Что вы знаете о а н скрябине. Александр николаевич скрябин

Александр Николаевич Скрябин - русский композитор, уникальный человек, чье творчество имело большой успех. Скрябиным восторгались в Российской Империи , он действительно был хорошим композитором.

Александр Николаевич родился в декабре 1871 года, в Москве. Отец его был юристом, позже работал русским консулом в Турции.

Дед был военным. Мать композитора была незаурядной пианисткой, но через год после рождения сына умерла. Отец, служивший дипломатом в далекой от Москвы Турции, редко виделся с Сашей.

Воспитанием мльчика занималась в основном его бабушка по отцовской линии Елизавета Ивановна. Бабушка, как и все нормальные бабушки, души не чаяла в маленьком Саше. Очень она уж любила своего внука.

Своим уходом, Елизавета Ивановна сумела оградить Скрябина от невзгод, которые могли бы повлиять на Александра в худшую сторону.

С ранних лет Александр проявил расположение к музыке. Любимым музыкальным инструментом маленького мальчика был рояль. Говорят, что интересоваться роялем, Саша стал в четыре года.

В пять он уже играл на нем, даже пытался, что- то сочинять, «фантазировал музыку». Еще одним увлечением детства Александра Скрябина был театр.

У него был складной детский театр, играя в который он любил проводить свободное время. В этом театре, он ставил различны сценки.

В 11-летнем возрасте был отдан на обучение в Кадетский корпус. Военное образование приучило Александра Николаевича к дисциплине и порядку.

Обучаясь, он не забывал и про свои музыкальные увлечения. Окончив «кадетку», поступил в Консерваторию. Закончил её, в 1892 году, а спустя шесть лет, преподавал в консерватории, в звании профессора, "игру на фортепьяно".

Ранние произведения Скрябина отличались некой утонченностью, гармоничностью и мелодичность. Хотя многие специалисты отмечают, что эти же самые первые его произведения, были отмечены подражанием Шопену. Влияния Шопена на свое творчество Александру Николаевичу удалось преодолеть с помощью творчества Вагнера и Листа. Через некоторое время, он создаст свой неповторимый и ни с чем не сравнимый, музыкальный стиль.

С началом двадцатого столетия, Скрябин задумывает новые сочинения. Создает «Первую симфонию», затем и вторую. Через некоторое время он покидает Московскую Консерваторию, ибо не может совмещать преподование со своей творческой деятельностью.

В 1904 году, на деньги меценатов, отправляется зарубеж, в Швейцарию. Здесь Александр Николаевич создает «Божественную поэму» (Третья симфония), и «Поэму Экстаза». Это был новый этап в творчестве русского композитора . Он теперь окончательно избавился от влияний музыкальных гениев, и проявил свою настоящую индивидуальность.

В 1910 году Скрябин пишет - «Поэму огня». Это был совершенно новый опыт, не только новых звучаний, но и использование цветомузыки. Музыка его воспринимается весьма контрастно. Творчество русского композитора, это любовь, которая находила отражение в его музыке.

В личности Скрябина переплеталось множество дум и переживаний, так свойственных русскому человеку. 14 апреля 1915 года Великого русского композитора Александра Скрябина не стало.

28887 0

Статьи по теме

В 19 веке Российская Империя бурно развивалась. Активно проходили реформы Александра II, общество начинало жить по-новому. Девятнадцатое столетие подарило России целую плеяду талантливых деятелей культуры. Писатели, художники, поэты, скульптору

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - один из самых известных русских композиторов 20 века. Творчество Шостаковича известно во всем мире, мало того, оно пользуется огромной популярностью. Родился композитор в начале сентября 1906 года в

Дата рождения: 25 декабря 1871 года
Дата смерти: 14 апреля 1915 года
Место рождения: город Москва

Александр Скрябин - великий композитор. Скрябин Александр Николаевич был одним из когорты великих русских пианистов и композиторов конца 19 века. Пик его таланта пришелся на начало 20 века.

Александр появился на свет 25 декабря 1871 года в семье дипломата в городской усадьбе. Предки Скрябина не были родовиты и богаты. Мать, Любовь Петровна, была довольно известной пианисткой. К сожалению, ранняя смерть в 23-летнем возрасте не дала полностью раскрыться её таланту.

После смерти матери заботы о мальчике на себя взяла его родственница, Любовь Александровна. Именно она заметила, что малыш с раннего детства прислушивался к фортепианным звукам. А в трехлетнем возрасте Александр мог несколько часов подряд играть на пианино.

Отец мальчика был отправлен в дипломатический корпус Константинополя и большого участия в жизни сына не принимал. Вскоре он обзавелся второй семьей и практически разорвал связь с сыном.

