Фонвизин, "Недоросль": анализ произведения, характеристика героев. Тема и идея комедии «Недоросль

Денис Иванович Фонвизин пишет свою искрометную комедию «Недоросль» в эпоху господствования классицизма. В соответствии со строгой иерархией жанров, комедия (также как сатира и басня) относится к низкому литературному жанру, но, тем не менее, имеет ряд особенностей и направлена на раскрытие общественных пороков. Образы героев эпохи классицизма лишены индивидуальных черт, поскольку направлены запечатлеть устойчивые родовые признаки, не прекращающиеся с течением времени.

Комедия «Недоросль» имеет яркую авторскую оценку исторической действительности, которую Фонвизин старается изобразить наиболее правдиво и достоверно, в чем заметны черты реализма, пришедшего на смену классицизму. Свои воззрения автор вкладывает в диалоги положительных героев, чья речь изобилует житейской мудростью. Недаром же комедия после публикации была буквально разобрана на афоризмы. Герои, которым симпатизируют автор и читатель, идеальны, в них практически нет недостатков, и их функция в произведении направлена на утверждение справедливого общественного порядка. Деление на строго положительных и отрицательных героев – признак классицизма, присущий произведению.

В роли самой значимой фигуры, носящей положительные черты, предстает Стародум – шестидесятилетний дядя Софьи, проживший несколько лет в Сибири, где «трудами и честностию» сделал свое состояние в десять тысяч рублей, которое завещает любимом осиротевшей племяннице. Примечательно, что имя каждого героя комедии является «говорящим». Стародум (т.е. «представитель старых дум, воззрений») получил наилучшее воспитание петровской эпохи. Он дает довольно ёмкую характеристику времени своего становления: «В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову», «Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нынче многие не стоят одного». Герой немало повидал на своем веку. Не жалея себя, служил Отечеству, подставляя свою грудь под пули во время военных действий, получил тяжелое ранение и в порыве подал в отставку после того, как узнал, что его прежний приятель граф, не пожелавший отдавать долг Родине, произведен в чин и обошел его. Только позднее Стародум сделал вывод, что «любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». После отставки он приехал в Петербург, где был представлен ко двору, но и там он пробыл недолго, поскольку не мог примириться с устоявшимися нравами: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни ризу на мысль не приходили ни предки, ни потомки». Герой ставит строгий диагноз придворному обществу: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». Стародум придает главное значение нравственному формированию личности, еще отец учил его: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы». Самым главным достоинством в человеке герой считает душу: «Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление». Стародум – истинный патриот своего Отечества, оценивающий человека не по его состоянию, а по той пользе, которую он принес своей родной земле: «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества <...> без знатных дел знатное состояние ничто».

Единомышленником, разделяющим воззрения Стародуба, в комедии является честнейший и безупречный государственный чиновник Правдин. Уроженец Москвы, он определен членом в наместничестве, к которому относится имение Простаковых, и призван служить ревностным блюстителем порядка: «Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Довольно меткую характеристику он дает и самим Простаковым: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Именно с помощью Правдина Стародуму удается разоблачить и прекратить бесчинства самодурки Простаковой и уберечь Софью от ее произвола.

Представительницей прекрасного пола в группе идеальных персонажей является Софья – скромная, умная, образованная и воспитанная сирота, вынужденная волей обстоятельств жить в доме дальней родственницы деспотичной Простаковой. Фонвизин не зря дает героине именно имя Софья, что с древнегреческого означает «мудрость, разумность, наука». Она почтительно относится к старшим и мудра не по годам. Героиня выгодно отличается от обитателей дома Простаковых, которые видят в ней только способ легкой наживы для продолжения своих бесчинств. Она не привыкла праздно проводить время и свободные минут посвящает чтению. Софья не просто читает, она анализирует прочитанное, именно ее устам принадлежат такие важные слова: «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью».

