Сценарий Литературная гостиная Образ матери в литературе, живописи, музыке. Образ матери в художественной литературе

-- [ Страница 2 ] --

Но все же магистральную линию развития темы матери у Блока определяет женственное как особая стихия и философско-поэтическая категория, играющая главную организующую роль в поэзии Блока не только в ранний его период, но и на всем протяжении его творческого пути. Помимо лирического героя, некоего лирического Я, не меньшее значение имеет лирическое Ты как объект поэзии Блока. За этим Ты на всех этапах его пути стояла героиня, женщина, постоянно изменяющаяся, предстающая в разных обликах, но всегда выполняющая некую сакральную функцию женственного божества в блоковском поэтическом мире. Женское лирическое Ты у Блока переменчиво и многолико, и материнское присутствует в нем, даже если не доминирует. В “Стихах о Прекрасной Даме” уже заложен дальнейший путь изменений, даже измен и падений лирического Ты, к которому обращена вся поэзия Блока. Постепенно происходит демократизация, “заземление” женского образа у Блока. Можно говорить о том же пути “вочеловечения” блоковской героини, что и его лирического героя.

Так одним из ликов женственного божества, к которому обращена вся поэзия Блока, оказывается загадочный лик Руси. Ее образ тоже не однозначен – то это лик простой русской бабы в цветном платке, то это Русь с ведунами и ворожеями, то цыганская Русь, прискакавшая на коне из степи, машущая в окно пестрым рукавом, то это Русь Христа – в лохмотьях, на фоне осеннего пейзажа.

В третьем томе поэтической трилогии Блока на первый план выходит тема родины и обращение поэта к миру объективной действительности. Здесь божество его поэзии явлено в образе России, в стихии народной души, в каждой простой русской женщине. Чаще всего этот последний этап его поэзии характеризуют как выход Блока на стезю реализма. Реалистические тенденции действительно усиливаются в третьем томе, что способствует развитию темы родины и традиционно связанной с ней темы матери.

Образ родины у Блока вбирает в себя образы русской Богоматери, простых, народных героинь, а также образы русской природы. Кульминация развития этих образов у Блока – в разделе третьего тома “Родина”. Женским образом этого раздела становится сама Россия, причем этот блоковский образ корнями уходит в почву народной культуры.

Здесь возникает еще один важный аспект блоковского образа родины – исторический. Почти каждое стихотворение из цикла “Родина” отсылает к русскому историческому прошлому. Наиболее очевиден и самобытен поэтический историзм Блока в цикле из пяти стихотворений “На поле Куликовом”. Три аспекта материнской темы в литературе соединяются здесь в образах Руси, всеобщей матери, за которую идет смертная битва, в образе одной матери из тысяч матерей: “И вдали, вдали о стремя билась,/ Голосила мать…” Еще один, главный и высший, аспект материнства – образ Богоматери, под чьей защитой победило русское войско. Здесь вновь появляется уже редкое для Блока “Ты” с заглавной буквы, теперь оно относится к Божьей матери. И, несмотря на то, что «Ты» оборачивается новым ликом, и женский образ вновь дробится и множится, тем не менее, последнее стихотворение раздела «Родина», по-видимому, подытоживает основные темы и мотивы, - стихотворение «Коршун» 1916 года. Оно не случайно поставлено последним, и выполняет функцию завершающего. Оно представляется итогом пути поэта к образу родины. Знаменательно, что здесь образ родины уже прямо соотнесен с образом матери. Это стихотворение-знак, символ, вобравший в себя в свернутом виде всю тему России и женственности у Блока. В стихотворении соединились главные его образы и темы: и грозное предзнаменованье кружащего над матерью коршуна – символ, часто сопровождающий образ матери у Блока, и «некрасовский» образ матери с младенцем в избушке, растящей сына для «покорности» и «креста».



Знаменательно и то, что в таком емком произведении впервые у Блока появляется прямая речь матери – простой крестьянки. Последний риторический вопрос: «Доколе матери тужить?/ Доколе коршуну кружить?» несет извечную блоковскую идею о постоянном возвращении, циклизации истории, и в этих лаконичных строках заключена неизбежность и обреченность в судьбах матерей.

Охватывая творческий путь Блока в целом, можно подытожить: Блок, связанный в начале века с поисками идеального женственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божественного, в конечном итоге через снижение (даже падение), конкретизацию и прозаизацию женского образа и всей своей поэтической манеры выходит к образу матери именно в значении родины.

Романтические корни поэтики Блока, символизация как главный ее принцип, постепенное обращение к действительности, влияние реалистических (некрасовских) традиций, снижение лексики, вхождение бытовой сферы в поэзию, образов-персонажей из народа, (наряду с лирическим Я и Ты), - все это служит стилистической «почвой» для блоковской темы матери и приводит в итоге к лирике третьего тома с центральным образом родины – матери. Образ матери, венчающий путь Блока, выступает уже как национальный символ и соединяет в себе религиозно-философскую категорию высшего женственного начала и историософский образ родины.

Глава 3. Образ матери в поэзии А.Ахматовой

В третьей главе нами исследуется творчество А.Ахматовой и ее образ матери, фактически равный ее лирической героине, выраженный от первого лица, через речь матери. В поэзии Ахматовой мы находим три разных образа матери, выраженных от первого лица и соответствующих трем разным периодам ее творческого пути. Этот образ берет начало еще в акмеистический период на почве усиления внимания к внешнему миру и конкретной реальности, заявленных акмеистами, и последовательно проходит через все этапы ахматовского творческого пути, отражая изменения в ее художественном мире и поэтике, а также вбирая в себя исторические приметы времени. Ахматовский образ матери выражается от первого лица и является гранью образа ее лирической героини. Лирическая природа ее образа матери подтверждается тяготением к психологизму, отражению внутреннего мира и сознания. В лирике психологизм экспрессивен: субъект речи и объект изображения совпадают. Бесспорно, изображаемый Ахматовой мир – это всегда мир внутренний, психологический. При этом ее стихи отличает монологизм – стилевая черта лирики; произведения построены как лирический монолог. В тех случаях, когда Ахматовой используется форма диалога или принципы «ролевой лирики» по определению Б.О.Кормана, ее «персонажи» призваны выразить разные грани ее лирического сознания – это видно уже в первом, относящемся к теме матери, стихотворении «Где, высокая, твой цыганенок?» (1914). В этом стихотворении берет свое начало и наиболее существенный для ранней поэзии Ахматовой мотив – мы определяем его по известной строчке «Я дурная мать». Это мотив покаянный, мотив материнской вины.

Что касается покаянных мотивов и образа недостойной матери, то они довольно устойчивы в стихах первого периода ахматовского творчества (так, в обращенных к сыну прощальных строках: «Не бранила, не ласкала,/ Не водила причащать…»)

Ярче всего этот мотив явлен в «Колыбельной» 1915 года. Это стихотворение полностью представляет собой прямую речь матери. Но по сравнению, например, с лермонтовской «Казачьей колыбельной», мать у Ахматовой не провожает сына в мир, не наставляет его перед началом жизни (или не утешает, как в некрасовской «Баюшки-баю», перед смертью). Здесь большая часть стихотворения посвящена отцу, мужчине, а в первую очередь – самой матери с ее горьким вздохом: Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,/ Я дурная мать… .

