Актриса васильева 90 лет биография. Вера Васильева: биография, личная жизнь

Народная артистка СССР Вера Васильева, похоже, знает секрет долголетия.

Она и сегодня играет не меньше, чем в молодости, не пьёт лекарств и радуется жизни. В этом году актрисе исполнится 90-лет. В интервью Вера Кузьминична вспомнила самые яркие моменты своего творческого пути, познакомила со своей крестницей.

- Вера Кузьминична, в этом году вы отмечаете юбилей. В Театре сатиры уже готовятся к событию?

Да. В сентябре мне будет 90 лет, и в связи с этим в театре поставили спектакль «Роковое влечение» со мной в главной роли. На днях состоялась премьера, я очень сильно волновалась! Вы знаете, я никогда в жизни не была так занята, как сейчас. Я счастлива, что много работаю. Каждая моя роль мне очень нравится. Это такое редкое счастье в актёрской судьбе. 90 лет - ещё не повод думать о возрасте.

Я живу своей профессией. Она даёт мне эмоции. Душа не засыпает, а остаётся молодой. А к такой душе подтягивается всё остальное. Мне очень не хочется, чтобы на меня смотрели с печалью и говорили: «Ой, какая была и какая стала». Мне хочется ради зрителей оставлять ощущение, что старость не так уж и страшна. Если бы я была в забвении, то, наверное, опустила бы руки. Но мои зрители и их любовь дают мне силы.

- Свободное от театра время как предпочитаете проводить?

Я отдыхаю только тогда, когда у меня отпуск. Приходится куда-то деваться. В июле я поеду на море в Хорватию. Там я уже отдыхала, мне очень понравилось. Я поеду вместе со своей крестницей Дашей. Рада, что буду не одна, а в хорошей компании. Правда, я отпуск не люблю - два месяца летнего отдыха для меня мучение. Я люблю работать.

- Расскажите о вашей крестнице Дарье.

Я познакомилась с Дашей, когда не стало моего мужа. Даша стала поддерживать меня, заботиться обо мне. Когда у Даши не стало матери, я стала её крёстной. Даша старается, чтобы её отпуск совпадал с моим. Я с удовольствием провожу время с ней и её маленькой дочкой. Они для меня как дочь и внучка. Это большое счастье! Даша - замечательный человек, она очень умная, добрая, прекрасно воспитанная девушка.

- Вера Кузьминична, можете вспомнить самые яркие моменты в вашей карьере?

Жизнь очень большая. Самыми яркими моментами для меня стали те роли, которые я очень люблю. Вы знаете, в моей семье никто не был связан с театром. Отец был шофёром, а мама вела хозяйство. Мы жили небогато. У меня были три сестры и брат. Первый раз я попала в театр в 8 лет. Моя соседка по коммунальной квартире повела меня в оперный театр, и была настолько потрясена красотой, что кроме как быть артисткой ни о чём не захотела мечтать. Мне очень нравилось посещать и театр, и оперу. Музыка и красота пленили меня. Я стала ходить в театральную библиотеку, в драмкружок, пела в хоре, изучала биографии актёров. Всё моё детство было направлено на театр.

Вы дважды становились лауреатом Сталинской премии. Каковы были ваши ощущения, ведь вы стали самой молодой лауреаткой?

Я понимала всю ответственность, и поэтому не столько радовалась, сколько пугалась. Я думала, что не смогу быть на том уровне, который мне неожиданно выпал в жизни. Я училась на третьем курсе, когда получила премию.

- Правда ли то, что в список вас включил лично Иосиф Сталин?

Я не знаю, правда ли это, но так мне говорили лица, которые якобы знали. Они рассказали, что якобы Иосиф Виссарионович заметил меня в кинокартине.

- Вера Кузьминична, ваше мнение о современном кинематографе.

Больше люблю театр, нежели кинематограф. Поэтому многие из современных кинокартин я забываю. Театр для меня - главное. Я и телевизор почти не смотрю. Включаю только канал «Культура», люблю глубокие философские передачи. Из последних киноновинок смотрела «А зори здесь тихие». Многое понравилось, но были моменты, которые я не приняла.

- Кого из нынешних актёров могли бы выделить?

