Эрмитаж ян фабр животные. Мёртвые животные в Эрмитаже

Егор Руссак/ТАСС

Выставка знаменитого бельгийца Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» открылась в Эрмитаже 22 октября в зданиях на Дворцовой набережной и помещениях в Главном штабе. Противники современного искусства нашли уязвимое место выставки. Им оказались коты и собаки: в парной инсталляции «Карнавал мертвых дворняг» (2006) и «Протест мертвых бездомных котов» (2007), расположенной в Главном штабе и занимающей один из залов анфилады, художник использовал чучела животных на фоне классической голландской и фламандской живописи, в том числе натюрмортов с битой дичью. Музеем сразу было разъяснено: Фабр подбирал трупы на обочинах автострады, где были сбиты животные, выброшенные своими хозяевами. Соответствующие залы выставки отмечены возрастной маркировкой 16+.

Однако эта история получила продолжение: 10 ноября ровно в 15 часов началась сетевая атака на музей — массовые перепосты с хештегом #позорэрмитажу. Как всегда в таких случаях, в этих постах преобладают высказывания агрессивные с использованием ненормативной лексики. Люди, которые не были на выставке (о чем свидетельствует приложенное к их жалобам фото с распятым котенком, которого нет в экспозиции) и не способны без ошибок написать фамилию директора музея, призывали к закрытию выставки, увольнению директора, в этой же толпе зазвучали голоса о физической расправе над художником и музейщиками.

Среди бескомпромиссных критиков современного искусства предсказуемо оказались певица Елена Ваенга и депутат Госдумы РФ Виталий Милонов .

Возмущение выставкой Фабра разделяет и Лиана Рогинская , вдова художника Михаила Рогинского , известная фанатичной любовью к животным. «На мой взгляд, никакого отношения к искусству это не имеет, но это отличный пример того, до какой мерзости может дойти нарциссизм и эксгибиционизм в сочетании с отсутствием таланта. Один вопрос: а если бы трупы были не собачьи, а человечьи, вы бы тоже аплодировали этому Херсту для малоимущих?» — заявляет она.

Одиннадцатого ноября противники выставки создали на портале change.org петицию в адрес министра культуры с требованием закрыть выставку. Характерно, что в самом тексте опять упомянут «распятый кот», который «привел в шок верующих, глубоко задев их чувства», хотя такой работы, повторимся, на выставке нет. К настоящему моменту петицию подписали почти 10 тыс. человек.

В ответ Министерство культуры разместило на своем сайте комментарий, объявив, что не считает нужным вмешиваться в выставочную политику музея: «Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн».

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский , относящийся к творчеству Фабра весьма критично, написал : «Думаю, касательно этой конкретной петиции, вовсе не в зверюшках дело. Перед простодушными любителями живого готов извиниться — я не про вас. Вас просто призвал бы не понимать искусство буквально — иначе трудно будет найти для себя что-либо совсем уж нейтрально-отрадное. Особенно в искусстве современном. Так что берегите себя. Или постарайтесь взглянуть чуть шире. Я — про авторов петиции. И комментов в сетях — не поленился просмотреть. Они написаны удивительно злым, бескомпромиссно обличающим языком. Настолько нетерпимым тоном, что понимаешь: нелюбовь к людям превосходит любовь к зверюшкам, якобы попранную художником и его эрмитажными кураторами. Если ты заботишься о живом, так о людях не пишут. Таким тоном писались в приснопамятные времена требования применять высшую меру».

На стороне Фабра петербургская зоозащитница Анна Кондратьева , написавшая в своем аккаунте на Facebook: «А для того, чтобы показать (рассказать. — TANR) добреньким и впечатлительным зрителям о тех тысячах и тысячах брошенных животных, погибших под колесами, принесенных на усыпление. Фабр как бы достает скелеты из шкафов и предъявляет их публике. Имхо, шубы и меховые горжетки на плечах модниц гораздо менее уместны, нежели чучела в залах Эрмитажа».

Петербургская художница и волонтер Центра помощи диким животным «Сирин» Александра Гарт точно отметила на своей странице в Facebook: «В связи с последней вспышкой зоошизоидной активности в ленте пришла такая мысль — а Хёрст молодец, умный мужик. Свинок и акул никому не жалко, хоть и убиты они специально для его произведений. А злой, нехороший человек Фабр набивает чучела из кошечек и собачек, хоть и уже дохлых — подвесить его на крюки!»

