Мастер класс на тему:"Панно "Мордовские узоры". Мордовский орнамент

А. М. Маслова. Ковёр-покрывало с мокшанским орнаментом. 1963 год

Орнамент - комплекс узоров из ритмически упорядоченных элементов, характерных для традиционной материальной культуры народов. Предназначен для украшения предметов быта, посуды, утвари, орудий труда, текстовых изделий, архитектурных сооружений; связан с поверхностью, которую зрительно организует. Рисунок подчинён свойствам материала и технике нанесения узора на предмет. Орнамент мордовский восходит к культуре древних племён мордвы. Наиболее разнообразны его формы в народном искусстве 18 -19 вв. На гончарных изделиях Орнамент прочерчен прямыми линиями, отпечатан витым жгутом, рогожкой, наколот в виде точечных углублений. Набор рисунков из ромбов, крестов, рядов косых и прямых линий, выполненных насечкой, служил отделкой пластинчатых и литых элементов бронзовых украшений (см. Ювелирное искусство). Особенности колорита Орнамента мордовского на текстиле сохранились во фрагментах археологических тканей, украшенных нашивкой рядов красных пастовых и стеклянных бус, оловянного бисера, бронзовых пластинчатых подвесок либо вышитым узором из прямолинейных строчек, мелких косых крестов, окружностей (красная или чёрная шерсть). С древности Орнамент мордовский выполнял обрядовую магическую роль; символика его элементов отражала фолькорно-поэтическое восприятие народом окружающего мира. Со временем древние мотивы Орнамента мордовского утратили первоначальный смысл, уступив место декоративной выразительности, информационному началу. В процессе развития Орнамента мордовского сформировались устойчивые принципы и формы техничесикх, композиционных, колористических решений, которыми во многом определяются художественные национальные традиции. Самобытны черты Орнамента мордовского, украшавшего предметы из дерева (см. Резьба по дереву).

А. М. Маслова. Скатерть с эрзянским орнаментом. 1960 год

Его наносили контурной линейной и желобчатой, трёхгранно-выемчатой, ногтевидной резьбой, последовательно выстраивая ленты простых и усложненных геометрических узоров. Набор орнаментных приёмов невелик: зигзаги, косые полосы, кресты, круги с вариациями солярных знаков, из которых выполнялось множество комбинаций, нередко дополнявшихся пиктографичесикми изображениями людей, орудий труда (см. Пиктографическое письмо и идеограммы). Композиционно Орнамент мордовский в деревянной резьбе включён в ленточные, окаймленные бордюры. Богатством орнаментных форм отличается вышивка мокши и эрзи, доминирующая в отделке женского народного костюма и определяла его локальное своеобразие. Преобладает геометрический орнамент в кайме одежды, элементах раскроя. Усложненной композицией отличается центрический орнамент розеток на плечах, груди и подоле рубах. Основой Орнамента мордовского являются точки, ромбы, треугольники, квадраты, кресты, зигзаги, гребёнки, решётки, 8-конечные звёзды, крючки и т. п., составленное симметричное построение узора. В зависимости от техники исполнения Орнамент мордовский может быть прямолинейным либо приобретает округлость линий. Выделяется монохромный орнамент в один цвет (красный или чёрный) и полихромный, выполненный в 2 основных цвета (красный и чёрный) с дополнением зелёного, оранжевого. Орнаментное ткачество в отделке мужских рубах, женской распашной одежды, полотенец выполнялось способом браного тканья. Набор узоров в узких поперечных полосах красными нитями по белому фону холста основан на вариациях из прямолинейных геометрических фигур - ромбов, треугольников, косых линий, столбиков. Линейность присуща орнаментике бисерного шитья и низания. Ромб с гребенчатыми сторонами или отростками по углам - один из наиболее сложных элементов в низании бисерных гайтанов, шейных воротников. В 20 веке сплетенные полосатые шерстяные наколенники вытеснены вязаными на спицах, сохранившими в цветовой основе чёрно-белый колорит, обогащенный введением орнаментных полос в виде мелких чёрных и белых квадратов (в шахматном порядке), косых линий, столбиков, крестов и цветочных розеток. Народному прикладному иск-ву мордвы этого периода свойственно введение форм орнамента, заимствованных из печатных источников; он пополнился растительными, зооморфными элементами, многоцветным колоритом. Орнамент мордовский перенимает элементы орнамента соседних народов - русских и мишарей . Орнамент русский а территории Мордовии развивается в русле крестьянской культуры, сохраняя традиции мест, откуда пришло русское население.

