Сравнительная характеристика печорина и максима максимыча таблица. Cочинение «Сравнение образов Максима Максимыча и Печорина в «Герое нашего времени

Сравнительная характеристика Печорина и Максим Максимыча.

(По роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени»)

«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе. В нем освещается злободневная проблема: почему умные и энергичные люди не находят применения своим способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX в. В образе Печорина автор представил художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.

Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противоречив. Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в сопоставлении его с Максимом Максимычем. От этого простого армейского офицера, скромного и доброго человека, способного неплохо разбираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине: «Его звали…Григорием Александровичем Печориным», - немного медленно, растянуто, словно само имя доставляло ему наслаждение, говорит попутчику Максим Максимыч о вновь прибывшем офицере. Только воспоминание о нем заставляет разговориться штабс- капитана. «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», - так рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору, который обстоятельно, слово в слово, записывает повествование капитана. В этих словах - вся душа, доброта старого человека, готового подарить Печорину всю свою нерастраченную нежность. «Вам будет немножко скучно… ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч…», - сразу же, без всяких церемоний, предлагает он Печорину. А Печорин? Только официальность звучит в его ответе на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан». Да и сам Максим Максимыч замечает неординарность Печорина, его непохожесть на других и относит его к людям, у которых «на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог « непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то смешит так, что «животики надорвешь». Именно таков, по его мнению, Печорин. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и мечутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокойного стремления к истине, он не искушен в противоречиях жизни, не имеет больших жизненных притязаний. Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их «странностями». Впрочем, для себя Максим Максимыч объяснил все просто: чудачества Печорина происходят из-за того, что он богат. Максим Максимыч во многом осуждает Печорина. И только один раз сам Печорин приподнимает завесу со своей души. «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное», - признается он Максиму Максимычу. Не понял его исповеди Максим Максимыч. Да и как понять старому службисту, проведшему всю жизнь в затерянной крепости,знающему только свои обязанности и исправно их исполняющему, человека, который «просит бури»? Из его рассказа мы узнаем, что герой Лермонтова - это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Это человек, играющий на слабостях и недостатках людей: Азамата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу. Старик пытается усовестить молодого человека, указать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимыча. Но даже в этом случае он готов в какой-то степени оправдать молодого человека. «Видно в детстве был маменькой избалован», - замечает он. Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивается в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, обнял старика. Однако противоречия в его характере и в его сердце неискоренимы. Он и сам признается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце - «ему все мало». Он видит для себя единственный выход: путешествовать в Америку, Аравию, Индию - «авось где-нибудь умру на дороге». В романе М. Ю. Лермонтовым Максиму Максимычу отведена важная роль - он первым представляет нам главного героя и рассказывает о его поступках, характере, рассуждениях. Но на этом его роль вовсе не ограничивается. Он показан автором как полная противоположность Печорина. Положительные качества старого офицера призваны подчеркнуть испорченность и противоречивость главного героя. Если штабс-капитан всю свою жизнь посвящает заботе о других, то молодой человек живет только для себя. Если Максим Максимыч инстинктивно тянется к общению, к людям, то Печорин замкнут в себе, безразличен к судьбе окружающих. Добрый старик, обладающий открытой душой, глубоко привязанный к своим друзьям и окружающим его людям, ждет того же и от остальных. Но герой Лермонтова не оправдывает его ожиданий.Прошло пять лет. Вторую встречу мы видим уже глазами самого автора. Что изменилось?После долгой разлуки штабс-капитан волнуется, терпеливо поджидая у ворот человека, который принес ему когда- то немало тревог и огорчений. «Он едва мог дышать, пот градом катился с лица его, мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колена его дрожали…» А Печорин даже не вспоминает о старике. Он бы спокойно мог уехать из города, если бы Максим Максимыч вовремя не прибежал на вокзал. «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» - слышит он. Вежливая фраза. И только. Это сразу сердцем почувствовал Максим Максимыч, а ведь «он хотел на шею кинуться Печорину». Слезы душат его, дружеское «ты» приходится заменить на «вы». А как обидно! Тяжелый удар от судьбы получил Максим Максимыч, нечем «заменить в его лета» «надежды и мечты». «Забыть!… Я-то не забыл ничего…», - укором Печорину звучат его слова. Но стоит ли укорять? Были ли они приятелями? Максим Максимыч принял желаемое за действительное. Не может быть ему другом Печорин, на разных полюсах стоят эти люди. Старый офицер предстает здесь человеком, который через многие годы разлуки пронес привязанность к своему случайному товарищу. Он способен на многое ради дружбы. Он не помнит зла и ожидает от окружающих добра и участия. Он совершенно бескорыстен и готов забыть обиду. Он не требует благодарности и признания своих заслуг. Ни обиды, ни служебные заботы, ни постоянные опасности военной жизни не смогли ожесточить «золотое сердце» старика. Такие люди освещают жизнь мягким, добрым сердечным светом, помогают понять, что хорошо и что плохо, помогают осознать и исправить свои ошибки. Все отдавая друзьям, забывая о самих себе, они остро воспринимают холодность и равнодушие. Потому старый офицер очень переживает после того, как Печорин фактически оттолкнул его. Да, герой поступил плохо со старым товарищем. Но его равнодушие по отношению к старику - это внешнее проявление характера, под которым кроется горькое одиночество. Осуждая и одновременно прощая и жалея молодого человека, Максим Максимыч внушает и нам некоторое сочувствие к судьбе героя. Этот старый человек олицетворяет в романе народ и время. Он выступает в некотором роде неподкупным, праведным судьей, который судит Печорина, проверяет истинность его натуры, подтверждает действительность его трагедии. И он полностью оправдывает героя. Оправдывает самой своей жизнью, своим бесцельным существованием в какой-то степени повторяя судьбу Печорина. Создав в романе образы двух таких разных людей, показав историю их жизни, их судьбы, оказавшиеся глубоко трагичными, М. Ю. Лермонтов написал историю своего времени. Образ Максима Максимыча - это собирательный образ русского человека, отражающий все положительные, добрые, возвышенные черты русского народа. Отразив в произведении трагическую судьбу Печорина, он отразил трагедию всего народа, всей страны в непростое, трагическое время, ознаменовавшееся отчаянными поисками людьми своего места в жизни, своей роли в обществе, смысла существования. Время и общество делало эти поиски бесплодными, обрекая человека на одиночество или гибель.

