Митрополит Тверской и Кашинский Виктор: Возможно, когда мы восстановим Спас, мы сможем обрести и мощи Михаила Тверского.

От замысла…

На сторонний взгляд, соединение имени русского князя, жившего семь веков назад, с целями фестиваля национальных культур может выглядеть несколько искусственно. Но стоит пробежать глазами названия помещенных в книге материалов – и сомнения отпадут. Половина из них начинается с упоминания национальных автономий и независимых ныне государств – тех, в пределах которых имя тверского князя звучит узнаваемо и не чуждо.

Замысел альманаха возник у редактора газеты «Этномир» Анжелики Янчевской (она же стала составителем и автором значительной части материалов) и Людмилы Гусаровой – многолетнего руководителя Содружества национальных объединений Тверской области. Он состоял в том, чтобы, как сказано в предисловии, вернуть «Михаила Тверского в дом и сердце каждого россиянина», особо подчеркнув общечеловеческую значимость духовного подвига тверского князя, признаваемого не только в православном мире, но и христианами иных конфессий, а также мусульманами и буддистами. Популяризация исторической личности такого масштаба должна способствовать пробуждению патриотических чувств и интереса к российской истории и тверскому краеведению.
Идея была подхвачена рядом национальных культурных автономий, другими общественными организациями, предприятиями, многими энтузиастами. Став «народным», как было подчеркнуто в предисловии, издание получило поддержку Правительства области и благословение митрополита Тверского и Кашинского Виктора.

Так сложился план соединения под одной обложкой уникальных по разнообразию и информационному богатству материалов, к которым, безусловно, будут обращаться все, кто неравнодушен к имени святого благоверного князя и к истории своей большой и малой Родины.

…к воплощению

Выступление председателя Общества князя Тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославича Георгия Пономарева закономерно стало главным моментом презентации альманаха.

Создав еще 30 лет назад образ князя Михаила на сцене областного театра драмы, Георгий Пономарев настолько вжился в него, что стал в сознании тверитян буквально неотделим от этого образа. Все эти 30 лет процесс популяризации тверского князя благодаря деятельности созданного Пономаревым общества набирал силу, воплощаясь в книги, памятники, научные исследования, многочисленные массовые мероприятия. Новая книга стала закономерным продолжением этого процесса, давно уже вышедшего за пределы тверской земли. Участие членов общества, как и его председателя, в создании альманаха весьма заметно – стоит лишь перелистать его.

Закономерным было и выступление прото-иерея Евгения Шлыкова – настоятеля храма Михаила Тверского. Русская Православная Церковь никогда не забывала о святом и благоверном князе. Сама гонимая и преследуемая в годы безбожной власти, она продолжала возносить молитвы святому Михаилу, сохраняя и почитая его иконописные образы. Церковное возрождение помогло повернуть лицом к мученическому подвигу тверского князя миллионы людей, прежде ничего о нем не знавших. В альманахе особенно много материалов, так или иначе связанных именно с церковным почитанием Михаила Тверского, – о посвященных ему храмах, иконах и связанных с ними чудесных явлениях – вроде спасения царской семьи во время железнодорожного крушения в октябре 1888 года или явления Богородицы в небе над захваченной террористами Буденновской больницей – ровно в том месте, где когда-то впервые просияли мощи Михаила Тверского.

Частью презентации стала и выставка работ юных художников изостудии «Соцветие» ТОДК «Пролетарка», которые использованы в качестве иллюстраций к различным разделам альманаха. Органично выглядели и национальные костюмы самодеятельных артистов – участников гала-концерта фестиваля «Венок дружбы», перед началом которого и проходила презентация. Многие страницы альманаха связаны с Северным Кавказом, где и был совершен мученический подвиг тверского князя. В истории князя и его почитания обнаружены армянский, грузинский, абхазский следы. Его считают покровителем степей Калмыкии. Посвященные ему иконы, церковные престолы являются святынями православных храмов, стоящих в Литве, Финляндии, Татарстане.

