Кто такой патриот и что такое патриотизм. Сочинение: я патриот своей страны

Преданный своей родине; употребляется иногда иронически Ср. Ой ой! Как строго! Вы, как говорят московские остряки, патриот своего отечества? Боборыкин. Василий Теркин. 3, 15. Ср. Как выйдет этакой какой нибудь национальный молодец, в плечах косая …

патриот - а, м. patriote, нем. Patriot <гр. patriotes земляк. 1. Человек, рассматриваемый в отношении его принадлежности к родине, отечеству; обычно с дополнительным оценочным моментом: ревнитель о пользе отечества, верный сын отечества. Бирж. 133.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Патриот - а; м. [от греч. patriōtēs земляк, соотечественник] Тот, кто любит своё отечество, верен своему народу, готов на жертву и подвиги во имя родины. Пламенный п. П. Отечества. // чего. Тот, кто привержен, верен чему л. П. своего завода. П. корабля. П … Энциклопедический словарь

патриот - а; м. (от греч. patri ōtēs земляк, соотечественник) см. тж. патриотка, патриотический а) Тот, кто любит своё отечество, верен своему народу, готов на жертву и подвиги во имя родины. Пламенный патрио/т. Патрио/т Отечества. б) отт … Словарь многих выражений

ПАТРИОТИЗМ - Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу Права она или нет это наша страна. Стивен Декейтер Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для … Сводная энциклопедия афоризмов

ретроград - (иноск.) идущий назад, отсталый человек (противоп. передовой, идущий с веком, прогрессист, враг застоя) Ср. Назад! Долой с пути успеха, С пути гражданственных начал! В них благоденствию помеха, В них гибнет русский идеал. За край родной стоит он … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

патриотки - патриоты (патриотки) Ср. Дочки... Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки; К военным людям так и льнут, А потому что патриотки. Грибоедов. Горе от ума. 2, 5. Фамусов. Ср. Некоторые люди почитают себя патриотами, потому что любят… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

патриоты(патриотки) - Ср. Дочки... Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки; К военным людям так и льнут, А потому что патриотки. Грибоедов. Горе от ума. 2, 5. Фамусов. Ср. Некоторые люди почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Патриоты(патриотки) - Патріоты (ки). Ср. Дочки... Французскіе романсы вамъ поютъ И верхнія выводятъ нотки; Къ военнымъ людямъ такъ и льнутъ, А потому что патріотки. Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 2, 5. Фамусовъ. Ср. Нѣкоторые люди почитаютъ себя патріотами, потому… …

Ретроград - Ретроградъ (иноск.) «идущій назадъ», отсталый человѣкъ (противоп. передовой, идущій съ вѣкомъ, прогрессистъ, врагъ застоя). Ср. «Назадъ! Долой съ пути успѣха, Съ пути гражданственныхъ началъ! Въ нихъ благоденствію помѣха, Въ нихъ гибнетъ русскій… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Опыт православного догматического богословия. В 5 томах , Архимандрит Сильвестр (Малеванский). Настоящий пятитомный труд впервые переиздается после долгих лет забвения. Автор - епископ Сильвестр Малеванский (1828 - 1908) - выдающийся духовный писатель-богослов, христианин-подвижник,… Купить за 2620 руб
  • Короткие юмористические рассказы Антоши Чехонте (аудиокнига MP3) , А. П. Чехов. Следуя традициям юмористической журналистики, Чехов пользовался множеством литературных псевдонимов. Всего у писателя было более сорока псевдонимов, а самый первый и самый популярный - Антоша…

ГОРЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І -ІІІ СТУПЕНЕЙ №42

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

АЛЕКПЕРОВА Г.К.

ГОРЛОВКА, 2017

ТЕМА: «Кто такой «патриот?»

Цель:

воспитание патриотизма;

уважения, человечности, милосердия, отзывчивости по отношению к ветеранам войн и к окружающим людям;

привитие интереса к истории родной страны.

Задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Оборудование : загадки, пословицы, ребусы, пазлы

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная

Методы и приемы: метод «активного слушания», работа в группе, проблемные вопросы, требующие рассуждений, игровые методы.

