Как раскрывается чацкий в своих монологах. Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (Грибоедов А

И точно, начал свет глупеть,


Как не в войне, а в мире брали лбом; Стучали об пол не жалея! /Явл. 2 Краткое содержание Комедии «Горе от ума» »: «Схватка». Начинается с монолога Фамусова Петрушка, вечно
ты с обновкой, с разодранным локтем. В этом монологе говорится
о трех актах нашего бытия: жизни, смерти, рождении. Каково же
отношение к ним Фамусова? Отношение к этим таинствам довольно
прозаичное, здесь налицо философия желудка:
Пофилософствуй - ум вскружится;
То бережешься, то обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится! /Явл. 1/
Желудок - главный жизненный орган, и жизнь воспринимается
только через пищеварительные процессы. Далее о смерти: что осталось
от человека? - Предметы быта, которые являют для Фамусова
главные ценности жизни:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат... /Явл. 1/
После этого монолога происходит «схватка» между Чацким и Фамусовым.
В диалоге окончательно проясняется, что два представителя дворянского
класса имеют совершенно противоположные суждения о жизни.
У Чацкого серьезное отношение к службе:
Служить бы рад, прислуживаться тошно. /Явл. 2/
Фамусов утверждает чинопочитание, низкопоклонство считает
достоинством. А Чацкий дает свою оценку, саркастичную, но в то
же время и горькую:
И точно, начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом;
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом;
Стучали об пол не жалея! /Явл. 2/
Такое понимание основы основ фамусовского видения мира приводит
Фамусова в ужас (Ах! Боже мой! Он карбонары! Опасный
человек! Он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает!)
Для хозяина дома, богатого барина, чиновника, члена английского
клуба, слушать подобные речи невозможно, ведь Чацкий рушит
все, что дорого Фамусову.
Полковник Скалозуб появляется при комических обстоятельствах:
Фамусов заткнул уши и не хочет слышать о приходе важного гостя.
И он предупреждает Чацкого быть молчаливее, ведь полковник
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче - завтра генерал. /Явл. 3/
Фамусов, конечно же, нашел поддержку у Скалозуба:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы. /Явл. 5/
Философия чинов. Фамусовская ода Москве (Вкус, батюшка,
отменная манера) - неприкрытое восхваление образа жизни старой
Москвы:
Что по отцу и сыну честь (наследственность чинов);
Душ тысячки две дворовых, - тот и жених (богатство - критерий
значимости человека);
Ведь только здесь еще и дорожат дворянством (родовитость) -
Дверь отперта для званных и незванных, особенно из иностранных
(предпочтение иностранцам);
Хоть честный человек, хоть нет - для нас равнехонько про всех
готов обед (честность не входит в разряд достоинств);
Не то чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас, Боже! Нет!
(боязнь всего нового).
Поспорят, пошумят, и... разойдутся. Прямые канцлеры в отставке
- по уму (Ум стариков выше ума молодых.)
А дамы?
Скомандовать велите перед фрунтом!
Присутствовать пошлите их в Сенат! (власть женщин)
И точно, можно ли воспитаннее быть!
Умеют же себя принарядить.
Тафтицей, бархатцем и дымкой,
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой.
К военным людям так и льнут...
Воспитание, образование, патриотизм сводятся к внешним ужимкам,
нарядам и флирту с военными.
Такое славословие, конечно же, удар по Чацкому, по его высоким
представлениям о долге, чести, воспитании, образовании. И на этот
удар Чацкий отвечает контрударом в своем знаменитом монологе
«А судьи кто?». Чацкий окончательно становится врагом не только
Фамусова, но и всего фамусовского общества. Он беспощаден в оценке
дворянства.
К свободной жизни их вражда непримирима, сужденъя черпают
из забытых газет (гонители свободы, консервативны во взглядах).
Где, укажите нам, Отечества отцы? - спрашивает Чацкий:
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
(дворяне, развращенные богатством и беспутством, которых всегда
защищает закон):
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
(покупаютмолчание богатыми светскими приемами; черты раболепия).
На них он выменял борзые три собаки (крепостники, упивающиеся
властью над крепостными).
Нарисовав портрет старого поколения, Чацкий восклицает:
Вот наши строгие ценители и судьи!
Но это еще не все.
Они ненавидят тех, кто любит науку, искусство, потому что люди,
наделенные талантом, никогда не согласятся быть рабами условностей.
С сарказмом Чацкий говорит и о военных. Военный мундир когда-то
был символом чести и храброго сердца, а теперь он прикрывает
«слабодушие, рассудка нищету».
Вызов брошен. Положение Чацкого становится опасным, но тут
внимание всех отвлечено падением с лошади Молчалина. Чацкий
в недоумении, почему Софья так бурно реагирует на то, что какой-то
ничтожный Молчалин упал с лошади. Тут же выясняется, что Молча-
лин влюблен в Лизу, служанку Софьи. Вот ведь парадокс: барышня
любит слугу, авозлюбленный барышни влюблен в служанку. Комедия!

