Роль сони мармеладовой в эпилоге. Cочинение «Роль образа Сони Мармеладовой

Федор Михайлович Достоевский - величайший писатель, вошедший в историю русской мировой литературы не только как гуманист и демократ, но и как гениальный художник, сумевший показать всю тяжесть судеб "маленьких людей". В трудные для русского народа годы Федор Михайлович настойчиво продолжал искать способы избавления "униженных и оскорбленных" от страданий, бед, вызванных социальной несправедливостью, гнетом и отчаянием.

Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" пронизан этим насквозь. Удивительно, насколько понятно, подробно и точно автор показал жизнь многих людей, описав всю жестокость и безысходность их положения. У героев произведения было два пути, ведущие либо к нравственному перерождению, либо к духовной гибели.

Мне бы хотелось рассказать вам об одном из весьма противоречивых участников столь животрепещущей картины. Соня Мармеладова - центральный женский образ произведения, входящий в число тех персонажей, в которых Достоевский старался вложить нечто совершенное, святое. На страницах романа мы читаем о героине следующее: " Это было худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с остреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней". Она - дочь от первого брака спившегося чиновника Мармеладова, молодая девушка с красивой и чистой душой, страдающая от нищеты и несчастья своей семьи и самоотверженно стремящаяся помочь всему живому.

Тонкий внутренний мир Сони и ее глубоко религиозное мировоззрение противоречат той жизни, которую она ведет. В одном из самых страшных, ужасных и душераздирающих эпизодов романа рассказывается о том, как Соня, спасая от голодной гибели мачеху и ее детей, пошла торговать собственным телом: " И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила…а взяла только… платок…накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да вздрагивают…".

С этого момента Соня стала падшим и презираемым обществом созданием, словно на ней выжгли клеймо раскаленным железом, а кровоточащий шрам напоминал всем окружающим о том, кто она. Девушка получила желтый билет, выдаваемый проституткам вместо паспорта, и была вынуждена жить отдельно от своей семьи по требованию хозяйки.

Но как могло произойти то, что произошло? Как религиозный человек смог добровольно согрешить? И кто такая Соня Мармеладова: падшая или святая? достоевский писатель литература

Да, Соня совершила грех, начав зарабатывать деньги подобным способом, но она выбрала этот путь не от того, что он привлекал ее, а от безысходности. Девушка старается спасти полусумасшедшую мачеху и младших братьев и сестер, сознательно жертвуя собой, в чем сам Ф.М. Достоевский видит высокий подвиг сострадательной любви и сопоставляет судьбу героини с муками Христа.

Сознание Сонечки никогда не покидала искренняя вера в милосердие Бога. В попытках уберечь Родиона от душевной гибели она призывает его к раскаянию, однажды прочитав Раскольникову евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря: " Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги". Она спасает заблудшую душу Родиона Раскольникова, который убил старуху-процентщицу и Лизавету, приняв тяжесть его ноши на свои плечи.

Бескорыстно любя все и всех, претерпевая трудности своей жизни и множество невыносимых мучений, переступая через себя ради других и сохраняя веру в своем сердце, Соня останется для меня святым созданием, который на протяжении всего романа несет с собой яркий луч света, освещая каменистую дорогу каждому, кто нуждается в этом.

Федор Михайлович Достоевский написал потрясающее произведение, где-то наполненное страданиями "униженных и оскорбленных", где-то пропитанное дерзостью и пафосом, а где-то - сочувствием, но всегда способное открыть глаза на суровую действительность каждому. Н.Н. Страхов писал: "Достоевский потому так смело выводил на сцену жалкие и страшные фигуры, всякого года душевные язвы, что умел или признавал за собою умение произносить над ними высший суд. Он видел божию искры в самом падшем и извращенном человеке; он следил за малейшею вспышкой искры и прозревал черты душевной красоты в тех явлениях, к которым мы привыкли относиться с презрением, насмешкою или отвращением…Эта нежная и высокая гуманность может быть названа его музою, и она-то давала ему мерило добра и зла, с которым он спускался в самые страшные душевные бездны."

