Николай Цискаридзе: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Николай Цискаридзе: интервью, личная жизнь, творчество, друзья

Имя Николая Цискаридзе у многих любителей балета ассоциируется с определенными ролями и амплуа, но сейчас любимец публики уже не рискует выходить на сцену. Находясь в должности ректора Академии русского балета, он успевает сделать много работы, передавая свои знания и опыт ученикам.

Есть в его творческой биографии и участие в телепроектах, где танцор занимает судейское кресло.

Раннее проявление творческих способностей

Николай родился в 1973 году в Тбилиси. Его отец, Максим Николаевич, занимался музыкальной деятельностью. Мама, Ламара Николаевна, по профессии – физик, была учительницей в школе. Будущий артист балета появился на свет, когда его матери было 42 года. У него есть двоюродная сестра - Вероника Ицкович, которая после окончания хореографического училища и института сценических искусств занялась актерской карьерой.


На фото Николай Цискаридзе в детстве с мамой Ламарой Николаевной

Когда родители развелись, воспитанием мальчика занялся отчим. В детские годы он мечтал стать директором зоопарка, так как очень любил животных. В семье всегда царила дружная атмосфера, а родные Коли старались привить ему хорошее воспитание. Вместе с мамой он часто ходил на спектакли, любил читать, петь и разыгрывать сценки перед знакомыми и гостями. В школьные годы юноша учился в хореографическом училище, а вскоре уехал в Москву, где обучался классическим танцам у педагога П. А. Пестова.

Развитие балетной карьеры

После окончания училища Цискаридзе взяли в Большой театр, где сначала юный артист танцевал в кордебалете, а потом ему дали роль Конферансье в «Золотом веке». Затем последовали еще ряд сольных партий, а в 1995 году танцору доверили исполнять главную партию в «Щелкунчике», благодаря чему осуществилась его главная детская мечта. Одновременно с карьерой Николай учился в хореографическом институте, а в 1996 году получил долгожданный диплом. С 1997 года в его копилке появились такие партии в балетах, как Граф Альберт в «Жизель», Злой Гений и Принц Зигфрид в «Лебедином озере», Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери», Конрад в «Корсаре» и других.

Молодой артист балета

За свою творческую карьеру Цискаридзе танцевал на многих подмостках: в Театре Московской оперетты, Государственном Кремлевском дворце, а также в знаменитом на весь мир театре – Ла Скала. Многие искусствоведы и балетоведы считали его танец технически безупречным и совершенным, отмечая также его высокий рост (183 см), стройную фигуру и привлекательную внешность. Деятельность артиста была отмечена множеством премий и наградами. Являясь бессменным солистом балета Большого театра, в 2013 году он вынужден был уйти из коллектива из-за многолетних распрей с руководством. На протяжении нескольких лет Николай высказывал свое недовольство по поводу реставрации здания, считая сделанной ее недостаточно хорошо. В 2014 году он был утвержден на должность ректора Академии русского балета имени Вагановой.


Фото www.instagram.com/tsiskaridze

Танцор много лет сотрудничает с телевидением, являясь многолетним ведущим на канале Культура, а также членом жюри шоу «Танцы со звёздами» на канале Россия. В 2017 году он занял судейское кресло конкурса «Синяя птица», и возможно, кто то из юных талантов будет учиться в его академии.

Личная жизнь

Цискаридзе не спешит распрощаться с жизнью холостяка и завести жену и детей. Свою личную жизнь он не стремится освещать, хотя не скрывает, что у него бывают увлечения и влюбленности. Не представляя себя без творческой деятельности, артист считает, что вряд ли кто выдержит его нелегкий характер, который закалился за годы балетной карьеры. Сейчас все свое время звезда балета отдает ученикам и творческому процессу.


Когда же удается побыть дома, Николай с удовольствием полежит на диване и посмотрит любимые сериалы. После того, как танцевальная карьера подошла к завершению, ректору Академии русского балет стало трудно поддерживать свой вес. Один врач посоветовал ему спать как можно больше, и теперь танцор следует рекомендациям специалиста. Являясь домоседом, Цискаридзе вместо светских мероприятий лучше насладится уютной и комфортной обстановкой в собственном жилище.

Артист балета.
Народный артист России (22.03.2001).

В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище.

В 1992 году после окончания училища был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт.

Солист балета Большого театра в 1992-2013 гг.
С 2014 года - ректор Академии русского балета имени Вагановой.

театральные работы

Меркуцио - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева,
Французская кукла - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Принц Фортюне - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Кавалер - «Раймонда» А. К. Глазунова,
Дон Хуан - «Любовью за любовь» Т. Хренникова,
Матрос - «Золотой век» Д. Шостаковича,
Щелкунчик-принц - «Щелкунчик» П. Чайковского,
Граф Вишенка - «Чиполлино» К. Хачатуряна,
Юноша - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена,
Джеймс - «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда,
Ротбарт - «Лебединое озеро» П. И. Чайковского,
Золотой божок - «Баядерка» Л. Минкуса,
Паганини - «Паганини» на музыку С. Рахманинова,
Джига - «Дон Кихот» Л. Минкуса,
Ферхад- «Легенда о любви» А. Меликова,
Принц Дезире - «Спящая красавица» П. Чайковского,
Граф Альберт - «Жизель» А. Адана,
Солор -«Баядерка» Л. Минкуса
Германн - «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского,
Квазимодо - «Собор Парижской богоматери» М. Жарра,
Конрад - «Корсар» А. Адана.

