Сочинение на тему: Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети. Женские образы в романе "Отцы и дети": смысловая и художественная значимость Женские персонажи отцы и дети

Роман "Отцы и дети" всегда рассматривают как антинигилистический или роман о споре поколений. При этом к анализу привлекают образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Базарова. Мало кто рассматривает женские образы. В романе Тургенева "Отцы и дети" их роль достаточно значима. Всего в романе мы видим пять основных образов: Фенечка, Одинцова, ее сестра, мать Базарова Арина Власьевна и Кукшина.

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе "Отцы и дети" выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя - псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Арина Власьевна

Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка

Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя - это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Женские образы в романе "Отцы и дети" (выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в "Отцы и дети" Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой - они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.

Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Женщины в произведениях писателей играют большую роль. Можно сказать огромную. Так как без любви не обходится ни одно произведение. А женщины всегда ассациируются с любовью. Во всех произведениях женщина мечтает о большой любви. И не только в рассказах, но и в жизни. И каждая добивается ее по-своему. Стремление добиться связано с характером. Писатели об этом пишут и показывают. Но не бывает женщин с одинаковым характером. Одна добивается любви всеми всевозможными, другая не прилагает усилий. Ведь характер имеет большое значение. Женщины с сильным характером всегда добиваются своего. Но в произведениях не всегда так. Примером служит рассказ «Обломов». В котором героя, потерявшего смысл в жизни, не сумела поднять женщина с сильным характером. Но в жизни все не так. Не будем вдаваться в подробности этого произведения, а рассмотрим «проблему» с другой стороны. Например, произведение «Отцы и дети», которое написал И.С. Тургенев.

В этом рассказе есть представители женщин с сильным характером. Главным образом – это Одинцова. Автор описал ее красивой, интересной женщиной. Ей в произведении отводится одна из главных ролей. Она любила Базарова. Именно она разбудила в нем человеческие чувства, хотя он это не признавал.

Базаров – глупейший человек (личное мнение). Он отрицает все человеческие чувства. Он отрицал поэзию. Примером является, приказ Аркадию забрать у отца книгу с поэзией Пушкина. Он не признает музыку. Пример, смех, узнав, что Николай Петрович играет на шотландском музыкальном инструменте. Природу он воспринимает в качестве мастерской. Но Тургенев описывает всю красоту природы. Автор не любит Базарова, видимо. Базаров признает только науку. Любви не существует.

Одинцова и Базаров – два разных человека. У нее другие взгляды на жизнь. Она могла с ним поспорить о чем угодно. Базаров ее боялся. Но в чем-то они схожи. Видимо по-этому, умирая, Базаров признается в любви к Одинцовой. Она относится к категории детей.

Катерина, по словам Базарова, сильная женщина. Она проявила мужество. боролась за Аркадия. Героиня смогла перебороть Базарова, его теорию. Аркадий является человеком. Он признает чувства. Но Базаров внушает ему свою теорию. Он говорит о согласии с ней, хотя в глубине души ее отрицает. Катерина смогла перебороть все, ради любви.

Феничка – скромная, тихая, наивная женщина. Она не играет особой роли. Но из-за нее погибает Павел Петрович. Он был влюблен в нее. Она ему напоминала его покойную жену. Из-за нее он погибает на дуэли. Отсюда видна ее маленькая роль, закончившаяся трагедией.

Кукшина мало встречается в рассказе. Характер ее напоминает Базарова. Ее взгляды на жизнь скопированы со взглядов Базарова. У нее слабый характер. У нее нет своих взглядов на жизнь, а копировать с кого-то могут слабые и безвольные люди.

Делая выводы, мы отчетливо видим, что женщины играют большую роль в рассказах. стихах и поэмах. В рассказе «Отцы и дети» каждую героиню охватывает любовь и у каждой есть свой конец. У одних счастливый (Аркадий и Катерина), у других несчастный (Базаров и Одинцова). И все зависит от характера.

