство и у зрителя появляется ощущение трёхмерности на плоской поверхности листа. Во время рисовании художник создает иллюзию объема с помощью штриховки, старательно нанося штрих за штрихом, в живописи форму лепится цветовым мазком.

Прорабатывая светотеневую структуру рисунка художник моделирует форму предмета, постоянно сравнивая тень (самое темное тоновое пятно) и блик (самое светлое тоновое пятно), а также прослеживать от куда идет свет, который создает собственную тень, рефлекс и падающую тень изображаемого предмета.

Внимательно изучая контрастность этих участков, а не пассивно срисовывая увиденное тоновое пятно, создавая плавный переход полутонов из света в тень, прослеживая границы собственной и падающей теней предметов, можно создать объемный рисунок.

Некоторые мастера рекомендуют штриховать по форме, как хочется погладить этот предмет рукой. Данную штриховку можно заметить на денежных купюрах. Но это не единственная техника нанесения штриха, а одна из многих, перечисленных ниже.

1. Штрих по диагонали дает динамичность и легкость рисунку. Используется для создания воздушного пространства и передачи полутона, перехода от света к тени. Накладываются штрихи параллельно друг другу остро заточенным грифелем как мягким так и твердым карандашом. Стоит отметить, что линия и тон — это два главных средства передачи предмета в рисунке. Штрих средствами линии формирует пространство и создает сам пластический образ. Основные виды штриховки: горизонтальна, вертикальная, наклонная и перекрестная.

2. Крестообразная штриховка создает глубину рисунку, тональную насыщенность и реалистичность. Вследствие крестообразной штриховки тень стает глубже, а свет стает ярче. Благодаря наслоением разнообразных линейных штрихов прорабатываются детали, уточняя их форму. Таким образом линия имеет не только композиционную и конструктивную силу, а и пластическое её выражение через построение изображаемого образа.

3. Хаотичный, непроизвольный штрих имеет свои привилегии и хорошо подходит как для набросков, так и для более серьезных и проработанных рисунков. В зависимости от задумки и предмета изображения эта манера может помочь передать определенное состояние или характер предмета, её фактуру. Сами штрихи разной формы и длины дают ощущение шероховатости, линии как «бегают» по форме и обволакивают светотенью.

Различные подходы к штриховке дает широкий выразительный диапазон, линия в её многообразной интерпретации дает возможность для передачи любой поверхности и изображаемый предмет. Этот метод широко используется в дизайне и искусстве иллюстрации, графики. Подача одного и того же предмета вариативна.

Стоит заметить, что видов графических карандашей очень много: графический стержень может быть разного диаметра, что дает больше возможности для художественных эффектов. Также он помещается как уже в готовую деревянную оправу цилиндрической, округлой, треугольной, шестигранной формы, так и в цанговый, металлический карандаш. Каждый грифель имеет свою твердость и указывается определенными буквами и цифрами. Это отображается в соотношении графита и обожжённой глины в составе стержня.

4. Штриховка короткими параллельными линиями передает фактуру на гладких поверхностях и воздушное пространство. Эта классическая штриховка, сочетая в себе как менее насыщенные штрихи, так и более глубокого оттенка, а именно тонкие и толстые линии. Данные сочетания и реализацию графических приемов возможно благодаря сильному или слабому давлению на карандаш, а также в зависимости от наклона грифеля во время рисования на бумаге. Сочетание светлого и более темного штриха по тону создает тонкий переход от света к тени, таким образом появляется объем. Используя в своем художественно-графическом арсенале разные виды нанесения тона (штриховку) и накладывая их друг на друга, можно изобразить свето-теневую градацию в полной мере. Варьируя толстую, темную и короткую штриховку в тенях и светлые, длинные линии на свету поможет создать интересный и объемный рисунок.

Если вспомнить искусство Высокого Возрождения и его главного представителя Леонардо да Винчи, то можно заметить, что рисунки для художника — это маленькие рассказы, в которых он отображает свой взгляд на природу вещей. Это графическое послания людям, в котором помещаются его мысли-формы и их направленное движение. Вместо того, чтобы использовать всем привычные буквы, слова и предложения он выражается средствами линии своего серебряного карандаша, пера или угля.

Как известно Леонардо был не только отличным художником, скульптором, архитектором, ученым и инженером, а и являлся основоположником палеонтологии, утвердил ботанику, как самостоятельную дисциплину. Также глубоко изучал механику, эмбриологию и сравнительную анатомию. В его многообразии увлечений и широте творчества, он искал какой-то тайный смысл бытия. Часто в его записях и набросках можно встретить изображения аллегорического и эмблематического содержания. Как утверждал сам Леонардо да Винчи: «Проси совета у того, кто умеет одержать победы над самим собой».

