Герой сказки Х. К

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК (дат. Den Standhaftige tinsoldat) - герой сказки Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» (1838), символ несгибаемого мужества и упорства. Его судьба описана кратко, но она полна событий, хотя и неправдоподобных, но убедительных в этом волшебном мире, где в сложном единстве сосуществуют люди, звери и игрушки. Он - один из двадцати пяти игрушечных солдатиков, «родных братьев по матери - старой оловянной ложке», которых подарили на день рождения маленькому мальчику. От своих братьев С.О.С. отличался тем, что был одноногим (не хватило олова), но стоял на своей одной ноге надежно и крепко. В игрушечном мире детской, куда попали солдатики, было много чудесного, но больше всего героя привлекла бумажная Танцовщица, тоже стоявшая на одной ножке, - другую она подняла так высоко, что солдатик ее не увидел и решил, что они с Танцовщицей товарищи по несчастью. Конечно, он только мечтать мог, что такая красавица всерьез обратит на него внимание. Но случилось так, что судьба С.О.С. сложилась на редкость удивительно. Он - натура, по-солдатски и, так сказать, по-оловянски простая, однако не по-игрушечному чинная и деликатная - прожил коротенькую и удивительную жизнь. Отдельные подробности его столкновения с внешним миром, куда он попал, вывалившись из окна, фантасмагоричны: чего стоит, например, крыса, требовавшая паспорт у проплывавшего на лодочке из газетной бумаги солдатика. Удачно миновав столкновения с крысой, он целиком очутился во власти водной стихии (из ручейка попал в реку) и даже, подобно библейскому Ионе, оказался в чреве, правда, не кита, а неизвестной рыбы, из которой вновь был выдворен в свою старую детскую, к тем же детям и игрушкам. Но его судьба, несмотря на свою примечательность, не задалась с самого начала, с той самой недостающей ноги. Эта история закончилась плохо. Кто-то из мальчишек швырнул его в камин, и он превратился в маленький кусочек олова. Расплавился до самого сердца. И все же история закончилась хорошо - ворвавшийся в комнату ветер швырнул в печку и маленькую бумажную Танцовщицу. Так они погибли вместе.

Лит.: Брауде Л. Создание литературной сказки

//Брауде Л. Скандинавская литературная сказка. М., 1979. С.44-98; Брауде Л. Ханс Кристиан Андерсен и его сборники «Сказки, рассказанные детям» и «Новые сказки»

//Андерсен Х.К. Сказки, рассказанные детям. Новые сказки. М., 1983. С.279-320.

Т.Н.Суханова


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК" в других словарях:

    Стойкий оловянный солдатик … Википедия

    Стойкий оловянный солдатик (мультфильм, 1976) «Стойкий оловянный солдатик» советский мультфильм, 1976 экранизация сказки Г. Х.Андерсена. Над фильмом работали Сценарист: А. Ахундова Режиссёр: Л. Мильчин Художники декораторы: И.Светлица, И.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Солдатики (значения). Солдатик, изображающий французского егеря в Африке. Солдатик, игрушечный солдат миниатюрна … Википедия

    Запрос «Андерсен» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Андерсен. Ханс Кристиан Андерсен Hans Christian Andersen … Википедия

    Олово - (Tin) Металл олово, добыча и месторождения олова, производство и применение металла информация о металле олово, свойства олова, месторождения и добыча олова, производство и применение металла Содержание Определение термина История… … Энциклопедия инвестора

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ефимов. Андрей Ефимов Имя при рождении: Ефимов, Андрей Михайлович Род деятельности: актёр кукольник Дата рождения … Википедия

    Ганс Христиан Андерсен Hans Christian Andersen Ганс Христиан Андерсен (1869) Дата рождения: 2 апреля 1805 Место рождения: Оденсе, Дания Дата смерти: 4 августа 1875 Место смерти … Википедия

    Ганс Христиан Андерсен Hans Christian Andersen Ганс Христиан Андерсен (1869) Дата рождения: 2 апреля 1805 Место рождения: Оденсе, Дания Дата смерти: 4 августа 1875 Место смерти … Википедия

Книги

  • Стойкий оловянный солдатик , Андерсен, Ханс Кристиан. В сборник вошли три сказки знаменитого датчанина Х.-К. Андерсена (1805-1875): "Стойкий оловянный солдатик", "Свинопас", и "Дикие лебеди" . Сказки Андерсена давно стали классикой мировой…


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: ознакомление учащихся с содержанием сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», её особенностями.