Это замечательный Женя Миронов, Чулпан Хаматова. Они большие артисты. Хабенский - прекрасный. Их на самом деле много, просто я не успеваю смотреть современные фильмы и постановки.

- Какой совет вы могли бы дать молодым людям, которые только начинают строить свою карьеру в театре?

Главное - терпеть. У меня, например, очень терпеливый характер. Жизнь не всегда была сладкая, помню, как горевала от того, что не было ролей, но я терпела, ждала и надеялась, я играла и в провинции. Главное, работать и быть готовым к любому неожиданному предложению. Везение тоже играет большую роль. Один-единственный шанс может перевернуть всю судьбу. Обидно, когда человек, талантливый, никому не нужен.

- В вашей карьере вы часто сталкивались с везением?

Любое предложение, которое было мне сделано, это был случай. По крайней мере, в начале пути, уже потом это была работа репутации.

Досье

Васильева Вера Кузьминична

Образование: Московское городское театральное училище.

Семья: муж - актёр Владимир Ушаков (01.06.1920 - 17.07.2011). Детей нет.

Карьера: фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин. В Театре сатиры сыграла свыше 60 ролей. Дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1951).

Сегодня поздравления с юбилеем принимает Вера Васильева. Всенародно любимой актрисе исполнилось 90, но она признаётся, что её ощущения можно описать гоголевской фразой: «У меня лёгкость в мыслях необыкновенная». Вера Васильева говорит, что всегда жила только так, как ей нравилось, никогда ни о чём не просила, а все свои награды и звания получала, не прилагая особых усилий. Главным для актрисы были и остаются зрительская любовь и признание.

Улыбчива, очаровательна, весела и легка. В свои 90, которых не скрывает, Вера Васильева с завидной легкостью взлетает по ступеням лестниц, играет в нескольких спектаклях и постоянно требует новых.

«Что может быть лучше для актрисы? Лучше подарка невозможно дождаться!» - признается народная артистка СССР Вера Васильева.

В год юбилея режиссер Андрей Житинкин поставил для Веры Васильевой новый спектакль - «Роковое влечение». Васильева здесь - собирательный образ великих актрис.

«Это фантастическая актриса, которая сразу говорит режиссеру, что она никогда не будет играть старух. Она абсолютно не скрывает свой возраст, и когда она в свои 90 говорит в спектакле: "Я никогда не выглядела так хорошо, как сейчас", сразу овации в зале. Потому что она действительно потрясающе выглядит, у нее удивительная фигура и пластика», - говорит режиссер Андрей Житинкин.

Сердце Васильевой, конечно, принадлежит театру. Но с кино у нее тоже роман: снимается до сих пор. А начиналось всё с сибирячки Настеньки, которую разглядел в ней знаменитый Иван Пырьев. За эту первую серьезную роль Васильева, еще студентка, получила первую свою Сталинскую премию. Почти всю, признается, на новые платья потратила.

Вторую Сталинскую премию принесла роль Ольги в «Свадьбе с приданым». Спектакль в Театре Сатиры сыграли 900 раз. В 1953 году на экраны вышел одноимённый фильм. До сих пор нет ни одной встречи со зрителем, где ее не просили бы исполнить эту песню.

Влюбленный по сценарию в героиню Васильевой актер Владимир Ушаков вскоре стал ее мужем. Вместе они счастливо прожили больше полувека. Редкая актерская пара. В жизни внешне хрупкой Веры Кузьминичны - цифры большие и серьезные: без малого 70 лет в единственном театре - Сатиры, более 60 спектаклей, чуть меньше ролей в кино. С Александром Ширвиндтом дружит 60 лет.

«И я не перестаю эти 60 лет удивляться. Чему? Всему! Комплексу полноценности. Умная, мудрая, красивая, талантливая, в меру хитрая, дипломатичная, - говорит художественный руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт, - выглядит на 57 и бегает на 57, играет на 34. Она неуемная, она жадна до работы по-хорошему».

Вера Кузьминична приходит в театр задолго до спектакля, готовится в уединении и всякий раз страшно волнуется. Хочет, чтобы не знаменитым уже ее ямочкам умилялись, а замечали талант, который не устает искать и находить новое. Это, оказывается, не сложно, если знать секрет, о котором не устают спрашивать Васильеву журналисты.