Достоевский написал свой роман "Преступление и наказание" после каторги. Именно в это время убеждения Федора Михайловича приняли религиозную окраску. Обличение несправедливого общественного устройства, поиски правды, мечта о счастье для всего человечества сочетались в этот период в его характере с неверием в то, что мир можно переделать насильно. Писатель был убежден в том, что зла невозможно избежать ни при каком устройстве общества. Он считал, что оно исходит из человеческой души. Федор Михайлович поднимал вопрос о необходимости нравственного усовершенствования всех людей. Поэтому он решил обратиться к религии.

Соня - идеал писателя

Соня Мармеладова и Родион Раскольников - два главных героя произведения. Они представляют собой как будто два встречных потока. Идейную часть "Преступления и наказания" составляют их мировоззрения. Сонечка Мармеладова является писателя. Это носитель веры, надежды, сочувствия, любви, понимания и нежности. По мнению Достоевского, именно таким должен быть каждый человек. Эта девушка является олицетворением правды. Она считала, что у всех людей есть равное право на жизнь. Сонечка Мармеладова была твердо убеждена в том, что путем преступления нельзя добиться счастья - ни чужого, ни своего. Грех всегда остается грехом. Неважно, кто совершил его и во имя чего.

Два мира - Мармеладовой и Раскольникова

Родион Раскольников и Соня Мармеладова существуют в разных мирах. Подобно двум противоположным полюсам, эти герои не могут друг без друга. Идея бунта воплощена в Родионе, тогда как Сонечка Мармеладова олицетворяет смирение. Это глубоко верующая высоконравственная девушка. Она верит в то, что в жизни есть глубокий внутренний смысл. Идеи Родиона о том, что все существующее бессмысленно, ей непонятны. Во всем Сонечка Мармеладова видит божественное предопределение. Она считает, что ничего не зависит от человека. Истина этой героини - бог, смирение, любовь. Для нее смысл жизни - великая сила сочувствия и сострадания к людям.

Раскольников же беспощадно и страстно судит мир. Он не может мириться с несправедливостью. Именно отсюда проистекает его преступление и душевные мучения в произведении "Преступление и наказание". Сонечка Мармеладова, подобно Родиону, тоже переступает через себя, однако она делает это совсем не так, как Раскольников. Героиня приносит себя в жертву другим людям, а не убивает их. В этом автор воплотил идею о том, что у человека нет права на личное, эгоистическое счастье. Необходимо учиться терпению. Достичь истинного счастья можно лишь через страдание.

Почему Соня принимает преступление Родиона близко к сердцу

Согласно мысли Федора Михайловича, человеку необходимо ощущать ответственность не только за свои поступки, но и за любое зло, творимое в мире. Именно поэтому Соня чувствует, что в преступлении, совершенном Родионом, есть и ее вина. Она принимает поступок этого героя близко к сердцу и разделяет его нелегкую судьбу. Раскольников решается открыть свою страшную тайну именно этой героине. Ее любовь возрождает его. Она воскрешает Родиона к новой жизни.

Высокие внутренние качества героини, отношение к счастью

Образ Сонечки Мармеладовой является воплощением лучших человеческих качеств: любви, веры, жертвенности и целомудрия. Даже будучи окруженной пороками, вынужденная отдать в жертву собственное достоинство, эта девушка сохраняет чистоту своей души. Она не теряет веру в то, что в комфорте нет счастья. Соня говорит, что "человек не родится для счастья". Оно покупается страданием, его надо заслужить. Падшая женщина Соня, загубившая свою душу, оказывается "человеком высокого духа". Эту героиню можно поставить в один "разряд" с Родионом. Однако она осуждает Раскольникова за презрение к людям. Его "бунта" Соня не может принять. А ведь герою казалось, что его топор был поднят и во имя нее.

Столкновение Сони и Родиона

По мысли Федора Михайловича, эта героиня воплощает русскую стихию, народное начало: смирение и терпение, и к человеку. Столкновение Сони и Родиона, их противоположные мировоззрения являются отражением внутренних противоречий писателя, тревоживших его душу.