Необходимо помнить, что даже в ранний ахматовский период в ее творчество вплетались новые, неожиданные для образа ее тогдашней героини гражданские мотивы и высокая тема родины («Июль 1914», «Памяти 19 июля 1914», стихи начала 1920-х годов), как бы готовящие переход к следующим, резко отличным периодам. Поворот от «камерных», интимных стихов о любви к высокой тематике и гражданскому пафосу заметен уже в ранней лирике Ахматовой. Пример этой перемены - «Молитва» 1915 года с ее резко впечатляющим, даже отталкивающим образом матери, готовой пожертвовать своим ребенком ради Родины.

Уже в следующий период, в поэзию Ахматовой входит иной образ матери, который мы условно обозначаем цитатой «трехсотая с передачею» - это одна из тысяч матерей, отдающих сыновей на крест.

Подобный образ матери явлен в первую очередь в «Реквиеме» (1935-1940). Цель и основная идея реквиема как жанра – поминовение, сохранение от забвения и оплакивание, к тому же это произведение для хора. Голос Ахматовой здесь начинает звучать от лица миллионов, ее образ сближается с образом плакальщицы. При этом рассказывается своя, личная боль, связанная с реальной биографией автора: лирическое переживание матери составляет основу сюжета «Реквиема». Но постоянные исторические аллюзии, а также вечные библейские образы, вневременные мотивы, наряду с реально-бытовыми, типичными деталями тех лет, расширяют частное единичное горе до национальной трагедии и передают вечную природу страдания матери. Сама героиня называет себя «трехсотою с передачею», этим порядковым номером подчеркивая многочисленность подобных материнских, женских судеб рядом, вокруг нее в тюремной очереди, и свою причастность к общей трагедии. Но типичный, вписанный в социально-историческую реальность, образ матери здесь приобщен к высшему аспекту материнства – образу Богоматери.

Финал «Реквиема» выходит на прямую параллель с распятием, к образу матери у сыновнего креста, словно голос Богоматери зазвучал во времена сталинского террора. Так реально-бытовой психологический образ матери у Ахматовой мог выражаться от лица самой матери через образ Богородицы.

«Реквием» дополняют несколько отрывков, объединенных в цикл «Черепки» с эпиграфом из «Улисса» Джойса: «Ты не можешь оставить свою мать сиротой». Все эти маленькие стихи – это почти черновые наброски или дневниковые записи, так фрагментарно, наспех они зафиксированы, так не важна в них формальная сторона, а важна только боль матери по сыну и – память о реальных событиях тех лет. Это некие записки на будущее с целью сберечь все, что когда-то действительно было.

Еще одно стихотворение, написанное в конце тридцатых и отражающее судьбу и сознание матери в неожиданной форме, - «Подражание армянскому». Необычность подражания Ахматовой в том, что она сама или ее лирическая героиня говорит от лица самой овцы, при этом ее речь обращена не просто к человеку, съевшего ягненка, а к тирану, к восточному «падишаху», чем подчеркивается связь с реальной автобиографической ситуацией. Здесь есть и указание на современного восточного деспота, и отражение в образах овцы-матери и сына-агнца личной трагедии.

Третий этап изменений ахматовского образа матери мы обозначили цитатой «Детоньки мои!», которая уже не является самоидентификацией лирической героини, а обращена к тем детонькам, сиротам, сыновьям-солдатикам, которым посвящены ее стихи времен Великой Отечественной войны. В этот период еще больше истончается грань между голосом героини-матери и голосом автора стихотворений. В годы войны в советской поэзии появился новый женский образ – образ «всеобщей матери», «матери вообще», которая воспринимала русских солдат как собственных детей, оплакивая мертвых и распространяя свою заботу на каждого, кто защищает родину от врага. Материнский голос Ахматовой в годы войны приобрел звучание, родственное такому обобщенному образу матери. Ее речь от первого лица больше не повествует о себе, только косвенно явлены новые черты ее лирической героини – через материнское отношение к «детям».

Образы детей «вообще» конкретизировались у Ахматовой в образах Вовы и Вали Смирновых, оставшихся в блокадном Ленинграде, где один из них погиб.

Стихи Ахматовой, посвященные солдатам, павшим за Родину, написаны так же отрывочно, кратко, как будто выхвачены из потока основного текста. Кроме стилевых черт этих маленьких произведений, важна позиция автора, ракурс его взгляда: все стихи о детях и сыновьях-солдатах военной поры написаны от лица «всеобщей матери». Особенно ощущается этот мотив в стихотворении 1944 года «Победителям», где Ахматова стремится «всех поименно назвать», произнести самые распространенные русские имена сыновей-героев.

В отличие от определений «дурная мать» и «трехсотая с передачею», отражающих грани ахматовского образа матери на разных этапах творчества, последнее обозначение не является самоопределением и не относится к образу лирической героини Ахматовой. «Детоньки мои» - это обращение к детям от лица матери. Таким образом в период войны наглядны отречение лирической героини от выражения своих переживаний и переход к открытому монологу от лица матери, обращенному к сыновьям. Можно сделать вывод, что итоговый образ матери у Ахматовой, сложившийся в войну, близок образу родины как всеобщей матери и выражен от ее лица.

Глава 4. Образ матери в поэзии А.Твардовского

В четвертой главе представлен анализ темы матери в творчестве А.Твардовского как пример объективного, эпического воплощения образа матери. Тему матери у А.Твардовского можно назвать третьей темой в его творчестве – наряду с теми двумя, которые он выделял сам: колхозы в ранний период и война в зрелый. В поэзии Твардовского тема матери присутствует с самого начала и до конца пути. Образ матери является центральным в поэтическом мире Твардовского и возвышается от частного – посвящений собственной матери – до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства – образа родины.

Несмотря на крайне скудное освещение в библиографии о Твардовском этой стороны его творчества, очевидно, что важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве. При этом тема матери у Твардовского опирается на весь предшествующий опыт русской культуры; в особенности народная песенная поэзия и некрасовская традиция являются ее исторической основой.

Не раз отмечалось критиками как особенность художественного мира поэта отсутствие любовной лирики у Твардовского, и с другой стороны – сила искренности, проникновенности в стихах, посвященных матери. Подобные стихи раннего периода (с 1927 по 1940 г.) можно разделить на три тематических раздела: стихотворения, посвященные матери поэта и ее судьбе, стихотворения о русской женщине-крестьянке (чей обобщенный образ и дает в результате образ матери, т.к. «труженица» и «мать» - две главные ипостаси женщины у Твардовского) и стихотворения героической тематики, где чаще всего возникает образ матери сына-героя.

Стихотворение «Матери» 1927 года – это воспоминание-обращение к матери. Образ ее, начиная с этого стихотворения и до конца, соединен с образом его малой родины, природы.

Стихотворение «Песня» 1936 года тоже строится на образах памяти, воспоминания, напоминания. Взрослый сын ставит пластинку с песней, которую он сам не помнит, но эта песня пробуждает память матери. Как только она вспоминает эту песню, перед ней возникают картины прошлого, ее молодости. Поочередно возникают здесь песня, труд и материнство – главные образы в стихах о матери.

В 1937 году вновь появляется стихотворение с заглавием «Матери». Образ матери и здесь дан через память, напоминания – поэт называет конкретные вещи, несущие в себе память о матери для него. Надо отметить, что и в этом очень коротком и простом стихотворении есть все, что составляет тему матери для Твардовского. Не случайно память о матери приходит через такие образы, как природа, труд и песня. Это стихотворение – редкий пример в творчестве Твардовского «бессюжетного» стиха. Это также редчайший пример белого стиха у Твардовского. Твардовский, ненавидевший «красивости», фокусы в поэзии, в стихотворении о матери избегает даже рифм, как и громких слов.

Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…» История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм. От прозаика в нем и то, что образ женщины, жены и матери, верно угадан в его стихах как психологический тип, она состоялась как персонаж.

В этом русле возникает объективно существующий образ матери, созданный как бы по законам прозы, как персонаж. Особенно это заметно в стихах о матерях новых советских героев («Матрос», «Полет», «Сын», «Мать и сын», «Ты робко его приподымешь…»). Лучшее в этом ряду стихотворений 30-х годов – «Ты робко его приподымешь…» (1936), где создан подлинный образ матери героя, где голос матери звучит просто и естественно, не совпадая с общим пафосом стихотворения.

В годы войны образ матери становится значительнее в творчестве Твардовского, подпитываясь наряду с другими поэтическими образами и темами из общего трагического истока. Будучи и раньше тесно связанным с образами малой родины и земли как почвы («матери-сырой-земли»), образ матери теперь приравнивается к образу всеобщей Родины, страны. Будучи соотносим с образами простых женщин-крестьянок, теперь образ матери соединяется с женскими образами Твардовского. Любовь материнская и любовь женщины к мужчине, обычно спорящие у Твардовского, в войну уравниваются.

Возвращаясь к проблеме любовной лирики у Твардовского, заметим, что в ранний период, она отчасти заменилась темой матери. Кроме того, в связи с эпической природой поэтического метода Твардовского, тема любви воплощалась в его творчестве объективно, через того или иного персонажа.

В годы войны на фоне трагедии стало возможным – показать женщину в любви к мужчине и к детям. Высшим достижением слияния образа матери и образа женщины стала Анна Сивцова в поэме «Дом у дороги».

В послевоенный, последний период творчества образ матери как персонаж уходит из произведений Твардовского. В позднем творчестве тема матери у Твардовского окончательно соединяется с темой памяти. Полное перемещение образа матери в область памяти происходит в цикле «Памяти матери», написанном в 1965 году. Здесь нет как такового образа матери, то есть к уже знакомому нам образу не добавляются какие-либо новые черты; здесь мать живет только в памяти сына, и поэтому его чувства, сыновнее горе раскрыты больше, чем образ матери, ставший бесплотным. Это вообще соответствует перемене в позднем Твардовском, переходу от эпоса к лирике.

Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, внутреннее движение которых – от воспоминаний и рассуждений о жизни матери к смерти матери и в последнем стихотворении – снова к жизни через память.

Моя работа посвящена самой, на мой взгляд, актуальной теме нашего времени – теме матерей и материнства. Я хотела бы в этой работе, проанализировать нынешнюю ситуацию в России через призму мифов, сказаний, памятников литературы и художественных произведений, которые как или иначе затрагивают проблемы материнства. Я постараюсь оценить изменения, произошедшие за века по отношению к материнству. Ведь ни для кого уже не новость, что сейчас даже к самому понятию «материнство» относятся совсем не так, как, скажем, в XIX веке или даже в 50-е годы 20 века. Смена приоритетов столь стремительна, что становится страшно, а что будет дальше? Поэтому я и выбрала эту тему среди многих и многих других по-своему интересных и глубоких тем.

Образ Матери в Православии. Иконы.

Образ женщины-матери воспет в многочисленных произведениях литературы и искусства, трепетно воплощен в дивных иконах. На последнем я и хотела бы остановиться поподробнее, так как для меня эта тема является более близкой, чем все остальные. История православия, христианства насчитывает уже более двух тысяч лет, поэтому и неудивительно, что его культурное наследие настолько богато. Можно очень долго перечислять памятники литературы, архитектуры и иконописи, но это не является сейчас необходимым.

Основываясь на специфике работы, я сразу выделила для себя определенную сферу исследования – иконы Богоматери. Верующие знают, как огромно количество изображений Богородицы, на некоторых Она одна, но на большинстве икон держит на руках Младенца-Христа. Православные знают такие иконы, как Державная, Иверская, Неупиваемая чаша, Почаевская, Всех скорбящих радость, Тихвинская, Казанская и многие-многие другие, чудотворные, со своей историей и списком чудес. Для примера можно вспомнить и католические изображения Девы Марии. Это Сикстинская Мадонна, Мадонна Рафаэля и другие шедевры великих мастеров Средневековья. Между паравославными иконами и католическими картинами существует одно существенное сходство – на всех Дева Мария изображена с Сыном.

Таким образом, Богородица становится для верующих одним из самых священных символов – символом высокого, жертвенного материнства. Ведь все матери знают, насколько тяжело и больно узнавать о любой неудаче или болезни детей. Но мало кто знает, насколько тяжело жить со знанием всей будущей страшной судьбы своего ребенка. А Матерь Божия знала всю судьбу своего Сына от самого его рождения. Поэтому, может быть, сам образ матери настолько священен для всех людей, что с давних времен ее труд по воспитанию детей приравнивался к подвигу.

Образ Матери в мифологии славян и других народов.

У всех народов мира в религиозной картине мира всегда было место для женских божеств, и они всегда стояли отдельно от богов-мужчин. Богини-покровительницы домашнего очага, земли, плодородия пользовались огромным уважением у всех древних народов.

Изначальный архетип рождения, начала жизни, творения Природы подсознательно приводил к поклонению Матери Земле, дающей все для жизни людей. Поэтому древние славяне выделяли не одного бога – Небо, как можно бы подумать, а двоих – Небо и Землю. Они вообще считали Землю и Небо двумя живыми существами, даже более того – супружеской парой, чья любовь и породила все живое на земле. Бога неба, Отца всего сущего, называют Сварогом. А как же называли славяне великую Богиню Земли? Некоторые ученые считают, что ее имя – Макошь. Другие, не менее авторитетные, спорят с ними. Но я буду исходить из того, что имя богини Земли все-таки Макошь. Очень интересно толкование самого имени Макошь. И если «ма» всем понятно – мама, мать, то что такое «кошь»? Не совсем ясно, если не вспомнить некоторые слова, это, например, кошелек, где хранится богатство, кошара, куда загоняют живое богатство крестьянина – овец, кошевым называется предводитель казаков, кошем еще называлась судьба, жребий, а еще – большая корзина для овощей и фруктов. И если сложить в смысловую цепочку все эти значения, то и получается: Макошь – Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая, Всеобщая Мать. Одним словом – Земля.

Землю мы и до сих пор называем Матерью. Только вот обращаемся с ней далеко не так почтительно, как подобает хорошим детям. Язычники же относились к ней с величайшей любовью, и все сказания говорят, что Земля платила им тем же. Недаром и у славян, и у греков есть миф о богатыре, которого невозможно победить, так как ему помогает сама Земля. Десятого мая справляли «именины Земли»: в этот день ее нельзя было беспокоить – пахать, вскапывать. Земля была свидетельницей торжественных клятв; при этом ее касались ладонью, а то вынимали кусок дерна и возлагали себе на голову, мистическим образом делая ложь невозможной: считалось, Земля не станет носить обманщика. На Руси говорили: "Не лги - Земля слышит", "Люби, как Земля любит". И сейчас мы иногда, давая клятву, требуем: «Ешь землю!» А чего стоит обычай брать на чужбину горсть родной земли!