Нельзя не отметить и прекрасное внешнее оформление альманаха, для обложки которого использованы фрагмент знаменитой картины Николая Белова «Бортеневская битва» и книжная иллюстрация Людмилы Юга. Качественное полиграфическое исполнение книги в значительной степени искупает редакторские недочеты, без которых, к сожалению, редко обходятся наши краеведческие издания. В целом же альманах «Михаил Тверской. Путь домой» можно считать важным вкладом в предстоящее празднование 700-летия преставления святого благоверного князя.

Циркулярное письмо всем губисполкомам и горисполкомам за подписью наркома внутренних дел Г. Петровского от 28 февраля 1919 года разъясняло, что "такое разоблачение векового обмана отнюдь не является поруганием свободы совести и не противоречит ни одному из законов Советской республики... Однако подобные обследования ни в коем случае нельзя производить так, как они кое-где производились: тайком, без свидетелей, без точной записи найденного и с расхищением разных ценных вещей". Инструкция "Как производить вскрытие мощей" от 20 марта 1919 года рекомендовала приглашать на вскрытие операторов с кинематографическим аппаратом.

Это было вчера.

А это говорят сегодня:

17.05.2011
По благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора 28 мая начнется Большой Волжский крестный ход - 2011. В этом году крестный ход пройдет под девизом: «За жизнь и защиту семейных ценностей». Святыни крестного хода: частицы мощей св. блг. князя Михаила Тверского и св. блг. княгини-инокини Анны Кашинской.
Тело Михаила еще долго лежало выброшенное на съедение собакам, но бессловесные животные не тронули праведника. Тогда, словно убоявшись Божиего гнева, Юрий повелел отвезти тело в Москву. Уже по дороге, от мощей Михаила Тверского начали произходить многочисленные исцелния. Москва встречала уже не поверженного врага, а св. мощи князя мученника. Михаил был погребен в Спасском монастыре в Москве, став первым из правителей Руси похороненным в будующей столице. Через год вдова и дети князя выкупили у Юрия честное тело Михаила и с великими почестями перенесли в Тверь, где мощи святого покоились в Спасо-Преображенском соборе до XX века. Сегодня, нет ни собора, некогда заложенного Михаилом Ярославичем, ни мощей. Есть поверие, что когда собор Святого Спаса вновь засияет золотом куполов над Тверью, тогда Господь явит нам честные останки своего угодника - святого благоверного князя-мученника - Михаила Ярославича Тверского.

.
А вот Геннадий Климов и Мария Орлова из Тверского областного еженедельника "Караван+Я" пишут:

Владимир Путин - потомок князя Михаила Тверского и княгини Анны Кашинской и родственник всех королевских фамилий Европы. Президент России Владимир Путин в момент своего избрания был загадкой практически для всех. Он казался человеком без прошлого, одушевленным символом новой эпохи, лишенным исторических корней. Не удивительно, что настоящую сенсацию произвели изыскания тверских журналистов, нашедших тверские истоки рода Путиных. Выяснилось, что родители президента - из деревни Поминово Калининского района Тверской области.
Как-то, по случайному совпадению, на одной странице газеты "Караван" оказались фотография Владимира Путина и фотография иконы святого благоверного князя Михаила Тверского. Удивительно, но в обоих портретах просматривалось фамильное сходство: оба небольшие, лысоватые, с долгим породистым носом. Путин - потомок Михаила Тверского? Казалось бы, парадоксальное предположение, но почему предчувствие сенсации мирового масштаба все сильнее захватывало нашу редакцию?
Самое удивительное, что чем дальше мы разрабатывали эту гипотезу, тем более реальной она выглядела.