Задачи урока:

  • Рассказать учащимся факты биографии Г. Х. Андерсена.
  • Прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик».
  • Осуществить анализ сказки.
  • Дать характеристику героев сказки, их поступков.
  • Выявить отношение автора к героям сказки.
  • Провести аналогии событий сказки с моментами биографии автора.
  • Направить воспитательный акцент на различие доброго и злого, на утверждение общечеловеческих ценностей.
  • Закреплять навыки работы с текстом.
  • Развивать умение учащихся высказывать своё мнение по вопросу, умение работать в группе, прислушиваться к высказываниям одноклассников (их позиции по вопросу).

1. Введение в урок

(Слайд 2) Учитель: Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Вы узнали сказочника? Приятно вам смотреть на его лицо?

Дети: Да. Это Андерсен. У него доброе лицо. Грустная лёгкая улыбка. Мудрый взгляд.

Учитель: Обратите внимание на здания, которые изображены на слайде. О чём они вам могут «рассказать»?

Дети: Здания старинные, причудливые. Такие были построены давным-давно. Андерсен тоже жил давным-давно.

(Слайд 3) Учитель : Какие сказки Г. Х. Андерсена вы читали?

Дети: «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Русалочка», «Огниво», «Снежная королева» и другие.

(Слайд 4) Учитель: На нашем «зелёном дубе» есть яблоки с отрывками из сказок Андерсена. Предлагаю вам по одному «срывать» (гиперссылки) их с дерева и отгадывать: из какой сказки эти строчки?

  • (Слайд 5) Принцесса на горошине;
  • (Слайд 6) Огниво;
  • (Слайд 7) Гадкий утёнок;
  • (Слайд 8) Дюймовочка;
  • (Слайд 9) Русалочка.

2. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Андерсена

(Слайд 10) Учитель: Родился Андерсен 2 апреля в датском городе Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника.

(Слайд 11) Учитель: Семья Андерсена жила бедно. Родители без устали трудились, зарабатывая гроши. Рассмотрите дом, где провёл детство писатель. Что подтверждает мои слова?

Дети: Дом одноэтажный. Там маленькие окна и их мало. Никаких украшений. Это дом бедняков.

(Слайд 12) Учитель: Маленький Ганс рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Мечтал стать актёром, разыгрывал домашние спектакли с самодельными куклами. Если бы малыш на картине был маленький Ганс Христиан, что бы он думал, пуская мыльные пузыри?

Дети: Наверно, придумывал сказку о мыльном пузыре. Или фантазировал, куда пузырь полетит.

(Слайд 13) Учитель: Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил ехать в Копенгаген – столицу Дании. Название этого города переводится как «Торговая гавань». Рассмотрите фотографии города и скажите почему?

Дети: Город – морской порт, с каналами. Туда приплывает много людей и торговцев.

(Слайд 14) Учитель: Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности он стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на бедность, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет. Подумайте каково было будущему писателю в детской гимназии?

Дети: Неуютно из-за насмешек одноклассников.

(Слайд 15) Учитель: Всемирную известность сказочника он приобрёл после издания первого сборника сказок. В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые сказки. Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России».

(Слайд 16) Учитель: Как вы думаете, почему День детской книги связали с днём рождения Андерсена?

Дети: Сказки Андерсена очень нравятся детям. Они понятны и любимы.

Учитель: Международной премией были награждены многие детские писатели. В 1974 году Почётной грамотой был награждён С. Михалков, а в 1976 году Почётную грамоту получила А. Барто.

3. Словарная работа

(Слайд 17) Учитель: Мы сегодня прочитаем сказку про стойкого оловянного солдатика. Перед чтением посмотрим значение некоторых слов, которые встретятся вам в тексте.

4. Чтение сказки. Беседа после прочтения.

Учитель: Изменилось ли ваше настроение после прочтения сказки? Понравилась ли сказка? Какие самые яркие эпизоды вы отметите?

(Слайд 18) Учитель: Какие различные (даже противоположные) чувства вызывает у вас эта сказка?

Дети: Нам грустно, печально, потому что солдатик и танцовщица погибают. И в тоже время нам интересно, занимательно, радостно от чудес сказочных, от светлой любви солдатика и танцовщицы.