К эпохе верхнего палеолита - 40-50 тыс. лет до н. э. относят первые археологические находки в виде каменных статуэток женских божеств. В период неолита - 10-12 тыс. лет до н. э. уже появляются многочисленные образы Матери-Богини, как отражение различных сил природы. У древних шумеров - это богиня любви Иштар, связанная с утренней звездой Венерой, имеющая много эпитетов - Владычица Богов, Царица Царей, которой поклонялись по всему Средиземноморью, также считалась Матерью Богов, хранительницей сокровенных знаний. Такими же качествами была наделена и египетская богиня Изида. Древние персы, принявшие учение Зороастра, поклонялись Богине чистоты и непорочности Анахите.

В славянской и индийской мифологии единые индо-арийские корни, и это особенно заметно в культуре национального костюма, где часто встречаются изображения богини с вытянутыми вперед ладонями - жест защиты. Недаром на Украине одно из имен богини - Берегиня. На костюмах это изображение встречается в виде стилизованных орнаментов-вышивок и называется "Мокошь". Богиня Мокошь у славян - пряха, прядущая бесконечную пряжу - всепроникающую энергию мироздания. Архетипные представления о Богине-пряхе сохранились у саамов, финнов, литовцев, других народов Севера.

Одним из ранних изображений Мирового Древа на Руси времен Гипербореи, является петроглиф Онежского озера. Рисунок объединяет два вселенских символа - Мировое Древо и сидящего на нем Лебедя. Лебедь - это древний символ Богини, рождающей Космическое Яйцо - третий космический символ. Вспомним русские народные сказки или сказки Пушкина "На море-океане, острове Буяне растет дуб зеленый", "У Лукоморья дуб зеленый", Царевна-Лебедь, яйцо, где хранится источник жизни Кощея и т. д.

Все таинственные Элевсинские мистерии у Афинян были связаны с культом Земли, собиранием плодов, хранением семян, искусством земледелия и выращиванием урожая. Это сливалось в единое священное таинство, олицетворением которого являлась Мать-Роженица, дающая продолжение роду и сохраняющему его. У славян были также боги, ответственные за процветание и приплод всего живого в природе и преумножение рода людского. Это Род и Рожаницы, упоминаемые в древнерусской литературе. Род посылал на Землю с небес души людей, когда рождались дети. О Богинях Рожаницах говорят обычно во множественном числе. В древних рукописях о них сказано кратко, лишь упомянуты хлеб, мёд и «сыр» (раньше этим словом обозначали творог), которые приносили им в жертву. Из-за скудости этих сведений некоторые исследователи прошлых лет привыкли видеть в Рожаницах многочисленные, безликие Божества женского пола, помогавшие в различных женских заботах и работах, а также при рождении детей. Однако современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, обратившись к сведениям, касающимся соседних народов, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада, имеющее очень много значений. Все они имеют отношение к установлению порядка: «ЛАДить», «на-ЛАЖивать» и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: «ЛАДа», «ЛАДо» - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. «ЛАДины» - свадебный сговор. Но сфера деятельности Лады отнюдь не ограничивается домом. Некоторые исследователи признают Великую Ладу матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. А ведь месяцы, как мы знаем, связаны с двенадцатью созвездиями Зодиака, которые, согласно астрологической науке, оказывают влияние на человеческую судьбу!. Таким образом, к примеру, Скорпион и Стрелец - достояние не только зарубежной (неславянской) культуры, как мы привыкли считать. А Лада предстаёт перед нами не просто Богиней лета, домашнего уюта и материнства, она связана ещё и со всеобщим космическим законом! Так что славянский религиозный культ был не так уж примитивен.

У Лады была еще дочь, Богиня по имени Леля, младшая Рожаница. Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют «люлькой», нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом «лелеять». Аист, якобы приносящий детей, по-украински - «лелека». А само дитя и сейчас иногда называют ласково «лялечкой». Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, что именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно «закликали» - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года. Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни, мужчины смотрели на него издали. Вот так, рассмотрев языческие культы некоторых народов, я сделала вывод о том, что само понятие Женщины – Матери присутствовало у всех народов, притом в очень похожих формах и образах, что говорит еще и об общих корнях вообще всех верований и мифов.

Домострой. Отношение к женщине-матери в Средневековье.

На отношения полов в России большое влияние, конечно, оказала идеология христианства. Своеобразной регулирующей основой отношений между мужчиной и женщиной был “Домострой”, который приписывал женщине повиноваться во всем своему мужу (отцу, брату). В “Домострое” подробно перечисляются обязанности женщин, в основе которых труд в семье неустанный, и повиновение мужу, отцу, хозяину, и ответственность матерей за детей своих и ведение хозяйства. Но наряду с этим, есть и глава, которая указывает мужу почитать свою жену, наставлять ее и любить.

“Если дарует бог жену добрую, получше то камня драгоценного; такая из выгоды не оставит, всегда хорошую жизнь устроит своему мужу Если доброй женою муж благословен, число дней его жизни удвоится, хорошая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена да будет наградой тем, кто убоится бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив божью заповедь, благословиться богом, а во-вторых, славиться и людьми. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая – венец мужу своему, коли обрел муж жену свою добрую – только хорошее выносит из дома своего; благословен муж такой жены и года свои проживут они в добром мире. За хорошую жену похвала мужу и честь”.

Домострой провел более резкую границу между мужчиной и женщиной, изменилось, соответственно, и отношение к матерям. Но нельзя думать, что резко ухудшилось: оно стало немного другим, требующим более строгого выполнения определенных христианских норм и правил. Мать и жена должна была относиться к мужу с почтением, а к детям со строгостью, воспитывая их в благочестии. Некоторые люди думают, что с приходом христианства ухудшилось положение женщины, по сравнению с эпохой язычества. Я так не думаю: домашние тираны были всегда, их не останавливали никакие правила, так что с приходом эпохи «Домостроя» у таких мужей просто нашлось, так сказать, веское обоснование их поведения. И все же женщина всегда была хозяйкой дома, хранительницей очага и добродетели в семье, верной помощницей и другом своему мужу.

Такое отношение к женщине оставило свой след и в русском фольклоре: «Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет», «Семья воюет – одинокий горюет», «Муж да жена – одна душа». Существовало строгое разделение ролей мужчины и женщины, которое складывалось веками. Особенно это наглядно выглядит в труде. Деятельность жены не выходит за пределы семьи. Деятельность мужа, напротив, не ограничивается семьей: он - общественный деятель, и в его лице семья участвует в жизни общества. Женщина ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учет сену, соломе, муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находилась под присмотром женщины. Под ее неусыпным надзором находилось все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня и т. д.

Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества, в отношениях семьи с властью. Он же ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством, заготовкой леса, дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нес на своих плечах.

Только по большой нужде женщина, обычно вдова, бралась за топор, а мужчина (тоже чаще всего овдовевший) садился с подойником под корову.

С детства мальчиков учили мужским премудростям, а девочек – женским. В отношениях парней и девушек вовсе не существовало какого-то патриархального педантизма. С самого отрочества знакомства и увлечения менялись, молодые люди как бы «притирались» друг к другу, искали себе пару по душе и характеру. Свидетельством духовной свободы, душевной раскованности в отношениях молодежи является множество любовных песен и частушек, в которых женская сторона отнюдь не выглядит пассивной и зависимой. Родители и старшие не были строги к поведению молодых людей, но лишь до свадьбы. Но и до свадьбы свобода отношений вовсе не означали сексуальной свободы. Существовали вполне четкие границы дозволенного, и преступались они весьма редко. Обе стороны, и мужская и женская, старались соблюдать целомудрие.

Но все же женщина воспринималась как “дополнение” к мужчине, а не как самостоятельный, полноправный человек. Существовавшая семья была строго патриархальной.

