Как писать синопсис фильма. Как написать синопсис к фильму

Синопсис - что это такое и где он применяется? Чем он отличается от аннотации? Почему редакторы требует присылать им именно синопсис? Как его правильно составить? Если вы только пробуете начать писать книги или сценарии, вам будет полезно разбираться в этих тонкостях. Но даже если вы весьма далеки от намерения становиться литературным работником, критиком либо обозревателем, эта статья будет для вас познавательной и еще немного расширит ваш кругозор.

Краткий экскурс в историю понятия

Как и в подавляющем большинстве других сфер науки, понятием "синопсис" в нашей жизни мы обязаны древним грекам. Эти ребята очень любили встречаться и долгими часами обсуждать разнообразные новые теории. На заложенном ими фундаменте покоится львиная доля современной науки. Но еще больше размышлений древних греческих мыслителей так и канули в лету.

И хотя длительные выступления и дискуссии на площадях были одним из любимых развлечений ученых мужей Греции, не всегда у них хватало терпения подробно и обстоятельно знакомиться с каждым предположением. Вот так и появился синопсис. Что это означало раньше?

Докладчик в как можно более сжатой форме излагал основную мысль своей теории или работы. Вся подробная аргументация опускалась. Не приводились никакие длинные рассуждения. По сути, это означало отсечь все лишнее, убрать «воду» и предоставить на суд слушателей лишь чистое зерно своей работы.

При этом каждый из присутствующих должен был получить ясное представление об основной мысли докладчика и логической цепочке, которая его к этому привела. Ученого, умеющего так выступать, называли "синоптиком".

Для кого нужен синопсис книги

В первую очередь изложение идеи произведения в форме синопсиса требуют редакторы. Почему? Да потому, что у предполагаемого издателя просто физически не хватает времени перечитывать целиком все присылаемые им «шедевры». А синопсис в сжатой форме дает полное представление о произведении.

Чем синопсис отличается от аннотации

В первую очередь адресатом. А уже из этого логически проистекает и разница содержания. Аннотация нужна для потенциального покупателя. А значит, необходимо заинтересовать его и даже заинтриговать. Редактору же надо четкое представление о том, что и как будет происходить в произведении.

Если рассказать читателю перед прочтением книги, чем все закончится, это может отбить всякое желание начинать чтение. А редактор должен знать и о концовке, и о значимых поворотах сюжетной линии.

Синопсис сценария

Даже сценарий полнометражного фильма в хорошем синопсисе будет сведен к неполной странице печатного текста. Вот один из удачных примеров.

«Время - 1945 год. Место действия - заснеженные просторы тундры в пределах северной линии фронта.

Двое сбитых летчиков - финн и русский - оказались на безлюдной земле. Чтобы выжить, эти представители враждующих армий должны помогать друг другу. Это нелегкий путь не только по просторам негостеприимного края, но и путь к пониманию того, что перед тобой не просто безликий враг, которого надо уничтожить, а человек, который постепенно становится верным товарищем.

У них на двоих остался последний патрон, который они сохраняют для того, чтобы, когда они выйдут к людям, тот, которому суждено оказаться в плену, мог покончить с собой.

По мере приближения к человеческому жилью они видят признаки того, что здесь обосновалась то одна, то другая нация. И, соответственно, передают друг другу пистолет.

Но когда, наконец, они встречают первого живого человека, которым оказывается местный мальчишка-пастушок, он говорит им, что война кончилась.

Мужчины обнимают друг друга и плачут».

Чего лучше не делать при написании синопсиса

Вполне понятно желание предоставить потенциальному издателю наиболее полную информацию о своем произведении. Однако в этом кроется одна из самых опасных ловушек. Переборщив с информацией, вы можете испортить впечатление, которое произведет синопсис. Как написать все кратко, но емко?

Имена собственные

В графу грубейших ошибок сразу можете отнести упоминание по имени второстепенных персонажей. По сути, в хорошем синопсисе без личного имени может комфортно существовать даже главный герой. Он так и обозначается - «главный герой».

Но если вы уж никак не можете обойтись без имен, не используйте больше, чем пять персонажей. Исследования показывают, что читатель начинает путаться, если их становится больше.

Просто вспомните себя. Сколько времени проходит, пока вы начинаете легко ориентироваться в героях очередного сериала? В их именах и в том, кто кому кем приходится? Помните, когда пишите синопсис, что это то время, которым вы не располагаете. Поэтому сводите количество упоминаемых имен к абсолютному минимуму.

Подробности

Имеются в виду подробности, не влияющие кардинальным образом на ход сюжета. К примеру, главный герой заходит в ресторан, чтобы выпить чашечку кофе с коллегой. Надо ли вносить это в синопсис фильма или романа? Возможно. Но только в том случае, если работающий там официант попытался отравить главного героя этой самой чашкой кофе, и это действие послужило поворотным моментом в сюжете. Иначе описание того, куда и зачем отправляется главный герой, становится уже совершенно ненужной подробностью. В синопсисе достаточно будет отметить, что он встречает коллегу.

Характеристика персонажа

Не стоит пытаться втиснуть в текст все грани характера вашего персонажа, который, без сомнения, обладает богатым внутренним миром. Это лишь затруднит восприятие для редактора. Ограничьтесь его основным качеством. Однако если по мере развития сюжета робкая главная героиня неожиданно начинает яростно отстаивать свои права, это стоит упомянуть.

