Что такое роспись в Древнем Египте? Давайте узнаем. Развитие живописи в древнем египте Где выполнялись росписи

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»): учеб. для 2 кл. – М.: Баласс,
2011.
Уроки 29–30 (с презентациями).
Изобразительное искусство.
Тема. Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Иероглифы.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (на
примере древнеегипетской росписи и скульптуры). Отличать рельеф от круглой скульптуры. Иметь представление о
письменности Древнего Египта, об иероглифах. Уметь выполнять простейшие рисунки человека в стиле
древнеегипетского рельефа. Уметь изображать простейшие иероглифы. Продолжить овладение приёмами работы гуашью.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения древнеегипетского искусства, уметь выражать своё отношение
к ним на примере скульптурного портрета царицы Нефертити, росписей и рельефов царских гробниц.
Обязательный минимум содержания: древнеегипетские роспись и скульптура (Н), каноны, рельеф, иероглифы
(П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: скульптурный портрет царицы Нефертити, росписи и рельефы со стен царских гробниц,
иероглифические надписи, схема изображения человека по клеткам.
Дополнительный материал для учителя.
Искусство Древнего Египта
Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно служило многочисленным культовым и магическим целям. В
изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, большее, чем
просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно «оживляло» образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.
Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где
древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремёсел,
строительством храмов. По велению сердца, облечённому в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы и создал их тела, воплощением
которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул «старейшина художников». Искусству в Древнем Египте
отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между земным и божественным. Скульптурные и живописные
изображения божеств должны были стать «телом» для богов, дать им возможность жить на земле.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 1

Росписи и рельефы гробниц призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не
случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».
Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка – душу, высшую, невидимую часть
человека, идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и
несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, Вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в
невидимом мире, отвечал за него перед богами.
Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных
произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги,
содержащие священное знание. Жрецы­художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами
традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.
Что такое канон? Само слово «канон» в переводе с греческого означает «закон», «правило». В этом понимании каноном
древнеегипетского искусства мы можем назвать свод правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться
предназначению искусства – стать посредником между миром богов и миром людей. Канон был стержнем искусства на протяжении всего
существования египетского государства. Менялись стили и технические приёмы изображения, развивались и обновлялись традиции, канон же
оставался неизменным.
В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона
распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.
Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклонённого и т.д. Существовали они
также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Отказ от изображения перспективы, цветовых
рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.
Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного человека. Фигура дана одновременно и спереди, и сбоку.
Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя объёмную фигуру на плоскость, не прибегает к
условному сокращению, а показывает её с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения: плечи, руки и глаза – в фас, голова и
ноги – в профиль. Женщины изображались со светлой кожей, мужчины – с тёмной, умершие – со скрещенными руками, живые – с
опущенными.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 2

Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисунчатым): слова изображались наглядными рисунками, например:
Древнеегипетская письменность
– солнце,
– бык.
Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было
записывать некоторые отвлечённые понятия, например знаком
(горы) – горную, то есть чужеземную, страну;
(солнце) – слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём.
Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые
определители являются идеограммами.
Позже появляются звуковые знаки (фонограммы), в которых изображённый рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой
стороной. В Рабочей тетради на с. 48–49 представлены как раз фонограммы.
Итак, среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки
(идеограммы).
Количество иероглифических знаков постоянно увеличивалось. Так, в период Старого царства их было 800, а в период греко­римского
правления – более 6000.
Этапы урока
Содержание
1­й урок темы
Формирование УУД,
технология оценивания
действия учителя
действия учеников
© ООО «Баласс», 2013
Страница 3