Необходимое техническое оборудование: карточки с заданиями, чистые листы А4, цветные карандаши или фломастеры.

Основные понятия : патриотизм, патриот

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята!

Скажите, правда, что вы:

Учитесь в 6 классе

Учитесь хорошо

Добрые

Дружные

Смелые и спортивные

Отзывчивые

Как вы считаете, все эти качества, которые у вас есть, должны быть у настоящего патриота своей Родины? А кто такой патриот?

Значит давайте назовем тему нашего классного часа.

2.1Рассказ с элементами беседы

Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Василий Розанов

МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!

Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс - моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество - Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Владимир Зайцев

Наше занятие хочу начать с рассказа. Послушайте, пожалуйста, его.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприят-ности: поссорился с товарищами, на работе - выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а боль-ше всего - на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привле-кательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».
-Давайте подумаем: когда так говорят?
-Почему же Человек заску-чал?.

Что такое Родина?

Родина - это самое дорогое, что есть у человека, это святыня человека. Святыня! Это слово нельзя объяснить словами, это можно только чувствовать. Родина для нас всё.
- Дети, а с чего для вас начинается Родина?

Родина! Это и наш с вами город, и наша школа с тишиной уроков и шумом перемен. Родина- улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка за светлым леском,
Зимний денёк под снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом.

Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не село и не город, а всю страну. Наша Родина - Донбасс, Донецкая Народная Республика.
Тех, кто по - настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами. Патриотами не рождаются люди, ими они становятся.

Ребята, скажите, что для Вас быть Патриотом?

Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что - всё в ваших руках!

В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования:

Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.

(Словарь В. И.Даля)

Патриот - человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

(Словарь С.И.Ожегова)

В чем проявляется патриотизм?

Патриотизм проявляется:

В любви к своему Отечеству;

В гордости за свой народ;

В любви к культуре своего народа;

В любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни;

В желании процветания своей Родины;

В деятельности на благо Родины;

В готовности охранять и защищать свою страну;

В уважении к ветеранам-защитникам Родины,

Загадки

1. Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою... ( страну)

2. За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)

3. Брат сказал: «Не торопись —
В школе лучше ты учись!
Будешь там отличником —
Станешь... (пограничником)»

4. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном... (корабле)

5. Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
Кто на посту и днем и ночью? —
Наш офицер — военный... (летчик)

6. По приказу танк мой мчится,
Режут землю гусеницы,
Кем машина в поле чистом
Управляется?...(танкистом)

Ребята, скажите как можно назвать всех этих людей? (Защитники)

А кто такой защитник? (патриот своей страны).

УЧИТЕЛЬ: мы тоже патриоты своей молодой страны. Республика Донецкая Народная совсем молода, история ее создания датируется 2014 годом. Но за эти три с лишним года, она сумела приобрести символы государственности, приняла крещение огнем, как древние боги античности, сумела пронести огонь Прометея сквозь ветер перемен и при этом не забыла историю, традицию, подвиги граждан своих.

Кратко напомню вам о значении государственных символов ДНР - флага и герба.

Прослушивание гимна в исполнении детей.

ИГРЫ

РАЗГАДАТЬ РЕБУСЫ.

СОБЕРИ ПАЗЛ - ГЕРБ ДНР.

И сейчас у меня есть для вас задание. Я дам «шаги» с действиями, которые направлены к Родине или же наоборот. Ваша задача - решить, какие шаги направлены навстречу Родине, а какие от нее. Ваша задача аргументировать свои ответы.

1. Коммуникативные бои

Охранять природу

Уважительно относится к окружающим людям

Ломать ветки и деревья

Ругать свою страну

Изучать историю и культуру своей страны

Добросовестно учится

Помогать пожилым людям

Защищать свою страну

Мусорить

Молодцы, вы здорово справились с этим заданием

Во-вторых, любить Родину, значит гордиться ею.

2.Ситуационная игра

А сейчас я предлагаю обсудить ситуацию и найти из неё выход.

Ситуация 1.

Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как поступили бы вы?

Ситуация 2.

