Преображение Господне. Как и когда празднуют? Преображение Господне – большой праздник с особым смыслом

В конце Своей земной жизни Господь Иисус Христос открыл своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна- на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Евангелие от Матфея, гл.17, стих 5).
Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него - Единородного Сына Божия.
Существует традиция в праздник Преображения совершать освящение плодов. На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть этого урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения Таинства Евхаристии.
В России установился обычай освящать вместо винограда яблоки. В народе праздник Преображения Господня получил также название Второй, или Яблочный Спас; Первый, или Медовый Спас- 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, когда освящается мёд нового сбора; Третий или Ореховый Спас- 29 августа в день празднования в честь перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа в Константинополь.

Преображение

Они взошли. С горы виднелось море,
И Иордан к востоку протекал.
Христос преобразился на Фаворе,
И лик его, как солнце, просиял.

Струился свет, нетварный, присносущный.
Одежды стали белыми, как снег.
- Как хорошо: построим здесь три кущи, -
Апостол в изумлении изрек.

Склонились перед Господом пророки,
Из облака раздался Божий глас.
Приблизились предсказанные сроки:
Распятье Сына и спасенья час.

И пали ниц апостолы в испуге -
Не в силах зреть чудес святой горы.
И поднял их Господь: вставайте, други,
О виденном молчите до поры.

Идет к исходу солнечное лето.
И я пред ликом Господа молюсь,
Чтобы в лучах немеркнущего света
Скорей преобразилась наша Русь.

Т. Егорова.

С сайта Александро-Невской Лавры.

диакон Андрей Кураев

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГОРЫ: ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Я не знаю, почему именно девятнадцатого августа празднуется Преображение. Но я - хотя бы отчасти - понимаю, почему Преображение празднуется вообще.

Религией Преображения нередко называют само православие. Христианство не согласно видеть в мире тюрьму, из которой душе надо совершить побег (быт самой тюрьмы при этом предоставив тлену и безмыслию). Но еще менее намерено христианство в нынешнем состоянии мира видеть именно те чертоги, в которых человек должен поселиться навечно. Оно стремится соединить человека с горним миром - тем самым освятив мир дольний. В Евангелии Царство Божие сравнивается с закваской. Дрожжевая закваска, брошенная в тесто, должна взойти. Но, дорожа закваской, не следует ее все же слишком усердно извлекать из теста. Она на своем месте и, поглощаясь окружающей массой, делает свою незаметную и вроде бы медленную работу - заставляет тесто дышать. Это стремление изъять дух из мира, отделить христову закваску от мира людей подметил у гностиков (раннехристианских еретиков, стремившиеся совместить языческий оккультизм с некоторыми библейскими сюжетами) Владимир Соловьев: исход мирового становления "во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает. Мир не спасается; спасается, то есть возвращается в область божественного, абсолютного бытия, только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначала и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи. Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется... Мир не только ничего не приобретает благодаря пришествию Христа, а, напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него. С выделением высшего духовного элемента мир навеки утверждается в своей конечности и отдельности от Божества" .

А Преображение Христа произошло так: "Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую одних, и преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег" (Мф. 17,1-2). Это не было фокусом или простым чудотворством. Вскоре после этого дня Христос пойдет в свой последний путь в Иерусалим. Там ученики увидят Его оплеванным, бессильно падающим под крестом... А потом увидят воскресшим, сияющим, непобедимым... Проще всего, услышав о пасхальных метаморфозах Христа, сказать: "Этот Иисус, мол, был хорошим человеком, праведником, а потому после его смерти Бог наградил его Своим сиянием и силой. Богом-то Иисус, конечно, не был, а если и стал - то после смерти, совершив подвиг восхождения из нашего мира в мир астралов"... Нет ничего более далекого от христианства, чем популярное ныне "астральное" богословие. И, чтобы апостолы не заразились какой-нибудь формой "рерихианства" первого века, Христос еще до Голгофы показывает им полноту Божественной силы, которую Он несет в Себе; чтобы ученики, видя Его униженным и распятым, не усомнились в Нем - Он прежде являет им подлинную Свою славу. Сейчас, на Фаворе, они должны увидеть в Нем Бога, чтобы видя затем униженного человека, понять добровольность Его отказа от собственного всемогущества. "Страдание убо разумея вольное" - поется в праздник Преображения о смысле фаворского откровения для апостолов.

Лишь на одно мгновение приоткрылась "завеса плоти Его" (Евр.10,20) - и сквозь смиренный облик сына назаретского плотника проглянул неприступный свет Сына Божия.

Апостолы потрясены - "они были в страхе" (Мк. 9,6). Древнерусские иконы, обычно столь сдержанные в передаче человеческих чувств и движений, представляют апостолов опрокинутыми навзничь, пытающимися заслониться от пронизывающего их света... Но проходит первая потрясенность. Дар речи возвращается к ним. Разум, пожалуй, несколько запаздывает с возвращением. Из уст Петра вырывается искреннее, но странное предложение: "Господи! Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи", т.е. останемся здесь навсегда. (О том, почему неразумно его предложение о вечном пребывании на Фаворе - будет сказано особо.) Но вот что удивительно: апостол предлагает сделать лишь три кущи (палатки): одну для Иисуса и две для явившихся в божественном свете пророков Ветхого Завета, Моисея и Илии. Петр, надеясь остаться в их обществе навсегда, не предлагает поставить жилище для него самого!

В мистической литературе часто сравнивают состояние человека, приведшего свою любовь к созерцанию любви Вечной, с опьянением. Он не помнит себя от радости, он говорит странные вещи, потому что слова бессильны перед полнотой видения... Но пьяный, как известно, еще и не лжет. То, что у него на сердце, или точнее, в глубине сердца - выходит к нему на язык. О чем же говорит "опьяненный" Петр? Оказывается и в изумленном состоянии он не помнит своих "интересов", не заботится о себе, не ждет личных выгод. Он хочет делать добро (или хотя бы знак любви и почтения) - другим: Илии и Моисею...

Но Христос отклоняет этот добрый порыв Петра. На Фаворе нельзя оставаться. С Фавора уже видна Голгофа, и надо идти к ней. Единственные слова, которые Христос сказал ученикам на горе Преображения - были о Его предстоящих смерти и воскресении. Евангелист Марк отмечает, что сходили апостолы с горы, пораженные уже не столько тем, что они видели, но услышанным предсказанием о Распятии. Да, поистине, главная тайна христианства является и в этом небольшом повествовании о Фаворе.

На горе Нагорной проповеди Иисус рассказал людям, чего ждет от них Божественная любовь; раскрыл глубочайший смысл древних заповедей; обновил их новыми призывами. Разве большего можно требовать от пророка?

На горе Фавор Иисус явил людям Бога, осиял их Божественным светом. Разве большего можно ждать от Божества, пришедшего к людям?

Оказывается, этого мало. Без третьей Евангельской горы - Голгофы - пришествие Христа неполно и бессмысленно. Мало однажды увидеть Бога. Надо суметь еще сохранить в своем сердце горний луч; надо вырваться из-под власти не мира, но смерти... Фаворское чудо пока осияло лишь апостолов, но не вошло в страдающий мир. И как бы в подтверждение этого, у подножия горы Иисуса и его учеников встречает самое очевидное и страшное проявление греха и исковерканности нашего мира. Им встречается бесноватый мальчик. Не просто больной - но одержимый, то есть человек, в котором вся его воля и сила испепелена, а сам он превращен в пустышку, в игрушку в руках беса. И не просто бесноватый - но ребенок. Не человек, который своими грехами и "астрально-колдовскими" играми сам опустошил свою душу и сделал ее смрадным жилищем, а мальчик, который стал оружием греха еще до того, как сам начал умножать в мире грех. Вся униженность человека, все бесстыдство зла явились на эту встречу близ Фавора... Мальчика Христос освободил. Но, чтобы освободить все человечество - нужно было чудо большее - нужна была искупительная смерть самого Посланца.