Соня надеется на чудо, на бога. Родион же убежден в том, что бога нет, а чуда ждать бессмысленно. Этот герой раскрывает перед девушкой тщетность ее иллюзий. Раскольников говорит о том, что ее сострадание бесполезно, а ее жертвы безрезультатны. Вовсе не из-за позорной профессии является грешницей Сонечка Мармеладова. Характеристика этой героини, данная Раскольниковым во время столкновения, не выдерживает никакой критики. Он считает, что ее подвиг и жертвы напрасны, однако в конце произведения именно эта героиня возрождает его к жизни.

Способность Сони проникнуть в душу человека

Загнанная жизнью в безвыходное положение, девушка пытается предпринять что-то и перед лицом смерти. Она, подобно Родиону, действует согласно закону свободного выбора. Однако, в отличие от него, она не потеряла веру в человечество, что отмечает Достоевский. Сонечка Мармеладова - героиня, которой не нужно примеров, чтобы понять, что люди добры по своей природе и заслуживают самой светлой доли. Именно она, и только она, способна сострадать Родиону, поскольку ее не смущает ни уродливость его социальной судьбы, ни физическое уродство. Соня Мармеладова проникает в суть души через ее "коросту". Она не спешит никого осуждать. Девушка понимает, что за внешним злом всегда таятся непонятные или неизвестные причины, которые привели ко злу Свидригайлова и Раскольникова.

Отношение героини к самоубийству

Эта девушка стоит вне законов мира, терзающего ее. Ее не интересуют деньги. Она по собственной воле, желая прокормить свою семью, пошла на панель. И именно по своей несокрушимой и твердой воле она не покончила жизнь самоубийством. Когда перед девушкой встал этот вопрос, она тщательно обдумала его и выбрала ответ. В ее положении самоубийство было бы эгоистическим поступком. Благодаря ему она была бы избавлена от мучений и позора. Самоубийство вытащило бы ее из "зловонной ямы". Однако мысль о семье не позволила ей решиться на этот шаг. Мера решимости и воли у Мармеладовой намного выше, чем предполагал Раскольников. Для того чтобы отказаться от самоубийства, ей необходимо было больше стойкости, чем для того, чтобы совершить этот поступок.

Разврат для этой девушки был горше смерти. Однако смирение исключает самоубийство. В этом раскрывается вся сила характера этой героини.

Любовь Сони

Если определить одним словом натуру этой девушки, то слово это - любящая. Любовь к ближнему у нее была деятельной. Соня умела отзываться на боль другого человека. Это особенно проявилось в эпизоде признания Родиона в убийстве. Это качество делает ее образ "идеальным". Приговор в романе произносится автором с позиций этого идеала. Федор Достоевский в образе своей героини представил пример всепрощающей, всеобъемлющей любви. Она не знает зависти, не хочет ничего взамен. Эту любовь даже можно назвать невысказанной, ведь девушка никогда не говорит о ней. Однако это чувство переполняет ее. Только в форме поступков оно выходит наружу, но никогда не в форме слов. Безмолвная любовь становится от этого только прекраснее. Перед ней преклоняется даже отчаявшийся Мармеладов.

Перед девушкой падает ниц и сумасшедшая Катерина Ивановна. Даже Свидригайлов, этот вечный развратник, уважает за нее Соню. Не говоря о Родионе Раскольникове. Этого героя ее любовь исцелила и спасла.

Автор произведения путем размышлений и нравственных исканий пришел к мысли о том, что любой человек, обретающий Бога, по-новому смотрит на мир. Он начинает переосмысливать его. Именно поэтому в эпилоге, когда описывается нравственное воскрешение Родиона, Федор Михайлович пишет, что "начинается новая история". Любовь Сонечки Мармеладовой и Раскольникова, описанная в конце произведения, - самая светлая часть романа.

Бессмертный смысл романа

Достоевский, справедливо осудив Родиона за его бунт, оставляет победу за Соней. Именно в ней он видит высшую правду. Автор хочет показать, что страдание очищает, что оно лучше, чем насилие. Вероятнее всего, в наше время была бы изгоем Сонечка Мармеладова. Образ в романе этой героини слишком далек от норм поведения, принятых в обществе. И далеко не каждый Родион Раскольников будет сегодня страдать и мучиться. Однако до тех пор, пока "мир стоит", всегда живы и будут жить душа человека и его совесть. В этом и состоит бессмертный смысл романа Достоевского, которого по праву считают великим писателем-психологом.

