Великие композиторы-классики: список лучших. Русские композиторы-классики

Эта мелодия нам хорошо знакома с детства благодаря эпизоду со стройкой в мультфильме «Ну погоди!», а также заставке лотереи «Спортлото». Сегодня мы поговорим о её истории и о том, как она повлияла на музыкальную культуру разных стран!

Автор мелодии – композитор Гершон Кингсли, известный в Америке своими аранжировками для бродвейских мюзиклов, голливудских фильмов, телешоу и рекламы. «Pop Corn» он записал в 1969-м году, работая над альбомом «Music to Moog By», состоящим из эклектично набора синтезаторных кавер-версий на музыку The Beatles, Саймона и Гарфанкела и… Бетховена!

В Европе и Америке первые опыты с синтезаторной музыкой начались во второй половине 60-х, после того, как в 1964-м году американский инженер доктор Роберт Муг представил публике первый монофонический аналоговый синтезатор. Одними из первых его применили Пол Бивер и Мики Доленц при записи 4-го альбома группы The Monkees «Pisces, Aquarius, Capricorn & Jones Ltd» в 1967-м году.

Два года спустя, Moog использовали The Beatles во время сессии на студии Abbey Road. Синтезатор принадлежал Джорджу Харрисону и использовался по его инициативе. Звучание Moog можно услышать в треках: «Maxwell"s Silver Hammer», «I Want You (She"s So Heavy)», «Here Comes The Sun and Because».

«В первый раз о синтезаторе Moog я услышал в Америке. Я захотел его приобрести как только мистер Муг его изобрёл. Он был огромен - с сотней рычажков и двумя клавиатурами»

Своим именем мелодия обязана её короткому и отрывистому стаккато, напоминающему звук лопающейся воздушной кукурузы («popping»). Впрочем, по мнению некоторых критиков, Гершон Кингсли вложил в неё более глубокий смысл – речь, якобы, шла о поп-музыке и о том, какая она кичливая, то есть, «corny». Однако в 2005-м году Кингсли опроверг эти слухи:

«Я слушал звук машины для попкорна снова и снова, и мне пришло в голову, что я могу создать из него мелодию. Весь следующий день я провёл, экспериментируя со своим синтезатором Moog, в поисках «цепляющего» звучания. В итоге, я полностью создал всю композицию на одном синтезаторе. Так получился Попкорн».

(из интервью с Гершоном Кингсли)

В 1971-м году Кингсли перевыпустил «Popcorn» от имени своей новой группы First Moog Quartet, созданной им годом раньше под новое, открытое им, звучание. 30 октября 1970-го квартет First Moog стал первой группой, исполнявшей синтезаторную музыку в Карнеги Холл! Тем временем, один из участников First Moog Quartet - Стен Фри решил организовать собственную Moog группу под названием Hot Butter...

Hot Butter


Именно в исполнении Hot Butter мелодия Pop Corn получила всемирную известность и стала второй синтезаторной композицией, достигшей американского поп-чарта (тремя годами ранее там побывал «Минотавр» группы Dick Hyman & His Electric Eclectics). В Billboard Hot 100 она заняла 9-ю строчку, а в хит-параде Easy Listening 4-ю. Но ещё больший успех «Воздушная Кукуруза» имела за пределами Америки, лидировав в национальных чартах ФРГ – 3 недели, Норвегии – 6 недель, Франции – 7 недель, Австралии - 8 недель, а в Швейцарии целых 10!

В туманной Великобритании приём был более сдержанным – 5-я строчка чарта, в Канаде – 15-я.

В Италии на композицию было создано сразу несколько кавер-версий: группой La Strana Società (2-е место в чарте), проектом The Popcorn Makers (тоже 2-я строка!), а также Мистером К (#7). Но и версия Hot Butter там тоже отметилась, заняв скромное 19-е место.

Во Франции ремейк группы Anarchic System был впервые со словами, ещё один малозаметный кавер был выпущен проектом Pop Corn Orchestra, под псевдонимом которого скрывался, между прочим, тот самый Жан-Мишель Жар. Однако ни одному из них не удалось повторить успех Hot Butter, чья пластинка разошлась тиражом 900 000 копий и, по итогам столетия, заняла 131-е место в списке самых продаваемых записей Франции ХХ века!

