Страдание святого преподобномученика андрея критского. Преподобномученик Андрей Критский: житие и икона

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­дрей Крит­ский жил во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (741–775), ко­то­рый под стра­хом смер­ти при­ка­зал хри­сти­а­нам убрать свя­тые ико­ны из хра­мов и до­мов. Ве­ру­ю­щие, ко­то­рые без­бо­яз­нен­но со­про­тив­ля­лись нече­сти­во­му ико­но­бор­цу и твер­до дер­жа­лись пре­да­ния свя­тых от­цов, бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цы. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­дрей услы­шал, что им­пе­ра­тор са­жа­ет в тюрь­мы и му­ча­ет не во­ров и раз­бой­ни­ков, а доб­ро­де­тель­ных и бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан, то при­шел в Кон­стан­ти­но­поль и все­на­род­но в хра­ме свя­то­го му­че­ни­ка Ма­ман­та об­ли­чил ере­ти­ка в го­не­нии на ис­тин­ную ве­ру. В оправ­да­ние им­пе­ра­тор ска­зал, что безум­но воз­да­вать честь де­ре­ву и крас­кам. На это пре­по­доб­ный от­ве­тил, что тот, кто стра­да­ет за свя­тые ико­ны, стра­да­ет за Хри­ста, а кто оскорб­ля­ет ико­ну, на ко­то­рой изо­бра­жен Хри­стос, оскорб­ля­ет Са­мо­го Хри­ста. Разъ­ярен­ный ико­но­бо­рец при­ка­зал неми­ло­серд­но ис­тя­зать свя­то­го Ан­дрея. По пу­ти к ме­сту каз­ни му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду. Через сто лет свя­то­му был на­пи­сан ка­нон пре­по­доб­ным Иоси­фом пес­но­пис­цем. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ан­дрея ис­це­ля­ют­ся одер­жи­мые.

Страдание святого преподобномученика Андрея Критского

Прошло много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на Христову Церковь, воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле, и напоенная честною кровью рабов Божиих, распространилась по всем концам земли. В доме Господнем водворился мир и единение веры, процветало благочестие, в людях утверждались добрые нравы, заповеди Господни были соблюдаемы и верующие преуспевали во всех добродетелях. Тогда диавол, завидуя сему, стал отвращать верующих от Христа. Однако он стал действовать не явно, как прежде, но скрытно, – со свойственным ему лукавством. С этою целью он среди самих христиан возбудил иконоборство. По наущению диавола между христианами появились люди, которые, под видом ревности о Боге, стали отвергать почитание святых икон. Диавол внушил сие людям для того, чтобы они, отринув икону Христа, отринули от себя и Самого Христа, – потому что все, что бывает изображаемо на иконе, относится к тому, чей лик изображен на ней. И вот ненавистник человеческого спасения, диавол, возбудил к сему царя Константина, – не равноапостольного, просветившего мир верою Христовою, а другого, с тем же именем, прозванного Копронимом, то есть гноеименным 6735 , так как он сперва осквернил гноем купель своего крещения, а потом и Церковь Христову – своею безбожною ересью. Безумный царь стал говорить, что христианам не подобает поклоняться и почитать иконы, ибо сие есть языческое идолопоклонство. Он не понимал того, что если предмет сам по себе вреден для души, то и изображение его также вредно для души и не должно быть допускаемо. Если же предмет в существе своем заключает добро и полезен для души, то и изображение того предмета есть дело доброе и душеполезное. Языческие боги суть зло, и душепагубны, и посему почитание их воспрещено. Точно также и изображения их суть дело злое, душепагубное, и чтить их воспретил Закон Божий. Свят Господь Бог наш Иисус Христос, священны и рабы Его, и весьма много служат нам на пользу душевную, как и Давид сказал: «Мне же зело честни быша друзи твои, Боже» (Пс.138:17 ). Потому и изображения Господа и честных друзей Его, – которым говорил Господь: «Вы друзья Мои» (Иоан.15:14 ) – священны, душеполезны и мы должны почитать их, зная, что честь, воздаваемая иконам, переходит на лице того, кто изображен на них. Беззаконный царь Копроним, не поняв сего, послал по всем странам своего государства повеление, чтобы все иконы были выброшены из домов Господних и чтобы никто не дерзал хранить их в своем доме. При этом он угрожал ужасными мучениями и смертью всем, не желавшим повиноваться его повелению; и была тогда в Церкви Божией великая скорбь, печаль и сетование 6736 . Многие из верующих, боясь страшной угрозы царя, убегали и скрывались: города опустели, люди разбежались по пустыням, а из оставшихся – некоторые повиновались повелению царя и перестали поклоняться иконам, а другие, твердо держась предания святых отцов, безбоязненно сопротивлялись иконоборцам и были преданы за то различным мукам. Все места заключения, темницы и глубокие рвы наполнены были тогда не разбойниками, не ворами или какими-либо злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми.

