Реализация в сельской библиотеки культурная функции. История Быстрянской сельской библиотеки

Александровская сельская библиотека в течение 2015 года выполняла главную миссию своего учреждения - развивалась, как информационно-культурный центр, предоставляя качественную информацию и услуги пользователям библиотеки, используя имеющиеся каталоги (алфавитный, систематический).

В течение 2015 года библиотека выполняла главную цель своей работы - максимальное удовлетворение нужд и потребностей жителей села и читателей библиотеки с использованием печатных изданий. Оказывала помощь в повышении образования, самообразования. В целом культурно-просветительская деятельность библиотеки велась по направлениям:

  • - цикл мероприятий «Калейдоскоп юбилейных дат», посвященных жизни и творчеству писателей (в течение всего года);
  • - неделя «Мир профессий» (февраль);
  • - районный смотр-конкурс (март);
  • - неделя детской и юношеской книги (март);
  • - дни экологической культуры (апрель);
  • - день семьи в библиотеке (май);
  • - летнее чтение детей (июнь-август);
  • - день знаний (сентябрь);
  • - экскурсия по библиотеке (октябрь);
  • - цикл мероприятий к Новому году (декабрь);
  • - дни информации (в течение всего года).

Чаще всего и с особым удовольствием посещают библиотеку дети и подростки (36%). Наибольшее количество массовых мероприятий проводится именно для этой категории пользователей. Стараясь удержать интерес и внимание детей, специалисты библиотеки готовят различные мероприятия с элементами театрализации, игр, конкурсов, творческих заданий.

Дети и подростки выбирают книги, читают журналы, собирают пазлы, играют в настольные игры, рисуют, а также общаются между собой. Такие журналы, как «Мир принцесс» и «Играем с Барби» востребованы девочками дошкольного и младшего школьного возраста, а девочки постарше выбирают журналы «Волшебный», «Мои секреты» и «Девчонки». Мальчиков привлекают журналы «Тошка и его компания», «Том и Джерри», особенным спросом пользуется журнал «Звёздные войны», который, к сожалению, не стал печататься с 2014 года. А подростки интересуются журналами «Мото» и «Рыболов». Неизменной популярностью у юных читателей пользуются сказки, детские детективы, романы для девочек, приключения.

Совместно с детским садом для детей дошкольного возраста проводятся ознакомительные экскурсии «Книжкин дом». Дети впервые знакомятся с такими понятиями как книга, стеллаж, журнал, читательский формуляр. С детьми проводятся шуточные уроки. Накануне 1 сентября в библиотеке проводился большой утренник «Как Бука и Бяка стали первоклассниками». Дети получили призы и позитивное настроение.

Основной группой читателей библиотеки являются взрослые (50%), которым предлагались книжные выставки и массовые мероприятия на такие темы, как сохранение здоровья, ведение домашнего хозяйства, осенние заготовки, обряды и традиции, а также литературные вечера, вечера отдыха, вечер-воспоминание. Все эти мероприятия призваны создать условия для общения, проявления творческих способностей участников. Следует отметить, что среди данной группы наиболее активные пользователи - люди предпенсионного и пенсионного возраста. Это объясняется наличием у них наибольшего количества свободного времени. Они читают книги не только современных авторов, но и литературу советского периода (серия «Сделано в СССР» и «Сибириада»), и книги исторической направленности. Из журналов неизменным спросом пользуются «Приусадебное хозяйство», «Сельская новь», «1000 советов», «Всё для женщины» и другие.

Наиболее малочисленной и сложной в плане привлечения в библиотеку категорией читателей является юношество (14%). Учащиеся старших классов загружены школьными заданиями, студенты проживают за пределами села и приезжают только на выходные и праздничные дни, а работающая молодежь имеет мало свободного времени. Но, не смотря на всё это, стараются привлечь как можно большее количество пользователей данной категории, для чего выходят в школу для проведения массовых мероприятий, оформляют книжные выставки и информационные буклеты на актуальные для них темы (вредные привычки, характер и судьба), выписывают журналы, пользующиеся у молодёжи наибольшим спросом («Твоя лучшая подруга», «OOPS», «Мне 15»), помогают в подборе литературы современных модных авторов.

Особое внимание и заботу специалисты библиотеки уделяют людям с ограниченными возможностями, советуя и подбирая для них книги, а также приглашая на все массовые мероприятия и книжные выставки.

Внедрение новых информационных технологий открыло для библиотеки новые возможности по созданию более комфортных и современных условий для наших пользователей, для повышения качества предоставляемых услуг. Так, появилась возможность выпуска издательской продукции, например, вышли в свет такие издания как буклет «Наш край в стихах и прозе», «Давайте познакомимся» (о И.А. Крылове), Библиографическое пособие - аннотированный список литературы «Особенности культуры Красноярского края» и др.

В последние годы в работе библиотеки особенно возросла роль и значение досугового направления деятельности. Наиболее востребованными среди библиотечных культурно-досуговых программ являются читательские вечера и клубы по интересам. Так, при библиотеке действуют клубы: для людей пожилого возраста; женского общения и семейного досуга. Кроме того, для читателей всех возрастов создан клуб литературного чтения; для подростков - экологический клуб и клуб краеведческого направления. Для детей применяются познавательно-развивающие программы: викторины; олимпиады; конкурсы; игры; кружки по интересам и т.д.

Творческий отчет о культурной и досуговой деятельности библиотеки подробно представлен в Приложении А.

Таким образом, анализ деятельности показывает, что Александровскую сельскую библиотеку можно назвать социокультурным центром местного сообщества: организовано полноценное обслуживание, обеспечив доступ пользователей к получению оперативной и актуальной информации, различных категорий пользователей (детей, школьников, молодежи, инвалидов, пожилых, предпринимателей и т.д.), используя при этом все имеющиеся ресурсы и возможности библиотек в интересах читателей. В последнее время качественно улучшился уровень информационного обслуживания читателей.

Кроме того, библиотека старается по-новому взглянуть на свою роль в современных условиях, постоянно совершенствуя массовую работу. Так, в целях повышения качества и комфортности библиотечного обслуживания в 2015 году продолжил свою работу внестационарный пункт выдачи книг в д. Новая Прилука. Пункт выдачи находится в сельском клубе, обмен книг производится один раз в месяц и обслуживает все категории населения.