Пропильная резьба. Ковылкинский район. 2000 г.

Украшает изделия из глины, тканей, дерева, кожи, металла. Наносится способами росписи, резьбы, ткачества, вышивки, плетения, набойки и т. п. Одно- и многоцветный; выполняется выпукло, рельефно или заглубленно. В поволжской высокорельефной долблёной резьбе формировался растительный орнамент, украшавший жилище. Он строился по принципу гирлянд из веток, листьев, с гроздьями винограда, хмеля. На фронтоны и ставни наносился узор в виде вазонов с цветами. Нередко растительные мотивы дополнялись фигурами птиц, животных, цифрами, обозначавшими год постройки дома, инициалами хозяина или мастера. Иногда так оформлялись орудия труда, мебель. В начале 20 века долблёная резьба была вытеснена пропильной. Эти традиции распространялись и на архитектуру мордовских сёл. Русские мастера-резчики достигали виртуозной техники в оформлении досок для печатания узоров на ткани (набойки). Набивной орнамент (от геометричесикх мотивов до сложных цветочных, зооморфных и прочих композиций) печатали масляными или кубовыми красителями, сочетая контраст белого и цветного (красного, синего или чёрного) фонов. В узорах вышивок использовали как геометричесикй орнамент из ромбов, крестов, звёзд, гребёнок, решёток (обусловлен счётной техникой шитья крестом, набором, перевитью, настилом), так и растительный, антропо- и зооморфный (тамбур, гладь). Бытовали мотивы в красно-белом колорите, в 4 цвета, рельефом белых нитей по белому фону, золотной гладью по рельефной подкладке.

Татарские украшения для косы. 19 век

Вышивка перевитью с настилом по разреженные ткани, когда плотный мотив геометрического узора выделяется на ажурном сетчатом фоне, стала основной в начале 20 века в кружевном промысле в городе Темникове . Орнаментное ткачество, находившее применение в отделке полотенец, подзоров, скатертей, выполнялось способом браного тканья. Набор узоров нарядных концов, выполненные красными нитями по белому фону холста, основан на вариациях из прямолинейных геометрических фигур, привязан к фону, заполненные в шахматном порядке мелкой красно-белой клеткой. У русских было распространено узорное многоцветное вязание на спицах. В начале 20 века в северных районах современной Мордовии чулки, рукавицы, верх для кожаных ботинок вязали рядами растительного и геометрического орнамента (в 7 цветов). В декоре изделий из керамики утвердилась традиция простых форм орнаментации: ряды волнистых и прямых линий, углубленных точек по краю бортика и окату стенок горшка. Орнамент татарский на территории Мордовии развивается в русле крестьянской культуры мишарей. Связан с древней культурой кочевых племён (земледельческих, отчасти скотоводческих). Отражает связи с культурами соседних народов. Встречается на предметах быта, одежде, обуви, ювелирных украшениях. Архаичные формы содержатся в старых образцах самотканой одежды темниковских мишарей, оформленных счётной вышивкой геометрического и стилизованного растительного орнамента. На одежде узор располагается в окаймленной ленточной композиции, в 2 – 3 ряда по подолу, краям рукавов, разрезу ворота. Растительный орнамент из волнистых ветвей, цветов, листьев, букетов выполнялся тамбуром на ковриках, покрывалах, головных полотенцах, позже на рубахах, безрукавках.