«В любви - секрет. Вообще, конечно, люди очень добры, и в ответ хочется тоже соответствовать тому отношению, которое я испытываю от людей. Люди очень добры, поэтому очень хочется ни в чем их не оскорбить, не опечалить», - признается Вера Кузьминична.

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в рабочей семье. Вере не было и пяти лет, когда она впервые попала в театр – на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки, и она влюбилась в театр. В школьные годы Вера записалась в драмкружок во Дворце пионеров. Она была скромной и мечтательной девочкой, в школе училась хорошо, но вся ее настоящая жизнь была сосредоточена на книгах и театре. Васильева часами пропадала в театральной библиотеке, где перечитывала мемуары великих артистов, старые рецензии и все, что можно было найти о театре, а еще постоянно бегала в МХАТ. Когда началась Великая Отечественная война, Васильева пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. Несмотря на трудности военных лет, свою мечту стать актрисой она не забыла, занималась в драмкружке, а в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище. Всенародную известность Васильевой принес кинематограф. В кино она дебютировала, еще будучи студенткой, в 1945 году – в эпизодической роли в комедии «Близнецы», а следующая – роль в фильме И.Пырьева «Сказание о земле Сибирской» (1948) – принесла ей невероятную популярность и зрительскую любовь. В 1948 году Васильева окончила училище и стала актрисой Театра сатиры, с которым связана вся ее творческая жизнь, где ее первой работой была главная роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Потом было много других работ. К началу 1950-х годов Вера уже стала признанной молодой звездой, в театре она была счастлива, а после спектакля «Свадьба с приданым», к ней пришла еще большая слава. Эту пьесу играли 900 раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм, за роль в котором Васильева была удостоена Сталинской премии. Вообще в кино Васильева снималась много. Наиболее известные картины с ее участием – «Чук и Гек» (1953), «Похождения зубного врача» (1965), «Следствие ведут Знатоки» (1972), «Карнавал» (1981), «Приказано взять живым» (1983), «Выйти замуж за капитана» (1985), «Вино из одуванчиков» (1997), «Все смешалось в доме» (2006), «Сваха» (2007), «Пока цветет папоротник» (2012), «Деревенщина» (2014) и другие. Несмотря на успех в кино, главным для Веры Кузьминичны всегда оставался театр. Всю жизнь она проработала в театре Сатиры, который без нее представить невозможно. Всего на сцене этого театра Васильева сыграла свыше 50 ролей. Среди них роли в спектаклях – «Ревизор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Пролитая чаша», «Где эта улица, где этот дом», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Орнифль» и многих других. Также Васильеву приглашали в спектакли и другие театры, где она получала лучшие и интереснейшие роли. В Тверском драматическом театре она играла в «Вишневом саде», в Орловском драматическом театре – в «Без вины виноватых», в Московском Новом драматическом театре – в пьесе «Блажь» и других. Вера Кузьминична работала и в мультипликации, озвучивала мультфильмы – «Умка ищет друга», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Васи Куролесова» и другие. А еще пробовала себя как исполнительница романсов. Вера Васильева – Народная артистка СССР, лауреат Сталинских премий и Государственной премии СССР, театральной премии «Хрустальная Турандот» и премии им.Яблочкиной, кавалер ордена Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награждена призом «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» и другими наградами. Васильева – председатель Социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным, обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров «Продолжение души. Монолог актрисы». Муж Веры Кузьминичны – актер Владимир Ушаков (артист Театра сатиры). Их свадьба состоялась в 1956 году, и они более полувека были счастливы вместе. Актриса говорит, что главный секрет такого супружеского долголетия – в отсутствии попыток переделать друг друга. Но, к сожалению, в 2011 году Владимира не стало. Сегодня Вера Кузьминична Васильева, не смотря на возраст, продолжает работать в театре и счастлива этим. Она любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит и в жизни, и на сцене.

Вера Васильева рассказала сайт о страстях в личной жизни и призналась, что счастлива на театральной сцене.