Второстепенные линии сюжета

Несомненно, кроме основной сюжетной линии, в вашем произведении будут проходить и дополнительные. Они могут периодически переплетаться с основным мотивом и даже влиять на ход его развития. Однако их все необходимо безжалостно отсечь. Ничему второстепенному нет места в синопсисе.

Время действия

Еще один немаловажный момент, о котором следует помнить: все события в синопсисе происходят в настоящем времени. Здесь и сейчас. Неправильно будет, составляя синопсис сериала писать, что в 238 эпизоде главный герой разыграл героиню, заставив ее поверить, что он выбросил обручальное кольцо в море. Лучше написать: «Главный герой хочет проучить капризную невесту. Он выбрасывает коробочку с обручальным кольцом в океан. Героиня прыгает за борт, чтобы его спасти. В этот момент главный герой вытаскивает кольцо из кармана».

Концовка

Раскрытие всех тайн обязательно должно включаться в синопсис. Что это означает? Необходимо озвучить имя убийцы в детективе, способ совершения преступления в триллере или то, останутся ли влюбленные вместе, в мелодраме. Недопустимо заигрывание с редактором по типу: «А об этом вы узнаете, прочитав мою книгу полностью». Поверьте - не прочитает.

О чем непременно должен узнать редактор после прочтения?

Есть фундаментальные вопросы, на которые редактор просто обязан получить ответы, прочитав синопсис. Примеры их:

  • О чем книга?
  • Кто является главным героем (или главными героями)?
  • Какая конечная цель главного героя?
  • Почему именно эта цель?
  • Что мешает ему достичь своей цели?

Если вам удалось составить описание в пределах двух страниц машинописного текста, который дает четкие ответы на приведенные выше вопросы, не перегружен подробностями и в то же время не лишен некоторой художественной живости, то велика вероятность того, что вам удалось составить хороший синопсис.

И не стоит расстраиваться, если не все получится быстро и гладко с первого раза. Некоторые опытные авторы признаются, что им приходится не один день работать над составлением грамотного синопсиса. А некоторые даже заявляли, что это занимало у них не меньше времени, чем написание самого романа.

Хорошим упражнением для обретения настоящего мастерства в написании синопсиса произведения может послужить его составление в трех экземплярах. В первом вы должны поместить все описание в один абзац. Во втором - уделить по абзацу на каждую часть произведения (завязка, несколько сюжетных узлов, кризис, кульминация событий и развязка). А уже в третьем составить окончательный вариант, который будет можно отправлять на суд редактора.

Замечательным подспорьем вам послужат люди, которые согласятся прочитать ваше творение. Прислушивайтесь к их оценке. Если что-то непонятно - измените. Взгляд со стороны никогда не помешает.

Не жалейте времени на оттачивание своего мастерства, и вы сможете добиться новых высот!

Продолжаю разбирать старые блокноты с конвентов, семинаров, фантассемблей и прочих мероприятий для писателей-фантастов. На многих встречах с читателями и издателями возникает один и тот же вопрос: как написать синопсис книги ?

[Эту статью : с удобной презентацией, новыми примерами и бонусом в виде двух прошедших проверку издателем синопсисов — целиком .]

Для тех, кто с ним еще не сталкивался, на всякий случай поясню: синопсис - это краткое содержание книги, необходимое для представления ее в издательство. Практически все издательства требуют от автора двух вещей: самого произведения (издательство АСТ раньше требовало всего несколько первых глав) - и синопсиса, чтобы издатель мог, не вчитываясь в текст, сразу понять, интересно ему публиковать такое или нет.

Иными словами, синопсис - это текст, который «продает» книгу издателю, и именно поэтому он так важен.

Если вы «заходите» в издательство, как все простые смертные - это значит, что вы попадаете в так называемый «самотек», т.е. пишете на email, который указан на сайте издательства как адрес для новых авторов. В крупных издательствах приходящую самотеком почту обычно просматривает рецензент (например, так происходит в «Эксмо»). Рецензент дает заключение, и если оно положительное - тогда текст рассматривает редактор. В небольших издательствах (например, «Астрель» или в «Лениздате») рецензентов обычно нет. Но даже если их нет - на указанную почту ежедневно приходят сотни текстов. Как правило, редактор только и может, что открыть синопсис, бегло просмотреть и оценить, подходит ли роман для уже существующей серии, укладывается ли он в формат. Редактор откроет текст только в том случае, если синопсис книги чем-то его заинтересовал. Нет - вы получите вежливый отказ в духе «Это не совсем то, что нам нужно в настоящий момент».

В общем, вы уже поняли, как важен этот крохотный кусочек текста! Скорее всего, по нему будут судить обо всем романе, даже не заглядывая в повествование. Возникает вопрос - как же написать синопсис, чтобы заинтересовать издателя?

Для начала проясним общие положения.

Как писать синопсис?

Размер

Объем синопсиса - до 7 тыс. знаков, но будет лучше, если вы уложитесь в 4-5 тыс. знаков или в одну страничку в редакторе Word.

Оформление

Поставьте имя автора и название произведения в название файла. Продублируйте то же самое в заголовке синопсиса уже внутри файла. Прежде, чем пускаться дальше - укажите жанр, родовую принадлежность (роман, повесть, etc.) произведения, чисто авторских листов (и/или тысячи знаков). Желательно указать контактные данные автора (желательно указать их и в синопсисе, и в начале самого текста, и в сопроводительном письме - лишним уж точно не будет). Если у вас уже есть публикации - подумайте, как указать их в тексте.