Эрмитаж 12 ноября запустил ответный хештег #кошкизафабра и получил поддержку, в частности, от музея и кафе «Республика кошек», где живут в том числе и взятые из Эрмитажа коты. «Ни одна кошка не пострадала при подготовке выставки Яна Фабра, как бы того ни хотели авторы хештега #позорэрмитажу», — написал в Facebook Дмитрий Озерков , глава отдела современного искусства Эрмитажа.

Эрмитаж — единственный в мире музей, который уже десятилетия имеет в своем штате на довольстве целую команду котов и даже проводит ежегодный праздник «День кота».

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в своей статье для газеты «Санкт-Петербургские ведомости» написал:

«В Эрмитаже открылась выставка мудрого художника Яна Фабра . Все смотрят на натюрморты Снайдерса и думают, как они красивы. Но срезанные плоды, убитые животные — напоминание о смерти. Стоит представить на секунду, как пахнет „Лавка дичи“ или „Рыбная лавка“ Снайдерса. В его натюрмортах есть второй смысл. Глядя на них, человек должен видеть мастерство художника и думать о том, что жизнь проходит.

Поэтому Фабр между картинами вставляет черепа. Вспоминайте! Напротив он располагает чучело павлина, которое держит скелет. Вспоминайте! Свое изображение он ставит вплотную к картине так, что из носа „течет кровь“. Слишком близко к искусству приближаться опасно. У Фабра всюду сложные смыслы.

Его инсталляции с чучелами кошек и собак в Главном штабе шокируют. Но это напоминание о варварском отношении к животным, о чем свидетельствует даже название. Надо не возмущаться, а задуматься, о чем говорит художник.

Да, очень резко. Но искусство не всегда должно доставлять только эстетическое удовольствие. Фабр „кричит“ о том, что происходит в мире. Неуютно? Да, но вспоминайте о том, что происходит.

У меня на столе пачка протестов. Пишут как под копирку: „уберите Фабра из Эрмитажа“ (это, дескать, „бескультурье“). Упрекают: как можно показывать это сейчас, когда страну взбудоражила история хабаровских живодерок. Именно сейчас это звучит особо. Ужасы характерны для нашего времени, как характерна и нетерпимость.

В „крике“ Фабра много глубокого смысла. Не хотите слышать, не слушайте. Он безупречен, точно останавливается на грани, за которой ужас и грязь.

Современное искусство — вызов. Провоцируя, оно заставляет людей задуматься. Этому надо радоваться, а не огрызаться. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают — это нормально».

Выставка скандально известного бельгийского художника Яна Фабра в санкт-петербургском Эрмитаже спровоцировала волну возмущения среди россиян, сообщает Libération. Наибольший шок у посетителей вызвали чучела животных: из-за них многие начали клеймить Эрмитаж позором и требовать закрытия выставки. В ответ на критику директор музея отметил, что современное искусство должно бросать вызов и заставлять людей задуматься.


Выставка скандально известного бельгийского художника Яна Фабра в санкт-петербургском Эрмитаже вызвала волну возмущения среди российских интернет-пользователей, которых шокировал вид чучел животных, пишет Libération.

«Посетители пришли полюбоваться картинами и наткнулись на этот ужас. Дети были в шоке. Только садисты могут подвесить трупы животных», - возмущается одна посетительница. «Мертвые животные - это не искусство. Позор Эрмитажу», - вторит ей другая.

Депутат Виталий Милонов, активно защищающий моральные ценности в российском обществе, также выступил за закрытие выставки Фабра, назвав произведения художника «гадостью», сообщает Libération. Представители музея, со своей стороны, написали на странице официального сайта музея, что в инсталляциях бельгийца используются чучела животных, которые погибли на дороге.

«Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть», - объяснили в Эрмитаже. «Современное искусство — вызов, оно заставляет людей задуматься. Если кому-то такое искусство не нравится или не все его понимают - это нормально», - полагает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Более 200 произведений фламандского художника Яна Фабра - мозаики из панцирей жуков-скарабеев, чучела животных, рисунки, выполненные шариковой ручкой, - будут выставлены до апреля следующего года в залах Эрмитажа вместе с классическими произведениями европейского искусства, напоминает Libération. В то время как почитатели Фабра хвалят его за «радикальное обновление современной сцены», его противники регулярно обвиняют художника в провокациях. Так, на Фабра обрушились с критикой в 2012 году из-за перформанса в Антверпене, во время которого участники подбрасывали котов.

источник Libération Франция Европа теги
  • 17:33

    Сборная России заняла первое место в командном зачёте чемпионата Европы по художественной гимнастике в Баку.

  • 17:31

    В СК по Саратовской области сообщили, что полицейский, подозреваемый в совершении ДТП, в результате которого погиб 14-летний подросток, был пьян в момент инцидента.