Татарские украшения: браслеты. 19 век

Вышивка гладью золотыми нитями или разноцветным шёлком растительных узоров украшала головные уборы, женские нагрудники, накосники. Узор Орнамента татарского динамичный, включает асимметричные элементы спиралей, вихревых розеток. В ткачестве Орнамента татарского отличается мелкой проработкой геометричности узора. В технике браного ткачества он строился симметрично красными нитями на бело-красном фоне; при закладном ткачестве использовался многоцветный колорит, выстраивались радужные мозаичные ряды ломаных уступчатых линий, зигзагов, крючков, S-образных фигур; орнамент дополнялся усложненными геометрическими элементами, которые вышивались на ленточных бордюрах перевитью, набором, счётной гладью. Предпочтительное сочетание цветов в Орнаменте татарском - зелёный, жёлтый, оранжевый, красный; с появлением анилиновых красителей добавились розовые, сиреневые, голубые тона. Наиболее богатые варианты татарского народного костюма включали комплекс ювелирных украшений (шейные, чресплечные, серьги, заколки, браслеты, подвески и накладки из серебра, выполненные в технике бугорчатой скани, гравировки, литья, штамповки, с вставками полудрагоценных камней). Форма украшений полностью покрывалась орнаментной отделкой, которая повторяла контур изделия, группировалась вокруг вставки из камня, образуя розетку. Преобладали цветочно-растительные узоры, которые перемежались рядами ромбов, квадратов, кругов, зигзагов, витых линий; отдельные композиции включали зооморфные мотивы. Украшения изготовлялись на территории Казанской губернии, распространялись в ареалах проживания татарского населения, влияли на орнамент дргих видов татарского прикладного искусства. Национальная кожаная обувь с мозаичной отделкой, производимая вблизи города Казани, находила сбыт у тюркских народов России. Художественное оформление татарской обуви нашло отражение в народном мордовском костюме (женские сапоги, украшенные по верху голенищ растительным орнаментом, строчкой по сафьяну или лаковой отделке).

В мордовской народной вышивке преобладает геометрические орнамент и еще две категории орнаментальных мотивов: изображения птиц и деревьев. Меньшее распространение получили изображения птиц, но не рассмотреть пути и закономерности их появления в рукоделии нельзя, поскольку в других видах декоративно-прикладного искусства мордовского народа птички встречаются в большом ассортименте. Практически во всех могильниках мордвы 1 тыс. нашей эры встречаются уникальные привески с подвесками в виде лапок водоплавающих птиц и небольшие подвесочки-уточки. Весьма своеобразным украшением женщин в 8-11 вв. была так называемая бляха "с дверцей". Сама "дверца" (крышечка) изображала туловище и голову птицы, а орнамент по полю бляхи - крылья и хвост.

Рис. 27. Украшения в виде уточек и лапок водоплавающих птиц.

В нашем распоряжении имеются четыре изображения семейства пернатых в орнаменте вышивки, исполненные с достаточной реалистичностью. Выбрано несколько геометрических орнаментальных мотивов, аналогичные изображения которых у других народов трактуются исследователями как изображения птиц. На одной из вышивок уточки изображены плывущими одна за другой в виде бордюра, на трех других - изображения птиц парные, стоящие по сторонам дерева и обращенные головами друг к другу. Подобные геральдические композиции из птиц с деревом распространены в искусстве чувашей, марийцев, башкир, обских угров. Позаимствованные из восточного искусства геральдические изображения птиц и дерева обрели у народов Поволжья иную трактовку, произошли значительные изменения в форме.

