Презентации по салтыкову щедрину. Михаил евграфович салтыков-щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №28 станицы Тамань

Кущяк О.Г.


Писатель-сатирик, публицист, редактор, литературный критик. Портрет И. Крамского. 1879.

Художник

Н. Крамской (1879): «Мысль и страдание застыли навеки в глазах человека, чьим оружием был смех».

1826-1889


Евграф Васильевич Салтыков

Отец принадлежал к старинному, но небогатому дворянскому роду.

Способный, довольно образованный, но непрактичный, слабохарактерный, несобранный, капризный.


Ольга Михайловна Салтыкова (Забелина). Мать писателя.

  • Дочь состоятельного московского купца.
  • Умная, энергичная, обладала сильным и властным характером, упорством, практической хваткой, крутым нравом.
  • Сумела вывести свою семью в число богатейших помещиков Тверской губернии.

  • Родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда.
  • «Детство и молодые годы были свидетелями caмoгo разгара крепостного права. Оно проникало не только в отношения между поместным дворянством и подневольною массою, но и во все формы общежития, одинаково втягивая все сословия в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленными».

  • В семье царила атмосфера страха, грубость, произвол, дети делились на «любимчиков» и «постылых».
  • Тем не менее в семье заботились, чтобы дети воспитывались «по-дворянски». Они получили хорошее домашнее образование: их учили языкам - французскому и немецкому, рисованию, музыке, хотя домашние учителя и гувернантки выбирались больше по принципу: «числом поболее, ценою подешевле». В дальнейшем при выборе учебных заведений имели значение материальные затраты, будущая карьера, дворянская гордыня, но не личные склонности и желания самих детей. Таков был уклад дома, в котором прошло детство писателя

  • Дворянские институты создавались как закрытые учебные заведения для подготовки юношей в университеты и другие вузы. Обучение в дворянских институтах было платным (800-1200 рублей в год) и продолжалось 6-7 лет в зависимости от начального уровня образования. В первый класс принимали физически и нравственно здоровых мальчиков в возрасте 10-12 лет, которые уже умели читать, писать, считать, рисовать и петь. Учащиеся находились на полном пансионе.

Серьезное внимание уделялось воспитанию аристократизма, хороших манер поведения

  • Дворянские институты создавались путем преобразования гимназий или благородных пансионов при них на деньги местного дворянства и при его контроле. Например, Московский дворянский институт был образован в 1833 г. на базе 1-й московской гимназии. Следует иметь в виду, что дворянские институты находились в «непосредственном заведовании» попечителей учебных округов.

  • В этих учебных заведениях юноши получали классическое среднее образование. Они углубленно изучали священную и церковную историю, логику, российскую грамматику и словесность, латинский, немецкий и французский языки, математику, географию и статистику, историю, физику, естественную историю, чистописание, черчение и рисование. За отдельную плату с учащимися занимались фехтованием, верховой ездой и танцами. Выпускники дворянских институтов при желании зачислялись в университеты без экзаменов.

  • Императорский Царскосельский лице́й (с 1843 года - Александровский лице́й) - высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы . В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

  • 12 лет за отличные успехи переводят в Александровский Царскосельский лицей. Прозвище Салтыкова – «умник» (умничанье не почиталось).
  • В гимназии царил казарменный дух, писать было нельзя, поэтому стихи Михаил прятал в голенище сапога. Стихи появляются в «Библиотеке для чтения», «Современнике». Сильное влияние оказывают статьи В.Г.Белинского, Фурье, Гегеля, Фейербаха, знакомство с Петрашевским.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото 1850-х

  • 1844год-зачислен в штат военного ведомства.
  • 1847- публикует рецензии на новые книги в журналах «Современник», «Отечественные записки».
  • 1948, март- повесть «Запутанное дело» опубликована в «Отечественных записках».

  • Первые прозаические произведения - повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) - были опубликованы в журнале «Отечественные записки». Они примыкают к гоголевскому направлению в литературе, критически воспроизводящему окружающую действительность.
  • «Обе эти вещи, - писал Щедрин в автобиографии,- возбудили внимание существовавшего тогда негласного Комитета, который, так сказать, ревизовал литературу по случаю февральской революции (Февральская peвoлюция во Франции 1848 года. -Авт.»). Это послужило основанием для увольнения со службы и высылки начинающего писателя в Вятку на 8 лет.

