Готовит просвещенья дух. О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! И опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадо

Собственный опыт - лучшая школа жизни даже для маленьких детей. Если родители осознают это, им больше не придется прибегать к наказаниям.

Кто хоть раз прикоснулся к горячей плите, запоминает на всю жизнь: это больно и опасно. В народе говорят: "На ошибках учатся". Кажется, легче легкого, но потребовалось много времени, чтобы в детское воспитание вошел принцип воспитания посредством естественных и логических последствий.

Например, из-за своей извечной несобранности мальчик вернулся домой без любимой игрушки, - теперь весь остаток лета будет брать на прогулку старые. Пусть учится следить за своими вещами, потому что того красивого грузовика в магазине уже просто нет. Такова действительность. Воздействие логичной ситуации на ребенка сильнее, чем если бы родители отругали его, обозвали растяпой, посокрушались по поводу дороговизны утерянной вещи - и в конце концов скрепя сердце купили новую дорогую игрушку. Чему можно научиться при такой реакции взрослых? В лучшем случае, тому, что родители отвечают за все. Известно, что упреки, ругань, нотации или крик на многих детей совершенно не действуют.

Воспитание логическими или естественными последствиями может существенно разрядить отношения между родителями и детьми. Ведь часто в семье налицо явное противоборство, и кажется, что вопрос лишь в том, кто победит: мать, подгоняющая медлительного ребенка, или ребенок, который своей нарочитой медлительностью хочет привлечь ее внимание. В итоге проигрывают оба, потому что в момент спора исчезает гармония их отношений.

Воспитание последствиями означает переход к нейтралитету. Матери надо обдумать, что произойдет, если не вмешаться? И - в зависимости от ситуации - либо дать этому произойти, либо объяснить ребенку суть дела и предоставить ему возможность выбора. Например: "Если будешь и дальше копаться, опоздаешь в детский сад". Или: "Я сейчас же отведу тебя в детский сад, даже если ты еще не собрался". Говорить надо спокойно, без ярости и быть всерьез готовой сделать именно это. Не всякий сможет пойти на то, чтобы его ребенка воспитательница перед всеми детьми отругала за опоздание, чтобы другие дети осмеяли его за то, что он явился непричесанным и в шлепанцах. Но если ребенок в каких-то пределах будет нести за себя ответственность, родителям будет легче приучить его действовать с сознанием этой ответственности. Чем меньше слов будут тратить родители, тем лучше. К тому же лаконичность позволит им избежать возникновения у ребенка "глухоты" - на родительские призывы.

Единственное, чему учат детей наказания, это вывод: "Взрослые сильнее меня. В следующий раз надо быть осторожнее, чтобы мне опять не досталось". Наказания чаще порождают страх, а вот осознание вины возникает только в редких случаях.

  • Последствия показывают силу действительности, наказания - превосходство взрослого.

Маленькие дети уже хорошо понимают принцип ответственности за причиненный ущерб: разлил сок - должен помочь устранить беспорядок, не убрал свои игрушки - не удивляйся, что мелкую деталь затянуло пылесосом и фигура из конструктора теперь не собирается, сидишь и играешь с едой - значит, не голоден, выходи из-за стола. Примеры показывают: отрицательные последствия логически вытекают из соответствующих действий. Даже малые дети в состоянии понять: в этом я сам виноват.

  • Последствия прямо связаны с неправильным поведением, у наказания такой логической связи нет.

Лишение карманных денег, "мораторий" на телевизор, новую игрушку, "домашний арест", - таковы стандартные наказания за проступки или ошибки. Но с какой стати надо запрещать пятилетнему ребенку смотреть телевизор, если он отрезал уши у плюшевого зайца своей младшей сестренки? Возможно, это будет для него тяжелым ударом, но усвоит он одно: родители принимают решения о наказании, и против этого я ничего не могу поделать. А логическое последствие могло бы быть таким: "Ты испортил зайца, значит, купишь сестре нового на деньги из своей копилки". Или таким: "Пусть она возьмет себе то, что нравится, из твоих игрушек".