В Западной Германии оригинальная инструментальная аранжировка «Popcorn» была воссоздана знаменитым оркестром Джеймса Ласта. В Америке мелодию исполнил оркестр Тома Спенсера, его аранжировка вошла в советский сборник джаза «Парад оркестров» 1975-го года, который был перевыпущен в 1980-м.

Год спустя, группа Hot Butter выпустит ещё один альбом «More Hot Butter», тоже состоящий из электронных Moog-версий известных хитов, на этом её творческая деятельность успешно завершится.

Другие версии


В 1973-м году британская электронная группа Elektrik Cokernut (она же Electric Coconut), также активно экспериментировавшая с Moog, выпустит версию, известную нам по мультфильму «Ну погоди!» (10-я серия, эпизод со стройкой, 1976-й год).

В 1987-м году синти-поп проект M&H Band выпустил версию «Кукурузы», адаптированную под звучание 80-х, также очень популярную в нашей стране. Правда, почему-то её исполнение традиционно приписывается Жан-Мишелю Жару.

В 1993-м году электронную обработку «Воздушной кукурузы», наложенную на танцевальный ритм, представит польско-немецкий мульти-инструменталист Эдвард Симони. Его версия будет использована в одном из выпусков телесериала «Осторожно, модерн!».

В 2003-м году итальянский ди-джей Gigi D`Agostino создал транс-версию «Кукурузы», включив её в свой альбом «Silence E.P.Underconstruction 1».

В 2007-м финский исполнитель Frederik записал композицию «Porno on pop» (название которой дословно переводилось как «Порно это Поп»). Любопытную рок-версию «Кукурузы» представила британская группа Muse - она вошла в альбом «Futurism» и в качестве би-сайда сингла «Resistance».

Кино и Телевидение

Под эту мелодию (уже в исполнении ансамбля электромузыкальных инструментов Мещерина) каждое воскресное утро на первом канале советского телевидения проходил розыгрыш лотереи «Спортлото». Любопытно, что в американском Дейтройте под мелодию «Попкорн» проходили розыгрыши Мичиганской Лотереи на канале WDIV.

Также мелодия была использована в советском кинофильме 1977-го года «Три весёлые смены» режиссёра Дмитрия Михлеева. Можно её услышать и в американской комедии «Утопим Мону» (2000), хотя в официальный саундтрек она не вошла.

В 25 выпуске юмористической передачи «Городок», в рубрике «Реклама» также звучал «Popcorn».

В американском детском телешоу «The Muppets» есть пародийный эпизод «Pöpcørn» со шведским шеф-поваром, который танцует под звук лопающейся кукурузы - в конце эпизода взорвавшаяся микроволновка засыпает попкорном всю кухню.

В настоящее время мелодия «Попкорн» используется в программе «Контрольная закупка» во время сравнительной оценки стоимости товара в разных регионах. Ремикс этой мелодии используется в рубрике «Оторвись» программы «Всё включено» телеканала «Россия-2».

Компьютерные игры

Любителям игр мелодия «Popcorn» известна по аркадной игре Pengo (1982), саундтреку к Digger (1983) и вступительной мелодии к игре 1984-го года Pyjamarama . А также игре того же года Trollie Wallie.

Crazy Frog


22 августа 2005 года немецкая электронная группа Crazy Frog выпустила танцевальную версию «Попкорн», ставшую, кроме всего прочего, популярнейшим рингтоном. Забавный видеоклип про жизнь подводного мира на основе компьютерной графики был создан при участии студии Kaktus Film и Эрика Вернквиста из TurboForce3D.

Сингл возглавил чарты Бельгии, Испании и Новой Зеландии, но наибольший успех имел во Франции, где, сбросив с первой строчки хит всё той же Crazy Frog «Axel F», возглавлял чарт на протяжении 7 недель! Три месяца спустя, он получил бриллиантовый статус, а также золотой в Австралии.