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Тест по произведению

Тема : Соня Мармеладова − воплощение идей народной христианской нравственности.

Цель урока: Осознание того, как в образе Сони Мармеладовой сконцентрировано видение Ф. М. Достоевского основ народной христианской нравственности.

Задачи:

    Развивать мыслительные операции учащихся путем сравнения, обобщения, наблюдения.

    Воспитывать духовно-нравственные качества личности: сострадание, милосердие, любовь к ближнему.

Метод: проблемно-диалоговый.

Оборудование: Репродукция картины «Сикстинская мадонна»

Оформление доски : Соня Мармеладова – воплощение идей народной христианской нравственности.

О, как в страданье веры много!
А. А. Фет «Смерти»

На правой стороне доски – словарная работа

Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление)

Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция)

Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.

На левой стороне доски: «Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, т. е., не приносил любовью жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и называет это состояние грехом» Ф. М. Достоевский (запись в день смерти жены).

Вера без дела мертва (христианский народный афоризм).

В центре доски – репродукция картины «Сикстинская мадонна»

Изображение идеального женского профиля (рисунок Достоевского к повести «Крокодил»)

Ход урока

Слово учителя

Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не толь, что живописцу – зренье
Или актеру – голос и движенье,
А женщине прекрасной – красоту?
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами
Мы расточать, а не копить, –

обращается к нам А.Ахматова. Ф.М. Достоевский через века ей вторит: «Побольше бы чувства, сердца, да действительного, а не то, что только в литературе». Он считает, что с помощью только разума «мысль разрешить» невозможно, нужно почувствовать мысль, воспринять ее не одним лишь умом, а всем «сердцем».

Я надеюсь, что и вы тоже сможете всем сердцем раскрыть тему сегодняшнего урока, ведь именно в бедной и убогой жизни героев Достоевского тлел огонек человечности.

Слово учителя.

«Дверь – это странный предмет, который что-то закрывает и что-то открывает одновременно. Это граница между пространствами, это граница перехода из одного состояния в другое, между настоящим и будущим. Но все это зависит от входящего в эту дверь, от его выбора.

Итак, «дверь» как символ – это возможность выбора.

Перед роковой «дверью» старухи-процентщицы. Он долго стоял перед дверью Алены Ивановны, которая не сразу открыла ему, как будто бы предупреждала: эту «дверь» открывать нельзя. Но Раскольников не внял предупреждению, настойчиво пытался заставить старуху-процентщицу открыть ее. Она открыла – Раскольников прошел в эту дверь. Так он сделал свой первый выбор – убил человека. Он вошел в другое пространство – он стал другим. Но выбор неверный. Он потом осознал, что убил «не старушонку», а себя.

Если бы роман закончился на этом выборе – преступлении - Раскольникова, значит, можно оправдать убийство человека человеком, простить, забыть и даже разрешить жить убийце так, как будто ничего не произошло, хотя и получил бы он наказание. Но это наказание внешнее. Этого Достоевскому-гуманисту мало.

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества», – думал князь Мышкин, герой романа «Идиот». «Высшее счастье – выше счастья нет, как увериться в милосердии людей в их любви друг к другу», – вторил автор своему герою через несколько лет в рукописях к «Дневнику писателя». «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием».

По многоходовой логике Достоевского, «”осыпанность” счастьем и “зарытость” в материальных благах не только не освобождает сознание человека для духовного совершенствования, не только не делает его прекрасным и праведным, но, напротив, гасят в нем высшую жизнь и устремленность ко всеобщим явлениям, превращает лик человеческий в скотский».

Нравственным образом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой воплотились черты высшего и полного развития человека. Ф. М. был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке.

По логике Достоевского, «безраздельная и беззаветная любовь Христа к людям есть и величайшее самостеснение, жертва. Только любовь к конкретному, рядом находящемуся ближнему, любовь, дающая, а не берущая, любовь, которая все переносит, способна возвысить и облагородить человека. Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через него».

С Христом связаны в евангельских текстах понятия истины, милосердия, веры, справедливости, кротости и особенно любви.

Достоевский писал: «Я верую в полное царство Христа. Как оно сделается – трудно предугадать. Но значки в темной ночи загадок все же можно найти, я и в значки верю».