  • 17:29

    Голкипер московского ЦСКА Игорь Акинфеев стал первым истории клуба игроком, принявшим участие в 600 матчах.

  • 17:19

    Папа Римский Франциск в рамках встречи с представителями Ассоциации иностранной печати в Ватикане призвал журналистов и владельцев аккаунтов в социальных сетях к смирению, ответственности и сдержанности.

  • 17:16

    Сборная России одержала победу над командой Латвии со счётом 3:1 в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 17:12

    Депутат Госсовета Республики Крым Владислав Ганжара в беседе с RT оценил заявление избранного президента Украины Владимира Зеленского о том, что Украина вернёт себе Крым.

  • 17:10

    «Уфа» потерпела поражение от «Оренбурга» в матче 29-го тура Российской премьер-лиги (РПЛ).

  • 17:02

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв прокомментировал удаление Никиты Задорова и эпизод с жёсткой игрой Дмитрия Орлова в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года с национальной командой Латвии.

  • 17:01

    Саудовская Аравия и несколько других стран Персидского залива дали США своё разрешение на размещение американских войск на территории и в водах своих государств.

  • 16:56

    Айк Алумян, адвокат экс-президента Армении Роберта Кочаряна заявил, что прокуратура страны не может обжаловать решение суда об освобождении политика.

  • 16:54

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв прокомментировал победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:50

    Военный совет Судана заявил о готовности вернуться к переговорному процессу с протестующими в воскресенье, 19 мая.

  • 16:40

    Защитник сборной России Никита Гусев прокомментировал победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:40

    Депутат Верховной рады Евгений Мураев рассказал о злобности и активности «зелеботов» - сторонников избранного президента Украины Владимира Зеленского.

  • 16:38

    Защитник сборной России Никита Задоров прокомментировал эпизод со своим удалением в матче с национальной командой Латвии в рамках группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:33

    Заместитель генерального директора концерна «Техмаш» (входит в «Ростех») Александр Кочкин в беседе с РИА Новости рассказал, что опытный образец авиационной управляемой ракеты нового поколения «Монолит» появится в России в 2021-2022 годах.

  • 16:29

    Американские власти предупредили коммерческие авиалинии об опасности полётов над Персидским заливом из-за риска «оказаться неправильно опознанными» в воздушном пространстве на фоне напряжённости в регионе.

  • 16:25

    Защитник сборной России Никита Задоров прокомментировал победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 16:25

    В центре Киева националисты сломали забор, установленный на аллее так называемых героев «небесной сотни».

  • 16:19

    Главный тренер сборной России по хоккею Илья Воробьёв объявил имя голкипера, который займёт место в воротах команды в матче чемпионата мира со Швейцарией.

  • 16:18

    Глава Национальной нефтяной компании Ливии Мустафа Саналла заявил, что страна может почти полностью остановить нефтедобычу из-за вооружённых нападений на нефтедобывающую инфраструктуру.

  • 16:10

    Президент Молдавии Игорь Додон в Кишинёве принял участие в марше в поддержку традиционных семейных ценностей.

  • 16:07

    Сборная России за два матча до завершения группового этапа обеспечила себе выход в плей-офф чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:59

    Нападающий Никита Кучеров по итогам пяти матчей возглавляет список лучших бомбардиров чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:57

    Бывший лидер Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер заявила, что намерена баллотироваться в вице-президенты страны. Об этом информирует ТАСС со ссылкой на видеозапись, опубликованную в соцсетях политика.

  • 15:48

    Защитник Дмитрий Орлов признан лучшим игроком сборной России в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года с национальной командой Латвии.

  • 15:41

    Сборная США одержала победу над национальной командой Дании в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:38

    Американский музыкант Мэрилин Мэнсон и обладательница «Золотого глобуса» актриса Шэрон Стоун примут участие в съёмках продолжения телесериала «Молодой папа» итальянского режиссёра Паоло Соррентино.

  • 15:36

    Сборная России одержала волевую победу над национальной командой Латвии в матче группового этапа чемпионата мира по хоккею 2019 года в Словакии.

  • 15:34

    Главный тренер мадридского «Реала» Зинедин Зидан ответил на вопрос о будущем голкипера Кейлора Наваса в команде.

  • 15:21

    Украинский лидер Пётр Порошенко в ходе выступления в Киеве по случаю Дня Европы призвал избранного президента Украины Владимира Зеленского усиливать санкционное давление западных стран на Россию.