I. Создание
проблемной
ситуации.
Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф»,
рассказывает детям историю о маленькой девочке и
её путешествии в Египет и просит ответить на
вопросы.
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
Жила­была одна маленькая девочка по
имени Маша. И обладала она необычной
чертой характера: её никто не мог ничем
удивить. Мама уже не знала, что и делать,
водила её в интересные музеи, читала
увлекательные книги, рассказывала
удивительные истории, но всё напрасно.
Девочка только и знай твердила:
– Ерунда, ничего необычного.
Однажды отправились они
путешествовать в Египет и добрались до
самых пирамид. Мама предложила Маше
спуститься в древнюю гробницу фараона
(царя Египта), но Маша, как всегда,
закапризничала.
– Что я там не видела? Скукотища.
Но мама настояла, и они вошли в тёмное
помещение, освещённое только факелом. И
вот тут­то девочка остолбенела, таких
необычных росписей и рельефов она ещё не
видела.
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,

известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ
простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
2. Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли
(предложение–текст), вступать
в беседу.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 4

II.
Формулирование
проблемы.
– Итак, какой вопрос у вас возникает?
– Что необычного можно
увидеть в
древнеегипетских
гробницах?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
III. Выдвижение
гипотез.
– Может быть, у кого­то есть своя гипотеза,
предположение?
Предполагают.
IV. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 54, 55,
рассмотреть древнеегипетские рельефы и ответить
на вопросы:
– Рассмотрите цветной рельеф из царской гробницы на
с. 55 учебника. Как повёрнуты на нём голова, плечи,
туловище, ноги?
1. Ученики рассматривают
– Голова и ноги повёрнуты боком
(в профиль), а плечи, туловище –
прямо (в фас).
– Что ещё необычного вы видите на рельефе?
– Сравните этот рельеф с росписью стены гробницы на
с. 54 учебника. Чем они похожи, а чем отличаются?
– Фигуры очень похожи между
собой.
– На рельефе выпуклое
изображение, а на росписи –
плоское, но повороты фигур и
сами фигуры похожи.
2. Слушать и понимать других,
в т.ч. выразительно читать
чужие тексты.
3. Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные
поступки как «плохие» или
«хорошие» с позиции
нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки
однозначно оцениваемых
поступков (хорошо/плохо) с
позиции нравственных
ценностей.
3. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор
поступка.
4. Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как
своему, так и других людей.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 5

6. Развитие чувства
прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной
художественной культурой.
2. Учитель предлагает рассмотреть чёрно­белую
фотографию рельефа на с. 55 и ответить на
вопросы:
– Рассмотрите фигуру на рельефе и скажите, что
необычного вы видите?
– Как вы думаете, почему фигура расчерчена на
квадратики?
– Откройте учебник на с. 53 и прочитайте первый абзац
текста.
– Почему все фигуры росписей и рельефов похожи
между собой?
2. Ученики рассматривают
рельеф и отвечают на вопросы.
– Фигура расчерчена на
квадратики.
Затрудняются.
Читают.
– Все фигуры похожи, потому
что художники пользовались
образцом – каноном, с которого
по клеткам переносили рисунок
на стену.
– Совершенно верно, и египетские жрецы (служители
храмов) строго следили за этим, ведь все росписи,
рельефы и скульптуры в гробницах предназначались
для богов, а не для людей. Вся жизнь египтянина
представлялась как путь в загробный мир, в вечную
жизнь, к богам, поэтому чаще всего людей изображали
идущими к этой вечной жизни. Но предстать перед
богами нужно было во всей красе, художники не могли
изобразить фигуру с изъяном, поэтому и изображали
фигуру с разных сторон (и в профиль, и в фас), чтобы
показать, что всё на месте: две руки, две ноги.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 6

3. Выполняют.
3. Учитель предлагает ребятам выполнить рисунок
головы египетского юноши или девушки, используя
клетчатую бумагу и руководствуясь образцами на
с. 46–47 в Рабочей тетради. Если детям трудно
справится с рисунком головы, то учитель может
предложить выполнить более простой рисунок со
с. 48 в Рабочей тетради, например сокола (А).
– Чтобы выполнить изображение по клеткам, нужно
скопировать рисунок каждой клетки.
V. Выражение
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос
урока и предлагает детям ответить на него.
Отвечают.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 7