призы и награды

1995 - Серебряная медаль VIII Международного конкурса артистов балета мадам Ойя (Осака, Япония); приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда».
1997 - I премия и золотая медаль VIII Международного конкурса артистов балета в Москве и персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»; диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 года»[значимость факта?]; театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; Заслуженный артист Российской Федерации.
1999 - приз «Benois de la Danse» в номинации «Лучший танцовщик».
2000 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль»; премия мэрии Москвы в области литературы и искусства.
2000 - премия Danza & Danza (Италия) в номинации Best etoile.
2000 - Народный артист Российской Федерации, Государственная премия Российской Федерации.
2002 - театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль» (за партию Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама»); Орден Чести (Грузия); премия «Триумф»; Государственная премия Российской Федерации.
2006 - кавалер Ордена искусств и литературы (Франция); Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
2012 - орден святой равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Джалиса»)

Яркая творческая личность и невероятно сложный характер сыграли свою роль. О Цискаридзе, личная жизнь и ориентация которого находятся под пристальным вниманием околобогемной тусовки, чего только не говорят! А сам Николай Цискаридзе, жена которого еще неизвестна даже ему самому, только посмеивается подобному напору внимания к своей персоне.

Удивительная сила воли и даже угроза скандала с родителями (в школьном-то возрасте!) помогли миру узнать о невероятно талантливом танцоре, как Николай Цискаридзе: биография его резко отличается от большинства его коллег по театральным подмосткам.

Родился Николай у матери в ее довольно позднем возрасте: 43 года для первой беременности - "перебор" даже по современным меркам, что уж говорить о советской женщине 70-х годов. Высокий, тонкий, с подвижными суставами и невероятной гибкостью всех частей тела - мама считала сына рахитичным и больным, постоянно водила его к разным врачам и слышать не хотела, что у него "просто такая конституция". Ей, педагогу со стажем и химику (тоже с большим стажем) прекрасно было известно, как невыявленные и непролеченные детские болезни сказываются на самочувствии человека в зрелом возрасте. Однако в данном случае мама ошиблась, а врачи оказались правы: с "мальчиком" (будущей легендой современного мирового балета) действительно все было в порядке.

То есть не так. Не в порядке. У Николая Цискаридзе восхитительным, чудесным образом перемешались родительские гены, Божественное провидение и собственные особенности организма, что второго такого танцора - с аналогичными природными данными - не отыскать. Он действительно уникален, природой и Богом (Николай - очень верующий человек) подготовлен к тому, чтобы стать великим танцовщиком.

Но маме это было невдомек. И слышать не хотела эта умная, воспитанная, интеллигентнейшая женщина о том, чтобы ее мальчик, ее сыночек становился - кем? Танцором! И пусть, что она сама до глубины души любит театр и высокую культуру, и пусть, что уже с 6 лет начала водить сына на все премьеры, проходящие в Тбилиси. И пусть, что они горячо обсуждали увиденное по пути домой. Танцоры - это там, на сцене, это другой мир. А мы - это мы, обычные приземленные люди. Инженеры, строители, химики. Педагоги, в конце концов! Не бывать такому, чтобы родной маленький Коленька вдруг пошел в балетное, это же нонсенс, это бессмысленность какая-то.

А Коленька пошел. Вопреки материнской воле, убеждениям отчима и ожиданиям всей родни - пошел в Тбилисское хореографическое училище, будучи одиннадцати лет от роду. Какова сила воли и любовь к искусству!

Здесь, в училище Тбилиси и выяснилось наконец, что особенное телосложение Николая - это никакое не уродство и не недостаток, а настоящий Божий дар. Преподаватели наперебой рассказывали матери Коли, какой чудесный, какой способный у нее сын, и что он попал исключительно в нужное место, - так и убедили. Мама сдалась.

Впрочем, в балетной среде даже супер-удачное телосложение и природная гибкость - не более, чем 20% успеха. Все остальное нарабатывается ежедневными изнурительными тренировками, презрением к телесному дискомфорту, стремлением стать еще лучше, еще легче, еще сильнее. В Николае Цискаридзе сошлись все звезды, его пуленепробиваемая сила воли и самоуверенная целеустремленность логичным образом совместились с исходными физическими данными. Николай работал, не покладая рук (а в балетном деле - еще и ног, ноги тоже класть нельзя), и быстро вырос из стен родного Тбилиси. Дальше его обучение и карьера проходили уже в Москве, в столичном Академическом училище.

Николаю очень повезло с наставниками, которые не только разглядели его талант (что-то, а не разглядеть способностей мог бы в данной ситуации только совершенно слепой и глупый человек), но и направили самомнение и амбиции парня в нужное русло. Воспитывали его не только на паркете и у балетного станка, но и по жизни, прививая такие понятия, как достоинство, ответственность, четкий стержень внутри. Не "ты для зрителей", что пришли развеяться, но и "не зрители для тебя", рукоплещущие каждому прыжку. Раз у Николая Цискаридзе обнаружился недюжинный талант и потрясающие данные, то использовать их он должен в максимальной степени. Каждый раз выкладываться по полной программе не только на сцене, но и на тренировках, ведь только так можно достичь совершенства, преодолеть его порог и идти дальше, к новым высотам искусства.

Конечно, при такой школе характер формируется недюжинной силы, а он и изначально у Николая был весьма суров. В итоге закулисье заговорило о гениальном, но совершенно невыносимом артисте. И чем известнее становился Николай, тем масштабнее были скандалы с его участием.