  • 15:19

    Футболисты каталонской «Барселоны» выступают против трансфера французского форварда «Атлетико» Антуана Гризманна.

  • 15:11

    Суд в Ереване освободил бывшего президента Армении Роберта Кочаряна из-под стражи, передаёт РИА Новости.

  • 15:07

    Главный тренер московского ЦСКА Димитрис Итудис накануне финала Евролиги с «Анадолу Эфес» рассказал о травме форварда Уилла Клайберна.

  • 14:54

    Британская авиакомпания British Airways с 3 октября прекратит полёты из Лондона в Санкт-Петербург и Киев. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на авиалинии.

  • 14:52

    Главный тренер мадридского «Реала» Зинедин Зидан прокомментировал информацию о том, что его сын Лука в следующем сезоне может стать вторым вратарём основного состава команды.

21 октября в Эрмитаже открылась выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния - воин красоты», подготовленная Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Один из крупнейших мастеров современного европейского искусства бельгийский художник Ян Фабр представил в Эрмитаже двести тридцать работ: графику, скульптуру, инсталляции, фильмы. Выставка вызвала неоднозначную реакцию у посетителей музея, что говорит о безусловном интересе петербургской аудитории к творческим высказываниям автора. В Эрмитаж поступают письма от посетителей музея с критикой произведений Фабра и просьбой убрать некоторые работы художника из экспозиции. Мы подготовили ответы на наиболее часто задаваемые нам вопросы.

– Почему Фабр экспонируется не только в Главном штабе, который зрители уже привыкли ассоциировать с современным искусством, но также и в Главном музейном комплексе?

Действительно, работы Фабра . Идея представить Фабра в Эрмитаже – в диалоге с фламандскими мастерами XVII века, возникла семь лет назад, когда директор музея, Михаил Борисович Пиотровский, и Дмитрий Озерков, заведующий Отделом Современного искусства, побывали на выставке Яна Фабра в Лувре, где инсталляция художника соседствовала с шедеврами Рубенса. По словам куратора проекта Д. Озеркова, «это не вторжение. Фабр, современный художник, приходит в наш музей не для того, чтобы с ним соперничать, а чтобы преклонить колено перед старыми мастерами, перед красотой. Эта выставка не про Фабра, она про энергии Эрмитажа в его четырех контекстах: живопись старых мастеров, история зданий, колыбель революции и место, где жили цари» (The Art Newspaper Russia).

Фотография Александра Лаврентьева

Мерцающие зеленые композиции бельгийца, созданные в жанре vanitas vanitatum (суета сует) на мотив memento mori (помни о смерти), внедряются в стены Нового Эрмитажа (Зал фламандской и голландской живописи). Ян Фабр – тонкий колорист. В Двенадцатиколонном зале он работает в цветах серого мрамора и декоративной позолоты. Его драгоценные изумрудные панно напоминают зрителю об эрмитажных малахитовых чашах и столешницах, о декоре Малахитовой гостиной Зимнего дворца.


Фотография Кирилла Иконникова

Его рисунки ручкой "Bic" близки к лазуриту ваз Больших просветов Нового Эрмитажа.

Лаконичные и строгие рельефы Фабра с «королевами» соседствуют с парадными портретами английской знати и придворных дам кисти Антониса ван Дейка.

Удачно соседство Фабра с «Лавками» Снейдерса, современный художник не цитирует фламандского мастера, а лишь осторожно добавляет мотив черепа – очевидный для историка искусства смысл: тему тщеты и суеты бытия.


Фотография Валерия Зубарова

Сам Фабр на встрече с петербуржцами в Атриуме Главного штаба рассказал о том, что его работы в залах искусства Фландрии призваны заставить зрителей «остановиться, уделить время искусству». «Посетители проходят мимо Рубенса, как мимо витрин большого магазина, они не смотрят на детали», – говорит художник.

– Обращаюсь ко всем службам Государственного Эрмитажа! Как зоозащитник и волонтер я считаю недопустимым для выставления напоказ всем возрастным категориям и губительным для детской психики чучело собаки на крюках! Выставка Яна Фабра – это бескультурье. Особенно это безнравственно в свете огромного отклика на случаи живодерства в Хабаровске. Пожалуйста, уберите из экспозиции чучела животных!

Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть. «Многие мои работы посвящены жизни после смерти. Смерть – это часть жизни, я уважаю смерть», – говорит знаменитый бельгиец. Мертвый пес в инсталляции Фабра – это метафора, своеобразный автопортрет художника. Фабр утверждает: «Художник – это бродячая собака».

Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания.

Представляя чучела домашних животных, Фабр вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к ним.