Ряд библиотек организуют выездное обслуживание по правовой тематике. Так, например, сельская библиотека Доможировской волости Лодейнопольского района Ленинградской области постоянно проводит выезды в различные хозяйства с информацией по разным правовым проблемам; об особенностях налогообложения фермеров, о льготах инвалидам, о льготах по оплате коммунальных услуг для различных категорий сельских жителей и др.*
Многие сельские библиотеки включились в реализацию проекта «Библиотека – информационный центр жизнедеятельности местного сообщества» и организуют постоянную связь населения с представителями местной власти: например, в практику работы введена такая форма общения с законодательной властью на местном уровне, как «встреча с депутатом», «час депутата», на котором предполагается свободное обсуждение законопроектов, находящихся на рассмотрении в местной Думе и т.п. Сельчане, участвующие в мероприятии, могут высказать свое мнение, внести уточнение, предложить свою формулировку и т.п. Такие мероприятия воспитывают у населения правовую культуру, повышают гражданскую активность. В целях повышения правовой культуры сельских жителей и содействия их юридическому образованию и самообразованию сельские библиотеки широко используют рекомендательные списки и указатели литературы по правовой тематике, которые издают центры правовой информации при областных и районных библиотеках.
Например, рекомендательный список литературы «Судебная реформа: истоки, некоторые итоги и тенденции» (Орловская областная публичная библиотека) включает более 80-ти источников по таким разделам, как «Конституционный суд», «Суд присяжных», «Третейский суд», «Военные суды», «Прокуратура», «Адвокатура» и т.д., что дает пользователю представление как о всей системе правосудия, так и о возможностях отстаивания своих прав.
Рекомендательный список «Защита прав потребителей» (Тамбовская областная публичная библиотека) насчитывает более 40 источников и включает в себя документы, разъясняющие права потребителей товаров и услуг в различных сферах.
Многие сельские библиотеки ведут значительную лекционную работу, направленную на повышение уровня правовой грамотности населения, сами выпускают дайджесты, тематические досье на правовые темы.
Интерес у широких слоев населения вызывают и презентации отдельных книг правовой тематики: хрестоматий, справочников, воспоминаний сотрудников правоохранительной системы и т.п.
Эффективной формой воспитания правовой культуры населения следует считать и «День правовой информации», который может включать в себя и выставку новых поступлений по теме, и лекцию специалиста, и консультацию по различным правовым вопросам.
Очевидно, что такие формы привлекают как всех пользователей ПЦПИ, так и представителей различных групп, решающих аналогичные житейские проблемы и объединенные общим информационным интересом.
Формы библиотечного обслуживания конкретных групп пользователей также многообразны и «окрашены» особенностями их информационных потребностей.
Приоритетным вниманием пользуются, прежде всего, социально незащищенные граждане. В работе с ними (пенсионерами, инвалидами, мигрантами, безработными и др.), а также с предпринимателями, фермерами, военнослужащими и т.д. центры правовой информации не удовлетворяются уже работой в режиме «запрос-ответ», но стараются наладить «обратную связь». С этой целью организуются постоянно действующие мероприятия, позволяющие выявить эффективность усилий библиотекарей: семинары (например, постоянный семинар для безработных), клубы по интересам для предпринимателей, ветеранов военных действий, для старшеклассников. Каждый из этих клубов раскрывает в своей работе правовые аспекты той проблематики, которая актуальна именно для конкретной группы пользователей, учит их работать с информационными ресурсами по этой теме.
В практике сельской библиотеки широко практикуется индивидуальное обслуживание. Хорошо зная проблемы жителей села, библиотекарь может, оказывать постоянную или эпизодическую помощь, например, информировать о вновь приобретенной книге, подбирать списки книг и статей по теме, осуществлять предваряющее информирование и т.д., т.е. осуществлять оперативное справочно-библиографическое обслуживание.
Как правило, в число тех, кому сельская библиотека оказывает индивидуальную информационную (в том числе и правовую) поддержку, входят руководитель хозяйства, специалисты высшего уровня (главный зоотехник, главный агроном и др.) директор школы, предприниматели и др., в зависимости от реальной ситуации на селе. Библиотека может для них выполнять тематические, фактографические, персональные и др. справки.
Кроме того, библиотеки, работающие с правовой информацией предлагают и комплексные услуги, сочетающие в себе библиографическую, аналитическую и документную информацию.
В целом, находящиеся в распоряжении центров правовой информации при достаточно крупных библиотеках ресурсы позволяют предлагать пользователям следующую номенклатуру услуг:
– поиск правовых актов в электронных базах данных;
– предоставление информации на дисплее для краткого ознакомления;
– выдача справки о месте и времени опубликования документа;
– тематические справки;
– предоставление текста документа;
– перенос информации на бумажный и на магнитный носитель;
– поиск правовой и юридической литературы в электронном каталоге библиотеки;
– прием заказов на поиск правового акта по телефону, факсу, электронной почте;
– подборка законодательных актов по запрашиваемой теме;
– выполнение всех видов справок: фактографических, библиографических, аннотированных, аналитических;
– предоставление периодических изданий во временное пользование;
– предоставление аудио- и видео- материалов с лекциями по правоведению ведущих преподавателей московских вузов;
– предоставление правовой информации на CD-ROM;
– сканирование;
– компьютерный перевод текста с/на иностранный язык;
– доступ к правовым сайтам Интернет;
– ксерокопирование и распечатки правовых актов в черно-белом и цветном варианте;
– оперативное информирование о новых поступлениях;
– резервирование издания для конкретного пользователя;
– предоставление электронных дисков, поступающих в библиотеку, как приложение к книгам и журналам
– «ночной абонемент»;
– открытие «почтовых ящиков» электронной почты;
– консультирование по правовым вопросам;
– составление списков литературы к курсовым и дипломным работам;
– консультирование по вопросам поиска правовой информации;
– предоставление образцов форм типовых документов (договоров, жалоб и т.п.);
– консультирование самостоятельной работы с правовыми базами «Кодекс», «Гарант», Консультант Плюс», «Система»;
– быстрый поиск в присутствии заказчика;
– текущие адресные справки;
– ретроспективный поиск;
– формирование пакета документов по запросу пользователя;
– предоставление реквизитов юридических служб;
– предоставление текстовых и табличных редакторов;
– поиск информации по предварительному заказу;
– предоставление ПК для самостоятельной работы;
– создание титульного листа для письменных работ;
– создание объявлений;
– распечатка с дискеты и др.
Конечно, небольшие сельские библиотеки не в силах оказывать все эти услуги. Однако очень важно, чтобы сельские библиотекари знали об этих возможностях и ориентировали бы на них своих пользователей.
Многие из этих услуг предоставляются бесплатно. Однако, качественные услуги публичного доступа к правовой информации не могут быть совсем бесплатными. Оплачиваются, прежде всего, те услуги, которые требуют применения расходных материалов: бумаги, дискеты и др.
Некоторые правовые центры стремятся к расширению, к диверсификации своей деятельности, предлагая комплексы качественных и уникальных услуг, платежеспособным потребителям, нуждающимся в информации: местным властям, прессе и т.п.
К таким услугам можно отнести: заказное проблемно-ориентированное библиографическое обслуживание, обмены изданиями, защита интересов местных сообществ, информационно-аналитическая поддержка законотворчества, заказные аналитические работы, компьютерная разведка, дистанционная подготовка персонала другой библиотеки и т.д. Эти услуги предоставляются на платной основе.