И наконец, последний герой плеяды положительных персонажей – офицер Милон, сердечно влюбленный в Софью и буквально вырвавший ее из рук обидчиков, желавших похитить ее и насильно венчать с Митрофанушкой. Милон – патриот, готовый отдать долг Отчизне: «Я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце. В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник». Молодой человек очень быстро и легко добивается расположения Стародума, который дает благословение на предстоящую женитьбу: «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. В твоем вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным. Вы оба друг друга достойны. От всей души моей даю вам мое согласие».

Комедия Д.И. Фонвизина имеет счастливую концовку – зло наказано, справедливость восторжествовала, каждый персонаж получает по своим заслугам.

Вторая половина XVIII в. отличается подлинным расцветом русской драматургии. В сложившееся ранее литературное направление начинают проникать произведения, не предусмотренные правилами классики жанра, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания. Среди этих новинок, прежде всего, оказалась так называемая общественная сатирическая комедия. Пожалуй, первым произведением этого направления можно считать «Недоросля».

Эта пьеса неоднозначна, но все же основной целью произведения автор считает воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, личными стремлениями и долгом перед государством разрешается всегда в пользу последних. Таким образом, создается образ человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Нетрудно понять, что ближе всего и дороже всего автору именно они. Это легко заметить и по взглядам на жизнь самого Фонвизина, и по той особой теплоте, с которой проработаны эти герои. Именно они открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Значение положительных персонажей для Фонвизина обусловлено еще и тем, что с их помощью он может сказать своим современникам о наболевшем, о назревших проблемах, которые не позволяют молчать.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», - проблема воспитания просвещенных, передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности и самодовольства. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой), у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся». Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автора не оставляет надежда, что ситуация может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над

Всей российской жизнью.

Свои надежды на возрождение российского общества Фонвизин связывает с положительными героями «Недоросля». Вдохновенно, со всей пылкостью и жаром души писатель наделяет их максимумом положительных черт дворянина и прогрессивных идеалов.

А вот сформулированные драматургом жизненные «…правила, которым следовать должны…» настоящие дворяне: «… Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»; «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала»;

«Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума»; «… Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам»; «Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»; «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокоме-рия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого Квт нужного»; «… Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, Которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был автор. И те персонажи, которые наиболее близки сердцу автора, на «границах «Недоросля» являются воплощением и средоточием идеалов прогрес-< явного общества. Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин влялся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет бщечеловеческое значение, не потерявшее своей актуальности и в наши дни.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Просвещенные герои «Недоросля» как идеал дворянина для Фонвизина .

Предлагаю вашему вниманию фрагменты документального фильма о Фонвизине, презентацию к системе уроков по комедии "Недоросль", аудиофайлы.

Урок 1. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.

1. Фонвизин и его комедия

Реализация домашнего задания

· Какие основные этапы жизни Фонвизина вы отметили при выполнении домашнего задания? (Родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился в гимназии при Московском университете прекрасно, переехал в Петербург, был знаком с Ломоносовым, увлёкся театром. Начал свою литературную деятельность с переводов басен и пьес. Потом работал переводчиком в Коллегии иностранных дел. Первая пьеса Фонвизина «Бригадир». Был приближённым Панина, которого ненавидела Екатерина 2. «Недоросль» впервые была поставлена 24 сентября 1782 года. Но Фонвизину после этого пришлось выйти в отставку. Написал сатиру «Всеобщая придворная грамматика», после которой его запретили к печати. Потом тяжело заболел и умер в возрасте 47 лет.)

· Посмотрим видеосюжеты и ответим на вопросы (слайды 2-4)

Слайд 2. Родословная. Детство(просмотре видеосюжета)

Какова по происхождению фамилия Фонвизиных? (немецкого происхождения).

Когда они появились в России? (Предки Фонвизина оказались в России во времена правления Ивана Грозного, во время Ливонской войны)

Где родился Фонвизин? (в Москве)

В честь кого он назван? (в честь своего предка Дениса)

Где и как он учился? (учился в гимназии при Московском университете прекрасно)

Слайд 3. Комедия «Недоросль»

Какие недостатки обличает Фонвизин? (лесть, низкопоклонство, дикость и жестокость крепостничества)

В чьи уста вложил он свои сокровенные мысли? (В уста Правдина и Стародума)

Слайд 4. Постановка комедии

Где впервые была поставлена комедия? (В старом театре на Царицыном лугу)

Что сказал князь Потёмкин Фонвизину после выхода комедии? («Умри, Денис, лучше не напишешь!»)

