Список терминов часто используемых в кино,в театре,зрительных шоу!! Истории о театральных костюмах Сколько костюмеров должно быть в театре.

Спектакль начинается в пять часов вечера. По правилам, костюмер должен быть на рабочем месте за час до начала действия. Лера начинает свою работу с гладильной доски — отпаривает юбки для актрис. Кстати, гладить — это не единственная задача костюмера. Мелкий ремонт одежды тоже входит в его обязанности, поэтому надо хорошо владеть иголкой и ниткой, чтобы при необходимости оперативно подправить испорченную вещь.

Вся одежда хранится на специальном складе. Там костюмер берет наряды, которые понадобятся артистам во время спектакля. Костюмов до ужаса много, и висят они вплотную друг к другу, причем не только на уровне глаз, но и наверху, под потолком. Помещение склада очень маленькое, и беспрепятственно передвигаться по нему практически невозможно. Чтобы попасть из одного конца склада в другой, приходится прикладывать немалые усилия. Задача усложняется, если у тебя в руках шесть-семь вешалок с костюмами. Это не только неудобно — длинные и объемные костюмы путаются под ногами и закрывают обзор; это еще и физически тяжело, поскольку одежда актеров много весит за счет плотных тканей и замысловатой фурнитуры.

Главная сложность работы — это непосредственный процесс одевания артистов. Лера работает, в основном, с танцорами балета. Девушек много, и каждой надо помочь: разобраться, где чья юбка, не запутаться в хитром костюме, застегнуть все молнии и крючки (обязанность костюмера — застегивать одежду на каждом из артистов по очереди).

«Это при том, что основная масса актеров — люди очень капризные. Костюмеру постоянно приходится бегать от одного человека к другому. Кому-то корсет жмет, еще кто-то запутался в юбке и порвал колготки. Больше десятка человек — и каждому нужно уделить внимание. А если не уделить — обижаются. И свое плохое настроение непременно срывают на костюмере».

После того, как артисты оделись и ушли исполнять первое действие, костюмер подготавливает следующую партию нарядов. Либо отдыхает, но это реже. Объем работы зависит от сложности постановки и от количества задействованных в ней костюмов. Чаще всего артистам приходится переодеваться по несколько раз за спектакль. Это значит, что у костюмера практически не остается времени на отдых: он постоянно занят подготовкой новых нарядов. Поэтому хороший костюмер должен знать свой склад и с легкостью в нем ориентироваться. В условиях ограниченного времени это особенно важно. Когда артисты возвращаются, все начинается по-новой: расстегнуть костюм, помочь снять, подать следующий, застегнуть, выслушать. И так с каждым человеком. Еще желательно между делом аккуратно развесить предыдущую партию нарядов.


Работа заканчивается минут за пятнадцать до конца последнего отделения спектакля, который костюмер, чаще всего, посмотреть не может. Это не единственный минус — зарплаты у костюмеров обычно тоже очень маленькие. Леру поддерживает осознание себя частичкой театра и сценического действа. Впрочем, как и многих других работников в сфере культуры.

Фото на главной: blog.europeanafashion.eu.

Одним из главных помещений в театре, как зрительный зал, сцена и т.п. является и костюмерная, без которой невозможно на профессиональном уровне подготовить какое-либо выступление. Даже монолог одного актера также подразумевает использование костюмов из запасов театра, которые обязательно хранятся именно там.

Но ключевое слово здесь «хранятся», а значит, следует создать оптимальные условия для того, чтобы ткани, считающиеся довольно прихотливым материалом, сохранялись как можно дольше. Иногда даже костюмы изготавливаются из бумаги или картона, которые выдвигают еще больше требований к их сохранности. В принципе, костюмерная во многом схожая с гардеробной, поэтому можно воспользоваться советами в сети по обустройство подобного помещения. Но есть и своя специфика, которая требует соблюдения особых тонкостей.

Монтаж окон

В костюмерной обязательно должно присутствовать естественное освещение, потому что под светом искусственных ламп или солнечных лучей одни и те же краски выглядят по-разному. Но предварительно лучше предусмотреть дополнительную защиту от УФ-излучения либо сразу же заказать специальный стеклопакет, который отражает солнечный ультрафиолет.