Учитель: Рассмотрите эти две иллюстрации и определите, с какой мы соотнесём грустное чувство, а с какой радостное?

Дети : Первая иллюстрация оставляет сказочно-интересное впечатление. Там изображены игрушки, любовь главных героев. Вторая иллюстрация очень грустная, нам жалко солдатика.

Учитель: В русских народных сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? Мы постараемся ответить на эти вопросы при повторном внимательном чтении сказки.

5. Аналитическое чтение сказки

(Слайд 19) Учитель: В первой части сказки мы знакомимся с её героями. Какой вопрос нам хочется задать игрушкам: кто или что?

Дети: Кто. Они ведут себя, как живые. Думают, разговаривают.

Учитель: Какие чувства вызвали новые игрушки у мальчика?

Дети: Радости.

Учитель: Найдите слова в тексте, подтверждающие это чувство.

Дети: «Ах, оловянные солдатики!», «закричал, хлопая в ладоши», «сейчас же принялся расставлять их».

Учитель: Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих «братьев» солдат? Как к нему относится мальчик и Андерсон? Найдите слова сказки, подтверждающие ваши ответы.

Дети: У солдатика не было ноги (не хватило олова при его отливе). Мальчик играл с солдатиком, он не выбросил испорченную игрушку. Мальчику солдатик нравился: «но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо…». Андерсену солдатик тоже нравится «и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех».

Учитель: Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?

Дети: Она была красивая. У них было что-то общее: «..решил, что красавица тоже одноногая, как он».

Учитель: Перечитайте монолог солдатика в первой части. Как характеризуют эти слова солдатика?

Дети: Он любуется красавицей, желает сделать её своей женой. Но переживает, что ей будет неуютно с ним.

Учитель: Почему Андерсен написал «Но познакомиться всё же не мешает», а не «Пойду познакомлюсь».

Дети: Наверно солдатик чувствует себя не достойным красавицы, боится с ней сразу познакомиться. Что «она, как видно, из знатных», и ему обычному солдатику её не добиться. Он «притаился» и только наблюдает за барышней.

Учитель: Кто из героев других сказок Андерсена чувствовал себя таким же «недостойным», непохожим на других?

Дети : гадкий утёнок, дюймовочка среди жуков, русалочка среди людей.

Учитель: Ганс Христиан Андерсон вышел из бедняков. В его жизни было много огорчений, связанных с его происхождением. Над его «мужицкой кровью» насмехались, не принимали. Но у Андерсена были и друзья, которые ценили его талант.

Учитель: Как же относилась к солдатику красавица? Перечитайте начало второй части и найдите ответ на этот вопрос.

Дети: Пока все игрушки играли, шумели, кувыркались, устроили «шум и гам», танцовщица «не тронулась с места». Она была единодушна с солдатиком, ведь он также, как и она не участвовал в общем «шуме», он «не сводил с неё глаз». Может это была любовь? И барышня заметила бедного солдата?

Дети: А может быть она и не собиралась его замечать. Может быть она была гордячкой и считала ниже своего достоинства обращать внимание на всяких солдатиков.

Дети: Наверно она была просто скромной, её воспитание не позволяло ей познакомиться первой.

Учитель: Давайте мы сейчас немного отдохнём и стоя поиграем в артистов театра. Попробуем изобразить солдатика, как он стоит на часах с ружьём. Танцовщицу. Игры игрушек (дети, стоя возле парт, изображают «живые фигуры»).

Учитель: Какая игрушка вам не нравится? Почему он вам не понравился? Найдите ответ в тексте.

Дети: Чёрный тролль из табакерки. Он угрожает солдатику. «Чего глядишь, куда не надо».

Учитель: Почему тролль считает, что солдатику смотреть на красавицу не надо?

Дети: Наверно тролль считает себя «крутой» игрушкой и танцовщицу тоже, и простым солдатикам незачем смотреть на неё.

Учитель: Представьте себе табакерку. Как она выглядела до того как крышка открылась?

Дети: Табакерка наверно была красивая, ведь это маленькая шкатулочка для чего-то. Их красиво украшали.

Учитель: И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»?

Дети: Злые мысли. Злые, некрасивые поступки.

Учитель: Такие люди часто встречались в жизни Ганса Христиана Андерсена. Образованные, культурные деятели датской литературы часто давали понять, что Андерсену следует знать свое место (место босяка и мужика) среди господ профессоров и академиков. «Всё хорошее во мне втоптали в грязь», - говорил о себе Андерсен. И солдатик оказывается в грязи. Когда? Почему?