Что осудил писатель в комедии? («злонравия достойные плоды»)

Что раньше обозначало слово «недоросль»? (так называли дворян, не достигших совершеннолетия)

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,

А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

3. Викторина на знание комедии.

Ø Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

Ø Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

Ø Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

Ø Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

Ø Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

Ø Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

Ø Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

Ø Как зовут жениха Софьи? (Милон)

Ø Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

Ø Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

Ø Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

Ø Кому принадлежат эти слова:

o «А ты, скот, подойди поближе.» (Простакова)

o «Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна)

o «Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин)

o «Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова)

o «Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)

4. Анализ комедии.

Слайд 5. Вспомним теорию!

Что такое сатира?

Это одно из видов комического, высмеивающее и обличающее общественные пороки

Что такое комедия?

Это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие или нравственные пороки

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян и произвол помещиков.

У.: В комедии две сюжетные линии. Одна разрешает любовный конфликт, другая – социальный, нравственный. Нарисуем события двух этих конфликтов.

Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”

· Есть в пьесе любовная интрига? (Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.)

Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.

Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы - общественно- политический.

· Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:

Итак, одной из проблем, поднятых Фонвизиным, была проблема – как воспитать настоящего гражданина. Фонвизин показывает нам учителей Митрофана. Расскажите о них.

Проверка индивидуального домашнего задания

1. Рассказ о Цифиркине

2. Рассказ о Кутейкине

3. Рассказ о Вральмане

Ø Одним из способов создания комического было использование «говорящих» фамилий. О чём говорят фамилии учителей? (Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики. Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун)

Ø Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества. Согласны ли вы с этим? Почему?

Ø Кого могут воспитать такие невежественные учителя? Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Ø Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”)

Ø Сама она образованная или нет?

Ø Почему истинный дворянин должен быть образованным?

Ø Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?

Ø Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых при внимательном прочтении 1-ого действия?

Ø Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Ø Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

Ø Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

Ø Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.

Проблема истинного дворянина демонстрируется и в монологах Стародума. Стародум – это персонаж, высказывающий авторскую позицию. Такой персонаж назывался резонёром.

Проверка индивидуального домашнего задания:

Ø Расскажите, о чём говорит Стародум, какие пороки он обличает в своих монологах?

Домашнее задание:

1. Заполнить таблицу речевой характеристики Простаковой. (*Слайд 12) (Индивидуальное задание: инсценировка 1-4 явлений 1 действия)

2. Выучить определения сатиры и комедии

Урок 2. «Недоросль» как комедия классицизма

1. Проверка домашнего задания

Ø Речевая характеристика – основное средство создания образа в драматическом произведении. Почему?

Ø Какие слова преобладают в речи госпожи Простаковой?

Ø Со всеми она одинаково говорит? С кем и как?

Ø Зачитайте, какие слова преобладают в её разговоре с разными людьми

Ø В зависимости от ситуации она и с одним человеком может говорить по-разному. Докажите это

Ø Какой вывод из речевой характеристики Простаковой мы можем сделать о качествах её характера?

Ø А какой вывод о Фонвизине как драматурге мы можем сделать?

2. Слово учителя. Запись лекции.

“С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра, значит, не поглотила “река времён в своём стремленье” пьесу восемнадцатого века. И этот феномен мы объясняем тем, что пьеса, созданная в эпоху классицизма, вобравшая его черты, благодаря таланту автора, вышла за рамки классицизма, заняв совершенно особое место в русской драматургии. Сегодня мы выявим в ней черты классицизма, а также найдём те черты, которые отличают комедию от классицистических произведений.

Но сначала надо познакомиться с классицизмом как с направлением литературы.

В литературе и искусстве существуют такие направления:

1. Классицизм

3. Романтизм

4. Реализм

5. Модернизм

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

(* постановка задачи: заполнить таблицу ответами)

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика.