Современные окна для костюмерной хорошие еще и тем, что поддерживают равномерную температуру и состояние внутренней атмосферы, исключая переувлажнение или резкие колебания градусов. Но это возможно, если при монтаже окон соблюдены все основные правила и рекомендации, о которых советуем подробнее специалистов компании «Рехау Партнер». Это позволит избежать сквозняков сквозь рамы, образование конденсата на стеклопакете и, как следствие, продлит срок службы сверх установленного изготовителем периода.

Установка оборудования

Самой востребованной вещью в костюмерной является вешало - особая конструкция позволяющая не только хранить костюмы, избегая их деформации, но и содействовать демонстрации одежды. Вешало имеет напольное исполнение, поэтому не надо продумывать особые крепления под эти изделия, достаточно приобрести их в необходимом количестве. Каждая конструкция рассчитана под определенное количество костюмов, и рекомендации их производителей нарушать не следует, чтобы обеспечить доступ воздуха к одежде, сократить возможный контакт, чтобы избежать образования плесени.

Для головных уборов подбираются специальные кронштейны, но если позволяет место можно установить и мебель с выдвижными ящиками, которые защитят их от пыли.

Приобрести дополнительные аксессуары

Часто костюмерная в целях экономии места совмещается с гримерной и комнатой отдыха. В этих помещениях используется различный набор оборудования, поэтому важно предусмотреть его расстановку таким образом, чтобы соблюсти эргономичность и не создавать лишнего неудобства обслуживающему персоналу.

Ни один театр не обходится без костюмерной – помещения, в котором хранятся костюмы для выступлений. По своему назначению костюмерная во многом схожа с гардеробной, но при этом все же имеет свою специфику. В первую очередь, это связано с особенностями и количеством вещей, которые там хранятся, ведь количество театральных и маскарадных костюмов может доходить не только до нескольких сотен, но даже тысяч единиц. Для изготовления сценических костюмов применяют не только ткани, но и другие материалы, например, бумагу либо картон. Чтобы не испортить изделие, необходимо его правильно хранить, ведь многие "нестандартные" материалы нельзя подвергать деформации, поэтому такую необычную одежду невозможно просто положить на полку. В этом случае оптимальным решением станет купить вешало . Данная конструкция предназначена не только для хранения, но и для демонстрации одежды. Чаще всего такое оборудование устанавливают в магазинах, но оно актуально и для костюмерных в театрах и киностудиях. В том случае, если ваше учреждение специализируется на оказании услуг по прокату маскарадных костюмов, данная конструкция также будет функциональным вариантом. Вешало напольное, приобрести которое вы можете в нашей компании, позволит в полном объеме продемонстрировать ассортимент, имеющийся в наличии. Для хранения головных уборов и обуви понадобятся соответственно специальные кронштейны и выдвижные ящики. Если помещение небольшое, обратите внимание на эргономичную встроенную мебель.

Дополнительное оборудование для костюмерных

Нередко костюмерная выполняет не только роль помещения для хранения костюмов и театрального реквизита, но и гримерной, в которой актеры готовятся к предстоящему выступлению, а также комнаты отдыха. Чтобы обеспечить максимальный комфорт, необходимо позаботиться об оснащении костюмерной дополнительным оборудованием. В обязательном порядке в помещении должно быть зеркало во весь рост. Также понадобится оборудование для ухода за одеждой (гладильная доска, место для хранения швейных принадлежностей и т.п.), ведь в процессе подготовки к выступлению все должно быть под рукой.Не будет лишним установить в костюмерной удобную мягкую мебель, чтобы актеры могли отдохнуть между выступлениями. Очень важным при оснащении костюмерной грамотно подобрать освещение, ведь это является необходимым условием для работы гримеров.

Любой спектакль остается произведением театрального искусства, вне зависимости от того, о какой масштабности идет речь, вне зависимости от того, сколько десятков или даже сотен людей занято в этом спектакле, а также вне зависимости от того, сколько прибыли он приносит.