В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка другой национальности ». Как ты поступишь?

Ситуация 3.

Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил на их месте?

Ситуация 4.

Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущ аются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав?

Стихотворение о Горловке.

Рефлексия: Давайте подведем итог нашего классного часа.

Продолжите предложения на флажках.

Патриот - человек, который

любит_____________________________________________________________

хранит___________________________________________________________

уважает__________________________________________________________

переживает________________________________________________________

гордится_________________________________________________________

помогает___________________________________________________

Какого человека мы можем назвать патриотом сегодня? (Учащиеся дают определение слову «патриот»). О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор? Что нового узнали?

Быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что - всё в ваших руках! Я желаю вам удачи, спасибо за работу!

На тему: «Я патриот своей страны» заставляет задуматься и поразмыслить над тем, кто же такой истинный патриот своей страны и что значит быть патриотом своей страны. Например, наших прадедов, дедов, всех тех, кто отстаивал честь Родины, кто воевал за свободу, отдавая свои жизни за наше светлое будущее, можно без зазрения совести назвать настоящими патриотами. Они, независимо от возраста шли на поле боя, ведь для них было важно остаться независимыми, они хотели счастливой жизни для страны, в которой они родились и выросли. Вот здесь было понятно, кто такой патриот и как им стать.

Что значит быть патриотом своей страны?

А ведь патриоты, независимо от того, в какое время они живут, в военное или мирное, это те люди, кто не просто любит Родину, Отчизну в мыслях, а тот, кто старается делать все возможное, чтобы страна процветала, чтобы у страны и у ее жителей было будущее. Патриот, это тот, кто не жалеет сил, а порой и жизни, чтобы страна была независимой. Это тот, кто готов всегда стать на защиту границ страны, если это будет нужно. Патриот – это тот, кто интересуется историей страны, в которой он живет, знает традиции, культуру, родной язык. Это люди, кто знает свои корни, кто чтит память тех, кто отдал свою жизнь за наше счастье. Вот эти люди действительно достойны называться патриотами.

Да, мы не выбираем Родину, но уже с самого детства мы к ней прикипаем душой и телом, мы любим город, в котором началась наша жизнь, нас тянет домой, на родную землю, на малую Родину, а все потому, что мы любим свою Отчизну.

Тема: «Я патриот своей страны» часто затрагивается и в школе, и дома, о патриотизме говорят в СМИ, но это чувство индивидуально, а значит, и проявляется оно по-разному у всех людей. Однако есть общее, то, что объединяет всех – это стремление сохранить и укрепить свою страну, сделать ее богаче.

Истинный патриот своей страны

О своем патриотизме не обязательно кричать на весь мир, мало того, настоящие патриоты этого и не делают, они молча, не разговорами, а делами, показывают свой патриотизм.
Что сегодня можем сделать мы, будучи школьниками, для своей страны? Можно начать с малого, например, активно принимать участие в организованных субботниках, мы можем не сорить по подъездам и на улицах. Мы можем наводить порядки в своих дворах, парках и скверах, следить за памятниками истории, за братскими и солдатскими могилами, мы можем стать добрее, поддерживать друг друга и идти к общей большой мечте – мечте сделать нашу Родину еще более светлой, красивее, богаче. Вот тогда и про нас скажут: «Это патриоты своей страны».

Продолжение. Начало в № 22/2002

В чем секрет этого удивительного человека?

Я считаю патриотом России Федора Конюхова, потому что он является преданным и любящим, а главное, прославляющим свое Отечество человеком.

Федор Конюхов – неутомимый путешественник. Большей частью он путешествовал в одиночку в бескрайних ледяных пустынях, в просторах мирового океана. К своим сорока трем годам Федор Конюхов успел столько, сколько с лихвой хватило бы на несколько увлекательных жизней.

Пространство неодолимо звало его. В пятнадцать лет он на весельной шлюпке в одиночку пересек Азовское море. Всего он участвовал более чем в тридцати экспедициях и походах, окончил два мореходных училища, художественное училище. Федор Конюхов – мастер спорта по велоспорту, заслуженный мастер спорта по альпинизму, яхтенный капитан, основатель альманаха «Русский путешественник» и школы путешествий «Полюс».