Эффективность деятельности правовых центров, в том числе, конечно, и при сельских библиотеках, во многом зависит от взаимоотношений с партнерами, которых условно можно разделить на три группы: это те организации, которые предоставляют им информацию; те, кто является потребителем информации; те, кто является посредником между этими двумя группами.
Важнейшим источником предоставления библиотекам правовой информации и правовых информационных продуктов является ФАПСИ, конкретно – Управление обеспечения правовой информации ФАПСИ.
В работе практически всех центров правовой информации широко используются информационно-правовые системы ФАПСИ. В соответствии с Указом президента РФ от 5 апреля 1994 г. научно-технический центр (НТЦ) «Система» получает в полном объеме тексты федеральных законов, актов Президента и Правительства, а также тексты документов обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. НТП «Система» получает из Главного государственно-правового управления Президента РФ электронные информационные карточки, включающие выходные данные документа (номер, дату, наименование и т.д.), рубрики и ключевые слова, присвоенные документу; приводит привязку карточек к конкретным текстам документов, после чего отправляет документы на хранение в эталонный банк правовой информации. Пользовательский вариант эталонного банка правовых актов и программное обеспечение доступа пользователей к нему передается в центры правовой службы (ЦПС) тех субъектов РФ, в которых открывается центры правовой информации. ЦПС в субъекте РФ проводит установку ИПС ФАПСИ в публичный центр правовой информации через соответствующий орган управления культуры исполнительной власти субъекта РФ или обеспечивает удаленный доступ пользователей центра к серверу ЦПС с указанным пользовательским вариантом эталонного банка правовых актов.
НТЦ «Система» регулярно формирует порции пополнения информационного фонда банка правовых актов, включающие все новые документы, проводит их выверку и передает ФАПСИ для распространения. На рабочих станциях многих ПЦПИ установлены правовые базы ФАПСИ.
Весьма значительна роль ФАПСИ и при организации крупных, федеральных и региональных мероприятий по развитию общероссийской сети публичных центров правовой информации. Без ее финансовой поддержки их проведение было бы значительно затруднено.
Конечно, информационные продукты ФАПСИ поступают, прежде всего в правовые центры крупных библиотек, однако использовать их для удовлетворения запросов своих читателей могут любые библиотеки, в том числе и сельские!
Информационные продукты для правовых центров предоставляют и фирмы, специализирующиеся в области правовой информации, прежде всего, такие, как «Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс». Они предоставляют библиотекам электронные правовые справочники, базы данных и др. Даже небольшая сельская библиотека, не имеющая выход в интернет может использовать их.
Активно сотрудничают с публичными центрами правовой информации и такие организации как агентства по распространению юридической и правозащитной литературы, издательства и т.п., предоставляя библиотекам льготы и скидки при приобретении необходимой для них литературы.
Особые отношения, складываются у публичных центров правовой информации с теми организациями, которые, как и они обязаны распространять правовые знания, это такие, как Институт муниципальной правовой защиты, неправительственные правозащитные организации, например, общество «Мемориал», «Право матери» и т.п. Зачастую правовые центры берут их на приоритетное обслуживание, отслеживают интересующую этих пользователей информацию, сами создают необходимые базы данных.
Тесные связи сложились у многих центров правовой информации с местными школами. Для школьников, в том числе и сельских, организуются специальные мероприятия, цель которых привить молодежи правовую грамотность, дать представление об их правах и обязанностях, помочь решить сложные житейские ситуации.
Центры правовой информации часто организуют среди школьников такие мероприятия, как олимпиады школьников по праву, викторины, вечера вопросов и ответов и т.д. Недавно под эгидой Российского фонда правовых реформ прошла Всероссийская олимпиада школьников по праву, большую роль в ее организации сыграли правовые центры при библиотеках разного уровня, в том числе и при библиотеках, работающих на селе.
Весьма продуктивно сотрудничество с учебными заведениями, средними и высшими, юридического профиля. Польза от такого сотрудничества обоюдная: студенты получают в правовом центре необходимую им для учебы информацию, центр использует студентов-юристов как консультантов.
В сельской местности такой взаимовыгодный симбиоз может возникнуть между библиотекой и студентом-заочником юридического профиля.
Огромную роль в продвижении правовых знаний населению играет созданный недавно Молодежный союз юристов РФ, объединивший молодых профессионалов и студентов, понимающих свою роль в обществе как роль активных просветителей в области права. Во многих регионах складывается «тройственный союз» между Молодежным союзом юристов РФ, районной управой и правовыми центрами.
Члены Молодежного союза юристов, как правило, студенты юридических университетов и институтов, постоянно (и бесплатно) консультируют пользователей центра правовой информации по различным вопросам, ведут общественные юридические приемные, проводят бесплатные консультации в библиотеке, помогают составить несложные юридические документы (договор, доверенность, жалобу и т.п.).
В Москве члены Молодежного союза юристов оказывают правовую помощь населению в рамках программы «Муниципальная адвокатура». Реализуется проект «Развитие сети бесплатных юридических консультаций для населения г. Москвы » В рамках этой программы постоянно ведется бесплатное консультирование по самому широкому кругу вопросов, еженедельно проводятся тематические лекции по особо актуальным проблемам (наследование, судебная защита, исковая давность и др.). Ежеквартально консультанты проводят отчеты и анализ своей деятельности, где анализирует тематику обращений.
Такая работа ведется не только в городах. Ряд правовых центров при сельских библиотеках имеют договоры с отделениями Молодежного союза юристов о постоянных выездных консультациях на своей базе, в сельской глубинке, что является чрезвычайно важным, особенно для всех жителей села, особенно для т.н. «льготных» категорий правовых центров.
Многие правовые центры на периферии, в сельской местности становятся координационным центром по работе с местными депутатами.
Зачастую именно на базе правовых центров при районной, сельской библиотеке проводятся встречи избирателей с депутатами, обсуждаются правовые аспекты их деятельности, формируется общественное мнение по отношению к той или иной законодательной инициативе.
Во многих регионах правовые центры при библиотеках помогают органам местного самоуправления: организуют оперативный сбор, хранение и распространение опубликованных и неопубликованных официальных документов местного самоуправления (МСУ). Это способствует повышению престижа библиотеки в глазах местных властей, закладывает основу для привлечения внимания органов местного самоуправления к своим библиотекам как возможным помощникам и проводникам политики, реализуемой органами власти на местах.
Важность проблемы правового просвещения привлекает к деятельности правовых центров внимание местных СМИ. И здесь также контакты носят взаимно полезный характер. С одной стороны, представители местной газеты, радио и т.д. сами могут получить в центре необходимую информацию, например, по вопросам авторского права, с другой стороны – деятельность правового центра находит освещение в их изданиях. В целом, за последнее время было опубликовано около 120 печатных материалов и сделано около 80 теле- и радиорепортажей, освещающих деятельность центров правовой информации при библиотеках разного уровня, в том числе и сельских.
Таким образом, оказывая правовую помощь населению, библиотека способствует в том числе и становлению местного самоуправления. Это направление деятельности библиотек, сформировавшееся сравнительно недавно, довольно ярко проявляется в опыте и сельских библиотек.