В то время на острове Крите был один благочестивый и богобоязненный человек, по имени Андрей; он отвергся от мира и славы его и презирал все мирские радости: взяв крест свой, он шел тесным путем, ведущим к небу, и многих приводил с собою к такой же богоугодной жизни. Услыхав, что в Царьграде беззаконный Копроним, ради нового еретического, хульного, иконоборческого учения, многих святых держит в узах, Андрей воспламенился ревностью веры и любви ко Христу и пошел в Царьград. Здесь он без всякого страха, но с великим дерзновением открыто поучал народ не прельщаться словами царя и еретическим учением; более же твердых в вере Андрей укреплял и возбуждал к истинному исповеданию и терпению в муках.

Когда же Андрей увидал, что иконоборцы, по повелению царя, за почитание святых икон – одних жестоко бьют жилами, других опаляют огнем, некоторым выкалывают глаза, или отрезают языки, а иным отсекают руки и ноги – тогда он не мог сего стерпеть. Тотчас Андрей пошел к церкви святого мученика Маманта, где в то время находился царь со множеством своих сановников. Протеснившись сквозь собравшийся там народ, он смело стал перед царем и громким голосом воскликнул:

– Почему ты, царь, называешься христианином и слугою Христовым, а иконы Христовы попираешь и причиняешь так много зла рабам Его?

Андрей хотел было продолжать свою речь далее, но царь повелел схватить его. Тотчас же слуги устремились на Андрея, и одни схватили его за голову, другие за руки, а некоторые за плечи и одежду; повалив Андрея на землю, они начали его бить, влачить по земле и топтать ногами. Желая наружно показать свое милосердие, царь велел перестать бить Андрея и, выйдя из церкви, призвал его к себе и начал сам говорить с ним:

– Откуда, – сказал он, – у тебя явилась такая смелость, что ты пришел сюда и в лицо злословишь меня? От безумия ли, или с каким-либо умыслом? Или для того, чтобы быть известным мне?

Андрей отвечал:

– Не от безумия я сие делаю, и без всякого умысла и не потому, чтобы искал суетной славы от тебя, ибо я все, что ты имеешь в мире, презираю как сон и почитаю за дым. Но я услыхал о твоем злом учении, по которому ты бесчестишь святые иконы и гонишь святую Церковь Божию. Посему «ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс.68:10 .), и я пришел сюда издалека, чтобы или убедить тебя, или самому умереть за Христа моего. Если Он – Господь мой, – умер за меня, то я, как образ Его, не должен ли умереть за Его образ?

Царь сказал на сие Андрею:

– Какое беснование и безумие воздавать славу нетленного Бога – дереву, краскам, камню, и не внимать тому, что Бог повелел Моисею не делать никакого подобия? Откуда у вас растет это безумие, что вы столь очевидной истине сопротивляетесь и отдаете себя на погибель? Поверь мне, что не ради истины, не ради Христа, но за твою бесстыдную дерзость и сопротивление я буду тебя мучить.

Андрей не мог перенести такой хулы и сказал:

– Нечестивец! Разве не за Христа страдает тот, кто страдает за Его иконы? Разве бесчестие, которое ты наносишь иконе, не переходит на Того, Кто изображен на ней? Почему же вы тех, кои бесчестят и опрокидывают ваши изображения и статуи, жестоко казните смертью? Вы, как прах, ныне существуете, а завтра исчезнете, однако желаете чрез свои изображения быть в почтении; насколько же больший грех посягать на Образ Христов, ибо бесчестие, сделанное иконе Христа, есть бесчестие Самому Христу, лик Коего на иконе изображен.

Затем святой Андрей хотел было объяснить, какие Бог заповедал через Моисея иметь изображения вместо богов, но царь не позволил ему продолжать, и сказал:

– Если цари гневаются за свои только изображения, то они гораздо более гневаются, когда их злословят в лицо.

И тотчас же велел обнажить святого и бить его без милосердия. Но святой мужественно претерпел все истязания; тогда царь начал склонять Андрея ласкательством повиноваться своему злочестивому повелению. Святой же Андрей, возведя очи к небу, сказал:

– Сохрани Бог, чтобы я отвергся моего Христа в Его святой иконе; тебе, царь, лучше бы заниматься воинскими делами и управлять народом, чем гнать Христа и преследовать рабов Его.