Он ходил через Уссурийскую тайгу по следам В. Арсеньева и морем по маршруту Витуса Беринга, сплавлял плоты по Лене и пересекал тысячи километров на велосипеде от Находки до Санкт-Петербурга. Конюхов был участником автопробега Находка–Брест, покорил вершины Эвереста, Эльбруса, массива Винсон в Антарктике, горы Килиманджаро (Африка) и вулкана Ключевского, трижды достигал на лыжах Северного полюса (впервые в мире, в автономном режиме и в одиночку). Достиг Южного полюса и стал первым русским человеком, дважды обошедшим на яхте вокруг Земли в безостановочном кругосветном плавании (один раз в одиночку).

Всякое бывало в этих нелегких экспедициях. Отдельные эпизоды плаваний достойны страниц захватывающей приключенческой повести. Однажды «Караана» попала в «плен» к большой группе китов. Гиганты моря то всплывали, то погружались у самого борта яхты. Ничего не стоило одному из них поднять хрупкое суденышко на своей спине, перевернуть его или разбить одним ударом мощного хвоста. При всей любви к животным, капитану пришлось палить в воздух и по поверхности воды из ракетницы, а также запустить двигатель, чтобы отпугнуть в общем-то мирные «подлодки».

«Федор» в переводе с греческого означает «большой дар», и, может быть, поэтому природа одарила его так щедро. Федор Конюхов не только мореплаватель, но и художник, литератор, пилот. Все эти достижения не только ради славы. Он проводит научные наблюдения, изыскания в области экологии, туризма. По заданию Минатома исследовал естественное радиационное поле Антарктиды на пути к полюсу. Институт медико-биологических проблем поручил Конюхову вести постоянные наблюдения над самим собой – оценивалось физическое и психологическое состояние в условиях большой высоты, низкой температуры, сильного ветра. Им выполнялись программы Арктического и Антарктического институтов и других организаций.

В чем заключается секрет этого удивительного человека? Может быть, во внутреннем стремлении к осуществлению поставленной цели? Или нет никакого секрета? Возможно, это человек в своей первозданной простоте, естественности желаний, ясности помыслов, чистоте чувств. Кто-то, предпочитающий уют и тепло, отнесет его к числу чудаков, оригиналов, а то и безумцев.

Вся жизнь Федора Конюхова – это пример удивительной цельности духа, верности единству слова и дела.

Мария ПОЛУШИНА,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Лев Яшин – эпоха в нашем футболе

Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Наиболее ярким представителем патриотов является лучший вратарь современности Лев Яшин. Сыграв на трех и присутствуя в составе сборной СССР на своем четвертом чемпионате мира, оставаясь рекордсменом по числу проведенных на чемпионатах мира матчей (13), Лев Яшин стал эпохой в нашем футболе.

Обладая блестящим талантом, он был еще и исключительной личностью. Его всегда отличали беззаветная преданность делу и неизменно доброе отношение к людям, его окружавшим. Да, это был лучший вратарь в истории мирового футбола. Никто и никогда уже не сможет его превзойти.

С Яшиным в воротах наша сборная уверенно вступала во все престижные международные турниры. Но его игра на мировых первенствах становилась особым явлением в футболе. В Европе Лев Яшин был достаточно известен и до дебюта сборной СССР на чемпионате мира-1958 в Швеции. Восторженные отзывы получила игра вратаря-новатора, хозяина всей территории площади против сильнейших тогда на континенте венгров с Пушкашем, Кошичем, Божиком, Грошичем, Хидегкути в составе, против чемпиона мира 1954 г. сборной ФРГ. «Московский спрут», «Легендарная кепка» – эти его прозвища впервые прозвучали в сводках с полей сражений чемпионата мира-1958. Особенно удался Яшину матч против австрийцев.