Краеведческая работа

Одним из традиционных направлений работы муниципальной (публичной) библиотеки всегда было краеведение, сформировалось даже понятие «библиотечное краеведение».
Однако, следует заметить, что долгие годы краеведческая работа вообще, и краеведческая работа библиотек, в частности, не поощрялась властями. Существовавшие с дореволюционных времен историко-краеведческие общества были распущены еще в конце 30-х годов, и только с наступлением социально-политических перемен в стране стремление широких слоев населения узнать свою подлинную историю начало встречать поддержку.
Академик Д.С. Лихачев считал краеведение массовым видом науки, методом познания от частного к общему, научно-популяризаторской деятельностью.
К ней оказались причастны не только краеведы-историки, но и библиотекари, которые по роду своей деятельности занимаются поиском, сбором, распространением и хранением краеведческих документов. Библиотекари доказали также, что могут не только разыскивать исторические документы, но и создавать их: собирать воспоминания старожилов, использовать материалы из семейных архивов и т.д.

Рада приветствовать вас на XV областном слете библиотекарей села. Сегодня мы с вами отмечаем своеобразный юбилей – 15 лет назад было положено начало этой интересной и эффективной форме повышения квалификации сельских библиотекарей. И то, что сельские библиотекари стремятся побывать на слете, невзирая на финансовые трудности, говорит о важности и нужности данного мероприятия. Ведь участники слета не только знакомятся с опытом коллег, но и делятся собственным, получают заряд творческой энергии на многие годы.

Ежегодно, собираясь на слете, мы говорим о наших достижениях, проблемах и путях их решения. Чем же сегодня живет сельская библиотека? Как изменилось ее лицо за прошедший год? В Донецкой области из 690 публичных библиотек 362 (40,7%) расположены в сельской местности. В сельских библиотеках сосредоточено более 4,0 млн. экз. изданий, ими обслужено почти 175,0 тыс. пользователей, которым выдано около 3,5 млн. экземпляров документов.

Библиотеки являются неотъемлемой и значимой частью социально-культурной инфраструктуры села. Выполняя функции социальной коммуникации, библиотека является зачастую единственным источником информации и знаний для разнообразных групп сельского населения: представителей администрации, местной интеллигенции, учащихся, студентов, специалистов, предпринимателей, пенсионеров, безработных , людей с ограниченными возможностями здоровья, социально незащищенных слоев населения.

В настоящее время в сельских библиотеках происходят серьезные изменения, связанные с повышением их роли в жизни местных громад, расширением их функций. Библиотека, максимально приближенная к населению, становится центром общественной и культурной жизни, способствует социальному и культурному возрождению села, продвижению книги и распространению чтения.

Уже становится традицией, что зачастую именно библиотеки являются инициаторами и организаторами проведения различных праздников, акций на селе – митингов к знаменательным историческим и политическим событиям, вахт памяти ко Дню Победы, экологических субботников, визитов вежливости к одиноким и пожилым людям. Во многих случаях именно библиотекарь становится главным помощником сельского головы в решении вопросов культурного обслуживания местных жителей.

Громада, оказывая высокое доверие библиотечным работникам, избирает их депутатами местных советов. В качестве примера приведу Ясиноватский район. Заведующая Новоселовской-1 сельской библиотекой-филиалом и заведующая Новоселовской-3 сельской библиотекой-филиалом являются депутатами сельских советов; заведующая Новобахмутовской сельской библиотекой-филиалом, зав. Красногоровской сельской библиотекой-филиалом – заместители сельских голов. Почти 20 лет является заместителем поселкового головы – зав. Желанновской поселковой библиотекой.

Нужно сказать, что за прошедший год укрепились позиции библиотек в вопросах сотрудничества с органами местного самоуправления , спонсорами. Позиционирование библиотеки как центра культуры, информации на селе, активная позиция многих библиотечных работников приносит свои плоды. В ряде районов улучшена материально-техническая база сельских библиотек, что немаловажно для создания комфортных условий обслуживания читателей.

Приведу некоторые примеры. В Володарской районной ЦБС за счет средств агроцеха ММК им. Ильича произведен капитальный ремонт помещения Боевской сельской библиотеки-филиала; в Волновахской ЦБС - за счет средств Валерьяновского сельского совета и осуществлен ремонт помещения Валерьяновской сельской библиотеки, за счет средств совета – отремонтирована крыша и заменены окна на пластик в Анадольской сельской библиотеке. Неизменными помощниками библиотечных работников в решении вопросов материальной базы являются Ялтинский поселковый голова и Ильичевский сельский голова (Першотравневый район). Например, в прошедшем году была отремонтирована система отопления и произведена замена окон в Ялтинской поселковой библиотеке, замена окон в Азовской сельской библиотеке, сделан ремонт отопительной системы в Ильичевской сельской библиотеке.