Дальнейшая судьба Гершона Кингсли

Вслед за альбомом «Music to Moog By» Гершон Кингсли выпустил альбом «First Moog Quartet», содержащий записи его живых выступлений, сделанные во время мирового гастрольного турне. Некоторые из этих композиций были ещё более экспериментальными и содержали вставки человеческой речи. С появлением новых электромузыкальных устройств, Кингсли продолжил эксперименты с Fairlight и Synclavier (первым цифровым синтезатором).

Гершон Кингсли и его соавтор Жан-Жак Перри, вместе с которыми он выпустил немало совместных работ под именем Перри-Кингсли, сегодня известны как пионеры электронной музыки и создатели композиции «Baroque Hoedown », используемой компанией Уолта Диснея в её тематических парках для световых парадов, а также «The Savers» для игрового шоу The Joker"s Wild. Также Кингсли создал заставку для бостонского телеканала WGBH-TV.

Какой была бы наша жизнь без музыки? В течение многих лет люди задавали себе этот вопрос и приходили к выводу, что без красивых звуков музыки мир был бы совсем другим. Музыка помогает нам полнее ощущать радость, находить свое внутреннее «я» и справляться с трудностями. Композиторы, работая над своими произведениями, вдохновлялись самыми разными вещами: любовью, природой, войной, счастьем, печалью и многим другим. Некоторые из созданных ими музыкальных композиций, навсегда останутся в сердцах и памяти людей. Перед вами список из десяти самых великих и талантливых композиторов за все время. Под каждым из композиторов вы найдете ссылку на одно из наиболее известных его произведений.

10 ФОТО (ВИДЕО)

Франц Петер Шуберт – австрийский композитор, который прожил всего 32 года, но его музыка будет жить еще очень долго. Шуберт написал девять симфоний, около 600 вокальных композиций, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

«Вечерняя серенада»


Немецкий композитор и пианист, автор двух серенад, четырех симфоний, а также концертов для скрипки, фортепиано и виолончели. Выступал на концертах с десяти лет, впервые выступил с сольным концертом в 14 лет. При жизни обрел популярность в первую очередь благодаря написанным им вальсам и венгерским танцам.

«Венгерский танец №5».


Георг Фридрих Гендель – немецкий и английский композитор эпохи барокко, он написал около 40 опер, множество органных концертов, а также камерной музыки. Музыка Генделя звучала на коронации английских королей, начиная с 973 года, звучит она и на церемонии королевских свадеб и даже используется в качестве гимна лиги чемпионов УЕФА (с небольшой аранжировкой).

«Музыка на воде».


Йозеф Гайдн — известный и плодовитый австрийский композитор эпохи классицизма, его называют отцом симфонии, поскольку он внес значительный вклад в развитие этого музыкального жанра. Йозеф Гайдн является автором 104 симфоний, 50 сонат для фортепиано, 24 опер и 36 концертов

«Симфония №45».


Петр Ильич Чайковский – известнейший русский композитор, автор более 80 произведений, в числе которых 10 опер, 3 балета и 7 симфоний. Был весьма популярен и известен, как композитор еще при жизни, выступал в России и за рубежом в качестве дирижера.

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Фредерик Франсуа Шопен – польский композитор, который также считается одним из лучших пианистов всех времен. Он написал много музыкальных произведений для фортепиано, включая 3 сонаты и 17 вальсов.

«Вальс дождя».


Венецианский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди является автором более 500 концертов и 90 опер. Оказал огромное влияние на развитие итальянского и мирового скрипичного искусства.

«Эльфийская песнь».


Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор, поразивший мир своим талантом с раннего детства. Уже в пять лет Моцарт сочинял небольшие пьесы. В общей сложности он написал 626 произведений, среди них 50 симфоний и 55 концертов. 9.Бетховен 10.Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и органист эпохи барокко, известен как мастер полифонии. Является автором более 1000 произведений, в которые входят практически все значимые жанры того времени.

«Музыкальная шутка».