Известные изображения птиц в мордовской вышивке трудно связать с каким-либо определенным видом птицы. Замечено, что в двух случаях они изображены с крыльями, изображения ног имеются только в одном случае. В вышивке панара бордюр образован из геральдических композиций, в промежутках между этими композициями из птиц и дерева включены антропоморфные фигуры, занимающие место дерева. В вышивке покая из коллекции ГМЭ изображения птиц, предстоящих у дерева, являются основными в нагрудных вышивках, отходящих от наплечных розеток. Оба изображения птиц и дерева подчеркнуты горизонтальным элементом, на концах которого видны тоже птицы или конские головы. Контаминация образов птиц и коня - явление, присущее декоративно-прикладному искусству мордвы. Достаточно вспомнить огромное количество ажурных привесок, найденных в могильниках мордвы, у которых щитки имели изображения конских голов, а внизу на цепочках подвешивались лапчатые подвески. Геометрические орнаменты, приведенные в качестве изображений птиц в мордовском орнаменте, мало напоминают изображения птиц, S-образные фигуры, прямые кресты с тюльпанообразными концами. Но в искусстве обских угров, марийцев и башкир процесс замены реалистических изображений птиц на более абстрактные геометрические фигуры показан этнографами убедительно. Но лишь в двух модификациях геометрические мотивы можно связать с геральдической композицией птиц, предстоящих у дерева (S-образные мотивы и прямой крест с тюльпановицными концами). В других случаях изображения птиц направлены головами в стороны от предполагаемого дерева и скорее похожи на конские головы, распространенных в древнем декоративном искусстве мордовского народа.

Другая категория мотивов (имитация деревьев) представлена в мордовском орнаменте полнее. Деревья в геральдических композициях попадается столько раз, сколько имеется изображений птиц. Во всех остальных случаях символы деревьев составляют бордюр или трехчастную композицию с выделением центрального дерева. Материалы орнамента дают возможность проследить процесс замены в вышивке реалистических изображений деревьев в геометрические мотивы: исчезают корни, появляется ромб на вершине, ветви превращаются в зигзагообразные и рогообразные элементы. Если согласиться, что вертикальная прямая с отходящими от нее симметрично рогообразными элементами - мотив дерева, то мы имеем чрезвычайно широкую популяризацию в мордовской вышивке орнаментальных мотивов, в основе которых лежит символика дерева. На некоторых вышивках среди изображений деревьев встречаются антропоморфные фигуры. Похожие присутствуют в мордовском орнаменте, но отсутствие исходных форм и переходных к геометризированным антропоморфным узорам не позволяет утверждать с достаточной степенью уверенности о наличии в мордовском орнаменте развитого класса антропоморфных мотивов.

Рис. 28. Схемы простейших сетчатых орнаментов и построение бордюров.

Главенствующим в мордовской вышивке являются геометрический орнамент, по характеру и многосложности среди которых выделяется более двадцати групп. Основными являются зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников; многие орнаментальные мотивы состоят из нескольких элементов различных групп. Не все исходные варианты разнородных групп узоров равнозначны в формировании богатства орнамента мордовской вышивки: одни дают 3-10 вариаций узоров, другие десятки вариантов. Зигзаг дает мало вариантов узоров, но его применение заставляет признавать зигзаг основным орнаментальным мотивом рукоделия. Особая категория - мелкие окаймляющие узоры, созданные декоративными швами и фактически применяющиеся во всех вышивках. Среди них ряды параллельных прямых (вертикальных и наклонных), мелкая сетка, Г-образные и рогообразные, рогообразные с крестиками на концах, крестики, квадраты, ромбы с продленными сторонами, ромбы на уголках зигзагов, вильчатые узоры, крючки, спирали. Швы, заполняющие фигуры на эрзянских панарах и покаях, также дают большую коллекцию подобных узоров. Среди них появляются и новые: кресты и ромбы, у которых стороны выполнены мелкими треугольниками, ромбы со вписанными квадратами и, наоборот, квадраты и ромбы с диагоналями и соединенными серединами сторон, ромбы с одной диагональю, восьмиконечные розетки, решетчатые ромбы, спирали.