1848-1855 Служба в Вятке

  • Вятка первой половины XX века.
  • Эксклюзивные фото Сергея Лобовикова

Служба в Вятке

  • Салтыков писал брату: «... я полагаю, что везде можно быть полезным, если есть хотение и силы позволяют... Положи себе за непременное правило в жизни вести себя как следует честному человеку ». Салтыков действительно стал одним из немногих честных чиновников. Был требователен и настойчив, беспощаден к взяточничеству, достаточно независим. Paccкaзы о неподкупности и честности Салтыкова надолго coхранились в Вятской губернии. Позже он был назначен на должность советника в Вятском губернском правлении, что дало возможность бывать в длительных разъездах.

  • Ссылка закончилась после смерти Николая 1 в 1855 гoду благодаря помощи генерал-лейтенанта П. П. Ланского, приехавшего в Вятку в связи с формированием ополчения, и eгo жены Н. Н. Пушкиной-Ланской, которые ходатайствовали за Салтыкова перед государем. В январе 1856 года писатель возвратился в Петербург.

Хроника жизни

  • 1856-1857 гг. в журнале «Русский вестник» печатаются «Губернские очерки», главным героем которых стал Николай Николаевич Щедрин. В очерках отражены вятские воспоминания, появляется псевдоним «Щедрин». Истоки смирения крестьян, по мнению писателя, – в крепостном праве.
  • В 1862 г. подаёт в отставку и переезжает в Петербург.

1858 март – 1860 гг. – в качестве вице-губернатора Рязани, затем Твери пытается защитить мужика.

1858 год – назначен вице-губернатором в Рязань

1860 год – назначен вице-губернатором в Тверь


Хроника жизни и творчества

  • В 1857-1863 гг. появляются циклы: «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе» В очерках этих годов утверждались особенности стиля Салтыкова-Щедрина: иносказательное повествование; реалистическая фантастика; гипербола; шарж и гротеск; острота оборотов, эпитетов, обобщённых названий.
  • 1864г – сотрудник «Современника», с ноября этого же года в Пензе председатель казённой палаты. 23 мая 1866 г. закрывают «Современник».
  • 14 июня 1868 г. уходит в отставку, с сентября – член редакции «Отечественных записок» (гл. редактор Н.А. Некрасов).

Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Художник А. Долотов. 1869

  • 1869-1870 гг. – появление «Истории одного города». В этот период Салтыковым-Щедриным разработаны способы защиты от цензуры: «эзопов язык»; самоцензура; «аккомодация» (приспособление произведения к требованиям цензуры); тактика «троянского коня».
  • 1863-1874 гг. – цикл очерков «Помпадуры и Помпадурши» («внутренний мир» высокопоставленных бюрократов).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Фото 1870-х

  • 1872. Родился сын Константин.
  • 1873. Родилась дочь Елизавета.
  • 1876. Возглавляет "Отечественные записки" в связи с болезнью
  • Н. А. Некрасова.
  • 1878. Утверждается редактором "Отечественных записок".


Произведения:

  • 1880 г. – «Господа Головлёвы» (форма хроники позволила поставить актуальные социальные проблемы и решить их психологически).
  • 1886 г. – «Сказки».
  • 1889 г. – «Пошехонская старина», начало работы над «Забытыми словами» (написана лишь одна страница).

Щедрин в лесу реакции. Художники Д. Брызгалов, Н. Орлов. 1883


«Мое собранье насекомых открыто для моих знакомых». Художник А. Лебедев. 1877

  • 1870-1872 гг. – цикл «Господа Ташкентцы» (о наглых исполнителях реакционных приказов).
  • 70-е годы – «Дневник провинциала в Петербурге», «Экскурсия в область умеренности и аккуратности», «Господа Молчалины».
  • Октябрь 1875 г. в журнале «Отечественные записки» печатается цикл «Благонамеренные речи»

М.Е. Салтыков-Щедрин за рабочим столом. Фото 1888

  • 1889, март. Резко ухудшается здоровье писателя.
  • 1889, 28 апреля (10 мая). Смерть Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
  • 1889, 2 мая (14 мая). Похороны на Волковом кладбище в Петербурге рядом с могилой И. С. Тургенева - по завещанию Салтыкова-Щедрина.