Образ женщины-матери в русской литературе XIX века.

После 17 века отношение к женщине-матери в обществе постепенно меняется, на первый план выступают другие ценности и приоритеты. Это можно заметить по количеству и тематике произведений писателей того времени. Очень немногие пишут о матерях, именно воспевая их нелегкий труд, большинство из тех, кто пишет, говорят о тяжести и сложности жизни матери, о нелегкой ее судьбе. Это, например, Некрасов. Образы Арины, матери солдатской, Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» воспели нелегкую судьбу русской крестьянки. Трогательные строки поэзии посвятил своей матери Сергей Есенин. В романе Максима Горького «Мать» Пелагея Ниловна становится помощницей сына-большевика, в ней просыпается сознание.

Но больше всех размышлял над этой темой Лев Толстой в своем романе «Война и мир». Его Наташа Ростова и является тем образом материнства, которого так долго не было в русской литературе. Наташа страстно мечтает о муже, о детях. Еще в ранней юности она почувствовала, как неравны права и возможности женщин ее круга по сравнению с возможностями и правами мужчин, какими узкими рамками стиснута жизнь женщины. Только в семье, принимая участие в деятельности мужа, воспитывая детей, может она найти приложение своим силам. Это ее призвание, в этом видит она свой жизненный долг, подвиг и всей душой стремится к его исполнению.

В лице Пьера Безухова судьба дала ей того человека, который единственный смог понять и оценить ее. В конце романа судьба дает ей то, для чего она всегда считала себя предназначенной, - мужа, семью, детей. Это - счастье, и оно, как и любовь к Пьеру, поглощает ее всю. Иначе быть не могло. Мне всегда кажется странным когда, прочитав "Войну и мир", кто-нибудь говорит, что Наташа в эпилоге романа, погруженная в заботы о детях, в пеленки и кормление, ревнующая мужа, забросившая пение,- это уже совсем другая Наташа. А ведь на самом-то деле Наташа всегда была одинаковой, вернее, одинаковой была ее сущность - нежная, честная, жаждущая подвига любви. Мы расстаемся с нашей любимой героиней в 1820 году в канун Николина дня, именин Николая Ростова. Вся семья в сборе, все живы, здоровы, счастливы и сравнительно молоды. Все хорошо, что хорошо кончается? Но ничего не кончается даже для этих людей - и, главное, с этими персонажами не кончается противоречие жизни, ее борьба. Противоречие и борьба разрешаются не итогом (любой из которых всегда лишь частный и временный), не фабульным концом, не развязкой романа. Хотя в эпилоге - браки и семьи, Толстой был все-таки прав, когда заявлял, что он не способен этой классической литературной развязкой поставить известные "границы" развитию действия и "вымышленным лицам" своим. Браки в финале "Войны и мира" если и определенный итог отношений лиц, то итог этот неокончательный и условный, им не уничтожился "интерес повествования" в книге Толстого. Тем самым подчеркнута относительность самого итога в процессе жизни и идеи итога как отношения к жизни, точки зрения на нее. Эпилог закругляет и тут же опровергает какое бы то ни было закругление жизни - отдельного человека или тем более жизни всеобщей.

Современное положение вещей.

Существенные изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX веке, во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. В числе первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства. После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских правах было закреплено первой советской конституцией. И ныне, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых государств стало общим явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. На разных этапах развития Страны Советов специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня и другие решались в первую очередь как задачи государственные.

К1920 годам советская власть столкнулась со сложными социально-демографическими и социально-медицинским проблемами (дезорганизация семейно-брачных отношений, рост числа нежелательных беременностей и абортов, распространение проституции и т. д.). Не сумев справиться с ними цивилизованным путем, власть обратилась к репрессивным мерам (рекриминализация гомосексуальности, ограничение свободы развода, запрещение абортов). Идеологическим оправданием такой политики была большевистская сексофобия (“у нас секса нет”). Но цель - укрепление семьи и повышение рождаемости – не были достигнуты. Конституционное закрепление равноправия женщин и мужчин было социальным завоеванием социализма. К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции СССР правами человека и их претворением в жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный и со временем все увеличивавшийся разрыв. Что касается вопроса равноправия мужчин и женщин, то застой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный откат назад.

Отношения полов оказались, как и другие сферы жизни человека, под контролем государства.

Сексуальная революция произошла в России гораздо позднее, чем в других странах – в начале 1990-х годов. В 90-е годы, да и сегодня в России существует "разительное неравенство шансов для женщин", "явный перекос" в социальных позициях и возможностях мужчин и женщин. Нельзя не заметить, что в конце 90-х также, как и в конце 80-х, считалось "дурным тоном" говорить об общественных нуждах женщин, об их политических запросах и карьерных притязаниях. Но, как мы видим, женщины все дальше и дальше продвигаются в «завоевании жизненного пространства». Таким образом, дальнейшее развитие отношений мужчин и женщин предполагает признание обществом их равенства, равноценности и равноправия.

Хотя нельзя не видеть, как низко упал авторитет Матери, как люди относятся к самой мысли о втором, не говоря уже о третьем, ребенке. Я, как и многие неравнодушные люди, надеюсь, что с изменением демографической политики изменится и само отношение к матерям. Сейчас уже заметен сдвиг, очень слабый, но сдвиг. С огромной надеждой я думаю о том времени, когда люди будут уважать матерей не меньше, чем, скажем, президента или известных актеров.

Внеклассное мероприятие на тему «Образ матери в русской литературе»
для учащихся 6­7кл
Учитель русского языка и литературы С.В. Баилова
Цель: формирование и развитие художественной культуры учеников на основе ценностей
отношения к материнству средствами литературы.
Задачи:




проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям,
изображен образ женщины­матери
воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине­матери
воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в
котором он живет
развивать духовно­нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
Оборудование: проектор, презентация
Ход мероприятия
1. Видеоролик «Ave Maria”
2. Вступление:
Слайд 2
МАТЬ ­ символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви.
Самое дорогое, родное, святое связано с этим образом: для всех людей ­ это Матушка
Земля, Родина­мать, Природа­матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка ­
мама.
Материнство во все времена было свято и явля лось высшей ценностью. В искусстве всех
народов есть тема материнства. Искусство европейских стран невозможно представить без
образа Богоматери. В Западной Европе он связан с культом Мадонны, а на Руси с
Богородицей.
Икона «Владимирская Богоматерь»(XII в.) Младенец нежно прижимается своим личиком
к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они
словно ищут у неё защиты. На её строгом лице затаились тревога и печаль. При всей
материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Молодая женщина с ребёнком на руках, легко ступающая по облакам навстречу своей
трагической судьбе, Мария должна отдать своего сына на страдания и муку, чтобы все
люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны.Рафаэль славит величие
женщины, Мария ­ идеал материнства. Художник воспевает красоту, женственность,
нежность и бескорыстие матери.
Тема материнства ­ одна из древнейших тем в мировой культуре.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое
детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим
теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Она ­ наш ангел – хранитель.
Поэтому тема матери издавна занимает важное место как в классической, так и в
современной литературе.
Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды,
стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары
Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ
матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо
чтимый на Руси.
Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей.
Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка ­ эти выражения
не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет
жеманства. Душа ­ с радостью или с тоской ­ но всегда откликается на них.
Слайд 3, 4
В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и
Н. А. Некрасова.
Слайд 5
Лермонтов, очень рано лишившийся матери, вспоминает ее образ, ее песни, которые она
пела ему, в своем творчестве.
«Ангел» (отрывок из стихотворения читают учащиеся)
Слайд 6,7
По­настоящему глубоко и полно тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича
Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил
достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И
юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери
Она учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к
крепостным.
Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в
поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда
деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Мать»
Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне ни заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей,
Далёких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем, -

Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем! (отрывок читают учащиеся)
Слайд 8
Только что познакомились с одним из величайших произведений 19 века, созданным Н.В.
Гоголем, «Тарас Бульба».
Уделяя большое внимание описанию главных героев произведения, автор всего
несколько страниц посвящает образу матери Андрия и Остапа. Но и этих строк
достаточно, чтобы проникнуться сочувствием к этой маленькой, хрупкой женщине,
безумно любящих своих детей.
(Об образе матери в произведении читают учащиеся)
(В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих
сыновей. «…бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще
обнять ненаглядных детей своих».
Среди сильных героев повести мы увидели слабую, маленькую женщину, которая любит
своих детей и с уважением относится к своему мужу. Когда Тарас спросил у младшего,
почему он его не колотит, мать сказала: «..И придет же тебе в голову этакое, что бы дитя
родное било отца.»
Она очень переживала, что они так мало будут дома. «…и мне не удастся наглядеться
на них.» Она всю ночь не спала, глядела на детей своих и не могла наглядеться. «Сыны мои,
сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?..»
Хотя у нее был муж и два сына, она была одинокая: детей она видела редко, а Тараса
«… в год два – три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху.» В молодости она
терпела от Тараса оскорбления и даже он ее бил, наверно она была очень красива, но
быстро постарела. Всю ночь мать надеялась, что поездка отложится, и ее дети поживут
дома. Но этого не случилось. «Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло
поплелась в хату.»
Перед отъездом Тарас попросил мать благословить сыновей. «Мать, слабая, как мать,
обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею…Не забывайте, сынки,
мать вашу… пришлите хоть весточку о себе…»Когда Тарас с Остапом и Андреем уезжали,
она выбежала за ними за ворота, как бы знала, что больше никогда не увидит их)
Слайд 9
­ Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А.
Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.
Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в
стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей­солдат.

«О, моя терпеливая мать!» ­ это восклицание вырвалось у него не случайно: много
волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у
Есенина мотив вины сына.
В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью
юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.
Образ матери для него сродни эконописному – их роднит вечное терпение, ожидание,
надежда на «помощь и отраду». Есенин создал в литературе настоящий культ матери.
«Лучше тебя никого не видал» ­ скажет поэт о своей матери.
Прослушать «Письмо матери» в исполнении Малинина.(аудиозапись)
Слайд 10
Вслед за Есениным эту тему продолжали и продолжают многие писатели и поэты.
О том, что пришлось пережить матерям в военные годы, написано немало
проникновенных произведений. Нет ничего страшнее для матери, чем потеря самого
родного и близкого для нее существа на свете – ее ребенка. А сколько слез пришлось им
пролить только в годы ВОвойны.
Презентация «Закруткин «Матерь человеческая») (представляют учащиеся)
(В 1969 году Виталий Закруткин написал повесть «Матерь человеческая», о простой
женщине­крестьянке, сумевшей выстоять в страшных испытаниях в годы войны и стать
продолжательницей рода и возродить к жизни родную Землю. На глазах главной героини
произведения Марии фашисты повесили ее мужа и маленького сыночка, сожгли деревню, а
жителей угнали в Германию. Она чудом осталась жива. Но она верила, что русские войска

Эссе « Образ матери в русской литературе»

«Образ твой, что так велик и прост» - эссе по произведениям русских поэтов

Спирина Анна Алексеевна

Автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Бокситогорский институт (филиал)

Колледж

3 курс

Специальность Дошкольное образование

Преподаватель: Зайцева Зоя Александровна

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – Мать! М. Джалиль

Мама – наш лучший друг и мудрый советчик. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любовь» – это слово святое,

То трижды священное – «женщина – мать».

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, - это произведения о матери. Что может быть на свете священнее слова «мать»!..

Человек, только-только начинающий лепетать, неуверенно складывает по слогам слово «ма-ма».

Почерневший от бессонной работы хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать!»

Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!»

Все самые дорогие святыни названы и одарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Мать – наш ангел-хранитель. Любящее сердце матери принадлежит всегда её детям. «Вся любовь, все

чувства, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство», - пишет Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

По-настоящему глубоко тема матери ярко освещена Н.А.Некрасовым. В его произведениях есть некая восходящая триада развития этого образа, более того – идеи матери: мать, мать-родина, мать – высшее идеальное начало.

В стихотворении «Баюшки-баю» мать – последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. Мать утешает, прощает:

Ещё вчера людская злоба

Тебе обиду нанесла;

Всему конец, не бойся гроба!

Не будешь знать ты больше зла!

Не бойся клеветы, родимый,

Ты заплатил ей дань живой,

Не бойся стужи нестерпимой:

Я схороню тебя весной.

«Баюшки-баю» вместе с поэмой «Мать» вошли в сборник, который стал как бы поэтическим завещанием поэта.

В творчестве М.Ю.Лермонтова особое место занимает образ матери. В стихотворении «Кавказ» он пишет:

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

А пронизанные болью и страданием слова он вкладывает в уста Мцыри (поэма «Мцыри»):

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии С.А.Есенина, замечательного русского поэта. Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. В стихотворении «Письмо матери» Есенин пишет:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Сыновние чувства лирического героя выражены с пронзительной художественной силой:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты дна мне несказанный свет.

А какие проникновенные стихи о матери пишет Расул Гамзатов, советский и российский поэт:

Изрек пророк:

Нет бога, кроме бога!-

Я говорю:

Нет мамы, кроме мамы!..-

Никто меня не встретит у порога,

Где сходятся тропинки, словно шрамы.

Кто разожжет теперь огонь в камине,

Чтобы зимой согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи отпустит ныне

И за меня помолится в тревоге?

Расул Гамзатов советует нам, поколению 21 века:

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

……….Поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении «Сердце» показал, что сердце матери может простить всё:

Он сердце её на цветном рушнике

Кохане приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Николай Заболоцкий посвящает стихотворение самому милому и дорогому образу – образу матери. В нём поэт призывает всех:

Слушайте, пока есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

Поэтесса Л.Татьяничева учит нас беречь самое ценное на свете – сердце матери, помнить о ней всегда, не причинять боль, быть благодарными:

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает,

А добрая мама прощает всё это.

Да, действительно, мама умеет прощать и любить искренне и нежно, не прося при этом ничего взамен.

Как здорово, что есть замечательный праздник – День матери. В нашей стране День матери стали отмечать сравнительно недавно. 30 ноября 1998 года указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина утвержден ежегодный праздник - День Матери, который празднуется в последнее воскресенье ноября . Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день мы можем ещё раз высказать слова благодарности всем матерям, которые нас любят, о нас заботятся, дарят нам тепло, нежность и ласку. Женщина-мать – это жизнь, надежда и любовь.

Министерство образования и науки РСО – Алания

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Владикавказский колледж электроники»

Подготовили преподаватели русского языка и литературы

Кулухова С.П., Томаева С.К.

Владикавказ 2016 г.

Сценарий литературного вечера

Тема: «Образ матери - великая тема искусства»

Цели: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей, отношения человечества к материнству средствами литературы и искусства; вовлечение обучающихся в мыслительную и познавательную активность в подготовке и проведении вечера.