Планирование орнамента на одежде и головных уборах мордвы не является произвольным. В зависимости от формы и размерности орнаментируемой площади выбиралась композиция орнамента, величина фигур. Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как сетка, бордюр и розетка.

Сетка, особенно косая, как вид симметрии, широко представлена в вышивках. Прямая встречается в вышивке пулагаев, но реже. Сетчатый орнамент превалирует в декоре головных уборов и более поздних пулагаев. У головных уборов сетчатый орнамент служит для декора лобной части, тыльной стороны и лопасти. Косая сетка имеет ромбическую ячейку, прямая - квадратную. В орнаменте мордовской вышивки встречается несколько типов косых сеток. Простейшие из них широко распространены в оформлении лобных и тыльных сторон эрэянских головных уборов и представляют собой или косую сетку с заполнением ячейки-ромба концентрическими фигурами, или орнаментальные мотивы располагаются в каждой ячейке на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. В сетках этого типа применяются и контуры вокруг фигур, но интервалы между фигурами не меняются. В ряде случаев в узлах сеток ютятся дополнительные орнаментальные мотивы. В случаях, когда они имеют более крупные размеры, нежели основной узор, общий вид декора меняется, его основа делается менее заметной, на первый план выступает негатив узора. Сочетание нескольких элементов в начинке ячеек сетки, оконтуривание отдельных орнаментальных мотивов или их частей дает до 4-5 вариантов узоров при одинаковом графике сетки. На этом примере очевидно сохранение традиций и мастерство вышивальщицы, ее стремление выразить свою индивидуальность.

Рис. 29. Схемы простейших розеток из сетки и орнамента из ромбов (вверху) и схемы построения орнаментов из сеток и ромбов (внизу).

Видоизменения сеток начинают выглядеть значительно сложнее, если узор захватывает всю площадь ячейки. Особую сложность приобретают сетки, у которых основные орнаментальные мотивы построены на основе ромба с продленными сторонами по горизонтали или вертикали, или во все стороны; на основе ромба с тремя отростками на каждой стороне; на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами. Выполнение орнамента в таких сетках делается с соблюдением равенства линий узора и фона. Негативные фигуры повторяют контуры позитивных фигур или получаются новые орнаментальные мотивы. Многообразие редакций узоров, что усиливает художественные достоинства вышивки, достигается расположением основных орнаментальных мотивов в каждой ячейке-ромбе наклонной сетки или размещением основного мотива лишь в ромбах-ячейках, примыкающих друг к другу только по горизонтали и вертикали. Второй способ более продуктивен, поскольку появляется возможность вводить в орнамент добавочные позитивные узоры, увеличивается вариативность негативных узоров. Идентичность линий фона и узора позволяет строить сетку из узоров, которые далеки от исходных вариантов, так как для построения их использовались позитивные и негативные узоры. Большая продуктивность второго способа объясняется возможностью приумножения альтернатив узоров за счет сближения ромбов по горизонтали, или по вертикали, или по горизонтали и вертикали вместе. Целый ряд негативных узоров, полученных в сетках из ромбов с продленными сторонами или с тремя стеблями на каждой стороне, стал использоваться самостоятельно в качестве основных (позитивных) узоров. Среди них часто встречается мотив прямого креста, построенного из пяти ромбов, с рогообразными мотивами на четырех конечных ромбах. Нередко применяется мотив ромба с продленными сторонами-гребешками.

Исходной версией для получения оригинальной группы узоров стала сетка, построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами. Полученные с ее помощью негативные Т-образные узоры уже сами создают сетки, в которых выполняют уже роль орнаментальных мотивов.

Весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр, применявшийся в вышивке подавляющего большинства частей одежды и головных уборов, подчеркивая их контуры, приумножая значение горизонтальных или вертикальных плоскостей. Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, зигзаги, ромбы, косые кресты) со сплошь вышитым фоном и заключенные между двумя горизонтальными (или вертикальными) параллельными прямыми применялись для отделки лопастей сорокообразных головных уборов, наплечных вышивок панаров, шва спереди на эрзянских панарах. Увеличение вариантов бордюров такого рода происходило за счет ниток разного цвета, удвоения или утроения контуров, введение дополнительных элементов в пробелы между фигурами.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«От природы к творчеству:
«Мордовский орнамент»
(1 год обучения)

ПОДГОТОВИЛ: П.Д.О. Воеводина Н.М.

Рузаевский МР-2015 г.
Тема занятия: «Мордовский орнамент»
На вид орнамент неприметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Б. Дубровский.

Цели и задачи:
Познакомить учащихся с мордовским орнаментом, разнообразием форм, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства. Выполнить мордовский орнамент из круп.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.
Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.
Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.
Оборудование: картон, карандаши, клей ПВА, кисточки, зубочистки, крашенные крупы, образцы работ, презентация.
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы ведения: рассказ педагога с элементами беседы.
Ход занятия:
Вводная часть.
1.Организационный момент.
2Сообщение темы, целей и содержания занятия.
2. Теоретическая часть.
1.Изучение нового материала. Рассказ педагога с элементами беседы об истории возникновения орнамента, мордовских узорах
2.Выступление учащихся.
3.Закрепление изученного материала
Практическая часть
1.Выполнение мордовского орнамента из круп.
Итоговая часть.
Мини-выставка выполненных работ.
2 .Подведение итогов занятия.

Ход занятия.
. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Рады приветствовать Вас на нашем занятие.
Я хочу начать наше занятие строками мордовского поэта Петра Гайни.
Мой край родной – мордовская земля!
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи,
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык.

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о родном крае - Республике Мордовия. Вы познакомитесь с составляющими элементами мордовских узоров, с их названиями, научитесь расшифровывать их значение и выполните мордовский орнамент из круп.
Ребята! Народы, какой национальности живут в Мордовии?
- Мордва, русские, татары, чуваши и т. д.
- Чем отличаются люди разных национальностей?
- Они разговаривают на своем родном языке.
- - У каждого народа свои игры и песни.
Люди разных национальностей отличаются внешним видом.
Народные костюмы украшены различными узорами или орнаментом
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Существуют следующие виды орнаментов:
1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)
2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)
3. Зооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)
4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)
Орнамент один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И, все-таки, в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. Мордовский орнамент - набор характерных для мордвы узоров.
Мордовские узоры которыми украшали одежду тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.
В декоративно-прикладном искусстве он имеет наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку. Самыми древними являются мотивы из простейших геометрических фигур: треугольников, зигзагов, елочки, косых линий, диагонально пересеченных квадратов. Все они в творчески переработанном виде воплотились в резьбе по дереву, вышивке, шитье бисером и вязании.
. Основными среди мордовских узоров являются: ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звёзды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.
Сейчас мы поближе познакомимся с некоторыми из них.
1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.
2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, т. е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) - убить человека или животное.
4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью.
5) S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова
Мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.
Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.
Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение.
1) Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.
2) Красный цвет. Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.
3) Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.
4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.
5) Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.
Наши ребята приготовили стихотворения о Мордовии, давайте их послушаем.
Вопросы для закрепления.
1.Что такое орнамент?
2.Какие основные узоры в мордовском орнаменте?
3.Какие цвета встречаются в мордовских узорах?

Физкультминутка.
Раз -подняться, подтянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.

Сегодня мы с вами выполним мордовский орнамент из круп. Для работы нам потребуется эскиз орнамента, клей ПВА, зубочистки и крупы. Крупы предварительно окрашиваются гуашевыми красками.
Давайте повторим правила техники безопасности.

Практическая часть.
Нарисовать мордовский орнамент на картоне.
Нанести клей ПВА на часть рисунка.
Выкладывать крупу соответствующего цвета зубочисткой.
Зополнить таким образом весь орнамент.
Готовую работу можно приклееить на диск с магнитом и использовать как магнитик на холодильник.