Дети: Он упал из окна на грязную мостовую. Его сбросил то ли тролль (злые люди), то ли сквозняк (судьба).

(Слайд 20) Учитель: Какие испытания проходит солдатик?

Дети: Стоять вниз головой, плыть на хрупком кораблике, темнота подмостков, злая крыса, огромный канал, желудок рыбы.

Учитель: Как проходил эти испытания солдатик? Подтвердите словами из текста.

Дети: Он переживал, боялся, но всё таки стойко выносил все испытания. «Считал неприличным кричать на улице», «весь дрожал, но держался стойко», «молчал и ещё крепче сжимал ружьё», «держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул», «страх как тесно».

Учитель: Как Андерсен относится к солдатику? Подтвердите.

Дети: Переживает за него. Называет его «беднягой».

Учитель: Что или кто помогает солдатику справиться с этими испытаниями?

Дети: Он всё время в минуту опасности вспоминает Танцовщицу. «Ах, если бы со мной в лодке сидела та красавица – по мне, будь хоть вдвое темнее!». «Тут он подумал о своей красавице…».

Учитель: Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях.

Учитель: Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому. Ведь наверняка его ружьё заканчивалось оловянным острым штыком, и он мог оцарапать руки мальчиков, повредить желудок рыбе.

Дети: Нет. В сказке ничего не говориться об этом. Солдатик боится, страдает, но никому не причиняет вреда. Он упорно терпит.

Учитель: Так и Андерсену приходилось страдать и терпеть, стойко переносить все унижения в жизни. При этом не растерять доброты и нежного отношения к простым людям.

(Слайд 21) Но вот испытания солдатика подошли к концу. И произошло чудо – как награда за стойкость – он оказался к комнате того же мальчика и увидел снова красавицу! Что хотел сказать солдатик и вместе с ним автор словами «Вот так стойкость!»?

Дети: Солдатик восхищается упорством балерины, ведь стояла на одной ноге всё это время. А Андерсен этими словами как бы восхищается и солдатиком, восхищается его крепким характером.

Учитель: Какие слова из четвёртой части говорят о силе любви между нашими героями?

Дети: «Был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом».

Учитель: Да. Влюблённым часто не нужны слова. Они могут общаться взглядами. Они понимают друг друга, они «на одной волне» чувств. Какие слова сказки резко «отрывают» читателя от созерцания светлой любви героев?

Дети: «Вдруг один из мальчиков…». Мальчик поступает плохо, бросает солдатика в огонь.

Учитель: Как вы объясните слова «Наверное, это всё тролль подстроил!».

Дети: Этот мальчик наверно был другом, знакомым нашего маленького мальчика-хозяина. Он наверняка спокойный приличный мальчик. Иначе его бы не пригласили в гости к нашему мальчику. Но в нём тоже «сидел» злой тролль: может это зависть, что у него такой игрушки нет.

Учитель: Солдатик горит в огне. Что он чувствует?

Дети: Ему жарко. Но даже здесь он любит: «Ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал».

Учитель: Что же барышня?

Дети: Ветер её подхватил и она попала в огонь к солдатику.

(Слайд 22) Учитель: Герои сгорают вместе. Как вы думаете победила любовь или проиграла?

Дети: Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал другие пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.

6. Синтез

Учитель: Ещё в начале урока мы выделили два настроения сказки: светлое и грустное. Андерсен учит нас, что жизнь бывает разная, печальная и весёлая. Что в людях и героях сказок есть и положительные черты и отрицательные.

(Слайд 23) Предлагаю классу разделиться на четыре группы. Каждая группа получит для рассматривания иллюстрацию из сказки. Вы должны будете посовещаться и ответить на несколько вопросов: Какой герой изображён на иллюстрации? Назвать его положительные и отрицательные черты.

(Иллюстрация 1) Дети: Это мальчик, которому подарили солдатиков. Он любит свои игрушки, не ломает их. Он долго искал упавшего солдатика.

Дети: В сказке есть другой мальчик – гость первого. В нём пробудилась зависть к необычному солдатику.

(Иллюстрация 2) Дети: Это чёрный тролль. Он завидует солдатику. Указывает ему, угрожает. Разлучает солдатика с красавицей.