В нынешнем году у Веры Васильевой юбилей – 90 лет. И около семидесяти из них она проработала в Театре сатиры. Слава буквально обрушилась на нее, когда Вера сыграла роль Насти в «Сказании о земле Сибирской». Больше полувека рядом с актрисой шел ее муж и коллега Владимир Ушаков.

– Вера Кузьминична, фильм «Сказание о земле Сибирской» как повлиял на вашу судьбу?

– Тогда мне было всего 22 года, я училась на третьем курсе. И вот мне выпал счастливый случай. Ассистентки режиссера фильма Ивана Пырьева увидели меня в раздевалке училища. Я стояла перед зеркалом в бедном пальтеце, туфлях на низком каблуке. Вопрос прозвучал словно гром среди ясного неба: «Хочешь сниматься в кино?» Я только выдохнула: «Хочу!» Оказалось, ищут молодую, никому не известную актрису с наивным лицом, пышущую здоровьем, так сказать, кровь с молоком. Я постаралась прийти на встречу с Пырьевым «похожей на артистку» – на студию явилась с немыслимыми кудрями и одетой с претензиями на шик. Пырьев велел быстро меня переодеть и расчесать кудри. Видимо, я понравилась мэтру, и меня утвердили на роль Настеньки.

– Среди ролей в Театре сатиры есть особенно дорогая?

– Все роли мне очень дороги. Но в 1950 году в театр принесли веселенькую примитивную пьесу о колхозной жизни «Свадьба с приданым», из которой режиссер Борис Равенских сделал настоящее чудо. Я играла Ольгу – невесту, на репетициях очень старалась. Премьера прошла с триумфом. Этот спектакль для меня стал событием и в личной жизни. Я вышла замуж за исполнителя главной роли Владимира Ушакова. Как и его герой, он и в жизни был в меня влюблен, очень нежно ко мне относился.

«Свадьба с приданным» / кадр из фильма

– Долго шел спектакль в театре, пока Владимир Петрович не сделал вам предложение?

– Вы знали, что он был женат?

– Конечно, знала. Но в то время, когда он за мной ухаживал, он был уже свободен.

– Ваши родители сразу признали вашего мужа? Ведь они знали о вашей сильной любви к другому человеку.

– Они в общем-то никогда особенно в мою личную жизнь не вмешивались. Случилось – и случилось. Мама только, помню, сказала: «Ну, Верочка, что ж ты так…», и всё… С Володей у нас складывалось непросто. Он знал, что я любила другого, и тихо ждал. Но с режиссером Борисом Ивановичем Равенских у нас не сложилось, хотя считаю его гениальным человеком, с трепетом отношусь к его памяти.

– Вы тоже нравились известному актеру Владимиру Дружникову, и сами были к нему неравнодушны...

– Мы оба тогда были молодые, он был прелестный, скромный человек, не умеющий воевать за себя, я к нему относилась с нежностью. Он мне как-то сказал: «Я не должен на тебе жениться, потому что ты не сможешь удержать меня от алкоголя». Он женился на женщине с сильным характером. И мне очень жаль, что его жизнь в конце концов сложилась так драматически.

– В чем, по-вашему, секрет счастливых браков?

– Мне кажется, что, если бы у меня муж не был актером, возможно, мы бы и не смогли прожить вместе столько лет. Я была вообще никакой хозяйкой, да такой, наверное, и осталась. Нет, я готовлю, и даже с удовольствием, но вот, например, пригласить гостей и выставить на стол то, что я приготовлю, наверное, не рискнула бы. К тому же хорошо, что муж, сам актер, всегда понимал мои творческие проблемы. Потом, Володя сам любил заниматься домашним хозяйством.

Вера Васильева с мужем / Виктор Горячев

– Ваш муж был человеком ревнивым?

– А вы знаете, я же никогда за годы нашей совместной жизни не давала повода для ревности, да и он тоже, я всегда знала, что он меня любит.

– В своей книге «Продолжение души» вы написали, что он как-то приревновал вас к Андрею Миронову.

– Да нет, это больше была шутка, выпили немного в поезде, ну и что-то там сказали, вот и всё.

– Ссорились часто?

– А я не умею ссориться, если чем-то недовольна, то просто уходила в сторону и молчала. И тогда мужу становилось некомфортно, он, кстати, был очень вспыльчивым по характеру.