  • Последствия не несут никакой моральной оценки. Наказания часто служат "моральным приговором".

Если ребенок плачет, хнычет, канючит, есть два варианта вашего поведения: отправить его в детскую, сказав: "Иди хнычь в другом месте, не надоедай!" Но это будет наказание, которого ребенок не может понять. Правильней - объяснить, что, когда он так громко хнычет, мама не может сосредоточиться, поэтому пусть отправляется в свою комнату, если хочется поныть, а когда успокоится, может возвратиться.

Таким образом, против собственно хныканья и тем более против ребенка ничего не сказано, но мать четко показывает, где проходит граница. А ребенок волен решать, как ему теперь поступить: хныкать в одиночку в своей комнате или играть возле матери.

  • В разговоре о последствиях тон спокойный и твердый, при наказании - раздраженный.

Это самый щекотливый пункт. Интонацией мы демонстрируем разницу между последствием и наказанием (в результате определенного поведения ребенка). Родителям надо стараться держать себя в руках. Если во время чистки зубов каждый раз разыгрывается спектакль, а мать недовольно заявляет: "Будешь копаться, не буду читать тебе сказку", - это, скорее всего, ухудшит настроение и ее, и ребенка - возникнет взаимное недовольство.

Используя прием логических последствий, лучше было бы сказать: "Будешь тратить попусту время, его совсем не останется на сказку". Так ребенок быстрее поймет, что мать вовсе не давит на него, и от него самого зависит, каким будет сегодняшний вечер.

  • Воспитание логическими последствиями - не рецепт на все случаи, а, скорее, установка для родителей, которые хотят работать над собой.

Каким бы соблазнительным в своей простоте ни казался этот принцип, он не так уж прост.

Если вы хотите воспитать ребенка, отвечающего за свои действия, надо верить в его способность к этому. Это нелегко: естественно, родители стремятся предохранить свое дитя от возможного негатива, внутренне противятся тому, чтобы дать ему возможность усвоить что-либо на собственном горьком опыте. Им тяжело потому, что они несут за него ответственность. Предел "самостоятельности" - очевидность опасности: понятно, что нельзя позволять ребенку выбегать на проезжую часть улицы, чтобы он осознал, как опасны машины.

Но и в других ситуациях нелегко соблюдать внутреннюю дистанцию по отношению к детям и говорить себе: "Это его дело, не надо вмешиваться, мой ребенок сам способен решить, что предпочесть - поспешить или опоздать. Четыре года - достаточно взрослый возраст для того, чтобы отвечать за последствия". Конечно, такой подход возможен лишь тогда, когда матери действительно безразлично, каким будет выбор. Если же, к примеру, ребенка надо вовремя привести в детский сад, потому что ей самой нельзя опаздывать на работу, тогда стоит доходчиво объяснить, почему сейчас следует торопиться.

Спокойствие, необходимое для воспитания последствиями, дается нелегко, прежде всего потому, что использование этого метода - вместо нажима и наказания - особенно часто требуется как раз в стрессовых обстоятельствах. Поможет только одно: заранее подумать, как реагировать в ожидаемой трудной ситуации, например в вечном противостоянии из-за уборки, одевания, еды - и действовать по составленному плану.

Использование логических последствий требует от родителей терпения. Ребенку надо привыкнуть к личной ответственности за самого себя, это происходит не сразу и возможно только в тех областях, в которых родители действительно могут считать его способным принимать решения. Чтобы предотвратить солнечный ожог, на пляже нужно смазать кожу солнцезащитным кремом - это, конечно, проблема родителей. А вот потратить ли у киоска сразу все карманные деньги - и потом остаться ни с чем - задачка вполне посильная для шести-семилетнего ребенка.

Дата публикации: 29.11.2016

Пример: Проверенное итоговое сочинение на тему «И опыт, сын ошибок трудных…» по направлению «Опыт и ошибки»

Когда я читаю такие сочинения, мне становится обидно до слез. Автор этой работы очень тонко чувствует красоту нашего языка, использует изящные речевые обороты, но структура сочинения построена неправильно. Напрашивается только один вывод: это не вина ученика, человек недополучил знания в школе. Видимо, никто прежде не указывал на ошибки…. А ведь с таким творческим мышлением можно было бы получить зачет по всем пяти критериям.