Тогда царь повелел снова жестоко бить Андрея, так что даже земля обагрилась кровью его. Некоторые же из окружающих, для угождения царю, начали бросать в Андрея камнями и разбили ими Андрею уста и сокрушили ребра. Наконец, после многих мучений святой был заключен в темницу, где пробыв некоторое время, утверждал в благочестии приходивших к нему верующих. После сего царь велел опять вывести Андрея из темницы и снова мучить, возобновляя его прежние раны; во время этих мучений тело святого распадалось и раздроблялось. Наконец, связав святому ноги, влекли его по земле через город на место, где бывают казнимы злодеи, и там мучитель повелел умертвить святого Андрея. Когда же его влекли туда чрез торговую площадь, один из еретиков – торговец рыбой, – узнав, по какой причине страждет святой и, будучи научен бесом, схватил нож и рассек мученику ногу: этим он прекратил многострадальный путь Андрея, ибо мученик тотчас же умер от причиненной ему раны 6737 .

Тело святого Андрея было ввергнуто в пропасть с трупами злодеев и лежало там более 12 недель. По повелению Божию, туда стали приходить от различных стран одержимые нечистыми духами: они вынули из пропасти и от трупов тело святого Андрея и положили его на священном месте, и тотчас же, как достойную мзду за сие, получили исцеление. Молитвами святого, при гробе его, многие болящие получали исцеления, ибо святой Андрей имеет дерзновение у Бога и молится за всех нас, предстоя вместе со святыми престолу Господню во веки. Аминь.

Верующему трудно представить Великий пост без чтения покаянного канона Андрея Критского , многократных поклонов и пения «Помилуй мя, Боже…». Но когда возник этот гимн покаянию, какое сильное потрясение пережил его автор и какие уроки он дает каждому человеку? Обо всем этом читайте далее.

Великий пост — время покаяния

Чтобы подготовиться к самому большому христианскому празднику, Светлому Христову Воскресению, у верующих есть 40 дней поста и Страстная неделя, или седмица. Смысл этой подготовки не только в отказе от пищи, но, в первую очередь, в усиленной молитве и внимательности к своей духовной жизни.

Когда человек осознает собственную греховность, он перестает осуждать других. Какой смысл судить брата, когда ты сам тонешь в бездне страстей? Осознание своей небезупречности приводит к покаянию. Пост — как раз благодатное время для принесения плодов покаяния.

Уже первые дни Великого поста помогают человеку духовно «прийти в себя» — настроиться на молитву и осознать собственную греховность. С понедельника по четверг первой недели принято читать Великий покаянный канон Андрея Критского . Это творение — один из шедевров православной гимнографии, своего рода плач праведника о содеянных грехах.

Но кто такой Андрей Критский и почему его молитвы так почитают верующие?

Несколько слов о святом

Святитель родился приблизительно в 660 году в Палестине. Еще в юности решил уйти от мира, поэтому определенное время подвизался в лавре святого Саввы. Потом по Божьему промыслу пребывал в Константинополе, где присматривал за домами сирот, был известен своим милосердием и благотворительностью.

Около 712 года он стал епископом острова Крит, посему и вошел в историю христианства под именем Андрея Критского. Он был известнейшим молитвенником, блестящим проповедником и писателем. Его авторству принадлежит множество проповедей на двунадесятые праздники, стихир и канонов.

И по сей день Церковь пользуется его канонами, читаемыми в Лазареву субботу, праздник жен-мироносиц, Преполовение Пятидесятницы, Рождество Богородицы. Но самым известным творением стал Великий покаянный канон Андрея Критского.

Сегодня он фактически открывает дверь Великого поста, а также читается на пятой неделе — в так называемое «Мариино стояние ». Это день памяти преподобной Марии Египетской .

Как известно из источников IX века, раньше этот покаянный гимн читали только в четверг пятой седмицы поста, а современная традиция появилась намного позже.

Так что же собой представляет покаянный канон Андрея Критского и почему без него трудно представить Великий пост?

Плач о грехах

Сегодня принято разделять канон на четыре части — по количеству дней чтения на первой неделе. Каждая часть состоит из девяти песней. В каждой из них автор оплакивает не только собственные страсти, но и пороки всего человечества.

Он хорошо знает Библию и святоотеческое предание, поэтому неоднократно обращается к жизни праведников и грешников, упоминаемых в Священном Писании.