Принципы классицизма

Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга

Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее

Наследование античности как образцу

(Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

Подражание “украшенной” природе

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”, созданный скульптором Михаилом Козловским.

Ø Как вы думаете, почему это классицистическое произведение? (Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

Живописцы классицизма были не в меньшей степени, чем зодчие, верны принципам этого направления.

Ø Найдите здесь черты классицизма

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе.

Основные требования классицизма в литературе

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

2. Исключалось использование простонародного языка

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия.

5. Строгое деление на жанры.

6. Система амплуа

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Смешивать жанры считалось недопустимым!

А вот мнение Мольера: “Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки”.

3. Аналитическая работа

Ø Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию? (Низким.)

Ø Почему? (Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.)

Ø Действительно ли произведение Фонвизина – комедия? Что она высмеивает?

Ø - Каков идеал человека для классицистов? (Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.)

Ø Есть ли такой герой в комедии Фонвизина? (Есть, это Стародум, Правдин)

Ø Какие идеи они исповедуют?

Ø Есть ли в комедии единство времени?

Ø Соблюдается ли единство места?

Ø Соблюдается ли единство действия? (Нет, здесь два конфликта, две сюжетных линии)

Ø Есть ли деление на положительных и отрицательных героев?

Ø Во что верит Фонвизин как писатель эпохи просвещения? (Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.)

Ø А от каких канонов классицизма отходит писатель?

Ø 1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры? (У положительных героев Фонвизин создаёт биографию, как, например, у Стародума)

Ø 2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?

Ø 3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?

Ø 4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?

Ø 5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?

Ø 6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?

Обратимся теперь к вопросу создания комического

Ответ. Фонвизин использует “говорящие” фамилии, фразы-саморазоблачения.

Вопрос. Это традиционные приёмы для комедии классицизма. Обратите внимание на появление внесюжетных сцен, т.е. сцен, не связанных с сюжетом, что было совершенно новым в русской драматургии. Назовите такие сцены. Как вы думаете, что это давало автору?

Ответ. Внесюжетные сцены – это, например, сцена с примеркой кафтана, разговор Простаковой с братом, с Еремеевной. Они позволили автору углубить представление о некультурной помещичьей семье, о низости её запросов и стремлений, отсутствии высоких идеалов, о неразумности такого внутрисемейного устройства. Всё это убеждало зрителя в правдоподобности и жизненности происходящего на сцене.

Ø “Почему эти сцены смотрятся с неподдельным интересом?” (характеры героев отрицательных оказались жизненнее, глубже, интереснее.)

Это произошло по ряду причин: драматург пытался объяснить характеры героев условиями их жизни, воспитанием.

Ø Докажите это примерами из комедии.

Речь отрицательных героев оттеняет индивидуальные особенности героев, это мы уже отметили на примере речевой характеристики Простаковой.

Ø Определите ещё одну особенность комедии "Недоросль", оттолкнувшись от слов Вяземского о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Вопрос. Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Ответ. В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное. И это было новым для классицизма.

Ø “В чём вы увидели особенности финала комедии?” (порок наказан, добродетель торжествует. По сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.)

“ Конечно, комедия “Недоросль” - произведение русского классицизма. Но она находится у истоков русской реалистической литературы. В пьесе Фонвизина – всё русское, национальное: тема, сюжет, конфликт, характеры. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, находясь в рамках классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, создав произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по художественной форме.

Ø Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов: “Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?

Ø Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служения Отечеству, столь любимые классицистами?

Домашнее задание:

1. Выучить лекцию

  • #1

    Супер! Дети были в восторге. Это лучшее из всего предложенного в интернете. Спасибо!!!

  • #2

    Спасибо вам большое,сдаю литературу,решил повторить всю школьную программу от начала до конца-ваши ролики как никак кстати!Кратко,ясно,понятно.Выражаю вам огромную благодарность!

  • #3

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, долгом перед государством разрешался всегда в пользу последних. Таким образом, создавался образ человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире.

Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны. Писатели, говорил Фонвизин, “…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества”.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии “Недоросль”, - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.

