Верность в повести гранатовый браслет. Верность в произведении гранатовый

(«Болезнь любви неизлечима…»)

Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев.

Любовь… Слово, обозначающее самое трепетное, нежное, романтическое и вдохновенное чувство, присущее человеку. Однако люди часто путают любовь с влюбленностью. Настоящее же чувство овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые невероятные поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение. Но любовь - это не всегда радость, взаимное чувство, счастье, данное двоим. Это ещё и разочарование от неразделенной любви. Человек не может разлюбить по желанию.

Каждый большой художник посвятил немало страниц этой «вечной» теме. Не обошел её стороной и А. И. Куприн. Писатель на всем протяжении своего творчества проявлял огромный интерес ко всему прекрасному, сильному, искреннему и естественному. К великим радостям жизни он относил и любовь. Его повести и рассказы «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет» повествуют об идеальной любви, чистой, безграничной, прекрасной и могучей.

В русской литературе, пожалуй, нет более сильного по эмоциональному воздействию на читателя произведения, чем «Гранатовый браслет». Куприн прикасается к теме любви целомудренно, благоговейно и в то же время нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Разве можно говорить о любви после «Тристана и Изольды», после сонетов Петрарки и «Ромео и Джульетты» Шекспира, после пушкинского стихотворения «Для берегов отчизны дальней», лермонтовского «Не смейся над моей пророческой тоскою», после «Анны Карениной» Толстого и чеховской «Дамы с собачкой»? Но у любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя радость, своё счастье, своя печаль и боль, и своё благоухание.

Рассказ «Гранатовый браслет» является одним из самых печальных произведений о любви. Куприн признался, что он плакал над рукописью. А если произведение заставляет автора и читателя плакать, то это говорит о глубокой жизненности того, что создано писателем и о его великом таланте. У Куприна есть много произведений о любви, об ожидании любви, о трогательных её исходах, о её поэзии, тоске и вечной юности. Он всегда и всюду благословлял любовь. Тема рассказа «Гранатовый браслет» - любовь до самоуничижения, до самоотречения. Но интересно то, что любовь поражает человека самого обыкновенного - канцелярского чиновника Желткова. Такая любовь, мне кажется, была дарована ему свыше как награда за безрадостное существование. Герой рассказа уже не молод, и его любовь к княгине Вере Шеиной придала смысл его жизни, наполнила её вдохновением и радостью. Любовь эта была смыслом и счастьем только для Желткова. Княгиня Вера считала его безумцем. Она не знала его фамилии и ни разу не видела этого человека. Он только присылал ей поздравительные открытки и писал письма, подписываясь Г. С. Ж.

Но однажды, в день именин княгини, Желтков решился на дерзость: он прислал ей в подарок браслет старинной работы с прекрасными гранатами. Опасаясь, что её имя может быть скомпрометировано, брат Веры настаивает на возвращении браслета владельцу, а муж и Вера соглашаются.

В порыве нервного возбуждения Желтков признается князю Шеину в любви к его жене. Это признание трогает до глубины души: «Я знаю, что не в силах разлюбить её никогда. Что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно - смерть…» Любовь за долгие годы стала болезнью, неизлечимой болезнью. Она поглотила всю его сущность без остатка. Желтков жил только этой любовью. Пусть княгиня Вера и не знала его, пусть он не мог открыть ей свои чувства, не мог обладать ею… Это не главное. Главное - он любил её возвышенною, платоническою, чистою любовью. Ему достаточно было просто видеть её иногда и знать, что у неё всё хорошо.

Последние слова любви к той, что была смыслом его жизни долгие годы, Желтков написал в своем предсмертном письме. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать это письмо, в котором надрывно и изумительно звучит рефрен: «Да святится имя твоё!» Особую силу рассказу придает то, что любовь предстает в нём как неожиданный подарок судьбы, опоэтизированный и озаряющий жизнь. Любовь Желткова как луч света среди обыденности, среди трезвой реальности и устоявшегося быта. От такой любви нет лекарства, она неизлечима. Избавлением может служить только смерть. Эта любовь замкнута в одном человеке и несет разрушительную силу. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни заботы о будущем счастье людей, - пишет Желтков в письме, - для меня вся жизнь заключается в вас». Это чувство вытесняет все другие помыслы из сознания героя.

Особую силу и горечь повествованию придает и осенний пейзаж, безмолвное море, пустые дачи, травянистый запах последних цветов.

Любовь по Куприну, - это страсть, это сильное и настоящее чувство, возвышающее человека, пробуждающее лучшие качества его души; это правдивость и честность в отношениях. Свои мысли о любви писатель вложил в уста генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».

Мне кажется, что сегодня практически невозможно встретить такую любовь. Любовь Желткова - романтическое поклонение женщине, рыцарское служение ей. Княгиня Вера поняла, что настоящая любовь, которая дается человеку лишь раз в жизни и о которой мечтает каждая женщина прошла мимо неё.

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали краткое содержание этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.

Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

4.1 (82.22%) 9 votes

(По рассказу “Гранатовый браслет” Александра Куприна)

Версия для печати

Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. В нём жила огромная жажда жизни, стремление всё знать, всё уметь, всё испытать самому. Натура сильная, кипучая, он был добрым, отзывчивым, широкой души человеком. Огромная любовь к России, которую писатель пронёс через всю свою жизнь, и богатый жизненный опыт помогали ему в его творчестве. Александр Иванович был очень талантливым писателем, признанным мастером короткого рассказа, автором замечательных повестей. «Человек пришёл в мир для безмерной свободы творчества и счастья», -эти слова Куприна можно было бы смело брать эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь может быть лучше, и мечтал, что настанет время, когда все люди будут счастливы. И эта мечта о счастье, о прекрасной любви стала главной темой его произведений.

Куприн пишет о любви изумительным языком, с высоким художественным вкусом, с тонким пониманием психологии своих героев. Пожалуй, самой поэтичной вещью писателя является «Гранатовый браслет» - прекрасный рассказ о неразделённой любви, о той любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена», - эти слова Ивана Бунина очень точно отражают смысл данного произведения Куприна. Этот рассказ наполнен теми переживаниями, которые были присущи творчеству более ранних поэтов и писателей, создававших вдохновенные гимны любви. Эти художники очень часто предполагали, что любовь – нечто, причиняющее людям одни страдания и несчастья. Она захватывает все помыслы человека, все его силы. Но что – то всегда мешает, и влюблённые вынуждены расставаться. Они живут в постоянном ожидании любви, ищут ёё и чаще всего, опалённые ею, гибнут. У Куприна своё мнение о любви. Чтобы оценить его отношение к этому чувству, на мой взгляд, достаточно разобраться и понять: была ли любовь счастьем для главного героя рассказа «Гранатовый браслет», тема которого очень созвучна пушкинским строкам:

Я вас любил, любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.

У Куприна, как и у Пушкина, любящий человек способен на жертву, на смерть ради спокойствия и счастья любимого человека.

В основу этого рассказа, написанного в тысяча девятьсот одиннадцатом году, положено реальное событие - печальная история любви одного телеграфиста к жене важного чиновника, в семье которого этот случай вспоминается как странный и курьёзный. Но перо писателя превращает его в трагическую истории жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Она погубила его потому, что была неразделённой, но мы не можем сказать, что она была несчастной. Этот редчайший дар высокой и безответной любви, скорее наоборот, является «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Романтическая феноменальность его переживаний, благодаря таланту автора, поднимает образ этого молодого человека над всеми другими персонажами рассказа. Не только грубый Тугановский, легкомысленная Анна, но и умный Шеин, добрый Аносов, прекрасная Вера Николаевна, в отличие от героя, пребывают в обычной бытовой атмосфере, влияние которой пытается преодолеть главная героиня. Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а о пробуждении её души. Сложность его замысла – раскрыть стремительную душевную метаморфозу - предопределяет поэтику всего рассказа, который полон конкретных, живых зарисовок. И художественное своеобразие этого произведения заключается в том, что почти каждая такая зарисовка приобретает характер символа, а вместе они составляют фундамент повествования и несут в себе идейный смысл рассказа.

«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря» -это начало рассказа можно считать первым символом. Описание пасмурной, сырой погоды, а потом её изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под «молодым месяцем» подразумевать главную героиню Веру Николаевну, а под погодой всю её жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Эта перемена в погоде и является символом той самой возвышенной и роковой любви, о которой идёт речь в рассказе. Нельзя не сказать здесь и о предмете этой любви. Куприн описывает Веру Николаевну как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Но эта благородная, удивительная женщина, по мнению автора, символизирует человека, достойного настоящей, святой любви. Немалое значение отводит писатель «тучному, высокому, серебряному старцу» - генералу Аносову. Именно ему предоставлена задача заставить Веру отнестись к чувству таинственного поклонника более серьёзно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на собственную жизнь. Ему принадлежат пророческие слова: « Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Образ генерала Аносова является символом мудрости старшего поколения. Автор доверяет ему сделать очень важный, имеющий большое значение вывод: «В природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным её людям».Любовь, по его мнению, должна основываться на возвышенных чувствах: взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. «Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка?» - спрашивает его Вера. Старик отвечает отрицательно, но несмотря на то, что за всю свою жизнь он не встречал такой любви, Аносов продолжает верить в неё и предаёт эту уверенность Вере Николаевне.

Причиной развязки истории, длившейся около восьми лет, становится подарок на день рождения героини. В роли этого подарка выступает новый символ той самой любви, в которую верит генерал Аносов, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила матушка. Кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам. Подарок Желткова вызывает тягостные предчувствия у героини. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на него с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Она предчувствует близкую трагедию. Желтков – бедный мелкий чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает героя, и он идёт наперекор всем устоям общества, а оно этого не прощает. Возможно поэтому он совершает самоубийство, чтобы не причинять неудобств своей возлюбленной. Если бы он остался жить, то ему пришлось бы перестать ей писать и упоминать о своём существовании. А заставить себя сделать это герой не в силах. Ведь письма, которые он пишет, поддерживают в его душе надежду, дают ему силы переносить страдания. Смерть не страшит Желткова. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, в котором царит злоба и несправедливость. Именно поэтому, уходя из жизни, герой благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё».

К сожалению, Вера Николаевна слишком поздно понимает и принимает высокое чувство этого человека. После его самоубийства душевное напряжение Веры достигает предела, а разрешается оно в романтической сцене прощания с усопшим. В ней всё необычно, таинственно: обитый чёрным бархатом гроб, мерцание свечей, предсмертная записка Желткова. И именно здесь героиня понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Человек, так самоотверженно любивший её, уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце. Но остаётся в этом жестоком мире символ великого, непобеждённого чувства – гранатовый браслет.

Этот замечательный рассказ Куприна служит подтверждением тех нравственных и духовных качеств, которые автор видел в реальной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, ничего не требуя взамен. Писатель воспевает любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, равнодушию. В письме к Батюшкову он утверждает: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего «Я». Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт -

Сочинение

Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу Гранатовый браслет)У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. К. Паустовский. Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает Гранатовый браслет. Паустовский называл его одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви.

Один из главных героев, бедный застенчивый чиновник Желтков, полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собиралее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Вера рассказала об этом подарке мужу и чтобы не попасть в смешное положение они решили вернуть гранатовый браслет. Василий Шеин с братом его жены попросили Желткова больше не посылать Вере письма и подарки, но разрешили написать последнее письмо, в котором он извиняется и прощается с Верой. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах вашего брата, Николая Николаевича.

Уходя, я в восторге говорю: Да святится имя твое. У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. И вот, когда последнюю радость в жизни у него отнимают, Желтков кончает жизнь самоубийством. Скромный канцелярист Желтков лучше и чище, чем люди светского общества, такие как Василий Шеин и Николай. Благородство души простого человека, его способность к глубоким переживаниям противопоставляется черствым, бездушным сильным мира сего.

Как известно, Александр Иванович Куприн писатель был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем, иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей трясине. Кто же укажет нам источник чистотыПо-моему, Куприн обладает таким талантом. Он, как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство, о котором мы сами не догадывались. В своих произведениях для раскрытия характеров героев он использует прием психологического анализа, изображая главным персонажем человека духовно раскрепощенного, стараясь наделить его всеми теми прекрасными качествами, которые нас восхищают в людях. В особенности же чуткостью, пониманием к окружающим и требовательным, строгим отношением к себе. Примеров тому много: инженер Бобров, Олеся, Г. С. Желтков. Все они несут в себе то, что мы называем высоким нравственным совершенством. Все они любят бескорыстно, забывая себя.

В рассказе Гранатовый браслет Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: …Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел. Что этоВызовНеужели же то, что мы чувствуем, не истинаЕсть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же большеПо Куприну, Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.

Я до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели-на меня чувства Желткова. Как сильно он любил Веру Николаевну, что смог покончить с собой! Это же безумие! Любя княгиню Шеину семь лет безнадежной и вежливой любовью, он, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок гранатовый браслет. (Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги. Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: Остается только одно смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме. Ужасно то, что к этому решению его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить человеку любить!

Идеалом Куприна является любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: Да святится имя Твое. Слова эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня Вера в звуках бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас безудержное желание стремиться к такому же бесподобно чистому чувству. Его корни восходят к нравственности и душевной гармонии в человеке.

Княгиня Вера не жалела о том, что любовь эта, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти неземными чувствами.

У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь - сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Любовь - главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I Реальность образа Желткова Характеристика образа Желткова Г.С. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь - не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.

В "Гранатовом браслете" мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена". Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души - листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое - гранатовый браслет.

Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза - Булат - Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом - ведёт себя как истинный дворянин.

Упоминание о власти Мирза - Булат - Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!!

Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: "Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость". Эта истина, сказанная "обломком старины" говорит нам о том, что обладать даром такой любви, "сильной, как смерть", смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.

Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. "В шесть часов пришёл почтальон", Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, "и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу", наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – "Я не хочу печалить Вас ничем".

Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. "Да святится имя твоё" повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета...

Произведения Александра Ивановича Куприна вошли в классику русской литературы 20 века. Духовный мир этого писателя основан на вере в человека, природную энергию, красоту. Одной из заветных тем в его творчестве была тема любви, она звучит в большинстве его произведений, начиная с первых рассказов. По Куприну любовь – чувство высокого нравственного содержания, облагораживающее человека, дарующее прекрасные мгновения, полное трагизма.

Писатель считал любовь проверкой на соответствие высокому званию человека. Этой проверке он подверг, например, героев повести «Олеся», связывая с героиней мечты о прекрасном человеке, о вольной и свободной жизни, слиянии с природой. Одним из самых ярких рассказов Куприна о любви также является «Гранатовый браслет».

Главный герой рассказа, мелкий чиновник Георгий Желтков, на протяжении нескольких лет влюблен в княгиню Веру Шеину. Поначалу он писал ей «дерзкие» письма, ожидая ответа, но со временем его чувства превратились в любовь благоговейную, бескорыстную. Вера вышла замуж, но Желтков продолжал писать ей, поздравлять с праздниками. Он не ждал ответных чувств, герою было достаточно его любви к Вере: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете».

На именины он дарит ей самое дорогое, что у него было, - семейную реликвию, гранатовый браслет. В рассказе браслет является символом безнадежной, восторженной, не ждущей ничего взамен любви. В записке, посланной вместе с украшением, он объясняет, что Вера вольна «выбросить эту смешную игрушку», но то, что ее руки касались браслета, - уже счастье для героя. Подарок обеспокоил, взволновал Веру, что-то в ней стало готовым измениться.

В семье Желтковых существовало предание, что браслет охраняет мужчин от насильственной смерти. Георгий дарит эту защиту Вере. Но героиня еще не способна понять, что истинная любовь коснулась ее. Вера просит Желткова оставить ее. Понимая, что между ними не может быть отношений, не желая беспокоить Веру своим существованием, он жертвует собой во имя ее счастья.

Наконец встретившись с Георгием, уже не живым, простившись с ним, под звуки сонаты Бетховена Вера осознает, что ее жизни коснулась «именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Чувства Георгия пробудили героиню, раскрыли в ней способность к состраданию, сопереживанию, оставшись в сознании Веры воспоминанием о вечном, великом, о том, что она поняла слишком поздно.

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» - говорит Куприн устами генерала Аносова. Автор считал любовь Божьим даром, чувством, на которое способны немногие. В рассказе эта способность дарована Георгию Желткову. Автор наделил героя талантом «бескорыстной», «самоотверженной», «не ждущей награды» любви, «для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость».

07.09.2017

Данная тема может рассматриваться в трёх аспектах верности:

  1. Верность и измена в любви.
  2. Верность и измена идеалам
  3. Верность и измена Родине, народу.

Рассмотрим подробно каждый аспект.

"Мастер и Маргарита", М.А. Булгаков

Измена мужу

Маргарита изменила своему нелюбимому мужу. Но только это позволило ей остаться верной самой себе. Брак без любви мог обречь ее на гибель (духовную и физическую). Но она смогла найти в себе силы, чтобы начать жизнь с чистого листа и стать счастливой.

Верность любимому

Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.

Предательство

Понтий Пилат предал свои идеалы, почему и не смог обрести покой после смерти. Он понимал, что поступает неправильно, но из страха изменил себе и человеку, в невиновность которого верил. Этим человеком был Иешуа.

Верность своим идеалам

Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.

"Война и мир", Л.Н. Толстой

Измена

Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она духовно изменила ему с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним.
На измену ее толкнули 2 причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью Наташи, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.

Верность Родине

Кутузов представлен в романе Война и мир как человек, верный своему Отечеству. Он сознательно принимает непопулярные решения, чтобы спасти свою страну от гибели.

Большинство героев романа жертвуют жизнью ради победы в войне.

Верность родителям и своим принципам

Марья Болконская посвятила всю свою жизнь служению близким., в частности своему отцу. Она терпела упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца. Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе.Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные.

Марья была глубоко верующим человеком. Ни тяготы судьбы, ни разочарования не смогли потушить в ней огонь веры.

Верность своим моральным принципам

Семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времена можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни не отразились на их характерах.

"Капитанская дочка", А.С. Пушкин

Верность и измена долгу, Родине

Петр Гринев остается верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность. Даже его симпатия к Пугачеву не меняет положения дел. Швабрин, спасая свою жизнь, предает свою страну, пятнает честь офицера, предает людей, которые защищали крепость вместе с ним бок о бок.

Также показательна следующая ситуация в романе: когда Пугачев захватывает крепость, у людей появляется выбор: остаться верным долгу и чести или сдаться Пугачеву. Большая часть жителей встречает Пугачева хлебом и солью, в то время как отважные люди, такие как комендант крепости (отец Маши) Иван Кузьмич и Василиса Егоровна отказываются присягнуть «самозванцу», тем самым обрекая себя на гибель.

Верность в любви

Маша Миронова – символ верности в любви. В сложной жизненной ситуации, когда она оказывается перед выбором: выйти замуж за Швабрина (без любви) или ждать своего любимого человека (Петра Гринева), она выбирает любовь. Маша остается верной Гриневу до самого конца произведения. Несмотря на все опасности, она отстаивает честь любимого перед императрицей и добивается помилования.

Верность себе, своим принципам, своим идеалам, слову и обещаниям

Петр Гринев остается верен принципам, чести, истинам, которые ему открыл отец. Даже страх смерти не способен повлиять на его решения.

Несмотря на то, что Пугачев представлен в романе как захватчик, по большей части отрицательный персонаж, тем не менее он обладает и положительным качеством – это верность своим словам. За все произведение он ни разу не нарушает данных обещаний и до последнего верит в свои идеалы, хоть их и осуждает большое количество людей.

В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь - не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь.

В "Гранатовом браслете" мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена". Желтков просто любил, ничего не требуя взамен. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеин; он наслаждался каждой её вещью: забытым платком, программой художественной выставки, которую она однажды держала в руке. Единственной его надеждой были письма, с помощью них он общался с любимой. Он желал только одного, чтобы её нежные руки дотронулись до частички его души - листа бумаги. В знак своей пламенной любви Желтков подарил самое дорогое - гранатовый браслет.

Герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь. Они могут лишь смеяться над бедным героем, рисуя карикатуры, читая его письма. Даже в разговоре с Василием Шеиным и Мирза - Булат - Тугановским он оказывается в нравственном выигрыше. Василий Львович признаёт его чувство, понимает его страдания. Он не высокомерен при общении с героем, в отличие от Николая Николаевича. Он внимательно разглядывает Желткова, аккуратно кладёт на стол красный футляр с браслетом - ведёт себя как истинный дворянин.

Упоминание о власти Мирза - Булат - Тугановским вызывает приступ смеха у Желткова, он не понимает – как власть может запретить ему любить?!!

Чувство героя воплощает всё представление о настоящей любви, высказанное генералом Аносовым: "Любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость". Эта истина, сказанная "обломком старины" говорит нам о том, что обладать даром такой любви, "сильной, как смерть", смогут обладать лишь исключительные люди, каким является наш герой.

Аносов оказался мудрым учителем, он помог Вере Николаевне понять глубину чувств Желткова. "В шесть часов пришёл почтальон", Вера узнала нежный почерк Пе Пе Же. Это было его последнее письмо. Оно было проникнуто насквозь святостью чувства, не было в нём горечи прощания. Желтков желает счастья любимой с другим, "и пусть ничто житейской не тревожит Вашу душу", наверное, себя он относил тоже к чемуто житейскому в её жизни. Невольно вспоминается Пушкинское – "Я не хочу печалить Вас ничем".

Недаром, Вера Николаевна, глядя на мёртвого Желткова, сравнивает его с великими людьми. Так же, как они, герой обладал мечтой, сильной волей, как они он мог любить. Вера Шеин поняла какую любовь потеряла, и, слушая сонату Бетховена, осознала, что Желтков прощает её. "Да святится имя твоё" повторяется пять раз в её сознании, как пять составных частей гранатового браслета...

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! »

Одной из вечных тем искусства была любовь. В творчестве А. И. Куприна тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Иногда любовь, подарив нам минуту истинного счастья, забирает самое дорогое - нашу жизнь. Пример такой настоящей, чистой, беззаветной любви можно найти в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» , где любовь предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над человеком.
Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.
Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств со стороны членов семейства. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна - адресат этих любовных откровений. А присланный неизвестным влюбленным подарок - гранатовый браслет - вызывает бурю негодования. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только все тот же генерал Аносов догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: “...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”.
Но всему когда-нибудь наступает конец, и не всегда судьба спрашивает нас, какого исхода мы хотим. Любви Желткова не был дан выход. Чем сильнее горел пожар его чувств, тем сильнее его тушили. К сожалению, значение подаренного браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. А последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как Божий дар, как великое счастье: "Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к вам". И он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: "Да святится имя Твое! " Он ставит Ее выше всего и всех. Для него Она – святая, самое дорогое, что есть у него в жизни. Такая самоотверженная любовь, став взаимной, может править миром, преодолевать любые трудности, но, оставшись безответной, она способна погубить все… И даже человеческую жизнь… И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый браслет.
Можно много говорить о любви, приводя в пример разные истории счастливой и несчастной любви. Но она настолько многогранна, что нам никогда не удастся в полной мере понять влюбленных… Но лишь до тех пор, пока мы сами не полюбим, но и в этом случае, это будет наша любовь, индивидуальная и ни на что не похожая.

Пример истинной любви - отношения между Мастером и Маргаритой. Героиня была готова на все ради любимого. Она пошла на сделку с дьяволом, согласилась стать королевой на балу у сатаны, сгубила свою бессмертную душу. Все это далось ей нелегко, но открыло возможность встретиться с любимым. Любовь подталкивает человека на совершенно разные поступки. Даже то, что с первого взгляда кажется бесчестным, может быть оправдано с точки зрения любви.

М. Горький "Старуха Изергиль"

Любовь к людям - важное нравственное качество личности. Для Данко счастье людей было важнее собственного благополучия. Чтобы вывести людей из леса, герой жертвует жизнью: он вырывает из своей груди сердце и освещает им путь. Цель Данко, совершившего, по-настоящему благородна. Он помог людям выйти из леса и начать новую жизнь. Но люди не вспомнили о герое, а ведь именно ему они обязаны спасением.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Истинная любовь - это чувства Пьера Безухова по отношению к Наташе Ростовой. Он любил девушку уже тогда, когда ее женихом был Андрей Болконский. Но Пьер не мог позволить себе лишнего, потому что князь Андрей - его друг. Пьер руководствовался своими высокими нравственными принципами, герой не мог позволить себе совершить. Он поддержал Наташу в трудное для нее время, всегда был готов прийти на помощь. Настоящая любовь проявилась в благородных поступках Пьера. Ведь важнее всего уважение к человеку, которого любишь, и близким для него людям.

А. Куприн "Гранатовый браслет"

Желтков, ничем не примечательный человек, оказывается способным на истинную любовь. Вера Шеина - женщина, ставшая смыслом его жизни. Будучи обыкновенными чиновником, Желтков понимал, что она, княгиня, ему не пара. Но это не мешало настоящим чувствам. Желтков не намеревался завоевать Веру Николаевну, не мешал ей жить. Любовь была для него высшим счастьем. Желтков решил свести счеты с жизнью, чтобы не мешать объекту своей любви. Это не трусость, а обдуманный поступок. Герой ушел из жизни, благодаря судьбу за то, что ощутил настоящую любовь. Желтков отдал Вере Николаевне самую дорогую вещь, которая у него была - гранатовый браслет.

В. Кондратьев "Сашка"

Сашка влюблен Зину и надеется, что это взаимно. Но он узнает, что девушка уже любит другого. Герой сожалеет об этом, но не осуждает Зину. Сашка понимает, что это абсолютно нормальный, оправданный поступок, тем более в военное время. Он уважает девушку и принимает данную ситуацию как должное, не мешая ей быть счастливой.

Джек Лондон "Мартин Иден"

Руфь Морз - источник вдохновения, лучшая мотивация к развитию и самосовершенствованию для Мартина Идена. Обещая себе во что бы то ни стало добиться любви девушки, Мартин Иден начал читать, обучаться. С каждым днем он становился лучше. Скоро Мартин Иден преодолел пропасть, разделявшую его, обычного бедного моряка, и Руфь, принадлежавшую к высшему обществу. Любовь заставила юношу развиваться. Он стал одним из самых образованных людей в обществе. Но история любви Руфи и Мартина Идена закончилась трагично. Наверное, настоящей любви все-таки не было.

1. Главная героиня повести, ее жизнь в замужестве.
2. Чувства таинственного Г.С.Ж.
3. Любовь в рассуждениях генерала Аносова.
4. Смысл любви для главного героя повести и самого А. И. Куприна.

Я перед тобою - одна молитва:
«Да святится имя Твое».
А. И. Куприн

Повесть «Гранатовый браслет», написанная А. И. Куприным в 1910 году, начинается с описания погоды пригородного Черноморского курорта в конце августа - начале сентября. Главная героиня произведения - княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя местного дворянства Василия Львовича. С первых страниц повести мы узнаем, что она уже пережила страстную любовь к мужу, теперь же это чувство переросло в «верную! истинную дружбу». Счастлива ли Вера в браке? Трудно конкретно сказать «да» или «нет». Но Вере явно не хватает главной составляющей семьи -- детей. Поэтому всю нерастраченную любовь к пока еще не появившимся собственным детям она дарила своим племянникам. В продолжение произведения заметно, что Вера Николаевна будто бы отчаялась уже завести собственного ребенка. Так на вопрос дедушки Аносова о крестинах, она отвечает: «Ой, боюсь, дедушка, что никогда...». В то время как сама княгиня «жадно хотела детей... чем больше, тем лучше...». Эти наблюдения наводят на мысль, что семейную жизнь Веры нельзя назвать вполне благополучной несмотря на то что с мужем у нее были довольно-таки доверительные отношения. Ведь она поделилась с ним своей маленькой тайной...

Тайна эта заключалась в том, что вот уже семь лет Веру Шеину безответно любил один молодой человек. Он и до замужества и после него посылал княгине нежные письма, пронизанные искренней любовью, а позже - и раскаяньем за пылкость первых своих писем к возлюбленной. Тайный поклонник Веры Николаевны никогда полностью не называл себя, подписываясь лишь инициалами Г. С. Ж. По прочтении повести создается впечатление, что сама Вера никогда не видела своего тайного воздыхателя живым, она была лишь тайно преследуема своим поклонником. Поэтому любовь Г. С. Ж. скорее всего платоническая. Она длится ни много, ни мало - семь лет, с тех пор, когда Вера была еще девушкой. А теперь безнадежно полюбивший ее молодой человек просит простить его за дерзость юношеских писем и надежд на ответ. В нем осталось только «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». В главном герое повести, Желткове, привлекает его честность как к своей возлюбленной Вере, так и к ее мужу Василию Львовичу и к чересчур жесткому брату Николаю Николаевичу. Молодой человек не пугает княгиню своей любовью. Его письма скорее вызывают жалость и иногда - смех. А ведь он пишет к любимой Вере с чистосердечной добротой и почти что жертвенной самоотдачей: «...Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам». А когда к несчастному, безответно любящему Г. С. Ж. приходят родственники Веры Шейной, он не изворачивается, не прячет свое чувство, но и не позволяет себе дерзости. Желтков честен и предельно искренен с мужем своей любимой женщины, князем Шейным. Это подтверждают слова главного героя: «Трудно выговорить такую... фразу... что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это... вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда...». Похоже, Желтков уже не надеется на взаимность Веры, но его святое чувство, любовь, является смыслом его жизни. Но вот княгиня просит его по телефону, чтобы он прекратил «всю эту историю», и несчастному влюбленному не остается другого выхода, кроме смерти.

Но Вера вовсе не была таким уж черствым человеком. Сначала княгиня с неудовольствием получала послания тайного поклонника, а потом приехал дедушка Яков Михайлович Аносов и невольно изменил отношение княгини Шейной к любви и к несчастному воздыхателю Г. С. Ж. А старый генерал считает, что люди совсем разучились любить: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Когда Вера рассказывает ему историю с безответно любящим ее Г. С. Ж., генерал Аносов делает осторожные предположения: возможно, этот юноша - ненормальный. А может быть: «твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», - заключает он. Вера нерешительно сообщает мужу и брату о том, что ей жаль своего несчастного обожателя, но все равно ее жестокий брат Николай Николаевич давит ее своей моралью и решительным осуждением несчастного юноши. Так что, слова, сказанные княгиней в телефонную трубку скорее всего продиктованы именно под давлением брата, а не сердцем Веры. Сама она с ужасом ясно осознает, что этот молодой человек покончит жизнь самоубийством.

В чем же смысл любви Желткова? В чем смысл любви вообще? Я думаю, автор выразил свое понимание высшего предназначения этого чувства в следующих словах: «Я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается - и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную!» Но, по словам старого генерала, мужчины любить чисто и самоотверженно разучились, и женщины через тридцать лет им за это отомстят. Возможно, после этого Вера поняла, что любовь не только совместное счастье. Настоящее любовное чувство заключает в себе величайшую трагедию души, страдание. Это понимают и Верочка, и сам князь Василий Шеин. В этом убежден и генерал Аносов, который говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». В конце концов, всем становится ясно и понятно, что смеяться над чувством Желткова не только неудобно, но и подло. Он достоин жалости, понимания и сострадания. А сам Г. С. Ж. счастлив, даже в своем последнем, прощальном письме к возлюбленной, он как бы свыше благословляет ее, бесконечно желая Вере счастья. Прощая ее, он успокаивает княгиню, все время повторяя заветное: «Да святится имя Твое». Вместе с прощением, к Вере приходит внутренняя гармония, очищенная слезами и звуками исполняемой на фортепиано сонаты Бетховена №2. Мимо княгини прошла пусть безответная, но большая, чистая, искренняя и самоотверженная любовь, которая бывает раз в тысячу лет. Ради этого стоит жить.

В жизни каждого человека любовь всегда занимает особое место. Поэты и писатели воспевают это чувство. Ведь именно оно дает ощутить радость бытия, возвысить человека над обстоятельствами и преградами, даже если любовь является безответной. Не является исключением и А. И. Куприн. Его повесть «Гранатовый браслет» - это шедевр всемирного литературного наследия.

Необычная повесть на обычную тему

Тема любви в произведении «Гранатовый браслет» занимает главное место. Повесть раскрывает самые тайные уголки человеческой души, именно поэтому она любима читателями самых разных возрастных групп. В произведении автор показывает, на что действительно способен человек ради настоящей любви. Каждый читатель надеется, что окажется способным чувствовать точно так же, как и главный герой этой повести. Тема любви в произведении «Гранатовый браслет» - это, прежде всего, тема взаимоотношений между полами, опасная и неоднозначная для любого писателя. Ведь очень сложно избежать банальности, описывая то, о чем говорилось уже тысячу раз. Однако писателю удается растрогать своей историей даже самого искушенного читателя.

Невозможность счастья

Куприн в своей повести рассказывает о прекрасной и неразделенной любви - это обязательно нужно упомянуть, проводя анализ произведения «Гранатовый браслет». Тема любви в повести занимает центральное место, ведь ее главный герой - Желтков - испытывает неразделенные чувства. Он любит Веру, однако не может быть с ней, потому что она совершенно к нему равнодушна. Помимо этого, все обстоятельства против того, чтобы они были вместе. Во-первых, они занимают разное положение на социальной лестнице. Желтков беден, он представитель совершенно другого класса. Во-вторых, Вера связана узами брака. Она никогда не согласилась бы изменить своему супругу, поскольку привязана к нему всей душой. И это лишь две причины, по которым Желтков не может быть с Верой.

Христианские чувства

При такой безнадежности вряд ли можно во что-то верить. Однако главный герой не теряет надежды. Его любовь была абсолютно феноменальной, он мог только дарить, ничего не требуя взамен. Тема любви в произведении «Гранатовый браслет» находится в центре сюжетной линии. И чувства, которые испытывает Желтков к Вере, носят оттенок жертвенности, присущей христианству. Ведь главный герой не бунтовал, он смирился со своим положением. Также он не ждал вознаграждения за свое терпение в виде ответной реакции. Его любовь не имела эгоистических мотивов. Желтков сумел отречься от самого себя, поставив на первое место свои чувства к возлюбленной.

Забота о любимой

При этом главный герой оказывается честным по отношению к Вере и ее супругу. Он признает греховность своей страсти. Ни разу за все годы, что он любил Веру, Желтков не переступил порог ее дома с предложением и никаким образом не скомпрометировал женщину. То есть он заботился о ее личном счастье и благополучии больше, чем о самом себе, а это и есть истинное самоотречение.

Величие тех чувств, которые испытывал Желтков, состоит в том, что он оказался способным отпустить Веру ради ее счастья. И сделал он это ценой собственной жизни. Он знал, что сотворит с собой после того, как растратит казенные деньги, однако пошел на этот шаг сознательно. И при этом главный герой не дал Вере ни единого основания считать, что она может быть в чем-либо виновата. Чиновник накладывает на себя руки из-за преступления, которое он совершил.