  • Адам , из-за преступления заповеди лишившийся райской жизни;
  • Каин , убивший своего брата Авеля;
  • Хам , посмеявшийся над своим отцом Ноем, когда тот, впервые попробовав вино, охмелел и уснул нагим в шатре.

Это лишь некоторые персоналии, упоминаемые святителем Андреем. На самом деле их намного больше — от ветхозаветного Адама и до новозаветного царя Ирода, убившего Иоанна Предтечу.

Надежда на Бога

Но Покаянный канон Андрея Критского — это не только рыдание о грехах. Это еще и бескрайнее упование на Божью милость. Поэтому неоднократно во время молитвы мы упоминаем слова святителя:

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Святой Андрей верит, что Творец примет его раскаяние:

Воззри на меня, Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком, и прими мою пламенную исповедь

Он не надеется на себя, а уповает на Пресвятую Троицу:

Пресущественная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня тяжкое бремя греховное и по Своему милосердию даруй мне слезы умиления

Поэтому не случайно святитель упоминает апостола Петра, идущего по водам. Когда ученик Христа усомнился, то начал тонуть и звать Иисуса на помощь. Сын Божий, конечно же, протянул Свою руку. И до сих пор Христос спасает всякого утопающего в греховной бездне, если человек зовет Его на помощь.

Апостол Петр — не единственный праведник, к образу которого обращается автор Великого покаянного канона. Андрей Критский просит свою душу подражать многим святым:

  • Иосифу Прекрасному , простившему своих братьев, которые продали его в египетское рабство;
  • пророку Иеремии , оплакивающему разрушение Иерусалима вавилонянами. Это падение было Господним попущением за грехи иудеев;
  • царю Давиду , автору Псалтыри, в раскаянии написавшему 50 псалом, и многим другим.

Как Андрей Критский написал покаянный канон?

Нет сомнения, что епископ Крита написал действительно шедевр гимнографии. Но для многих остается загадкой: что надо было пережить святителю, чтобы принести такой плод покаяния?

Некоторые исследователи считают, что свое самое известное творение святитель Андрей написал уже перед смертью. Почти тридцать лет он раскаивался, что участвовал во лжесоборе 712 года , осуждающем решения VI Вселенского Собора.

Вместе с другими участниками епископ Крита стал жертвой императора Филиппика. Этот правитель был приверженцем ереси монофелитства, отрицающей наличие в Христе двух воль: не только божественной, но и человеческой.

Но через год-два к власти пришел новый император, после чего все участники собрания раскаялись в своем поступке и даже отдельно от других подписались под документами VI Вселенского Собора.

Но для епископа Крита такого раскаяния было мало. До конца жизни он сокрушался о содеянном. Так и родился гимн покаянию, известный нам под названием Великий покаянный канон Андрея Критского.

А какой плод покаяния я принесу Богу?

В этом контексте вспоминается еще один известный плод покаяния — 50 псалом . Его царь Давид написал после тяжелейшего грехопадения. Он соблазнился женой своего воина Урии. Чтобы завладеть Вирсавией, так звали эту женщину, царь специально посылает ее мужа на смерть.

Пророк Нафан, зная обо всем, обличает Давида. Свидетельством его раскаяния и становится псалом, начинающийся словами: Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей…

Это лишь два ярких примера глубокого раскаяния. Но для каждого верующего они имеют особое значение именно в начале Великого поста.

Покаянный канон Андрея Критского и 50 псалом — это примеры не столько для подражания, сколько для назидания. Это повод проанализировать свои поступки и для себя честно ответить на вопрос: «А какой плод покаяния я принесу Богу?».

О смысле покаянного канона рассказывает протоиерей Димитрий Смирнов :


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Можно ли есть морепродукты в Великий пост? Если с рыбой все понятно - однозначно нельзя - то по поводу употребления мидий, кальмаров, гребешков возникают вопросы. Говорят, будто по выходным, на протяжении всего поста, афонские монахи едят кальмары. Правда ли это? Читайте в статье.

[в Криси; греч. ὁ ἐν τῇ Κρίσει] († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.- вместе со Стефаном, Павлом и Петром). Отличен от Андрея, архиеп. Критского (пам. 4 июля). Сохранились 2 жития святого: одно написано вскоре после его смерти, др.- в кон. X в. Симеоном Метафрастом . Согласно последнему, А. К. родился в 1-й пол. VIII в. на о-ве Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима , А. К. отправился в К-поль и во дворце св. Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами. Константин приказал бросить святого в тюрьму. Через нек-рое время А. К. вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников; на площади некий торговец рассек святому ножом ногу, и тот скончался от боли. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало 3 месяца. Некие благочестивые люди нашли тело и погребли в месте, называемом Криси, где находился мон-рь, главный храм к-рого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь А. К.