Роль монолога в драматургии. В драматическом произве­дении философия жизни героя может быть раскрыта через его монологи. В драматическом произведении монолог ста­новится ведущей формой представления системы ценностей персонажа. Как раскрываются особенности мировоззрения главного героя комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) Александра Андреевича Чацкого? Конечно, через его речь, декларирующую основные жизненные принципы героя. Проследим, чему посвящены ораторские высказывания это­го персонажа и какую роль они играют.

Монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…» (д.2, явл.2). Этот монолог становится завязкой центрального конфликта пьесы, т.к. здесь обозначаются разногласия об­щественного порядка между «веком нынешним» и «веком минувшим»:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Чацкий, представитель «века нынешнего», не прини­мает «добрых советов» Фамусова и горячо защищает те прогрессивные идеи, поборником которых он стал, побы­вав за границей. Свободомыслие и чувство собственного достоинства, взлелеянные европейской культурной тра­дицией, становятся ценностными и в мировоззрении А. А. Чацкого.

Монолог «А судьи кто?» (д. 2, явл. 5). Углубление конф­ликта происходите появлением полковника Скалозуба, рас­положение которого значимо для Павла Афанасьевича Фа­мусова. Пылкий монолог главного героя «А судьи кто? — За древностию лет…» (д. 2, явл. 5), вызванный негодованием Чацкого (Фамусов и «все также осуждают»), становится на­стоящим обличением крепостного права и «рассудка нище­ты», царящих в фамусовском обществе:

Или поп тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! <…>

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обли­чает отсутствие чувства патриотизма и низкопоклонство перед всем иностранным (д. 3, явл. 22). Чацкий, только вернувшийся из-за границы, особенно остро ощущает не­соответствие между всеобщим обожанием чужеземных традиций и иностранного языка и реальной жизнью. Та­кое подражание вызывает только смех и глубокое сожа­ление:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

На фоне пустых разговоров на балу гневная речь Чацкого выделяется глубиной и значимостью обсуждаемого вопроса:

Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

Показательна ремарка в окончании этого монолога («Ог­лядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам»): герой остается в одиночестве, его никто не хочет слышать. Здесь предопреде­ляется разрешение конфликта между Чацким и фамусовским обществом.

Монолог «Не образумлюсь… виноват…» (д. 4, явл. 14) финальный в комедии, и в нем Чацкий подводит итог своего пребывания в фамусовской Москве и выносит жестокий приговор высшему свету, в котором царят чинопочитание и низкопоклонство, карьеризм и глупость, а любое инакомыс­лие воспринимается как сумасшествие:

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа,

Александр Чацкий, главное действующее лицо пьесы «Горе от ума», становится глашатаем идей ее автора - А. С. Грибоедова. Идеи, как правило, наиболее четко формулируются в монологах главного героя, становясь ключевым моментом в определении смысла пьесы.

Всего насчитывается шесть монологов главного действующего лица. Все они играют важную роль в развитии сюжетной линии.

Роль монологов главного героя в произведении

Первый монолог «Ну что ваш батюшка?..»

Его принято считать экспозицией, так как он содержит сатиру морально-нравственных устоев современного ему общества. Но эта сатира очень кратка, в ней лишь наметки последующего развития идейного содержания и сути следующих монологов.