Сотрудничество библиотек с местными советами, предпринимателями положительно сказывается на пополнении их фондов. Так, регулярно пополняют фонды за счет средств местных советов Покровская и Яковлевская сельские библиотеки Артемовского района; за счет спонсорской помощи – Васильевская, Новозарьевская, Раздольненская сельские библиотеки Старобешевского района. Активно работают со спонсорами библиотеки Першотравневого (выписано 69 названий периодических изданий почти на 8,0 тыс. грн), Красноармейского (привлекли 6,3 тыс. грн.) районов.

В Добропольском районе регулярно выделяются средства из местных бюджетов на пополнение библиотечных фондов. Но сельские библиотекари активно привлекают также спонсорскую помощь. Например, в Новоукраинскую сельскую библиотеку за счет средств шахты «Святопокровская» было дополнительно выписано 20 названий периодических изданий, в Веровскую сельскую библиотеку – дополнительно 5 названий (ОАО «Веровское»), 16 названий газет и журналов для Золотоколодезянской сельской библиотеки, 5 названий – для Торецкой выписали частные предприниматели.

Во многом способствует улучшению материально-технического обеспечения сельских библиотек их участие в проектной деятельности . Надо сказать, что в последнее время оно особенно активизировалось практически во всех районах нашей области. Библиотеки подают проекты на конкурсы программы «Библиомост», конкурсы мини-проектов областного совета и многие из них становятся победителями.

2011 год был успешным для библиотек Артемовского района – 5 из них стали победителями III раунда конкурса Программы «Библиомост» - «Организация новых библиотечных услуг с использованием свободного доступа к сети Интернет», получив оборудование (14 компьютеров, принтеры, сканеры и т. д.) на сумму 68,5 тыс. грн.

Победителями этого же конкурса стали районная библиотека для детей и три сельские библиотеки Шахтерской районной ЦБС, получив 15 компьютеров и 4 комплекта сетевого оборудования.

Центральная районная и районная библиотека для детей Тельмановской ЦБС выиграли грант Международного фонда «Возрождение» в конкурсе «Учреждения культуры – ресурс развития громады») и приобрели для по 2 компьютера, мебель, МФО, цветной принтер и др.

В конкурсах мини-проектов областного совета победителями стали Северская городская библиотека для взрослых Артемовской районной ЦБС, Марьяновская, Александровская, Петровская сельские библиотеки Старобешевского района, Успеновская сельская библиотека Красноармейской районной ЦБС, Кондратьевский и Александро-Калиновский сельские советы Константиновского района с проектами «Оснащение сельских библиотек». Библиотеки вышеназванных сельских советов получили ноутбук, компьютер с подключением к сети Интернет, МФУ, мультимедийную доску, мебель. В помещении Александро-Калиновской сельской библиотеки оборудован конференц-зал, в котором можно проводить на современном уровне не только библиотечные, но и общественные мероприятия.

Таким образом, проектная деятельность позволила ряду сельских библиотек выйти на современный уровень обслуживания читателей, предоставить членам местных громад свободный доступ к мировым и отечественным информационным ресурсам.

Сельские библиотеки сегодня – это важное звено, связывающее население с органами местного самоуправления. Во многих библиотеках созданы и успешно функционируют центры по вопросам местного самоуправления, где каждый сельский житель может познакомиться с решениями сельского, районного советов, получить разнообразную социальную информацию. А в библиотеках, имеющих доступ к сети Интернет, можно познакомиться с нормативными документами центральных органов законодательной и исполнительной власти.

Основная миссия библиотеки – донести информацию до каждого жителя села, пусть и самого отдаленного. Сельские библиотеки с успехом эту миссию выполняют, обслуживая читателей на 209 библиотечных пунктах. Надо сказать, что отличительная черта нестационарного обслуживания – его социальная направленность. Библиотечные работники, активисты-волонтеры обслуживают по месту жительства ветеранов войны и труда, людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, в Першотравневой ЦБС таких читателей 121 чел., В Славянской – 189 чел., в Новоазовском районе – 171 чел. Подобные примеры есть в каждом районе нашей области.

Идя навстречу интересам и пожеланиям членов местного сообщества, библиотеки выбирают наиболее рациональные формы и методы работы. Прежде всего это выражается в организации и функционировании инновационных типов библиотек: центров возрождения национальной культуры, центров духовности, библиотек-светлиц, библиотек-музеев, центров экологического просвещения и т. д. Практически в каждой сельской библиотеке при участии местных жителей создан этнографический уголок, экспонаты которого характеризуют традиции, обычаи данного населенного пункта и служат подспорьем библиотекарю в работе по краеведению, народоведению.

Сельские библиотеки проводят интересную и содержательную работу, направленную на патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни, развитие духовности и укрепление моральных устоев в обществе, популяризацию национальной культуры, развитие и функционирование украинского языка , правовое, экологическое просвещение, эстетическое воспитание. Столь разнообразная и многогранная тематическая направленность массовой работы с читателями вызвала к жизни новые, активные формы работы – литературные калейдоскопы, игры, викторины, экологические путешествия, бумеранги , правовые турниры, уроки нравственности, украинские вечерницы и др. Творческая фантазия сельских библиотекарей настолько богата, что они постоянно придумывают и внедряют новые, интересные для посетителей формы работы.

Вместе с тем, библиотека в сельской местности в большей степени, чем в крупном населенном пункте, ощущает тяжесть экономических и социальных проблем. Несмотря не некоторое улучшение, материально-техническая база сельских библиотек продолжает оставаться слабой. Более 60% библиотечных помещений не отапливается, в некоторых отсутствует освещение, нет современного технического оснащения, устарело библиотечное оборудование. Конечно, мечта любого сельского библиотекаря – чтобы в библиотеке был компьютер с подключением к Интернет. Пока мечта стала явью лишь в 5% сельских библиотек.