Так как в окружении Александра было много военных, то и его отправили обучаться в кадетский корпус. Музыка манила к себе будущего композитора, и он начал регулярно заниматься ей у преподавателя консерватории. Вскоре он поступил в консерваторию и в 1892 году закончил с отличием. Хотя во время учебы он сяитался неуспевающим по классу композиции.

Началась гастрольная деятельность юного музыканта. Европейская публика тепло его принимает. Параллельно он работает над своими сочинениями, которые немедленно входят в репертуар его современников-музыкантов.

Все хорошо и в личной жизни – в 1897 г. происходит бракосочетание Александра и пианистки Верой Исакович. Впоследствии у них родится четверо детей.

Творчество занимало почти все свободное время пианиста. Будучи приглашенным на должность преподавателя Екатерининского института, он вскоре оставляет её из-за нехватки времени на любимое дело.

В 1902 году композитор знакомится с Т. Шлёцер и планирует жениться на ней. Но из-за отказа первой супруги дать развод, официальный брак так и не состоялся. В гражданском браке родилось трое детей.

Начало 20 века Скрябин дирижирует и выступает как пианист в основном в Париже. В 1915 г. он дал свой последний концерт.

Композитор долгое время вынашивал образ мистического произведения «Мистерия», в котором должен был соединиться весь философский и музыкальный опыт Музыканта. Он не раз упоминал, что это его главное предназначение. К сожалению, идея так и не была воплощена.
Умер композитор в 42 года от сепсиса. Причиной инфекции послужила небольшая инфекция на лице.

Достижения Александра Скрябина:

Написал около 90 прелюдий, 12 сонат для фортепиано, 3 симфонии
Симфонические поэмы «Прометей», «Божественная поэма»
Большое количество малых форм, таких как мазурки, экспромты, пьесы

Даты из биографии Александра Скрябина:

1871 г. 25 декабря родился в Москве
1878 г. написал первую оперу
1898 г. бракосочетание с пианисткой В. Исакович
1902 г. знакомство со второй женой Т. Шлёцер
1911 г. первое исполнение « Поэмы огня»
1915 г. 14 апреля скончался от заражения крови

Интересные факты Александра Скрябина:

Уже в 7 лет юный пианист создал оперу в честь первой любви.
Обучался музыке одновременно с С.Рахманиновым, но во взрослом возрасте они стали непримиримыми соперниками.
Скрябин всегда очень ревностно относился к гигиене. По стечению обстоятельств он умер от сепсиса, вызванного нарывом на губе.
Первым из музыкантом соединил музыку и цвет.
Скрябин очень любил бывать на солнце и всегда старался творить именно при солнечном свете.
Некоторые произведения Скрябина написаны своеобразным музыкальным языком и воспринимались современниками как какофония.