Дети: До этого тролль скрывался в красивой табакерке, на которую все любовались. Не ожидая «секрета, фокуса». Солдатику эта табакерка помогла притаиться и его не положили в коробку вместе с другими солдатиками.

(Иллюстрация 3) Дети: Это прелестная танцовщица. Она своей красотой покорила сердце оловянного солдатика. Она полетела в огонь вслед за солдатиком.

Дети: Очень уж недоступная. Ни одним движением не дала понять солдатику, что видит знаки его внимания.

(Иллюстрация 4) Дети: Это оловянный солдатик. Он любит красавицу танцовщицу. Стойко выдерживает все испытания выпавшие на его долю.

Дети: Он немного неуверен в себе, не решается познакомиться с барышней. Не смотря на стойкость характера, он испытывает страх во время своего вынужденного путешествия.

7. Итог урока

(Слайд 24) Учитель: Теперь мы попробуем ответить на вопросы, которые задавали в начале урока. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут?

Дети: Им завидовали. Они не понравились другим, потому что были не такие как все. В других игрушках, людях «проснулись» низкие чувства, глядя на чистую, светлую любовь главных героев.

Учитель: Да, ребята, в окружающем нас мире соотношение зла и добра, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека, зависит и от вас, какой выбор сделаете вы. Желаю вам, чтобы добрая, светлая ваша половинка побеждала все тёмные и злые мысли, поступки.

(Слайд 25) Учитель: Домашнее задание будет связано с ещё одной иллюстрацией, которую я вам предлагаю рассмотреть. Вы конечно же узнали персонажа сказки на этой иллюстрации. Ваша задача: перечитать сказку и рассказать, что вы узнали об этом персонаже. Почему Андерсен выбрал именно её, как она ведёт себя, нравится ли она вам?

Тексты сказок кажутся ребенку чем-то добрым в любом случае. Только с возрастом, когда человек подрастает, ему чудится, что сказки на самом деле не детские произведения, а очень даже взрослые, философские и глубокие. Конечно, весьма важно и то, как подана та или иная история. Сегодня мы поговорим о произведении «Стойкий оловянный солдатик». Краткое содержание его ждет читателя в этой статье.

«Неправильный» оловянный солдатик

История начинается с того (если опустить вступление автора), что мальчику из обеспеченной семьи дарят на день рождения коробку с оловянными солдатиками. Их всего 25. И последнему немного не повезло: не хватило олова, и поэтому он получился одноногим. Даже по тем скупым описаниям, которые оставляет автор, читатель понимает, что солдатик очень расстраивается из-за своей непохожести на других. И вот, о чудо! В комнате он видит балерину небесной красоты. Ангел, а не балерина. И что удивительно, она тоже стоит на одной ноге.

Здесь нужно прервать рассказ о произведении «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание которого - в фокусе нашего внимания) и сказать: балерина, разумеется, не была одноногой, она настолько высоко подняла другую ногу, что солдатик ее просто не заметил.

Служивый притаился за табакеркой на столе и из своего укрытия наблюдал за девушкой. Она его не видела, он же за ней зорко на неё смотрел. Ночью, когда люди уже спали, игрушки начали веселиться. Не двигались только двое - солдат и балерина.

Мрачное пророчество тролля

Вдруг из табакерки, где ни разу в жизни не держали табака, выскочил тролль и начал подначивать солдата, что он, мол, не так уж хорош для такой прекрасной балерины. Военный не слушал. Тогда тролль пригрозил ему, что утром с влюбленным случится нечто ужасное. На этом месте произведения «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание, надеемся, дает это почувствовать) у читателя замирает сердце, он спрашивает себя: «Что же будет с бедным воином?»

Мытарства оловянного солдатика

Ребенок утром нашел солдатика и поставил его на окно. Оно случайно открылось, и солдатик выпал. Неизвестно, был в этом замешан тролль или нет. Мальчик вместе с нянькой выбежали на улицу, но сколько ни искали, найти не могли. Тем временем пошел дождь. Нет, даже целый ливень. Мальчик ушел. Другие уличные дети нашли оловянного храбреца (ведь он за все это время не потерял присутствия духа) и пустили его в по канавке. Дети в это время радостно хлопали в ладоши и кричали. Герою же произведения «Стойкий оловянный солдатик» (краткое содержание неспешно движется к финалу) было не до смеха. Ведь для него канавка - это целая река, и эта река направлялась к водопаду - большому каналу. К тому же он встретил на своем пути крысу. Она спрашивала у него почему-то паспорт или пропуск, но воды увлек солдатика прочь от Зубастой. Корабль начал тонуть, а вместе с ним и солдатик. Потом темнота поглотила его, но это была не смерть, а лишь брюхо рыбы.