Два офицера, выведенные в романе, показаны для сравнения представителей описываемого социального слоя и профессии. Непохожесть Максима Максимыча на Печорина служит Лермонтову для акцентирования внимания читателя на своеобразии «лишнего человека».

Максим Максимович – это образ обычного человека из офицерской среды того времени. Он старый солдат с внешностью, которая говорит о непосредственном знакомстве с нелегкой службой на Кавказе: поседевшие усы и загорелое лицо. Твердая походка сочетается заслуженным чином штабс-капитана. Скромный и добрый человек контрастирует с Печориным, имеющим сложный характер.

Максим Максимович не богат и не принадлежит к аристократии, поэтому ему чужда манера главного героя романа философствовать и изучать других. В отличие от Печорина, по его собственному признанию честного с самим собой, старый офицер привык верить в то, что ему хочется, создавать себе комфортный мир. Максим Максимович, таким образом, избегает лишних волнений и необходимости что-то радикально менять в собственной жизни. Этим он, оставаясь выше главного героя в моральном и нравственном отношении, проигрывает ему. Жизнь штабс-капитана – это просто следование старым, давно усвоенным шаблонам.

Он, как и Печорин не женат, но причина этого другая – не стремление сохранить свободу любой ценой, а, по признанию самого штабс-капитана, неумение обращаться с женщинами.