  • Александр Николаевич Скрябин родился 6 января 1872 года (25 декабря 1871 года) в Москве.
  • Отец Скрябина, Николай Александрович, на момент рождения сына едва закончил юридический факультет Московского университета. Поступил в Петербургский университет восточных языков, после которого служил в Турции и в России появлялся редко.
  • Мать композитора, Любовь Петровна, урожденная Щетинина, была блестящей пианисткой. Окончила консерваторию в Петербурге, гастролировала по городам под фамилией Скрябина. Умерла от туберкулеза в 1873 году.
  • Александра Скрябина воспитала родная тетка, Любовь Александровна.
  • 1882 год –Скрябин начинает брать уроки игры на фортепиано у студента Московской консерватории Г. Конюса.
  • Этот же год – будущий композитор по семейной традиции поступает во 2-й Московский кадетский корпус. Учится отлично, продолжает заниматься музыкой и вскоре уже принимает участие в концертах корпуса. Известен случай, когда Скрябин исполнял гавот Баха и немного сбился. Не растерявшись, он начал импровизировать, подражая немецкому композитору.
  • 1885 год – переход к более серьезным музыкальным занятиям. Теперь Александр Скрябин обучается у педагогов С. Танеева (теория музыки, композиция) и Н. Зверева (фортепиано). У последнего в это же время обучается двенадцатилетний Сергей Рахманинов .
  • 1888 – 1892 годы – Скрябин учится в классе фортепиано Московской консерватории; оканчивает ее с малой золотой медалью.
  • Этот же период – первые заграничные гастроли. Двадцатилетний композитор выступает в залах европейский столиц и крупнейших городов: Берлина, Дрездена, Парижа, Генуи.
  • 1894 год – Александр Скрябин знакомится с меценатом М.П. Беляевым. Признанный ценитель искусства материально помогает начинающему композитору, способствует публикации его сочинений и продвижения их в Русские симфонические концерты.
  • 1896 год – Скрябин женится на пианистке Вере Ивановне Исаакович.
  • 1897 год – композитору предложено стать профессором фортепианного класса в Московской консерватории. Двадцатишестилетний Скрябин соглашается. Одновременно преподает игру на фортепиано в Екатерининском женском институте.
  • Этот же год – написана Вторая соната (из десяти), чуть позже Концерт для фортепьяно с оркестром.
  • 1897 – 1898 годы – молодожены отправляются в заграничную поездку. Оба исполняют произведения Александра Скрябина в концертах на самых разных площадках.
  • 1900 – 1901 годы – Скрябин работает над Первой симфонией, состоящей из шести частей. Композитор сам пишет текст для выступления хора в последней части. Закончив работу над Первой, Александр Скрябин немедленно приступает к созданию Второй.
  • 21 марта 1903 года – первое исполнение Второй симфонии в Москве заканчивается скандалом. Причиной послужило новаторство Скрябина, совершенно необычные и непривычные элементы, использованные в создании произведения. Зал разделился на две части. Первые были в ужасе, вторые аплодировали стоя. Римский-Корсаков называет симфонию «какофонией». Скрябина такой успех ни капли не смущает – он был готов к чему-то подобному.
  • Этот же год – написана Четвертая соната для фортепьяно.
  • 1904 год – написана партитура Третьей симфонии («Божественная поэма», состоящая из трех частей: «Борьба» («Борения»), «Наслаждения», «Божественная игра»). В своих произведениях Скрябин проявляет себя не только как композитор, но и как талантливый драматург.
  • 1904 – 1910 годы – Александр Скрябин проводит это время за границей на гастролях, изредка появляясь в России. С ним же находятся его жена и дети. В этот период композитор знакомится с племянницей одного из профессоров Московской консерватории Татьяной Федоровной Шлецер и увлекается ею. Причем увлекается настолько серьезно, что Вера Ивановна бросает мужа и уезжает с детьми в Москву. Татьяна Федоровна становится второй (правда незаконной, «невенчанной») женой композитора. В этом браке родилось трое детей.
  • 1907 год – написана «Поэма экстаза».
  • 1908 год – по инициативе новой жены Скрябин порывает отношения с музыкальным издательством мецената Беляева. Татьяна Федоровна считает, что за свои произведения Александр Николаевич получает слишком мало. Чтобы сохранить уровень жизни, Скрябину приходится на время вернуться к исполнительской деятельности, давать концерты по всей Европе. Этот период длится недолго, поскольку друг композитора по консерватории предлагает ему гастроли в США, вместе с только что созданным там Русским симфоническим оркестром. Скрябин отправляется за океан; по возвращении оттуда поселяется с семьей в Париже.
  • Этот же год – получение Глинкинской премии за «Поэму экстаза». Это была уже 11-я по счету премия, полученная автором.
  • 1909 год – премьера «Поэмы экстаза» в Петербурге, в исполнении Петербургского Придворного оркестра.
  • 1910 год – написан «Прометей» («Поэма огня»), центральное произведение Александра Скрябина.
  • Этот же год – возвращение в Россию. Композитор живет в Москве в окружении последователей, составивших впоследствии Скрябинское общество.
  • 9 марта 1911 года – в зале Дворянского собрания в Петербурге проходит премьера «Прометея». За роялем сам автор. Успех произведения был ошеломительным. Особое впечатление на публику произвела светомузыка – собственное изобретение Скрябина. В разные моменты исполнения симфонии зал озарялся разными цветами, подчеркивая то, что хотел донести до слушателей автор.
  • 1914 год – поездка в Лондон.
  • 15 апреля 1915 года – последний концерт композитора.
  • 27 (14) апреля 1915 года – Александр Николаевич Скрябин умирает от заражения крови.

“Хотел бы я родиться мыслью, облететь весь мир и наполнить собою всю Вселенную. Хотел бы я родиться чудной мечтой молодой жизни, движением святого вдохновения, порывом страстного чувства…”

Александр Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х годов и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского,

«при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные… эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».

Александр Скрябин родился 6 января 1872 года в семье московской интеллигенции. Родителям не довелось сыграть заметной роли в жизни и воспитании их сына: мать через три месяца после рождения Сашеньки умерла от туберкулеза, а отец - адвокат - вскоре уехал в Константинополь. Забота о маленьком Сашеньке целиком легла на бабушек и тетю, Любовь Александровну Скрябину, ставшей для него и первой учительницей музыки.

Музыкальный слух и память Саши поражали окружающих. С ранних лет он по слуху легко воспроизводил услышанную один раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других инструментах. Еще не зная нот, уже в три года он проводил за роялем многие часы, до того, что протирал педалями подошвы на обуви. «Так и горят, так и горят подошвы», - сокрушалась тетушка. К роялю мальчик относился как к живому существу – прежде, чем пойти спать, маленький Саша целовал инструмент. Антон Григорьевич Рубинштейн, некогда обучавший мать Скрябина, кстати, блестящую пианистку, был поражен его музыкальными способностями.