На чемпионат мира-62 в Чили Яшин приехал уже обладателем Кубка Европы. Но в матче группового турнира с Колумбией наша сборная пропустила нелепый гол. В четвертьфинале чилиец Рохас забил решающий гол Яшину с 30 м. Всю вину за поражение свалили на вратаря. В первых после возвращения домой матчах за родное «Динамо» трибуны, подогретые негативной прессой, нещадно освистывали его. И тогда 33-летний Яшин решил закончить с футболом. Но мудрый динамовский наставник Александр Пономарев отправил его в глухую деревню порыбачить. Публика смирилась с отсутствием Яшина в воротах, но тренер начал осторожно ставить его в выездных матчах. Возвращение Яшина стало триумфальным. Вновь приглашенный Константином Бесковым в сборную, Яшин блестяще сыграл отборочные матчи европейского первенства.

Тренер сборной ФИФА чилиец Фернандо Риера пригласил Яшина сыграть против сборной Англии. И Лев Яшин подтвердил свой высочайший класс, уйдя с поля «сухим» после тех 45 минут, которые были ему отведены. Войдя на перерыв в раздевалку, лидер атак англичан Джимми Гривз в сердцах бросил: «Это наваждение, это какой-то дьявол в воротах, за всю карьеру я ничего подобного не видел, ему же невозможно забить!» И в конце года Яшину был присужден «Золотой мяч» как лучшему футболисту сезона в Европе.

К чемпионату мира 1966 г. в Англии Яшину исполнилось 36 лет, и мало кто верил, что тренер сборной Николай Морозов доверит место в воротах ветерану. Но он вновь стал первым номером сборной, опять поверг в восторг британскую публику. А газета «Таймс», освещая матч за третье место, заметила: «Можно спорить о том, была ли Португалия сильнее. Но Яшин, как всегда, показал выдающуюся игру». Наряду с этим в прессе звучал и другой мотив: «Первенство мира – лебединая песня старого московского зубра в национальной сборной». И опять это было заблуждением. На следующий год Яшин вновь заставил вспомнить о себе в матче сборных Скандинавии и СССР, а затем и в отборочном матче чемпионата Европы против греков. Каково же было удивление специалистов и публики, когда наш великий вратарь приехал в составе сборной СССР на свой четвертый – мексиканский чемпионат мира 1970 года. Правда, там он уже не выходил на поле. Свой прощальный матч Лев Яшин провел 27 мая 1971 г. в Лужниках против сборной звезд мирового футбола.

Великий английский форвард Стенли Метьюз вспоминал: «Я вижу вновь заполненный до отказа стадион, вижу ярость атак, вижу Яшина в воротах. И тогда я думаю, что прожил жизнь не напрасно. Я тверже верю в бессмертие футбола – самой прекрасной игры на земле».

Достижения Льва Яшина, его отношение к спорту, к болельщикам и то, с каким патриотизмом он отстаивал честь своей страны на чемпионатах мира, должны быть примером для подражания.

Артур АРУТЮНОВ,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Образец воли, мужества и стойкости

Я считаю Л. Пахомову и А. Горшкова патриотами России, так как они прославляли нашу Родину и отстаивали ее честь на чемпионатах мира. Л. Пахомова и А. Горшков – олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду – начинали свой путь в большом спорте тогда, когда советские танцевальные пары значительно уступали своим зарубежным соперникам. Понадобилось три года, чтобы Людмила и Александр стали вровень с лучшими танцорами мира, и уже в 1969 г. в американском городе Колорадо-Спрингс они завоевали серебряные награды. Спустя год Пахомова и Горшков первыми среди советских фигуристов-танцоров завоевывают звание чемпионов на первенствах Европы и мира.

Советские чемпионы принесли в мир танцев совершенно новый стиль. Вместе со своим тренером Е.А. Чайковской создали танцы, в которых торжествовал дух и форма народных танцев: русских, латиноамериканских. Некоторые из этих танцев стали просто эталоном для следующих поколений ледовых танцоров. Наши чемпионы не раз показывали образцы воли, мужества и стойкости. В 1976 г. Людмила и Александр стали чемпионами Европы и мира, а в Инсбруке впервые в истории завоевали золотые медали Олимпиады.