Другое дело, что ни один театр, ни один концертный зал не обходится без декораций, и ни один актер не выходит на сцену без костюма.

Отдельно стоит отметить, что в любом концертном зале, в любом театре постановки периодически меняются... а вместе с ними меняются и декорации, костюмы, какие-то аксессуары, детали, без которых постановка, будь то спектакль или концерт, не будут смотреться полными, законченными, органичными.

И если в крупных концертных залах, театрах созданы все условия для хранения костюмов, декораций, то в небольших, и тем более маленьких зданиях культурного назначения, далеко не всегда предусмотрены помещения для хранения декораций и костюмов.

Почему идет речь о необходимости специальных помещений? Во-первых, необходимо понимать, что декорации, костюмы требуют специальных условий хранения. И речь идет не только о достаточном пространстве для хранения объемных декораций, но о необходимости создания определенной температуры, освещенности, влажности и так далее.

Во-вторых, долгосрочное хранение костюмов и декораций в сценических карманах (характерно для небольших театров, концертных залов) противоречит нормам пожарной безопасности, являясь серьезным нарушением.

Возникает вполне логичный вопрос, где хранить оборудование для концертных залов, театров, если в самом здании не предусмотрено специальное помещение для хранения?

Собственно, раньше решение этого вопроса было весьма проблематичным. Сегодня же, когда стали появляться склады хранения, этот вопрос не представляет собой большую проблему.

Необходимо только определиться со складом хранения, и вопрос можно считать закрытым.

Итак, на какие моменты следует обращать внимание при поиске склада под хранение костюмов, декораций?

В первую очередь, необходимо обеспечить декорациям, костюмам оптимальные условия для хранения: определенную температуру, влажность, освещение и так далее. Особенно важно уделить внимание именно этому вопросу, если речь идет об эксклюзивных декорациях, костюмах - исторических, элитных и так далее. Нужно понимать, что далеко не каждый склад сможет предоставить вашим вещам те условия хранения, в которых они нуждаются.

Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность хранимым вещам. Здесь надо обращать внимание на то, насколько большое внимание уделяет склад обеспечению безопасности своей территории. Так, совершенно не лишними будет сигнализация (как по периметру склада, так и в каждом отдельном помещении, отведенном под хранение), наличие охраны, видеонаблюдения и так далее.

И, наконец, еще один важный нюанс. Если речь идет о декорациях, костюмах для театров, концертных залов, то необходимо выбирать склады индивидуального хранения, которые в отличие от складов ответственного хранения смогут предоставить своим клиентам наиболее комфортные условия сотрудничества.

Стоит повториться, что декорации, костюмы являются уникальными предметами, каждый из которых представляет для театра, концертного зала определенную ценность, и за сохранность каждой вещи склад должен нести ответственность.

В случае со складом индивидуального хранения все выше перечисленные условия, начиная от обеспечения безопасности для каждого предмета, переданного на хранение и заканчивая созданием оптимальных для хранения условий, выполняются в полной мере.

Кроме того, каждый клиент склада, который передал на хранение любые вещи, имеет свободный доступ к этим вещам в любое время суток и совершенно бесплатно.

Одним из наиболее привлекательных предложений на рынке временного хранения вещей является компания ВашStorage, предоставляющая своим клиентам наиболее выгодные условия сотрудничества.

Каждый клиент получает комнату для хранения вещей заданных размеров. Вам не придется переплачивать за лишние метры. В зависимости от объема декораций, от количества костюмов, вы сможете выбрать помещение того размера, который будет достаточен для оптимального размещения вещей, и при этом не будет оставаться лишнего пространства.

Каждое помещение запирается на замок, и вы получите ключ, а также возможность круглосуточного доступа к хранимым вещам, что позволит вам в любое время проверить целостность, состояние декораций, костюмов, а также в случае необходимости забрать их в любой удобный для вас момент.

И последнее, о чем следует сказать, это о том, что компания ВашStorage не ограничивается только предоставлением услуг по хранению, но также клиентам склада предоставляются в пользование парковка, тележки, лифт, с помощью которых можно обеспечить быструю и удобную доставку груза до помещения для хранения.