Самым запоминающимся стал, конечно же, период ремонта Большого театра. Николай относится к этому зданию не просто как к родному дому, а как к родному существу, обладающему живой энергетикой гениальных личностей, работающих и творивших здесь. Он не смог смолчать, когда всю энергетику, весь этот храм разрушили в угоду "красивым отельным интерьерам", а дальше уже возник скандал с директором Большого, облитым кислотой, и непримиримыми разногласиями с балетной труппой.

Николай Цискаридзе покинул Большой театр.

Так что с личной жизнью? С ней, по заверениям артиста, все хорошо, но афишировать ее он не собирается. Да, девушку, подходящую на роль жены (и согласную терпеть столь тяжелый характер) Николай еще не встретил, однако в его жизни находится место и для любимых женщин.

Задачей Николая №1 является сохранение и развитие русской балетной школы и, больше, - мировой балетной школы в целом. Пока в этой задаче Цискаридзе не сделает все, что может и на что он способен, вряд ли он сумеет переключиться на создание семьи - поскольку семья для него значит несколько больше, чем просто "штамп в паспорте".

Личная жизнь Николая Цискаридзе всегда была объектом всеобщего внимания. В свои 44 года танцор до сих пор не женат и не имеет детей. Цискаридзе является артистом балета, что вместе с отсутствием у него супруги породило множество слухов о его нетрадиционной ориентации.

Для Николая на первом месте всегда был балет. Он часто признавался, что семья и ребенок будут только мешать в построении карьеры, а потому пока не время для этого. Даже в свои 44 года Николай пока не нашел ту самую женщину, с которой готов провести всю оставшуюся жизнь. Поэтому в желтой прессе часто мелькают заголовки о нетрадиционной сексуальной ориентации танцора, которые Николай называет глупостью и выдумками.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: причины подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации артиста балета

Артист балета Николай Цискаридзе в свои 44 года никогда не был женат, информирует сайт. Его не часто встретишь вместе с девушками, да еще и профессия у него – артист балета. Это в совокупности порождает слухи о его нетрадиционной ориентации. Особенно часто заголовки с таким названием появляются в желтой прессе, что Николая вызывает лишь ироническую улыбку.

Сам Николай очень часто заявлял, что не женат и не имеет детей только по той причине, что в его сердце самое главное место занимает балет. Все остальное будет только мешать, как в тренировках, так и в построении карьеры.

В интервью Николай часто заявлял, что планирует жениться и стать отцом, но пока не нашел ту женщину, которая бы соответствовала его жестким требованиям.

Артист балета утверждает, что отношений с противоположным полом у него было не мало, но он очень бережно относится к своей личной жизни и не любит выставлять ее на показ публике. Как и рассказывать истории о своей несчастной любви, чтобы его пожалели.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: биография российского артиста балета

Будущая звезда балета Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Мама мальчика работала учителем физики. Папа мальчика был скрипачом, но участия в воспитании ребенка не принимал. Воспитывал Николая отчим. Из-за постоянной занятости на работе мамы, воспитанием Николая занималась няня.

С ранних лет Николая водили на различные театральные постановки, а любимым произведением мальчика стал балет «Жизель». Родители Цискаридзе не одобряли его увлечение балетом, они хотели, чтобы он впоследствии стал педагогом.

В 10 лет Николай принял решение поступить в Тбилисское хореографическое училище и сам написал заявление о приеме. Но, даже такой поступок не нашел понимания со стороны матери Цискаридзе. На помощь Николаю пришли преподаватели хореографического училища, убедив родителей мальчика.

Через 3 года Николай переезжает в Москву и поступает в Московское академическое хореографическое училище. Которое заканчивает в 1992 году в звании лучшего ученика класса.

Николай Цискаридзе личная жизнь, ориентация: травма артиста после которой он все-таки смог вернуться в балет

В 2003 году Николай Цискаридзе получил травму колена на сцене Парижской оперы. Он был доставлен в больницу где ему был сделан рентгеновский снимок, взглянув на который местные врачи пришли в ужас. На снимке было четко видно, что у Николая перетерлись крестообразные связки коленного сустава.

По словам Цискаридзе, у него заниженный болевой порог, поэтому он не сильно обращал внимание на дискомфорт в колене, который мучал его больше года.

Николаю была сделана операция, которая прошла успешно, но сроки восстановления оказались очень большими. Целый год Цискаридзе провел без балета. Обычно после такой травмы шансы вернуться на сцену невелики. Но Николай, который все жизнь посвятил балету не мог сдаться. И уже в Мариинском театре в балете «Манон»

Ни слова об Анастасии Волочковой! Он уже сто раз все о ней рассказал. И потом, называть Николая Цискаридзе «бывшим партнером Анастасии Волочковой» так же нелепо, как, например, Никиту Михалкова - «бывшим мужем Анастасии Вертинской»… Две абсолютно независимые единицы. И самодостаточные.

У нас было два повода обратиться к Николаю с просьбой об интервью. Первый, официальный, - тридцатилетие, грядущее в канун Нового года. Красивая дата для красивого мужчины. И второй, неофициальный, припасенный на всякий случай - а вдруг правда! По самым тончайшим информационным капиллярам просочились сверхсекретные сведения: Николай Цискаридзе женился. Причем сделал это втайне от широкой публики. И женат он на дочери Людмилы Максаковой Марии.

Но за пару дней до встречи обнаружился третий повод - далеко не такой радужный и не такой скандальный. Скорее печальный. На гастролях в Париже Цискаридзе повредил ногу, и на ближайшие полгода он снят с репертуара Большого театра.