Именно поэтому доброе желание Петра было безумно. Останься он, и по его мольбе Христос на вершине горы - и не было бы чуда у подножия Фавора. И не было бы таинства спасения на вершине Голгофы... На древних иконах Преображения, о которых я уже упоминал, есть проповедь об этом, самом главном в христианстве. Христос на них трижды изображается стоящим на одной и той же горе. Слева Он подводит апостолов к вершине, рукой приглашая их к подъему. Это понятно: чтобы увидеть Бога, надо приложить труд, взойти, как говорится в одном церковном песнопении, "на гору высоку добродетелей". Затем, в центре - миг самого Преображения. А в правой части иконы уже в третий раз мы встречаем Христа, и обращаем внимание на Его приглашающий жест - на этот раз призывающий к спуску. На Фаворе нельзя оставаться не потому, что - трудно, а потому что Бог не разрешает. От средних веков дошел к нам простой совет: если в молитве твой дух вознесен даже до третьего неба и ты видишь самого Творца, а в это время к тебе здесь, на земле, подойдет нищий и попросит накормить его - для твоей души полезней отвернуться от Бога и приготовить похлебку... "Бывает, - приоткрывает мир своего сердечного опыта преподобный Иоанн Лествичник, - что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, не допускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы".

На заре православного монашества преподобный Макарий Египетский предупреждает пылких учеников: "Совершенная мера духовного созерцания потому и не дается человеку, чтобы имел он время заняться попечением о братиях".

И на этой иконе Христос посылает своих учеников в мир - на преображение мира...

В свете Христовом мир меняется, а не отменяется. Фавор не оставляет места мрачному нигилизму всевозможных йог. На фаворской вершине сверкнул нетварный, неотмирный свет - и мир не был сожжен им. Одежды Христа стали белыми как снег - но остались одеждами. Тело Христа блистало как солнце - но Христос не развоплотился. Петр видел Единый свет мироздания - но не превратился в ангела или в Моисея, остался Петром, со своими реакциями и устремлениями.

Можно не соглашаться с тем, что на евангельских горах человеческая жизнь была вырвана из под власти вечного и необратимого умирания. Но трудно не заметить, как под действием евангельских лучей изменилась человеческое самопонимание. Во всяком случае без краткого и, казалось бы, не очень понятного евангельского повествования о Преображении Христа не появились бы простые строки Мандельштама, безыскусно удивляющегося, что человеку, живому и целому, есть место перед Творцом:

Дано мне тело - что мне делать с ним
Таким знакомым и таким моим?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла Вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло...

Спустя десять лет после написания этих, строк Мандельштам скажет - "Я христианства пью холодный горный воздух". Напоенный светом воздух горы Фавор.

С сайта "Азбука веры".

О Преображении Господа нашего Иисуса Христа

священник Константин Пархоменко

Праздник Преображения – один из самых светлых и радостных праздников церковного года. Лето уже на закате, деревья отягощены плодами, еще жарко, но уже нет той летней горячей свежести, какая была в июне, а кое-где желтизна листьев напоминает о том, что приближается осень. И в эти дни Церковь вспоминает одно из самых таинственных событий Евангельской истории – Преображение Христово.

Однажды, взяв троих учеников с Собой, Спаситель взошел на гору 2 и там перед ними преобразился ! Его вид изменился, лицо, одежда стали светоносными и сияющими, гору окутало облако – символ Божественного присутствия. Явились древние праведники – Моисей и Илия…

Апостолы ощутили такую невыразимую радость, счастье, что Петр, не в силах сдержать чувства, воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть!

Но на Фаворе они не остались. Ослепительный свет погас, Спаситель стал таким, каким был прежде. Христос с учениками сошли с горы и опять пошли в мир…

О чем это событие? Что значит сам факт преображения Христа, зачем явились два ветхозаветных героя, и почему это именно Моисей и Илия? Что, наконец, ощутили Апостолы?

Об этом сегодня и поговорим.

Но сначала внимательно посмотрим на рассказы о Преображении, которые оставили нам Евангелисты 3, и отметим особенности их свидетельств.

Прежде Честнаго Креста Твоего и страдания…

Преображение произошло не случайно. Это был важный элемент служения Христова, знак, который дал Спаситель ученикам.

Оно не было и внезапным. Это было спланированное Христом событие. У всех Евангелистов рассказу о Преображении предшествуют загадочные слова Господа о том, что некоторые из стоящих сейчас с Ним не вкусят смерти , пока не увидят (здесь Евангелисты немного расходятся):

Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28);

Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1);

Царство Божие (Лк. 9, 27).

Эти слова, кроме того, что они относятся к грядущим событиям Воскресения и Вознесения Христова, так же обнимают собой грядущее Преображение Христа, как момент обнаружения Его Божественной славы.

Через некоторое время (примерно через неделю) после этих слов Христос выбирает троих учеников (Петра, Иакова и Иоанна), бывших немногим ранее свидетелями воскрешения дочери Иаира, и восходит с ними на высокую гору.

И здесь Христос преображается перед ними.

Слово преображение (греч. метаморфоза ) означает существенное изменение.

О преображении прямо пишут Марк и Матфей. Они как раз используют слово метаморфофи – буквально: был преображен.

Но Лука сознательно избегает этого слова. Он пишет, что вид лица Его [Иисуса Христа] изменился . Самая вероятная причина этого – стремление Луки избежать какой-либо специфической лексики, которая могла бы напомнить истории из языческой мифологии об эпифаниях (явлениях) богов. Лука 4 принадлежал к эллинизированной среде, в отличие от иудеев Матфея и Марка, поэтому легко понять его языковую осторожность.

Христос изменился, и все, что соприкасалось с Ним, как, например, одежда, просияло.

Матфей сравнивает новый вид одежд Спасителя с белым светом.

Марк пишет, что они сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить .

Лука описывает проще: одежда Его сделалась белою, блистающею .

Преобразившемуся Господу явились – Моисей и Илия.

Почему именно они, а не кто-то иной?

Вспомним: Спаситель постоянно говорил, что о Нем как долгожданном Мессии свидетельствуют Закон и пророки .

В момент Преображения являются два выдающихся ветхозаветных героя, олицетворяющих Закон и пророков.

Сам законодатель Моисей, получивший Закон из уст Господа, и первый и сильнейший из пророков – Илия 5.

Апостолы изумлены увиденным, больше – потрясены! Однако они не потеряли рассудок. Апостол Петр дерзновенно предлагает Учителю сделать три кущи-палатки для Христа, Моисея и Илии. Это необычное предложение Петра присутствует у всех трех Евангелистов. Марк уделяет этому большее внимание, причем интерпретирует слова Ап. Петра как досадную нелепость: Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. Такое критическое отношение к словам Ап. Петра выглядит тем более странно, если вспомнить, что Марк был его учеником и писал свое Евангелие с его слов. Поэтому можно с большой вероятностью предположить, что отношение Евангелиста Марка к происшедшему – отношение самого Ап. Петра, впоследствии вспоминавшего свою реакцию, свой испуг, потрясение от увиденного и пережитого.

Почему же предложение соорудить палатки неуместно?

Первый «заслуживающий порицания аспект этого предложения в том, что оно поставило Иисуса на один уровень с небесными гостями» (В. Лиефельд). Так считают библеисты сегодня, об этом писали святые отцы в древности: «Еще сказал Петр: Сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии . Симон послан созидать Церковь в мире, и вот творит кущи на горе, потому что все еще как на человека смотрит на Иисуса и ставит Его в ряд с Моисеем и Илией. И Господь тотчас показал ему, что не имеет нужды в его куще, потому что Он отцам его в пустыне в продолжение сорока лет творил сень облачную. Ибо когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их . Видишь, Симон, сень, устроенную без труда, сень, которая преграждает зной и не производит тени, сень, которая молниеносна и светла» (преп. Ефрем Сирин).