Костюмерный цех, бутфорский, швейный, декорационный — именно здесь создаётся «наглядная» часть любой постановки Театра оперы и балета. В каждом цехе, словно пчёлки, трудятся несколько человек: в среднем от трёх до четырёх. В отличие от артистов — людей публичных, эти мастера не избалованы вниманием прессы и зрителя. Мы решили исправить ситуацию и побывали там, куда обычно посторонним вход воспрещён. Моё путешествие в закулисье Театра оперы и балета началось с костюмерного цеха.

Гардероб артиста

Костюмерный цех расположен на третьем этаже театра и состоит из двух просторных помещений. От пола до потолка, в два ряда, на перекладинах висят костюмы. Обычному человеку трудно понять, по какому принципу они развешаны. Рада Викторовна Меньщикова, начальник костюмерного цеха, объясняет, то и дело указывая на определённые группы костюмов:

— Здесь — спектакль «Мистер икс», здесь «Алеко», ещё дальше «Травиата». В этой комнате находятся костюмы для хора и солистов, в соседнем помещении — для артистов балета (балетные пачки мы, как правило, покупаем). И это ещё не всё: часть костюмов у нас хранится на складе.

Оказалось, что всего гардероб артистов Театра оперы и балета состоит — только вдумайтесь! — почти из трёх миллионов различных нарядов! На самом деле, конечно, немного меньше, ведь бухгалтерия считает одну, а не несколько вещей отдельным костюмом. Но всё равно цифра получится внушительной — любая модница позавидовала бы такому огромному и разнообразному гардеробу. Тем более, что костюмы не совсем театральные.

— Настоящий театральный костюм не должен подвергаться стирке, ведь при его создании используются материалы, как правило, не предназначенные для шитья, — рассказывает Рада Викторовна. — Со сцены настоящий театральный костюм будет смотреться как изделие из дорогого бархата, украшенное жемчугом. На самом деле, вся эта красота окажется обычной подкрашенной тканью и битым зеркалом, которое держится на клею. Мы же пытаемся сшить наряды, которые затем можно подвергнуть стирке и чистке: используем настоящий бархат, все бусины пришиваем вручную. Как-то раз к нам приехали столичные артисты, они были в восторге от наших нарядов: у них таких костюмов нет.

Но чтобы сохранить всю эту красоту, созданную швеями театра, нужно приложить немало усилий. Перед постановкой — обязательная глажка, после — если нужно, стирка и штопка. При чём большую часть костюмов приходится стирать вручную: балетные пачки, кринолиновые и корсетные платья, богато украшенные наряды.

— Иногда мы снимаем костюмы, которые можно выжимать, ведь артисты столько энергии и сил затрачивают во время выступления, — говорит Рада Викторовна. — Бывало даже, что во время постановки от эмоций, которые артисты пытаются показать на сцене, и пуговицы отлетали, и юбки падали. Однажды оторвалась пуговица на нижней юбке у одной артистки. Она с таким достоинством перешагнула юбку и лёгким движением ножки её откинула. Зритель подумал, что всё так и должно быть.

— А за время одной постановки сколько артистов вам нужно одеть? — спрашиваю я.

— Я и мои две помощницы-костюмершы помогаем одеться в среднем 50 артистам, — отвечает Рада Викторовна. — Ещё во время постановки нужно помочь им переодеться. Бывает, что у каждого артиста от двух и до пяти-шести костюмов. После окончания спектакля мы также помогаем снять костюмы.

Рада Викторовна признаётся, хоть работа и сложная, но очень интересная, а самое главное, любимая: «Я, как Кощей, над златом чахну: мне все костюмы дороги».

В сезон — более 200 костюмов

Костюмерный цех — это место, куда попадают костюмы после того, как свою работу сделают швеи и бутафоры. Значит, следующий пункт назначения — швейный цех, а затем — бутфорский.

Швейный цех также располагается на третьем этаже, но в другом крыле театра. Поднимаясь по просторной лестнице, на одной из ступеней замечаю кусочек ткани, его, видимо, кто-то случайно обронил. «Стало быть, иду в верном направлении», — мелькнула мысль.