Монолог «И точно, начал свет глупеть...»

Этот монолог часто рассматривается в качестве завязки конфликта пьесы «Горе от ума». При сопоставлении прошлого и нынешнего века главный герой дает резкую критическую оценку раболепию и придворных кругов, его стремлением пресмыкаться перед вышестоящими. Получение новых чинов стоит унижения.

Чацкий о чувствах в монологе

«Оставимте мы эти пренья...» - еще одно развернутое выступление Александра Андреевича Чацкого, в нем развивается любовный конфликт.

Главный герой высказывает свое понимание чувств, отношений между мужчиной и женщиной. На его взгляд, если в мире отсутствует возлюбленная, то этот мир лишь «прах и суета».

Предпоследний монолог героя

В предпоследнем монологе наблюдается кульминация социального конфликта. Александр Чацкий яростно осуждает преклонение перед всем иностранным. Неизвестный никому из гостей на балу Фамусова француз становится высшим авторитетом во всех вопросах. К его мнению прислушиваются не только, когда он говорит о моде, но и когда рассуждает о чем-то русском.

Главный герой размышляет о пропасти между дворянством и народом. Сначала он обращается только к своей возлюбленной, но после адресует свои рассуждения всем окружающим. Но его не желают слушать, поэтому он вынужден прервать пылкую речь.

Заключительный монолог

В заключительной речи мы можем наблюдать развязку сюжета. Чацкий становится обличителем фамусовского общества, так как не только не приемлет его устоев, но и винит его в своей любовной драме.

Герой не находит себе места в Москве, в круге, из которого вышел сам, поэтому покидает древнюю столицу, завершая монолог ставшей знаменитой фразой «Карету мне, карету»

Роль ключевого монолога «А судьи кто?»

Третья пламенная речь главного героя считается наиболее значимой в развитии социального противостояния и определении идейного содержания комедии.

Главная антитеза - противопоставление устремлений части молодого поколения устоям фамусовского общества. Люди, искренне стремящиеся служить народу и Родине, не находят себе места в этом мире.

Они словно инородное тело, фамусовское общество опасается этих людей, видя в них угрозу собственному благополучию.

Третий монолог, как и вся пьеса, - образчик высочайших художественных достоинств. К его стилистическим особенностям относятся тесное переплетение архаичных и простонародных выражений, которым свойственна особая поэтика и интонационная гибкость.

Не менее важны емкость и афористичность языка. Множество строк комедии прочно вошли в повседневную речь множества поколений, и сегодня то и дело можно услышать афоризмы, созданные почти два столетия назад. Еще Александр Сергеевич Пушкин пророчески заметил, что половина стихов этой пьесы станут пословицами.

1. Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума».
2. Чацкий и общество.
3. А. С. Пушкин о главном герое комедии Грибоедова.

Нередко образ Чацкого из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» рассматривался литературоведами как образ человека, пропагандирующего в московском «свете» высокие идеалы служения родине, свободу мысли и тому подобное. Порой его расценивали чуть ли не как будущего декабриста. Но насколько подобный взгляд близок к действительности?

Несомненно одно — Чацкий, конечно же, человек начитанный и образованный. «Он славно пишет, переводит», — говорит о нем Фамусов, представляя его Скалозубу. По меркам московского общества, он не богат, однако и не обездолен — покойные родители оставили ему в наследство то ли триста, то ли четыреста душ крепостных (о точном числе чуть не до хрипоты спорят Фамусов и Хлестова). Общество, против которого так ожесточенно бунтует Чацкий, изначально вовсе не было ему чуждо, сборищем «классовых врагов». Напротив, Чацкий, в сущности, плоть от плоти этого общества. Вспомним: рано оставшись без родителей, Чацкий воспитывался в доме Фамусова, друга покойного отца Чацкого. А кто такой Фамусов? Это один из тех «тузов», которые «в Москве живут и умирают». Кроме того, Чацкий — помещик, владелец крепостных душ. Либеральные идеи, которые он высказывает, вероятно, результат трехгодичного пребывания за границей и собственных раздумий. Однако что же заставляет Чацкого внезапно обрушиться на общество, хотя оно как будто еще ничем не ущемило его прав и интересов? Сама ситуация выглядит довольно комично: Чацкий, вернувшись из путешествия, прибыл в дом Фамусова, который принимал деятельное участие в его воспитании, и вдруг с колкостями обрушивается на хозяина дома, с сарказмом отзываясь о случае с дядюшкой Фамусова, который ради царской милости упал на приеме у Екатерины II:

Я не об дядюшке об вашем говорю;
Его не возмутим мы праха:
Но между тем кого охота заберет,
Хоть в раболепстве самом пылком,
Теперь, чтобы смешить народ,
Отважно жертвовать затылком?

Конечно, смешно выглядит напыщенная гордость Фамусова, искренне восхищающегося способом, которым его дядя достиг высоких чинов. Но и поведение Чацкого не соответствует норме. Оно сильно смахивает на подростковый пессимизм и максимализм, чуждый снисходительности к чужим слабостям. И потому ли так негодует Чацкий, что он всерьез решил улучшить нравы Москвы? Гораздо вероятнее другое: Чацкий просто раздражен холодным приемом Софьи. Это раздражение, пока смутная ревность к вероятным претендентам на руку и сердце девушки, постепенно выливается в гневные тирады Чацкого. Нельзя сказать, чтобы его нападки были так уж несправедливы: беда в том, что в конкретной обстановке они выглядят неуместными и отнюдь не свидетельствуют о благоразумии Чацкого, об элементарных правилах приличия. Старинная русская пословица гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», однако Чацкий именно это и старается проделать, браня всех вокруг. Его нападки безукоризненны с точки зрения истинности и поданы по всем правилам ораторского искусства. Однако Чацкий избрал не ту аудиторию, которая способна с сочувствием отнестись к его пылким речам. На самом деле кому понравится подобное обвинение:

А судьи кто? — Задревностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима
...Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?

Далее Чацкий с возмущением упоминает о случаях, когда помещики продавали своих крепостных. Конечно, он прав в своем негодовании, и поэтому, читая комедию Грибоедова, мы как-то забываем, что Чацкий и сам является помещиком. Что творится в его имении? Об этом мы не знаем, однако, учитывая то обстоятельство, что Чацкий три года не бывал дома, можно сделать вывод, что в его имении распоряжаются управляющие. А уж как они там управляют одному Богу известно...

Но именно так задумал Грибоедов характер своего героя. Если предположить, что Чацкий реально хочет что-то сделать для улучшения нравов своих современников, то он явно избрал не тот путь. Своими тирадами он в конце концов восстанавливает против себя все московское общество. Но практической пользы от этого нет никакой ни лично Чацкому, ни России, которой он, по собственному признанию, был бы рад служить, если при этом не пришлось прислуживаться перед начальством. Монологи Чацкого не только демонстрируют нам либеральные взгляды и ораторское мастерство героя комедии Грибоедова, они также свидетельствуют о его неумении определять, что и где действительно имеет смысл говорить. Как полагают некоторые литературоведы, комизм положения Чацкого заключается в том, что его характер задуман как характер героя трагедии, однако действует он в комедийных ситуациях. Монологи Чацкого становятся все длиннее, а вот слушатели врассыпную бросаются прочь от него. Но Чацкий, увлеченный собственным красноречием, может довольно долго не замечать, что его никто не слушает — в этом отношении показателен монолог, который начинается словами:

В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами...

И снова, как это ни парадоксально, Чацкий прав, обличая пустое подражание Западу, которое так часто, словно эпидемия, охватывает умы русских. Кто его слушает? В какой-то момент пламенный оратор приходит в себя, оглядывается по сторонам и видит, что на него никто не обращает внимания: молодежь танцует, старики играют в карты. А вот претензии, которые Чацкий предъявляет к Софье в своем последнем монологе, представляются необоснованными и оттого смешными:

Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Когда, где Софья завлекала Чацкого надеждой? В детские годы? По крайней мере, в рамках комедии мы ничего подобного не видим: напротив, сам Чацкий при встрече с Софьей после трех лет разлуки отмечает ее холодность.

Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек?..

Чацкий снова ведет себя, как обиженный подросток. Герой явно преувеличивает значение своей персоны в глазах Софьи — он ей безразличен, ей неприятны его колкости и в особенности нападки на Молчалина, но «все противно», это, несомненно, чересчур сильно сказано.

А. С. Пушкин, который весьма высоко оценил комедию Грибоедова, в одном из своих писем так охарактеризовал Чацкого: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».


Центральным персонажем в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» является Чацкий. Монологи героя играют важную роль не только в раскрытии его характера, но и в композиционном строении произведения.

Первый монолог Александра Андреевича, являющийся завязкой конфликта Чацкого с фамусовсим обществом, показывает нам его отношение к светской Москве: его угнетают нравы городской знати, которые ничуть не изменились со времени его уезда.

Люди, по его мнению, живут одними развлечениями и удовольствиями, причем не духовными, а материальными. Здесь же он впервые говорит и о принятой в дворянской среде системе воспитания: родители отдают предпочтение иностранным гувернерам, считая их обучение более престижным. Чацкий с искренней досадой высказывается о том, что для того, чтобы считаться образованным, достаточно говорить на «смешении языков французского с нижегородским». Сам же герой – настоящий патриот, ценящий и любящий русскую культуру.

Во втором монологе Чацкого противопоставляются «век минувший», позицию которого отстаивал Фамусов, и «век нынешний». Здесь мы узнаем отношение героя к службе: он не приемлет раболепства, лести и притворства, его совесть и честь не позволяют «выслуживаться» ради чинов.

Он иронично отзывается о прошлом веке, когда для получения царской милости «отважно жертвовали затылками», падая перед императрицей для потехи. Сейчас же, убежден Чацкий, времени изменились, и смех теперь «страшит» и «держит стыд в узде». Он пытается донести эту мысль до Фамусова, называя екатерининский период «веком покорности и страха». Чацкий искренне верит, что теперь ценятся люди, честные и по-настоящему преданные своему делу.

Третий, кульминационный, самый известный монолог Чацкого «А судьи кто?..» наиболее полно освещает его взгляды на мир. Здесь герой отчетливо выражает свою позицию касательно крепостнической системы, оправданно считая ее безнравственной и жестокой. Его удручает и злит бездушное отношение помещиков к своим крестьянам и еще более беззаконие, царящее в стране:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий ужасается произволу властей и тех, кто «защиту от суда в друзьях нашёл, в родстве», так как сам был человеком чести, живущим по совести. За мундирами, считал герой, должно скрываться благородное сердце, а не слабодушие и «рассудка нищета». Так же горько он отзывается и о положении творческой, образованной личности, чей ум нацелен на ученье и науки, а не на повышении чинов, ведь такие люди воспринимаются обществом как опасные мечтатели. А цену «отечества отцов», которых принято брать за образец, Чацкий хорошо знал: они «грабительством богаты». Поэтому слова Чацкого пронизаны печалью и горечью.

Монолог «В той комнате незначащая встреча…» обличает ложный патриотизм светского общества и слепое благоговение перед всем иностранным. Чацкому противна мысль, что для привлечения всеобщего внимания и уважения, любви молодых княжон необязательно выделяться талантами или знаниями, а достаточно быть иностранцем, как «французик из Бордо», о котором с таким пренебрежением говорит герой. Чацкому дорого все национальное, а вечное перенимание моды, даже культуры мучит молодого человека, потому он призывает:

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Последний монолог заключает в себе развязку конфликта, внезапное понимание героем, что не могли люди, воспринимающие все новое и непривычное для них как нечто опасное, считать его нормальным, потому его и приписали к сумасшедшим. Но Чацкий уверяет, что все равно никогда не примирится с нравами фамусовского общества.

Так, через монологи героя раскрывается философия его жизни. С их помощью мы узнаем о Чацком гораздо больше, чем могли нам дать его диалоги с другими людьми и тем более слова о нем представителей светского общества. Только в монологах он максимально честен и искренен по отношению к себе и другим.