Введение (вступление):


Что такое жизненный опыт и важен ли он для человека? Есть ли взаимосвязь между ним и ошибками, совершаемыми людьми на протяжении жизни? Над этими вопросами задумывались многие писатели и поэты разных эпох. Так, Александр Сергеевич Пушкин был убежден в том, что жизненный опыт тесно связан с ошибками, которые человек допускает на протяжении своего существования. По моему мнению, этот литературный деятель в своем высказывании был абсолютно прав: житейский опыт - прямое следствие совершенных человеком ошибок. Порой они бывают непоправимые, а горечь от осознания невозможности ничего изменить может захлестнуть человека и оставить в его душе глубокую рану, которая, со временем, быть может, перестанет болеть, но до конца, увы, никогда не заживет. С каждой такой отметиной человек становится мудрее и опытнее, и когда появляется риск повторения уже совершенной когда-то ошибки, рана, успокоившаяся, но не зажившая, напоминает хозяину о себе, тем самым предостерегая его, не давая наступить на одни и те же грабли. Такой опыт, безусловно, важен, ведь без него человеческую жизнь нельзя назвать полноценной. Мне искренне жаль тех людей, которые, боясь совершить оплошность, не могут получить истинное наслаждение от жизни и почувствовать ее неповторимый вкус.


Комментарий: похвально, что тебе есть, что сказать, но 181 слово - слишком много для введения (Оптимальный объем введения - 50-80 слов). Из-за этого нарушаются пропорции: основная часть должна быть в три раза больше введения, а заключение - равно вступлению. Ты же не станешь писать заключение на 180 слов?

Написано очень много, но нет самого главного - определения ключевых понятий. Что такое опыт? Что значит совершить ошибку?

Тезис затерялся на фоне остальных мыслей, а это равнозначно его отсутствию. Непонятно, какую именно мысль ты собираешься аргументировать. Чтобы избежать подобной ошибки, лучше писать тезис в самом конце введения и делать на нем акцент с помощью вводных слов «я думаю», «мне кажется», «по моему мнению» и т.д.

Причем тезис должен либо раскрывать тему, либо являться умозаключением, основой которому послужила тема.

В любом случае, обязательно ответить на вопрос: «Почему опыт - сын ошибок трудных». То есть твоя за дача не согласиться с автором цитаты, а разобраться, почему он пришел к таким мыслям.

В связи с тем, что я не смогла разобраться какая именно мысль служит тезисом, я не могу судить о том, насколько убедительны приведенные тобой аргументы. Попробуй сократить и исправить введение, и я перепроверю твою работу)

Аргумент 1:


Рассуждая на тему получения жизненного опыта методом проб и ошибок, я не могу не вспомнить антиутопию американского писателя Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Гай Монтэг - пожарный. Он, как и его коллеги, сжигает все, что может оживить сознание людей, побудить их к восстанию против новой власти и царствующего тоталитаризма. Однако после встречи с юной Клариссой, мужчина начинает осознавать всю трагичность выбранного обществом пути развития. Он понимает, насколько ошибочно было сжигать книги, ведь в них - кладезь знаний, весь опыт предыдущих поколений. Не желая жить в такой реальности, мужчина сбегает из города и встречает множество образованных людей. Они тоже не смогли жить в новом обществе, в котором ни во что не ставят опыт отцов и уничтожают любые источники знаний, способные разбудить спящее сознание большинства живущих. Так, Гай Монтэг в корне изменил свою судьбу. Те ошибки, которые он совершал в прошлом, помогли ему осознать всю абсурдность современной реальности, именно благодаря им он приобрел бесценный жизненный опыт и нашел свое место в новом странном мире. Таким образом, можно утверждать, что ошибки - это не что иное, как неотъемлемая составляющая жизненного опыта, и, раз за разом совершая их, даже абсолютно запутавшийся в себе и в окружающем мире человек сможет осознать неправильность своих поступков и станет работать над собой, чтобы не допустить их в будущем.