Зачастую мы любим не животных, а свою любовь к ним. Называя их нашими меньшими братьями, мы часто не понимаем, насколько жестоко относимся к ним. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Против этого выступает Ян Фабр. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества – в укор человеческой жестокости.

– Почему Фабр не мог использовать искусственные материалы вместо чучел животных? Современные технологии позволяют делать их совершенно неотличимыми от настоящих.

«Почему мрамор, а не пластик?», – спрашивает Фабр, отвечая на этот вопрос на встрече в Главном штабе. «Мрамор – это традиция, Микеланджело, это тактильно другой материал. Материал – это и есть содержание». Этот тезис Фабра можно сопоставить с мыслью русских формалистов о единстве формы и содержания.

Для Яна Фабра очень важны «эротические отношения с материалом», чувственная составляющая. Он вспоминает о том, что фламандские художники были алхимиками, для изготовления красок они использовали кровь и измельченные человеческие кости. Художник рассматривает тело как «удивительную лабораторию и поле битвы». Для него тело – это «нечто прекрасное и очень мощное, но при этом уязвимое». Создавая своих монахов для инсталляции «Умбракулум», Фабр использует кости – полые, «духовные тела» его персонажей имеют «внешний скелет», их нельзя ранить, они находятся под защитой.


Фотография Валерия Зубарова

– Чучелам не место в Эрмитаже, они должны находиться в Зоологическом музее.

В Рыцарском зале Нового Эрмитажа представлены кони из Царскосельского Арсенала Николая I (это конские шкуры, натянутые на деревянную основу). В Зимнем дворце Петра I (Конторке Петра Великого) экспонируется чучело собаки, это левретка, одна из любимиц императора. Их нахождение в Эрмитаже не кажется посетителям странным или провокационным, не вызывает страха и возмущения.


Фотография Валерия Зубарова

Художник использует те или иные средства, исходя из принципа внутренней необходимости и собственной сверхзадачи. Для восприятия современного искусства недостаточно беглого взгляда, оно требует (от каждого из нас) внутренней работы и духовного усилия. Это усилие бывает связано с преодолением стереотипов, предубеждений, страха, идеологических и психологических клише, религиозных установок. Оно требует отваги и терпения, заставляет нас расширять границы нашего восприятия. Современное искусство – это то, к чему нельзя быть полностью готовым. Сам Фабр говорит, что его работы «связаны с поиском примирения и любовью. Любовь – это поиск интенсивного диалога и вежливости».


Фотография Валерия Зубарова

Текст: Цибуля Александра, Дмитрий Озерков

Предлагаем Вам также познакомиться со следующими материалами:

«Наша цель достигнута, люди говорят о защите животных»: Дмитрий Озерков - о скандале вокруг чучел на выставке в Эрмитаже (Бумага)

Эрмитажная выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния - воин красоты» привела к скандалу федерального размаха. Не только петербуржцы, но и жители других городов возмутились выставленными чучелами собак, кошек и зайцев и запустили в Instagram марафон с хэштегом #позорэрмитажу. В ответ музей придумал контрхэштег #кошкизафабра, а куратор обсуждаемой выставки Дмитрий Озерков неоднократно публично объяснял, почему работы бельгийского художника на самом деле призывают к защите животных.

«Бумага» публикует фрагменты лекции Дмитрия Озеркова «Современное искусство и проблема защиты животных», которая прошла в кафе Social Club.

Дмитрий Озерков

Куратор выставки Яна Фабра
и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21»

Как человек, заваривший эту кашу не только в качестве куратора выставки, но и в качестве заведующего отделом «Эрмитажа 20/21», я считаю должным объяснить, кто мы и что мы вообще делаем. Изначально Эрмитаж показывал старое искусство и до 2003–2004 года некоторые проекты современного. Была выставка Уорхола, его автомобиль; выставка Джексона Поллока из одной картины и девяти графических работ. Это были точечные вливания. Тогда это было здорово. Потом же мы стали понимать, что это уже бессмысленно: все это видели - и появилась необходимость делать «Энди Уорхол и…», «Энди Уорхол в контексте…», «Энди Уорхол о…» и прочее.

«Эрмитаж 20/21» - это проект о западном и европейском искусстве послереволюционного времени, которого, как вы догадываетесь, нет в коллекции музея. Изначально мы были созданы как проект, который должен был заполнить эту пустоту, занимаясь показом специально созданных для нас работ современных художников.

«Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве

Когда мы начали это делать, некоторые выставки вызывали определенный общественный резонанс. Например, выставка братьев Чепмен (более ста человек усмотрели экстремизм в работах английских художников - прим. «Бумаги» ). «Эрмитаж 20/21» никогда не стремился сгладить углы: нам кажется важным, чтобы город говорил о современном искусстве. В случае с Яном Фабром точно такая же история: его выставка сложная и многосоставная.

Петербург сейчас разделился на два лагеря: один состоит из людей, которые были на выставке и имеют свое мнение, другой - из людей, не бывавших на выставке, но тем не менее имеющих свое мнение. Одни говорят: какая прекрасная выставка Яна Фабра в Эрмитаже, удивительная история, удивительный диалог с коллекцией. А другие: как вы можете издеваться над трупами животных, это невозможно, антигуманно и так далее.

Подвешенные чучела собак и кошек в Главном штабе

На самом же деле, одна из глав выставки Яна Фабра, как раз и вызвавшая весь этот резонанс, была историей о бродячих животных. Будучи еще молодым художником, Ян Фабр, проезжая по автотрассе Бельгии, увидел множество тел сбитых животных. И он, близкий к теме домашних питомцев (у него дома всегда было очень много собачек, кошек и попугаев), стал узнавать, в чем же дело.

Оказалось, что людям малосостоятельным слишком дорого лечить своего больного питомца, поэтому они, обходя европейские законы, просто высаживают своего любимца на автотрассе, чтобы его сбили. И со спокойной душой заводят себе нового. Тогда Ян понял, что здесь налицо социальное двуличие: когда, с одной стороны, люди говорят о том, какие милые и классные их животные, а с другой, тела этих же животных бесхозно валяются по автостраде. Молодой художник взял некоторые тела этих животных, отнес к таксидермисту, чтобы тот сделал из них чучела, и стал создавать из этого выставку.

Как вы знаете, эта инсталляция разделена на две части: одна, где висят собаки, и другая, где висят кошки. Часть с собаками сделана цветными лентами, там лежит масло для собак. С кошками - белыми, там есть молоко в мисочках. Собаки и кошки, мужское и женское, верность и предательство - эти темы, по мнению Яна Фабра, необходимо вскрывать. Необходимо объяснять детям, что если вы берете питомца, то за него нужно нести ответственность. Иногда даже уметь сказать ребенку, что животное умерло, что животные смертны. Второе - это сложный теологический момент. Воспитанный в семье католички и протестанта, Ян Фабр рассуждает: «Есть ли у животных души?» и «Куда уходят животные после смерти?».

Чучела зайцев и птиц в зале Снейдерса

Вторая часть диптиха Фабра расположена в зале Снейдерса, где висят картины, изображающие пять больших охот и пять лавок. Для него это не про фрукты и не про рыбу, даже не об изобилии, а о тщете бытия: всё приходящее, всё умрет. Именно поэтому в экспозиции присутствуют черепа, оформленные панцирями жуков. В зубах у этих черепов - зайцы, белки, птички.

Помимо всей тщеты бытия, в этих работах есть момент, говорящий о двуличии и плохом понимании всего происходящего. Момент, когда мы говорим, что любим старых мастеров и любуемся их холстами, но не любим мертвых животных. Ян Фабр говорит: «Вот представьте себе картину старого мастера, холст маслом. Чем она написана? Масляными красками. А чем они наносятся на картину? Кисточками. А из чего эти самые кисточки сделаны? Эти самые кисточки как раз сделаны из тех же самых колонков, белок, зайцев. Когда мы любуемся старой живописью, мы не хотим знать, как она появилась. Это то же самое, когда мы носим шубы и едим мясо, но боремся за права животных».

Панцири насекомых в многочисленных работах в Эрмитаже

Жуки же, панцири которых представлены на «зеленой» части выставки, живут в Азии. Из них делают сувениры и даже едят. Их Фабр использовал, чтобы рассказать о колониальной политике Бельгии в Конго. Когда Африка отделилась, самая слабая в Европе Бельгия получила в свое владение Конго, на территории которого позже было обнаружено золото (чего, конечно, никто не ожидал). На эти деньги, собственно, и был построен Брюссель. Логично вытекающие из этого темы: эмигранты, террор в Брюсселе, мусульманское население, колониализм.

Изначально Фабр искал способ передать проблему колониализма в Бельгии, тянущейся еще с тех пор. У Яна Фабра был договор с одним рестораном, который поставлял ему панцири съеденных жуков. Их он термически обрабатывал, чтобы избавиться от органики.