Маргарита ТАРАСОВА,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Символ мужества, героизма, целеустремленности

Всего 36 лет прожил русский исследователь Арктики Георгий Яковлевич Седов. Но сколько вобрала в себя его жизнь! Человек этот стал для нас одним из символов мужества, героизма и целеустремленности.

Он происходил из рыбацкой семьи и только в 14 лет научился грамоте, но сумел закончить мореходные классы.
Прошли годы, и Седов стал образованным офицером, знатоком морского дела. За его плечами не одна труднейшая экспедиция – на Колыму, на Новую Землю. Это только подготовка к самому главному, о чем он мечтал, к чему постоянно готовился, – к экспедиции на Северный полюс.

Правительство отказало Седову в поддержке, и тогда он сам снарядил экспедиционный корабль. 27 августа 1912 г. «Святой Фока» покинул Архангельск. Он держал путь к Земле Франца-Иосифа. Там экспедиция Седова должна была перезимовать. А затем с приходом нового дня отправиться на собаках к полюсу.

Но зима в тот год была ранней. «Святой Фока», не дойдя до Земли Франца-Иосифа, вмерз в лед возле северо-западного побережья Новой Земли. Здесь экспедиция и провела свою первую зимовку. Седов со своими спутниками исследовали Новую Землю, составили новые, точные карты побережья. Наступило лето, но льды продолжали крепко держать корабль. Только в августе лед начал ломаться. С невероятным трудом, почти без топлива, словно подгоняемый неиссякаемой энергией Седова, «Святой Фока» доплыл до Земли Франца-Иосифа и встал на якоре в бухте Тихой острова Гукера. Здесь полярникам пришлось перенести новый удар: не пришло судно с углем.

Наступила вторая тяжелая зимовка, а силы людей были подорваны. Началась цинга, заболел и Седов. Но воля и настойчивость не изменили ему. Его уговаривали остаться на корабле, отложить поход на полюс. Седов не согласился: отложить, значит совсем отказаться от поставленной им цели. В февральский мороз и метель отважный полярник с двумя матросами отправляется в путь. Собачьи упряжки с трудом пробираются по льду. Седов надрывно кашляет, сверяет по компасу направление... «Только на север...» – повторял он.

Дойти до Северного полюса Седову не удалось. Он умер в пути. Но его короткая жизнь не была напрасной. Смелый первопроходец сделал свое дело – проложил путь на Север другим, которые дошли до полюса, опираясь на ценные научные сведения, полученные экспедицией Георгия Седова.

Благодарные потомки хранят память о замечательном человеке, прочно вписавшем свое имя в историю исследования Арктики. Именем Георгия Яковлевича Седова названы поселок в Донецкой области, где он родился, а также мыс и ледник на самом северном архипелаге мира – Земле Франца-Иосифа.

Классный час «Я – патриот своей страны»

Для 4 класса

Цель: углублять знания учащихся о государстве, о его символике, о национальностях; прививать любовь к своей Родине, воспитывать чувство патриотизма.

Задачи:
1. Формирование у учащихся казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия, углубление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине;
2. Развивать творческие способности учащихся, развивать интерес и желание больше узнать о родном крае, об истории Казахстана.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, свой народ.

Материально-техническое обеспечение: флаг РК, герб РК, гимн РК, карточки с названием национальностей.

Ход классного часа:

1 ученик:

Родина моя!

Очень я тобой горжусь.

Надо мною небо синее,

В лучи солнца окунусь.

Океан лесов безбрежен,

И зеленая трава.

Воздух Родины так нежен -

Этим всем горжусь и я!

2 ученик:

Я люблю твои озера

И бескрайние поля.

Города твои и села

И тобой горжусь и я!

3 ученик:

Зимы лютые и весны

И осенняя пора -

С виду это все так просто …

Это Родина моя!

Этим всем живу здесь я!

И дорожка возле школы

И уроки, и друзья

Все мне дорого и ново.

Этим всем горжусь и я!

Прозвучали стихи о Родине. Понравились они вам? Как вы думаете, такие строки признания в любви к своей Родине, гордости за Отчизну написаны гражданином?