Аргумент 2:


Еще одним произведением, которое хочется вспомнить, рассуждая на тему познания человеком мира, обретения жизненного опыта через ошибки, является роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Главную героиню, Скарлетт О’Хару, никак нельзя назвать безгрешной: она не ценила преданность окружающих, была эгоцентрична, не умела признавать свою неправоту, ломала судьбы влюбившихся в нее молодых людей, а порой даже разрушала отношения. Однако все ее неправильные поступки и связанные с ними неудачи закалили ее характер, что в конечном итоге помогло ей выжить в хаосе Гражданской войны и в трудное послевоенное время. Скарлетт до войны и после - будто два абсолютно разных человека. Благодаря этому произведению, я еще раз убедилась в справедливости высказывания А.С.Пушкина: накопление жизненного опыта, действительно, можно считать прямым следствием совершенных человеком ошибок, которые не только делают нас мудрее, а еще закаляют характер и помогают нам стать более сильными.

Заключение:

В заключение хотелось бы сказать, что люди не должны бояться совершать ошибки, ведь вместе с ними приходит бесценный жизненный опыт, благодаря которому мы можем самосовершенствоваться, принимать более осознанные и мудрые решения в различных ситуациях, избегать совершения ошибочных поступков и даже поменять свое отношение к окружающей действительности.

"О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных ,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель"

Та же мысль у русского писателя (1860 - 1904) в письме А. Н. ПЛЕЩЕЕВУ 14 сентября 1889 г. Москва:

"У меня в прошлом масса ошибок, каких не знал Короленко, а где ошибки, там и опыт".

Фраза "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…" была эпиграфом к популярной во времена СССР передаче "Очевидное невероятное" , которую вел академик (1928 - 2012).

Примеры

«Сначала Пушкин написал:

О сколько ждут открытий чудных Ум и труд…

Мысль сразу не дается. Поэт, видимо, находит, что Ум и Труд — слишком простые, маловыразительные образы. Постепенно они вытесняются другими — смелый дух-, „ошибки трудные“.

И вдруг появляется „случай“:

И случай, вождь… Позже — новый образ, „случай-слепец“.

отец Изобретательный слепец…

Затем еще;

И ты слепой изобретатель…

И случай, Бог изобретатель…

Стихи не закончены. Пушкин перебелил только две с половиной строки и почему-то оставил работу.

Этот текст для Полного академического собрания сочинений Пушкина готовила Татьяна Григорьевна Цявловская. Она рассказывала, что ей жалко было отправлять чудесные строки в ту, финальную часть третьего тома, которая предназначалась для неосновных, черновых вариантов: ведь там стихи станут менее заметны и оттого — менее известны… В конце концов редакция решила поместить среди основных текстов Пушкина две с половиной беловые строки… и еще две с половиной строки, которые Пушкин окончательными не считал».

Последняя строчка «и случай, Бог-изобретатель…» — самая гениальная. Но на советском телевидении ужасно боялись слова Бог, и эпиграф долго существовал без нее, только когда Бога допустили на телевидение, мы смогли прибавить последнюю строчку.

А.С. ПУШКИН:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...

В советское время четыре строки пушкинского стиха служили заставкой в телепередаче С.Капицы «Очевидное - невероятное», а пятая строка была опущена, как не вписывающаяся во временной контекст - из-за слова ли «бог» или по другой причине. Эта самая пятая нерифмованная строка наводит на размышления…

Чудные отКРЫТия (новые знания, откровения) готовят:

- Просвещенья дух
Про-свещ(Ч)енье - то, что просвечивает, озаряет. Дух света. Волна света. Дух света подменили на "святой дух". Слово "сва" на санскрите означает "СВой", «собственный». Свети сам, просвещайся, не жди чудес от "святости", и результат не замедлит!