Итоговая часть.
Мини выставка работ. Анализ выполненных работ.
Вам понравилось наше занятие?
Ребята, мне очень понравилось ваше участие на занятие. Спасибо вам за прекрасные работы
Будем внимательно, добросовестно изучать старое,
чтобы еще лучше познать новое.
(К.С.Станиславский)

Литература:

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.
2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991 г.
3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство.
4. Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во.
5. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993 г.
6 Первушкин. В.П. Мордовский орнамент / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательский проект тема « Традиции мордовского орнамента: история и современность» Выполнила: Павлова Ю. 2016 г.

2 слайд

Описание слайда:

Мордва – это народ, говорящий на одном из финно-угорских диалектов. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Это один из коренных народов Российской Федерации. В границах самой республики Мордовия проживает треть этого народа, а большая его часть расселена по соседним областям РФ. Кстати, сами представители этого народа себя так не называют. Этот этноним произошел из слова, переводящегося как «мужчина, человек». Мордва делятся на две основные этнические группы – эрзя и мокша

3 слайд

Описание слайда:

Что такое орнамент Часто предметы быта, одежда, архитектурные сооружения украшаются орнаментом – узором из одинаковых повторяющихся фигур. Однако в древности орнамент имел не столько функцию украшения, сколько служил оберегом, защитой человека от злых сил.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, утицы, процветающей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек. Образ дерева мы можем увидеть на предметах утвари, на одежде. Дерево изображалось в виде горизонтальных линий, косых крестов, елочек, которые складывались в оригинальные композиции. В мордовской вышивке, украшениях немало узоров, связанных с образом водной птицы. Орнамент на мордовской утвари

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Головные уборы - важная часть в комплексе мордовского народного костюма. В прошлом отражали социальное, семейное, общественное положение. От головного убора зависела и прическа. Прическа – (сеендема – мокшанская, судрявкс – эрзянская). У мордвы играла существенную роль в комплексе народного костюма. Выполняла не только эстетическую и практическую функцию, но и отражала социальное положение человека. Традиционной прической девушек конца 18 в. – коса. В мордовских народных песнях подчеркивается светлый цвет волос («светлее солнца»). Более старинная мордовская прическа – из нескольких, косичек, сохранилась у лукояновской мордвы – эрьзи до начала 20в. У мордвы – мокши был распространен обычай подрезать около ушей волосы и укладывать их в виде завитков (усманят).

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае – розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в мордовской этнознаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало Фрагмент вышивки передника.Конец XIX – начало XX в. Казанская губерния, Чистопольский уезд Фрагмент вышивки рубахи покай. XIX – начало XX в. Самарская губерния, Ставропольский уезд

10 слайд

Описание слайда:

Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась по наследству. Мордовский народный костюм сохранил многие самобытные и архаичные черты в своем облике. Покрой одежды и головных уборов мокшанских женщин и комплекс нагрудных и набедренных украшений позволяют воспроизвести черты предшествующих современному костюму деталей. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа. Женская мордовская одежда с орнаментом

11 слайд

Описание слайда:

Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии. Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы. Женское мордовское соревнование в искусстве вышивания

12 слайд

Описание слайда:

Традиционный костюм мокши Традиционный костюм эрзи Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.

Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И, все-таки, в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны.

Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства:

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

3. Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

Геометрия в орнаменте мордовской вышивки

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века И.Н. Смирнов так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы. Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшаемой поверхности.

Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка, построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.

Другим весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр. Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов мордвы.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки.Она является композиционным центром наплечных вышивок.Большинство розеток построено на основе ромба.

Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент - это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано.

Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы

Мордовия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами. Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали. Основные цвета- красный, зеленый, желтый. Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки - «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Особенности рубахи мордвы - эрзи

Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Кирилл РУЗАЕВ

Список литературы

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991 г.

3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство.

4. Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во.

5. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993 г.

Рассказать друзьям