Вы всегда утверждали: «Я не знаю, что случится со мною завтра, но я готов к любому повороту событий». Вы фаталист?

Ну как же можно знать, что будет завтра? Есть такая расхожая фраза: если хочешь насмешить Господа, расскажи ему о своих планах. И вот - наглядный пример (жест в сторону левого колена. - Авт.). У меня была куча планов, кипа подписанных контрактов, год был распланирован буквально по дням. А две недели назад я поскальзываюсь во время репетиции «Пиковой дамы» на сцене Гранд-опера… Представьте только: прогон в костюмах, через три дня - премьера, я единственный мужчина-иностранец, которого за последние десять лет пригласили в Гранд-опера. И тут - такой поворот событий! В итоге у меня разрыв связки, и я должен ближайшие шесть месяцев посвятить ноге. Понимаете? Глупая случайность, просто поскользнулся. Разве такие вещи можно просчитать?! Нельзя.

А вам ведь в Новом году предстоит перезаключать контракт с Большим театром. Как вы думаете, его условия изменятся в связи с травмой?

Нет, абсолютно. Падение произошло во время работы, на глазах у всей труппы Гранд-опера. Это, что называется, производственная травма. Так же, как бывает у футболистов, например. Мы часто видим, как их уносят с поля, потом они проходят курс лечения. Но контракты из-за этого не меняются. Впрочем, меня никто не уносил, я сам встал и пошел…

- И все-таки колено повреждено серьезно?

Любая травма серьезна. Когда артист нечаянно порезал палец, он выходит на сцену и чувствует только этот палец - даже если там элементарная царапина. Только потому, что болевые ощущения обострены именно в этом месте.

Другое дело, что с подобным растяжением я мог бы спокойно прожить, будь я простым человеком, каким-нибудь бухгалтером или дворником. Две недели похромал бы и забыл. Но так как я артист балета, придется принимать меры. Всем, чья профессия связана с движением - и спортсменам, и танцорам, и циркачам, - без этой связки жить нельзя. Колено неизбежно будет «вылетать».

- Значит, вам светит хирургическое вмешательство?

Да-да, обязательно. Операция необходима, если я хочу остаться в балете. К счастью, я был застрахован Парижской оперой, так что по части медицины проблем нет. Правда, кое-какие вещи в мою страховку не входят, потому что наша страна - не член Евросоюза. Но мне сказали, что все дополнительные расходы берет на себя Большой театр. Мне очень приятно, что руководство с таким пониманием отнеслось к моему тяжелому положению.

- Вы исключены из репертуара театра на ближайшие полгода?

Да. Но это - ничего страшного.

- А как же премьера в Париже? Я слышала, что для «Пиковой дамы» вам уже срочно ищут замену.

Нет, никто не репетирует. Спектакля просто не будет на парижских гастролях. Ни балетмейстеры, ни руководство Большого театра, ни руководство Гранд-опера не хотят видеть никаких других исполнителей партии Германа, кроме меня.

Понимаете, «Пиковая дама» была заявлена как европейская премьера! И по общему решению она должна пройти именно на том уровне, на котором задумывалась. Наверное, артисты, которые могут это станцевать, есть. Но спектакль был сделан специально на Илзе Лиепа и на меня. И его необходимо сохранить точно таким, каким он сделан. И потом - невероятно сложно танцевать рядом с Илзе. Очень мало актеров, которые могут выйти и равнозначно ей соответствовать, хотя бы не проигрывать на ее фоне. Нельзя забывать, насколько Илзе талантливый и масштабный человек на сцене.

В Большом все чаще происходят непредсказуемые события. Вы когда-нибудь рисовали для себя перспективу: что в одночасье может появиться приказ об увольнении Николая Цискаридзе, как это произошло… с тем же Марисом Лиепа, который пришел на работу и увидел на доске объявлений такой вот приказ.

Понимаете, Марису Эдуардовичу вывесили приказ, когда его стаж закончился. И всем остальным, кого тогда попросили уйти, было уже за пятьдесят. Наш балетный век - очень короткий. Официально мы служим двадцать лет, к сорока годам этот срок истекает. И в принципе артист должен уйти на художественную пенсию. Когда я совсем юным пришел в театр, я застал все эти скандалы. И с тех пор у меня в голове засела мысль: дай Бог, чтобы мне хватило мудрости, дожив до такого возраста, самому понять, что пора уходить. Конечно, не находясь в подобной ситуации, легче о ней рассуждать. Но недаром же существует афоризм, что уходить надо победителем.

- Когда вы пришли в театр, вы испытали шок от местных нравов?

Я испытывал счастье. Счастье, счастье… Наверное, больше года. Я же не театральный ребенок. Раньше я видел театр только со стороны зрительного зала. Даже когда учился в училище и уже танцевал на сцене Большого, у нас было не принято разгуливать за кулисами. Мы, дети, участвовали в школьных концертах, нас держали в «отстойнике» до определенного момента, потом выпускали на сцену, а после выступления - снова «отстойник», раздевалка, и - до свидания. Вообще, когда мы росли, дисциплина была очень серьезная. Везде стояли суровые охранники, которые работали в театре много лет и всех знали в лицо. Такой фэйс-контроль, что ни пройдешь ни проедешь. Театр-то режимный. Словом, когда я пришел туда уже на работу, я элементарно не знал, где находится репетиционный зал. Я стал открывать театр с незнакомой стороны.

- И как вас встретили? Ласково?