Пример:

Всеволод Алферов, «Царь без царства»

Синопсис

Стиль

Стиль синопсисов - всегда публицистический, описательный. Всегда пишите от третьего лица (даже если в самом тексте повествование ведется от первого).

Пример:
Верховный маг Самер. Заключив с юным царем сделку и поддержав его при дворе, Верховный берет на себя тяжкие обязательства и втягивает Круг в борьбу за трон.

Сеттинг, герои и изложение сюжета

В синопсисе обязательно следует указать:

  • 2-3 предложения о сеттинге: чем ваш мир отличается от прочих, в чем его уникальность. Обрисуйте в 2-3 фразах особенности сложившейся на начало книги ситуации,
  • Можно упомянуть героев. О каждом должно быть 1-3 предложения. Упомяните, кто они, как меняются на протяжении произведения.
  • Вкратце обрисуйте сюжет.

На встречах для писателей-фантастов я неоднократно слышал - и позже мне это подтвердили несколько редакторов в личном общении - что лучше с самого начала уделить внимание сеттингу, чем потратить весь и без того невеликий объем синопсиса на сюжет.
Это может показаться контр-интуитивным, но это так. Никто не заставляет вас подробно описывать все события книги, да и по-настоящему подробно описать несколько сюжетных линий очень сложно. Лучше потратьте 1 абзац (2-3 предложения) на то, чтобы у редактора сложилось мнение, в каком мире происходят события.

Пример:

Имена и названия

Если вы вводите в книге какие-то имена или названия собственного изобретения, обязательно покажите это в тексте синопсиса. Это могут быть названия рас, социальных групп, технологий - непременно нужно пояснить значение каждого термина, редактор не должен об этом догадываться.
А еще лучше - попытаться пореже упоминать имена и названия и обойтись общими словами, где это возможно.
Немаловажное замечание: если в вашем тексте используется специальное слово для общепринятого термина - в синопсисе лучше использовать общепринятый термин.
Приведу пример. Я сам пишу фэнтези в антураже Востока, в нем принципиально не используются такие европейские слова как «регент», «канцлер» и пр. Но для понятия, которое скрывается за словом «регент», лучше использовать само слово, а не заменитель «опекун». Еще раз повторюсь: редактор не должен ни о чем догадываться, у него таких синопсисов, как ваш - сотни. Поясните максимально простыми и понятными словами.

Примеры:
Золотую маску Царя Царей носит юноша, всего несколько месяцев как достигший совершеннолетия - но в действительности в стране продолжают править советники, еще недавно бывшие регентами.

жертвой развернувшейся вокруг них игры, ставкой в которой является выживание Круга магов (объединяющего обладателей силы ордена) и их собратьев-чародеев.

Финал и идея

Если весь сюжет в подробностях записывать и не обязательно, укажите, чем произведение заканчивается. Идею произведения описывать также не обязательно: в теории из вашего синопсиса редактор должен сам понять, в чем состоит идея. Иные издатели (это я слышал сам) говорят, что можно описать идею буквально в 1-2 предложениях, очень коротко.
Так или иначе - обязательно опишите, чем заканчивается произведение, а идея - это опционально.

Как НЕ нужно писать синопсис

Ошибки и стиль

Разумеется, это первое, что бросается в глаза. Представьте: только за день редактору/рецензенту насыпалась сотня-другая романов. Их нужно бегло просмотреть - и, конечно, после первой же ошибки редактор отправляет синопсис (вместе с текстом) в корзину.
Но и просто отсутствия ошибок мало. Обратите внимание на стиль! В одном из моих собственных синопсисов в самом начале стояли два предложения: «В течение двухсот лет золотую маску Царя Царей надевали чародеи. Однако серия неудачных властителей привела царство к кровопролитной гражданской войне». Серия правителей - это когда их штампует автомат на заводе. В данном случае уместно слово «череда», на самый худой конец - «ряд».

  • После того, как вы написали синопсис - убедитесь, что в нем нет ошибок.
  • После чего перечитайте еще раз. Вчитайтесь в каждое слово. Подумайте, уместно ли оно здесь? Даже если вам кажется, что уместно - нет ли аналогов, которые подходят лучше?

Восхваляющие прилагательные

Ни в коем случае не давайте оценку собственному произведению! Когда я написал самый первый в своей жизни синопсис (благо, мне было, кому его показать), я сформулировал такое предложение: «Действие романа разворачивается в мире, который воссоздает необычную атмосферу древней Персии».
Скажем прямо: очень лояльный редактор задал бы вопрос, что необычного в атмосфере Персии? Персия была. Это исторический факт. В самом существовании Персии нет ничего необычного. Ах, вы сравниваете с тем, что в русскоязычной фантастике Восток встречается не так уж часто? Никаких сравнений. Издатель лучше вас знает, что и когда публиковалось. Запомните: никаких прилагательных, которые дают вашей книге оценку. Редактор сам решит, что ему думать о тексте.
Естественно, ни в коем случае нельзя писать «гениальный роман», «уже оценили те-то и те-то» - это только говорит о вашей неадекватности. Если книгу разбирали на литературном семинаре, на фантассамблее, вы участвовали в каком-то мероприятии в рамках конвента - да, имеет смысл об этом написать. Издатель сам свяжется, с кем нужно (литературный мир тесен), и поинтересуется, как было на самом деле.