«Идеальный мужчина должен говорить с женщинами как с богинями, а обращаться с ними - как с детьми»

(О. Уайльд)

«Отцы и дети» — это произведение, которое является самым пронзительным и самым интересным романом Тургенева. Дело в том, что этот роман отличается множеством интереснейших персонажей и разнообразием острых вопросов, которые встают перед героями. Считается, что это произведение повествует о проблемах во взглядах поколений: отцов и детей. Не опровергая это утверждение, автор сочинения заявляет, что это произведение Ивана Тургенева, в первую очередь, о жизни и воле, о любви и невинности человеческой души, которую уже многие годы никто из нас не ощущал на себе, и никто не помнит о такой философской категории.

Самыми выдающимися фигурами и персонажами романа «Отцы и дети» являются женские образы: Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти женщины не похожи, но в то же время их объединяет одно: эпоха и ощущение внутренней безысходности, также попытка поменять в корне свою жизнь. Даже в том случае, если их стремление не явное, оно таится в глубине подсознания.

Наверное, читатель знает, как Тургенев относится к женщинам. Если читатель уже ознакомился с его иными произведениями, то очевиден, что Тургенев почти боготворит женщину. Он наделяет ее мужеством и кротостью, пытливым умом и невинностью. Самую значительную роль в романе «Отцы и дети» сыграла Одинцова. Именно благодаря ей, привычный уклад Базарова, циника и нигилиста, был преобразован. Именно внутренний конфликт Базарова начинается с момента встречи с Одинцовой.

Разумеется, что своей неординарностью Базаров, привлек Одинцову. Ее натура яркая и пламенная поневоле восхитилась образом мыслей Базарова, хотя она старалась ни признаваться себе в этом. Взаимная симпатия двух людей основана на их взаимопроникновении друг к другу. Но она и отталкивала их друг от друга. Базарова, безусловно, трудно любить. Даже сцена его признания Одинцовой отличается именно тем, что Анна, по-прежнему, осталась величественной и почти невозмутимой. Ее женское начало велело ей молчать, быть спокойной или соблюдать внешние приличия. Но, оказывается, Одинцова сама была не способна на пылкость, она не могла идти на поводу своих инстинктов. Ей нужна была свобода, но в спокойном и отрешенном понимании этого смысла. А Базаров, в свою очередь, пугает своей любовью. Ведь он одновременно и ненавидит. Они расстаются, не познав истинного накала страсти! Но. Именно Одинцова оказалась тем человеком, которого он хотел увидеть перед смертью.

Образ Кукшиной несколько иной. Она глубоко несчастна, хотя и придерживается передовых взглядов. Ее несчастье, прежде всего, основано на трагизме и одиночестве женщины. Ее бросил муж, но она за маской борьбы скрывает свое одиночество и недовольство жизнью. Наигранное поведение и развязные манеры – все это характеризует несчастную Кукшину.

Фенечка по Тургеневу является настоящей русской женщины. В ней нет той толики неискренности, что присутствует в Одинцове, и той фальши, что есть в Кукшиной. Но она отвергает любовь Базарова. Она прекрасно понимает, что Базаров ее не любит. Это обижает Фенечку, потому что слова Евгения лживы. Кроме того, оскорблены нравственность Фенечки и духовная чистота.

Нельзя сказать о том, что эти три женщины сыграли роковую роль в жизни Евгения Базарова. Исключая, наверное, Одинцову. Евгений сам, своими руками исковеркал свою молодую жизнь. Будучи умным человеком, довольно порядочным в условиях дворянского беззакония, он погиб. Но не как мученик, а как-то глупо. Глупо до безысходности.

Катя - славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.

Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Произведения И. С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.
Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд.

Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.
Женские Образы в романе
«Отцы и Дети»
Прямой противоположностью
Фенечки
является
Евдоксия
, а точнее Авдотья

Никитична
Кукшина
. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.
Подтверждением тому является описание быта
Кукшиной
: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”.
Первое же появление
Фенечки
оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
“Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа.
И.С.Тургенев
в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.
В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки
Фенечки
до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
“Тургеневские женщины” - сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя?

Конечно, Фенечка.

Нельзя представить себе историю русской литературы без имени Ивана Сергеевича Тургенева. Его литературное наследие довольно обширно: Тургенев писал стихи, прозу, драмы. Талант писателя проявился ярче всего в его крупных произведениях – романах и повестях. Именно в них художник всесторонне отразил особенности своего времени, духовный облик современников. Огромная заслуга Тургенева состоит еще и в том, что в своем творчестве он затрагивал общечеловеческие и философские проблемы, волновавшие людей во все времена.
Одной из основополагающих тем творчества Тургенева является тема любви. Важно заметить, что автор часто устраивает своим героям испытание любовью. И это не случайно, ибо через такое же испытание прошел сам Тургенев.
Еще в 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Тургенева. Он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети, муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. Нельзя без волнения читать строки из письма Тургенева Виардо: «В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною».
Как можно увидеть из всего вышесказанного, Тургенев с большим уважением и трепетом относился к своей возлюбленной и к женщинам в целом. В каждом своем произведении автор отводил особое место женским образам, подчас делая их главными в раскрытии основной темы. Не стал исключением и роман «Отцы и дети». Все произведение насыщено женскими образами, каждый из которых интересен, самобытен и несет свой особый символический смысл.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - многостороннее и очень глубокое произведение. Оно рассматривает множество проблем, от общественно-политических до глубоко личных вопросов любви и дружбы.
Тема любви является одной из главных тем этого произведения. В связи с этим в романе выведено много женских образов. С их помощью автор не только раскрывает многие проблемы, но и высказывает свое отношение к проблемам предназначения женщины, высказывает свою точку зрения на женский характер, женскую судьбу.
В романе выведены женщины разных поколений. К «старшим» относятся мать Базарова Арина Власьевна, мать Аркадия – Маша, бабушка Аркадия – Агафоклея Кузьминишна, тетушка Анны Сергеевны и Кати. Все эти героини, за исключением старой и, по-моему, уже выжившей из ума, тетушки, персонажи положительные. Они, несмотря на разницу характеров, с честью выполняли свой женский долг, следовали своему женскому предназначению. У этих героинь были крепкие семьи, любящие мужья и любимые дети. Недаром у них выросли достойные, хорошие дети: братья Кирсановы, и Базаров, и Аркадий.
К молодому поколению в «Отцах и детях» относятся Катя, Фенечка, Кукшина. Судьбы этих женщин различны. Если Фенечка довольна своей судьбой, то насчет Кати уже возникают сомнения: она стремится к другой жизни, интересной и деятельной, но выбирает довольно посредственного Аркадия. Что ждет ее впереди? Нам остается лишь догадываться.
Авдотья Никитишна Кукшина – образ и смешной, и драматический. Это глубоко несчастная женщина, не сумевшая найти своего женского счастья. Она пытается превратиться в эмансипированную, независимую даму. Кукшина отвергает свою женскую природу, превращаясь в смешное и жалкое существо. Она все еще надеется устроить свою судьбу, мечтает о муже и детях. Но, на мой взгляд, это ей вряд ли удастся.
Особняком в романе стоят образы княгини Р. и Анны Сергеевны Одинцовой. Они во многом похожи и составляют параллель из старшего и младшего поколения. Эти героини спокойной семейной жизни предпочитают нечто другое. Княгиня Р. выбирает жизнь, полную страстей и волнений, Одинцова – полное отсутствие эмоций, но материальное благополучие. Обе героини несчастливы. Как мне кажется, причину этого автор видит в их отказе от семьи, любви к мужу, воспитании детей. Именно в этом, на мой взгляд, Тургенев видит предназначение женщины, ее святой долг и ее счастье.