Однако, вместе с тем, Максим Максимович и Печорин кое в чем походят друг на друга, все же они стали приятелями. Оба смелые люди и не склонны к совершению сознательно злых поступков. Максим Максимович заботится о других людях, что присуще и Печорину. Однако последний, хотя и наряжает похищенную им Белу и лелеет ее, но все же относится к кавказской девушке как к своей добыче или игрушке. Старший товарищ Печорина более эмоционален и прост.

Столь разные люди, как Печорин и Максим Максимович не могли надолго сойтись вместе. Лермонтов показывает, что инициатива разрыва происходила от «лишнего человека». Если старый кавказский офицер был склонен продолжать общение с людьми, не сделавшими ему ничего плохого, просто из своей доброты и гостеприимства, то главный герой не таков. Печорину просто не интересен приятель, живущий простыми обывательскими интересами и тянущий служебную лямку просто потому, что так положено. Он ищет чего-то более высокого или, хотя бы интересного, испытывая отвращение к затхлому миру, где он оказался волей судьбы. Исходя из этого, Максим Максимович должен был рано или поздно, если не начать испытывать к нему неприязнь и отвращение, то просто потерять желание продолжать знакомство.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Андрея Дубровского в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Александр Сергеевич Пушкин в своем романе «Дубровский» описывает конфликт двух семей, которого можно было избежать. Андрей Гаврилович Дубровский был дворянином, и у него в подчинении было семьдесят душ.

  • Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцевой

    Майя Кузьминична Копытцева - заслуженный художник Российской Федерации. За годы свой творческой жизни Копытцева создала картины пожалуй почти во всех жанрах изобразительного искусства.

  • Сочинение Школа в моей жизни

    В жизни каждого человека наступает тот момент, когда родители его отводят в школу. Каждый маленький первоклассник идет в неизвестность и слегка побаивается того, что его ждет там впереди

  • Анализ рассказа Смерть Тургенева

    Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.

  • Сочинение Как я однажды ходил за грибами

    Сильные и продолжительные осадки всегда способствуют бурному росту грибов. Дождь в середине и конце лета, заставил меня задуматься об этом. В середине сентября началась солнечная погода и мы решили с семьёй съездить

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» сочетает в себе черты реализма и романтизма. Наиболее яркий пример столкновения реалистического и романтического в произведении – противоположность образов Максима Максимыча и Печорина.

Максим Максимыч – закаленный в боях, на вид суровый и грубый штабс-капитан, однако, какое теплое сердце и какая нежная душа скрывается за его серьезностью! «Спокойный и сердечный Максим Максимыч не только противоположен Печорину, но и выше его…он принадлежит к тем скромным героям жизни, которые на первый же зов ее откликаются подвигом, и не требуют награды» – писал русский литературный критик Айхенвальд. В свою очередь, Печорин так же военный человек, но его сердце, подчиненное рассудку образованной личности, покрыто льдом; его душа, несмотря на острую жажду новых впечатлений и удовольствий, почти разучилась испытывать настоящие чувства – будь то страх или любовь. Даже речь Максима Максимыча, от лица которого ведется главное повествование в повести «Бэла», богата как разговорной лексикой, простонародными и порой грубыми выражениями, так и поэтизмами (например, при описании женской красоты).

В то же время речь Печорина статична и единообразна, как и характер этого героя: в ней все время сочетаются критичность, уверенность и надменность.

Максим Максимыч одинок, но все же весьма доволен своей скромной жизнью, Печорин же, без труда покоряющий женские сердца и занимающий высокое положение в обществе, лишь страдает и видит жизнь «пустой и глупой шуткой». В чем же тут дело? Многие сочтут, что исключительно в невероятном уме и глубине мысли Печорина, но я твердо убеждена – дело в его эгоизме. Ни один его поступок не был бескорыстной помощью другому человеку, все его деяния – погоня за собственным удовольствием. Но разве сочувствие, помощь и любовь, обращенные к ближнему (которым поражает и восхищает Максим Максимыч) – не самое важное в настоящем человеке, дарующее ему истинное счастье и умиротворение? Да, Печорин понимал психологию людей и был способен на глубокий самоанализ, в то время как Максим Максимыч лишь слушал свое сердце, отличающееся неподдельной добротой. Так какой же прок от высокого ума и осознания собственных пороков, если эти качества нисколько не ослабляют жестокости, самолюбия и равнодушия к чужим чувствам?

