Ионыч имя. Cочинение «Ионыч - характеристика литературного героя

ИОНЫЧ - герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898), Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Его история - постепенное превращение внутренне подвижного, живого человека в монстра равнодушия. Жизнь И. прослеживается параллельно с историей самой в городе С. «образованной и талантливой» семьи Туркиных: отец-остроумец («Здравствуйте пожалуйста!»), мать-писательница («Мороз крепчал, заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге»), дочь Котик, музыкантша («она упрямо все ударяла по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля»). Но авторское отношение к эволюции Туркиных и И. неодинаково. Злой юмор, с которым описаны Туркины в начале истории, постепенно уступает место явно сочувственной, элегической интонации. Провинциальная манерность Туркиных кажется почти невинной, даже трогательной на фоне атмосферы нездоровья, тоски и безысходности, возникающей в финале рассказа. Перемены»Шв. фиксируются с растущей отстраненностью автора: если поначалу события показаны и в его собственном восприятии доктора Старцева, то в конце рассказа автор говорит о поведении И. как бы «издали», ограничиваясь скупыми комментариями. В молодости хороший врач, искренний по-своему человек, способный даже влюбиться, к финалу И.- совершенно незаметно для себя - утрачивает все человеческое: перед нами тупое, холодное и жадное существо, не способное к прежнему, доброжелательному восприятию жизни. У него большая медицинская практика, он богат, владеет несколькими домами в городе. Автор никак не выражает сочувствия И., напротив, он не скрывает брезгливости, но весь небольшой рассказ позднего Чехова пронизывает отчетливый ужас перед действительностью, разрушающей, деформирующей личность.

    Во многих своих рассказах А.П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение человеческой души. Четыре главы обращены...

    Темой многих рассказов А. П. Чехова, например “Смерть чиновника”, “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”, является обличение человеческих пороков. Чеховские персонажи стали символами угодничества и чинопочитания, а их имена - именами нарицательными. Чехов всей...

    На эту тему написан и рассказ «Ионыч» (1898). Отраженная здесь провинциальная обстановка во многом напоминает ту, над которой посмеивался Буркин. Но в «Ионыче» отсутствуют любые, даже уродливые исключения. Герой поставлен в низменные, каждодневно...

  1. Новое!

    Тема сочинения напоминает человеку о том, что, совершая жизненный маршрут, следует помнить, что во многом от человека зависит, будет ли этот маршрут черно-белым, серым или цветным. Серьезным испытанием на жизненном пути человека является любовь, особенно,...

  2. Литература - это не только отражение действительности, но и особый мир, созданный искусным художником слова. Мы, читатели, погружаемся в этот мир и как бы растворяемся в нем, становимся причастными к переживаниям героев. Читая рассказы А. П. Чехова,...

Одними из основных персонажей произведения являются члены семейства Туркиных, которое считается самым образованным и талантливым в небольшом губернском городке.

Писатель представляет семью в качестве знакомых главного персонажа произведения Ионыча, доктора Старцева, относящихся к состоятельному дворянскому сословию, имеющему собственный каменный дом и пригородное имение. Отличительными чертами членов семьи является их радушие и гостеприимство, сочетающиеся с сердечной простотой, любовью к угощению гостей вкусными обильными яствами и развлечению своими талантами.

Глава семьи Туркиных, Иван Петрович, обладая своеобразным талантом коверкать используемые слова, увлекается рассказыванием шуток и анекдотов с использованием своего придуманного языка.

Его супруга, Вера Иосифовна, страдающая давней мигренью седая женщина средних лет, занимается написанием романов, которые не содержат реальной действительности и с трудом воспринимаются слушателями. Книги Туркиной-старшей не издаются, хотя сама Вера Иосифовна оправдывает такое положение вещей лишь тем, что не нуждается в средствах.

Супруги с трепетом и любовью относятся друг к другу, используя в ежедневном обращении нежные, уменьшительно-ласкательные слова.

Дочь Туркиных, восемнадцатилетняя Екатерина Ивановна, называемая родителями Котиком, мечтает в будущем о карьере великой пианистки, самозабвенно демонстрируя своеобразную исполнительскую манеру игры на фортепьяно, вбивая клавиши внутрь инструмента.