С художественной точки зрения можно отметить, что Леонардо да Винчи как художник был очень грамотный и придерживался классических образцов того времени, что актуально и сейчас. А именно использование четких параллельных штрихов по форме, плавно изгибая все рельефы поверхности. Дополнительно прорисовывал воздушную среду в рисунке наклонной штриховкой.

Ознакомившись с творчеством ещё одного художника Винсента Ван Гога, можно проследить как он хорошо передает средствами мазка ритмичность в картине, её воздушность и декоративность одновременно. Аккуратно нанося штрих одного размера через определенный регулярный промежуток можно добиться эффекта колебания на поверхности картины, её динамичности. С помощью различных вариаций длины штриха можно передать воздушную перспективу в рисунке или же акцентировать на определенном участке, создать мнимое, нервозное, эмоциональное настроение в графической картине.

5. Тушевка — следующий вид штриховки, которую более подробно изучим. Она передает мягкость тоновых переходов и наделяет рисунок реалистичностью, отлично изображает глубину и бархатистость теневых соотношений. Подходит как для экспрессивных смелых, грубых рисунков, например, быстрых набросков или эскизов к картинам. Передает мягкие, плавные переходы в сентиментальной фотографичной манере. Этой манерой часто пользовался Репин в своем портретном творчестве: на фоне грубых темных штрихов выделял мягкое светлое лицо. Также применяют этот тип штриховки к пейзажу: передний план проработан грубой штриховкой, а задний – мягкой тушевкой. Наклонив графитный карандаш ближе к бумаге и оголив графит на 1 см от деревянной оправы, наносим плашмя широкие и мягкие линии в зону теней. Также можно добиться этого эффекта, используя в своем художественном арсенале графит в форме прямоугольного бруска, особенно это уместно для больших форматов.

6. Рисунки, в которых объем передается точками, прекрасно отображают тончайшие переходы тона и фактуру поверхности предмета. Часто такой техникой пользовались ботаники для передачи изображения растений и животных средствами графики (пера и чернила) в своих научных трудах по изучению живого мира. Также точками можно передать линию или контур предмета в более мягкой форме, избегая резких границ и очертаний, грубого контура.

Иллюстрации, выполненные точками, легкие и немного расплывчатые, не такие четкие, как выполнены перекрестной штриховкой. Зато можно избежать риска ошибиться, наметив предварительно тоновые переходы на предмете. Хоть перекрестная штриховка и имеет свою энергию, динамику и направленность, но в конечном итоге рисунок может выйти немного хаотичным и тяжеловесным. Стоит заметить, что в рисунке для передачи свето-теневой градации используют не только традиционные материалы, как карандаш, тушь, уголь, а и акварель. Карандашом чертят тонкие линии, а акварелью мягко оттеняют и одновременно делают рисунок более контрастным и реалистичным.

На первый взгляд техника пуантилизм или узор точками покажутся доступны каждому в исполнении, потому что результат работы довольно предсказуем: точка за точкой и ваша работа готова! Но это только кажется… Пуантилизм многому не под силу из-за монотонности, однообразия и больших затрат времени в целом. Зато рисунок в конце вас порадует, ваши затраты будут вознаграждены!

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом , то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

Неправильно
  1. Нельзя смешивать перекрестную штриховку и растушевку . Не стоит смешить эти две техники в одной работе, т.к. растушевка на некоторых участках может создать ощущение неаккуратности, будто вы случайно смазали часть рисунка рукой. Если вы используете растушевку, то следует растушевать весь рисунок.
  2. Передний и задний план. Тщательнее прорабатывайте предметы на переднем плане, в то время как задний план можно быстро наметить боком грифеля, чтобы показать освещение и общий тон. Штриховка вертикального фона штрихуется вертикально, горизонтального — горизонтально.
  3. Делайте короткие штрихи. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок от верху до низу, если у вас большая площадь. Выбирайте модуль штриха, какой вам удобно.
  4. Чем больше слоев, тем ровнее штриховка. Если вы штрихуете какие-то белые предметы, то обязательно возьмите более жесткий карандаш. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, так она будет аккуратней.

Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:

  1. Штриховка по тем же линиям.
    Штриховать следует таким образом, чтобы шов был посередине следующего слоя. Не старайтесь заштриховать сразу длинный участок. Чем больше слоев штриховки, тем ровнее она будет. Делайте больше слоев жестким карандашом. Лучше сделать больше слоев более жестким карандашом, чем меньше более мягким, потому что она будет аккуратней.