Вторая несуразность в том, что Ап. Петр, потрясенный увиденным и пережитым, осмысляет это потрясающее Откровение в образах иудейского Праздника Кущей. Во время этого праздника иудеи вспоминали свой исход из Египта и пребывание в пустыне. В дни праздника на улицах ставились палатки и шалаши, люди плясали и пели... Иудеи считали, что примерно так же, в покое и веселье, они будут проводить время, когда придет Бог на землю и совершит Свой Суд.

Ошибка Петра была в том, что он думал, будто этот день, день конечного и вечного покоя, настал! Он до конца так и не понял (пока еще) значение креста и искупительной смерти . В контексте того, что Моисей и Илия говорили о предстоящем исходе Спасителя, Петр посчитал, что день этот уже настал.

«Петр сказал: Господи! Хорошо нам здесь быть . Что говоришь ты, Симон? – восклицает преподобный Ефрем. – Если здесь останемся, кто исполнит слово пророков? Если здесь останемся, на ком исполнятся слова: Пронзили руки мои и ноги мои (Пс. 21, 17)? К кому будет относиться сказанное: Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий (Пс. 21, 19)? С кем сбудется это: Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс. 68, 22)? К кому отнести это: Между мертвыми брошенный (Пс. 87, 6)? Если здесь останемся, кто раздерет рукописание Адамово? Кто оплатит долг его? Кто обновит на нем одеяние славы? Если здесь останемся, как будет все то, что сказал я тебе? Как созиждется Церковь? Как получишь от Меня ключи Царства Небесного? Кого будешь вязать? Кого будешь разрешать? Если здесь останемся,безисполнения останется все сказанное пророками» (преп. Ефрем Сирин).

Таковы несколько замечаний к рассказу Евангелистов о Преображении. И теперь мы приблизились к самому сокровенному – к смыслу этого события.

О чем нам говорит событие Преображения? Здесь можно невооруженным взглядом увидеть две большие, очень значительные темы:

– тему Богосыновства Иисуса;

– и тему Его миссии: Пришествие ради искупления людей.

Тайна Иисуса – Он есть истинный Сын Божий и Мессия

Отметим, что рассказ о Преображении помещен у всех трех Евангелистов после исповедания Ап. Петра: Иисус спрашивал учеников Своих: За кого люди почитают Меня? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 13-16). Преображение подтверждает это исповедание.

Сначала Спасителю являются древние подвижники, олицетворяющие полноту ветхозаветной веры – Закон и пророков. Это приводит учеников в изумление и трепет. Но дальше происходит что-то еще более поразительное: Сам Господь с Небес подтверждает достоинство Христа как Своего Сына и Его миссию.

Это подтверждение «статуса» Иисуса – кульминация события Преображения: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте.

Голос звучит из облака, традиционно считавшегося у иудеев символом присутствия Божия 7. «Так всегда является Бог: Облако и мрак окрест Его (Пс. 96, 2); и еще: Делаешь облака Твоею колесницею (Пс. 103, 3). Поэтому, для уверения учеников, что голос этот – голос Самого Бога, является облако, и притом светлое… Когда Бог угрожает, то является мрачное облако, например, на Синае Моисей вступил в средину облака и восходил... дым, как дым из печи (Исх. 24, 18; 19, 18). Здесь же является светлое облако, потому что Он имел намерение не устрашить, а научить. Поэтому там курение и дым, как из печи, здесь же неизреченный свет и глас» (свт. Иоанн Златоуст).

Господь Бог говорит нечто важное. Для кого? Для Сына или для явившихся ветхозаветных праведников? Конечно, не для них, а для тех, кого Спаситель взял с Собою на гору, для учеников Его, а значит, и для нас с вами.

Сей есть Сын Мой Возлюбленный…

Фраза узнаваема, с подобными выражениями мы неоднократно встречаемся на страницах Ветхого Завета, в пророческих писаниях.

Выражение Сей есть Сын Мой , как отмечают современные библеисты, связано со 2-м псалмом где не только утверждается связь Сына с Отцом в настоящем, но и предсказывается победа и царствование Сына в будущем.

У Луки появляется дополнительная характеристика – Избранный Мой (так стоит в греческом оригинале). Наш перевод – Возлюбленный – неточен. Слова греческого оригинала – Избранный Мой – отсылают нас к откровению Исаии (42, 1), к одному из гимнов об Отроке Божием , долгожданном посланце Небес, Который принесет народам мир и праведность.

Однако у Матфея и Марка стоит как раз именно Возлюбленный , у них оно точно соответствует греческому оригиналу. Оно употреблено в греческом переводе библейского рассказа о жертвоприношении Авраамом Исаака.

В еврейском тексте книги Бытие читаем: [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор (22, 2).

В переводе Септуагинты 8 иначе, несколько неожиданно и… нежно: возьми сына твоего, возлюбленного... Это слово – возлюбленный – по отношению к ребенку использовалось в ветхозаветное время при описании скорби по умершему единственному ребенку.

В рассказе о Преображении небесный голос как бы сравнивает Иисуса с Исааком, единственным и любимым Сыном, в Котором воплотилась вся надежда Завета. Более того, если мы вспомним историю Исаака, то увидим, что именно отец его, Авраам, приносит в жертву Сына. Значит, и крестный путь Христа – дело не только Его, но дело и Отца. (Вспомним, что в святоотеческих творениях, богослужебных гимнах Исаак постоянно сравнивался с Иисусом Христом.)

Итак, внешне простая фраза: Сей есть Сын Мой Возлюбленный – на самом деле имеет глубокий подтекст: Иисус – истинный и единственный Сын Божий, предсказанный пророками. Он приходит, чтобы исполнить волю Отца, и эта воля – спасение мира через подвиг крестной смерти.

Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное

Мы видим, что появляется вторая тема: искупительная смерть Христова.

Каким образом Преображение связано с предстоящей смертью Христа? Ровно таким, как поется в Кондаке Преображению: «На горе преобразился еси и яко же вмещаху ученицы Славу Твою, Христе Боже, видеша. Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

У всех Евангелистов перед рассказом о Преображении (и после) сказано о грядущем крестном пути Спасителя: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.

Но Лука сообщает интересную подробность, он знает то, чего не знают другие Евангелисты: тему беседы Моисея и Илии со Христом. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Евангелист Лука акцентирует наше внимание на этом слове – исход (греч. – эксодос ). Мы помним, что Исход – это ключевое событие израильской истории, уход народа Божьего из египетского плена.

То, что грядущий путь Христа в Иерусалим, на страдания и смерть, назван исходом , может означать только одно – это искупительный путь, путь освобождения от рабства, но уже не египетскому фараону, а диаволу и греху 9.

Пребывающие на небесах знают о предстоящих Страстях Христовых, этот, новый, исход очень важен для человечества. Крестная смерть – не досадная случайность, Христос – не невольная жертва. Выразительное слово совершить (в греческом оригинале сказано точнее: исполнить ) показывает, что Спаситель идет на это сознательно, Он Сам идет на Крест, чтобы совершилось спасение мира.

Апостолы становятся невольными свидетелями очень важного разговора: о Страстях Христовых. Их Учитель во славе – и тут же тема Страстей… Конечно, это не случайно: значит, само Преображение тесно связано со Страстями.

Как связано? О чем говорит событие Преображения в перспективе приближающихся Страстей?

Да о том, что их Учитель – носитель Божественной силы, что Его Крестный путь – сознательное умаление. И что, даже если Он будет убит, Он сможет победить смерть.

Помните этот евангельский эпизод с двумя учениками, направляющимися в Эммаус? Они встречают Воскресшего, не узнают его и идут вместе. Христос замечает, что те печальны, и спрашивает, отчего. Апостолы вздыхают: …неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля…

И отметим реакцию Спасителя: Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании... (Лк., гл. 24)

Уж сколько Христос говорил о том, что Ему надлежит пострадать, быть убиту, а потом прославиться чрез Воскресение из мертвых, сколько давал знамений этого, даже воскрешал людей, чтобы показать, что Он Владыка и над смертью, – и все равно не верят, сомневаются.