У главного героя рассказа вспыхивает влюбленность к девушке, он предлагает ей стать его женой, однако Екатерина Ивановна не мыслит жизни без искусства и отказывает Ионычу.

Впоследствии, поступив в консерваторию, Екатерина понимает, что является лишь посредственным музыкантом и возвращается в дом к родителям, поскольку доктор Старцев более не желает видеть девушку собственной супругой.

Спустя годы в доме семейства Туркиных время как будто остановилось и члены семьи, как механические заводные куклы, продолжают свою бездарную жизнь, рассказывая глупые анекдоты, пописывая никому ненужные романы и ежедневно музицируя на рояле.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мильон терзаний Чацкого 9 класс

    Комедия А.С. Грибоедова является произведением, которое сыграло большую роль в становлении и воспитании нравственного облика российского общества. В данном труде мы видим позывы к борьбе с глупостью

  • Особенности языка комедии Горе от ума Грибоедова художественные особенности, стиль произведения

    Комедийная пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» обладает множественными стилистическими особенностями, главной из которых является стиховая форма.

  • Сочинение по картине Семенова Как прекрасен этот мир 5 класс

    Действия картины происходят летом, так как на заднем плане присутствует зеленная трава и ярко изображены солнечные лучи, если приглядеться к ногам девочки то можно заметить что под босоножками нет носков.

  • Характерстика и образ Лизы Муромской в Барышне-крестьянке Пушкина

    Персонажи повести Барышня-крестьянка яркие, каждый со своим характером. Лиза – дочь помещика Муромского, избалованная любящим отцом

  • Тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы сочинение

    Главным героем произведения - Родион Раскольников. Своей теорией Тварь я дрожащая или право имею он утверждает, что человечество и человек сам по себе преступен

Характеристика литературного героя Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, о в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и нескладной жизнью. Этот мотив с особой силой звучит в замечательном рассказе “Ионыч”.
Сюжет этого маленького шедевра представляет собой невеселую историю молодого земского врача, превратившегося в отвратительное злобное и корыстолюбивое существо. Как и почему происходит с героем такая метаморфоза?