Ласково нигде никого не встречают. Нигде и никого. Я, как и все, поступил в кордебалет, но недели через две меня уже активно задействовали в основном репертуаре. Мы пришли в конце августа, а в январе труппа уезжала на гастроли в Лондон. И Юрий Николаевич Григорович не просто взял меня на гастроли (обычно первогодков не берут), он дал мне много партий. Помимо того что это было почетно, это приносило реальные деньги. И естественно, отдав партии мне, кого-то он подвинул. Разумеется, людям это не нравилось. Я многим перешел дорожку. Никого не интересовало, что Григорович преследует исключительно художественные цели. Все пытались найти в моем назначении какой-то второй смысл. Сначала считали, что я чей-то сынок, потом приписывали прочие гадости. Невольно получается некая группка людей, которая тобой недовольна. Ну и ничего.

- Вы действительно вели себя вызывающе смело?

Очень смело. Я никогда не молчал, я отвечал. Отвечал на шутки, на издевки. Сейчас, когда я анализирую, то понимаю, что был не только смелым. Я просто наглым был ребенком! Даже сейчас я не стал бы реагировать так дерзко, как в те времена. Хотя разница между моим положением сейчас и моим положением тогда - колоссальная. Я не то чтобы могу себе позволить больше, просто к любой моей просьбе прислушиваются внимательнее.

- А как вы думаете, интриги вокруг вас плетутся?

Да миллион! Интриги существуют везде. Кто-то кому-то чем-то мешает. Лично мне некогда даже думать об этом, но ведь люди все воспринимают по-разному. Например, я прихожу к руководству, меня спрашивают: с кем вы хотите танцевать? Я открываю расписание и говорю: а можно поставить одного человека, чтобы мне не репетировать лишнее? Ведь каждый новый партнер - это дополнительные репетиции. Я всего лишь берегу свои силы и время, а коллеги могут увидеть здесь интригу: что я копаю под кого-то.

- Вы говорите, что Григорович помог вам в свое время.

Да, конечно. Он не просто помог: он меня взял и дал мне тот шанс, который я сейчас имею. (Николай говорит и словно сам смущается своих слов. И начинает смеяться. - Авт.)

- Вы сохраняете отношения с ним?

Да. Во-первых, когда Юрий Николаевич ушел из театра, его фамилия стала опальной. Танцевать его балеты было опасно. Я танцевал их все. Когда он куда-то приглашал, люди боялись ехать, потому что новое руководство это не приветствовало. Я всегда ездил с большим удовольствием. И потом, я - один из немногих, кто не подписал ни одной бумажки против него.

Вы довольно быстро заняли прочные позиции в труппе. Но сами когда-то признались, что на собственный выпускной экзамен вам смотреть было страшно.

Не страшно. И я говорю сейчас как человек, кое-что понимающий в искусстве балета. На природные способности мне грех жаловаться. С момента моего выпуска прошло двенадцать лет, но за эти годы еще не появился ни один ребенок, который просто по физическим данным мог бы встать рядом. Это редкие данные.

- Какие именно? Вы можете расшифровать для тех, кто далек от балета?

Строение суставов, пропорции тела, гибкость, прыжок, шаг, вращение, координация, музыкальность, что самое главное. Рядом с остальными детьми я выглядел как белая ворона. Это опять-таки не моя заслуга, это природа постаралась. Но я был слабеньким и не подавал признаков каких-то особых актерских данных. А Григорович, он не только выдающийся балетмейстер, у него - чутье. Он увидел во мне персонажей. Не просто сделал меня принцем, голубым героем: бровки домиком, ручки к сердцу. Нет. Первое, что я получил - партия Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Конферансье в «Золотом веке». И тот и другой - самые взрослые персонажи из всех действующих лиц. Самые яркие, характерные. Для меня до сих пор загадка, как он смог в таком ребенке разглядеть задатки того, что потом раскрывалось благодаря хорошим учителям. Я же был совсем мальчишка! А он во мне это увидел.

- А правда, что другие педагоги этого не видели и не хотели принимать вас в хореографическое училище?

Я три года учился в тбилисском училище и пять - в московском. И в московское я действительно поступал три раза подряд. Понимаете, это было главное училище не только Советского Союза, но и всех соцстран. Туда брали и вьетнамцев, и монголов, и китайцев. Мы всех научили балету, причем бесплатно. Дети из Грузинской республики тоже, естественно, обучались - те, у которых папа «завтоваровэд», «главснаб». А я был просто Коля Цискаридзе с улицы. Помните фильм «Приходите завтра»? Так и моей маме объясняли: мест нет. И говорили, что у меня нет данных.

- Вы действительно учились вместе с внучками Горбачева, Андропова, Ельцина?

Внучки Ельцина я не помню. Я знаю, что в училище был спецкласс, где занималась внучка Горбачева - Ксюша, другие «высокопоставленные» дети. Ксюшу я помню как ребенка, она была младше меня лет на пять и носила другую фамилию - не Горбачева. Я как раз был выпускником, мы очень мило общались с маленькими. Естественно, меня знали и Раиса Максимовна, и Михаил Сергеевич. Они часто приходили смотреть, как выступает Ксюша, а я эти спектакли вел.

В параллельном классе училась Алиса Хазанова, дочь Геннадия Хазанова. Моей одноклассницей и партнершей была Олечка Елисеева, дочка Валентина Гафта. К сожалению, она скончалась. На несколько потоков старше выпускалась Таня Андропова. Мы с ней дружили и до сих пор очень дружим. Когда я бываю в Америке, она всегда объявляется. Она вышла там замуж, у нее двое детей.