VI. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить фигуру
человека в стиле древнеегипетского рельефа,
руководствуясь образцом на с. 46–47 в Рабочей
тетради, задания 2 и 3:
Выполняют.
– Переведите на кальку фигуру девушки или юноши с
центрального разворота.
– Возьмите лист тонированной бумаги песочного цвета
и переведите с кальки на него рисунок.
– Выложите на палитру чайную ложечку белой краски и
немного коричневой. Добавляя в белую краску
коричневую, пропишите тени на фигуре с одной
стороны, противоположной источнику света, как
показано на образце.
– Добавьте больше коричневой краски и пропишите
падающие тени со стороны, противоположной
источнику света.
– Промойте кисть, наберите чистой белой краски и
пропишите блики со стороны источника света, как
показано на образце.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 8

I. Актуализация
знаний.
Учитель записывает тему урока: «Искусство
Древнего Египта. Иероглифы», напоминает
детям проблемный вопрос прошлого урока,
демонстрирует детям различные произведения
древнеегипетского искусства и просит ответить на
вопросы:
– Среди представленных изображений найди
древнеегипетские. Свой ответ поясни.
– Выбери из предложенных изображений те, которые
относятся к росписи, рельефу.
– К какому виду искусства ты отнесёшь оставшиеся?
– Да, действительно, это скульптура, можно ещё
назвать круглая скульптура, её можно обойти по
кругу.
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
Выполняют.
Выполняют.
Предполагают.
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ
простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
© ООО «Баласс», 2013
Страница 10

II. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
1. Учитель предлагает детям рассмотреть
скульптурный портрет Нефертити на с. 52
учебника, ответить на вопросы, прочитать абзац
под изображением и проверить свои предположения.
– Рассмотрите скульптурный портрет Нефертити. Что
вы можете сказать о царице?
– Скульптуры царей и цариц помещали в гробницу
рядом с мумией. Как вы думаете, зачем?
– Прочитайте абзац под изображениями на с. 52 и
проверьте свои предположения.
– Египтяне верили, что человеческая душа после
смерти улетает, но в определённый момент сможет

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

22) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Египет - так называлась страна которая располагалась (по берегам какой реки? от какого места и до какого моря? по берегам реки Нил от первых порогах до Средиземного моря. (на каком материке? в какой его части?) в северо-восточной части Африки . Первой столицей Египетского царства стал город Мемфис . Правителей Древнего Египта называют

23) Ответьте на вопросы и выполните задание. В древнеегипетской «Повести о двух братьях» старший брат говорит младшему: «Давай приготовим плуг и упряжку быков, потому что хлебное поле вышло из-под воды...» Объясните эти слова старшего брата. Чем он предполагает заняться? В каком месяце по нашему календарю поля в Древнем Египте освобождались от воды? С каким явлением природы это было связано? Опишите его.

    Ответ: Брат предлагал заняться пахотой. Ведь в июле Нил начинал разливаться, что связано с сезоном тропических ливней в районах истоков реки. Течения приносит гнилые растения и солевые осадки, что и было прекрасным удобрением. К ноябрю вода спадала и наступает время пахоты.

24) Выполните задание по рисунку современного художника «Сбор налогов в Древнем Египте»

    Ответ: В белой одежде - сборник налогов. Его сопровождает армия. На земле - писец, он записывает, что-то важное. Видимо земледелец, не может дать налог, поэтому он стоит на коленях. Ему грозит суровое наказание.

25) Заполните «линию времени».

+ Отметьте на «линии времени» год образования единого государства в Египте. Подсчитайте, сколько лет назад это было (вычисления делайте письменно).

    Ответ: 3000 + 2014 = 5014 (лет). Это было 5014 лет назад.

26) Заполните контурную карту «Древний Египет».

27) Впишите недостающие даты.

    а) Единое государство в Египте образовалось около 3000 года до н.э.

    б) Пирамида фараона Хеопса была построена около 2560 года до н.э.

    в) Завоевания фараона Тутмоса были совершены около 1500 года до н.э.