Писатель помогает найти ответ на этот вопрос, как бы расставляя вехи на жизненном пути Старцева: “прошло больше года”, “прошло четыре года”, “прошло еще несколько лет”. Каждый отрезок времени воспринимается как своего рода рубеж, показывающий те изменения, которые происходят во внутреннем мире героя. Огромное значение в духовной деградации Дмитрия Старцева имеет среда, в которую попадает этот молодой врач.
Начало чеховского рассказа вводит читателя в скучную и однообразную обстановку губернского города С., которую, правда, скрашивала его достопримечательность – семья Туркиных, которую все городские обыватели единодушно считали самой образованной и культурной. Действительно, каждый член этого семейства обладает каким-то талантом. Иван Петрович Туркин неутомимо развлекает гостей своими шутками и шарадами. Его жена Вера Иосифовна пишет романы, которые читает гостям, находя в них благодарных слушателей. Дочь Туркиных Катерина Ивановна, по мнению окружающих, является талантливой пианисткой, поэтому она твердо решает учиться в консерватории, чтобы добиться славы и известности. Перечень талантов этой даровитой семьи, безусловно, впечатляет, но вспомним, как описывает Чехов семью Туркиных, показывая ее в восприятии нового человека – Дмитрия Ионыча Старцева. Несколько настораживает фраза о том, что долгими упражнениями в остроумии Иван Петрович выработал свой необыкновенный язык. По-моему, остроумие – это врожденное качество человека – его нельзя выработать. Этот естественный вывод сразу же подтверждается типичными образчиками туркинского остроумия (“покорчило вас благодарю”, “здравствуйте пожалуйста” и т. д.), которые к тому же повторяются и через год, и через несколько лет, как и фраза из шекспировского “Отелло”, которую произносит сначала мальчик-слуга, а затем возмужавший дюжий молодец. Все убеждает нас в том, что Туркины, увы, бездарны. Об этом говорят и усыпляющий роман Веры Иосифовны, и игра Котика, которая ударяла по клавишам с такой силой, как будто хотела вогнать их вглубь рояля. Во всяком случае, именно такое впечатление произвела ее игра на доктора Старцева. Но он вместе со всеми восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома, смеется шуткам Ивана Петровича. Внутреннее состояние “свежего” человека явно контрастирует с неестественной, позерской “интеллигентностью” этой самой культурной семьи. Если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каковы же остальные! Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции. Становится ясно, в какую среду попал молодой деятельный врач, который вначале выгодно отличается от городских обывателей своей честностью, трудолюбием, целеустремленностью, желанием заниматься полезным, благородным делом.
Обыватели долгое время раздражали его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом. Он довольно скоро пришел к выводу, что с подобными людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных житейских вещах, не касаясь сфер политики или науки. Наметившийся конфликт умного, образованного, трудолюбивого человека с убогой обывательской средой, однако, не находит дальнейшего развития в рассказе. Может быть, это происходит от того, что Старцев впервые в жизни пылко и страстно влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство отодвигает на задний план все остальные проблемы, заставляя молодого человека идеализировать эту миловидную неглупую девушку, выполнять все ее прихоти и капризы. Хотя здравый смысл и подсказывает Старцеву, что Котик не будет ему хорошей помощницей и подругой, именно ее хочет видеть герой своей женой. Он почти не сомневается в том, что его предложение будет принято, размышляя, как сложится его жизнь после женитьбы. И вот тут-то в его мечтах и раздумьях явственно проступают несколько настораживающие мысли о том, что приданого, должно быть, дадут немало, что придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.
Значит, доктор Старцев, увлеченный работой в земской больнице, принимающий в ней больных по воскресеньям и праздникам, в случае женитьбы готов без всяких сомнений и сожалений расстаться с делом своей жизни. Этот опасный симптом говорит о том, что популярные идеи, под влиянием которых молодой интеллигент едет служить народу, так и не стали его убеждениями. Поэтому нельзя сказать, что Старцев изменил своим взглядам: их у него просто не было. Обращает внимание то, что герой очень легко идет на компромиссы, сделки с совестью. Он не способен испытать даже настоящее страдание. Ведь после отказа Котика Старцев переживал и мучился ровно три дня, а затем его жизнь вошла в прежнюю колею. Даже воспоминания о горячо любимой девушке ограничиваются ленивой фразой: “Сколько хлопот, однако”.