По семейной традиции, 10-летнего дворянина Скрябина отдали во 2-й Московский кадетский корпус в Лефортово. Примерно через год там состоялось первое концертное выступление Саши, на это же время пришлись и его первые композиторские опыты. Выбор жанра – фортепианные миниатюры – выдавало глубокое увлечение творчеством Шопена (ноты Шопена юный кадет клал себе под подушку).

Продолжая учебу в корпусе, Скрябин стал заниматься частным образом у видного московского педагога Николая Сергеевича Зверева и по теории музыки у Сергея Ивановича Танеева. В январе 1888 года, в возрасте 16 лет, Скрябин поступил в Московскую консерваторию. Здесь его педагогом стал Василий Сафонов, директор консерватории, пианист и дирижер.

Василий Ильич вспоминал, что у Скрябина было

“особое разнообразие тембра и звука, особая, необычайно тонкая педализация; он обладал редким, исключительным даром – рояль у него “дышал”…

“Не смотрите на его руки, смотрите на его ноги!”

– говорил Сафонов. Очень скоро Скрябин и его однокурсник Сережа Рахманинов заняли положение консерваторских «звезд», подававших наибольшие надежды.

Сочинял Скрябин в эти годы много. В собственноручно составленном им списке своих сочинений за 1885-1889 годы названо более 50 различных пьес.

Из-за творческого конфликта с учителем гармонии, Антоном Степановичем Аренским, Скрябин остался без композиторского диплома, закончив Московскую консерваторию в мае 1892 года с малой золотой медалью по классу фортепиано у Василия Ильича Сафонова.

В феврале 1894 года он впервые выступил в Петербурге как пианист-исполнитель собственных произведений. Этот концерт, состоявшийся, в основном, благодаря хлопотам Василия Сафонова, стал для Скрябина судьбоносным. Здесь он познакомился с известным музыкальным деятелем Митрофаном Беляевым, это знакомство сыграло важную роль в начальном периоде творческого пути композитора.

Митрофан Петрович взял на себя задачу “показать Скрябина людям” – он издавал его сочинения, оказывал финансовую поддержку на протяжение многих лет и летом 1895 года организовал большое концертное турне по Европе. Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами.

Первая поездка за границу – Берлин, Дрезден, Люцерн, Генуя, затем Париж. Первые отзывы французских критиков о русском композиторе – положительные и даже восторженные.

“Он – весь порыв и священное пламя”,

“Он раскрывает в своей игре неуловимое и своеобразное очарование славян – первых пианистов в мире”,

– пишут французские газеты. Отмечались его индивидуальность, исключительная тонкость, особое, «чисто славянское» очарование.

В последующие годы Скрябин бывал в Париже неоднократно. В начале 1898 года состоялся большой концерт из произведений Скрябина, в некотором отношении не совсем обычный: композитор выступил вместе со своей женой-пианисткой Верой Ивановной Скрябиной (урожденной Исакович), на которой женился незадолго до этого. Из пяти отделений сам Скрябин играл в трех, в двух остальных - Вера Ивановна. Концерт прошел с огромным успехом.

Осенью 1898 года, в возрасте 26-ти лет, Александр Скрябин принял предложение Московской консерватории и стал одним из ее профессоров, взяв на себя руководство классом фортепиано.

Конец 1890-х годов новые творческие задачи заставляют композитора обратиться к оркестру – летом 1899 года Скрябин приступил к сочинению Первой симфонии. В конце века Скрябин стал членом Московского философского общества. Общение вместе с изучением специальной философской литературы определило общее направление его воззрений.

Кончался XIX век, и вместе с ним – старый уклад жизни. Многие, как и гений той эпохи Александр Блок, предчувствовали “неслыханные перемены, невиданные мятежи” – социальные бури и исторические потрясения, которые принесет с собой век ХХ.

Наступивший серебряный век вызвал лихорадочный поиск новых путей и форм в искусстве: акмеизм и футуризм – в литературе; кубизм, абстракционизм и примитивизм – в живописи. Одни ударялись в учения, привнесенные в Россию с Востока, другие – в мистику, третьи – в символизм, четвертые – в революционный романтизм… Кажется, никогда еще при одном поколении не рождалось столь много самых различных направлений в искусстве. Скрябин же оставался верен самому себе:

“Искусство должно быть праздничным, должно поднимать, должно чаровать…”

Он постигает миросозерцание символистов, все более утверждаясь в мысли о магической силе музыки, призванной спасти мир, а также увлекается философией Елены Блаватской. Эти настроения привели его к замыслу «Мистерии», ставшей для него отныне главным делом жизни.

«Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств - музыка, поэзия, танец, архитектура. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «великое соборное действо», в котором примет участие – не более, не менее – все человечество.

За семь дней, срок, за который Бог создал земной мир, в результате этого действа люди должны будут перевоплотиться в некую новую радостную сущность, приобщенную к вечной красоте. В этом процессе не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей.

Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где “сольются не только звуки и цвета, но ароматы, пластика танца, стихи, лучи заката и мерцание звезд”. Замысел поражал своей грандиозностью даже самого автора. Боясь подступиться к нему, он продолжал творить «обычные» музыкальные произведения.

В конце 1901 года Александр Скрябин заканчивает Вторую симфонию. Его музыка оказалась столь новой и непривычной, столь дерзкой, что исполнение симфонии в Москве 21 марта 1903 года превратилось в форменный скандал. Мнения публики разделились: одна половина зала свистела, шикала и топала, а другая, встав возле эстрады, бурно аплодировала. “Какофония” – таким язвительным словом назвал симфонию мэтр и учитель Антон Аренский. И другие музыканты находили в симфонии «необычайно дикие гармонии».

“Ну уж и симфония… это черт знает что такое! Скрябин смело может подать руку Рихарду Штраусу. Господи, да куда же девалась музыка?..”,

– иронически писал Анатолий Лядов в письме Беляеву. Но изучив музыку симфонии ближе, он сумел оценить ее.

Однако, Скрябин ничуть не был смущен. Он уже ощущал себя мессией, провозвестником новой религии. Такой религией для него было искусство. Он верил в его преобразующую силу, он верил в творческую личность, способную создать новый, прекрасный мир:

“Иду сказать им, чтобы они… ничего не ожидали от жизни, кроме того, что сами по себе могут создать… Иду сказать им, что горевать не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его”.

Менее чем через год после окончания Второй симфонии, в 1903 году Скрябин приступил к сочинению Третьей. Симфония, названная “Божественной поэмой” описывает эволюцию человеческого духа. Она написана для огромного состава оркестра и состоит из трех частей: “Борьба”, “Наслаждение” и “Божественная игра”. Композитор впервые воплощает в звуках этой симфонии полную картину своего “магического универсума”.

В течение нескольких летних месяцев того же 1903 года, Александр Скрябин создает более 35 фортепианных произведений, в том числе и свою знаменитую Четвертую сонату для фортепиано, в которой передано состояние неудержимого полета к манящей звезде, изливающей потоки света – столь велик был переживавшийся им в это время творческий подъем.

В феврале 1904 года Скрябин оставил педагогическую работу и почти на пять лет уехал за границу. Следующие годы он провел в Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, побывал также с гастролями в Америке.

В ноябре 1904 года Скрябин завершает свою Третью симфонию. Параллельно он читает много книг по философии и психологии, его мировоззрение склоняется к солипсизму – теории, когда весь мир видится произведением собственного сознания.

“Я – хотение стать истиной, отождествиться с ней. Вокруг этой центральной фигуры построено все остальное…”

К этому времени относится важное событие в его личной жизни: он разошелся со своей женой Верой Ивановной. Окончательное решение уйти от Веры Ивановны было принято Скрябиным в январе 1905 года, к тому времени у них было уже четверо детей.

Второй женой Скрябина стала Татьяна Федоровна Шлецер, племянница профессора московской консерватории. Татьяна Федоровна имела музыкальное образование, занималась одно время даже композицией (ее знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним по теории музыки).

Летом 1095 года Скрябин вместе с Татьяной Федоровной переехали в итальянский город Больяско. В это же время умирают два близких человека Александра Николаевича – старшая дочь Римма и друг Митрофан Петрович Беляев. Несмотря на тяжелое моральное состояние, отсутствие средств к существованию и долги, Скрябин пишет свою “Поэму экстаза”, гимн всепобеждающей воле человека:

“И огласилась вселенная
Радостным криком:
Я есмь!”

Его вера в безграничные возможности человека-творца достигла крайних форм.

Скрябин много сочиняет, его издают, исполняют, но все же он живет на грани нужды. Желание поправить свои материальные дела снова и снова гонит его по городам – он гастролирует в США, Париже и Брюсселе.

В 1909 году Скрябин возвращается в Россию, где к нему, наконец, приходит настоящая слава. Его произведения исполняются на ведущих сценах обеих столиц. Композитор едет в концертное турне по волжским городам, одновременно он продолжает свои музыкальные поиски, все дальше уходя от принятых традиций.

В 1911 году Скрябин завершает одно из самых гениальных сочинений, бросившее вызов всей музыкальной истории – симфоническую поэму “Прометей”. Ее премьера 15 марта 1911 года стала самым крупным событием как в жизни композитора, так и в музыкальной жизни Москвы и Санкт-Петербурга.

Дирижировал знаменитый Сергей Кусевицкий, за фортепиано был сам автор. Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить состав оркестра, включить в состав партитуры фортепиано, хор и нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру… Понадобилось девять репетиций вместо обычных трех. Знаменитый “прометеев аккорд”, по словам современников, “прозвучал, как настоящий голос хаоса, как какой-то из недр родившийся единый звук”.

«Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью - непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. Через неделю “Прометей” был повторен в Санкт-Петербурге, а затем зазвучал в Берлине, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке.

Светомузыка – так было названо изобретение Скрябина – заворожила многих, конструировались новые свето-проекционные аппараты, обещая новые горизонты синтетическому звуко-цветовому искусству. Но многие отнеслись скептически к новациям Скрябина, тот же Рахманинов, который однажды, разбирая за роялем в присутствии Скрябина “Прометея”, спросил не без иронии “какой же тут цвет”. Скрябин обиделся…

Последние два года жизни мысли Скрябина занимало произведение «Предварительное действие». Оно должно было, исходя из названия, явиться чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии», ее, так сказать, «облегченным» вариантом. Летом 1914 года вспыхнула Первая мировая война – в этом историческом событии Скрябин увидел прежде всего начало процессов, которые должны были приблизить «Мистерию».

“Но как ужасно велика работа, как ужасно она велика!”

– с беспокойством восклицал он. Возможно, он стоял на пороге, перешагнуть который еще никому не удавалось…

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт, на 15 апреля. Этому концерту суждено было оказаться последним.

Вернувшись в Москву, Скрябин через несколько дней почувствовал себя нездоровым. У него появился карбункул на губе. Нарыв оказался злокачественным, вызвав общее заражение крови. Поднялась температура. Ранним утром 27 апреля Александра Николаевича не стало…

“Как объяснить, что смерть настигла композитора именно в тот момент, когда он был готов занести на нотную бумагу партитуру “Предварительного действия”?

Он не умер, его взяли от людей, когда он приступил к осуществлению своего замысла… Через музыку Скрябин узрел много такого, что не дано знать человеку… и потому он должен был умереть..”

Писал ученик Скрябина Марк Мейчик через три дня после похорон.

“Не верилось, когда пришла весть о кончине Скрябина, такой нелепой, такой недопустимой. Прометеев огонь снова угас. Сколько раз что-то злое, роковое пресекало уже развернувшиеся крылья.

Но “Экстаз” Скрябина сохранится среди победных достижений.”

– Николай Рерих.

“Скрябин в исступленно-творческом порыве искал не нового искусства, не новой Культуры, а новой земли и нового неба. У него было чувство конца всего старого мира, и он хотел сотворить новый Космос.

Музыкальная гениальность Скрябина так велика, что в музыке ему удалось адекватно выразить свое новое, катастрофическое мироощущение, извлечь из темной глубины бытия звуки, которые старая музыка отметала. Но он не довольствовался музыкой и хотел выйти за ее пределы…”

– Николай Бердяев.

“Он был не от мира сего, и как человек, и как музыкант. Только моментами прозревал он свою трагедию оторванности и, когда прозревал, не хотел в нее верить”,

– Леонид Сабанеев.

“Есть гении, которые гениальны не только в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в улыбке, в походке, во всей своей личной запечатленности. Смотришь на такого – это – дух, это – существо особого лика, особого измерения…”

– Константин Бальмонт.


Талантливый русский композитор и пианист. Род. в 1871 г. в Москве; окончил курс в Московской консерватории, где был профессором фортепьянной игры. Главные произведения С.: симфонии e-dur и c-moll (первая с участием хора в финале на слова "К искусству"), концерт для фортепиано, мазурки, прелюдии, ноктюрны. В фортепьянных его пьесах заметно влияние Шопена; оркестровые его произведения примыкают к Вагнеру.

{Брокгауз}

Скрябин, Александр Николаевич

Даровитый композитор и пианист, род. 29 декабря 1871 в Москве; воспитывался в кадетском корпусе, но затем поступил в московскую консерваторию, которую и окончил 1892 по классу фп. Сафонова (золотая медаль), после чего некоторое время жил за границей, где выступал со своими фортепианными сочинениями в Париже, Брюсселе, Амстердаме и др. В 1898-1903 С. состоял профессором игры на фп. при московской консерватории, в настоящее же время всецело посвятил себя композиции. В своих сочинениях С. отчасти примыкает к Шопену (в области фп.) и Вагнеру (в области оркестра); крупная музык. индивидуальность его не лишена некоторого оттенка изысканности, напряженности, даже болезненности. Сочинения С.: А. Для оркестра: "Rêverie" op. 24; две симфонии: E-dur op. 26 (с участием хора в финале, на слова "К искусству") и С-moll op. 29; В. Для фп. с орк.: концерт fis-moll op. 20; С. Для фп.: 3 сонаты (op. 6, op. 19 соната-фантазия; op. 23), Allegro appassionato (op. 4), концертное allegro op. 18, фантазия (op. 28), этюды (op. 8, 12 №№), Impromptus (op. 7, 10, 12, 14), мазурки (op. 3-10 №№, op. 25-9 №№), прелюдии (op. 11-24 №№; op. 13-6 №№; op. 15, 16, 17-17 №№; op. 22; op 27), польский (op. 21), кроме того, ноктюрны, вальс (op. 1) и др. Крупные сочинения С. исполнялись не только в России, но и за границей (Париж, Берлин и др.).