– Еще раз вспомню вашу книгу. Вы там написали, что хотели бы умереть молодой, а не доживать до старости, и поэтому взяли бритву и перерезали вену на руке.

– Вот, в изгибе левого локтя, у меня остался этот след, эти две белые полосочки, хотя уже прошло больше шестидесяти лет. Потом я думала: а чего это мне в голову взбрендило, начиталась, наверное, чего-нибудь такого романтического.

– Вот смотрю на вас и хочется спросить: что нужно делать женщине, чтобы оставаться в такой же прекрасной физической форме, как у вас?

– Я бы посоветовала поменьше есть, побольше спать, не сердиться, не завидовать, любить людей и дело, которым ты занимаешься.

– Сами диету соблюдаете?

– Нет, иногда даже объедаюсь, за что каждый раз себя упрекаю (смеется). Но все-таки, конечно, в чем-то стараюсь себя ограничивать. Например, стараюсь меньше есть хлеба, хотя на любом банкете для меня лучшая еда – это маленький кусочек черного хлеба с маслом и солью.

– Устраивает ли вас ваша нынешняя творческая жизнь?

– Я могу сказать, что счастлива. Сейчас играю роли в спектаклях, о которых раньше могла бы только мечтать. В Малом театре играю «Пиковую даму», в театре «Модернъ» – в спектакле «Однажды в Париже». А в родном Театре сатиры не так давно вышла премьера режиссера Андрея Житинкина «Роковое влечение». У меня очень интересная роль пожилой актрисы, бывшей знаменитости, которая продолжает жить в созданном ею мире и не хочет мириться с возрастом. Не думала, что буду играть такую роль накануне своего 90-летия.

– Мысль уйти из театра на заслуженный отдых вас не посещала?

– Для меня уйти из театра – все равно что умереть.

Вера Васильева / Виктор Горячев

/Наша справка

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве. В 1943 году поступила в Московское городское театральное училище на курс В. В. Готовцева.

В 1945 году дебютировала в кино в фильме «Близнецы». Свою первую большую роль Насти Гусенковой она сыграла в картине «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева в 1947 году. За эту роль юная актриса была удостоена Сталинской премии.

Фильмография Веры Кузьминичны Васильевой насчитывает более 76 картин. Это «Свадьба с приданым», «Карнавал», «Выйти замуж за капитана», комедийная лента «Похождения зубного врача» и другие.

С 1948 года актриса московского Театра сатиры, сыграла здесь 60 с лишним ролей.

Была замужем за актером Театра сатиры Владимиром Петровичем Ушаковым.

Леонид Гуревич

«В 14 лет я чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой. взяла бритву и дважды порезала себе вену», - рассказала «АиФ» народная артистка СССР Вера Васильева .

Шрам на память

В нашей семье никто никогда к театру не имел отношения. Папа работал шофёром, мама занималась хозяйством. Мы жили очень бедно, всемером в одной комнате в Гусятниковом переулке, в районе Мясницкой. Мама с папой, три сестры, брат и я. Но однажды Анна Юльевна, соседка по нашей коммунальной квартире, повела меня на дневной спектакль оперы «Царская невеста». И я, 8-летняя девочка, увидела эту красоту - бархат, люстры, оркестр, всё сверкает, как в сказочном дворце, услышала божественную музыку… Тогда решила: или буду артисткой, или не буду жить. Пошла в Дом пионеров, в драмкружок, в хор, записалась в театральные библиотеки…

В 10 лет я уже распевала арии, услышанные по радио. За это во дворе меня прозвали Шаляпиным. О том, что был такой певец, я не знала, а думала, что дразнят меня из-за шляпы, с которой я не расставалась. Хорошо помню, как хор нашего Дома пионеров выступал в Большом театре (говорили, в зале сидел сам Сталин ).

Мы с моей подружкой Катей Розовской (дружим с ней до сих пор, страшно подумать, сколько лет!) вместе мечтали о сцене. Планы строили - один безумнее другого. Мечтали убежать из дома и поступить в какой-нибудь провинциальный театр хоть кем-нибудь, а там - какой-то неожиданный случай, дебют, как у Ермоловой , и начнётся театральная жизнь, полная приключений...