Задачи:

1. Рассмотреть, как литература, музыка, живопись и кинематография разными путями идут к созданию образа матери.

2. Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства в мировой культуре.

3. Воспитывать осознанное чувство уважения к матери; прививать чувство любви, почитания матери, женщины;

4. Формировать познавательный интерес к культурному наследию, к изучению поэзии.

5. Развивать умение подбирать нужный материал, четко формулировать и излагать свои мысли;

6. Развивать творческие способности

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, слайд-шоу, аудио и видео- сопровождение.

Ход литературного вечера

    Звучит песня «Мама» в исполнении Вахтанга Кикабидзе на слова Расула Гамзатова. Презентация.

Ведущий 1:

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном Пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

Ведущий 2:

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или в крове. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку.

Ведущий 1: -Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Созданная великим итальянским художником Рафаэлем «Сикстинская мадонна» - одна из самых прекрасных картин на земле. Рафаэль воспевает красоту, женственность, нежность, бескорыстие матери.Прекрасные глаза матери печальны.Взгляд Марии трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, есть ощущение тревоги. Она словно предвидит трагическую участь ее сына и одновременно готова принести его в жертву. Мария- идеал материнства!

(Музыкальное сопровождение, репродукция)

Ведущий 2 : - Мы слышим звуки самой известной католической молитвы «Аве Мария». Слова этой молитвы звучат на разных языках. Всемирно известные композиторы Джузеппе Верди, Фернц Лист и Шарль Гуно написали музыку к словам этой молитвы. А русский поэт-романтик Фет создал миниатюру, герой которой, обращаясь к Богородице, очищается, пускает в душу божественный свет

(читает Диана)

Аве, Мария – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Аве, Мария – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

А. Фет

Ведущий 1: - Эта тема звучит и в поэзии Ивана Алексеевича Бунина. Он боготворил свою мать, которой посвятил удивительно нежные стихи. Ее образ стал той путеводной звездой, которая не давала ему сбиться с дороги жизни.

(читает Марина) Иван Бунин «Матери»

Ведущий 2: - А ведь в русской литературе образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия, в отличие от детей крестьянских, были искусственно отдалены от матери. Происходило притупление сыновних чувств, что не могло не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Ведущий 1: - Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне, Арине Родионовне, которую поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой». (слайд)

И только в литературе XIX века образ матери становится одним из главных. По-настоящему глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Образ матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: «Русские женщины», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская» и др. А стихотворение “Внимая ужасам войны...”, посвященное Крымской войне, звучит поразительно современно и в наши дни. (слайд)

(читает Мурат)

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

Ведущий 2: - Да, это стихотворение поражает глубиной гуманизма, напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение!!!

Ведущий 1: - Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Это «Письма от матери», «Письма к матери». А всем известную песню «Письмо матери», на слова Сергея Есенина, Василий Макарович Шукшин использовал в киноповести «Калина красная».

С какой проникновенностью, неподдельной теплотой, сыновней любовью исполнил ее солист хора заключенных! Не требует комментария тот факт, что ежегодный Всероссийский конкурс песни среди осужденных носит название «Калина красная».

(слайд,отрывок из х/ф «Калина красная»)

Ведущий 2: - Как это емко и красиво…

Ты одна мне радость и отрада

Ты одна мне несказанный свет…

Ведущий1: - В этих простых словах, наверное – бессмертие истинной поэзии. Мать никогда не забудет своих детей! Как не могла забыть А.А. Ахматова 17 месяцев, проведенных в очередях. Ее сын, Лев Гумилев, был арестован трижды.Эта материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч российских матерей, от которых «черные маруси» увозили их детей. Родился «Реквием» (аудиозапись голоса Ахматовой)

Ведущий 2: Образ матери в литературе - это не всегда конкретное лицо. Мать - носитель бесконечного множества биографий и судеб. Таким носителем обобщенного начала является мать в поэме А. А. Ахматовой «Реквием». Поэт говорит от имени народа и для народа. «Реквием» - произведение автобиографическое, в нем Ахматова отобразила весь ужас, который ей пришлось пережить и во время революции, и во время Великой Отечественной войны.

Ведущий1: - Спустя 40 лет в Санкт-Петербурге на набережной Робеспьера напротив тюрьмы «Кресты» установлен памятник Анне Ахматовой. Место для установки было выбрано не случайно. Это событие - исполнение поэтического завещания Анны Ахматовой (слайд,фото памятника , «Реквием», эпилог)

(читает Христина)

« А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов».

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Ведущий 1: - Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ведущий 2: - Главный герой романа-эпопеи, Штрум Виктор Павлович, физик-ядерщик. Трагическая судьба его матери, Анны Семеновны – это страшная учесть миллионов евреев, уничтоженных фашистами.

Штрум получает последнее письмо матери спустя несколько месяцев после ее гибели.

(Инсценировка, чтение письма, музыкальное сопровождение)

(читает Сергей)

ПИСЬМО МАТЕРИ

"Витя, я уверена, мое письмо дойдет до тебя, хотя я за линией фронта и за колючей проволокой еврейского гетто. Твой ответ я никогда не получу, меня не будет. Я хочу, чтобы ты знал о моих последних днях, с этой мыслью мне легче уйти из жизни.

Витенька, я заканчиваю свое письмо и отнесу его к ограде гетто и передам своему другу. Это письмо нелегко оборвать, оно - мой последний разговор с тобой, и, переправив письмо, я окончательно ухожу от тебя, ты уж никогда не узнаешь о последних моих часах. Это наше самое последнее расставание. Что скажу я тебе, прощаясь, перед вечной разлукой? В эти дни, как и всю жизнь, ты был моей радостью. По ночам я вспоминала тебя, твою детскую одежду, твои первые книжки, вспоминала твое первое письмо, первый школьный день, все, все вспоминала от первых дней твоей жизни до последней весточки от тебя, телеграммы, полученной 30 июня. Я закрывала глаза, и мне казалось - ты заслонил меня от надвигающегося ужаса, мой друг. А когда я вспоминала, что происходит вокруг, я радовалась, что ты не возле меня - пусть ужасная судьба минет тебя.

Витя, я всегда была одинока. В бессонные ночи я плакала от тоски. Ведь никто не знал этого. Моим утешением была мысль о том, что я расскажу тебе о своей жизни. Расскажу, почему мы разошлись с твоим папой, почему такие долгие годы я жила одна. И я часто думала, - как Витя удивится, узнав, что мама его делала ошибки, безумствовала, ревновала, что ее ревновали, была такой, как все молодые. Но моя судьба закончить жизнь одиноко, не поделившись с тобой. Иногда мне казалось, что я не должна жить вдали от тебя, слишком я тебя любила, думала, что любовь дает мне право быть с тобой на старости. Иногда мне казалось, что я не должна жить вместе с тобой, слишком я тебя любила.

Ну, enfin… Будь всегда счастлив с теми, кого ты любишь, кто окружает тебя, кто стал для тебя ближе матери. Прости меня.

С улицы слышен плач женщин, ругань полицейских, а я смотрю на эти страницы, и мне кажется, что я защищена от страшного мира, полного страдания.

Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, ее никто не в силах убить.

Витенька… Вот и последняя строка последнего маминого письма к тебе. Живи, живи, живи вечно… Мама".