Что характерно, никто из «папиных дочек» не сделал балетной карьеры. Зачем их отдавали в училище? Ради престижа?

Романтическая ведь профессия - балет. Мне кажется, все девочки мечтают стать балеринами. Кружатся, танцуют. А родители часто подкупаются: ой, какая она музыкальная! И ведут ее заниматься хореографией. Зачастую взрослые не понимают, что это тяжелейшая работа для ребенка. Зато представляете, как родителям удобно: c девяти утра до шести вечера дети учатся. А если есть репетиции, то и до восьми. Наше училище всегда было привилегированным учебным заведением, охранялось серьезно - полная гарантия, что весь день ребенок под присмотром учителей. К тому же мальчики освобождены от армии. А девочки вырабатывают походку, осанку и выглядят как королевы.

- Действительно ли мама предвидела ваше большое будущее?

Нет, моя мама ничего не предвидела. Предвидела моя няня. Она меня воспитывала с тринадцати дней. Пришла, развернула пеленки и сказала: «Балеруном будет. Причем самым знаменитым». Даже в самом нежном возрасте у меня ноги были… специфические для ребенка. Помните советское детство: на всех надевали эти колготки обтягивающие проклятые и шортики. Так вот рядом с остальными детьми мои ноги выглядели довольно… неординарно. (Он снова говорит сквозь смех. Будто красивые ноги - невероятно забавная часть тела. - Авт.)

А мама как раз не хотела, чтобы я балетом занимался. Но педагоги ей все время объясняли, что все это очень серьезно. Не просто детская прихоть, а еще и серьезные возможности есть у ребенка.

- А почему она не хотела?

Ну какая грузинская мама захочет, чтобы ее ребенок был артистом балета? Он должен быть ученым, доктором, на худой конец владельцем ресторана. Но никак не артистом балета. А я в детстве часто показывал на открытку с изображением Большого театра и говорил, что я буду танцевать здесь и только здесь. Мне все твердили: зачем тебе Москва? Лучше быть первым человеком в маленьком городе, чем последним в большом. Я отвечал: может, вам так и лучше, а я буду большим в большом. Я маленький был нахальным!

- А комплексы у вас были в детстве?

Я не считался красавцем. Грузинские дети - они же как ангелочки. А я был обыкновенный мальчик. Обычно в гостях детям говорят: ой, какой милый ребеночек. А глядя на меня, никто так не охал. Максимальный комплимент, который я слышал: ой, какие глазки. Естественно, я понимал: значит, что-то здесь не так, раз мне не говорят, какой я распрекрасный.

- Переживали?

Нет, не переживал. Просто понимал, что я не такой. Но зато всегда старался сделать что-то лучше остальных.

- Как вы сейчас относитесь к своей внешности?

На сцене - очень серьезно, а в жизни мне все равно.

- Ну вам же наверняка часто говорят, что вы такой красавец, такой неотразимый и изысканный.

Я часто слышу комплименты, особенно в последнее время. В прошлом году даже попал в сотку самых красивых людей Москвы, что очень смешно. Знаете фразу - красота в глазах смотрящего? Мне нравятся брюнетки, соседу - блондинки. Мы никогда не договоримся. Как можно сопоставлять эталон красоты Леонардо да Винчи и Рубенса? Абсолютно разные лица…

- И каковы ваши представления о совершенстве? Какие качества или черты вас будоражат?

Да никакие! Человек должен мне сиюминутно понравиться. Это ненормально - иметь список качеств, которые тебе приятны. Сегодня - одно, а завтра - другое. Помню, когда нам преподавали актерское мастерство, там был раздел «любовь». У нас был замечательный педагог, очень смешная женщина, которая учила нас любить: как юноша и девушка встречаются на сцене, как между ними пробегает искра и так далее. Кто-то из учеников показывал, а все остальные смотрели. И она хваталась за голову - ну что ж вы делаете! Она целую лекцию о любви нам прочитала: «Ах, вы не понимаете - ведь иногда один запах просто сводит с ума!» Я тогда подумал: «Она ненормальная, что ли?» Но проходит время, приходит опыт - и ты понимаешь: «А ведь какая умная была женщина! Действительно - все это правда!»

Мне по большому секрету рассказали слух: якобы недавно вы тайно женились на дочери Людмилы Максаковой Маше…

Нет, ничего подобного. Я не спешу. Маша - замечательный человечек, мы с ней очень дружим. Но не более того. Понимаете, когда люди общаются, часто появляются вместе в общественных местах - это сразу воспринимается как роман. Почему-то никто не хочет верить, что мужчина и женщина могут просто дружить.

- За вашим общением стоит только дружба или все-таки намечается роман?

Нет. Никакого романа. Для начала, я очень дружу с Людмилой Васильевной, через нее мы и познакомились с Машей.

- Тогда что за кольцо у вас на руке?

Просто кольцо, обычное украшение.

- Почему вы не торопитесь обзаводиться семьей?

Знаете, мой друг Егор Дружинин и его жена Ника часто останавливаются и подолгу живут у меня. Потому что Ника - моя ближайшая подруга с детства, она мне уже как родственница. Когда я вижу, как они иногда ругаются, я им все время говорю: «Посмотрев на вас, я понимаю, что жениться не надо». Это шутки, конечно. Но для себя по крайней мере я решил - спешить в этой области нельзя. Я человек крайне ответственный во всем и очень занят своим делом.