- Опыт, сын ошибок трудных
О-пыт (поПЫТка) всегда связан с трудностью преодоления - ошибаться могли предки, и ты - не исключение, прежде чем усвоить урок, набьешь себе множество шишек (о-шибка, у-шиб). Совместный опыт предыдущих поколений, прежних воплощений идет параллельно с духом просвещенья.

- Гений, парадоксов друг
Среди русских слов у Пушкина только одно греческого происхождения - ПАРАДОКС (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь). То, что может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Приставка «пара» означает «вне», «за пределами», «докс» - «доктрина» (ср. с лат. doctrina учение — научная, философская, религиозная и пр. система воззрений). Если «ортодоксия» есть «правильное мнение, учение, что я исповедую, славлю» (ὀρθός - «прямой», «правильный» +δόξα - «мнение», «слава»), то парадоксы - вне-доктрины. Вот им-то ГЕНИЙ и друг!

Но вот что при этом бросается в глаза: единственное "иноземное" слово ПАРАДОКС сильно напоминает русское слово ПОРЯ-ДОК (ну и производное от него «парад»). ПО РА ДОК. (Латинский алфавит, как известно, происходит от этрусского).
Что же получаем?
По РА учен (по РА мни (мысли) по РА славь).

Гений - это дух дома, гены Рода, наследие прежних жизней и воплощений. Гений дружит с парадоксами. Гений живет ПО РА ДОКсально, ему открывается Космос (порядок вещей в РЯДу, Золотой цепи жизни).

- Случай, бог изобретатель
Из-Обретатель не тот, кто при-Обретает, а тот, кто получает знание ИЗвне - (к примеру, изучив крыло птицы, строит летательный аппарат). Изобретают часто благодаря подсказкам извне (во сне приходит решение).

Что же такое СЛУ ЧАЙ? (Слухал чай? Слышал чай? Слово чай!)
Слово «случай» относится к Древу слов, стоящих на корне СЛ: (прежде всего, глагол СЛыть (от него - СЛава, СЛышать (СЛУх), СЛово, СЛог, СЛуЧай, мыСЛь, СеЛо, вСеЛенная и пр.)

Вторая часть слова - ЧАЙ (см. Словарь Фасмера: от др.-русск. ЧАЯТИ "ожидать, надеяться", ст.-слав. чаѩти, чаѭ (ср. с болг. ча́ям се "глазею, иду куда глаза глядят», сербохорв. чаjати, чаjем "ждать", словен. čаj "подожди", польск. przyczaić się, др.-польск. czaić się "устроить засаду, притаиться, подкрадываться". Праслав. *čаjаti родственно др.-инд. сā́уаti "наблюдает, опасается".
В словаре Ушакова интересны примеры: «Не чаяла я, глупая, остаться сиротой» (Некрасов). «Уж не чаяла, как и дождаться-то такой радости!» (А.Островский). «И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» (Крылов). «Души не чаять» (простонародн. выражение). «Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин статских и военных, которые, как я узнал после, составляли особенный класс людей между чающими движения воды» (Лермонтов).

Что получаем в итоге? СЛуЧАЙ - это чаять СЛОВУЩЕЕ (слово вещее), то, что СЛывет (звучит во вселенной). Слух связан со звуком, со словом. На то человек и СЛовек, обладающий даром слова и слышания. Он чает (ждет) от Вселенной подсказки и бог изобретений СЛУЧАЙ тут как тут!

Ничего сверхъестественного. Имей только развитый слух, чутье, терпение. Ошибешься, поймешь искаженно, - можешь выбросить свое неудачное изобретение, свой велосипед на квадратных колесах. Поймешь подсказку верно - обретешь удачу, и, благодаря случаю, совершишь открытие, приобретешь полезное для развития, станешь помощником Жизни, участником Вселенской игры, да еще и других приобщишь к ней!

Гений Пушкин начинает с О, открывая бесконечный простор для открытий...

Дополнение:

А.С, Пушкин:

«Провидение не алгебра. Ум ч<еловеческий>, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая —мощного мгновенного орудия Провидения".