Создание модельных библиотек в Волновахском и Ясиноватском районах (по 2 в каждом);

Реализацию проекта «Мобильная библиотека» - приобретение библиобусов в Амвросиевском, Артемовском, Добропольском, Красноармейском районах (по 1 библиобусу в год);

Мероприятия по сохранности библиотечных фондов;

Модернизацию библиотечного обслуживания пользователей;

Формирование инновационного кадрового потенциала

В городах и районах области будут разработаны соответствующие местные программы, что предоставит органам местного самоуправления возможность выделения бюджетных средств, привлечения спонсорской помощи для развития публичных библиотек. Главное, чтобы мероприятия, намеченные в Программе, не остались на бумаге, как многое из того, что было принято и утверждено ранее (например, программы пополнения фондов публичных библиотек и др.). Ведь не всегда расширение задач, стоящих перед библиотеками и объективное усиление их роли в обществе должным образом оцениваются властными структурами на всех уровнях.

Позиционирование сельской библиотеки как учреждения для всего населения, как центра местного сообщества потребует от нее выполнения новых функций, которые, на первый взгляд, не являются библиотечными. Но это полностью совпадает с той концепцией, которую мы реализуем, - библиотека, востребованная не только читателями, но и работающая на всю громаду, помогающая людям в решении их повседневных проблем.

Хочется верить, что совместные усилия местной власти, общественности и библиотекарей принесут свои плоды и будут созданы все условия для удовлетворения информационных и культурных запросов сельского населения.

Причем, она двоякая: библиотека может быть полезной как учащемуся, так и учителю.
В определенной мере эта роль уже осмыслена.* Конечно, работа сельской библиотеки имеет свою специфику: с одной стороны, она испытывает большие трудности в отношении комплектования, с другой – большие возможности общения с каждым из читателей, проникновения в мир его интересов и способностей.
Чем же реально может помочь (как учащемуся, так и учителю) библиотека?
Во-первых, собрать и предоставить, как учителю, так и ученику, информацию психологического, юридического, экономического, медицинского и др. характера по основным аспектам выбора профессии, а так же – и специально профориентационную информацию. Организовать постоянно действующий «Уголок профориентации», где была бы выставлена вся необходимая справочная и методическая литература.
Во-вторых, постоянно собирать сведения, характеризующие состояние местного рынка труда, а так же материалы, дающие представление о близлежащих учебных заведениях и об условиях приема в них.
В-третьих, совместно со школой, учителем создать постоянно действующие лектории по проблеме выбора профессии; постоянно проводить мероприятия, посвященные проблемам выбора профессии.
В-четвертых, знакомить учителей и учеников с состоявшимися представителями различных профессий, а так же с продукцией отдельных предприятий.
В-пятых, создать возможность тестирования для определения профессиональной пригодности к конкретной профессии.
Библиотека может также создать постоянно пополняющуюся базу данных по всем основным аспектам проблемы выбора профессии.
Особенно важным представляется то, что библиотека, в том числе, конечно, и сельская, обладая фондом необходимой литературы и владея методикой ее использования, может поддерживать тесные связи не только со школой, но и со всеми учреждениями и организациями, в том числе и СМИ, заинтересованными в профориентации молодежи и нуждающимися в информационной поддержке.
Заметно изменяется сегодня и содержательное наполнение такой ступени социализации, как создание семьи.
Содержание этой проблемы может быть раскрыто в следующих аспектах: установка на любовь и семью как на величайшую жизненную ценность; понимание ответственности за последствия любовных отношений. Экономические, психологические, демографические, педагогические, физиологические и др. аспекты семейной жизни. Особенности семей различных типов и видов. «Правила» создания счастливой семьи. Семья и здоровье. Семейное общение. Воспитание в семье. Семейный отдых и др.
Здесь особенно остро ощутимо различие жизненных позиций, характерных для нашего общества. Одни видят в семье смысл жизни человека, другие полностью ее отрицают. Различным аспектам этой проблемы – демографическому, экономическому, психологическому, физиологическому, педагогическому и др. – посвящен обширный круг публикаций, показывающий, в частности, и то, что само понятие «семья» весьма многозначно.
Проблемы сельской семьи становятся сейчас объектом пристального внимания исследователей сельского социума. Ученые с тревогой отмечаю, что сельская семья, считавшаяся ранее оплотом нравственности, вслед за городской, утрачивает многие хорошие традиции: уважение к старшим, ответственное отношение к детям и друг другу и т.д.
Очевидно, что для молодежи, как городской, так и сельской, проблема создания семьи актуализируется, прежде всего, через такие аспекты как любовь, любовные отношения, их последствия и т.д.
Возможность получения в библиотеке информации по этой ступени социализации представляется особенно важной, а сама информация несет ярко выраженную защищающую личность окраску.
Чем может помочь библиотека?
Прежде всего, использовать для раскрытия проблемы широкий круг информации философского, юридического, медицинского, общественно-политического, педагогического характера. Особую роль здесь может сыграть художественная литература: необходимо указать молодым, не имеющим, как правило, собственного непосредственного опыта, на нее, как на неисчерпаемый кладезь, опосредованного опыта, опыта других поколений.
Библиотека может организовать серии библиотечных мероприятий по данной проблеме информационного и рекомендательного характера, обращенных как к неженатым юношам и девушкам, так и к молодым семьям. Ряд мероприятий могут быть обращены и к родителям молодых, и к педагогам.
Кроме того, эффективным является создание в библиотеке стабильных форм раскрытия проблемы и получения гарантированной информации (клубов, лекторий, баз данных по проблеме). И, что очень важно, библиотека может способствовать общению молодежи в своих стенах, формированию культуры общения молодежи, созданию особого климата доверительного общения по проблемам одиночества, любовных и семейных отношений.
Библиотека может также наладить связи с общественностью для пропаганды здорового образа жизни молодежи, защиты от наркотиков, алкоголя, СПИДА и т.д. молодой семьи и др.
Следует заметить, что, содержательно раскрывая каждую из ступеней социализации личности, библиотека должна быть, на наш взгляд, свободной от политической и любой другой конъюнктуры, моды. Она должна стоять на позиции нравственности, порядочности, морали, не соблазняться якобы «передовыми» взглядами на жизненные ценности. Такая «консервативная» позиция библиотеки обусловлена, на наш взгляд, прежде всего, родовыми особенностями книги, как формы печати, преобладающей в ее фондах, как аккумулятора устоявшегося социального опыта.
Сохранив традиционные ценности и сплотив вокруг себя пользователей, сельская библиотека сможет, как нам кажется, способствовать стабилизации морального климата в местном обществе. Сказанное, конечно, не означает, что библиотека должна уходить от острых проблем, игнорировать темы, интересующие молодежь – речь идет о позиции библиотеки.
Сегодня библиотечное обслуживание вообще, и в условиях сельского социума также характеризуется сочетанием традиционных и инновационных приемов, подходов, форм.
Взаимодействие традиционных и инновационных процессов нашло яркое отражение, прежде всего, в номенклатуре предлагаемых библиотечных услуг. Также оно проявляется и в выделении приоритетных читательских групп (дифференцированном подходе), в формах и способах взаимодействия с читателями и их привлечения и т.д.
Услуги, предоставляемые библиотекой, в том числе сельской в ходе обслуживания учащегося юношества, весьма разнообразны.
Наиболее ярко в деятельности библиотек представлены услуги по организации общения. Во многих библиотеках, особенно школьных, в том числе и сельских школ, существуют клубы, например, «Клуб юного историка», «Клуб любителей фантастики» и т.п. В некоторых сельских библиотеках появились видео-клубы, которые заметно меняют библиотечную атмосферу и библиотечную среду.