К тому же мне еще нет тридцати. Надо пожить! Когда человек создает семью, он вступает в другую фазу жизни. Сам я - поздний ребенок, мама родила меня в сорок три года. Я помню первое родительское собрание в школе - к тому времени она была уже солидной женщиной. Пришли родители моих одноклассников - какие-то мальчики и девочки. И вдруг вошла моя мама. И это вошла ма-ма! Рядом с нею все они были никто. В моем представлении родители должны быть зрелыми людьми. И детей надо рожать осознанно. Мне было невероятно интересно рядом с теми людьми, которые меня воспитывали, им было что мне рассказать. А сейчас я вижу детей моих коллег… Я бы не очень хотел оказаться на их месте.

- У вас остается время на личную жизнь?

Конечно, остается. Просто личное - это личное. Когда я был маленький, няня меня кормила и параллельно что-то рассказывала, какие-то свои идеи мне внушала. Так вот, она все время повторяла: можешь заводить романы где угодно, только не с соседями и не на работе. И это у меня отложилось в сознании. Когда я впервые попал на страницы желтой прессы, для меня это было так странно! Ужас какой-то. Не завидую людям, которые настолько знамениты, что не могут позволить себе ездить в метро или ходить на пляж.

- Вам удается скрываться от чужого внимания?

Существуют же - элементарно - закрытые двери и закрытые шторы.

- Тем не менее вы светский человек и часто появляетесь на публике…

Абсолютно нет! Для того чтобы я куда-то пошел, меня надо тащить на аркане, причем приложить немалые усилия. Например, та же Маша Максакова буквально вытаскивала меня на вечеринки. Если бы она не приезжала за мной уже одетая и не стояла бы над душой, чтоб я оделся, - я бы никуда не пошел. Я люблю сидеть дома. Я человек в этом плане неподвижный.

- Я смотрю, у вас на столе совершенно не диетический набор - шоколад, зефир, булочки…

Я никогда не полнею и не сижу на диете. У меня природа такая, мне повезло.

- Что вы включаете в понятие «следить за собой»?

Во-первых, быть опрятным. Не приемлю неаккуратных людей!

- А на что обращаете внимание?

На руки - это первое, на что я смотрю. У человека не могут быть не подстрижены ногти, не сделан маникюр. Такого я просто не понимаю. Особенно, когда грязь под ногтями, тут мне становится совсем плохо. Еще я не перевариваю людей, от которых может как-то пахнуть, которые не одеты в свежее. Элементарно - моя профессия сопряжена с тесным телесным контактом.

- Как вы выбираете себе одежду?

Что нравится, то и выбираю. Я вообще не люблю ходить в магазины, а если прихожу, мне всегда тяжело с размерами. Или талия на два размера больше, или длины не хватает. Мне нравятся достаточно строгие вещи. Хотя могу иногда выпендриться, одеться по-сумасшедшему. Но не на каждый день. Что касается цвета - мне опять-таки повезло, мне любой цвет идет.

- Я очень часто вижу вас в белом.

Белый хорошо оттеняет черные волосы и все остальное на лице.

- Вы поддерживаете отношения со своими родственниками из Грузии?

Очень мало. С теми, кто живет в Москве, я общаюсь, а с теми, кто живет в Грузии, - реже. Только когда сам туда приезжаю. Но у меня не очень много родных.

- Наверняка вы для них - национальная гордость.

Наверное. В Грузии я недавно получил Орден Чести. И самое дорогое - то, что мне его дали в день рождения моей мамы. Случайно, просто так совпало. Это не мой орден, это мамин орден - за то, что я танцую!

- Вы ощущаете в себе грузинские корни, причастность к национальной культуре?

Конечно. Я и есть - грузин. Как я могу их не ощущать? Хотя что касается национальных обычаев - в этом плане (но только в этом!) я не чувствую себя совсем грузином. Я, например, не умею говорить тосты. Моя няня Фаина Антоновна была украинкой, а воспитывала она меня в русских традициях. Я большую часть жизни живу в Москве, все мои педагоги - русские. Слышите - я говорю совершенно без акцента.

- А шумные застолья вы любите?

Я люблю поесть, а застолья - нет. Помню свои первые гастроли с Большим театром. Все старались сэкономить, а я ходил в рестораны и ни в чем себе не отказывал. И не для того, чтоб себя побаловать - я только там и могу питаться. Мне мама очень рано объяснила важность таких вещей. Она была педагогом по физике в школе для привилегированных детей. Зарплаты там платили такие же, как везде, но зато нам полагались социальные льготы - санатории, пансионаты. Мы с ней часто отдыхали вместе. И мама мне всегда говорила, что самое главное - чтобы желудок был здоровым. От качества еды зависит все остальное - и сердце, и легкие, и печень. Экономить на своем здоровье я абсолютно не собираюсь. Для меня главное - правда! - это хорошо поесть. (Тут он прямо-таки хохочет и радуется, как ребенок, своей «ненасытности» - Авт.) Так как я трачу много энергии, я очень люблю мясо и прочие калорийные вещи.

- Вы приспособлены к быту? Можете себе обед приготовить?

Я умею все, буквально все. Но я не делаю ничего. У меня очень много времени забирает моя профессия. Теперь, когда я буду посвободнее, я хоть наконец освою компьютер. Он у меня уже два года стоит, а я к нему даже не подошел ни разу - не было времени. Еще мне нужно доучить французский язык, потому что в обычные дни нет возможности им заниматься.

- Как решаете бытовые проблемы?

У меня есть родня, которая мне готовит. Но сыр в магазине я покупаю сам. Этого я не доверяю никому.