Максим Максимыч – совершенно реалистичный герой именно русского типажа, ведь зачастую для наших людей характерно скрывать самые лучшие чувства и добрые намерения, боясь показаться мягкосердечным. В нем отражены наилучшие качества нашего общества, в то время как Печорин – «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения», но так же исключительная и загадочная личность, почему его и можно считать героем романтическим. К сожалению, мы часто тянемся к чему-то таинственному, недоступному и нередко губительному, и не замечаем, не оцениваем по заслугам простой доброты и сочувствия, как будто бы слишком банальных, чтобы обращать на них внимание – так поступила и Бэла, грезящая о Печорине и слепая к бескорыстной заботе Максима Максимыча. Для меня лично истинным героем нашего времени стал «спокойный и сердечный Максим Максимыч», ведь искренняя простота, отзывчивость и скромная нежность куда больше достойны восхищения, чем осознание подлецом своих грехов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Центральная проблема произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - проблема личности, ее взаимоотношений с обществом, влияние исторической ситуации на ее развитие и противостояние социальным условиям.

Все художественные средства и образы подчинены единственной цели - раскрытию черт характера Печорина, главного героя романа, как представителя определенного исторического момента. Писатель показывает внутренний мир персонажей, который довольно часто бывает противоречивым.

Раздвоенность Печорина наиболее полно раскрывается при сопоставлении его с Максимом Макимычем.

Особенности характера Максима Максимовича

Эти персонажи - абсолютно разные люди, их различия обусловлены не только разницей в возрасте, но и психологическими особенностями.

Максим Максимыч - обычный военный, офицер российской армии. Длительное участие в Кавказской войне изменили его душевный уклад, восприятие действительности. Он пережил очень многое, обладает богатым опытом, длинной и сложной судьбой. Армейская служба приучила его к соблюдению дисциплины.

Самое важное для штабс-капитана - долг службы. Он добрый и отзывчивый человек, искренне любил Бэлу как собственную дочь, благоволил Печорину и смотрел сквозь пальцы на странности младшего друга.

Максим Максимыч не ждет никакой благодарности за сделанное кому-то добро. Ему несвойственно критическое отношение к условностям, поэтому он не способен понять людей, которые не могут найти себе места в жизни, скучают и мечутся в поисках приключений.

Он преданный друг и верит в дружбу, поэтому ждет Печорина, узнав о его приезде в город, поэтому прибегает к нему незадолго до отъезда, несмотря на пережитые огорчения.

Личностные черты Печорина и его взаимоотношения с Максимом Максимовичем

Печорин производит впечатление глубокого старца, давно уставшего от жизни, но почему? Он умный и волевой человек, не лишенный живых, настоящих эмоций (например, мы видим это после смерти Бэлы).

Он до последнего момента надеялся, что сможет избежать дуэли и предлагал Грушницкому примириться, но его знакомый сам отказался от пути к спасению. Подлинно и его чувство к Вере, только эта женщина по-настоящему смогла понять и принять его таким, какой он есть. Но Печорин очень поздно осознает, что Вера - самый дорогой и важный человек для него, что она дороже чести и счастья.

В чем же причина превращения главного героя в «нравственного калеку»? Его личность была искалечена социальными условиями, где он вырос и получил воспитание.

Печорин забыл о штабс-капитане (Максиме Максимовиче). Жестокость такого поступка обусловлена одиночеством и обреченностью самого главного героя.