Как бы посмотрел Достоевский на сегодняшнюю нашу жизнь, в которой, кажется, не сбылись его прогнозы. Вероятно, все-таки с надеждой. Он знал, что страдания и испытания способны не только калечить, но и возвышать душу, и умел в темной ночи различать «значки» красоты. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Мы привыкли называть героиню Соней, но ее полное имя София – мудрость.

Какой вы увидели Сонечку через портретное описание? (II ч., гл. 7)

(III ч., гл. 4). Охарактеризуем состояние Сони во время ее первого посещения Раскольникова, в присутствии Разумихина, Дуни, матери.

Какой вы увидели Соню в этих главах?

Что говорят о Соне отец, Полечка, Раскольников, Катерина Ивановна?

(I ч., гл.2) (II ч., гл.7)

Какая она, Соня? (Кроткая, прощающая, жертвующая, любящая)

Материал для учителя

Кротость у Достоевского связана с идеалами христианства. Что понимают кроткие: бунтовать бесполезно, ничего из этого не получится. Кротостью модно исцелить, это противоядие против ожесточенных, которые превращаются в людей без нравственных критериев.

Можно переделать мир?

Нет?

Потому что ожесточение уничтожает нравственность. Но ведь терпеть тоже невозможно. Вот Достоевский и вертится между двумя началами. Но все-таки считает, что важнее сохранить нравственное начало.

Помните, что чувствовала Соня, когда ее Лужин обвинил в воровстве?

(V ч., гл. 5)

Соня кроткая, но ее смирение – это смирение рабыни или есть у нее свободный выбор?

Что вы скажете о самом поступке Софьи Семеновны?

Материал для учителя

Она не бессильно скользнула по наклонной плоскости. Она идет на улицу, а не попадает туда. Она делает собственный трудный выбор, сознательный шаг.

В.Я. Кирпотин пишет, что Соня, «как тот святой, который, согревая телом прокаженного, сам не заражается. Соня не становится порочной».

Христос по Евангелию спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница не ведала безнравственности своего поступка, прозрев, бросила свое ремесло. Соня всегда была зрячей, но она не могла перестать грешить, не могла не вступить на свой путь – единственно возможный для нее путь спасения от голодной смерти маленьких Мармеладовых.

Как называет себя Соня? (Я бесчестная, я великая грешница). (IV ч. гл. 4)

На ваш взгляд, народная нравственность могла бы допустить нарушение церковных канонов во имя спасения ребенка?

Каков главный закон христианства?

Что чувствовала Соня к детям и Катерине Ивановне? («ненасытимое сострадание»)

Достоевский опирается в романе на свое любимое Евангелие от Иоанна, где даже нет упоминания об аде. Любовь в представлении народной христианской нравственности выше страха божьего.

Так грешница ли Соня?

Взгляните на доску .

Что Достоевский считает грехом?

А еще она говорит, что жестоко поступила. − В чем ее жестокость?

(Ради других она убила собственную жизнь, но терзается муками совести от того, что не отдала все. Отдать, значит отдать все до нитки, не оставив даже мысли об отданном. Речь идет о воротничке, который попросила Катерина Ивановна).

А Раскольников согласился с обыденной моралью, называя ее грешницей. Пусть и жертвует собой, чтобы спасти родных, но, торгуя собственным телом, совершает невольный грех.

Есть ли выход? (С головой прямо в воду)

Возможно ли уйти из жизни?

В ее положении это было бы слишком эгоистическим выходом: оно избавило бы ее от позора, от мучений, но лишало бы ее подзащитных последней соломинки, без которой человек не может продолжать жить.

Чтение диалога: Так ты молишься богу…

Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни? (Вера)

Когда Соня говорит о Лизавете, какую нравственную черту в ней подчеркивает? (Справедливость)

(Идее бога в народной христианской нравственности присущи понятия справедливости, добра, милосердия. Нужно служить добру, быть милосердным, справедливым не за что-то, а потому, что это близко человеческой сущности).

После этого Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему?

Какое понятие юродства связывает Раскольников с Соней?

Что же Бог для нее делает? − С Полечкой, наверное, то же самое будет.

(По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало, народную стихию: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу).

Что говорит Свидригайлов о своей невесте?