В календарях к-польского происхождения память А. К. указывается 19 или 20 окт.: Типиконе Великой ц . X в. (Mateos . Typicon. P. 78-79), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 151-152), Петровом Синаксаре XI в. (Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 325). Календари иерусалимской традиции относят память А. К. к 17 окт.: Иерусалимский устав (напр., ГИМ. Син. греч. № 272, 1297 г.). Эта дата празднования утвердилась в совр. календарях греч. Церквей и РПЦ.

В древнейших слав. и рус. рукописях память А. К. встречается редко и указывается 20 окт. (согласно ранним календарям к-польского происхождения) в болг. Слепченском Апостоле кон. XII в. (Л. 100), в рус. Евангелии XIII в. (РНБ. F. п. I. 118. Л. 88), в Евангелии-Апостоле Симеона Гордого 1343-1344 гг. (Л. 230). В большинстве памятников, отражающих к-польскую традицию, А. К. ошибочно назван Андроником Критским. Празднование А. К. 17 окт. появляется в рус. календарях в кон. XIV в. с распространением Иерусалимского устава (РГАДА. Син. тип. № 45. Л. 161). Служба А. К. с каноном Иосифа Песнописца († 886) включена в минеи иерусалимской редакции под 17 окт. (ЯМЗ. № 15466. Л. 60 об.- 62 об., нач. XV в.). При переводе в 1-й пол. XII в. на Руси нестишного Пролога в его состав была включена под 20 окт. память А. К. без жития с развернутой формулировкой (РНБ. Соф. № 1324, кон. XII - нач. XIII в.): «Страсть преподобнаго отца нашего Андроника, иже бе Критьскаго острова и рода и воспитания, спострада за святыя иконы» (Абрамович . Софийская б-ка. Вып. 2. С. 162). Краткое житие А. К. под 17 окт. появляется в составе стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне). В ВМЧ помещены под 17 окт. житие из стишного Пролога и под 20 окт. память А. К. без жития (Иосиф, архим . Оглавление ВМЧ. Ч. 1. Стб. 98, 103 (1-я паг.)).

Гимнография

В памятниках Иерусалимского устава, как греч., так и слав., служба А. К. обычно совмещается со службой прор. Осии (напр., Минея. ГИМ. Син. Греч. 446. Л. 127об.- 137, 1-я пол. XIV в.). Употребляемые ныне Типиконы, как рус., так и греч. Церквей, указывают службу 2 святых без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Канон А. К. (2-го гласа; акростих «̓Ανδρείαν ὑμνῶ τὸν φερώνυμον πόθῳ. ̓Ιωσήφ» - С желанием пою славного Андрея. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем. Из греч. рукописей (Sinait. gr. 562. F. 103-104v. XI) известен канон А. К. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя к-рого вписано в богородичны (Ταμεῖον. Σ. 62. №. 119). По 6-й песни канона на утрене в греч. печатной афинской Минее помещен Стишной Пролог (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 172).

Иконография

Изображение А. К. как мученика, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, имеется на миниатюрах: минология Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 262v, 3-я четв. XI в.); Минология 2-й пол. XI в. (Vind. hist. gr. 6. fol. 2); Минология посл. четв. XI в. (ГИМ. gr. 175. Fol. 114v, 122v) - везде в рост. А. К. также представлен в настенных минологиях: нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в рост; нартекса ц. архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудно.

Ист.: BHG, N 111-112; ActaSS. Oct. T. 8. P. 135-149; PG. 115. col. 1109-1128 [Житие Симеона Метафраста]; SynCp. p. 151-152; Ильинский Г . А . Слепченский Апостол XII в. М., 1912. С. 95; ЖСв. Окт. С. 403-408.

Иконогр.: Kaster K . G . // LCI. Bd. 5. Sp. 156; Миjовић . Менолог. C. 194, 198, 200, 201, 205, 351, 364.

И. В. Тамаркина, О. В. Лосева, Е. А. Л.

На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене Четверга пятой седмицы того же поста в полном составе Великий покаянный, или как его еще называют, умилительный канон. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. "Мистагог покаяния", т. е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, - так называет святого Андрея, составившего сей канон, Православная Церковь.

Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. В нем мы созерцаем события, описанные Священным Писанием Ветхого и Нового Завета, в духовном свете. В тропарях канона, персонажи священной истории, то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают нас к строгому трезвению. Ум человека, слушающего сей канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается им в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: "Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен". "Благоутробен" - значит милостив и милосерд так, как Мать, которая как бы всей утробой, всем существом своим, жалеет ребенка и любит его всем своим сердцем. Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи. Этому учит нас в своем каноне святой Андрей Критский.

Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона, как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, святой не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, есть здесь и увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку и вводит в свою келью, чтобы собеседовать с нами, рассказывать, делиться своим опытом, и, вместе с нами, смиренно и горячо молиться.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому, что пост - это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея весь и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

Творец этого, столь любимого православными людьми Великого канона, преподобный Андрей, архиепископ Критский родился в городе Дамаске около 660 года в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из свидетельств о раннем детстве святого известно, что до семи лет его считали немым, т. к. до этого времени он не произнес ни одного слова. Когда же, по достижении семилетнего возраста, он причастился в церкви божественных Таин Тела и Крови Христовых, немота его разрешилась и он стал говорить. После этого явленного чуда родители отдали свое чадо постигать премудрость божественных книг. На четырнадцатом году жизни, святой Андрей, был приведен родителями в Иерусалим для служения Богу в монастыре Братства Гроба Господня. По пострижении в монашество святой Андрей был назначен нотарием, т. е. секретарем, Иерусалимской патриархии, как человек весьма разумный. Он проводил добродетельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам иерусалимский патриарх. После 681 года, когда в Константинополе происходили заседания Шестого Вселенского Собора, святой Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане, вместе с двумя старцами-монахами, был послан в византийскую столицу от лица своего патриарха, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора всей полноты Иерусалимской Православной церкви, находившейся тогда под мусульманским игом.

После окончания Собора старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей, сделавшись известным, своей книжной премудростью и глубоким знанием догматов Церкви, императору и святым отцам, был оставлен в Константинополе, получив навсегда прозвище "Иерусалимита", т. е. "Иерусалимлянина".

В столице Империи он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви Святой Софии с зачислением в клир главного храма Византии.

20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот, проявляя должную заботливость и попечение. Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил литургическое наследие Святой Церкви.

После двадцатилетнего диаконского служения святой Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи - остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен титула архиепископа. Здесь он был светильником миру, просвещающим Христову Церковь богодухновенным учением и добродетельной жизнью. Святой пастырь критский строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и, молитвами своими, отражающий все напасти и невзгоды, а для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель, оставив Крит, посещал Константинополь, где виделся с патриархом и императором, а также с близкими ему людьми. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы, святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года. В этот же день Святая Церковь и доныне совершает его память.

Святитель Андрей Критский первый стал писать богослужебные каноны. Его перу принадлежат каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, т. к. в его время этот праздник отдельно не праздновался). Великопостное богослужение, кроме Великого канона, было украшено и другими творениями святого песнописца. В рукописях сохранились каноны Недели Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая и Великий Пяток. В Великую Субботу исполнялся четверопеснец святого Андрея, к которому позднее присоединяли свои четверопеснцы и каноны св. Косма Маюмский, инокиня Кассия, епископ Марк Отрантский. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже столь великого песнописца, как преподобный Иоанн Дамаскин. Составляя Октоих, святой Иоанн вносил в него ирмосы и напевы святителя Андрея Критского.

Христианству уже более двух тысяч лет. За это время многие люди сумели проявить лучшие свои человеческие качества, за что верующие их почитают как святых. Одним из них является преподобномученик Андрей Критский. Этот человек многое сумел сделать для последующих поколений. Да и жизнь его довольно интересна для современных людей. В ней отражаются все условия существования человечества в начале прошлого тысячелетия, тревоги и тяготы, а еще стойкость отдельных личностей, подобная подвигу. Давайте разберемся, кто такой преподобномученик Андрей Критский, житие которого всесторонне изучается верующими. Для чего о нем необходимо знать современным гражданам?

Преподобномученик Андрей Критский: житие

Существует некоторая путаница в головах людей, не погруженных в богословие. Святых по несколько. И двое из них являются Критскими. Их не нужно путать, так как эти люди прошли совершенно разный путь, каждый прославился по-своему. Преподобномученик Андрей Критский, житие которого мы описываем, был обычным богобоязненным юношей. Жил он во времена императора-иконоборца. Среди сверстников выделялся этот человек только тем, что свято соблюдал традиции. Он отказался от мирских радостей, молился и показывал пример окружающим. В текстах, которые написаны в его память, говорится, что преподобномученик Андрей Критский многих сумел наставить на путь истинный, зажечь веру в сердцах. Жил он в те времена, когда никто уже открыто не сопротивлялся христианским традициям. Вроде мир установился в обществе. Но дьявол не оставлял людей своим черным вниманием. Но действовать стал хитростью, которой и возмутился будущий преподобномученик Андрей Критский.