Преображение Христово – как раз один из таких знаков!

Преобразившись перед учениками незадолго до исхода на страдания, Спаситель показал им, что Он носитель Божественной силы, которую никто и ничто не сможет одолеть. И даже смерть.

А ученики, поняли этот знак или проглядели 10?

И еще одно.

Мы сказали, что событие Преображения – это, несомненно, праздник торжества славы Божией, таившейся в Иисусе Христе. Христос преобразился, «не принимая того, чем не был, и не прелагаясь в то, чем не был, но являясь Своим ученикам именно тем, чем был» (преп. Иоанн Дамаскин). Он на краткое время дал ученикам увидеть и понять: Он не один из пророков или мудрецов, Он – истинный Сын Божий, о чем засвидетельствовал велим гласом Сам Господь с Небес.

Мы также сказали о том, что Преображение – это и свидетельство ученикам, которым предстояло пережить самые страшные дни их жизни, когда могла рухнуть вся их вера.

Но это событие имеет и еще одну грань. Преображение – не просто догматический знак и не просто знак ободрения апостолов, это и обращение к каждому из нас.

Мы знаем, что Пришествие Христово – не пришествие очередного учителя добра и любви. Пришествие Христа было необходимо для того, чтобы обожить человека, возвести его в благодатное богоподобное состояние. Преображение как раз и показывает эту блаженную для всякого верующего перспективу: Христос в Себе имеет свет , открывшийся на Фаворе, и готов даром дать его нам.

Как подается сила, преображающая человека? Через Таинства церковные, через духовную жизнь, через активную веру. Благодать, проявившаяся на миг нестерпимым светом, всегда была со Христом, она лишь на мгновение приоткрылась, проявилась в Нем для Апостолов, да и то они увидели ее в той мере, какая им была доступна, а не во всей, невыносимой для человека, силе. Эта благодать Божия и передается сегодня тем, кто вступил через Таинство Крещения в единство со Христом.

И сегодня этот свет фаворский начинает светить в святых людях, как верно замечает преп. Иустин Сербский: «Несмотря на то, что это личное переживание Спасителя, Преображение становится в Церкви соборным переживанием. Сущностный признак Царства Божьего таков: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его тело – одеяния. Лишь в Преображении Спасителя открыта настоящая красота материи. Она призвана быть передатчиком вечного Божественного света: лучиться им. В Преображении Своем Спаситель открыл план Божий о материи. Божественное назначение материи: быть обиталищем Царства Божия… Преображением Своим Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия, что весь Бог живет в нем, через него и им. Как новый Адам, Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светит и лучится из него, преображая его из силы в силу, и из славы в славу» (преп. Иустин Сербский).

Вспомним о дивном обычае освящать в день Преображения плоды. «Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, но под влиянием лучей видимого солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей отогреваться, духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор – это наше хождение вслед за Христом и очищение наше от греха» (Еп. Мефодий (Кульман).

Но мы помним, что Христос сошел с Фавора, чтобы идти на Голгофу. Жизнь христианина – это тоже крестный путь. Мы можем представить, как ученикам было хорошо на Фаворе, что ничего другого им не нужно было, кроме как быть перед лицом славы Господней.

«Но ученики не уловили причину, они не уловили, что только потому им так была открыта слава Божия, что их Учитель, Господь, Друг шел на смерть; им хотелось остаться в этой радости, никогда не отлучаться от преображенного Христа: но именно для этой разлуки и пришли Моисей и Илия беседовать о ней со Спасителем. И когда ученики захотели остаться, Христос им ответил: Нет!.. – и повел их в долину, с высот Фаворской славы в ужас земной нужды, земной трагедии. Они там встретили отца, который отчаялся в спасении своего ребенка; они застали там других учеников Спасителя, которые ничего не смогли сделать для отца с ребенком. Фавор, слава неразлучно связаны с возвращением во тьму и с распятием, со смертью, со схождением Христа во ад. И только после этого, когда все будет совершено, воскреснет Господь в славе уже неотъемлемой» (митр. Сурожский Антоний).

Желать славы Божией для нас как учеников Христовых – значит спуститься с Фавора личных блаженных переживаний, спокойствия и тишины души и идти в мир, что часто значит – идти на Голгофу. Пока мы в этом больном и страдающем мире, мы не можем оставаться безучастными к его проблемам, к страданию и горю.

Отец Иоанн Кронштадский в своем дневнике признавался, что хотел бы скрыться от людей, уединиться, чтобы больше молиться, размышлять, беседовать с Богом. Но… слишком много людей, которым он нужен. И он идет к этим людям, оставляя блаженные фаворские высоты.

Наступит, несомненно, наступит миг, когда человек прославится, и тогда откроется благодать, которую мы невидимо в себе носили. Наступит время покоя. Но сейчас – время нашего активного действия, нашего крестного пути.

P . S .

Естественно, что в рассказе о Преображении Христовом можно найти еще и еще интересные подробности. Об одной из них упомянем в этом Приложении.

Мы уже отметили, что событие Преображения, несомненно, связано с темой Ветхозаветного Исхода. Преображение – указание на новый Исход. Из рабства уже не фараону, а диаволу и смерти.

Библеисты отмечают, что Преображение имеет явные параллели с другим священным событием Иудейской истории: временем обитания евреев в пустыне после бегства из Египетского плена.

Вспоминая эти времена – время общения с Моисеем, время получения заповедей, жизни в палатках, – евреи ежегодно совершали праздник Кущей (по-древнеевр. – Суккот ).

Во времена Спасителя это был самый веселый праздник, с яркими богослужебными обрядами. Кульминацией торжеств было зажжение особого священного огня. На закате солнца священники и левиты, стоя на 15 ступенях лестницы, ведущей во внутренний притвор, пели, в сопровождении музыкальных инструментов, Псалмы Восхождения 11. А благочестивые мужчины устраивали процессии и танцы с факелами в руках. Жаркий вечер, солнце уже скрылось за горизонтом, но у Храма жизнь бьет ключом: священнослужители на гуслях, трубах, кимвалах, свирелях, бубнах… исполняют древнюю мелодию и поют. А тьму разрывает свет факелов и светильников в руках тысяч людей.

Какой смысл в этой иллюминации? Это напоминание о том, что Господь, явившись в виде огненного столпа, водил народ по пустыне. Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа (Исх. 13, 21-22).

С тех пор свет для иудея был всегда чем-то большим, нежели просто физический процесс. Свет – символ присутствия Божьего: Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? (Пс. 26, 1).

Кажется, что и ослепительный свет, и сияние вокруг Христа тоже намекают на то, что Он есть Бог! Христос просиял – потому что Он Бог. И сразу вспоминаются Его собственные слова: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12).

Но связывают ли как-то Евангелисты огненный столп, водивший иудеев по пустыне, и свет, исшедший от Христа в момент Преображения? В богословском смысле – несомненно. Ведь иудеев водил по пустыне именно Сын Божий. Согласно православному богословию, любое откровение Бога в Ветхом Завете (и в виде огненного куста Купины неопалимой, и в виде огненного столпа, и даже в Ветхого днями старца, в книге Пророка Даниила) есть явление Логоса, Сына Божьего, воплотившегося на исходе Ветхого Завета нашего ради спасения.

Думается, что да, связывают. Во всяком случае, Евангелист Лука. Он говорит, что Преображение произошло примерно на восьмой день после предыдущих событий. А праздник Кущей продолжался именно 8 дней, причем как раз на 8-й день устраивался обряд со светильниками.