То же самое происходит при дворе. Это большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. “Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся”. Дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они “…не оставляют двора… двор им полезен”, “…чины нередко выпрашиваются”. Они забыли, что такое душа, честь, благонравие.

Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится” - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью.

А вот сформулированные драматургом жизненные “…правила, которым следовать должны…” настоящие дворяне:

1. “…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время”.

2. “Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть

угрызала”.

3. “Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума”.

4. “…Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам”.

5. “Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам”.

6. “Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия… По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного”.

7. “…Что такое должность. Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим… Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство… погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю”.

Все эти постулаты соответствуют идеям Просвещения, горячим поборником которого был Фонвизин.


УРОК 14

КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КОМЕДИИ

Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ХОД УРОКА
I . Примерные планы к предложенным темам.

«Вот злонравия достойные плоды».

1. Что характеризует сентиментализм как литературное направление?

2. Основные жанры сентиментализма.

Сентиментализм появился в Европе во второй половине ХVIII в.

Идеология сентиментализма близка просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло.

В ХVIII в. под словом «сентиментализм» понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека.

Таким образом, сентиментализм - это литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм зародился в творчестве англичанина Лоренса Стерна и французского просветителя Ж.-Ж. Руссо. В России получил развитие в творчестве Н.М. Карамзина.

Характерные жанры для сентиментализма - письма, где раскрываются в форме доверительного монолога мысли и чувства героев, и путешествия, где описываются случайные встречи и разговоры в пути, самые незначительные дорожные происшествия. Все это важно, так как дает пищу для сердца и воображения.

В произведении сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н.М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».


I V . Докажите, что «Путешествие...» принадлежит литературе сентиментализма.
V . Ответ на 2 вопрос домашнего задания .
V I. Домашнее задание.

Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (по карточке 8).

Карточка 8

Н.М. Карамзин 1

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) вырос в провинции, в Симбирской губернии. Когда ему исполнилось 14 лет, его повезли в Москву и отдали в пансион профессора Шадена. Он получил хорошее образование и светское воспитание.

В 18 лет Карамзин поступил на военную службу, - как и полагалось дворянскому юноше, - в один из лучших гвардейских полков. Однако вскоре он вышел в отставку и уехал в Симбирск. Там он блистал в обществе , поражал провинциалов столичными туалетами и необыкновенной образованностью. В Симбирске Карамзина увидел И.П. Тургенев, известный масон и литератор новиковского круга. Он убедил молодого человека ехать вместе с ним в Москву, вовлек его в масонскую организацию, заставил его серьезно заняться литературой и углублением своего научного кругозора.

Масоны верили, что через просвещение, через добрые дела, через перевоспитание можно постепенно ликвидировать зло.

Жизнь Карамзина среди масонов продолжалась около четырех лет. Наконец, он пережил разочарование в масонской организации и в самом Новикове. Ему надоели мистические увлечения масонов, вероятно подействовавших на него первоначально атмосферой тайны и своеобразной рыцарской романтикой ритуалов. Но более всего Карамзина смутил в новиковском масонстве налет конспирации, имевшей не столько эстетический, сколько политический характер. Карамзин не хотел участвовать в замыслах масонов; он устранялся от прямых политических действий, практический, деловой размах предприятий Новикова также был неприятен ему. К тому же он хотел видеть Европу, хотел расти как писатель. Он уехал за границу, покидал в Москве любимую женщину и друзей; это был разрыв с масонами и начало новой жизни.

Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, при этом старался наблюдать природу и правы чужих стран, читал, добивался знакомства с выдающимися людьми на Западе - с писателями, учеными, философами; старался тут же разобраться в своих впечатлениях, понять увиденное, осмыслить его. В 1790 г. он жил несколько месяцев в Париже, наблюдая революцию в действии, - и отнесся к ней без сочувствия.