VII районная научно-практическая конференция школьников

Яшкинского муниципального района

«Открытия юных исследователей»

Секция: начальные классы

«Роль библиотеки в жизни села»

ученица 2 класса

МБОУ «Красносельская ООШ»,

08.05.2007 г.р.

ул. Мира, 2-2; тел. 89235083655

Научный руководитель:

Баринова Полина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Красносельская ООШ»

Адрес: 652040, село Красноселка,

ул. Урожайная, 5, тел. 89617339437

Яшкино 2016

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Основная часть

Глава 1. Историческая справка ………………………………………….5

Глава 2. Изучение работы Красносельской сельской библиотеки …...6

Глава 3. Роль библиотеки в жизни села Красноселка………………...7

Заключение………………………………………………………………....9

Список литературы………………………………………………………..10

Приложения………………………………………………………………..11

Введение

В век интернета и прогресса

Мой друг, прошу не забывай,
Что библиотека вместо стресса

Её почаще посещай!

А кто от города далёкий

Живет в селе и будет жить.

Ты знай, что знаний в библиотеке

Ты можешь разных раздобыть!

Здравствуйте, меня зовут Амина. Я живу в небольшом селе Красноселка Яшкинского района. В 2015 году нашему селу исполнилось 355 лет. Примерная численность села 850человек. У нашего села есть библиотека, которую могут посещать все жители села. Я очень люблю читать, поэтому в библиотеку хожу с 5 лет. Мои любимые произведения это «Сказка о рыбаке и рыбке» (А.С.Пушкин), « Приключения Буратино» (А.Н.Толстой). Еще я очень люблю читать энциклопедии и книги о цветах, например: «Жизнь растений».

Сейчас я учусь в школе, во 2 классе. В библиотеку я стала ходить все чаще, потому что наша учительница Полина Владимировна задает нам поисковые и творческие задания. И я с удовольствием посещаю нашу библиотеку, так как знаю, что там я найду полезную и нужную информацию.

И вот, однажды, меня посетила мысль, а сколько вообще сельских библиотек существует в Яшкинском районе. Много ли жителей их посещают и зачем? И какую роль играет сельская библиотека в жизни села?

Когда я начала задавать вопросы на эту тему своим родителям, учителю, работникам библиотеки у нас получилась исследовательская работа: «Роль библиотеки в жизни моего села».

Объектом данного исследования является Красносельская сельская библиотека.

Предмет исследования - сельская библиотека как информационно-культурный и образовательно-просветительский центр села.

Цель данной работы: изучить роль сельской библиотеки в жизни села.

Задачи исследования :

    Узнать, сколько сельских библиотек функционирует в Яшкинском районе, и сколько жителей их посещают;

    О пределить задачи и выявить основные направления деятельности Красносельской сельской библиотеки Яшкинского района;

    Понять важную ли роль играет библиотеки в жизни села;

4) Выявить, является ли наша библиотека информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Изучение, анализ литературы и интернет источников по проблеме исследования;

Наблюдение и изучение работы Красносельской сельской библиотеки Яшкинского муниципального района;

Сотрудничество с заведующими библиотек Яшкинского района, взятие интервью у работников библиотек;

Анкетирование читателей;

Опрос жителей села;

Систематизация полученной информации и формулирование выводов.

Глава 1. Историческая справка

Величайшее сокровище – хорошая библиотека.

В. Белинский

Сначала было слово. Но свою подлинную мощь оно обрело лишь с появлением книги.

Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – это надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках и бумаге – менялся материал и способ изготовления, но неизменным оставалось ее назначение: служить сохранению и передаче знания, опыта, художественных ценностей.

Библиотека (от греч. biblion - книга и theke - хранилище, вместилище, ящик. Библиотека - это учреждение, организующее сбор, хранение, общественное пользование . Они начали развитие с 15 в., после изобретения книгопечатания.

Существуют различные мнения и высказывания знаменитых людей о библиотеках. Чтобы познакомиться с ними мы обратились в интернет. Оказывается, таких высказываний огромное количество. Все они очень интересны и познавательны. (Приложение 1) Особенно нам очень понравилось высказывание Готфрида Вильгельма Лейбници:

« Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа». Ведь действительно, книга всегда считалась источником знаний и мудрости. Можно сделать вывод, что знаменитые люди считают библиотеку священным местом.

В интернете мы узнали что, сельских библиотек в России насчитывается более 100 тысяч, среди них примерно 67 тысяч школьных. А вот обслуживают библиотеки более 40 миллионов жителей.

Если же мы будем рассматривать наш Яшкинский район, то он в себя включает 11 сельских поселений, которые включают в себя 53 населенных пункта, из них только 25 населенных пункта имеют библиотеки. Всего посещают библиотеки в Яшкинском районе 15224 человек, если это переводить в проценты, то процент населения посещения библиотек составляет 52%. А всего в нашем районе проживает 29 тыс. человек. Можно сделать вывод, что половина населения не заинтересована ходить в библиотеку.

Глава 2. Изучение работы Красносельской сельской библиотеки

В ходе изучения работы мы беседовали с заведующей библиотекой - Хохряковой Валентиной Ивановной. Валентина Ивановна работает в библиотеке 22 года. Мы у нее узнали, что село было образовано в 1660 году, а вот сама библиотека была образована 1 ноября 1922 году, то есть получается, что библиотека функционирует 94 года.