Дополнительно к работе

Отдельный вопрос – почему в этот день совершается освящение плодов: яблок, винограда и проч. В южных странах, например в Греции позднее лето – пора, когда уже собран урожай винограда и из него делают молодое вино. И именно в это время совершались языческие празднования в честь бога Вакха – «вакханалии». Чтобы вытеснить эти языческие празднования Церковь и определила приносить в храм и освящать виноград – для благочестного, во здравие и пользу душе и телу употребления.

Но при чем тут яблоки? «Заимствовав из Византии календарь праздников и сопровождающих его обрядов, русские поневоле должны были заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда странное название – Яблочный Спас, не имеющее никакого отношения к исторической основе праздника» (Ю.Рубан).

2 Современные ученые в том, что это был Фавор, сильно сомневаются. В то время Спаситель был на севере в области Кесарии Филипповой. Иисус и ученики проходят через Галилею, их путь лежит в Иерусалим. Через Галилею – значит, с севера на юг, между тем гора Фавор расположена на юге Галилеи. И археологические раскопки показывают, что во времена Христа на вершине Фавора была римская крепость, то есть место для уединения было неблагоприятным. Кроме того, Евангелие говорит о высокой горе, а высота Фавора всего 600 метров.

Большинство современных ученых традиционному Фавору предпочитают гору Ермон. Его высота 2700 метров, он находится как раз в Кесарии Филипповой на севере Галилеи.

Есть аргументы и в пользу горы Мейрон (Мерон, Мером), расположенной в 13 километрах к северо-западу от Галилейского моря. Она считается самой высокой горой в Палестине. Позднее эта гора стала центром иудейского мистицизма, бытовали предания, что именно здесь произойдет пришествие Мессии в сопровождении Илии. Для толп книжников, о которых упоминает Евангелист в рассказе о предшествующих Преображению событиях (см.: Мк. 9, 14), было бы вполне естественно собираться у подножия этой горы.

Евангелисты не вдаются в подробности относительно этой горы, для них важно другое – что Преображение произошло именно на горе. Вспомним, что в Библии гора (вспомним Синай) – место Божественного явления.

3 Рассказ о Преображении Господнем мы находим у трех Евангелистов: Матфея, Марка и Луки, кроме того, во 2-м Послании Ап. Петра (1, 16-18).

4 Апостол Лука был по происхождению греком, а не иудеем, как остальные Евангелисты, в христианство он пришел из язычества, а не иудаизма.

5 Замечательное объяснение того, почему в момент Преображения явились Моисей и Илия, находим у свт. Иоанна Златоустого. Многие из современников, напоминает он, думали, что Иисус не кто иной, как Илия или Иеремия, или иной из великих пророков, пришедший на землю. Призывая не кого-то из пророков, но величайших героев Ветхого Завета – Моисея и Илию, Он показал что имеет власть и над величайшими и что Он Сам превышает всех. Кроме того, Христа обвиняли иудеи в присвоении Им Божественных качеств. «Чтобы показать, что они [иудеи] из зависти клеветали на Него и что Он… не нарушает Закон и не присваивает не принадлежащей Себе славы, говоря, что Он равен Отцу, – Иисус Христос призывает Моисея и Илию как обличителей клеветы. Ибо Моисей, давший Закон, не потерпел бы нарушителя его и не поклонялся бы врагу и противнику его. А Илия, пламеневший ревностью по славе Божией, не предстоял бы пред Тем, Который выставлял Себя равным Богу, если бы Он действительно не был таким и присвоил Себе не принадлежавшее Ему».

6 Это не последняя ошибка Ап. Петра, который никак не хотел, чтобы Иисус Христос шел на Голгофу: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 21-23).

7 Особенно часто с облаком как знаком присутствия Божия мы встречаемся в ветхозаветном рассказе об Исходе из Египта и странствии по пустыне. Облако сопровождает евреев в странствии, являет славу Господа перед ниспосланием манны, наполняет и покрывает (осеняет) скинию – палатку, в которой совершались богослужения.

8 Греческий перевод, осуществленный в III в до Р. Х., по преданию, 70-ю еврейскими переводчиками.

9 О Исходе напоминает еще одна деталь. Марк замечает, что Преображение произошло по прошествии дней шести (очевидно, по прошествии шести дней после исповедания Петра). Именно шесть дней требовались для подготовки Моисея к принятию откровения и лицезрению славы богоявления (Исх. 24, 16).

10 Церковь прекрасно понимает этот аспект Преображения. Не говоря уже о песнопениях праздника, святоотеческих поучениях об этом событии, с идеей крестной искупительной смерти Христа праздник Преображения связан даже своим местоположением в богослужебном календаре. Преображение Господне (6 авг. по старому стилю), последний Господский праздник уходящего церковного года, находится на расстоянии 40 дней от дня Воздвижения Креста Господня (14 сентября) – первого господского праздника наступающего года. Так связаны последний и первый праздники церковного года. Праздник, напоминающий о явлении славы Божией, и праздник, напоминающий о крестной искупительной смерти Спасителя.

11 Псалмы со 120-го по 134-й.

С сайта "Азбука веры".

Праздник Преображения принадлежит к числу двунадесятых, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи праздников. Что означает праздник Преображение Господне? В Евангелиях описывается таинственное преображение – явление Божественного величия и славы Иисуса Христа во время молитвы.

Когда отмечают праздник Преображение Господне в 2019 году?

Дата празднования в православной церкви приходится на 19 августа. Католическая церковь отмечает этот праздник 6 августа (если он выпадает на будний день, то может быть перенесен на следующее воскресенье).

Преображение Господне – что это такое?

В этот день Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Он начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными. Это событие, честь которого установлен праздник, ежегодно воспевается в христианском мире.

После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, возвестивший им: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус запретил своим ученикам рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Что означает праздник Преображение Господне?

Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух сущностей – Божественной и человеческой.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл? Как писал Иоанн Златоуст, Иисус таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

История и традиции праздника Преображение Господне

Расскажем также об истории этого церковного праздника. Его отмечают с IV века, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения.

Церковные службы начинаются за день до праздника, 18 августа, и продолжаются еще семь дней после него. 19 августа в церквях проводятся литургии и торжественные богослужения. Священники облачаются в белые ризы, символизирующие вечный божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

Вернувшись к людям, сын Господа велел собирать яблоки, чтобы Его Отец мог освятить их. Поэтому в этот день в православных храмах освящают яблоки и другие плоды, а этот праздник также называют Яблочным Спасом – в честь Иисуса-Спасителя (Спаса).

Другие названия праздника Преображения Господня – Праздник первых плодов, Осенины, Средний Спас и Спас на горе.

В старину в этот день священники с иконами окропляли вспаханную землю святой водой, благословляя урожай. В городах и селах устраивались народные гулянья, молодежь водила хороводы. Вечером, после захода солнца, люди исполняли обрядовые песни.

Преображение Господне – одно из двунадесятых празднеств в православии, отмечаемое в честь таинственного преображения Иисуса Христа на иерусалимской вершине Фавор.

В народе его называют Яблочный Спас и связывают с природными метаморфозами. Считается, что в этот день ночи становятся холоднее, а все живое начинает готовиться к зиме.

Согласно Священному писанию, за 40 дней Сын Божий вместе с тремя своими учениками поднялся на гору Фавор (в других источниках – на отроги Хермона) и, помолившись, полностью преобразился. Его лик озарился, а одежда стала белой, словно свет.

В то же время перед Иисусом появились пророки Илия и Моисей, которые разговаривали с ним, а затем над горой возникло облако, из которого раздался голос Божий, повелевающий ученикам во всем слушать Христа.

Библейское толкование этой истории заключается в том, что в Спасителе объединены два начала – человеческое и божественное. После Преображения божественное естество Христа не изменилось, но было представлено в естестве человека.


Таким образом, празднованием Преображения христианская церковь прославляет единство божественного и человеческого в Христе, а также указывает на то, что во время посещения храма человек очищается от грехов и преображается, приобщается к чистому свету.