Важные вехи жизни

Верующие, отмечая День преподобномученика Андрея Критского, вспоминают его судьбу, стараются впитать опыт этого человека. Внимание при этом концентрируется на преданности Иисусу, тяготам, которые он сумел преодолеть во славу Его. Это обычная практика. Тем не менее для формирования правильного образа нужно представлять себе и те исторические события, с которыми человеку приходилось сталкиваться. Скорее всего, на формирование его личности повлияло наблюдение за тем, как окружающие не отказываются от греха. В его жизнеописании рассказано о том, что был этот человек добр и кроток. Он не ругался с грешниками, а показывал им пример своею жизнью. Сопротивление почти всему обществу может сломить или закалить. Андрей остался верен своим принципам, полученным от родителей. Его вера только еще больше укрепилась, что он продемонстрировал публично в Константинополе, когда пришло время.

Борьба с произволом

Так бы сказали о деятельности преподобномученика люди, родившиеся, к примеру, в девятнадцатом веке. А произошло следующее. Был в Константинополе император по имени Константин Копроним, прозванный иконоборцем. Он повелел убрать из храмов, так как «негоже поклоняться дереву». Верующие саботировали такой странный указ, он оскорблял их религиозные чувства. Император уперся и велел заключать непослушных в темницу. Об этом узнал Андрей Критский. Он сразу поехал в Константинополь. Его возмутил факт мучений людей, которые хотели молиться Господу. Императора же справедливые речи Андрея Критского не вразумили. Он повелел схватить и истязать заступника верующих. Но никакие истязания не могли сломить его волю и приверженность вере. Юноша погиб во время следования к месту казни.

Тропарь и кондак преподобномученика Андрея Критского

Согласно церковным правилам, этого Святого поминают 17 октября. Во время службы в храме поет хор. Исполняются короткие стихи, повествующие или напоминающие о важных событиях, связанных с датой или праздником. Тропарь преподобномученика Андрея Критского принято исполнять в его день, а также во время Великого поста. Это делается не только для того, чтобы вспомнить об преподобномученике, но и на его примере научиться истинной вере. В тексте говорится о том, подвиг этого святого был связан с защитой своих духовных братьев. Он не убоялся властителя и его вооруженных приспешников, делая то, что должно. Еще принято читать во время службы величание преподобномученика Андрея Критского. Это стих, которым восхваляется доблесть святого. Текст его таков: «Ублажаем тя, преподобномучениче Андрее, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

«Спаситель» императорской семьи

Давайте перенесемся в девятнадцатый век. Все семейство Александра III попало в день Святого Андрея в аварию. Они путешествовали на поезде, который сошел с рельсов, да еще и перевернулся. Пострадало более двадцати человек, но все императорское семейство осталось цело. Эта история так повлияла на окружение, что в Санкт-Петербурге был построен храм преподобномученика Андрея Критского. Люди посчитали событие милостью Божией, которую решили увековечить. Церковь стоит и ныне. Она не особенно заметна, так как включена в архитектурный комплекс городской застройки. Но верующие посещают этот храм, чтобы помолиться святому. Преподобномученик Андрей Критский, икона которого есть в этой церкви, как и во многих других, считается исцелителем. О том, что его мощи творят чудеса, говориться в древних документах.

О чем просят преподобномученика

В средине четырнадцатого века русский паломник по имени Стефан Новгородец посетил Царьград. Свое дальнее путешествие он описал в труде, сохраненном до наших времен. В тексте содержится информация о том, что нетленные мощи Святого Андрея способны исцелять страждущих. То же самое описано в анонимном труде, названном «Хождение в Царьград». Мощи находились в монастыре, названном в честь Андрея Критского, расположенном в Константинополе (ныне Стамбуле). К ним приходили люди, у которых опускались руки под давлением обстоятельств. Они просили у святого поддержки и заступничества. И нынче к иконам во многих храмах идут верующие, ощущающие себя беззащитными. Эти люди находят в святом утешение, черпают новые силы, размышляя о его жизни и подвигах.