Печорин считает свои молодые годы «бесцветными», его лучшие качества были похоронены в «глубине сердца» из-за боязни общественного порицания. Григорий Александрович полностью разочарован во всем, что его окружает.

Он не может найти истинную дружбу и любовь, не верит в искренние и близкие отношения в современном ему обществе. При этом Печорин намного сложнее устроен, чем штабс-капитан, его восприятие мира более глубокое.

Сравнение гереов и общие выводы

Образы Печорина и Максима Максимыча противопоставлены друг другу. Штабс-капитан пытается наладить отношения с людьми, тянется к ним, второй персонаж безразличен к окружающим, ему нет до них никакого дела. Главный герой замкнулся, закрылся от мира.

Максим Максимыч посвящает жизнь другим, Печорин живет лишь для самого себя. Михаил Лермонтов использует прием противопоставления, чтобы более полно раскрыть характер Печорина, глубину, многогранность его внутреннего мира.

/ / / Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча

В произведении Лермонтова «Герой нашего времени» у всех персонажей совершенно разная не только внешность, но и само отношение к жизни.

Конечно, общего между ними мало, хотя они и стали хорошими приятелями. Большая разница в возрасте, происхождение и несхожие взгляды на одну и ту же ситуацию. А объединила их совместная служба. Оба мужчины много раз учавствовали в военных действиях на Кавказе, но теперь вынуждены нести службу в крепости, которая стояла у самой границы.

Был штабс-капитаном. Он был уже не молод, но имел армейскую выправку. Вся кожа на его лице была загоревшей, а на усах пробивалась проседь.

В произведении мужчина постоянно проявляет свое дружелюбие. Он прекрасно общается с местными горцами, знает их обычаи и даже преодолел языковой барьер.

Даже когда идет на преступление и ворует Бэлу из дома, штабс-капитан с пониманием относится к товарищу. Если нужно, то он готов идти на конфликт с горцами, только бы Григорий и Бэла были счастливы. Поселившуюся в крепости девушку он полюбил как собственную дочь, видимо потому, что своими детьми мужчина так и не обзавелся. Уже десять лет он прожил на Кавказе, и не думал о том, чтобы жениться или хотя бы начать ухаживать за какой-нибудь дамой. Ведь горцы, крепость и боевые товарищи и были его семьей.

После того, как Бэлу убили, мужчина долго горевал. Именно для него это стало настоящей трагедией. Максим Максимыч не понимал равнодушия Печорина, и осуждал «вдовца» за поспешный отъезд из крепости.

Что касается самого Печорина, то он не разделял с приятелем трагедии, а даже наоборот, мужчина рассмеялся у нее на похоронах. Он любил Бэлу как женщину, но ему было скучно и с ней. Он, как и Максим Максимыч, был холостяком. Только штабс капитан в силу возраста уже не хотел заводить отношений, а Печорин из-за того, что был слишком избалован женским вниманием. Мужчину, в его двадцать пять лет уже мало что радовало и интересовало. Он всегда шел наперекор судьбе и не искал легких путей.

Внешность у Григория была привлекательной. Он рос в дворянской семье и имел очень хорошее образование и тоже владел иностранными языками. Зачастую именно на французском языке он осыпал очередную пассию комплиментами.

Печорин к дружбе, как и к любви, относился с осторожностью. Поэтому он, в отличие от своего старшего товарища, старался никого близко к себе не подпускать.

Вообще Печорин был неким авантюристом. Он постоянно попадал в какие-то нашумевшие истории, принимал участие во многих дуэлях, и далеко не в качестве секунданта. Одним словом, всячески пытался побороть скуку и тоску, которые, терзали сердце молодому человеку.

Гибель горянки Бэлы освобождали мужчину от ответственности перед девушкой, и давала ему возможность к дальнейшим скитаниям в поисках приключений.

Возможно, в душе Максим Максимыч и завидовал молодости Печорина, но с другой стороны он и сочувствовал своему боевому товарищу, из-за отсутствия мотивации к жизни.