Обороты из аннотации

Не путайте синопсис с аннотацией. Аннотации пишут для читателей, они не раскрывают содержания романа, они ставят вопросы и оставляют недоговорки.

Каждого донимает своя свора демонов. Каждый столкнется с ними лицом к лицу. Но каждый ли с ними совладает?

Это текст не для синопсиса. Синопсис коротко, ясно и очень сжато излагает сюжет. Любая попытка удивить издателя: а) будет неуместной, б) пропадет втуне, поскольку издатель уже давно ничему не удивляется.

  • Не пишите «а это вы узнаете из текста» - издателю как раз и нужно составить общее представление, не заглядывая в текст,
  • Лучше вообще не использовать в синопсисе вопросов.

Поэтика, высокий стиль

Не пытайтесь продемонстрировать в синопсисе владение языком. Еще раз: синопсис коротко, ясно, сжато излагает содержание и основные особенности книги. Будьте максимально точны, избегайте многозначительности, намеков. Пишется синопсис максимально нейтрально.

Пример:
Юноша догадывается: выросший царевич представляет для бывших регентов угрозу, как только в царской семье появится младенец, от чьего имени можно безраздельно править еще семнадцать лет, сам он скоропостижно скончается.

Даже намеки вроде «скоропостижно скончается» - это из другого жанра. Лучше сформулировать так:

Ведь взрослый царь представляет для бывших регентов угрозу: как только в царской семье появится младенец, от чьего имени можно безраздельно править еще семнадцать лет, от молодого царя поспешат избавиться благовидным образом.

  1. Если ваша книга предполагает продолжение, вовсе не обязательно указывать об этом редактору (хотя могут быть ситуации, когда это допустимо). Идеальный случай - это когда редактор сам понимает из описания финала, что роман допускает продолжение. Когда вы пишете что-то вроде «у романа существует продолжение» - вы пытаетесь подписать издателя на серию, к чему он может быть не готов. Пусть лучше издатель сам придет к вам, довольный продажами первой книги, и спросит: «А есть еще что-нибудь?» Притом, если роман допускает продолжение, лучше написать описание сюжета так, чтобы это было понятно: пусть издатель знает, что в случае успеха вы готовы работать дальше.
  2. Не нужно юмора в тексте. Поймите, что у редактора юмор давно атрофировался. Не нужно специальных литературных терминов, которые покажут, что вы знаете, что такое «развитие», «кульминация» или «развязка». Издатель сам знает, что это такое, и поймет, где что из, описания сюжета.
  3. Не нужно сравнений с другими авторами. Даже если вы считаете, что это ваша «фича» (вы - Джоан Роулинг, Джордж Мартин и Стефани Майер на русском языке), не нужно. Если захочет, редактор проведет сравнения сам.
  4. Если у вашего произведения есть характерные особенности, которые отличают его от прочих, напишите об этом в начале. Все самое важное помещайте в начало синопсиса: кто знает, дочитает ли издатель до конца?

Пример

Не уверен, что соответствовать всем указанным выше требованиям вообще возможно. Просто пытайтесь и держите вышеперечисленные правила в голове.
В качестве примера я приведу синопсис своего первого романа - полностью отдавая отчет в том, что он несовершенен. Более того: мои коллеги, публикующиеся авторы - изрядно его покритиковали, не оставив камня на камне. Я помню все их замечания: начиная от объема и заканчивая тем, что «не цепляет».

Но когда до синопсиса дошло дело, издатель посмотрел его по диагонали и бросил короткое «В целом пойдет». Приведу это «пойдет» целиком:

Действие романа разворачивается в мире, который воссоздает атмосферу средневекового Ближнего и Среднего Востока.
В течение двухсот лет золотую маску Царя Царей надевали чародеи. Однако череда неудачных властителей привела царство к кровопролитной гражданской войне. В результате нее маги, бывшие некогда правящей кастой, оказались в положении ненавидимых и преследуемых изгоев. Указы нового владыки запрещают чародеям покидать их обители, владеть собственностью, занимать какие-либо посты. Маги вынуждены участвовать в принудительных работах на строительстве каналов, дорог и крепостей.
Произведение показывает мир глазами чародеев, так что читатель узнает о магии и магах из первых уст. В то же время «Мгла над миром» рассказывает своеобразную «летопись другого мира»: роман рисует полотно, в котором участвуют двор, храмы, торговцы, воины и простые горожане.
Роман состоит из трех историй-частей, которые раскрывают трех персонажей. Части представляют собой завершенные сюжетные линии, но все три связаны друг с другом общим местом и временем действия. Основой сюжета является политическая интрига: каждый из героев по-своему оказывается заложником и жертвой развернувшейся вокруг них игры, ставкой в которой является выживание Круга магов (объединяющего обладателей силы ордена) и их собратьев-чародеев.