(У ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой. Он намекает не только на внешнее сходство, но и духовную близость).

Сообщение ученика

Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности.

Слово учителя

Обратите внимание на рисунок Достоевского к повести «Крокодил». Он хранит отпечаток идеального женского типа, который писатель видел в Мадонне Рафаэля. Этот рисунок сделан не для зрителя, лишь одним, двумя штрихами и представляет попытку вспомнить черты лица Мадонны. Детский нежный профиль, поворот головы влево, высокие тонкие брови, расчесанные на прямой пробор волосы. Характерная линия носа, маленький, четко очерченный рот в странной, как будто неуверенной полуулыбке, ямочка на подбородке, тень на левой щеке и правом виске – все это бережно, хотя и не совсем, может быть умело, восстанавливает Достоевский. Рисунок сделан перед написанием «Преступления и наказания».

Образ Сони Мармеладовой сориентирован на картину Рафаэля, как понимал Достоевский, на идею искупительной жертвы ради своих близких, ради людей. Соня отказалась от самой себя, от бесполезной «ювелирной вещицы – личности» (выражение Достоевского).

«Отдать свою личность всем до конца и тем самым проявить ее – ведь это идеал, который еще не достигнут на земле. Только в братстве, в настоящем братстве так будет», − мечтал Достоевский. А где настоящее братство? Его проблески Достоевский искал в русском национальном характере, строил из этих задатков своих героев – человеколюбцев.

Вспомните, на прошлом уроке мы читали с вами притчу о воскресении Лазаря. В этой притче для Сони есть своя тайна, так тяжело было ей выдавать свое.

В чем суть этой тайны? Ведь она зарождалась подле несчастного отца и сумасшедшей матери.

Как же достичь царства Божия на земле? То есть той же свободы, равенства, братства? Конечно же, любовью («смотри как он любил его») и смирением. И произойдет чудо. «Надо только служить всем и вере, и через это добровольное состояние слуги мы и достигнем рая на земле» (Ф.М. Достоевский.)

Что предлагает Соня Раскольникову, который после совершения преступления испытывает «разомкнутость», разъединенность с людьми? (Пойти на перекресток, страдания принять и искупить). (V ч., гл.4)

Что понимает Соня в Раскольникове не умом, а сердцем?

(Он глубоко несчастен, поэтому она бросается перед ним на колени, целует, обнимает его, обещает нигде не оставлять: «За тобой пойду, всюду пойду.») Она совершает подвиг любви и самопожертвования

Слово учителя

Обратимся к эпиграфу урока: «О, как в страданье веры много!»

Веры во что? (В Бога, добро, милосердие, справедливость).

Именно вера воскресила Раскольникова и совершила чудо, сделала наших героев счастливыми после того, как она прошли через великие страдания.

Согласны ли вы со Стефаном Цвейгом, что «нет красоты более глубокой, чем красота души, преодолевшей скудость бытия»?

Работа в группах

I группа. Анализ эпизода «Первая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.4, гл.4)

1.С какой целью приходит Раскольников к Соне? Что он хочет понять?

(1.Цель: «Пойдем вместе…Мы вместе прокляты, вместе и пойдем… Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила…Смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь …свою». Раскольников видит в ней преступницу, родственную душу. Он не видит разницы в их преступлениях. Они оба избрали путь насилия. Она для него союзница. По его мнению, условия, в которых живет Соня, невыносимы, они тоже должны привести ее к бунту. А бунт ее в тех трех дорогах, о которых он говорит: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или «броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Ведь она, с его точки зрения, «понапрасну умертвила и предала … себя». Жертва ее была напрасной: никому она не помогла: «…никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Вот это он и хочет увидеть в Соне и понять, что он прав, что должна же и Соня взбунтоваться. Он хочет понять, какие причины заставили ее так долго жить в этой грязи, что ее поддерживает.