Молитва преподобномученику

В церковных книгах можно найти канон и тропарь Святого. Эти тексты принято читать, если человек хочет обратиться к преподобномученику. В них говорится о подвиге и силе обычного человека, которому вера помогла противостоять власти. У каждого из нас в жизни бывают такие ситуации, когда считаем себя слишком «малыми» перед врагами. А если посмотреть на то, что смог сделать преподобномученик, то устыдитесь. Это был юноша, бережно хранящий в сердце образ Господа. Он не обладал ни богатствами, ни оружием, не руководил войском. Однако, узнав о дьявольских кознях хитрого императора, задумавшего извратить суть религиозной традиции, смог подняться до уровня воина Христова. Согласитесь, в начале тысячелетия были совсем иные порядки. Выступая против властителя, человек обрекал себя на мучительную смерть. И он не испугался! Молитва преподобномученику Андрею Критскому именно об этом. Каждый верующий стремится так слиться с Господом, чтобы позабыть в трудной ситуации о своей бренной жизни, а действовать во славу Его.

О путанице в именах святых

Мы уже упоминали, что Андреев Критских двое. Так получилось, что жили эти люди примерно в одно и то же время. Но у каждого свой путь. Не совсем грамотные авторы приписывают деяния преподобномученика святителю Андрею. Это не просто неуместно, но и очень вредно, так как порождает в неокрепшей душе сомнения об истинности существования таких людей. Получаются прямо дьявольские козни, но на другом уровне, такие же, как у императора-иконоборца. Чтобы уважаемый читатель до конца понял, о чем речь, напишем немного о жизни святителя Андрея Критского. Этот человек известен совсем иными делами. Его вера проявилась в умении противостоять не императору, а в некотором смысле, более грозной силе - сообществу духовных учителей, признанных верующими авторитетами на тот момент. Он выступил в защиту правильного понимания Иисуса Христа на Вселенском соборе. Несколько слов об этом человеке.

Святитель Андрей Критский

Мальчик родился в третьей четверти VII века в славном городе Дамаске. Родители Андрея были людьми глубоко верующими, и ребенка воспитывали в том же духе. Одно их тревожило - отпрыск никак не желал разговаривать. Уже седьмой год пошел мальчику, а нем был, что рыба. Это обстоятельство сыграло в его жизни очень большую роль, направив судьбу в особое русло. Он заговорил. Как? Об этом чуть позже. В четырнадцатилетнем возрасте будущий святитель Андрей Критский отправился в Иорданскую лавру. Там он постигал науки в иночестве, а потом был назначен писарем. На молодого монаха обратил внимание святитель Софроний, Иерусалимский патриарх. Этот человек лично занимался его духовным воспитанием. После захвата Святого Града мусульманами на Андрея были возложены обязанности сингела, то есть секретаря. Ему довелось выступать на VI Вселенском соборе. За смелость и принципиальность верующие его уважали и почитали. В 685 году его избрали архиепископом острова Крит, где он и осуществлял служение до кончины.

Чудо

Очень важно понять, как человек становится верным воином Христовым, тем более в условиях древности. А они были довольно жестокими, о правах человека тогда не думали, войны вспыхивали, как сухой хворост. За приверженность христианству убивали довольно часто. Внутренние убеждения, как и способы отправления религиозных обрядов, становились опасными для жизни. Будущий святитель Андрей Критский родился в христианском семействе. Как уже указано, мальчик был нем. Ни одного словечка от него не слышали родители до тех пор, пока не исполнилось отроку семь лет. Все семейство, как положено верующим, ходило в храм. Однажды после причащения Святых Христовых Тайн мальчик заговорил. Родителям такой поворот событий показался чудом. И это подоткнуло их к тому, чтобы склонить сына на монашество. Да и сам Андрей оказался под впечатлением своеобразного перерождения. Путь его с той минуты был предопределен. Он свято служил Господу, был назначен архиепископом на Крит, строил там храмы и занимался делами паствы.

Заключение

Мы часто думаем о святых только в трудные минуты. Знаете, существует некий эгоизм в нынешних верующих. Как только необходима помощь - в храм бежим, а о том, к кому обращаемся, рассуждать ленимся. Из этого отношения, в частности, возникает путаница в головах. Стыдно не знать, кто такой преподобномученик Андрей Критский, согласитесь. В церковных школах принято изучать подвиги людей в прошлом. Дети получают не только информацию, но и основу для формирования характера. Преподобномученик являет им пример того, как много дает вера для обычного человека. Она поднимает его над несправедливостью, возносит до вершин власти, позволяет сопротивляться произволу, защищая ближнего. Сила состоит не в количестве оружия или денег, а в правде, опирающейся на заветы Иисуса. Имея такое знание в душе, человеку становится проще справляться с тяготами жизни. Не зря говорят, что счастлив тот, кто в сердце своем имеет Христа. Такой человек никогда не почувствует себя ни одиноким, ни преданным, ни покинутым. А вы как считаете?