  • Тюнькин К. И. Салтыков-Щедрин. - М.: Мол. гвардия, 1989. - 620 с. - (Жизнь замечат. людей).
  • Писарев, "Цветы невинного юмора (соч. т. IX); Добролюбова, соч. т. II.
  • H. К. Михайловский, «Критические опыты. II. Щедрин» (М., 1890).
  • К. Арсеньев, «Критические этюды по русской литературе» (т. I, СПб., 1888).

Слайд 1

Лобатских Т.В., учитель русского языка и литературы
МКОУ Юдановская СОШ

Слайд 2

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество. (9 класс)

Слайд 3


«Я писатель, в этом моё призвание»,- М.Е.Салтыков-Щедрин

Слайд 4

Великие о Салтыкове-Щедрине
«Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни», - И.М.Сеченов.
«Живость боли и непрерывное её ощущение служили источником живых образов», - М.Е.Салтыков-Щедрин.

Слайд 5

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)
М.Е.Салтыков-Щедрин – это писатель большого поэтического диапазона.
Творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С.Грибоедовым и Н.В.Гоголем.
Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.
Наследие Салтыкова-Щедрина по праву называют классическим.

Слайд 6

Детство писателя
Родился 27 января 1826г.
Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещика.
«Я родился на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…», - вспоминал писатель.
Детство прошло в мрачной и суровой обстановке.

Слайд 7

Родители писателя
Ольга Михайловна и Евграф Васильевич – родители писателя

Слайд 8

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он был определен в Московский дворянский институт, где сдал экзамены сразу в третий класс.

Слайд 9

Годы учёбы
Когда мальчику исполнилось 10 лет, он был определён в Московский дворянский институт, где сдал экзамен сразу в 3 класс.

Слайд 10

Годы учёбы
1844г – выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства.

Слайд 11

Начало деятельности
1844г – примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского.
Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях».
1847г и 1848г – друг за другом выходят две повести. Одна из них – «Запутанное дело» – появилась под псевдонимом «Н.Щедрин».
Большое влияние на будущего писателя оказал В.Г.Белинский. «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений», - М.Е.Салтыков-Щедрин.

Слайд 12

«Вятский плен»
«Вятский плен» был спасением: после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечён к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало.
В Вятке он встретил свою будущую жену Лизу Болтину.
Дом в Вятке, в котором жил писатель

Слайд 13

Служба
1855г – указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает».
1848 – 1856гг – перерыв в литературной деятельности.
Служба в Министерстве иностранных дел, вице-губернатор в Рязани и Твери.
«Я не дам в обиду мужика!» – эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству.
1862г – оставил должность, решив посвятить всё своё время литературному труду.

Слайд 14

Петербург
По приезде в Петербург он вошёл в состав редакции журнала «Современник».
1864 – 1868гг – служба чиновником из-за материальных затруднений.
1868г – действительный статский советник уходит в отставку, на этот раз навсегда.
1868г – член редакции и активный сотрудник журнала «Отечественные записки».
1877г – возглавляет журнал после смерти Н.А.Некрасова.

Слайд 15

Петербург
1884г – после неоднократных предупреждений журнал «Отечественные записки» был закрыт.
Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем».
Несмотря ни на что интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

Слайд 16

Последние годы жизни
Подводя итог своей жизни, осенью 1887г Салтыков-Щедрин написал: «В 1868г совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг…»
Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради неё он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.
1889г – умер в Петербурге

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Очерк жизни и творчества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я люблю Россию до боли сердечной… Литературный критик Редактор журнала «Современник»,«Отечественные записки» (вместе с Некрасовым) Писатель-сатирик

Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол. Детство в окружении «всех ужасов крепостного права».

Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич

Дворянский институт в Москве Царскосельский лицей Образование

«Вятский плен» Повести «Противоречия», «Запутанное дело» «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I) Ссылка в Вятку

Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин Вятский плен Обилие впечатлений «Губернские очерки» Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью «обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».

Принципиальная позиция писателя. Вице-Робеспьер. Рязань середина 19 века. Тверь конец 19 века. 1860-е государственная служба

Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»

Жена писателя Е. А. Болтина Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.

Дочь писателя Сын писателя

Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.

«История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее. Композиция повести. Историческая монография: Предуведомление общий очерк глуповской истории главы-персоналии

Роман «Господа Головлевы» Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи. В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Домашнее задание. Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889 Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал… В. Короленко

Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии

Родители М.Е. Салтыкова-Щедрина Мать – Ольга Михайловна Отец – Евграф Васильевич Всеми делами в доме заправляла мать, женщина малограмотная, происходившая из купеческой семьи, но умная и властная. Отец, образованный, но безвольный человек, не мог оказывать на семью заметного влияния

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. Московский дворянский институт

В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. Царскосельский лицей

В 1845 г. после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.. Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков

Елизавета Аполлоновна жена Дочь Елизавета Сын Константин

В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала " Современник«. Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: " совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания по изучению биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина в 7 классе.

Индивидуальные задания представляют собой три варианта карточек, каждая из которых состоит из трёх вопросов, объединённых тематически....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Методическая разработка состоит из презентации, которую можно использовать на уроке знакомства с писателем....

Слайд 2

Детство и юность писателя

Родился 15 (27) января 1826 в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец Евграф Васильевич происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать Ольга Михайловна – из семьи богатого московского купца. Детские, отчасти юношеские годы Салтыкова прошли в родовой усадьбе отца Спас-Угол. Спас – Угол. Усадебный дом. Я вырос на лоне крепостного права М.Е. Салтыков – Щедрин.

Слайд 3

Московский дворянский институт. Царскосельский лицей. 1836 –1838 гг. 1838 –1844 гг. Годы учебы Получил отличное домашнее образование. К шести годам легко общается на французском и немецком, пишет по-русски.

Слайд 4

Начало литературной деятельности.

1841 – первое напечатанное стихотворение «Лира», посвященное памяти Г.Р.Державина и А.С.Пушкина. 1844 – после окончания лицея определён чиновником в канцелярию Военного министерства. 1848 – за свои первые повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) Салтыков высылается в Вятку, где назначается старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 – советником губернаторского правления. Деятельность на государственной службе всегда пытается сочетать с литературной деятельностью.

Слайд 5

Литературная деятельность.

В 1862 году Салтыков оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки.

Слайд 6

Сатирические сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина («Сказки для детей изрядного возраста»)

Сатира – вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности, человека, явлений. Юмор- вид комического, доброжелательный и веселый смех, способ раскрытия характеров героев в смешном виде. В основу понятий сатира и юмор положена природа смешного. Юмор веселит читателя, а сатира заставляет задуматься над высмеиваемыми пороками.

Слайд 7

Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина г. Тверь

  • Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    В своих сказках М. Е. Салтыков-Щедрин выступал против социальной несправедливости и общественного зла в любых его проявлениях.

    Слайд 11

    «Премудрый пискарь»

  • Слайд 12

    «Верный Трезор»

  • Слайд 13

    «Ворон-челобитник»

  • Слайд 14

    «Медведь на воеводстве»

  • Слайд 15

    «Орел-меценат»

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    М. Е. Салтыков-Щедрин считает, что первоосновой и источником жизни является простой русский мужик, что создатель всего того, что нас окружает, - народ. Нет народа - государство погибнет. Он поэтизирует ловкость и находчивость мужика, его трудолюбивые руки и чуткость к кормилице-земле. Помещики и генералы на таком фоне выглядят жалкими, никчемными людьми, совершенно не приспособленными к жизни, умеющими лишь отдавать приказы.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Основные темы

    Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»)

    Слайд 23

    МУЛЬТФИЛЬМ

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».