2.Однако, чем больше он разговаривает с Соней об этом, о ее жизни, то все больше и больше начинает понимать в ней другое. Да, Соня осознает, что она «бесчестная…великая грешница», что она уже думала «разом все покончить». Но она не бунтует. Это для него загадка. «Что же поддерживало ее? – задается вопросом Раскольников. Постепенно он начинает понимать «правду» Сони, которая раскрывается в этом мучительном разговоре с ним:

Жертвенность; преступление ее нравственное, насилие над собой (а у него – уголовное), жертва ее не напрасна, она спасает свою семью, конкретных людей (а не абстрактное человечество как Раскольников);

Безмерная любовь и сострадание к ближним – Катерине Ивановне и ее детям, понимание того, что без нее они пропадут («А с ними-то что будет?»), она с ними (а Раскольников отгораживается» от своих родных, до чувства «болезненной ненависти»);

Редкое умение видеть в людях только хорошее, даже в тех, кто обижал ее (она оправдывает жестокое отношение к ней Катерины Ивановны, хорошо говорит о семье квартирных хозяевах – Капернаумовых);

Чуткая душа;

Терпение и способность нести свое страдание и взять на себя страдание за других (за что Раскольников «поцеловал ей ногу»), а не бунт, не протест;

Вера в Бога как сила, которая дает ей возможность жить и сохранить чистоту духа: «Что ж бы я без бога-то была?» (именно это качество увидел в ней Раскольников)

Он ходит среди живых, протестует, негодует, но не ощущает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но он надеется на чудо, на свое воскресение. На воскресение своей души, а это - возвращение к людям. Но вернуться к людям можно, лишь уверовав в Бога так, как в него верит Соня.

Соня ожидала чуда. Как сестры Лазаря, Марфа и Мария, ожидали от Иисуса воскресения своего брата, так и Соня надеялась на воскресение мертвой души Раскольникова. Она хотела, чтобы он уверовал в Христа.

Скорее всего, пока нет. Это значило бы прощение самого себя самим собой (я простил себя). Это мнимое воскрешение. «Я» человеческое в одиночестве может, как мы видели, разрешить и простить себе многое. Иное дело люди. Но Раскольников бежит от людей и сейчас не готов ни с кем общаться. Сейчас перед нами виден лишь тоненький и слабый лучик света, который забрезжил в душе убийцы.

Он понял “правду” Сони, ее жертвенную чистоту. Решил, что именно ей он расскажет о своем преступлении

II группа. Анализ эпизода «Вторая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.5, гл.4)

1. С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? Почему именно ей признается в преступлении?

2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение?

1.Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться в преступлении. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Может быть, не все поймет, но выдержит.

2. Новое, что открывает Раскольников в «правде» Сони:

Для нее каждый человек – творение Божье, жизнь его во власти Создателя (для Раскольникова люди либо «твари дрожащие», либо «властелины»). Соня: «Да ведь я божьего промысла знать не могу…Как может случиться, чтобы это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Отрицание убийства в принципе: «Это человек-то вошь?..Убивать? Убивать-то право имеете?»; это нарушение христианских и нравственных ценностей:

«От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..»;

Сострадание к убийце, не осуждение, не порицание, не отталкивание, не отвращение: «Что вы… над собой сделали!», «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» (и в народе бытовало характерное слово, заменявшее слово «убийца», «каторжник» - «несчастный», «нравственно заблудившийся»);

Готовность разделить страдание с убийцей: раз он пришел к ней, значит. Ее помощь необходима; одному Раскольникову, одержимому гордыней, с душой, разрывающейся между верой и безверием, этих страданий не вынести. «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем».

Вера в силу всенародного покаяния на перекрестке, через которое можно повиниться перед людьми и Богом, признаться в содеянном и поцеловать ту землю, по которой он ходит и которую презирает; здесь, на перекрестке, соединяются все значения креста: вера, страдание, сострадание. Это все, через что переступил Раскольников, что отдалило его от людей, что сделало его душу мертвой. Покаяние – это путь к обновленной жизни. Он никогда не бывает легким. Тяжкий крест своей судьбы Раскольников должен вынести и пронести сам. («Страдание принять и искупить себя им, вот что надо»).

Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

Он отказался идти к людям, отказался от покаяния, т.к. не чувствовал своей вины перед ними. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они…»

Он еще надеялся, что поборется, что осознает себя «человеком», а «не вошью».

Символическая деталь – «кипарисный крестик», который ему хотела дать Соня. «Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку». Он внутренне не готов к такому поступку, о чем просит Соня. Он еще не может отказаться от своей идеи.