Хотя Преображение случилось зимой, празднуют его летом. В православной религии торжества в честь этого события проходят 6 августа по юлианскому календарю (или 19 августа по новому стилю).

Праздник имеет один предпраздничный день и семь послепраздничных, которые завершаются Отданием 26 августа. Католики отмечают Преображение 6 августа, но если оно выпадает на будний день, то переносят на воскресенье. В храмах Армянской церкви дата празднования может меняться – с 28 июня до 1 августа.

Впервые Преображение начали отмечать после того, как в IV столетии по указанию царицы Елены Равноапостольной на Фаворе был воздвигнут храм во славу этого великого события.

Сначала празднование устраивали только в Палестине, а с V века – и в государствах Востока. В западных странах упоминания о торжествах встречаются в отдельных мартирологах (списках признанных мучеников), датируемых VII столетием. В частности, в те времена Преображение прославляли в религиозных сооружениях Франции и Испании.


В католической церкви официальным праздником это событие было признано только в середине XV века – после громкой победы армии воеводы Яноша Хуньяди над турецкими войсками в районе Белграда.

В православных церквях празднование Преображения сопровождается литургиями и пением канонов. Священники в этот день надевают белую одежду, а люди собираются в храмах, чтобы послушать паримии. У восточных славян до Яблочного Спаса запрещено употреблять фрукты и блюда из овощей последнего урожая, поэтому в день празднования можно вдоволь наесться душистыми яблоками и виноградом.

По благочестивому обычаю на Преображение следует приносить в храмы яблоки, другие фрукты и овощи для совершения над ними молитвы и освящения. Урожай, который будет принесен в церковь, нужно собирать ранним утром, чтобы на кожице сохранились капли росы.

Многие верующие заблаговременно готовят пироги и разные блюда из яблок и угощают ими бедных, убогих и сирот, а также ставят на стол во время семейного чаепития. Согласно народным традициям, во время чаепития можно употреблять только чай, яблоки, яблочное варенье либо мед.

Поскольку Преображение приходится на время Успенского поста, в праздник нельзя отходить от церковных правил и есть мясо, масло и другие продукты животного происхождения, кроме рыбы.


В этот день запрещается убирать в доме и заниматься другими делами «ради корысти». Шитье, вязание, ведение домашнего хозяйства считаются большим грехом. Исключение составляет только приготовление праздничных блюд.

1) Место праздника в границах православного богослужебного года.

Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост; сам же этот пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 31 июля по 14 августа ст. ст. (или с 13 по 27 августа н. ст.).

2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.

Гора Фавор — невысокая зеленая вершина на северной границе обширной Израильской долины. Вся поросшая дубами, оливковыми деревьями, травами, она напоминает своею формой огромное, мягко очерченное полушарие, царящее над окрестными полями, виноградниками и селами. С вершины горы открывается вид на близлежащие земли северной Палестины: далеко на западе поблескивают воды Средиземного моря, на северо-востоке виднеется край Галилейского озера, на западе высятся вершины Кармила, а вдали на север от Фавора четко вырисовывается белый пик горы Ермон...

Церковное Предание свидетельствует нам, что именно здесь, на вершине Фавора, и произошло событие, вошедшее в историю Православия под именем Преображения Господня. В те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа: Сам Иисус все чаще и чаще говорил со Своими апостолами о предстоящих Ему мучениях и распятии. И вот, однажды Он, взяв с Собой трех самых близких Ему учеников, взошел с ними на вершину Фавора, дабы совершить здесь молитву. Имена трех этих апостолов — Петр, Иоанн и Иаков. Когда Христос начал молиться, с Ним — как увидели Его спутники — вдруг произошла удивительная перемена: лицо Его преобразилось, просияв, как солнце; даже одеяние Его сделалось белоснежным и блистающим неземным светом. По словам евангелиста Марка, одежды Спасителя стали "весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить". А рядом с преобразившимся Иисусом предстали великие древние ветхозаветные пророки: Моисей и Илия. Они беседовали с Господом и вели речь о Его предстоящих крестных страданиях. Тогда апостол Петр, пораженный совершающимся чудом, обратился ко Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь — на горе — устроить три палатки: одну для Иисуса и две для Моисея и Илии. Апостолу попросту не хотелось, чтобы все происходящее с ним когда-либо закончилось, прервалось: так хорошо ему было в те мгновения находиться возле Христа. В тот же миг в небе появилось облако, осенившее всех их своей тенью, и из этого облака раздался Голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". И тут же видение пропало; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Самого Спасителя. Он подошел к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: "встаньте и не бойтесь".

Таково вкратце содержание евангельского рассказа о Преображении (см.: Евангелие от Матфея 17:1-13; Евангелие от Марка 9:2-13; Евангелие от Луки 9:28-36).

3) Духовный смысл праздника.

Церковь всегда утверждала, что в самом факте Преображения есть как бы две стороны, две грани, дополняющие и взаимоутверждающие друг друга. С одной стороны, на Фаворской горе преображается Сам Господь, и апостолы видят Его, всецело пронизанного лучами божественной славы, зрят то, что по православному вероучению называется "нетварными божественными энергиями". Как пишет святитель Иоанн Златоуст, то что Господь преобразился, означает, что Он “открыл им нечто из Своего Божества — столько, сколько могли они вместить, и показал в Себе обитающего Бога”. Но с другой стороны, православный христианин всегда помнит о том, что во время Преображения Господня чудесным образом переменилась и телесная природа самих апостолов. Более того, "нетварный фаворский свет", облистал собой и весь окружающий "тварный" мир. Так, на старинных русских иконах с сюжетом Преображения нередко можно видеть, как сверкают белоснежным сиянием вершины окрестных гор. Даже тканые — недавно еще вполне обычные — одежды Христа тоже вдруг становятся пронизанными все тем же божественным светом.

Христиане знают горькую истину о поврежденности, искаженности всей природы, всего мироздания первым грехом человека — ослушанием Бога Адамом. Все в этом мире, в том числе и сам человек, подчинилось тогда закону тления и смерти. И все же подобное знание не влечет за собой для православных ни отчаяния, ни пессимизма. Евангельский рассказ о Преображении Спасителя дарует надежду на возвращение человеческого рода и всей вселенной к их прежнему, безгрешному состоянию первоначальной духовной чистоты. Длившееся, быть может, совсем недолго (возможно, лишь несколько минут) чудо Преображения свидетельствует о том, что все в этом мире по-прежнему способно вернуться "на круги своя" — к изначальному бытию в святости. Именно в состояние такой святости, такой первозданной чистоты и возвратились в те мгновения апостолы, обретшие вдруг особое духовно-преображенное зрение и получившие потому возможность увидеть таинственный "фаворский свет" — "незаходимый" свет славы Христовой. Их очи, открывшиеся к прозрению высшей духовной реальности, восприняли тогда весь наш мир, все материальное бытие таким, каким оно некогда предстояло людскому взору еще до того, как все на земле покорилось суете и греху.

Поистине Преображение Господне было не только Преображением Самого Христа, но и преображением свидетелей этого евангельского чуда апостолов Петра, Иакова и Иоанна. К такому же преображению своей личности стремится и каждый христианин. Само христианство есть, прежде всего, трудная наука по изменению и исправлению самих себя, школа внутреннего и внешнего преображения человека. Ведь все христиане призваны к стяжанию той же самой животворящей и освящающей благодати, что снизошла некогда на учеников Иисуса во время пребывания с Ним на горе Фавор. Но христиане помнят также и о том, что призвание всякого верующего человека отнюдь не ограничивается одним лишь его личным, "частным" преображением. Ибо человек еще при его создании был поставлен Богом отвечать за весь этот мир, за всю вселенную; он должен был стать ее добрым управителем и защитником. Адам не сумел тогда исполнить данное ему Творцом повеление. И только с приходом в мир Богочеловека Христа, — вместе с Его искупительной Жертвой, смертью и Воскресением, такая трудная задача вновь становится для всех людей и актуальной и значимой...