В Эрмитаже открывается выставка бельгийского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты». Чучела животных и черепа, видео с живым рыцарем в Рыцарском зале и нарисованные ручкой Bic картины - «Бумага» рассказывает, что привезли в Зимний дворец и Главный штаб, что такое карнавал «в стиле Фабра», который пройдет в музее в декабре, и какими провокационными работами прославился бельгиец.

Мы прекрасно знали, что возможен такой исход, при котором начнется агрессивная волна. На самом деле, о сути выставки всё прекрасно прописано в буклетах и на сайте. Проблема здесь в истерии общества. Человеку показывают картинку, и он взрывается, кричит, не пытаясь вникнуть в суть, а через несколько минут забывает, о чем же кричал.

Это из серии, когда человек выходит из церкви и кидает монетку бездомному. И будто решает все проблемы мира. Тем не менее мы рады, что так случилось. Репутацию такого музея, как Эрмитаж, практически невозможно подмочить, а наша цель достигнута: люди говорят о защите животных.

Я, может, скажу страшную вещь, но музей не должен ориентироваться на общество. Если пойдем за обществом, то мы перейдем к тому, что будем сидеть в каком-нибудь унылом помещении и листать свои телефоны. Общество должно идти за нами. Мы показываем что-то, что на шаг впереди, чего нет в России. И если люди хотят вникать, слушать, то пускай идут за нами; если не хотят - мы не имеем права навязывать. Но можем предложить.

За помощь в подготовке материала «Бумага» благодарит культурно-образовательный проект «

В залах Государственного Эрмитажа открылась выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты».

До начала апреля следующего года одиннадцать залов Зимнего дворца, Нового Эрмитажа, Главного штаба будут заполнены многочисленными произведениями Яна Фабра. Фабр – не только художник и скульптор, он еще и известный режиссер, автор театральных текстов, перформансов. И все эти свои таланты он щедро использовал при создании выставки в Эрмитаже. Так что получилось зрелище чрезвычайно разнообразное и нескучное: блестящие фантасмагорические головы с карикатурными рогами, ушами и другими атрибутами, рисунки в различных техниках, получившие объемное воплощение натюрморты Снайдерса с кроликами, перепелками, утками, попугаями и прочей дичью-снедью, головы хищных птиц-стервятников, выстроившихся в похоронную шеренгу на фоне традиционных пейзажей, одежда и рыцарские доспехи из навозных жуков, гигантские гипсовые слепки, прикорнувшие под портретами старых мастеров, и снова – чучела лебедей, павлинов...

Эти перечисления можно продолжать почти до бесконечности. Но главная особенность и основная и всех объектов Фабра – его «зацикленность» на искусстве старых голландских мастеров, рефлексия и переживания на темы натюрмортов, пейзажей, жанровых сцен, портретов Рубенса, Йорданса, Рембрандта, Снайдерса, Ван Дейка, Брейгелей и других выдающихся живописцев маленькой полосы суши вдоль берега холодного моря, которая дала миру выдающихся живописцев.

Я приехал из очень маленькой страны – Бельгии, но это совершенно удивительная страна, которую на протяжении многих веков оккупировали французы, немцы, испанцы, бельгийцы, но в живописи наших мастеров вы увидите сопротивление любой оккупации, прославление радостей повседневной жизни, - сказал на открытии выставки Ян Фабр. – Но в живописи французов, испанцев всегда прославляется власть, сила, а у нас – карнавал, радость, настоящий праздник жизни.

Ян Фабр родился в Антверпене. По словам художника, его отец с ранних лет водил сына в дом Рубенса, где он рисовал, копируя манеру старых мастеров. Его дед Жан Анри Фабр – знаменитый энтомолог, автор известной на весь мир книги «Жизнь насекомых». Поэтому не удивительно, что внук постоянно обращается к эстетике животного мира: он использует чучела животных, создает свои произведения из панцирей жуков, из рогов и скелетов зверей. А еще он пишет кровью и синими чернилами шариковой ручки BIC.

Выставка Фабра в Эрмитаже – это не выделенная экспозиция, не отдельный зал или какая-то огороженная его часть: экспонаты Фабра заполнили собой пространства залов с работами старых мастеров. Подвешенные на разной высоте тушки-чучела кроликов и перепелов, которые держат в своих челюстях черепа, сделанные из панцирей тропических жуков, висят возле рам с полотнами Снайдерса. Рядом с работами Йорданса, Рубенса стоят гипсовые слепки, перед голландскими пейзажами выстроен целый ряд голов хищных птиц-стервятников (объект «Обезглавленные вестники смерти»).