В книге «Муслим Магомаев. Преданный Орфей» Софьи Бенуа приводятся воспоминания мэтра советской эстрады о том, как и Николай Добронравов предложили ему композицию «Ты моя мелодия». Незадолго до того он познакомился с будущей женой Тамарой Синявской и «переживал романтическую пору». Она выступала в Италии, а он жил в Москве, поэтому влюбленным оставалось лишь подолгу разговаривать по телефону.

Муслим Магометович рассказывал, что песня сразу пришлась ему по душе. Он даже не просил что-то изменить в произведении, хотя обычно у него возникали такие просьбы к композиторам. Спустя пару дней была сделана запись, и «смог прокрутить ее Тамаре по телефону».

Объяснение легендарного артиста навело журналистов отечественных изданий на мысль, что композиция писалась специально для Муслима Магомаева. Но рассказ Николая Добронравова об истории песни «Ты моя мелодия» опровергает эту версию:

Часто она [Александра Пахмутова] пишет сперва мелодию, а уже потом я сочиняю к ней текст… Расскажу на примере «Мелодии». Мы жили тогда в Рузе, и однажды вечером Аля говорит: «Коля, послушай одну новую мелодию, я сама ещё не могу понять, интересна она или нет. Послушай, стоит из нее что-то делать?» Сыграла. Я говорю: «Аля, не знаю, но мне кажется, это потрясающе». Я не очень чисто пою, но плохую музыку от хорошей всегда отличу. Ну, в общем, взялся я за эту Алину тему.

Первая строчка возникла сразу: «Ты моя мелодия». По законам стиха вторая должна быть примерно такая: «Я твой дорогой». Третья: «Ты моя хорошая». И четвертая: «Снова мы с тобой». А точно, исходя из ритма пахмутовской мелодии, получилось: «Ты моя мелодия, Я твой преданный Орфей. Дни, что нами пройдены, Помнят свет нежности твоей».

Здесь ритм постоянно меняется, каждое слово ударное. В стихах так бывает крайне редко. Безумно сложная подтекстовка. Я над ней работал два года! Выпустил за это время сборник стихов…

«Труд», 2009

Посмотрим музыкальное видео с песней «Ты моя мелодия».

  • Говорят, что первой композицию в исполнении Магомаева услышала по телефону его жена.

Текст песни «Ты моя мелодия»

Ты моя мелодия,
Я твой преданный Орфей
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей

Всё, как дым, растаяло,
Голос твой теряется вдали
Что тебя заставило
Забыть мелодию любви?

Ты моё сомнение,
Тайна долгого пути
Сквозь дожди осенние
Слышу я горькое «прости»

Зорь прощальных зарево
Голос твой теряется вдали
Что тебя заставило
Предать мелодию любви?

Ты моя мелодия,
Я твой преданный Орфей
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей

Стань моей Вселенною,
Смолкнувшие струны оживи
Сердцу вдохновенному
Верни мелодию любви

Цитата о песне

Обычно при первом знакомстве с новой песней я просил композиторов тут что-нибудь изменить, там что-нибудь сделать по-иному, спорил, доказывал. А тут принял песню с самого начала.

«Муслим Магомаев. Преданный Орфей»

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Песня «Love Story»

В 1968 году профессор Йельского университета Эрик Сигал написал повесть «История любви». Непритязательная, но очень добрая история о двух юных влюбленных тут же стала бестселлером, невзирая даже на трагический финал — что нетипично для Америки, где любят хэппи энд. Уже в следующем году голливудский режиссер Артур Хиллер приступил к экранизации. Одноименный фильм имел огромный успех и выдвигался на «Оскара», награду американской Академии киноискусства, сразу по семи номинациям, но удостоился только в одной: за музыку, написанную композитором и пианистом Франсисом Леем. В его активе мелодия к «Love story» не единственная знаменитая: Лей сочинял песни для Эдит Пиаф, Жюльетт Греко, Ива Монтана, Эллы Фицджералд, Джонни Холидея и Фрэнка Синатры. Он автор музыки к фильмам «Мужчина и женщина», «Жить чтобы жить», «Майерлинг» и другим известным лентам. Кроме «Оскара», Лей получил за музыку к «Истории любви» еще международную премию «Золотой глобус».