История первая. Нечто мертвое
Главный герой - молодой чародей Аджи́т, которого Верховный маг использует «для осторожных заданий», пользуясь тем, что Аджит целитель, а значит, имеет право покидать обитель. Попав в Круг, чародей был разлучен с семьей, однако тайно поддерживает связь со своей сестрой и племянником. Когда у мальчика проявляется колдовской Дар, Аджит вынужден совершить убийство, чтобы уберечь племянника от участи худшей, чем заключение в Круге.
Всю вторую часть истории маг пытается уйти от наказания, вынужденный сплетать паутину лжи для своей женщины, Верховного и одного из сановников, второго человека в стране. Аджит теряет свою любовь, но ему удается получить новое имя и новое лицо, став двойным агентом, связующим звеном между Кругом и влиятельным союзником магов при дворе.

История вторая. Город опавших листьев
Главный герой - чародей Ханна́н, чудом выживший, когда разъяренная толпа устроила резню в его обители. Он бежал и добрался до столицы, где стал человеком Верховного мага: у неучтенного чародея из города, в котором все обладатели силы погибли, развязаны руки. Теперь Верховный надеется восстановить влияние Круга в землях, где обители были сожжены, и направляет Ханнана в родной город соглядатаем.
Чародею приходится столкнуться с культом замученного магами древности святого Ваху́ра, узнать неприглядные подробности истории возникновения Круга, обнаружить, что Верховный маг попросту использовал его «втемную» - а также выяснить, что здесь, в глуши, вахуриты уже почти преуспели в создании собственного, альтернативного ордена чародеев. Во время беспорядков в городе и после, будучи единственным магом-защитником в осажденной крепости, Ханнан теряет всех близких людей, однако ему удается выстоять, пока из столицы не приходит с подмогой носящий уже новое имя и новое лицо Аджит.

История третья. Мгла над миром
Главный герой - сам Верховный маг царства, Газва́н. Узнав о готовящемся против Царя Царей заговоре, пожилой чародей понимает, что даже узурпатор, по чьему приказу маги были заключены в обители - лучше участи, уготованной Кругу рвущимися к трону придворными. У Верховного осталось всего пять дней до посвященного богу плодородия празднества, которое закончится большой кровью, если он ничего не предпримет.
Действия Газвана, Аджита и Ханнана заставляют придворных торопиться: за эти несколько дней на Верховного совершено покушение, заговорщики объявляют, что старый Царь Царей находится при смерти, а одного из советников уже почти коронуют на царство. Спровоцированная заговорщиками бойня в гаванях приводит к смерти нескольких чародеев. Верховный понимает, что как бы маги ни жаждали мести и реванша, Круг слишком ослаблен после войны. Газван пытается остановить конфликт - однако фактически теряет власть в Круге.
Противостояние выливается в кровавые столкновения на улицах столицы, и лишь решение Верховного поддержать одного из советников в качестве регента при малолетнем царевиче, позволяет избавиться от заговорщиков и поддерживающих их заморских колдунов.
Резня остановлена, в царстве появился новый правитель, но Верховный понимает, что развернувшиеся события вовсе не «решили все раз и навсегда», как того хотели высшие чародеи Круга - а он уже слишком стар, и вряд ли сможет руководить магами долго.

Сегодня, товарищи, по многочисленным просьбам трудящихся, поговорим о том, что такое синопсис .

Пару слов истории. Слово «синопсис» произошло от двух греческих слов: «С» и «СМОТРЮ». Вместе для греков они означают краткое изложение чего-либо в небольшом общем обзоре. Форма сжатая, без аргументации и рассуждений.

Отсюда, кстати, произошли товарищи «синоптики». Т.е. это те люди, которые, цитирую «википедию»: «ученые, которые одним общим взглядом обнимали в своём миросозерцании весь круг предметов, входящих в известную сферу». Иными словами, обозревающие «все вместе».

Синопсис (ударение ставят и на первый и на второй слог) должен быть интересным. Именно он изначально подсказывает редактору в издательстве — хороша книга или нет. Интересна или так себе. От синопсиса очень многое зависит, поскольку он — двигатель продаж вашего произведения.

Многие авторы пишут синопсис после того, как произведение готово. Выбирают ключевые моменты и описывают их в двух словах. Кое-кто пишет синопсис еще до написания романа (рассказа). Да, и такое бывает: автор составляет план книги, по которому потом «идет». Этот план и является синопсисом. Конечно, с окончанием работы над произведением, синопсис меняется немного, но не глобально.

А теперь практический вопрос. Как написать синопсис для издательства и многих конкурсов.

Поскольку сейчас электронная почта заменила обычную, автор, как правило, высылает текстовый файл. В названии файла должно стоять имя автора: «Александр_Гладышев_синопсис.doc»

Теперь сам текст.

Синопсис пишется от третьего лица в настоящем времени. В заглавии так и пишите: «Синопсис». Далее указываете имя автора, название вашего произведения , указываете род (рассказ, роман, новелла и т.п.). Далее указываете жанр произведения, количество АЛ и пишите где и когда публиковались ранее. В самом конце — ваши контакты .

Теперь по произведению.

Сначала идет краткая информация о главных героях : имена, чем занимаются, каковы их цели, как герои и цели меняются к концу книги (или не меняются вовсе). Далее пишете о месте и времени происходящих в произведении событий. Вкратце описываете мир , в котором живут и получают приключения на свою… (Земля, Юпитер, Альфа-Центавра, сказочный мир и т.п.). Если действия происходят в вымышленном мире и в тексте присутствуют неологизмы, поясните их кратко. Например, «бульдокон» — помесь бульдозера с драконом))

Далее пересказываете основную сюжетную линию. Если их несколько, укажите и остальные. Кроме того, напишите о чем книга , в чем состоит конфликт . Опишите все ключевые события , которые являются важными для произведения.