Превратности судьбы

Далее излагаем пунктиром. Солдатика извлекла из брюха рыбы кухарка. Рыба, естественно, была поймана и попала на рынок, а затем на кухню. И удивительное дело: путешественник попал в тот же самый дом. Его поставили на то же самое место. Правда, радость храбреца была недолгой. Один из детей, которые были в доме (самый маленький мальчик) подхватил его и бросил в печку. Конечно, его подговорил тролль, но от этого не легче.

Что случилось с героем далее, догадаться несложно - он расплавился. Замечательно описывает эту сцену Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» - произведение, которое стоит читать только в полном объеме, тем более что оно небольшое. Но самый драматичный момент автор оставляет напоследок.

Балерина, повинуясь внезапному порыву ветра, отправляется в печку за героем. Влюбленные (теперь уже можно так сказать) погибают рука об руку. Наверное, солдату было не страшно и не больно умирать рядом с любимой.

Жили-были однажды двадцать пять оловянных солдатиков, которых отлили из одной большой оловянной ложки, и поэтому все они были похожи, словно братья, с ружьями на плечах и в одинаковых красно-синих мундирчиках. Все, кроме последнего, двадцать пятого... На него не хватило олова, и поэтому у него была лишь одна нога. Но на этой единственной ноге он стоял так же твердо, как остальные на двух.

Стойкий Оловянный Солдатик любил маленькую Танцовщицу, которая на одной ножке стояла перед своим игрушечным замком, - и, если глядеть из коробки, в которой жили солдатики, то казалось, что у нее тоже всего одна нога. Солдатик думал, что из нее выйдет для него идеальная жена.

Но Тролль, живущий в табакерке, старый и мудрый, приревновал красавицу к маленькому Оловянному Солдатику и напророчил ему страшную беду.

Но Оловянный Солдатик был стойким и не обращал на него внимания.
И вот по вине ли злого Тролля или само собой случилось вот что. На следующее утро, когда Солдатик стоял на подоконнике, порыв ветра внезапно сдул его, и он полетел вниз, прямо на мостовую, где застрял между двумя булыжниками.

Маленький мальчик, хозяин игрушек, и горничная вышли на улицу и долго искали солдатика. Но, хотя они едва не наступили на него, все же так и не увидели... Вскоре пошел дождик, и им пришлось вернуться в дом. А Оловянный Солдатик лежал на мостовой и грустил. Ведь он не знал, увидит ли когда-нибудь вновь свою прекрасную Танцовщицу...

Когда дождь кончился, на улице появились двое мальчишек.
- Гляди-ка, оловянный солдатик! - сказал один. - Давай отправим его в плавание!
И вот они смастерили из газеты лодочку, посадили в нее Солдатика и пустили плыть в сточную канаву.

Боже, сохрани меня! - думал Оловянный Солдатик. - Что за ужасные волны, да и течение такое сильное!
Но, невзирая на страх, он стоял все так же прямо и стойко.
А лодочка все плыла и плыла по сточной канаве и вдруг скользнула в канализационную трубу. Там была тьма хоть глаз выколи, и бедный маленький Солдатик ровным счетом ничего не видел.
"Куда я плыву? - думал он. - Во всем виноват этот злобный Тролль. О, если бы только моя маленькая Танцовщица была со мною, то я стал бы в десять раз храбрее!"

А лодочка плыла все вперед и вперед, и вот впереди забрезжил свет. Вода из трубы, оказывается, утекала прямо в речку. И лодочка завертелась волчком, а с нею вместе и Оловянный Солдатик. И вот бумажная лодочка черпнула бортом воды, намокла и начала тонуть.
Когда вода сомкнулась над его головой, Солдатик подумал о маленькой танцовщице... Тут бумага совсем размокла. Но вдруг Солдатика проглотила большая рыба.

В желудке у рыбы было еще темнее, чем в канализационной трубе, но мужество не покидало Солдатика. И тут рыба начала метаться и дергаться.

Но вот рыба затихла, потом блеснул яркий свет и чей-то голос воскликнул: - Смотрите, это солдатик!