Войдя в одну из комнат швейного цеха, обращаю внимание на развешанные по стенам бумажные выкройки. Оказалось, что это лекала на каждого артиста. В центре помещения стол, за которым художник-конструктор Оксана Анатольевна Рындина занимается раскроем.

— Выкраиваете костюмы для артистов? — интересуюсь я.

— Нет, сейчас раскраиваю костюмы для контролёров — сотрудников, которые встречают зрителей, — ответила Оксана Анатольевна. — Нужно было вам прийти, когда мы к спектаклю отшиваем костюмы: здесь всё завалено тканями, блёстками...

Несмотря на то, что я попала в швейный цех не вовремя, ничуть не расстроилась. И без того, я узнала много чего интересного. К примеру, за сезон коллективу из четырёх человек приходится отшивать более 200 костюмов: для одной масштабной постановки около 120 и для двух-трёх поменьше — по 50-60 нарядов.

Немало и реставрационной работы в цехе.

— У столичных артистов есть контракты, по которым они обязаны следить за своей фигурой и держать один вес на протяжении определённого времени, — говорит Оксана Анатольевна. — Но у нас такого нет, бывает, артист поправится — мы расшиваем костюм, если заменяют артиста, также приходится перешивать вещь. Наше дело — сделать всё, чтобы хору и солистам было удобно двигаться на сцене.

— Артисты высказывают пожелания относительно будущего костюма? — спрашиваю я.

— Бывает и такое, но на самом деле артисты не должны обсуждать костюм. Если художник-постановщик предложил именно такую модель — значит так надо. Художественную часть произведения он согласовывает с режиссёром, но не с артистами.

Узнав немного о работе швейного цеха, направляюсь туда, где занимаются украшением нарядов и сцены.

Пчёлка на каблуках и самовар из бутыли

Бутафорский и декорационный цеха располагаются в разных помещениях на цокольном этаже. В компетенции первого — украшение костюмов и создание мягких декораций для постановок, задача второго — оформить сцену жёсткими декорациями.

Бутафорский цех — это просторная светлая комната и три сотрудника. Здесь стоят швейные машинки, по стенам — высокие стеллажи с коробками, где хранится всякая мелочь: бусины, паетки, бахрома. На одной из полок — пчёлка-труженица на каблуках и с букетом, как у невесты. Работницы говорят, что это их своеобразный талисман, который помогает решить даже самую сложную задачу.

— Иногда нам приходится изобретать велосипед, — говорит Алевтина Анатольевна Затонская, начальник цеха. — Иногда всё, что создадим, переделывать. Ведь подчас задуманная вещь на сцене совсем не смотрится. Так, однажды мы сшили перчатки из блестящей ткани для певицы. Когда она вышла на сцену, и включили рампы, то перчатки вдруг превратились в самые настоящие латы — пришлось переделывать вещь.

Работа в декорационном цехе также не из простых. Художник-конструктор Егор Галашенко рассказывает, что нередко неделями приходиться ломать голову, чтобы создать определённую деталь декораций.

— Придумывать новое, пытаться разрешить неразрешимую задачу — это сложно, но очень интересно, — признаётся Егор.

Благодаря фантазии работников декорационного цеха, появляется самовар из обыкновенной бутыли, будильник из ведра и многое другое. На сцене эти предметы выглядят, как настоящие.

В отличие от бутафорского цеха, в декорационном иная обстановка. Он располагается в слесарной мастерской, где много дерева, различных инструментов, картонных коробок. Именно здесь рождаются самые оригинальные декорации Театра оперы и балета. Иногда, если требуется больше места, работники вместе с материалом перемещаются в помещения попросторнее и уже там создают украшения для очередной постановки.

Аплодисменты зрительного зала адресованы и тем, кто во время постановки находится за сценой. Успех артиста — отчасти их успех. Художники-модельеры, костюмеры, художники-конструкторы и бутаффоры — без них невозможно существование театра. Они создают блеск и красоту сцены, оставаясь неизменно за кулисами.