Вот здесь в куче все герои, действие, место)) практически синопсис))

После того, как вы написали все, о чем я сказал выше, обязательно укажите, чем заканчивается произведение. Не нужно редактору оставлять интригу. Пусть ее ловит читатель по ходу пьесы.

Описывайте все кратко и четко . Не оставляйте двусмысленностей, иначе редактор до книги не доберется — скажет «нет» еще на стадии чтения синопсиса.

Средний объем синопсиса — 3600-4000 знаков с пробелами . Постарайтесь уложиться в это количество. Это для больших произведений.

Что касается синопсиса для малой прозы , здесь несколько по-другому. Как таковой синопсис не пишется. Автор должен в двух-трех предложениях описать: о чем рассказ и каков его смысл.

И еще. Если в тексте допускаются грамматические ошибки (не много), то синопсис должен быть идеальным в этом плане. Пара ошибок в синопсисе и редактор посылает все ваши файлы » в топку».

Не «выеживайтесь» при его написании. Опишите произведение в публицистическом стиле. Демонстрация владения языком и сложной стилистикой не приветствуется на этом этапе. Не хвалите себя сами, мол это «лучшее творение, что есть на сегодняшний день в этом жанре… «. И унижаться не нужно: «…вы извините, я бездарь, вот попробовал, посмотрите …». И такое бывает. Автор ожидает похвалы со стороны редактора в этом случае, но добивается «топки». Не используйте юмор, не шутите, не просите опубликовать, не интригуйте редактора. В общем и все остальное, тоже «не…» . Все должно быть, повторюсь, четко, ясно, кратко, лаконично, от третьего лица. Ничего лишнего.

Для того чтобы продюсеры получили представление, какое именно гениальное кино им предстоит финансировать, сценаристы пишут синопсис - главное о будущем фильме, то,

что должно зацепить воротил кинобизнеса и пригласить авторов шедевра на питчинг или даже личную беседу. Своими мыслями о том, как правильно составить этот документ, делится peplov.

peplov
СИНОПСИС. ЗАЧЕМ НУЖЕН? КОГДА, КЕМ И КАК ПИШЕТСЯ?

ЗАЧЕМ НУЖЕН СИНОПСИС?

ЧТОБЫ ПРОДАТЬ СЦЕНАРИЙ.

Почему прописными буквами? Чтобы Вы это запомнили!!!

Синопсис – не заявка и не сценарий, это способ, и, часто – единственный, общения между сценаристом и продюсером (или редактором). Всего лишь. Много это или мало?
Мало, потому что Вам бы хотелось, чтобы они, жлобы, прочли Ваш гениальный сценарий целиком. Мало, потому что синопсис более трех страниц читать никто не будет, а написать в трех страницах то, что весит все сто двадцать, и писалось Вами год, архи-сложно.
Но это и много, потому что через синопсис у Вас есть уникальная возможность продвинуть свой сценарий. Три страницы прочтет даже тот, кто читать не любит. Так воспользуйтесь этим, черт возьми. ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ.
Напишите эти три страницы так, чтобы нельзя было оторваться.
Только не надо писать про идеи и замыслы, про подтексты и прочую малопонятную обычному человеку «чушь». Он вчера рыбой торговал, а Вы ему про вечное. Не надо. Не обижайте продюсера. Не унижайте его. Не выставляйте его неучем и дураком. Ведь Вы это и так знаете. Но Вы же пришли к нему, а не он к Вам. Оставьте слова про высокое искусство себе любимому, друзьям, товарищам по цеху. И всегда помните. ВЫ ПРОДАЕТЕ СЦЕНАРИЙ.
А синопсис – это единственный шанс заявить продюсеру о своем сценарии. Часто ЕДИНСТВЕННЫЙ ШАНС.
И заявить именно о сценарии, а не о себе, любимом.
Любимым для продюсера Вы станете потом.
Доверять он Вам станет потом.
Взаймы деньги под будущие сценарии он Вам давать будет потом.
ВСЁ ПОТОМ. А сейчас только синопсис.

Вот Вам для наглядности. Вы встречаете знакомого, который в захлеб рассказывает Вам, какой офигительный фильм он вчера видел. В каком случае Вы пойдете смотреть этот фильм? Вы пойдете его смотреть в двух случаях. Либо Вы хорошо знаете Вашего знакомого и доверяете его вкусу, либо Вас потряс его рассказ.

Продюсер Вас не знает. Не доверяет Вам. Значит, остается второе. Потрясите его рассказом. Понятно Вам?
Заставьте его потратить деньги на Ваш фильм.

КОГДА ПИШЕТСЯ СИНОПСИС?

Вы можете написать синопсис когда угодно и как угодно. Это можете быть даже не Вы, но. Я утверждаю, что синопсис следует писать после того, как готов сценарий.

Почему? Потому что синопсис – это КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ сюжета, описанного в сценарии, в увлекательной форме. Не идей и замыслов, а ГОТОВОГО СЮЖЕТА.
Нет сценария – нет синопсиса.