Оказывается, рыбу поймали, отнесли на рынок, а там ее купила повариха из того самого дома, где начались все приключения нашего Солдатика. Его снова отнесли в детскую, где его уже дожидалась маленькая Танцовщица.

Г.Х Андерсен автор сказок известных всему миру. Его сказки читают как дети, так и взрослые, в них заложен глубокий смысл. Одно из его творений это «Стойкий оловянный солдатик», история об одном солдатике, который был не такой как все его братья. Он был одноногим, так как не хватило олова на вторую ногу.

Главный смысл сказки Андерсен Стойкий оловянный солдатик

Эта трогательная история говорит о том, что любовь сильнее всех страшных бед и разочарований. И даже если мир полон зла и невежества, преодолеть можно многое если есть любовь.

Краткое содержание Андерсен Стойкий оловянный солдатик

Родители маленького мальчика решили подарить своему сына 25 оловянных солдатиков. Мальчик был очень рад подарку и тут же принялся играть с ними. В это время одноногий, но очень стойкий оловянный солдатик был увлечен не игрой с мальчиком, а прекрасной танцовщицей, которая стояла на одной ноге, а вторую ногу изящно поднимала выше головы. Она жила в картонном домике, домик был очень красивым. В нем был прекрасный сад, озеро и множество комнат. И сама красавица была сделана из картона, а на ее груди красовалась блестящая брошка.

Солдатик был так впечатлен ее красотой, что не мог оторвать глаз от танцовщицы, а только думал как бы с ней познакомиться, девушка также смотрела на него. Он решил подойти ближе, но внезапно ему преградил дорогу злой тролль, выпрыгнувший из табакерки, стоявшей возле картонного домика. Ему не понравилось, как солдатик смотрит на прелестную девушку. Тролль проклял солдатика, пообещав ему на следующее утро большие неприятности.

С наступлением рассвета солдатика нашли лежащего возле табакерки и поставили его на окно, дуновением ветра он упал прямиком с третьего этажа и застрял между камнями. Тут и началось путешествие бедного оловянного солдатика. На своем опасном пути он повстречал назойливую крысу, которая хотела его поймать, затем потоком воды его смыло в большой канал. И вот когда солдатик падал на дно, он не прекращал думать об одном, о той красивой танцовщице, которую он так полюбил. Но судьба уготовила ему немало сюрпризов, солдатик был проглочен рыбой. Много времени он провел в рыбьем желудке, пока рыбу не поймали рыбаки и она прямиком не попала на кухонный стол того самого дома где его и потеряли.

Кухарка, обнаружив удивительную находку, тут же обрадовала мальчика. И вот солдатик был уже дома, он увидел знакомую комнату и тот самый картонный домик. Но мальчик поступил жестоко с солдатиком, он бросил его в горящий камин. Солдатик плавился, но держался стойко. Он не мог оторвать глаза от своей возлюбленной, которая также смотрела на него. Пронесся сквозняк по комнате, и картонная танцовщица полетела прямо в камин. Она мгновенно сгорела и солдатик к тому времени уже расплавился.

На утро в тлеющей зале уборщица нашла маленький кусочек олова, которое было похоже на сердечко и потемневшую уже не так сверкающую брошь.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кафка Замок

    Господин К., главное действующее лицо романа, оказывается прилежащей к Замку Деревне. К. утверждает, что приехал по приглашению из Замка, который нанял его в качестве землемера, и будет дожидаться своих помощников в гостинице

  • Краткое содержание Блок поэма 12 (двенадцать)

    Александр Блок – известный современный поэт, творческая личность серебряного века. Именно он написал произведение, под жанром: поэма, и назвал очень необычно и кратко «Двенадцать».

  • Краткое содержание Чехов Гриша

    Гриша – маленький двухлетний мальчик. Он знает мир, ограниченный рамками его дома: детская, гостиная, кухня, отцовский кабинет, куда ему нельзя. Самым интересным миром для него была кухня.

  • Краткое содержание Возмездие Искандер

    Главный герой произведения – мальчик по имени Чик. Однажды Чик оказывается свидетелем погрома торгового киоска старика Алихана хулиганом Керопчиком

  • Краткое содержание Шукшин Охота жить

    Старый охотник Никитич ночует в избушке в тайге, вокруг ни души. В избу забредает молодой парень не из местных, во время разговора он признается, что бежит из заключения. Парень молод, красив, здоров, горяч и в предвкушении свободы