Таким образом, Чехов уже здесь развенчивает своего героя, выявляя удивительное равнодушие и черствость его души, в котором намечается явная тенденция к полному омертвению. Поэтому, по-моему, нет ничего удивительного и неожиданного в последующем превращении героя. Простившись со своей единственной любовью и мечтой о благородном служении людям, Старцев сам сужает круг своих интересов. Подлинное удовольствие доставляют ему только игра в винт и подсчет дневного гонорара. Во время встречи с Котиком через четыре года под влиянием ее нежности, заботы, любви в душе Дмитрия Ионыча все-таки затеплился огонек, он ощутил потребность рассказать о себе. Искренняя горечь слышится в его словах, обращенных к Катерине Ивановне: “Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?” Значит, Старцев прекрасно понимает, что опускается, деградирует, но у него нет ни желания, ни сил бороться с пошлой обывательской средой. Он пассивно подчиняется ей, и через несколько лет в финале рассказа мы уже видим пухлого, красного, страдающего одышкой человека, который бесцеремонно распахивая двери, осматривает дом, назначенный к продаже, хотя у него уже есть два дома в городе и имение в Дялиже. Он совершенно одинок, ничто его не интересует. Жизненный путь героя завершен. Его душа полностью омертвела, из нее выветрилось все, кроме прогрессирующего собственнического интереса.
Человек, вначале противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее страшным символом. Этой историей автор хотел сказать о многом: и об убогой, бездуховной атмосфере, которая убивает в молодых людях высокие благородные порывы, и о тех интеллигентах, которые лишены воли, настойчивости, целеустремленности, неспособны к борьбе и отстаиванию своих жизненных позиций. Но главное, по-моему, в том, что Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, насыщенной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Ведь писатель мечтал именно о такой жизни, о совершенном, гармоничном человеке, в котором “все должно быть прекрасно”. Поэтому замечательный чеховский рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Котик Характеристика литературного героя Туркина Екатерина Ивановна (Котик) – возлюбленная молодого Старцева. В момент знакомства со Старцевым ей 17 лет. Она худощава и миловидна, с детским выражением лица. Е. И. неплохо играет на рояле, интересуется искусством и собирается учиться в Read More ......
  2. Небольшие, но очень емкие рассказы А. П. Чехова не всегда легко понять, если не помнить жизненной позиции писателя, который был строг, прежде всего, к себе. Всем известно его высказывание: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и Read More ......
  3. В образе Ионыча Чехов показал, как создавались типы, подобные Беликову, их эволюцию. Перед нами четыре этапа жизненной истории доктора Старцев а. В раскрытии содержания этих четырех этапов Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю Read More ......
  4. Одна из главных тем творчества Чехова – разоблачение “пошлости пошлого человека”, особенно в быту и настроениях интеллигенции. Тема “Ионыча” – изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости. Чехов рассматривает историю образованного, дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева, превратившегося в провинциальной глуши в Read More ......
  5. Повесть “Ионыч” (1898) также рассказывает о крушении человека, который оказался побежденным той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он сам искренне презирает. Это история падения молодого талантливого врача, который выбирает путь постепенного материального обогащения и одновременно Read More ......
  6. Имя Антона Павловича Чехова навсегда останется в русской литературе как одно из самых громких. Его рассказы и пьесы отразили жизнь русского общества конца XIX – начала XX века. Проблемы, о которых писал Чехов в своих произведениях, не утратили актуальности и Read More ......
  7. Рассказ “Ионыч” А. П. Чехова построен на сопоставлении двух миров – Старцева и Туркиных. В начале рассказа Туркины – это духовно примитивная среда провинциального города, это символ пошлости и шаблонного мышления. Здесь литера – тура сведена до уровня домашнего времяпрепровождения, Read More ......
  8. Мастерство Чехова – рассказчика особенно проявляется в композиции “Ионыча” Композиция рассказа подчиняется одной общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц? Чехов добивается Read More ......
Ионыч (Ионыч Чехов)