Церковь учит о том, что, преображаясь сам, обретая подлинные святость и чистоту, человек одновременно преображает с собой и весь материальный мир. Сегодня мы почти что целиком зависим от окружающей нас природы: землетрясения, бури, иные природные катастрофы несут нам горе и смерть. Порой даже кажется: мир начисто забыл о том, что его исконный хозяин — человек. Уже и вселенная начинает ныне все более и более напоминать несчастного, потерявшего разум слепца, наугад, не разбирая дороги, спешащего куда-то вперед, сметающего все на своем пути и сеющего вокруг смерть и разрушение. Виноват же во всем происходящем с природой, конечно, сам человек. Именно из-за его древнего преслушания божественной воли, из за его грехопадения и пребывает ныне вселенная в теперешнем своем состоянии "незрячести".

Но стоит только человеку приблизиться к обретению святости к "стяжанию благодати", стоит только ему (в достигаемом им духовном преображении) осознать подлинную свою ответственность за этот мир, как бескрайняя, бесконечная вселенная сама обращает к нему свой взор. Взор этот всегда бывает исполнен одновременно и страданием и надеждой. "Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" — пишет апостол Павел (Послание к Римлянам 8:22). Именно в лице святых — людей, внутренне преображенных лучами божественной благодати, — природа обретает исполнение своей надежды на избавление, именно в их лице находит она, казалось бы, навеки потерянного ею, но ныне искупленного и возрожденного Адама; вновь слышит она обращенный к ней зов человека и спешит исполнить каждое из его повелений. Так, звери приходят и смиренно прислуживают изможденным духовными и физическими подвигами монахам иудейской пустыни или русских лесов. Трудолюбивый лев приносит воду из реки Иордан святому Герасиму, огромный медведь безбоязненно лежит у ног преподобного Серафима Саровского, всевозможные птицы беззаботно сидят на плечах и руках святого Павла Обнорского. И вместе с рождением такой святости, вместе с воцаряющимся в мире непрестанным блистанием света Фавора, сюда возвращается давно позабытая радость, счастье добровольного и бескорыстного служения верность прекрасного и благого мироздания своему былому царю и управителю.

Происходит Преображение Господне также и ради того, чтобы ученики через это чудо укрепились в вере в Божество Христа. Близится время Распятия и Иисус стремиться дать им некий залог надежды на то, что с Его смертью история Его служения, Его пребывание с верующими в Него не только не завершается, но напротив — лишь начинается. Христос преображается перед ними, чтобы апостолы узрели и поняли степень Его подлинных величия и могущества, а также уразумели, что Распятие Иисуса — это действительно вольная , свободная Жертва, приносимая Им за мир, добровольное уничижение, принятое на Себя Христом, а отнюдь не Его бессилие перед убийцами. Как пишет преподобный Ефрем Сирин, Христос возвел апостолов “на гору, чтобы показать им славу Божества и дать им знать, что Он — Искупитель..., и чтобы не соблазнились о Нем, видя вольное Его страдание, какое имел Он претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его как человека, и не разумели, что Он — Бог... И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном и показал им, что действительно Он — Сын Божий и Бог. Возвел их на гору, и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтоб, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение миру”.

4) История возникновения праздника.

Древнейшие святоотеческие проповеди, посвященные этому празднику, относятся к V столетию. Время же постепенного распространения праздника Преображения на Востоке — VII-VIII вв. Дошедшее до нас древнейшее чинопоследование службы праздника Преображения содержится в грузинском переводе Иерусалимского Лекционария VII-VIII веков. На Западе праздник такого большого значения, как на Востоке, никогда не имел.

5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов.

Богослужебные тексты праздника принадлежат: преподобному Косьме Маюмскому (VII-VIII века) — стихиры на “Господи воззвах”, первый канон праздника; преподобному Иоанну Дамаскину (VIII век) — второй канон.

Как уже указывалось выше, праздник был приурочен к 6 августа, чтобы искоренить языческий праздник “вардавар” (так он назывался в Армении) или “вартувария” (как он именовался в Каппадокии); в день этого языческого праздника молодежь гадала о своей судьбе над ведром с водой, в которое были опущены сорванные зеленые колосья.

На Западе праздник Преображения был установлен как повсеместный лишь при папе Каликсте III — в 1457 году.

Издревле к празднику был приурочен обычай освящения винограда и колосьев пшеницы; на Руси — в тех местах, где не растет виноград — существует древняя традиция освящения яблок.

6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.

Праздник Преображения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. День отдания праздника Преображения — 13 августа ст. ст. / 26 августа н. ст. — уже накануне предпразднства Успения Пресвятой Богородицы.

7) Важнейшие черты праздничного богослужения.

Праздничное богослужение совершается в белых священнических облачениях, символически “отражающих” тот свет, которым просияли одежды Спасителя на горе Фавор.

Последование службы Преображения содержится в месячной Минее — в августовском томе.

Чинопоследование праздничного богослужения представляет собой обычное для двунадесятых праздников торжественное всенощное бдение. В сам день праздника утром совершается Литургия, к которой присоединяется специальные “молитва на благословение гроздия” (то есть виноградных гроздей) и “молитва над всяким плодом”. На Руси здесь принято освящать яблоки (до этого дня по церковному уставу их вообще не положено есть).

Тропарь праздника: “Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе”. Русский перевод тропаря: “Преобразился на горе Ты, Христос Бог, показав славу Твою Твоим ученикам, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешникам, Свет Твой вечный, по молитвам Богородицы, Податель Света, слава Тебе”.

Кондак праздника: “На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние”. Перевод кондака на русский язык: “На горе преобразился Ты, Христос Бог, и ученики твои видели Твою славу, насколько могли ее воспринять, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и возвестили миру, что Ты действительно есть Отчее Сияние”.

В стихирах и каноне праздника раскрывается вся глубина его богословского значения. “На сию бо возшед гору, Спасе, со ученики Твоими, очерневшее Адамово естество, преображся, облистати паки (то есть снова) сотворил еси, претворив е в Твоего Божества славу же и светлость”. Здесь также довольно часто встречается сопоставление события Преображения Господня с обстоятельствами ветхозаветного Богоявления Моисею на горе Хорив.

Паремии праздника повествуют о ветхозаветных явлениях Бога древним праведникам. Первая (книга Исход 24:12-18) и вторая (книга Исход 33:11-23) из них говорят о событиях, связанных с явлением Бога Моисею на вершине Хорива. Господь является здесь совсем иначе, чем Он явится некогда Своим ученикам на Фаворе: Моисей не может видеть Его лица — иначе он умрет. Лишь в Новом Завете человек уже может видеть Самого Бога, ибо Бог стал одним из нас. Третья паремия (3 книга Царств 19:3-9,11-13-15-16) повествует о другом ветхозаветном Богоявлении. Господь является здесь пророку Илии. Этому Богоявлению предшествуют страшные стихийные явления — ветер, землетрясение, огонь; но не в них предстает пред Илией Бог, а в тихом веянии ветра, в “гласе хлада тонка” — знаменующем Божественные любовь и милосердие к творению, к человеку.

Евангельские чтения утрени (Евангелие от Луки 9:28-36) и Литургии (Евангелие от Матфея 17:1-9) рассказывают о самом событии Преображения. О нем же повествует и апостольское чтение, содержащее рассказ непосредственного свидетеля этого чуда — апостола Петра (2 Послание апостола Петра 1:10-19).

В писаниях есть только небольшое количество свидетельств, которые описывают божественную природу Христа. Конечно, были зафиксированы чудеса, но они не являются явным указанием, а вот Божественное присутствие является именно таким. Примером служит Преображение Господне. Какова история праздника и какое он имеет значение для православных, полезно узнать каждому верующему.