Скрябин, Александр Николаевич

(род. 6.I.1872 в Москве, ум. 27.IV.1915 там же) - рус. композитор, пианист. Интерес к музыке проявил в 5 лет (играл по слуху, импровизировал), в 11 лет начал заниматься у Н. Зверева, Г. Конюса. Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории, где его основными педагогами были С. Танеев (композиция), В. Сафонов (фп.). В 1895-96 по инициативе мецената М. Беляева совершил успешную концертную поездку по зарубежным странам (Бельгия, Франция, Голландия, Германия). С 1898 по 1903 проф. Московской консерватории по классу фортепиано. С 1904 по 1909 жил в Швейцарии, предпринимая неоднократно поездки в другие страны (в частности, зимой 1906/07 концертировал в США). В 1910 вернулся в Москву. В последующ. годы часто и успешно выступал с авторскими концертами в разных городах России (выделяется большая поездка по Волге с орк. С. Кусевицкого в 1910) и за рубежом (Бельгия, Голландия, Англия). Последний авторский концерт состоялся в Петербурге за несколько дней до смерти. Творчество С. (основная область - фортепианная музыка) отличается глубоким своеобразием, художественной самобытностью, последовательным новаторством, огромным эмоциональным богатством, философской содержательностью. Его творческий путь принято делить на 3 периода: первый (до 1900) характеризуется тонким лиризмом, задушевностью, ясностью формы, изяществом фактуры, преемственной связью с классической музыкой (заметны соприкосновения с П. Чайковским, Ф. Шопеном, позднее с Ф. Листом, Р. Вагнером); второй (1900-07) - усилением творческих исканий, особенно в сфере гармонии, нарастанием драматизма, героических порывов к борьбе за этические идеалы и наряду с этим еще большей утонченностью в лирике; третий (1907-14) - поворотом (под влиянием идеалистических философских концепций) в сторону крайнего индивидуализма, отрыва от реальной действительности. Творческие находки и достижения С. оказали значительное влияние на музыку последующего поколения отечественных и многих зарубежных композиторов.

Соч.: 222 соч., в т. ч. 3 симфонии (I - с хоровым финалом - 1900, II - 1902, III - "Божественная поэма" - 1904), поэма "Мечты" (1898), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" ("Поэма огня", 1910) с уч. фп. и хора; Концерт для фп. с орк. (1897); многочисл. произв. для фп., в т. ч. 10 сонат, 19 поэм, 90 прелюдий, 26 этюдов, 21 мазурка, вальсы и др.

Скрябин, Александр Николаевич

Композитор, пианист, философ-мистик. Автор новаторских музыкальных произведений: "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" (1910), ряда сонат, прелюдий. Род. в Москве. Отдавая дань семейной традиции, окончил 2-й Моск. кадетский корпус в 1889, но в дальнейшем к военной службе отношения не имел. В 1892 окончил Моск. консерваторию по классу фортепиано. Проф. Моск. консерватории (1898-1903). Много концертировал в России, Зап. Европе, Америке. Формирование филос. мировоззрения С. пришлось на период расцвета рус. поэтического символизма. Вместе с тем уникальность личности С. в рус. и мировой культуре обусловлена редким фактом синтеза музыкального и филос. видения мира. По словам А.Бандуры, С. являлся величайшим мистиком среди музыкантов и величайшим музыкантом среди мистиков-философов. Филос. С. выросла из искусства, а искусство продолжило филос. мира и человека. Музыкально-филос. интуиция привела С. к необходимости осмысления эзотерической филос. традиции, в первую очередь теософии. О серьезности занятия С. теософией говорят многочисленные пометки, оставленные им на страницах томов "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской. В 1904 С. принимал участие во Втором междунар. филос. конгрессе (Швейцария) как его полноправный участник. С. хорошо знал произведения Канта и Фихте, в посл. десятилетие жизни изучал инд. (и буддистскую) филос. Свойственная С. полифоничность восприятия многоплановой симфонии мира не могла быть выражена ни в какой иной форме, кроме мистической: "камень и мечта сделаны из одного вещества и оба одинаково реальны",- писал он. Обилие изученных С. в 1904-1906 филос. текстов привели к переходу от идей соотношения бытия и сознания к идее мистической демиургической миссии музыки в иерархии Мироздания. Убедившись в тождестве собственного мистического опыта с опытом Е.П.Блаватской, С. придает ему осознанные музыкальные формы. С. выражает единство истока музыки и физ. мира в мистическом экстазе бытия, отказываясь от общей тональной структуры в пользу структуры, имеющей геометрические свойства кристалла (звук и кристалл). Словесно (стихотворная "Поэма экстаза", созданная параллельно симфонической поэме, и грандиозное "Предварительное Действо", оставшееся без партитуры) и в музыке поэмы "Прометей" С. решает магическую проблему ускорения эволюции, цель к-рой - дематериализация и начало новой истории мира и человека. Это попытка трансформации человека в сверхчеловека, человечества - в богочеловече-ство. Трансформируя себя, человек трансформирует Мироздание.