Любой, давно пишущий, сценарист знает, насколько окончательный вариант сценария бывает далек от первоначального замысла. Иногда он далек настолько, что является полной противоположностью. Меняются герои, меняется жанр, меняется бюджет. Меняетесь Вы. Всё меняется.
А мы помним, что синопсис читает продюсер. Следовательно, герои, жанр и бюджет должны быть ему понятны.
Ребята, друзья, коллеги! Продюсеры люди более чем конкретные. Они не МЫ. Они занимаются бизнесом и привыкли к другим отношениям. Они хотят видеть товар, как бы неприятно это слово для нас не звучало, за который они будут платить. Так расскажите же им про свой товар.
Ни один бизнесмен не купит товар, которого нет. Ни один продюсер не закажет Вам написание сценария по синопсису, если сценария нет. ЗАБУДЬТЕ раз и навсегда.
Не обсуждается.

КЕМ ПИШЕТСЯ СИНОПСИС?

Вот вопрос.

К сожалению, часто сталкиваюсь с неумением, или нежеланием, сценаристов толково писать синопсисы к своим, часто приличным, сценариям. Больше склоняюсь к нежеланию. Унижаться ли не хотят, или по какой другой причине? Не знаю.

Синопсис может быть написан посторонним человеком.
Утверждаю это смело.
Вспомним (см. выше) про рассказ знакомого о просмотренном фильме.
Если не хотите париться, найдите приятеля сценариста, обменяйтесь сценариями и напишите синопсисы друг для друга. Очень часто так получается даже лучше, чем могло бы получиться у автора сценария. Почему? Потому что автор находится внутри материала. Под его влиянием. Выйти из-под влияния своего материала не все могут. Для этого нужно, по крайней мере, время, которого часто просто нет. Времени нет, а выход есть. Попросите друга и не парьтесь. Если он, прочитав Ваш сценарий, написал сногсшибательный синопсис, значит, Ваш сценарий того стоил. Радуйтесь. И бегом по продюсерам.

КАК ПИШЕТСЯ СИНОПСИС?

Вот. Наконец-то! Самое страшное.

Мы помним, что синопсис – это краткое изложение сюжета в увлекательной форме.

И ВСЁ!!!

Так какого же черта Вы начинаете его с перечня действующих лиц до седьмого колена, констатации Ваших идей, мыслей, подтекстов и обсуждения, как снимать Ваш «гениальный» фильм?
КОГО ЭТО ИНТЕРЕСУЕТ?
Синопсис – не пьеса, не инструкция по применению, не режиссерская экспликация и не постановочный проект. Забудьте это всё. НАВСЕГДА.
Только рассказ. Краткое и увлекательное изложение сюжета. С места и в карьер. Иначе с каждой прочитанной строчкой Ваши шансы будут уменьшаться в геометрической прогрессии. А они должны расти, мать Вашу. Расти.
Вы думаете, что продюсеру или редактору делать нечего? Что они только и ждали Вашего синопсиса? Держите карман шире. Синопсисы, начинающиеся с перечня действующих лиц, летят в корзину сразу. Не читаясь. Их место на столе продюсера занимают увлекательные, мощные, шикарно написанные синопсисы. Синопсисы, по которым чешутся руки.
Помните, Ваш синопсис конкурирует с другими синопсисам за внимание продюсера.

Ну, что, Вам теперь понятно, с чего должен начинаться, как должен выглядеть и когда писаться синопсис?
Нет?
Тогда я Вам больше ничем не помогу.
Только Вы не обижайтесь, пожалуйста, если в ответ на Ваши синопсисы я напишу Вам, что это «очень интересно, но, к сожалению, тема не моя». (К Глезаровой не относится, исторические темы и, правда, не мои). Не тешьте себя. Когда мне нравится, я так и пишу: КРУТО, МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, СУПЕР, ХОЧУ, ЛЮБЛЮ, БУДУ ДРУЖИТЬ, ПРОЙДЕМТЕ В ЗАКРОМА, В ЗАГС И ПР.

Я уместился в 3-х страницах Курьером 12-го кегля.Дискуссия в сообществе

timtumanny
справедливо. когда лоб в лоб общаешься с продюсером. лично. когда же идешь «законным» путём, то требуют и заявку, а в оной:
лог-лайн. «мой анекдот тыры-пыры про Петьку с Чапаем, а это стопудово смешно».
карточка основных персонажей. «петька - пулеметчик и раздобай, чапай - красный командир и народный Сократ» бла-бла-бла.
ну и далее по мелочам.

но и гораздо короче сказал Эйзенштейн.
То, что мы сейчас называем синопсисом, это «… по существу, предвосхищенный рассказ будущего зрителя о захватившей его картине.» Точка.

«Ни один продюсер не закажет Вам написание сценария по синопсису, если сценария нет.»
Даже не буду спорить, потому что не садился писать НИ ОДНОГО сценария без договора, который подписывался после прочтения заказчиком синопсиса.

У каждого свой опыт.

Синопсис книги – это краткое изложение сюжета или содержания. Литературные агенты и издатели часто просят авторов предоставить синопсис, чтобы оценить их работу. Задача вместить содержимое всей книги в несколько абзацев или страниц может показаться обескураживающей, к тому же нет единственно верного способа составления хорошего синопсиса. Как бы то ни было, вы можете использовать практические советы, чтобы написать впечатляющий синопсис, который привлечет внимание читателей и вызовет у них желание прочитать книгу целиком.

Шаги

Написание синопсиса романа

    Определите исходные условия. Хотя синопсис – это очень краткий обзор более крупной работы, вам все равно нужно уделить время определению исходных условий романа и включить всю важную для читателя информацию, которая поможет понять сюжет.