В результате я стала артисткой, Катя - театроведом. Теперь у неё уже внук, у меня - только Театр. Только рождённые мною роли. Но это не так уж мало.

Какая я была тогда? Тихая, мечтательная, очень романтичная. В 14 лет чуть не совершила глупость. Прочитав какую-то книгу, решила: лучше умереть молодой, чем жить и постепенно разочаровываться в жизни. Взяла бритву и дважды порезала себе вену, потом опустила руку в тёплый таз в надежде, что тихо, красиво умру. К счастью, вовремя опомнилась. Но в память об этой детской глупости у меня на левой руке в сгибе локтя остались две белые чёрточки.

Пырьев и чулки

В том, что мне, третьекурс-нице театрального училища, выпал такой счастливый лотерейный билет, как картина «Сказание о земле Сибирской», никакой особой моей заслуги нет. Думаю, большую роль сыграла моя тогдашняя внешность. Я была полненькая, розовощёкая. Мою добродушную рожицу заприметили ассистентки Пырьева . Подошли и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» Я так хотела, что мы всей семьёй всю ночь не сомкнули глаз - всё думали-гадали, во что меня одеть перед просмотром. В итоге на «Мосфильм» я явилась в сестрином платье из синего шёлка, перетянутая широким поя-сом, накрашенная и с невообразимо взбитыми кудрями. Пырьев, не сказав ни слова, отправил меня к гримёрам. Меня первым делом расчесали. Взглянула на себя в зеркало и ужаснулась: глазёнки маленькие, как поросёнок упитанная, косички тонкие. Никогда в кино не возьмут! А оказалось, именно это и надо было. Одели в костюм героини - Насти Гусенковой. Снова привели к Ивану Александровичу. Он так пристально на меня посмотрел и скомандовал: «Принесите два простых чулка». Принесли. Пырьев их взял, скатал в два комка. И, ни капли не стесняясь, сунул в моё декольте по чулку в те места, где должна быть пышная грудь. «Ну, теперь всё в порядке! А то не поймёшь ничего». Я стала походить на пышногрудую бабу, которой прикрывают чайники. Такой утвердили сразу. Помню, когда уже шли съёмки, Пырьев частенько напоминал: «Васильевой всё подложили? Тогда можем начинать!»

«Сказание о земле Сибирской», 1947 год. Кадр из фильма

Триумф картины «Сказание о земле Сибирской» в 1948 г. я восприняла как чудо из чудес и была в какой-то степени даже напугана, когда дали за неё Сталинскую премию. Как мне потом рассказали, Иосиф Виссарионович, который всегда смотрел все картины, увидев меня на экране, спросил: «Где нашли вот эту прелесть?» На что ему ответили, что это всего лишь студентка третьего курса, поэтому к премии не представлена. Сталин коротко распорядился: «Она хорошо сыграла, надо ей премию дать». И меня мгновенно включили в списки.

Я даже не знаю, была ли я счастлива. Наверное, была. Хотя всегда считала, что и награда, и огромная слава свалились на мою молодую неопытную голову не совсем заслуженно. Просто попала в хорошие руки режиссёра. Кстати, судя по всему, именно так считал и сам Пырьев. Однажды он мне прямо сказал: «Пора тебе меня отблагодарить». И назначил встречу в гостинице «Москва». Я, ничего не подозревая, пошла. Помню, Иван Александрович сидит на стуле и говорит: «Ну? Будешь меня благодарить?» Я отвечаю: «Огромное вам спасибо!» А он: «Не так благодарят! Иди сюда!» И стал приставать…

С трудом вырвавшись, я побежала к двери и услышала вслед: «Ты больше никогда не будешь сниматься в кино!» «Ну и наплевать», - подумала я. Слово своё - не снимать меня - он сдержал. Но я на Ивана Александровича не в обиде, давно всё простила. Ведь, как ни крути, Пырьев подарил мне не только роль - жизнь. Если бы не встреча с ним, меня бы, возможно, отправили по окончании института куда-нибудь к чёрту на кулички. А так… Меня сразу же пригласили в Театр сатиры на главную роль - Лизочки Синичкиной в спектакле «Лев Гурыч Синичкин». Представляете?!