Я чувств низведанных бушующий поток,

Я предел. Я вершина.

Я чувство

Я мир, я блаженство ,

Я жажда блаженства

Сознание гордое

Силы божественной

Я ничто, я игра , я свобода ,

я жизнь

Я предел,

Я вершина

Я Бог...

Антропологич. взгляды С. несут в себе следы орфизма, неоплатонического гнозиса и герметизма. Суть их синтеза в том, что С. строит филос. личного разума, творящего мир. Осн. здесь - своеобразная постановка проблемы трансцендирующих способностей человека, основанных на универсальности абсолютной дух. природы человека (человек суть носитель Света и вселенского Добра, Прометей-огненосец). Поэтому творч. в филос. С. доминирует над познанием: творч. - акт сверхчувственный, трансформационный; трансформация образов реальности в творч. - не что иное, как пересоздание самой реальности. "Все есть мое творчество... Все, что существует в моем сознании. Все есть моя деятельность, которая в свою очередь есть только то, что она производит... Мир (время и пространство) есть процесс моего творчества...". Идеи рус. космизма четко просматриваются в понимании С. космич. сущности человеч. творч.: любое творч. приобщает к космич. мировому процессу.

Чувствуя себя посвященным в тайнознание, С. придавал исключительное значение инициации средствами звука. Основываясь на теософской гипотезе принадлежности звука сверхчувственному миру (звук - творящий логос), С. создавал язык музыки, способной перевести человека и Вселенную в нематериальное состояние, а роль композитора отождествлял с Демиургом, освобожденным от власти материи. Врожденная способность самого С. к синестетическо-му восприятию мира определила дух. пейзаж вселенской Мистерии как светозвуковой. Впервые в музыкальной практике С. ввел в симфоническую поэму "Прометей" партию света. Идея абсолютной победы Света имеет у С. свои особенности: речь идет о трансформации в Свет всего сущего и глубоком гуманизме - бунте против физ. несвободы человека и апелляции его к титанической божественной природе. Смерть предстает для С. уничтожением физичности. Романтическая мистика душевности (лирическая музыка) заменяется космич. мистикой Духа, суровым дыханием обновления Вселенной. Филос. искусства С. несет в себе черты мистико-религ. подхода и соответствует духу символического синтеза и филос. всеединства (Всеискусство универсального Синтеза). Искусство по С. есть религия, бесконечно длящийся литургический акт, связь с космосом через абсолютную музыку. Искусство представляет собой эзотерический вид творч.; его тайные знаки и смыслы раскрываются в звуках и ритме - "заклинании времени". Искусство и есть истинная жизнь природы. Широту музыкально-мистического опыта, лежащего в основании филос. С., отмечал А.Ф.Лосев (Мировоззрение Скрябина // Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С.734-779). Скончался С. в Москве.

Е.В.Зорина

Соч.: Записи А.Н.Скрябина // "Русские пропилеи " Т.6. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал М.Гершензон. М. , 1919 ; Переписка А.Н.Скрябина и М.П.Беляева. 1894-1903. Пг. , 1922 ; Письма А.Н.Скрябина. М. , 1923.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Скрябин, Александр Николаевич" в других словарях:

    Скрябин, Александр Николаевич - Александр Николаевич Скрябин. СКРЯБИН Александр Николаевич (1871/72 – 1915), российский композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым космическим сферам, идея преобразующей силы искусства. Его… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882‒89). С 1882 брал уроки фортепиано. игры у Г. Э. Конюса, затем у Н. С.… … Большая советская энциклопедия

    - (1871/72 1915) российский композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым космическим сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от… … Большой Энциклопедический словарь

    Скрябин (Александр Николаевич) талантливый русский композитор и пианист. Родился в 1871 г. в Москве; окончил курс в московской консерватории, где был профессором фортепианной игры. Главные произведения С.: симфония e dur и c moll (первая с… … Биографический словарь

    - (1871/1872 1915), композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремлённости к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряжённость тонуса, диапазон образов от… … Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скрябин. Александр Скрябин … Википедия

    А. Н. Скрябин. Скрябин Александр Николаевич (1871/72, Москва — 1915, там же), композитор. Родился в семье студента юриста (впоследствии дипломата) Николая Александровича Скрябина, из старинного дворянского рода, и пианистки, воспитанницы… … Москва (энциклопедия)