Ведущий 1: - Да, это письмо нельзя читать без содрогания. Мать Василия Гроссмана погибла в 42 году от рук фашистов. Через 19 лет, после смерти матери он написал ей письмо. Оно сохранилось в архивах вдовы писателя. (чтение письма)

(читает Тоня)

ПИСЬМО СЫНА

Дорогая мамочка, я узнал о твоей смерти зимой 1944 года. Приехал в Бердичев, вошёл в дом, в котором ты жила, и понял. Что тебя нет в живых. Но ещё 8 сентября 1941 года я чувствовал сердцем, что тебя нет.

Ночью на фронте я увидел сон – вошёл в комнату, ясно зная, что это твоя комната, и увидел пустое кресло, ясно зная, что ты в нём спала: свешивался с кресла платок, которым ты прикрывала ноги. Смотрел на это пустое кресло долго, а когда проснулся, знал, что тебя нет уже на земле.

Но я не знал, какой ужасной смертью умерла ты. Об этом я узнал, расспросив людей, знавших о массовой казни, произошедшей 15 сентября 1941 годы. Я десятки раз, а может сотни, пытался представить себе, как ты умерла. Как шла на смерть, старался представить человека, который тебя убил. Он был последним, который тебя видел. Я знаю, что ты думала обо мне очень много всё это время.

Теперь уже больше девяти лет, как я не пишу тебе писем, не рассказываю о своей жизни, делах. И за эти девять лет накопилось столько в душе. Что я решил написать тебе, рассказать и, конечно, пожаловаться, так как никому, по существу, нет дела до моих печалей, только тебе одной было до них дело. Я буду с тобой откровенен… Прежде всего, я хочу сказать тебе, что за эти 9 лет я смог по- настоящему поверить, что люблю тебя – так как ни на иоту не уменьшилось моё чувство к тебе, я не забываю тебя, не успокаиваюсь, не утешаюсь, время не лечит меня.

Дорогая моя, прошло уже 20 лет со дня твоей смерти. Я люблю тебя, я помню тебя каждый день своей жизни, и горе моё все эти 20 лет неотступно. Ты для меня человеческое. И твоя страшная судьба – это судьба человека в нечеловеческое время. Я всю жизнь храню веру, что всё моё хорошее, честное, доброе – всё это от тебя. Сегодня я перечитывал несколько твоих писем ко мне. И сегодня я снова плакал, читая твои письма. Я плачу над письмами – потому что ты – твоя доброта, чистота, твоя горькая, горькая жизнь, твоя справедливость, благородство, твоя любовь ко мне, твоя забота о людях, твой чудный ум. Я ничего не боюсь, потому что твоя любовь со мной, и потому что моя любовь вечно со мной.

Ведущий 2 : -Во все времена судьба сыновей и мужей - воевать и погибать, жен и матерей - их оплакивать. Неудивительно, что экранизация этого романа стала большим событием в российском кинематографе. Зрители и кинокритики были потрясены яркостью, глубиной и драматизмом образа солдатской матери.

(смотрим отрывок из кинофильма «Жизнь и судьба»)

Ведущий 2: - Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей

Ведущий 1: - Своеобразным реквием всем павшим можно назвать стихотворение дагестанского поэта Расула Гамзатова «Журавли». Поэт шагнул в бессмертие подарив всему миру поэтические строки, которые наполняют наши сердца высокой светлой печалью, щемящей грустью.

Ведущий 2: - Стихи Гамзатова посвященные матери звучат так проникновенно и лирично, что многие из них стали популярными песнями. Одна из них в исполнении Вахтанга Кикабидзе прозвучала в начале нашего мероприятия.

Ведущий 1: - Мама! На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому

Слова другие, преклонив колени,

Желают исповедаться ему.

(стих, слайд)

(стихи читают Арсен и Аврора)

Матери.

Мальчишка горский, я несносным

Слыл неслухом в кругу семьи

И отвергал с упрямством взрослым

Все наставления твои.

Но годы шли, и, к ним причастный,

Я не робел перед судьбой,

Зато теперь робею часто,

Как маленький, перед тобой.

Вот мы одни сегодня в доме.

Я боли в сердце не таю

И на твои клоню ладони

Седую голову свою.

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я – пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели,

Куда-то мчусь, но вдруг опять

Сожмётся сердце. "Неужели

Я начал маму забывать?"

А ты, с любовью, не с упрёком,

Взглянув тревожно на меня,

Вздохнёшь, как будто ненароком,

Слезинку тайно оброня.

Звезда, сверкнув на небосклоне,

Летит в конечный свой полёт.

Тебе твой мальчик на ладони

Седую голову кладёт.

***

Не надо мне лекарств и докторов,

И вы, чьи матери покуда живы,

Не тратьте на меня сердечных слов,

Казаться будет мне: они фальшивы.

Я не виню вас, не питаю зла,

Но мне участье ваше не поможет:

Покуда мать моя жива была,

Я сострадать был не способен тоже.

Чем тех жалеть, кого уж нет в живых,

Чем плакать соучастливо со мною,

Щадите лучше матерей своих,

От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою,

Я вас прошу: и ныне и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не та, поверьте мне, вас ждет беда,-

Себя вы не простите до могилы.

А я вдруг задыхаюсь среди дня,

Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи.

Мне чудится, что мать зовет меня.

Мне кажется, я слышу крик: «Сыночек!»

Вы, приходящие ко мне сейчас,

Велик ли прок от ваших взглядов слезных,

Своих живых – я заклинаю вас –

Жалейте матерей, пока не поздно.

Ведущий 2: - Мама…

Из тысяч слов земли и океана

У этого - особая судьба.

По-русски - "мама", по-грузински - "нана",

А по-аварски - ласково "баба".

(Звучат стихи на разных языках, оформляется открытка)

(9 стих-й)

Ведущий 1:- Слова «мама, мать» - одни из самых древних на земле. Ученые заметили, что эти слова звучат более или менее сходно едва не на 6 тысячах современных языках. Это своеобразный рекорд среди всех родственных слов. Именно так и получается, потому что слово «мама» - главное во всех языках.

Ведущий 2:- И современные поэты продолжают лучшие традиции классической русской литературы.

(читает Тоня)

Ведущий 1:- Поздравления. Музыкальный подарок.

Итог

Мамина тарелка

Я мою сегодня на кухне посуду –

я маме хорошим помощником буду!

Сейчас сполосну я горячей водой

тарелку с красивой каймой золотой,

с каймой и большими цветами по краю,

которая нравится маме - я знаю.

Но, ах! Из руки ускользнула тарелка –

разбилась на сотню осколочков мелких.

Расстроится мама! Ну как теперь быть?

Я думаю: нужно посуду домыть,

Потом кончить школу и стать капитаном,

объездить весь мир, бороздя океаны, -

быть может, я где-то, в далёком порту,

такую же точно тарелку найду,

как та, что сейчас на кусочки разбилась,

и маме отдам, чтоб она не сердилась!

Мамин праздник

Месяц март. Число восьмое.
Нет нам с папою покоя.
Что же маме подарить?
Что на праздник подарить?
Что на праздник ей купить?

Мы купили ей конфет
И подснежников букет.
Мы пришли домой с букетом,
Мы смеялись, пили чай,

Вместе с мамою конфеты
Мы поели невзначай.

А потом посуду груду
Перемыли мы втроем.
Перемыли всю посуду
И натерли пол потом.

Мама вечером сказала:
- Я нисколько не устала,
Так сегодня мало дела!
Просто я помолодела.
Вот событие какое!
Мне сегодня повезло.
Жаль, что завтра не восьмое,
А девятое число.

Мы ответили ей прямо:
- Нам помочь тебе не лень,
Мы согласны, чтобы мама
Молодела каждый день