Актриса Московского Театра Сатиры Вера Васильева в артистической комнате. 1956 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

901-я свадьба

Спектакль «Свадьба с приданым», премьера которого состоялась 12 марта 1950 года, с одной стороны, подарил мне самую большую любовь в моей жизни, с другой - дал мне партнёра по сцене и любящего мужа, с которым мы счастливо прожили 54 года.

Постановщиком был молодой талантливый режиссёр Борис Иванович Равенских . О нашем с ним романе в театре узнали почти сразу, да я и не умела скрывать. Почти семь лет я жила с полной готовностью отдать ему, если надо, свою жизнь. Но он был женат на актрисе Лилии Гриценко .

Главный режиссер московского государственного академического Малого театра народный артист СССР Борис Равенских, 1975 год. Фото: РИА Новости / И. Зотин

Успех «Свадьбы с приданым» был феноменальный! Спектакль прошёл 900 раз, был удостоен Сталинской премии, экранизирован. Володя Ушаков был моим «женихом Максимом» и на сцене, и в кино. Я видела, что его чувства ко мне давно вышли за пределы сцены, экрана, но ничего не могла с собой поделать. Тем временем Бориса Ивановича позвали возглавить Малый театр… И все эти годы я жила верующей затворницей с надеждой, что он освободится наконец и поймёт, нужна ли я ему в жизни. Мучилась страшно, но не смела ни разу напомнить о своей любви. Иногда ночью, часа в два, когда все жильцы нашей коммунальной квартиры крепко спали, раздавался телефонный звонок, и я босиком бежала по коридору. Шёпотом, дрожа от холода, отвечала на насмешливый вопрос: «Не спишь? Ждёшь?» - «Да, жду...» Он чувствовал свою вину, раздражался на меня за то, что я оставалась терпеливой и верной.

Вера Васильева и Владимир Ушаков в фильме «Свадьба с приданым», 1953 год

Последней каплей стала премьера его спектакля в Малом театре 4 декабря 1956 года, на который Борис Иванович мне приходить запретил. Я не пошла. Лежала в своей келье в полной темноте, спать не могла. Как же мне было больно и одиноко в ту ночь... Утром мне позвонил Володя Ушаков и, точно чувствуя, что я на краю гибели, спросил, как спрашивал уже много раз, когда же я соглашусь быть его женой. И тогда я ответила: «Я согласна». Володя тут же счастливый примчался на машине, заваленной цветами… Я утопала в цветах. Потом мы поехали в общежитие Театра сатиры на Малой Бронной, где кроме Володи жили Анатолий Папанов со своей женой Надей Каратаевой , Татьяна Ивановна Пельтцер и другие, и он всем объявил новость о нашей свадьбе. Хотя свадьбы как таковой не было. Помню, Толя Папанов принёс пол-литра, другие вынесли еду на кухню - что у кого было. А в загсе мы расписались лет через семь. Никаких платьев и колец не было - просто зашли, поставили подписи.

Зато все 54 года было абсолютно идеальное существование. Мы ни разу серьёзно не поссорились. И не было ни единого случая, что я глазами, мыслями, прикосновениями совершила что-то такое, за что может быть стыдно. Володя настолько влюблённо, благодарно и нежно относился ко мне, что у меня было ощущение сплошной влюблённости. Это очень важно для актрисы, да и вообще для любой женщины. И у меня за годы семейной жизни чувства к нему шли только по нарастающей. Бывало, отыграю спектакль, бегу как сумасшедшая домой. Я его особенно полюбила в последние годы, когда он болел. Три инфаркта, инсульт, слепота, ходить без помощи не мог. Но он так был благороден, никогда не ныл и не жаловался. Всегда искал повод посмеяться, порадоваться за меня. Я очень о нём тоскую!