    • Представьте, что кто-то читает сначала синопсис, а потом книгу. Какая информация критически необходима? Должен ли читатель знать характерные детали касательно места действия романа или созданного вами мира?
    • Не забывайте, что вы пытаетесь заинтересовать читателя, поэтому включите пару интересных подробностей, которые помогут представить время и место событий.
  1. Подчеркните основной конфликт. Многие ломают голову над тем, что нужно включить в синопсис, но железное правило гласит – определите и очертите основной конфликт сюжета.

    • С чем предстоит столкнуться главному герою книги?
    • Возможно, вам следует указать особые преграды, которые встретятся на пути персонажей?
    • Что произойдет, если главный герой не справится с возложенной на него миссией?
  2. Покажите развитие персонажей. Вам будет непросто вместить всю полноту развития персонажа, описанную в романе, в кратенький синопсис, но многие литературные агенты настаивают, что синопсис должен отображать изменения, происходящие с главным героем в процессе событий книги.

    • Старайтесь не описывать персонажей однобоко, показывайте их реакции на разные ситуации. И хотя вы стеснены в объеме синопсиса, все равно читатель должен понять личности персонажей и как они будут меняться.
  3. Очертите сюжет. Поскольку синопсис является кратким изложением книги, вам нужно изложить сюжет романа и дать представление о направлении развития событий.

    Четкое представление о концовке. Возможно, вы не хотите испортить неожиданный момент, но синопсис должен давать четкое представление о концовке романа и глобальном разрешении конфликта.

    • Литературные агенты желают знать, как вы разрешите конфликт и увяжете цепь событий.
    • Не переживайте. Если вашу работу опубликуют, то синопсис не будет напечатан на обложке и не испортит читателю чувства новизны.
  4. Синопсис должен содержать ответы на важные вопросы. Перед подачей синопсиса убедитесь, что в нем есть ответы на следующие ключевые вопросы:

    • Кто является центральным персонажем книги?
    • К чему он/она стремится или чего пытается достичь?
    • Кто или что усложняет персонажу поиски, путешествие, жизнь?
    • К чему это все приводит?
  5. Отрабатывайте написание. Многие авторы жалуются, что синопсис является самым сложным для написания текстом, поскольку в нем содержание всей книги должно выкристаллизоваться всего в несколько абзацев. К счастью, чем чаще вы пишите синопсисы, тем лучше у вас будет получаться.

    • Чтобы потренироваться, попробуйте написать синопсисы классических произведений или же недавно прочитанных книг. Иногда проще начинать с книги, на подготовку которой у вас не ушло множество часов, дней или лет.
  6. Расскажите о своей квалификации и достижениях. Чтобы придать синопсису веса, укажите в нем о своих достижениях и опыте, которые способствовали написанию книги.

    • Важно не только указать информацию о вашем обучении и научной подготовке, но также определить, какие детали вашей биографии могут заинтересовать издателя и читателей.
  7. Узнайте мнение других людей. Как и в любой писательской деятельности, отзывы других о вашем синопсисе помогают улучить стиль текста, сделать его более интригующим и понятным. Попросите ваших друзей, родственников или коллег ознакомиться с текстом и сообщить свое мнение.

    • Не нужно быть специалистом, чтобы понять, насколько синопсис интересен и хорошо написан. Не переживайте – вам не обязательно искать экспертов в данном вопросе.

Распространенные ошибки

  1. Не пишите синопсис от лица главного персонажа. Синопсис пишется от третьего лица, а не от лица главного героя. Также предпочтительно использовать настоящее, а не прошедшее время.

    • Например, вместо «Каждое лето я ездила в домик на берегу моря» напишите «Каждое лето Сьюзен отправляется в свой домик на берегу моря».
  2. Сократите объем. Синопсис должен быть кратким, при этом многословность – достаточно частая ошибка. Возможно, вам очень не хочется вырезать диалог и сокращать описание, но так синопсис получится более стройным и грамотным.

    • Подумайте, все ли указанные детали важны для синопсиса или без некоторых можно обойтись. Если читатель сможет уловить суть книги без каких-то подробностей, то их лучше опустить.
    • Как правило, диалоги в синопсисе не нужны. Если же вы решили включить диалог, то сделайте его максимально коротким и относящимся к важной поворотной точке сюжета.
    • Не старайтесь сделать текст изящным или лирическим. Для этого нужен объем, а вам следует сосредоточиться на краткости и четком представлении вашей книги. Перечитайте синопсис несколько раз. Подумайте, где можно использовать более четкие или меткие слова.
  3. Не следует раскрывать слишком много подробностей о героях и вводить второстепенных персонажей. Вполне возможно, что вы потратили много времени на проработку своих персонажей и событий их жизни, но в синопсисе нет места для всех этих событий, как и для второстепенных персонажей.

    • Включите ровно столько подробностей, чтобы ваши герои выглядели интересными, а связь между ними не была размытой. Нескольких фраз обычно достаточно, чтобы дать представление о персонаже.
  4. Не нужно анализировать и толковать сюжет. Синопсис подразумевает лишь краткое описание или беглый взгляд на книгу, так что не включайте в него литературный анализ или интерпретацию сюжета и тайных смыслов. Для таких изысканий пишутся совсем другие работы.