Средняя группа сколько лет детям. Особенности развития детей среднего возраста

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле-вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять се-бя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начи-нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Датская инициатива считается началом идеи детского сада в современной форме. Присутствие взрослого только на мгновение интересно лесным дошкольникам, которые немедленно возвращаются на свои занятия. Некоторые сотрудничают друг с другом, другие предпочитают играть в одиночку. Двигаются камни, палки, струна, молоток и гвозди. Девочки расстелили одеяло, они начали что-то строить с песка. «Песня действует как лучшее средство», - объясняет мне Аня.

Мы не вводим никаких правил в отношении наших детей. Мы относимся к ним так, как будто хотим обращаться с нашими взрослыми друзьями. Мы полагаемся на эмоциональную потребность в развитии. Дети сумасшедшие по всему миру. Просто слушайте их вопросы и следуйте им. А иногда и открывать сам мир, потому что они задают очень сложные вопросы, - объясняет основатель.

Много внимания уделяется развитию творческих способ-ностей детей - в игре, в изобразительной, театрально--испол-нительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Важнейшей точкой дня является экспедиция в лес. Дети формируются в группы. Адам - ​​папа Стас, самый молодой дошкольник, присоединяется к нам. В лесу они распространились повсюду. - Недавно они построили на поляне Дворец культуры. Когда мы закончили, мы отправили всю группу в тур, чтобы увидеть его вживую, - говорит Кася, вторая из опекунов. Все мероприятия в «Лесной дороге» проводятся в воздухе.

Но чаще всего дети не хотят возвращаться. Когда идет дождь, мы даем им специальные накидки, мы ждем под тенью и возвращаемся в лес, - объясняет Габи. Большинство детей родом из семей, которые знают о важности эмоционального развития нашего ребенка. Чаще всего нет телевизора дома, не позволяйте ребенку играть с камерой.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок стано-вится предметным и детализированным. Графическое изображение человека харак-теризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Форми-руются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, Дошкольники испытывают острую потребность в движении, В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом пси-хологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев пере-возбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4--5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начи-нает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотво-рение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких круж-ков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение . Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредо-точенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса живот-ных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи . Дошкольники занимаются словотвор-чеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеси-туативной.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, ин-теллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, спо-собность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой актив-ностью . Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном дей-ствии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспита-тель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возрас-та, перестройка их поведения и деятельности как бы замедля-ется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что--то неправильно или кто-то не выполняет требование. Неопытный воспитатель иногда расцени-вает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополни-тельные разъяснения по поводу «границ» действия правила.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью , которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, со-ревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к разви-тию образа «Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; по-явлением ролевых и реальных взаимодействий. С развитием изобразительной дея-тельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мо-тивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уваже-нии со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревнова-тельности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.

Продолжение: "Какие группы бывают в детском саду?".

В этой статье будет рассказано о средней группе детского сада. Приводятся примеры занятий и работ.

Часть третья: Средняя группа

● Группы детского сада. Средняя группа.

Продолжение .

Средняя группа

Среднюю группу посещают дети в возрасте от 4 до 5 лет.

Данное отделение детского сада работает ежедневно, с понедельника по пятницу с 7.00 до 19.00.

В этом возрасте дети уже формируются как личности. Они критично оценивают себя и окружающих их сверстников. Стараются ни в чем не отставать от других детей. В этом же возрасте начинают проявляться индивидуальные черты характера.

В своих поступках они пытаются повторять действия взрослых, а при возникновении затруднительных положений пытаются найти решение и самостоятельно с ними справиться.


Общаясь в детском саду с другими сверстниками, дети учатся контактировать с окружающими, учатся у других и делятся своими знаниями с другими детьми.

Все это способствует их общему развитию, развивает их кругозор, совершенствует речь.

В этом возрасте ребёнок полностью сформирован. Каждый отличается своим характером, определёнными предпочтениями и вкусами. Четырёхлетние дети очень активные, они желают завести много друзей. Часто их активность приводит в замешательство не только воспитателей, но и родителей, считающих такую активность излишней.

На самом деле это нормальное поведение детей в таком возрасте. Их не надо ограничивать, а просто создайте им такие условия, где они будут реализовываться.

Одно из таких мест и есть детский сад. «Выложившись» в детском саду дети дома ведут себя гораздо спокойнее.

Основные занятия в детьми в средней группе, которые должны быть в детском саду:


- знакомство с окружающим миром (предметное окружение, события вокруг, понятие «семья», «дружба» и т.д.)

- развитие элементарных математических представлений (на примере кубиков показать, что такое сложение и вычитание, попробовать посчитать кубики, пальчики на руке и т.д. В этом возрасте дети должны уметь считать до десяти)

- развитие речи (Основы правильной речи, расширение словарного запаса, базовые знания о звуках, слогах и предложениях. Использование прямой и косвенной речи, сложно-подчиненные предложения. Пересказывание простых текстов)

- знакомство с художественной литературой (чтение сказок и рассказов с именами авторов)

- уроки по рисованию и лепке, аппликации и конструированию (данные упражнения помогают общему развитию моторики рук, пространственному и образному мышлению)

музыкальные занятия (знакомство с музыкальными произведениями, понятие ритма и темпа музыки)

- физкультура (непродолжительные занятия по 10-20 минут, простые физические упражнения)

Нужно, также, отметить, что любой вид спорта для детей 4-5 лет очень полезен. В этом возрасте можно записать ребенка в кружок гимнастики или танцев. Он с удовольствием будет заниматься в коллективе с другими детьми. И совсем не обязательно становиться олимпийским чемпионом. Главное - это пойдет ему на пользу. Ребенок будет здоров и уверен в себе, он научится преодолевать трудности и достигать поставленной цели, а это уже немало.


- Психологическая атмосфера в средней группе детского сада.

Особо надо отметить, что все вышеперечисленные навыки и упражнения ребенок должен получать в доброжелательной атмосфере. Взаимоотношения между детьми должны быть на особом внимании педагогического состава. Психологический климат в детском коллективе – это первостепенное условие пребывания в саду.

Если Вы, как родитель отмечаете проблемные моменты в этой сфере, будь то со стороны персонала или со стороны других детей, значит, педагогический коллектив не сделал все необходимое для комфортного нахождения ребенка в этом саду. В таком случае можно задуматься о смене детского сада.

В настоящее время имеется достаточно вариантов для перевода ребенка в другой детский сад. В крайнем случае имеет смысл рассмотреть вопрос о частном (семейном) детском саде.

Помните, что психологическое состояние Вашего малыша должно быть на первом месте!