Характеристика героя

Когда читаешь поздние рассказы А. П. Чехова, невольно обращаешь внимание на то, что они пронизаны какой-то грустью, о в них живет мечта о недостижимой гармонии, резко контрастирующей с убогой и нескладной жизнью. Этот мотив с особой силой звучит в замечательном рассказе "Ионыч".

Сюжет этого маленького шедевра представляет собой невеселую историю молодого земского врача, превратившегося в отвратительное злобное и корыстолюбивое существо. Как и почему происходит с героем такая метаморфоза? Писатель помогает найти ответ на этот вопрос, как бы расставляя вехи на жизненном пути Старцева: "прошло больше года", "прошло четыре года", "прошло еще несколько лет". Каждый отрезок времени воспринимается как своего рода рубеж, показывающий те изменения, которые происходят во внутреннем мире героя. Огромное значение в духовной деградации Дмитрия Старцева имеет среда, в которую попадает этот молодой врач.

Начало чеховского рассказа вводит читателя в скучную и однообразную обстановку губернского города С., которую, правда, скрашивала его достопримечательность - семья Туркиных, которую все городские обыватели единодушно считали самой образованной и культурной. Действительно, каждый член этого семейства обладает каким-то талантом. Иван Петрович Туркин неутомимо развлекает гостей своими шутками и шарадами. Его жена Вера Иосифовна пишет романы, которые читает гостям, находя в них благодарных слушателей. Дочь Туркиных Катерина Ивановна, по мнению окружающих, является талантливой пианисткой, поэтому она твердо решает учиться в консерватории, чтобы добиться славы и известности. Перечень талантов этой даровитой семьи, безусловно, впечатляет, но вспомним, как описывает Чехов семью Туркиных, показывая ее в восприятии нового человека - Дмитрия Ионыча Старцева. Несколько настораживает фраза о том, что долгими упражнениями в остроумии Иван Петрович выработал свой необыкновенный язык. По-моему, остроумие - это врожденное качество человека - его нельзя выработать. Этот естественный вывод сразу же подтверждается типичными образчиками туркинского остроумия ("покорчило вас благодарю", "здравствуйте пожалуйста" и т. д.), которые к тому же повторяются и через год, и через несколько лет, как и фраза из шекспировского "Отелло", которую произносит сначала мальчик-слуга, а затем возмужавший дюжий молодец. Все убеждает нас в том, что Туркины, увы, бездарны. Об этом говорят и усыпляющий роман Веры Иосифовны, и игра Котика, которая ударяла по клавишам с такой силой, как будто хотела вогнать их вглубь рояля. Во всяком случае, именно такое впечатление произвела ее игра на доктора Старцева. Но он вместе со всеми восхищается талантом Котика, одобрительно отзывается о романе хозяйки дома, смеется шуткам Ивана Петровича. Внутреннее состояние "свежего" человека явно контрастирует с неестественной, позерской "интеллигентностью" этой самой культурной семьи. Если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каковы же остальные! Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции. Становится ясно, в какую среду попал молодой деятельный врач, который вначале выгодно отличается от городских обывателей своей честностью, трудолюбием, целеустремленностью, желанием заниматься полезным, благородным делом.

Обыватели долгое время раздражали его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом. Он довольно скоро пришел к выводу, что с подобными людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных житейских вещах, не касаясь сфер политики или науки. Наметившийся конфликт умного, образованного, трудолюбивого человека с убогой обывательской средой, однако, не находит дальнейшего развития в рассказе. Может быть, это происходит от того, что Старцев впервые в жизни пылко и страстно влюбляется в Катерину Ивановну Туркину. Это чувство отодвигает на задний план все остальные проблемы, заставляя молодого человека идеализировать эту миловидную неглупую девушку, выполнять все ее прихоти и капризы. Хотя здравый смысл и подсказывает Старцеву, что Котик не будет ему хорошей помощницей и подругой, именно ее хочет видеть герой своей женой. Он почти не сомневается в том, что его предложение будет принято, размышляя, как сложится его жизнь после женитьбы. И вот тут-то в его мечтах и раздумьях явственно проступают несколько настораживающие мысли о том, что приданого, должно быть, дадут немало, что придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.

Значит, доктор Старцев, увлеченный работой в земской больнице, принимающий в ней больных по воскресеньям и праздникам, в случае женитьбы готов без всяких сомнений и сожалений расстаться с делом своей жизни. Этот опасный симптом говорит о том, что популярные идеи, под влиянием которых молодой интеллигент едет служить народу, так и не стали его убеждениями. Поэтому нельзя сказать, что Старцев изменил своим взглядам: их у него просто не было. Обращает внимание то, что герой очень легко идет на компромиссы, сделки с совестью. Он не способен испытать даже настоящее страдание. Ведь после отказа Котика Старцев переживал и мучился ровно три дня, а затем его жизнь вошла в прежнюю колею. Даже воспоминания о горячо любимой девушке ограничиваются ленивой фразой: "Сколько хлопот, однако".

Таким образом, Чехов уже здесь развенчивает своего героя, выявляя удивительное равнодушие и черствость его души, в котором намечается явная тенденция к полному омертвению. Поэтому, по-моему, нет ничего удивительного и неожиданного в последующем превращении героя. Простившись со своей единственной любовью и мечтой о благородном служении людям, Старцев сам сужает круг своих интересов. Подлинное удовольствие доставляют ему только игра в винт и подсчет дневного гонорара. Во время встречи с Котиком через четыре года под влиянием ее нежности, заботы, любви в душе Дмитрия Ионыча все-таки затеплился огонек, он ощутил потребность рассказать о себе. Искренняя горечь слышится в его словах, обращенных к Катерине Ивановне: "Как мы тут поживает? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?" Значит, Старцев прекрасно понимает, что опускается, деградирует, но у него нет ни желания, ни сил бороться с пошлой обывательской средой. Он пассивно подчиняется ей, и через несколько лет в финале рассказа мы уже видим пухлого, красного, страдающего одышкой человека, который бесцеремонно распахивая двери, осматривает дом, назначенный к продаже, хотя у него уже есть два дома в городе и имение в Дялиже. Он совершенно одинок, ничто его не интересует. Жизненный путь героя завершен. Его душа полностью омертвела, из нее выветрилось все, кроме прогрессирующего собственнического интереса.