28) Заполните контурную карту «Военные походы фараонов» (с. 22)

а) Обозначьте стрелками направления завоевательных походов египетских войск.

б) Обведите границы Египетского царства около 1500 года до н.э.

в) Напишите название азиатской реки, до которой доходили границы Египетского царства на севере

г) Закрасьте кружочек, обозначающий город в Азии, который более полугода осаждали войска фараона Тутмоса, и напишите название этого города.

д) Закрасьте кружочек, обозначающий столицу Египта во времена фараона Тутмоса, и напишите название этого города

е)Страны и полуостров, завоёванные фараонами за пределами Египта, обозначены на карте цифрами. Напишите их названия:

29) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. фараон по имени Тутмос.

    У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из бронзы. Так называется сплав двух металлов: меди и олова.

    Войсками фараонов были завоеваны в Африке богатая золотом страна Нубия, в Азии - богатый залежами медной руды Симайский полуостров и страны:

    а) Палестина

    б) Финикия

    Границы Египетского царства в Азии доходили до реки Евфрат, а в Африке - до 5 порога на реке Нил.

30) Заполните «линию времени». Отметьте на «линии времени» даты, связанные с правлением фараонов Хеопса и Тутмоса. Могли ли эти владыки Египта что-нибудь знать друг о друге? Объясните, почему вы так думаете.

31) Впишите недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами:

Ано н -бог солнца

Апо п - бог тбмы

Геб - бог земли

Нут - богиня неба

Тот - бог мудрости

Бастет - покровительница женщин и их красоты

Алис - священный бык

Сет - бог пустыни

Осирис - фараон и судья в царстве мертвых

Гор - бог - покровитель правящего в Египте фараона

Исида - богиня - жена Осириса

Амубус - бог - покровитель умерших

Маат - богиня правды

32) Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы.

1) Как египтяне именовали Кота и Змея, изображенных на рисунке? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?

    Ответ: В образе “кота” изображён бог Ра, в образе змеи бог “Апон”. Каждую ночь они борятся и Ра побеждает Апола.

2) Какое событие художник изобразил на рисунке? Опишите рисунок. Что изображено на нем? Чьи имена из тех, кто изображен на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесли деревянный ящик?

    Ответ: Согласно мифу Сет принес в дом Осириса саркофаг. Когда в саркофаг лег Осирис, Сет захлопнул дверь и выбросил его в Нил.

    33) Ответьте на вопросы. Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу?

+ 1) Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»

    Ответ: Исида. После смерти мужа, Осириса, Исида должна прятаться с сыном Гором, чтобы спасти от Сета.

+ 2) Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства.

    Ответ: Сет. Он был братом Осириса, который правил Египтом. Он завидовал брату и решил его убить.

+ 3) Имя моё Амамат, что значит «Пожирательница». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слёз не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам, лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся.

    Ответ: Миф сущ. в образе гиппопотама с лапами и гривой льва и головой крокодила.

34) Придумайте подрисуночную подпись и ответьте на вопросы.

1) Ночь… Куда крадучись идут двое египтян? «Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один. «Не будь трусом - мы умилостивим богов жертвами!Поспешим, я знаю как проникнуть внутрь!» - торопит другой. Что они замышляют? Чем привлекают их каменные громады? Вы дадите ответ, если вспомните, что нашли археологи в неразграбленной гробнице фараона Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила.

    Ответ: Они идут к пирамидам, чтобы ограбить их. После смерти фараона, его саркофаг был из золота и лежали дорогие вещи.

+ 2) С помощью дополнительных источников (в том числе Интернета) выясните, где сейчас находятся предметы из гробницы Тутанхамона.

    Ответ: Нашли гробницу Тутанхамона в ноябре 1922 года лорд Карнарвон и Говард Картер. Увидеть предметы можно в Каирском музее

    • Ответ: Нашли гробницу Тутанхамона в ноябре 1922 года лорд Карнарвон и Говард Картер. Увидеть предметы можно в Каирском музее.

    35) Ответьте на вопросы.