III группа . Анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова и Сони. Раскольников на Cенной площади» с приведением необходимых цитат текста (ч.6, гл.8)

1. С какой целью приходит Раскольников к Соне третий раз? Почему он решает все-таки идти на Сенную площадь и в полицию и, кроме того, «один»? Почему Соня, вопреки его запрету, негласно сопровождает его?

2. В чем связь между «правдой» Сони и решением Раскольникова о покаянии на Сенной площади?

1.Он пришел сказать, что решился идти на перекресток, куда Соня его посылала; пришел за крестами-символом веры и страдания. Внутренне он уже решился и на покаяние, и на явку с повинной. Он не выдерживает «мучительного ощущения» разъединенности с людьми. Разомкнутость с людьми невыносима. Самое сильное ощущение Раскольникова после совершения преступления – тоска по человеку, желание найти потерянную связь с людьми, самое страшное наказание – ощущение отчужденности от людей, одиночество. Достоевский утверждает, что человек может быть счастлив только с людьми.

Но он должен это сделать сам: сам признаться, сам осудить себя, сам полюбить тех, кого когда-то презирал и делил на разряды, категории.

В силу своего отношения к людям Соня не могла оставить его в такой трудный момент. Она должна была оказать ему нравственную поддержку перед решительным самостоятельным поступком Раскольникова. «Я поддержу тебя, я всегда буду рядом, но ты сам должен и осуществить это, признаться в убийстве и осознать всю ничтожность собственной теории и повернуться к людям лицом», - будто говорила Соня. И Раскольников понял это, увидев Соню в толпе. Он понял, что она вместе с ним теперь пойдет «хоть на край света». Это придало ему уверенности.

2. «Правда» Сони Мармеладовой, ее жизненные принципы. основанные на нравственных и христианских заповедях, на многое открыли глаза Раскольникову. Это прежде всего жить по принципу «возлюби ближнего своего», это вера в спасение души и возвращении к людям через страдание, смирение, любовь, отказавшись от гордыни и желания власти над людьми. Покаяние давало ему возможность вернуться к людям и чувствовать себя человеком – не «тварью дрожащей», не «властелином», а просто человеком, жизнь и судьба которого в Божьих руках. Сонина правда пробуждает в нем ощущение полноты жизни.

Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

Слезы Раскольникова говорят о том, что его душа оттаяла, «все разом в нем размягчилось», он ощущал что-то новое в себе, когда стоял перед людьми и целовал землю. Но есть детали, которые заставляют усомниться в его искреннем раскаивании:

Когда он вышел от Сони, он снова подумал: «Неужели нельзя еще остановиться…и не ходить?»

Он так и не произнес перед людьми слова «я убил» («они замерли в нем»),

Да и в участке он вел себя не очень последовательно, все не решался признаться, даже уже почти вышел из участка. И только увидев Соню во дворе, он повернул обратно. И сделал явку с повинной. Все эти детали говорят о том, что решение-то Раскольников принял, но как трудно его выполнить, как труден путь человека к воскрешению своей души. Это мучительный и длительный процесс, и изжить поработившую сознание и душу гордыню будет очень непросто. Путь к вере, к Богу, к людям довольно труден.

На столах у каждой группы:

Карточка с заданием;

- «Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы»;

- «Правила работы в группе»;

- «Алгоритм действия при выполнении задания в группе»;

Памятка «Ролевые функции».

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Мини-сочинение: Кто же Соня Мармеладова: святая или грешница?

Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в "Преступлении и наказании". Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая - это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить "духом и разумом", но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: "Из-под этой... шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами". Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: "Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!" Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня - исключительный человек: "Юродивая, юродивая!" На что Соня ему отвечает: "Да ведь я... бесчестная... я великая грешница". Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: "Перекрестись, помолись хоть раз". Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: "Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере..." Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: "Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания". Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня - идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

    В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой – бедный студент Родион Раскольников. Это личность сложная, неоднозначная. Раскольников – философ, принимающий близко к сердцу зло и несправедливость, которыми полон мир, чутко реагирующий...

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    В статье "Забитые люди" Н. А. Добролюбов писал: "В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже...

    В своем романе "Преступление и наказание" Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другими, "наполеонизма". Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо...