Жан франсуа милле произведения. Жан франсуа милле - французский живописец

Вышедший из народа, Жан-Франсуа Милле по праву считается крупнейшим представителем подлинно народного жанра в искусстве Франции XIX века.

Художник родился на побережье Ла-Манша близ Гревиля, в нормандской деревне Грюши, в зажиточной крестьянской семье. С детства приобщенный к сельскому труду, Жан-Франсуа смог учиться живописи только с восемнадцати лет в ближайшем городе Шербуре у Мушеля, ученика Давида, а затем у Ланглуа де Шеврейля, ученика Гро.

В 1837 году благодаря скромной стипендии, назначенной муниципалитетом Шербура, Милле приступает к учебе в парижской Школе изящных искусств у популярного тогда исторического живописца Делароша. Но академичный Деларош и Париж с его шумом и суетой одинаково стесняют привыкшего к сельскому простору Милле. Один только Лувр представлялся ему, по собственному признанию, “спасительным островом” посреди города, казавшегося недавнему крестьянину “черным, грязным, прокопченным”. “Спасали” полюбившиеся произведения Мантеньи, Микеланджело и Пуссена, перед которыми он чувствовал себя “как в родной семье”, тогда как из современных художников привлекал один Делакруа.

Обрести собственное лицо в начале 40-х годов Милле помогают немногих близких людей, исполненные в скромной сдержанной гамме, которые положили начало его углубленному постижению крестьянских обликов и характеров.

Во второй половине 40-х годов Милле вдохновляет общение с Домье и барбизонцами, в особенности с Теодором Руссо. Но главным рубежом для творчества художника стала революция 1848 года – того самого года, когда в Салоне была выставлена его картина “Веятель”, воспринятая как творческая декларация.

Летом 1849 года Милле навсегда покидает Париж ради Барбизона и здесь, в окружении большой семьи, начинает возделывать землю в прямом и переносном смысле: утром работает в поле, а днем пишет картины из жизни земледельцев в мастерской, где разбросанные крестьянские вещи соседствуют с и слепками шедевров Парфенона. “Богатырь с пахаря” (Роллан), был он признанным эрудитом во всем, что касалось эпической буколической поэзии начиная с Гомера, Вергилия, Феокрита, любителем Гюго и Шекспира, а также философии Монтеня и Паскаля. Но своих “гомеровских” героев Милле ищет в повседневности, различая в самых незаметных из тружеников “истинную человечность”. “С риском прослыть социалистом” берется он за непопулярную и мало разведанную живописцами остросоциальную тему труда. Равнодушный к подробностям, сюжеты свои живописец выполняет обычно по памяти, производя строгий отбор и сводя воедино всю разнородность живых наблюдений. Посредством выразительной, почти скульптурной светотени, лепящей фигуры людей большими нерасчлененными массами, и сдержанной мощи приглушенного колорита он стремится достичь обобщающей типизации героев в уверенности, что именно собирательный “тип есть самая глубокая правда в искусстве”.

Типизация Милле широкоохватна – от типической неподдельности профессионального жеста пахарей, пильщиков, дровосеков до выражения самой высокой поэзии труда. Это не просто работа, но жребий, судьба, притом в драматическом ее аспекте – как вечное преодоление и борьба – с обстоятельствами, с , с землей. Особое величие преодоления Милле открывает в размеренных ритмах крестьянской и выводит отсюда совершенно особенную духовность человека физического труда.

Наиболее полно мастер выразил ее в картине “Сеятель”, поразившей посетителей Салона 1851 года. В фигуре, господствующей над бескрайним пространством полей, обобщение извечного единоборства и связи человека с землей доводится автором до высокого символа. Отныне каждая картина Милле принимается как общественное событие.

Так, “Собирательницы колосьев” вызвали еще большую критическую бурю в Салоне 1857 года. В их величаво замедленной поступи буржуа не без основания заподозрили затаенную угрозу привычным `устоям`, хотя творчеству Милле знакома и чистая нежность, особенно в женских образах. В “Овернской пастушке”, “Пряхе”, “Сбивании масла” он возвеличивает самый скромный домашний труд, а в “Кормлении птенцов” и “Первых шагах” воспевает радости материнства, нигде не опускаясь до сентиментальности. В `Прививке дерева` (1855) Милле соединяет тему ребенка с побега в единой надежде на будущее. Естественность своих крестьян и окружающей их природы, чистоту их жизни Милле сознательно противопоставил нравственной деградации высших сословий Второй империи.

В паре усталых крестьян из “Анжелюса” (1859) Милле открывает для горожан тонкость души, неистребимую потребность в прекрасном, затаенную под корой привычной загрубелости. Но грозная сила угрюмого “Человека с мотыгой” – уже нечто совершенно иное, неспроста напугавшее критику Салона 1863 года. В фигуре не менее монолитной, чем “Сеятель”, за беспредельной усталостью ощущается нарастающий гнев. “Человек с мотыгой” и “Отдыхающий виноградарь” – самые трагические из героев Милле – образы раздавленных, сосредоточившие в себе мотивы стихийного социального протеста на грани взрыва.

С середины 60-х годов Милле часто пишет пейзажи, в которых стремится выразить извечное единение человека с природой, неизменно любовно отмечая повсюду прикосновение, след человека – будь то оставленная на борозде борона или только что сметанные стога. За внешней неуклюжестью силуэта приземистой, словно вросшей в землю “Церкви в Грюши” сквозит терпеливая кротость сродни героям “Анжелюса”, а в пейзажах, подобных “Порыву ветра”, как бы прорывается та же неукротимость стихии, что затаенно копилась в его бунтарях – виноградарях и землекопах.

В 70-е годы Милле перестает выставляться в Салоне, тем не менее известность его растет. Отшельническое уединение мастера все чаще тревожат посетители – коллекционеры и просто поклонники, появляются даже ученики из разных стран Европы. Не напрасно, уходя из жизни в 1875 году, художник пророчески возвестил: “Мое дело еще не сделано. Оно едва начинается”.

Он вывел крестьянскую тему из узости местного этнографизма, избавил от фальши и глянца, заменив чувствительное героическим, а повествовательность строгой поэзией своих обобщений. Его прилежными продолжателями реализма и подлинности героев были такие художники, как Бастьен-Лепаж и Лермитт, а поэзию труда по-своему развил бельгиец Константен Менье.

Пейзажи Милле оказали непосредственное влияние на раскованную простоту и лиризм Писсарро, но самый новаторский отклик получил он в Голландии у Винсента Ван Гога, который довел до предельного заострения бунтарский дух в неисчерпаемой теме единоборства человека с землей.

Милле наряду с Курбе был одним из основоположников реализма середины XIX века во Франции.

Жан Франсуа Милле родился 4 октября 1814 года в деревне Грюши, в Нормандии. Он рос в патриархальной крестьянской семье и с детства сам познал крестьянский труд. С 1833 года Милле занимается у художника Мушеля в Шербуре. Занятия молодого художника были прерваны смертью отца в 1835 году. Милле должен был вернуться в деревню, стать главой семьи и снова начать крестьянствовать. Однако родные настаивали на продолжении занятий. Вторым учителем Милле был Ланглуа, ученик Гро, тоже шербурский художник. Ланглуа выхлопотал Милле субсидию от города, и в начале 1837 года Франсуа едет в Париж.

Милле поступает в мастерскую к Деларошу, участвует в конкурсе на Римскую премию, но не получает ее. Затем он занимается в Академии Сюиса. Через некоторое время возвращается на родину, а потом вновь приезжает в Париж.

Милле не сразу нашел свой путь в искусстве. Вначале он пишет для продажи картины в духе Буше и даже появляется с ними в Салоне 1844 года. Однако одновременно мы встречаем у него серьезные, выразительные портреты. Творчество Милле окончательно оформляется к 1848 году под влиянием освободительных идей, которые охватили широкие круги художников и критиков. В 1848 году Милле выставляет «Веятеля», а в 1849 году он поселяется в лесу Фонтенбло, в деревне Барбизон, где живет все время вплоть до своей смерти (1875), изредка выезжая к себе на родину. Крестьянская тематика прочно входит в творчество Милле, начиная с Салонов 1850— 1851 годов, где появились его «Сеятель» и «Вязальщики снопов» (Париж, Лувр). Милле хорошо знал крестьянскую жизнь. Он не идеализировал крестьян, но сумел выразить в их простых, задумчивых позах величие, в их спокойных скупых жестах — торжественность; он сумел возвысить самый прозаический труд. В конце 40-х — начале 50-х годов он создает обобщенные образы одиноких крестьянок, полных грусти и задумчивости: «Швея» (1853, Париж, Лувр), «Сидящая крестьянка» (1849, Бостон, Музей), «Женщина с коровой» (Бур-ан-брес, Музей).

Тенденция к монументальным формам особенно ощутима в такой картине с фигурами в натуральную величину, как «Стрижка овец» (1860).

Современники Милле чувствовали его ягу к возвышенному, героическому стилю. Недаром Теофиль Готье в 1855 году говорил о близости Милле к античности, о том, то под темной краской трепещет меланхолическое воспоминание о Вергилии.

Милле писал и пейзажи, но они у него почти всегда связаны с жизнью крестьян, рирода в произведениях Милле чаще всего так же безрадостна, как и труд крестьянина, который зарабатывает свой хлеб «в поте лица своего».

Оптимистические нотки чаще звучат в его поздних произведениях, где большее внимание уделяется освещению. Об ртом свидетельствуют такие его работы, как «Молодая пастушка» (1872, Бостон, Музей) или «Уборка гречихи» (1869—1874, там же).

Милле не был литератором, он трудно выражал свои мысли, он не был и теоретиком. Его письма и заметки в какой-то мере лишь подытоживают его творческий опыт, но они помогают нам понять его собственное отношение к реальному миру, к человеку, к природе, понять, какие задачи он ставил перед собой в искусстве. Его высказывания, как и все творчество, направлены на борьбу против академической условности. Он выступает против подражательности, призывает ориентироваться на свои наблюдения, свои впечатления природы. Но Милле далек от того, чтобы рабски следовать натуре, он требует от художника индивидуального восприятия и индивидуального воплощения, отстаивает его право на обобщение и осмысливание действительного мира. Художник должен показать свое отношение к изображаемому. Однако в одном он себе противоречит: объективно его произведения всегда имели определенный социальный смысл, недаром он ставил себя рядом с Курбе. Но в то же время он протестовал, когда его считали социалистом или называли художником, опаснее Курбе, и он отказался принять участие в федерации художников во время Парижской коммуны.

Франция всегда славилась своими живописцами, скульпторами, писателями и другими деятелями искусства. Расцвет живописи в этой европейской стране пришелся на XVII-XIX вв.

Одним из ярких представителей французского изобразительного искусства является Жан Франсуа Милле, который специализировался на создании картин деревенского быта и пейзажей. Это очень яркий представитель своего жанра, картины которого до сих пор ценятся высоко.

Жан Франсуа Милле: биография

Будущий живописец появился на свет 04.10.1814 вблизи города Шербура, в крошечной деревушке под названием Грюши. Его семья хоть и была крестьянской, но жили они довольно зажиточно.

Еще в раннем возрасте у Жана стали проявляться способности к живописи. Семья, где никто ранее не имел возможности покинуть родную деревню и построить карьеру в какой-либо другой сфере, кроме крестьянства, талант сына был восприняла с большим энтузиазмом.

Родители поддержали юношу в стремлении изучать живопись и оплатили ему обучение. В 1837 году Жан Франсуа Милле перебирается в Париж, где в течение двух лет осваивает азы живописного ремесла. Его наставником является Поль Деларош.

Уже в 1840 г. начинающий художник впервые продемонстрировал свои картины в одном из салонов. В то время это уже можно было воспринимать как немалый успех, тем более для молодого живописца.

Творческая деятельность

Париж не слишком нравился Жану Франсуа Милле, который тосковал по деревенским пейзажам и образу жизни. Поэтому в 1849 г. он принимает решение покинуть столицу, перебравшись в Барбизон, который был намного спокойнее и уютнее шумного Парижа.

Здесь художник прожил всю свою оставшуюся жизнь. Сам он себя считал крестьянином, поэтому и тянулся к деревне.

Именно поэтому в его творчестве преобладают сюжеты крестьянского быта и деревенские пейзажи. Он не просто понимал и сопереживал простым земледельцам и пастухам, но и сам являлся частью этого сословия.

Он, как никто другой, знал, насколько тяжело приходится простому люду, как сложен их труд и какой нищенский образ жизни они ведут. Он восхищался этими людьми, частью которых считал и себя.

Жан Франсуа Милле: произведения

Художник был очень талантливым и трудолюбивым. За свою жизнь он создал немало картин, многие из которых сегодня считаются настоящими шедеврами жанра. Одно из самых известных творений Жана Франсуа Милле - "Сборщицы колосьев" (1857 г.). Картина прославилась тем, что отражает всю тяжесть, нищету и безысходность простых крестьян.

На ней изображены женщины, согнувшиеся над колосьями, поскольку иначе не собрать остатки урожая. Несмотря на то что картина продемонстрировала реалии крестьянского быта, у публики она вызвала смешанные чувства. Кто-то считал ее шедевром, другие же высказывались резко негативно. Из-за этого художник решил немного смягчить свой стиль, демонстрируя более эстетичные стороны деревенской жизни.

Полотно "Анжелюс" (1859 г.) демонстрирует во всей красе талант Жана Франсуа Милле. На картине изображены два человека (муж и жена), которые в вечерних сумерках молятся за людей, покинувших этот мир. Мягкие коричневатые полутона пейзажа, лучи закатного солнца придают картине особенную теплоту и уют.

В том же 1859 году Милле пишет картину "Крестьянка, пасущая корову", которая была создана по специальному заказу от правительства Франции.

В конце своего творческого пути Жан Франсуа Милле стал все больше уделять внимания именно пейзажам. Бытовой жанр отошел на второй план. Возможно, на него оказала влияние барбизонская живописная школа.

В литературных произведениях

Жан Франсуа Милле стал одним из героев рассказа "Жив он или умер?", написанного Марком Твеном. По сюжету несколько художников решили пустится в авантюру. На это их подтолкнула нищета. Они решают, что один из них инсценирует свою смерть, хорошенько перед этим распиарив это. После его гибели цены на картины художника должны будут взлететь в цене, и всем хватит на жизнь. Именно Франсуа Милле стал тем, кто сыграл собственную гибель. Причем художник лично был одним из тех, кто нес собственный гроб. Своей цели они добились.

Этот рассказ также стал основой для драматического произведения "Таланты и покойники", которое сегодня демонстрируют в Московском театре им. А. С. Пушкина.

Вклад в культуру

Художник оказал огромное влияние на французскую и мировую живопись в целом. Его картины сегодня ценятся очень высоко, а многие выставлены в крупнейших музеях и галереях Европы и мира.

Сегодня он считается одним из наиболее выдающихся представителей бытового деревенского жанра и великолепным пейзажистом. У него есть масса последователей, а многие художники, творящие в сходном жанре, так или иначе ориентируются на его произведения.

Живописец по праву считается гордостью своей родины, а его картины - достоянием национального искусства.

Заключение

Жан Франсуа Милле, картины которого являются настоящими шедеврами живописи, внес неоценимый вклад в европейскую живопись и мировое искусство. Он по праву стоит в одном ряду с величайшими художниками. Хотя он не стал родоначальником нового стиля, не экспериментировал с техникой и не стремился эпатировать публику, его картины раскрывали суть крестьянского быта, демонстрируя все тяготы и радости жизни деревенских людей без прикрас.

Такую откровенность в полотнах, чувственность и правдивость можно встретить далеко не у каждого живописца, даже известного и именитого. Просто он писал картины о том, что видел собственными глазами, и не просто видел, а прочувствовал сам. Он в этой среде вырос и знал крестьянскую жизнь с изнанки.

Хотя его произведения имеют чрезвычайное значение в искусстве на все художественные течения. Рисовал жанровые композиции, пейзажи, создал несколько портретов. Картина Милле "Сеятель" вдохновила Ван Гога на создание своих композиций на подобную тему. А его "Анжелюс" была любимой картиной , яркого представителя сюрреализма . Далее обращался к образам "Анжелюс" всю свою жизнь.


1. Биография. Детство

Родился в селе Грюши, вблизи города Шербур , это на берегу Ла-Манша . Грамоте научился в школе при сельской церкви. Как и все крестьянские дети, много помогал семье в поле. Позже он напишет: "Природа этого края оставила в моей душе неизгладимые впечатления, потому что она сохранила в себе такую ​​первоначальную созданность, что я иногда чувствовал себя современником Брейгеля (имел в виду Питера Брейгеля Старого, выдающегося художника из Нидерландов 16 века) ​​".


2. Обучение в Шербур

Заметив талант в ребенке, родители сделали все возможное, чтобы сын вырвался из села. Его отправили в Шербур, где устроили в мастерскую художника Мошеля, местного портретиста. Успехи Франсуа привели его в другую мастерскую к художнику Ланглуа. Тот так верил в ученика, получивший для него стипендию от Муниципалитет Шербура и право на обучение в Париже . Так бывший деревенщина перебрался в столицу.

Когда-то бабушка завещала ему не рисовать ничего постыдного, даже когда оно просить сам король. Внук выполнил завещание бабки - и сделал много полезного для искусства Франции , да и всего мира.


3. Портреты Франсуа Милле

По первому своей специальности он портретист. Он брался и рисовал портреты. Но чувствовал недовольство. К тому же в Париже он учился в исторического живописца Делароша. Удовольствие ни от Делароша, ни от тогдашнего Парижа он не испытывал. И так, потому что и Париж пустыня для бедных. Душой он отдыхал в музее Лувр , потому что нужно было набрать опыта, который никто не мог ему дать, кроме старых мастеров искусства.

Полина Оно - жена художника. Они поженились в . Через четыре года Полина умрет от чахотки (туберкулеза). Не все в порядке было и с картинами - их никто не покупал. Жил художник на деньги от заказанных портретов.


4. Село Барбизон

Туда ехали не за вдохновением. Там просто было дешево жить и это недалеко от Парижа. Село расположено в лесу Фонтенбло . Милле вспомнил, что крестьянин и в Барбизон обрабатывал землю, как и его отец, а в редкие свободные часы рисовал картины. Они понемногу продаются. А одну приобрел даже министр внутренних дел цены, десять раз превысила цену художника.

Но количество выдающихся пейзажистов здесь была такой большой, что село прославилось на весь мир. Рисовал пейзажи и Милле. И чувствовал, что становится мастером, не похожим ни на кого. А в искусстве это, после способностей и работоспособности, - главное.

Среди художников - иностранцев Милле дружил с англичанином виртуозом Фредериком Лейтоном , оставаясь ни в чем на него не похожим.


5. Пейзажи Милле


6. Сельская Франция 19 века


7. Собирательницы хвороста. Маленький шедевр

В Милле почти невозможно найти картины большие по размерам: длина прославленного полотна "Анжелюс" - 66 см, "сборщиц колос" - 111 см, "Отдыха на жатве" - 116 см. И эти, кажется, самые.

Маленьким шедевром стали и "собирательница хвороста", всего 37 на 45 см. Так французских женщин еще никто не писал. Две фигурки пытаются извлечь сухую древесину, застряла. Труд, который достойно бы делать скоту, делают две крестьянки, сами, не дожидаясь помощи. Это тот страшный мир, где помощи просто не дождаться.

Исследователи удивлялись - нет ни эффектной композиции, ни ярких красок. Никого не убивают и никто не кричит. А зрители хватались за сердце. Милле обращал лицо буржуазного общества к народу, к чрезмерной труда крестьян, к сочувствию тем, кто тяжело и страшно работал на земле. Он обращал общество (и искусство Франции) до гуманизма . И это перекрывало и маленькие размеры картин Милле, и отсутствие колористических сокровищ, театральных жестов, криков и т.п.. В искусство возвращалась горькая правда сегодняшнего дня.

Его зов услышан. Милла стал авторитетом в живописи. И как всегда, одни закричали о его заполитизированность, другие видели в нем исключительность, феномен . Его картины стали хорошо покупать.

Когда-то "сборщиц хвороста" приобрел Третьяков . Нет, не Павел, покупал и поддерживал русских художников, а потом подарил москве галерею, носящей его имя. Приобрел брат Павла - Сергей Третьяков, коллекционировал произведения художников Европы . Обычно он отсылал деньги в Париж своему агенту, а тот, по своему усмотрению увидев достойное, покупал и отсылал в Москву . И усмотрению, и покупка оказались очень удачными. В Москве это почти единственная (кроме еще одного пейзажа) сюжетная картина Милле. Зато - шедевр.


8. Два признанные шедевры: "Анжелюс" и "собирательница колос"


9. Офорты Милле

Милле один из мастеров, которые обращались к созданию гравюр. Это не было главным в его творчестве, поэтому он сделал несколько экспериментов в разных техниках: шесть литографий , две гелиографии, шесть гравюр на дереве. Всего он работал в технике офорт . Среди них есть как повторы своих картин (офорт "собирательница колос"), так и достаточно самостоятельные сюжеты. Чрезвычайно удачным был офорт "Смерть забирает крестьянина-дровосека", что высокой художественной качеством напомнил шедевр немецкого мастера 16 века Ганса Гольбейна из серии "Танец смерти".