Человек, вначале противопоставленный пошлой обывательской среде, становится ее страшным символом. Этой историей автор хотел сказать о многом: и об убогой, бездуховной атмосфере, которая убивает в молодых людях высокие благородные порывы, и о тех интеллигентах, которые лишены воли, настойчивости, целеустремленности, неспособны к борьбе и отстаиванию своих жизненных позиций. Но главное, по-моему, в том, что Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, насыщенной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Ведь писатель мечтал именно о такой жизни, о совершенном, гармоничном человеке, в котором "все должно быть прекрасно". Поэтому замечательный чеховский рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними.

Главный герой рассказа Чехова - символ духовной деградации человека и людей в целом. Мы видим жизнь города его глазами, его мысли, простые и разумные, характеризуют нравы и жизнь общества. Но проходит время, и главный герой Ионыч понимает, что, добившись многого, он потерял что-то очень важное. Его пылкие чувства к Екатерине Ивановне так же быстро утихли, как и появились. Мечту и стремление к развитию Старцев променял на стабильность и комфорт. Описание жизни Ионыча в конце произведения уныло и серо: толстый некультурный старый врач, вечно кричащий на пациентов.

Характеристика героев «Ионыч»

Главные герои

Старцев Дмитрий Ионович

В начале произведения - молодой земский врач, целеустремлённый и амбициозный. Он противопоставляется городу, в котором царит апатия, безделье, азартные игры. Мечтает окарьере, влюблён в дочь Туркиных. После отказа возлюбленной Старцев медленно превращается в Ионыча: много работает, нигде не бывает, деградирует. С каждым годом он становится полнее, стареет. Встреча с Котиком доказывает его мысль о том, что она слишком капризна, что жизнь с ней была бы сложной. В конце рассказа образ главного героя глобально меняется, он становится тем, кого сам когда-то презирал.

Туркин Иван Петрович

Глава семьи, которую считают самой образованной и талантливой в городе. Полный брюнет, всегда в хорошем расположении духа: рассказывает анекдоты, каламбуры. Устраивает показы пьес в любительском театре, играет сам. В списке его заслуг «очень театральное» покашливание в роли генерала. По его лицу сложно понять, когда он серьёзен, а когда шутит. Сентиментален, любит дочь и супругу. Этот персонаж статичен, не меняется на протяжение всего повествования, даже шутки и анекдоты, спустя годы остаются прежними.

Туркина Вера Иосифовна

Супруга Ивана Петровича, красивая худощавая женщина. Пишет романы и читает их гостям. Консервативна, боится изменений, апатична из-за сытой размеренной жизни. В шутку заигрывает с каждым гостем, говоря ему, что тайно влюблена, но её муж ужасно ревнив. Её образ так же статичен, как и супруга. Единственное, что меняется в жизни Веры Иосифовны - с возрастом у неё развивается мигрень.

Туркина Екатерина Ивановна, Котик

Дочь Туркиных, считающаяся талантливой пианисткой. Красивая молодая девушка, в семье её зовут Котик. С поступлением в консерваторию у Екатерины Ивановны не сложилось. В начале произведения она, молодая капризная, игривая особа 18 лет, верит в какое-то необыкновенное будущее, уготованное ей. После возвращения в родительский дом она становится в чём-то мудрее, спокойнее и больше ни о чём не мечтает. Восхищается доктором Старцевым, считает его примером.

Второстепенные персонажи

В рассказе «Ионыч» герои живут спокойной устоявшийся жизнью, Чехов мастерски изображает абсурд и однообразие их существования. Только главный персонаж меняется, причём в худшую сторону. Автор показывает, что только человек, исполняющий своё призвание, развивается и живёт полноценной жизнью. Всё остальное - серое и унылое существование, прожигание жизни впустую. В таблице характеристики героев образ Старцева - единственный, претерпевающий изменения, остальные герои как бы застывают в развитии, что усиливает эффект их деградации.