+ 2) Чему учили детей в школах Древнего Египта?

    Ответ: Грамматике, учению писать, счёту, астрономией.

+ 3) На чем и чем писали ученики египетских школ?

    Ответ: На черепках битой посуды, на папирусе.

+ 4) Почему окончившие школу египтяне могли позволить себе носить чистые белые одежды, а на руках у них не было мозолей?

    Ответ: Они становились вельможами.

36) Решите древнюю задачу и ответьте на вопросы. В написанном на папирусе древнеегипетском задачнике для школы имеется такая задача: «Было семь домов, в каждом семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосков, каждый съеденный колосок мог бы дать семь мер зерна. Найдите сумму общего числа домов, кошек, мышей, колосков и мер зерна ».

+ 1) Давайте вместе найдём эту сумму.

    Сколько кошек обитало в семи домах? 7 кошек

    Сколько мышей съели кошки? 7 мышей

    Сколько колосков съели мыши, прежде чем были съедены кошками? 7 колосков

    Сколько мер зерна дали бы колоски, съеденные мышами? 7 мер

    Теперь сложите числа:

    колосков 7

    мер зерна 7, Итак, чему равна общая сумма? 35

+ 2) Кошки почитались египтянами как священные животные. Если бы не они, то всему населению Египта угрожал бы голод. Подумайте почему.

    Ответ: Мыши съедали урожай

+ 3) Кем становились выпускники школы в Древнем Египте? Где им могло ежедневно пригодиться умение умножать, складывать, вычитать и делить?

    Ответ: Пажами у вельмож

37) В вашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе - Амун-Рэ. Знаем ли мы, как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?

    Ответ: Нет. Потому что многие документы Древнего Египта не сохранились.

38) Разгадайте чайнворд «На берегах Нила».


39) Разгадайте кроссворд «В Древнем Египте». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в обведенных рамкой клетках по горизонтали прочтёте имя французского ученого, разгадавшего в начале XIX (19-го) века тайну иероглифов.


40) Разгадайте кроссворд., вспомнив слова из древнеегипетского текста «Поучение писцов ученикам» (с. 62 учебника). Определите, какие слова пропущены в приведенных ниже отрывках из «Поучения писцов ученикам». Впишите эти слова в клетки кроссворда в том же числе и падеже, в каких они должны стоять в тексте.



41) Ответьте на вопросы. Кто, по мнению египтян, произнёс эти слова? Кому они были сказаны?

+ 1) Я не убивал, я не крал, я не лгал, я не завидовал.

    Ответ: Это говорил смертный на суде Осириса

+ 2) Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его.

    Ответ: Получение гисуов

+ 3) Ты как свинья, пожирающая собственных поросят.

    Ответ: Теб своей жене Нут

42) Найдите ошибки.


    а) Разлив Нила был каждый год

    б) Нил - единственная река в Египте

    в) Древнем Египте не было денег

    г) Гробница Тутанхамона находилась в долине Царей

    д) Самая большая пирамида - Хеопса - находится на севере около города Мемфис

    е) Сам Тутанхамон дома время не был найден

    ж) Ливень в Египте - редкое явление

    з) Дуб в Египте не растет

    и) Гробница Тутанхамона - не разграблена

    к) Предметы из гробницы в музеях мира.

43) Придумайте окончание сказки.


    Ответ: Супруга царевича была удивлена постройками египта, ведь там были высокие башни и пирамиды. Но поразила природа, потому что климат жаркий и нет растений. Отец был рад приезду его единственного сына и его молодой жены. Утром молодожены пошли гулять по Мемфису с собакой. Но вдруг собака озверела и набросилась на царевича. Молодая царевна не успела оттолкнуть собаку как увидела что муж умер. Горько плакала она и решила спрыгнуть с окна, но отец остановил ее и сказал: “Ты оберегала его как могла, спасибо!”

    Проверьте себя.

+ 1) Какие природные условия в Древнем Египте способствовали развитию земледелия?