Практическое упражнение №1

Практическое упражнение №2

Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.

В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:


Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

Азами азов рисунка являются линии и штрихи. Линии в рисунке формируют контур объектов, а штрихи образуют их тональность, создавая иллюзию светотени, объема и пространства. Теперь поподробнее разберемся в понятиях.

Линия

Линия - это прямая, ломаная или кривая, условно не имеющая толщины. Например, вытянутый прямоугольник не есть линия. Однако, если его длина многократно превосходит ширину, то его можно считать линией. В рисунке линия способна отобразить видимые конутры объекта, создать ощущение объема, формировать иллюзию пространственности и подчеркивать наиболее контрастные участки. Достигается это за счет характера линии: ее формы, толщины и насыщенности.


Штрих

Штрих - это линия, формирующая визуальный объем объекта и пространство вокруг него в рисунке. В классическом (академическом) рисунке штрихи наносится по форме изображаемых объектов. Множество упорядоченных штрихов формируют тон в рисунке.


Тон - это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируеся с помощью штрихов и других художественно-графических средств.

Рисование линий


Прямая линия

Казалось бы, что сложного в том, чтобы нарисовать обычную линию. Однако, возьмите в руки карандаш с бумагой и попробуйте нарисовать длинную идеально прямую линию. Получилось? Возможно, да. Но, если внимательно присмотреться, то окажется, что линия имеет неровности.


Квадрат

Возьмите карандаш с бумагой и нарисуйте от руки квадрат. При рисовании квадрата соблюдайте ровность линий, точное соотношение сторон и угол наклона между ними в 90 градусов. Нарисовать...


Треугольник

Нарисуйте равносторонний треугольник. Старайтесь нарисовать именно равносторонний треугольник с одинаковыми сторонами и углами между ними. Обратите внимание также на ровность линий. Нарисовать...


Круг

Все в школе чертили круги с использованием циркуля. Сейчас же задача нарисовать круг от руки только при помощи карандаша. Помните, что в силу определенных человеческих особенностей при рисовании круга от руки он часто получается вытянутым. Постарайтесь, чтобы круг был менее "лохматым", то есть состоял как можно из меньшего количества штрихов максимально близко расположенных друг к другу. Нарисовать...


Академический штрих

В академическом рисунке принято штриховать объекты по их форме. Попробуем таким образом заштриховать квадрат. В квадрате проведите прямую горизонтальную линию сразу под его верхней гранью, затем с очень маленьким интервалом относительно нее еще одну, и так рисуйте линии до нижней грани квадрата. По окончании у вас получтся квадрат, полностью заполненный плотно расположенными друг к другу горизонтальными линиями. Если отодвинуть рисунок от себя и прищурится, то окажется, что квадрат приобрел серый оттенок. Так формируется тон с помощью штриховки в классиеском рисунке. Нарисовать...


Свободный штрих

Чеще всего в современном рисунке применяется свободная не академическая штриховка. Освоим ее на примере заштриховывания треугольника. Внутри треугольника не отрывая карандаша от листа бумаги наносите диагональные (паралельные между собой) линии от одгого края треугольника к другому до тех пор, пока не заполните весь треугольник. В данном виде штриховки штрихи не ложаться по форме объекта, а рсаполагаются под удобным художнику углом. Важно создать с помошью штрихов тональное пятно, которое будет обозначать тень или степень темноты объекта. Нарисовать...


Заштриховывание круга

Заштрихуем круг двумя способами академическим и свободным. Начнем с академического заштриховывания круга. В левой нижней части круга наносим круговыми движениями штрихи. Сначала с маленькой дистанцией между штрихами, затем постепенно увеличивая интервал. Штрихи должны повторять форму круга в которую они вписаны. Если все зделано правильно, то визуально круг станет похож на шар. Нарисовать...



Теперь заштрихуем круг в свободном стиле. Штрихи наносите по диагонали под любым удобным углом. Главное, чтобы штриихи между собой были паралельны. Нарисовать...

Резюме

Резюмируем вышесказанное. Линия является основой любого изображения. Одиночными линиями можно изображать конутры объектов. Если нарисовать большое количество линий, расположенных паралельно близко друг к другу, то они сформируют тональное пятно. Фактически, такое расположение линий в рисунки считается штриховкой. Разобравшись с важностью линии в рисунке, можно приступать к более интересным темам: законы перспективы и светотени.