Александр Ширвиндт в роли графа Альмавивы и Вера Васильева (справа) в роли графини в спектакле «Женитьба Фигаро». Театр Сатиры, 1977 год Фото: РИА Новости / Виталий Арутюнов

Сходила «на сторону»

Я бы не сказала, что с кем-то в театре у меня были близкие отношения. Но очень хорошие - со многими. Толя Папанов относился ко мне очень нежно, как-то особенно произносил моё имя: «Ве-е-рочка!» Как с котёнком иногда говорил: «Милый мой, маленький!» Я считала его потрясающим артистом. А вот с Андрюшей Мироновым мы, пожалуй, общались по-ближе. Он хорошо очень относился к моему мужу, и Володя его обожал. В театре они гримировались в одной комнате. Андрюша с ним всегда откровенничал, даже рассказывал о своих романах. Через него мы подружились с его родителями - Марией Владимировной Мироновой и Александром Семёновичем Менакером . Их смерть, как и потом столь ранний уход Андрея, стали для нас безумной трагедией. Мой муж просто в голос плакал…

Мне очень дороги мои удачные роли в Театре сатиры - графиня Альмавива, Ольга в «Свадьбе с приданым», Анна Андреевна в «Ревизоре», воительница в пьесе Лескова. Но было время, когда в родном театре я долго ничего интересного не играла, очень страдала от этого. И единственный раз в жизни рискнула попросить роль. Тогда после конфликта из нашего театра ушла Таня Васильева , репетировавшая Раневскую в «Вишнёвом саде». Я пришла к Валентину Плучеку и сказала, что мечтаю об этой роли. Он посмотрел как на идиотку: «Ну что ты, Вера! Оля Аросева хочет играть, Нина Архипова … Я лучше молодую возьму!» Я тогда очень сильно переживала: наверное, как акт-риса не нравлюсь ему, он считает, что у меня нет породы, темперамента или греха, который так необходим для Раневской... Спустя годы, когда он тяжело заболел и уже не работал, я приехала его навестить, а Валентин Николаевич вдруг сказал: «Вера, я очень перед тобой виноват и этим сильно мучаюсь. Прости!»

Вера Васильева в музыкальной телепередаче «Бенефис», 1978 год. Фото: РИА Новости / Рыбаков

А Раневскую я всё-таки сыграла, хоть и «на стороне» - в Тверском академическом театре драмы. Затем с радостью и наслаждением ездила в Орёл играть Кручинину в «Без вины виноватые», играла в спектаклях «Блажь» - в Новом драматическом в Москве и «Странная миссис Сэвидж» - в Театре кукол Образцова. Эти работы меня спасли, поскольку сбылось то, о чём я мечтала с юности, ради чего пришла в профессию. Иначе просто бы считала, что мне не хватило таланта, не хватило судьбы.

В 2015 году, перед своим (страшно сказать!) 90-летием, я и вовсе получила сказочный подарок - роль Ирмы Гарленд в спектакле «Роковое влечение». Сыграла пожилую актрису, которая не желает мириться со своим возрастом. Можно сказать, что это в какой-то степени про меня - ведь и я сама почти не ощущаю своего возраста.

А какие мои секреты? В том-то и дело, что никаких. Зарядку никогда не делала - терпеть этого не могу. С детства абсолютно неспортивная. Диет у меня никаких нет. Но не позволяю себе поправляться - держусь в одном весе всю жизнь. Тем не менее я ем всё. После спектакля, а это практически на ночь, люблю побаловать себя чем-нибудь вкусненьким. Не выхожу на улицу, если не подкрашу глаза и губы. Слежу за осанкой, именно осанка выдаёт возраст. Возможно, вы удивитесь, я и про лекарства ничегошеньки не знаю. И слава богу! Думаю, самое главное, что меня держит в форме, - это театр, мои роли, любовь зрителей. До сих пор на улице узнают. Иногда иду - и вдруг: «Ой, здравствуйте! Вы Вера Васильева?» - «Да». - «Будьте здоровы! Счастья вам!» Это очень приятно. У меня в общем-то всё сложилось: профессия, о которой мечтала, у меня был замечательный любящий муж, а в конце жизни появилась крёстная дочь Дашенька, которая обо мне так трогательно заботится, что не каждая родная дочь о своей матери так будет. Мне 90 лет, и я счастлива абсолютно. О чём я мечтаю? Во-первых, чтобы я очень много видела интересного. Но больше всего всё-таки я мечтаю о хорошей роли. И у меня на примете уже есть кое-что любопытное. О любви!