Осенью 1790 г. Карамзин вернулся в Россию в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках , с множеством французских, немецких и английских книг, с запасом идей, впечатлений и воспоминаний на много лет. С 1791 г. он начал издавать «Московский Журнал», выходивший два года. Карамзин печатал в нем много своих повестей и стихотворений; повесть «Бедная Лиза», помещенная в нем, произвела фурор. Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбою ее героини, ходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором она якобы утопилась. Слава пришла к Карамзину, когда ему было всего 25 лет.

В 1816 г. Карамзин приехал в Петербург. Через два года появились первые восемь томов «Истории Государства Российского». Успех книги был неслыханный. Все хотели прочесть историю своей страны, впервые научно и увлекательно написанную.

С 1816 г. Карамзин летом жил в Царском Селе, недалеко от дворца. Работа над «Историей...» занимала все утро. На прогулке в парке Карамзин встречался постоянно с царем Александром. Они вместе гуляли и разговаривали. Карамзин стал личным другом царя, хотя нередко оспаривал его мнения и даже действия весьма решительно.

Он не хотел ни чинов, ни денег, - и он не получал их. Нередко в Царское Село приезжали друзья , писатели. Летом 1816 г. часто бывал на этих чаепитиях юноша Пушкин. Зимой беседы за круглым столом переносились в Петербург.

УРОК 17

Н.М. КАРАМЗИН. ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА

При нем и вследствие его влияния тяжелый

педантизм и школярство сменились сентимен-

тальностью и светскою легкостью...

В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (По карточке 8).
II. Беседа по вопросам:

1. Почему Н.М. Карамзин был одной из выдающихся фигур своего времени? (Он рано вошел в литературу и довольно быстро получил славу первого писателя. Он путешествовал и общался с выдающимися людьми Западной Европы. Он глава школы русских сентименталистов и преобразователь русского языка. Он автор «Истории Государства Российского», названной Пушкиным «созданием великого писателя» 1 .)

2. Что такое «чувствительность» в понимании современников Карамзина и как это понятие связано с направлением в искусстве сентиментализмом?

3. Найдите в стихотворениях Н.М. Карамзина, помещенных в учебнике, черты сентиментализма. Выразительно прочитайте эти стихотворения, отметьте особенности их интонации, образы, нарисованные в них, красоту и выразительность эпитетов.


III. Домашнее задание.

а) Почему критики считают образ Эраста несомненной заслугой автора? Эраст злодей или жертва своих страстей?

б) Как в повести выражено отношение автора-рассказчика к происходящим событиям?

Докажите, что описания природы готовят героев и читателей, настраивают их на определенные события.

2. Задание по группам проанализировать следующие моменты:

1 вариант - описание Симонова монастыря в начале повести;

2 вариант - Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом;

3 вариант - описание грозы.

УРОК 18

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА».

ЖИЗНЬ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ.

ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ

«Бедная Лиза» - ...образцовое произведе-

ние, посвященное не внешним событиям, а

«чувствительной» душе.

Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. О сюжете повести «Бедная Лиза» исследователи говорят, что он не был ни новым, ни сложным. Какие события лежат в его основе?

2. Почему эта повесть, написанная в 1792 г., имела небывалый успех, что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.)

4. Стала крылатой фраза Н.М. Карамзина, что «и крестьянки любить умеют». К какой героине относятся эти знаменитые слова? (Речь идет не о Лизе, а о ее матери. Прочитав повесть, мы понимаем, что это можно сказать и о Лизе.)

5. Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой . Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают их на определенные события. Для этого проанализируйте три пейзажа (проверка домашнего задания).

6. Осуждает ли рассказчик свою героиню за самоубийство? (Нет, он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным, многие же обвиняли автора в безнравственности, появилась даже анонимная эпиграмма:

Ну можно ль поступить безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?


Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, -

Топитесь, девушки, в пруду довольно места!) 1

Согласны ли вы с тем, что Эраст - элодей или он жертва своих страстей? (Ответ на вопрос домашнего задания.)

9. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? Найдите слова, создающие образ-настроение, образ-переживание. Почему так часто употребляется слово «слезы»?
II. Домашнее задание.

Индивидуальные задания - подготовить сообщения на темы «В.А. Жуковский», «Романтизм» (по карточкам 9, 10).