И тут же сравнивают фото

Там их разыскали журналисты «ТГ» А какое отношение к этому имеют президенты России и Франции? В 1318 году, свидетельствует историк Карамзин, в Твери свирепствовала какая-то жестокая неизлечимая болезнь, унесшая множество жизней горожан. Но это было лишь знамение грядущих бедствий. Сначала пришло известие из Орды, что там от руки московского князя Георгия погиб князь Михаил Ярославич Тверской, а спустя время через главные ворота тверского кремля в город въехали и сами печальные дроги, привезшие с далекого Терека останки Великого князя Всея Руси. Но не будем пересказывать грустную историю заката тверского великокняжеского дома. Нам достаточно знать, что имя Михаила Ярославича осталось в русской истории в веках как имя воина и праведника, «положившего жизнь за други своя». Его «Шапка Мономаха» до сих пор покоится на троне в гербе Тверской области. А вот где покоится сам прах Михаила Ярославича? И сегодня сие тайна великая есть. До 1936 года прах Михаила Ярославича находился в Спасо-Преображенском соборе Твери. Покоился князь в серебряной раке, коей его останки удостоили Высочайшим повелением. Были изготовлены из чистого серебра две похожие раки высочайшей художественной работы – одна для Михаила Ярославича Тверского, другая – для князя Александра Невского. Но Спасо-Преображенский собор, как известно, взорвали в годы борьбы с «церковным мракобесием». Хотя внешне повод выглядел вполне добропорядочно: собор мешает градостроительному плану и …трамвайным путям. Под сурдинку неизвестно куда сгинула и серебряная рака с останками князя. Говорят, что сначала она была перевезена в запасники областного краеведческого музея, а потом, мол, проклятая оккупация – и все: нет ни останков князя, ни самой раки. Вот только в миф с оккупацией верится как-то с трудом, скорее всего, рака пропала значительно раньше – молох индустриализации требовал от страны не только человеческих жертв, но и существенных финансовых пожертвований. Не секрет, что в те годы высочайшие произведения ювелирного искусства переплавлялись в куски злата и серебра, на которые покупались за границей трактора, паровозы и станки… До останков ли какого-то князя?! Хотя, к слову сказать, серебряная рака Александра Невского с мощами князя сохранилась до наших дней. Сейчас небольшой фрагмент мощей Михаила Тверского хранится в ковчежке в маленьком храме его имени на стрелке острова Памяти, там, где Тьмака впадает в Волгу и во времена Михаила Ярославича служила естественным рвом перед крепостными стенами тверского кремля. И все. Ни о чем другом в Твери больше не знают и не догадываются. Поэтому каково же было наше удивление, когда в центре Москвы в лефортовском храме апостолов Петра и Павла мы обнаружили мощевик Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. И находится он там очень давно. Он – часть причудливой истории этого собора. Вообще, Лефортовский район Москвы – это фундамент, без которого невозможна вся военная история как царской империи, так и последующей советской. Сами улицы здесь носят говорящие имена: Красноказарменная, Солдатская, Краснокурсантский переулок… Здесь и поныне расположены Командная Академия и Академия инженерных войск, военные университеты и военные памятники. А когда-то в немецкую слободу, к «мин херцу» Францу Лефорту любил заглядывать сюда на берега Яузы юный Петр. Здесь рождались его мечты о регулярной армии, познавались азы военной науки. Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе была заложена в 1613 году, на ее освящении лично присутствовал первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович. Закладывалась церковь во имя Николая Чудотворца с приделами Петра и Павла. Затем, уже в петровское время храм числился при военном госпитале и находился в саду полковника 1-го Московского полка …того самого Франца Лефорта, который и задумал перестроить его во славу Петра Первого. В 1711 году церковь была реконструирована и 1 июня освящена в честь святых апостолов Петра и Павла. В алтарной части храма находятся фрагменты мощей нескольких особо почитаемых русских святых. В том числе мощевик Святого благоверного князя Михаила Тверского и мощевик Святого преподобного Нила. Когда и при каких обстоятельствах эти тверские реликвии попали в собор Петра и Павла, служители храма не знают, но утверждают, что давно, очень давно… Видимо, необходимо подробнее изучать эту тему в церковных архивах. Но уже сейчас тверяки, будучи в Первопрестольной, могут свободно прийти и поклониться останкам своего князя. А если Бог даст, и Спасо-Преображенский собор в Твери когда-нибудь восстановят, тогда и мощи можно будет перенести на родину Михаила Тверского. Что привело нас в тот день в Лефортово? Пригласил знакомый французский журналист. 10 октября в Лефортовском сквере президенты России и Франции Владимир Путин и Мишель Саркази открывали памятник летчикам 18-го авиаполка «Нормандия-Неман». В честь 65-летия. Об этой церемонии много писалось в российской прессе, поэтому не будем повторяться. Нет надобности рассказывать и об истории этого славного полка, ставшего символом советско-французского братства по оружию в годы Второй мировой войны. О том, как летчики («авиаторы» - говорят французы) вместе били германских асов, теряли и хоронили на подмосковной земле боевых товарищей, как улетели во Францию после Победы на подаренных Сталиным «яках», как возвращались после войны в Россию на могилы товарищей, навещали своих русских друзей и, конечно же, оставленных здесь подруг… Памятник у Андрея Ковальчука получился замечательный, динамичный и по-человечески очень теплый: русский и французский летчики идут рядом по взлетной полосе прифронтового аэродрома. Так же рядом шли, возложив к памятнику венок, и два президента, внушая надежду, что дух дружбы между русскими и французами сохранился и по сей день. Там же, в Лефортово, недалеко от Собора Петра и Павла, находится и Введенское кладбище, где до сих пор лежат надгробия с именами французских авиаторов Героев Советского Союза… Их прах в 50-60-е годы был вывезен на родину, а камни остались. Если уж знамением мы начали этот рассказ, знамением и закончим его. Но знамением оптимистическим. В конкурсе скульпторов чаша весов, похоже, складывается в пользу именно Андрея Ковальчука. Именно его проекту памятника Михаилу Ярославичу в Твери, скорее всего, и будет отдано предпочтение. Конная статуя князя работы Александра Рукавишникова вызвала меньший восторг. …Шагающие летчики Ковальчука в Лефортово, мощи Святого благоверного князя Михаила в Лефортово, проект Ковальчука в Твери, тверские корни российского Президента, стоящего в почетном карауле у лефортовского памятника… Есть во всем этом какая-то не совсем уловимая, но очень правильная связь. Автор: Николай Локтев, Тверская Газета