ИГРА

(на магнитной доске - карточки со словами: белорусы, узбеки, павлодарцы, русские, москвичи, таджики, казахи)

Выберите из карточек наименования народов, имеющих свое государство.

Продолжим разговор о Родине. Наше государство называется Казахстан.

Имеется в виду государство, как организация, управляющая страной. Задача государства - организовать жизнь людей в обществе, следить за порядком. Государство служит обществу.

Ребята, а чем отличается одно государство от другого? (у каждого государства свои символы)

Назовите основные символы государства. (герб, флаг, гимн)

Во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна. А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают. что их предки под этими знаменами, гербами. иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за свое Отечество. Человек гордится Родиной - значит, готов помогать ей, защищать ее. Итак. вы назвали основные символы государства. Сейчас группа ребят, подготовивших сообщения о символах нашей страны, выступит перед вами.

(выступление учащихся)

_- Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер.

Мы должны гордиться тем, что нашей Родиной является огромная и богатая страна Казахстан.

Гражданин Казахстана! Это звучит гордо! Кто, по вашему мнению, может называться "гражданином"?

:"Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности"

Иначе говоря, гражданин – это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой.

Учитель : Сегодня мы говорим о нашей стране. Есть в истории даты, которые поневоле заставляют оглянуться назад и не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. В 1991 году 16 декабря был принят конституционный закон РК «О Государственной Независимости РК». Именно в этот день сбылась мечта всех поколений нашего народа. На древней казахской земле было провозглашено молодое государство. 21 год истории - срок незначительный, но для всех нас это и победы, и промахи, и надежды. За короткий период Казахстан сумел провести крупномасштабные реформы во всех сферах государства: политике, экономике, культуре - и занять достойное место в мировом сообществе.

Вы постоянно живёте в Казахстане? Вы её любите, гордитесь?

Значит вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. А раз вы являетесь гражданами Казахстана, у вас есть права и обязанности.

Сейчас посмотрю, как вы их помнили.

Перед вами различные права. Ваша задача убрать лишнее, по вашему мнению.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

ПРАВО НА БЕЗОПАНОСТЬ И ЗАЩИТУ

ПРАВО НА ДРАКИ

ПРАВО НА ОТДЫХ

ПРАВО ОБРАТИТЬСЯ К УЧИТЕЛЮ ЗА ПОМОЩЬЮ

ПРАВО НА РАЗГОВОРЫ НА УРОКЕ

ПРАВО НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ПРАВО НА НАКАЗАНИЕ

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? А какими обязанностями обладают школьники?

Прилежно учиться

Выполнять правила школьников

Бережно относиться к школьному имуществу.

Уважать права других

Как называется основной закон страны? КОНСТИТУЦИЯ.

Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы?

Работа в группах с карточками

Любить и защищать Родину - это значит быть патриотом, гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы страны, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни.

Дается пояснение: Вам надо на полосках бумаги, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение

Патриот – человек, который

Любит (свою Родину), хранит(тайны государства), уважает (традиции и обычаи), переживает (за будущее своей страны), гордится (Родиной). (НА СТИКЕРАХ)

Расскажите, что у вас получилось….

Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится….,

помогает….

Действительно, вы правы, потому что гражданин, патриот своей Родины не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.

А должен ли гражданин защищает свою Родину?

Итак, давайте подведем итог, какого человека можно назвать гражданином?

Ребята, что вам, как гражданам своей страны не нравится в общественной жизни, мимо чего не позволит вам пройти молча ваше честное гражданское сердце, ваша совесть?

(читают заранее подготовленные ученики)

Ученик:

Я - гражданином стать хочу!

Я сердце доброму шепчу,

Чтобы друзья мною гордились,

Бесстрашью у меня учились.

Чтобы полезным людям быть,

И долг, и честь не позабыть.

Чтоб в школе хорошо учиться

Мне это в жизни пригодится!

Ученик.
Бақытты ел - бұл Отан, Бәріне мен иемін
Біздін Отан - ұлы Отан Ұлы Отанды суйемін.

РЕФЛЕКСИЯ. Трудно быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почетно! Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Чтобы с гордостью сказать: "Я – гражданин, патриот своей страны!".