Милле длительное время искал композицию. В музее Лувр сохраняют два рисунка Франсуа Милле с первыми поисками композиции. Еще один рисунок попал в Эрмитаж в 1929 году. Композиция последнего и легла в основу как офорта, так и картины на эту же тему (Новая Карлсбергська глипкотека, Копенгаген).


10. Страны, где хранят произведения Милле


Источники

  • Dario Durb?, Anna M. Damigella: Corot und die Schule von Barbizon. Pawlak, Herrsching 1988, ISBN 3-88199-430-0
  • Andr? Ferigier: Jean-Fran?ois Millet. Die Entdeckung des 19. Jahrhunderts. Skira-Klett-Cotta, Stuttgart 1979, ISBN 3-88447-047-7
  • Ingrid Hessler: Jean-Fran?ois Millet. Landschaftsdarstellung als Medium individueller Religiosit?t. Dissertation, Universit?t M?nchen 1983
  • Estelle M. Hurll: Jean Fran?ois Millet. A Collection of Fifteen Pictures and a Portrait of the Painter, with Introduction and Interpretation, New Bedford, MA, 1900. ISBN 1-4142-4081-3
  • Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet - Au-del? de l"Ang?lus. Editions de Monza. Paris 2002, ISBN 978-2-908071-93-1
  • Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet - Images et Symboles. ?ditions ISO?TE Cherbourg 1990, ISBN 2-905385-32-4
  • Alexandra R. Murphy (Hrsg.): Jean-Fran?ois Millet, drawn into the light. Museum of Fine Arts, Boston, Mass. 1999, ISBN 0-87846-237-6
  • Alfred Sensier: La vie et l"?uvre de Jean-Fran?ois Millet. Editions des Champs, Bricqueboscq 2005, ISBN 2-910138-17-8 (neue Auflage des Werks von 1881)
  • Andrea Meyer: Deutschland und Millet. Deutscher Kunstverlag, Berlin und M?nchen 2009. ISBN 978-3-422-06855-1
  • Сто офортов 16-19 веков из собрания гос.Эрмитажа.Л-М, 1964 (рус)
  • ГМИИ, каталог картиннной галереи, М, Изобразительное искусство, 1986 (рус)

Жан Франсуа Милле́ (фр. Jean-François Millet, 4 октября 1814 - 20 января 1875) - французский художник, один из основателей барбизонской школы.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй - священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.

В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника - новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров - в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.

В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша - известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.

В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салоне картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов.

Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.

Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.

1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.

20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет после продолжительной болезни скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.

ТВОРЧЕСТВО

Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле.

Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.

Его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян. Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.

Слова «покой» и «тишина» как нельзя лучше характеризуют картины Милле.

На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины , отличающиеся прозрачностью и торжественностью.

В том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, - характерная особенность его манеры.

Когда Милле обдумывал и писал собственные картины, он, в известном смысле, следовал заветам художников прошлого. Для каждой из них он, как правило, делал массу набросков и эскизов - иногда пользуясь услугами натурщиков, а иногда давая волю своей фантазии.

До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.

В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь созданием легких и беззаботных картин, стилизуя модный тогда стиль рококо. Это были мифологические и аллегорические полотна, а также картины легкого эротического содержания, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная женщина»). На тогдашних холстах Милле появлялись нимфы и купальщицы, писал он и пасторали, рисующие сельский мир земным раем, а не ареной изматывающей борьбы за кусок хлеба. Сам художник называл эти произведения исполненными в «цветистом стиле». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название — «Крестьянка и дитя»).

ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ

Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма».

Был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию.

«Анжелюс» вообще сыграл огромную роль в утверждении посмертной славы Милле. В тени этого полотна оказалось все остальное его творчество.

Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник таковым себя не считал. И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975-76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.

В 1848 году знаменитый критик и поэт Теофиль Готье восторженно писал о картине «Веяльщик»:

«Он швыряет на свой холст целые пласты краски - такой сухой, что никакой лак не сможет прикрыть ее. Нельзя представить себе ничего более грубого, яростного и волнующего».