За эти годы в библиотеке собралось 7500 тысяч книг, 511 читателей, записанных в библиотеке, могут взять и почитать книги на разные темы, причём из них 119 дети. Валентина Ивановна познакомила нас с задачами и основными направлениями деятельности Красносельской сельской библиотеки Яшкинского района:

    Продвижение книги и чтения среди населения и повышение уровня читательской активности.

    Пропаганда литературы.

    Распространение краеведческих знаний и воспитание у читателей интереса к истории своей малой родины.

    Воспитание бережного отношения к окружающему миру.

    Привитие интереса к здоровому образу жизни.

    Выполнение основных контрольных показателей работы и привлечение новых читателей в библиотеку.

Мы решили проанализировать интерес читателей за последние 6 лет работы библиотеки, повышался он, или понижался? Для этого мы узнали данные посещения библиотеки с 2010 по 2015 года. Эти данные мы занесли в таблицу. (Приложение 2) На основе этой таблицы построили диаграмму. (Приложение 3) По таблице и диаграмме видно, что самый низкий читательский интерес был в 2015 году, так как посетило библиотеку 507 читателей. А вот начиная с 2010 г. и по 2014 год уровень посещения не изменен. Если рассматривать соотношение детей и взрослых, то можно сделать вывод, что чаще всего в библиотеку приходят взрослые.

Книги в нашей библиотеке расположены по тематическим разделам. Например: «Сказки», «Русская литература», «Зарубежная литература», «Техника», «Математика» и т.д. В разделах книги расставлены по алфавиту: от А до Я. В мире издаётся огромное количество периодических изданий (газет и журналов для взрослых и детей). В нашей библиотеке дети могут почитать, такие журналы как: «Геоленок», «Тошка», «Непоседа». А взрослые, например: «Все для женщин», «За рулем», «Кудесница». Помимо журналов имеются газетные издания: «Яшкинский вестник» и «Яшкино».

Нам интересно ходить в библиотеку, потому что, там царит особая «книжная» атмосфера. В библиотеке можно почитать интересные книги. Отыскать множество познавательных книг на любую тему.

Глава 3. «Роль библиотеки в жизни села Красноселка»

Чтобы ответить на поставленную задачу: «Какую роль играет библиотека в жизни нашего села?», мы решили обратиться с вопросами к Храпову Александру Николаевичу, читателю библиотеки просто жителю села. Александр Николаевич любезно согласилась дать нам интервью (Видео). Это интервью мы предлагаем Вам просмотреть. Внимание на экран. Прослушав интервью можно сделать вывод:

В ходе работы для получения более подробной информации мы провели анкетирование среди читателей на базе «Красносельской основной школы» и жителей села.

Во время анкетирования и опроса мы задавали всего четыре вопроса:

    Посещаете ли вы нашу библиотеку?

    Как часто вы читаете книги?

    Принимали ли вы, или ваши друзья, участие в подготовке и проведении этих мероприятий?

    Посещаете ли вы мероприятия, которые проводит библиотека?

Ребята нашей школы, среди которых мы проводила анкетирование, очень хотели нам помочь и честно отвечали на вопросы в нашей анкете. Было опрошено 79 учащихся.

Опрос жителей села, мы проводила на улице, вместе с классным руководителем Полиной Владимировной Бариновой. Когда мы подходили со своими вопросами к жителям села, нам было немного не по себе, захотят ли они отвечать на наши вопросы и как к этому отнесутся, но оказалось, что у нас в селе живут доброжелательные люди. Всего было опрошено 90 человек. Все с интересом отвечали на наши вопросы.

Обработанные данные 169- ти опрошенных мы занесли в таблицу. (Приложение 4) По таблице видно, что не зависимо от возраста, библиотека на селе является культурным центром различных мероприятий, конечно, чтение книг интересно всего лишь 41 % опрошенного населения, остальные же предпочитают интернет и телевидение.

А как же можно заинтересовать жителей села, чтобы они чаще посещали библиотеку? Для этого мы решили сделать буклеты с информацией о важности и нужности книги в жизни человека. Также в этих буклетах содержится план мероприятий, которые будут, проходить в библиотеке. Эти мероприятия могут посетить все жители села.

Заключение

По данной работе можно сделать выводы:

    Яшкинский район включает в себя 53 населенных пункта, из них только 25 имеют библиотеки. Всего посещают библиотеки в Яшкинском районе 52%. жителей.

    Библиотеку в селе Красноселка посещает 60 % всех жителей.

    Для того чтобы повысить интерес к чтению мы разработали буклеты, в которых рассказывается о 10 причинах пользы чтения, а так же представлен план мероприятий в библиотеке на ближайшее время. Думаем, что этими действиями мы сможем заинтересовать жителей села.

    Результаты анкетирования и опроса показали, что Красносельская сельская библиотека Яшкинского муниципального района является информационно-культурным и образовательно-просветительским центром села. Библиотека нужна для того, чтобы читали дети и взрослые. Библиотека является не только хранилищем книг, но и местом отдыха и встреч односельчан.

В нашей библиотеки используются информационные технологии, такие как компьютер с выходом в интернет и проектор.

В библиотеке проходят очень интересные и познавательные праздники, на которые приходят не только дети, но и взрослые.

Мы видим, что работники сельской библиотеки заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке. Наша исследовательская работа ответила на главный интересующий нас вопрос: «Какую роль библиотека играет в жизни села? Ответ прост: библиотека играет важную роль в жизни села, она необходима для развития личности, как для ребенка, так и взрослого.

Список литературы

    Библиоштучки[сайт] URL : http://biblioshtuchki.jimdo.com/цитаты-о-книге-библиотеке-культуре/ (дата обращения: 25.11.2015)

    Виноградова Л.А. История книжного дела в России (988-1917): Учебное пособие. //Под ред. A.А. Говорова. М.: МПИ, 2005. 100 с.

    Живи в веках, село родное! // Яшкинский Вестник №32 от 19.08.2015. с.5-6.

    Полный словарь иностранных слов , вошедших в употребление в русском языке .- Попов М ., 1907 . [сайт] URL : http://www.inslov.ru/html-komlev/b/biblioteka.html (дата обращения: 23.01.2016)

    Р оль и место библиотек в жизни общества [сайт] UR :