- Вы унаследовали другое национальное качество - я имею в виду грузинскую влюбчивость?

Я не влюбчивый, я - увлекающийся. Понимаете, любовь - это страшная вещь. Это не чувство - это диагноз, болезнь. И я не хочу никогда этим болеть.

- И что - у вас никогда не было такой болезни?

Что значит не было! Я знаю, что это такое, потому и не хочу. Чем позже это случится, тем лучше. Уже хватит!

- Неужели такой печальный опыт?

Не в том дело. Даже когда это хороший опыт, ты все время пребываешь в состоянии… Ой, не хочу. Это так отвлекает!

- Для вас актуальна тема возраста? Все-таки впереди юбилей - тридцатилетие.

Как человек я совершенно не думаю о возрасте. А как артист балета - думаю, конечно. В балете тридцать лет - это, конечно, рубеж определенный.

- Вы прикидываете, чем бы могли еще заниматься? Я слышала, вас интересует драматическое искусство.

Нет-нет. Драма - абсолютно другая сфера творчества. Тут необходимо учиться заново. Возможно, это будет мне интересно. Но, во-первых, надо ставить голос, на театральной сцене голос - главное. Еще мне очень нравится кино. Мне кажется, я мог бы что-то сыграть. В кино есть возможность дублей, есть монтаж. Если что-то получается неудачно, можно исправить.

- Зачем вы взялись изучать такую далекую от искусства науку, как менеджмент?

У меня уже есть одно высшее образование, теперь будет второе. Специальность - управление музыкальными театрами. Возможно, когда-нибудь мне придется пойти на какой-то пост, и я должен понимать элементарные вещи… Чтобы какой-нибудь умный главбух не обвел меня вокруг пальца. Надо быть готовым ко всему - а вдруг.

Вы довольны своим материальным положением? Я читала, что первой госпремии вам хватило на кровать. Какая должна быть кровать-то…

Я считаю так - денег много не бывает. Что касается моих премий, самое главное - тот почет, который они несут, а не финансовая сторона. Конечно, очень весело и забавно, когда ты рассказываешь, куда ты потратил эти деньги. Но! Я вам описать не могу своих ощущений, когда в день получения своей первой госпремии я подходил к Кремлю. Дело даже не в том, что я был очень молод. На меня в свое время произвел большое впечатление фильм «Светлый путь» - помните, как Орлова летит в машине над Кремлем и поет песню: «Мамка, глянь-ка, это ж Танька, это ж я…». Я никогда не думал, что со мной такое произойдет. Я вошел внутрь, увидел зал, который раньше видел только по телевизору, и всех тех великих людей - артистов, режиссеров, музыкантов, рядом с которыми я буду получать награду. И меня охватило невероятное чувство! Я стоял и про себя пел эту песню: «Мамка, глянь-ка, это ж Танька, это ж я…» Понимаете?! Это же непокупаемая вещь. Если б мне сказали, что мне просто грамоту дадут рядом с этими людьми, я уже был бы счастлив. Ну как я мог себе представить, что буду сидеть рядом с Фрейндлих и Нееловой? Башмет получал премию и я! Никогда бы не поверил.

- Но вы не можете не понимать, что на Западе ваш материальный статус был бы значительно выше.

Конечно. Но у нас другая страна и жизнь другая. Я не исключаю возможности поехать работать за границу. Но лишь потому, что мне это интересно. Допустим, на тот месяц, когда меня пригласили в Гранд-опера, меня много куда звали, и там я получил бы в двадцать раз больше. Но для меня работа в Гранд-опера гораздо дороже материальных вопросов. Класс другой! Есть же разница между кофточкой от Армани и кофточкой из перехода. Даже если они одинаковые внешне, а берешь в руки и понимаешь - класс другой. Вот и у людей должен быть класс. Мне Марина Мстиславовна Неелова рассказала, что ей безумно понравилась пьеса: как один богатый человек приходит к женщине, чтобы переплести книги. Она берет заказ, но он ее ставит в такие условия, что она либо попадает в долговую тюрьму, либо выполняет его требование: «Взамен вы должны мне отдаться». Она отвечает - «нет». Выясняется, что он подстроил все специально, потому что поспорил со своим отцом, который сказал ему: «Я знаю лишь одну женщину, способную сказать «нет». Сын решил доказать обратное и не смог. Потому что класс! У этой женщины и у всех остальных он разный.

Как-то мы с Мариной Мстиславовной обсуждали интересную тему. Она спросила: «Коля, а что вы согласились бы рекламировать?» Я задумался. Мы очень долго перебирали разные вещи. И каждый раз она говорила «нет». И я вынужден был с ней согласиться - да, как-то неловко. Ладно, если речь идет о дорогих марках, о крупных косметических фирмах или как Олег Меньшиков - ты представляешь эксклюзивные часы. Но только не прокладки!

- А если бы вам предложили весьма откровенную съемку?

Я видел несколько фотосессий артистов балета, которые соглашались сниматься ню, - ничего хорошего не вышло. По крайней мере мне это не нравится.

- Кроме языка и компьютера чему вы посвятите свободное время?

Себе. Мне предстоит серьезный период, придется много и усиленно заниматься ногой, чтобы восстановить рабочее состояние. Пока не знаю, где меня будут оперировать - у нас или за границей. Ведь не столько сложна сама операция, сколько реабилитационный период. Я же не обыкновенный человек, которому нужно научиться ходить. Мне нужно научиться танцевать. Причем танцевать так, как танцует Николай Цискаридзе. А не как кто-то другой.