    Ответ: Был Нил и земля была жирной и мягкой

+ 2) Назовите, что приходилось делать египтянам, чтобы вырастить хороший урожай.

    Ответ: Работать мотыгой целыми днями

+ 3) Какие преимущества по сравнению с другими жителями Древнего Египта получали образованные люди? Свой ответ аргументируйте.

    Ответ: Становились писцами. Потому что, писцы должны были уметь писать, читать и считать.

+ 4) С помощью Интернета и дополнительной литературы подготовьте презентацию «Путешествие по Древнему Египту» и продемонстрируйте ее в классе.

Египет - это загадочная страна, которая привлекает многих своим историческим и культурным наследием. Помимо величественных пирамид и папирусов хорошо характеризуют еще и росписи на стенах, которые рассказали исследователям практически обо всех аспектах жизни египтян. Если вы хотите узнать больше об этой стране, то вам просто необходимо изучить, что такое роспись в Древнем Египте. Давайте разбираться.

Рельефы и росписи Древнего Египта

Наверняка общее представление о рельефах Египта имеется у каждого. И это не удивительно, ведь что такое роспись в Древнем Египте? По сути она представляла собой строго отпределенные картины. Так, все люди изображались здесь строго лицом, руками и ногами в профиль, а телом в фас. Такое изображение, по мнению египтян, наиболее точно позволяло передавать пропорции и особенности человеческого тела. В первую очередь рельефы относились к духовной жизни общества, что позволило сохранить каноны неизменнными на протяжении практически 2,5 тысячелетий.

Наивысший пик расцвета этого искусства пришелся в Египте на 14 век до н.э. Египтяне тысячелетиями оттачивали навыки изображения, что в конечном итоге позволило им создать самые точные и четкие линии и повторяющиеся изображения.

Что изображали росписи

Самое частое изображение в Древнем Египте - это картины Однако наряду с ними можно найти рисунки, которые и помогли исследователям узнать больше о жизни Так, в храмах и сооружениях можно увидеть картины бытовой жизни, такие как, например, сбор урожая, охота, рыбалка, приемы пищи, поклонение богам, отдых знати и прочие действия в полной детализации. Неизменным было одно - хозяин гробницы всегда присутствовал на рисунках и хотя бы на одном из них был представлен на пиру.

Для того чтобы подчеркнуть важность того или иного человека, его изображение увеличивали по сравнению с остальными. Так, самыми большими фигурами являлись боги и фараоны, вельможи - чуть меньше, а крестьяне были самыми маленькими.

Где выполнялись росписи

В первую очередь росписи выполнялись в гробницах, именно поэтому основным их мотивом были представления египтян о загробной жизни. Такие изображения выполнялись в ярких красках, как, например, в гробнице фараонов и знатных людей, однако могли быть просто выбиты на скалах захоронений более бедных слоев населения. При этом сама поверхность гробницы большой роли не играла - будь то песчаные блоки или внутренность пещеры.

Что такое роспись в Древнем Египте - это искусство, которое, прежде всего, было расчитано не на зрителя, ведь зачастую настоящие расположены в местах, куда доступ обычным людям был запрещен.

Также настенные росписи Древнего Египта делались в храмах, посвященных различным богам. В этом случае они рассказывали уже о мифах, легендах и представлениях египтян о том или ином божестве.

Как египтяне делали росписи

Для того чтобы понять, что такое роспись в Древнем Египте, необходимо узнать, как они изготавливались. Первоначально египтяне делали углубления в качестве а затем при необходимости заполняли их красками. Причем краски использовали только натуральные и естественных цветов: красные, желтые, зеленые, синие и черные. Этого вполне хватало для того, чтобы выразить намерения автора. Причем цвета выражали не только тот или иной оттенок, но передавали саму душу окрашенного объекта. Так, например, служил олицетворением добра.

Изготовление росписи шло в три этапа: первоначальная роспись, вырезание углублений и окончательная роспись. Как ни странно, некоторые росписи сохранили свой цвет даже до наших дней.