Поначалу ведущая тема фильма была инструментальной, потом поэт Карл Сигман добавил текст под названием «Where do I begin». Однако публика, по обыкновению, внесла поправку, переиначив название песни по названию повести и фильма. Более всего эта баллада известна в исполнении певца Энди Уильямса, чье телевизионное шоу в шестидесятые годы было одним из самых рейтинговых в Соединенных Штатах. Сложно сказать, телевидение ли способствовало популярности песни или процесс был взаимопроникающим. Так или иначе, сейчас этого ветерана поп-сцены помнят, пожалуй, исключительно по «Love story».

Разумеется, было бы несправедливым, если бы «Историю любви» исполняли представители только мужского пола. С «женской стороны» лучшую перепевку сделала Мирей Матье — что ничуть не удивительно, поскольку в свое время автор мелодии был ее аккомпаниатором. Да и вообще, имея как бы своей исторической родиной Францию, песня просто не могла не прозвучать на французском языке, прежде чем ее запели еще на многих других. Наверное, эта песня еще и потому так нравится людям, что тема «Love story» во всех трех своих воплощениях — повести, фильме и песне — провозгласила главную мысль: «Любовь — это когда не надо говорить "прости"...».

Where do I begin
To tell the story
Of how great a love can be,
The sweet love story
That is older than the sea,
The simple truth about the love
She brings to me?
Where do I start?

With her first “hello”
She gave the meaning
To this empty world of mine;
There"d never be another love,
Another time;
She came into my life
And made the living fine.
She fills my heart.

She fills my heart
With very special things,
With angel songs,
With wild imaginings.
She fills my soul
With so much love
That anywhere I go
I"m never lonely.
With her along
Who could be lonely?
I reach for her hand,
It"s always there.

How long does it last?
Can love be measured
By the hours in a day?
I have no answers now,
But this much I can say:
I know I"ll need her
Till the stars all burn away
She fills my heart ...

How long does it last?
Can love be measured
Bby the hours in a day?
I have no answers now,
But this much I can say:
I know I"ll need her
Till the stars all burn away
And she"ll be there..

Русский текст М.Подберезского

Как, с чего начать
Мою историю,
Чтоб вновь не повторять
Слова знакомые,
Чтоб людям дать понять:
Рассказ мой - истина,
Мне нечего скрывать.
С чего начать?

Как вам объяснить,
Что иногда живется так, как хочешь жить,
Что иногда бывает так, как должно быть,
Как объяснить вам, что такое - "полюбить"?

Как объяснить, без слов и фраз,
К которым слух привык,
Любовь у нас -
Не то, что у других.
И мой рассказ
Взят не из книг,
История любви - и в ней за строкой строка
Пусть сберегут и сохранят в веках
Тепло твоей руки в моих руках!

Началась давно
Моя история, но знаю я одно:
Пусть дни проходят безвозвратно,
Все равно
Я каждый день и час, что жить мне суждено,
Люблю тебя.

Русский текст Роберта Рождественского

Тронуло свечу
Дыханьем вечера
я вас не огорчу,
Пугаться нечего,
а просто я хочу
Сказать о том,
что у меня любовь была...

Была любовь...
Здесь была, взгляни,
Одна на тысячу -
ты руку протяни.
А вдруг отыщется -
ты сердце распахни,
Неужто в нем
еще вчера любовь была...

Была любовь.
Она прошла,
Как поезд полночью,
Куда теперь
бежать за помощью,
Кого винить
и как вернуть ее,
Прости меня,
за что - не знаю,
Прости меня,
за что - не знаю,
Прости меня
за что-нибудь.
В сердце и крови
Сплошные таинства.
А люди от любви
Наверно старятся.
Прикажут мне: "Живи!"
Я буду жить,
я буду знать - любовь была...

Была любовь...Только и всего.
Земля качается
от крика моего.
Любовь кончается,
но жалко мне того,
Кто никогда не произнес:
"Была любовь..."
Любовь была...