Канонические книги Евангелия описывают данное событие трижды, в книгах от:

  • Матфея;
  • Марка;
  • Луки.

Описания отличаются незначительными деталями, но основное совпадает. Для того чтобы лучше усвоить и запомнить данное событие, может помочь икона Преображения, которая весьма точно передает суть, не зря святые образы называют живописным Евангелием.

Прямого указания, когда именно Христос поднимался на Фавор, в писаниях не наблюдается. Тем не менее, исследователи сходятся именно в периоде за 40 дней до распятия, дата заслуживает доверия и, вероятнее всего, соответствует действительности. Историческая канва самого жития Христа тоже вполне логично предполагает именно такой временной период.

Итак, за 40 дней до своего крестного подвига Христос отправляется на гору Фавор со своими самыми ближайшими учениками:

  • первопрестольным апостолом Петром;
  • Иоанном Богословом, автором Откровения;
  • Иаковом, старшим братом Иоанна.

Он оставляет своих апостолов молиться и начинает возносить молитвы сам, но его ученики засыпают и просыпаются от шума и света, который озаряет Христа, который буквально сияет белоснежным светом. Божественная благодать переполняет Его, рядом стоят Моисей и Илья-пророк, с которыми Христос говорит о предстоящем распятии своем.

После этого Преображение Господне на горе Фавор озаряется гласом Господним, который говорит о Христе как собственном наследнике и сыне. Таким образом подтверждается Его божественная природа. Когда действо завершилось, Спаситель указал апостолам никому ничего не рассказывать до того, как придет черед, и не говорить об этом Преображении до Его распятия.

Где находилась гора?

Сейчас многие отталкиваются от расположения храма Преображения Господня, который был создан еще царицей Флавией Юлией Еленой Августой, или просто царицей Еленой, матерью первого христианского императора Константина. Именно эта царица, отправившись с паломничеством на территорию Палестины, постановила создать храм на Фаворе.

Тем не менее, если обратиться к историческим источникам, то в действительности церковь Преображения Господня в Израиле каноничнее было бы расположить на отроге горы Ермон. Судя по всему, подлинное событие было именно там. Этому факту есть разные подтверждения:

  • на Фаворе раньше была крепость, и около обитало немало людей; если бы там старались уединиться Христос с учениками, то свидетелями Его божественного света стало бы существенное количество людей, а по Библии данное событие держалось в тайне;
  • канва библейских событий указывает на движение Христа на север, то есть к Ермону;
  • после Преображения Христос отправляется к Голгофе, и это такое путешествие, которое логично могло быть только с Ермона, но не с Фавора;
  • в Евангелии от Марка указывается на движение после этого события через Галилею, а такое возможно только по дороге с Ермона, но не от Фавора.

На самом деле в религиозном смысле история праздника от этого не меняется, да и касательно Ермона исследователи тоже дают некоторые возражения, хотя этот вариант выглядит более достоверным. Безусловно, следует стремиться к познанию подлинных фактов, но не нужно на этом чрезмерно зацикливаться в рамках веры, иногда эти дела нужно оставить историкам.

Суть события

Для православного весьма существенным является понять, в чем смысл рассматриваемого события. Ведь Христос брал своих ближайших учеников не просто на прогулку или для того чтобы удивить каким-то интересным «фокусом». Безусловно, в этом была какая-то высшая цель, которая имела назначение не только для учеников, современных Христу, но и для христиан следующих поколений.

Полезно знать! Кто они – Иисуса Христа: список имен

Какие аспекты нужно рассмотреть в этом событии? Наиболее основное:

  • Христос укрепляет своих последователей в вере, он являет собственную божественную природу, для того чтобы они не проявляли малодушия и маловерия даже когда он окажется на кресте ;
  • Христос подтверждает свою божественную природу, которая до этого пребывала в нем, но не проявлялась явно, то есть существо Иисуса не поменялось, в нем всегда соединялись божественная и человеческая природы, но теперь ученики увидели божественность, которая проявилась через тело;
  • при помощи гласа Господня в облаке передается как бы новая заповедь (подобно тому как Моисей получил заповеди на горе) – слушаться Сына Человеческого и следовать Его пути;
  • Спаситель готовится к мукам на кресте, встречает пророков;
  • этим актом символически соединяются два Завета (именно для этого тут присутствие Моисея), которые в действительности оба исходят от Христа;
  • Спаситель открывает путь остальным людям, так как представляет возможность обожествить плоть и проявить через плоть неизреченный свет.

На самом деле тема фаворского света являлась предметом дискуссий множества священников и служителей церкви на протяжении многих веков.

Об этом не всегда подробно расскажет даже Википедия, так как вопрос является более чем многогранным и требует детальнейшего рассмотрения. Особенно интересно в этом отношении отметить исихаизм.

Исихасты представляют собой одну из древнейших ветвей православного христианства. Суть этого течения связана с монашеской аскетикой и даже некоторым мистицизмом, который базируется на определенных методах религиозной практики. Поэтому непосвященному понять, что это, возможно только поверхностно, содержание учения постигается по большей части только практически.

К слову, многие святые следовали именно этой традиции. К примеру, Иоанна Лествичника вполне возможно отнести к таковым, также есть и другие известные примеры, такие как Григорий Палама.

Целью исихастов как раз и является постижение этого самого фаворского света, который является проявлением божественного в этом мире. Господь как таковой является непостижимым, то есть фактически Его не представляется возможным постигнуть будучи тварным созданием, такая возможность есть только опосредованно, но Господь проявляет себя фаворским светом, который также называется и Божественной энергией. Поэтому исихасты стремятся собственной практикой обрести такую чистоту, чтобы видеть и ощущать через себя этот свет и таким образом постигать Господа практически, пребывая в этом мире.

Полезное видео: праздник «Преображение Господне»

Празднование Преображения Господня

В православной традиции практически каждый знает, что за праздник выпадает на 19 августа. Этот день известен в народе как Яблочный Спас, а также является днем Преображения.

В действительности история праздника указывает на совершенно другой день, как сказано ранее, на 40 дней до Пасхи, но в таком варианте православные не могли бы отмечать данное событие, оно бы выпадало на пост.

Речь идет не о том, чтобы сделать новый праздник или как-то отступить от поста, но немного в другом. На самом деле отмечать радостное событие, когда через Христа явилась божественная природа, в дни поста и определенной сосредоточенности было бы не совсем удобно, поэтому праздник и перенесли.

День Преображения Господня в православном календаре относится к двунадесятым праздникам, то есть к самым главным и величественным. Благодаря этим праздникам весь год как бы объединяется евангельскими событиями. Таким образом, православные на протяжении всего года двигаются через эти события, непрестанно укрепляя и обновляя веру.

Этот день становится радостным для детей и взрослых, принято приносить в церковь для освящения плоды нового урожая, в частности яблоки и другие фрукты. Читаются соответствующие молитвы, проводится литургия. Отличительной особенностью дня является одежда священнослужителей, которая является полностью белой и символизирует таким образом фаворский свет.

Если вы исповедуете православие, то вполне естественным является воспитывать и собственных чад через традицию. Вполне полезным станет для детей приучение к двунадесятым праздникам, которые позволяют лучше всего усвоить библейскую историю и стать частью православной веры.

Важно! Нагружать ребенка различными теологическими темами не следует раньше времени. Трактовка этого праздника весьма трудна и для опытных людей. Тем не менее, полезно дать возможность побывать на службе, посмотреть на иконы, увидеть фото Святой земли, понять основной сюжет, изучить основы события.

Полезное видео: преображение Господне

Вывод

Особенность именно этого праздника заключается в радостном событии, которое возвещает людям о двойственной природе Христа. Если ребенок с ранних лет осознает возможность присутствия божественного в этом мире, то растет совершенно другим человеком, по сравнению с чадом, которое растет в атмосфере безверия. Поэтому следует предоставить ребенку хотя бы возможность узнать о Преображении.