Согласно Фасмеру СЛУЧАЙ происходит от глагола ЛУЧИТЬ

I др.-русск. лучити (укр. лучи́ти "метить, попадать", блр. лучы́ць "случиться, попасть", ст.-слав. лоучити τυγχάνειν , болг. луча́ "целюсь", сербохорв. слу́чити се "случиться, очутиться", словен. lučíti, lučī́m "бросать, кидать", чеш. lučiti "бросать, попадать", польск. ɫuczyć "метить, попадать".
Первонач. "смотреть за чем-либо, выжидать ", отсюда "метить, попадать, бросать, получать"; родственно лит. láukiu, láukti "ждать", suláukti "дождаться, дожить, получить", susiláukti - то же, др.-прусск. laukīt "искать"; с другой ступенью чередования гласного: лит. lūkiù, lūkė́ti "поджидать", лтш. lũkât "глядеть, пытаться", nùolũks "цель, намерение", др.-инд. lṓсаtē "видит, замечает", lōсаnаm "глаз", греч. λεύσσω "вижу, замечаю ";
II лучи́ть
лучу́ I., напр. отлучи́ть, разлучи́ть, случи́ть, укр. лучи́ти "соединять", блр. лучы́ць - то же, ст.-слав. лѫчити χωριζειν, болг. лъ́ча "отделяю, разлучаю", сербохорв. лу́чити, лу̑чи̑м "отделять", словен. lǫ́čiti "разделять, разлучать", чеш. loučiti, слвц. lúčit᾽ "разлучать", польск. ɫączyć "соединять".
Праслав. *lǫčiti, первонач., вероятно, "гнуть, связывать", получило в сложениях с приставками оtъ (см. отлучить), *оrzзнач. "разделять"; ср. лит. lankýti, lankaũ "посещать", lánkioti "обходить", lankúoti "гнуть, делать гибким", лтш. lùocît, lùoku "наклонять, направлять".

Невозможно быть молодым и опытным. Опыт – есть знания накопленные при прохождении жизненного пути. Приобретается он не только с прожитыми годами, но и с событиями, которыми эти годы были наполнены. Причём события эти должны сопровождаться применением практических навыков. Как правило, преодоление жизненных трудностей. Другими словами – опыт это то знание, которое человек приобретает, исправляя последствия собственных ошибок.

Новое восприятие фразы “Опыт – сын ошибок трудных”

Если бы не задание написать сочинение по русскому языку и литературе на заданную тему, то наверное не скоро появилось бы такое восприятие понятий “опыт” и “ошибка”. Размышления на эту тему немного по другому заставили смотреть на эту тему, что тоже является классическим примером приобретения житейской мудрости.

Нельзя ли учиться как-нибудь по другому

Наиболее ценной будет наука приобретённая на собственных ожогах. Другими словами если не знакомо чувство боли от последствий той или иной ошибки, то довольно сложно не допустить её, как только представится такая возможность. Не просто устоять перед соблазном самоуговоров: “Со мной такого никогда не случится”.

Главное предназначение и ценность ошибочных действий

Самостоятельные ошибки дают базу знаний о том как их избежать, или от том, как преодолеть сложности, которые они вызвали. Такие знания есть опыт. Опыт – это бесценный багаж, который в умелых руках превращается в мощный жизненный инструмент, помогающий не только в личных делах, но и даёт право направлять и наставлять людей, таких знаний не имеющих.

Как правильно использовать ошибку, чтобы она превратилась в опыт

Прежде всего нужно не позволить ошибке убить собственные жизненные устремления. Чтобы она не заставила опустить руки и потерять жизненные ориентиры. Отношение к ошибке только как к важной, неизбежной образовательной жизненной вехе, поможет выйти из ситуации, которую она повлекла с достоинством. Таково моё личное мнение.

Мысли навеянные сочинением

С одной стороны не хотелось бы допускать критических жизненных ошибок. С другой стороны, написав и проанализировав это сочинение начинаешь понимать, что тщательное избегание ошибок приносит страдание – достичь этого всё равно не удастся. А вот полезный и важный опыт, которые они приносят может оказать однажды добрую услугу. Следует, наверное, просто соблюдать баланс между их качеством и количеством.