Работы Фабра ведут постоянный диалог с картинами старых мастеров, они раскрывают их подлинный смысл, философию жизни и смерти, которую не всегда воспринимают зрители, глядя на роскошество красок и пиршество радостей земной жизни голландских художников. Ведь убитая и растерзанная поваром дичь на холсте Снайдерса ничем принципиально не отличается от чучела куропатки, которую держит в зубах символ смерти череп, сделанный Фабом из блестящих панцирей жуков. И то и другое – мертвая натура, символ вечной жизни и ее спутницы – смерти, кружащихся в бесконечном танце. Именно эта тема – диалог жизни и смерти, их неразрывное единство – и является главной темой творчества Яна Фабра художника, скульптора, режиссера.

Отвечая на вопрос – как радость и торжество жизни, которые свойственны фламандскому искусству, сочетаются с торжеством насилия, убийства животных? – Фабр ответил, что это не связано с насилием, это все торжество природы, и если России до сих пор едят кроликов, а чтобы их съесть, их нужно освежевать, это не означает насилия, это все равно жизнь, это нормальный процесс. «В Бельгии и Фландрии особое отношение к животным, их очень любят, считают самыми лучшими врачами, лучшими философами жизни, к ним надо прислушиваться, - сказал Фабр. – Животные – часть нашей жизни». О том, что «ни одно животное не пострадало ради выставки», Фабр неоднократно говорил во время открытия: все кошки, кролики, собаки, куропатки погибли своей смертью или были сбиты на дороге, потом попали в мастерскую таксидермиста, оттуда – в руки художника. Даже жуки не погибли ради искусства: их блестящие крылья и панцири Фабр взял у хозяев юго-восточных ресторанов, где готовятся блюда из таких насекомых.

Идея эрмитажной выставки возникла после Лувра, где Фабр семь лет назадсделал временную экспозицию в залах фламандской и голландской школ живописи.

Я благодарен и потрясен открытостью кураторов Эрмитажа, - сказал Ян Фабр на открытии. – Семь лет назад Пиотровский и Озерков увидели мою выставку в Лувре, и потом пригласили меня в Эрмитаж. И все время, пока шла подготовка к ней, все сотрудники Эрмитажа шли мне навстречу, во всем помогали и отзывались на любые просьбы.

Кроме работ в залах старых мастеров, в Главном штабе открыта большая самостоятельная экспозиция Яна Фабра – здесь представленная и серия рисунков, и отдельные объекты. Один из них посетители буквально проходят насквозь: слева и справа по ходу в полутьме с потолка свисают сверкающие нити карнавального серпантина и новогодней мишуры, а между струями блестящего дождя летят в пространстве, подвешенные к потолку, или лежат в разных позах на полу чучела кошек и собак в клоунских колпачках с бантами на шее. Обилие чучел, особенно в сочетании с черепами, может вызвать у посетителей оторопь и недоумение, но, по мнению организаторов выставки, это не намерение художника вызвать негативные эмоции, связанные с переживанием страха смерти, а, наоборот, напоминание о тесной связи жизни и смерти, о чем, собственно, и говорили и говорят в своем творчестве все художники мира.

Ничего эпатажного в этой выставке нет, - считает Дмитрий Озерков, куратор выставки, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа. – У старых мастеров вы встретите куда более эпатажные работы. Это выставка-размышление о том, что такое по сути фламандское искусство. Мы привычно восхищаемся роскошью их живописи, а Фабр видит это в контексте всего европейского искусства. Например, у Йорданса мы никогда не обращали внимания, что практически на всех его картинах изображенные собаки. Почему? Потому что это все сюжеты про верность, преданность. Отсюда параллель с чучелами собак, выставленных в Главном штабе, которые, в первую очередь, перекликаются с темой женского и мужского начала.

В нескольких залах Эрмитажа кроме экспонатов Фабра демонстрируется фильм, снятый им в прошлом году: художник, облаченный в рыцарские доспехи, ходит по музею, преклоняя колени перед творениями гениев прошлого, и выходит из залов преображенный светом искусства. К выставке подготовлена и большая образовательная программа, которая проходит в Эрмитаже до конца этого года – фильмы, цикл лекций, мастер-классов и серия публичных дискуссий. Завершится программа акцией «Оммаж Яну Фабру. Интеллектуальный Марафон»: в течение суток 31 марта–1 апреля 2017 в Главном штабе Эрмитажа будут идти дискуссии и круглый стол с участием критиков, искусствоведов, театральных деятелей, музыкантов, художников на фоне показа спектакля-перформанса Яна Фабра Mount Olympus. Выставка продлится до 9 апреля 2017 года.