В те времена отчаявшиеся сводили счеты с жизнью, чтобы их обязательства не перекладывались на близких людей. И поэтому поступок Желткова казался логичным и никакого отношения к Вере не имевшим. Данный факт свидетельствует о необычной трепетности того чувства, которое Желтков имел к ней. Это самое редкое сокровище человеческой души. Чиновник доказал, что любовь может быть сильнее самой смерти.

Поворотный момент

В сочинении по произведению «Гранатовый браслет. Тема любви» можно указать, в чем состоял сюжет повести. Главная героиня - Вера - является супругой князя. Постоянно она получает письма от тайного поклонника. Однако однажды вместо писем приходит достаточно дорогой подарок - гранатовый браслет. Тема любви в произведении Куприна берет свое начало именно здесь. Вера расценила такой подарок как компрометирующий и все рассказала супругу и брату, которые легко отыскали, кто же был его отправителем.

Оказался им скромный госслужащий Георгий Желтков. Он случайно увидел Веру и полюбил ее всем своим естеством. При этом Желтков был вполне доволен тем, что любовь безответна. К нему является князь, после чего чиновник чувствует, что подвел Веру, ведь он скомпрометировал ее дорогим гранатовым браслетом. Тема трагической любви в произведении звучит лейтмотивом. Желтков попросил у Веры прощения в письме, попросил ее послушать сонату Бетховена и покончил с собой - застрелился.

Трагедия Веры

Данная история заинтересовала Веру, она попросила у супруга разрешения побывать на квартире покойника. В анализе произведения «Гранатовый браслет» Куприна тема любви должна быть рассмотрена подробно. Учащемуся следует указать, что именно на квартире у Желткова она ощутила все те чувства, которых ни разу не испытывала на протяжении всех 8 лет, пока Желтков ее любил. Дома, слушая ту самую сонату, она поняла, что Желтков мог сделать ее счастливой.

Образы героев

Можно кратко описать и образы героев в анализе произведения «Гранатовый браслет». Тема любви, избранная Куприным, помогла ему создать таких персонажей, которые отражают общественные реалии не только своей эпохи. Их роли применимы ко всему человечеству. Образ чиновника Желткова является тому подтверждением. Он небогат, у него нет особых достоинств. Желтков - совершенно скромный человек. Ничего он не требует взамен своих чувств.

Вера - это женщина, которая привыкла подчиняться правилам общества. Конечно, она не отказывается от любви, но и не считает ее жизненной необходимостью. Ведь у нее есть супруг, который может дать ей все необходимое, поэтому чувства ей не нужны. Но так происходит лишь до того момента, пока она не узнает о смерти Желткова. Любовь в произведении Куприна символизирует благородство человеческой души. Этим чувством не могут похвастать ни князь Шеин, ни сама Вера. Любовь была самым высоким проявлением души Желткова. Не требуя ничего, он умел наслаждаться великолепием своих переживаний.

Мораль, которую может вынести читатель

Также нужно сказать и о том, что тема любви в произведении «Гранатовый браслет» выбрана Куприным неслучайно. Читатель может сделать такой вывод: в мире, где на первый план выходит комфорт и ежедневные обязательства, ни в коем случае нельзя относиться к любимому человеку как к чему-то само собой разумеющемуся. Нужно ценить его так же, как и себя, чему нас и учит главный персонаж повести Желтков.

В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь - не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь. В "Гранатовом...

В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь - не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь. В "Гранатовом...

1. Попытка бегства Наташи Ростовой с Анатолем Курагиным.

2. Истинный патриотизм Ростовых, Болконских, Пьера Безухова можно рассматривать как верность Родине.

3. Ложный патриотизм Курагиных имеет смысл рассмотреть как измену.

4. Измены Элен Курагиной своему мужу Пьеру Безухову.

А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

1. Верность Татьяны Лариной по отношению к мужу, которого она не любила. Отказ принять любовь Онегина.

2. Танцы Евгения Онегина и Ольги Лариной как измена дружеским принципам.

А.С. Пушкин "Дубровский"

1. Отказ Маши Троекуровой от освобождения ее Дубровским от несчастливого брака, организованного по желанию отца.

2. Верность людей Андрея Гавриловича Дубровского, не желавших принять другого барина.

М. Булгаков "Мастер и Маргарита"

1. Верность Левия Матвея своему учителю Иешуа.

2. Измена Маргариты мужу из-за любви к Мастеру.

М. Шолохов "Судьба человека"

1. Верность Андрея Соколова своим моральным принципам.

2. Убийство предателя, собиравшегося выдать немцам информацию о нескольких солдатах.

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

1. Верность Родиона Раскольникова постулатам своей теории.

2. Верность Сони Мармеладовой находящемуся на каторге Радиону Раскольникову.

А.Н. Островский "Гроза"

1. Влюбленность Катерины в Бориса как измена Тихону.

2. Тайные отношения Варвары и Вани Кудряша.