По мнению священнослужителей, инициатива общественников с временным перемещением реликвии выглядит по меньшей мере странной.

В воскресенье, 22 апреля, Ассоциация Тверских землячеств сообщила, что многолетние поиски главной тверской святыни увенчались успехом – мощи найдены в Москве. Ковчег со значительным фрагментом мощей небесного покровителя Твери находится в храме Петра и Павла в Лефортово. Это удалось выяснить «благодаря многолетним усилиям членов нашей Ассоциации», заявляет официальный сайт организации.

Новость казалась настоящей сенсацией. Ассоциация Тверских землячеств поручила «своему председателю ходатайствовать перед митрополитом Тверским и Кашинским Виктором об обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о временном принесении мощей благоверного князя Михаила Ярославича из Москвы в Тверь».

В организации добавили, что «принесение мощей Михаила Тверского на Тверскую землю и организация 15 июля [в 2018 году дата религиозного праздника Собор тверских святых совпадает с Днем города Твери, – Ред . ] крестного хода может стать поистине ярким, объединяющим явлением и для тверичан, и для жителей области в целом».

Разделенные мощи

Князь Тверской Михаил был канонизирован решением церковного собора в 1549 году, через два с лишним века после кончины. Его мощи хранились в богато украшенной вызолоченной серебряной раке в соборе Тверского Спаса. В 1935 году собор был взорван, раку, по данным некоторых историков и краеведов, передали в местный краеведческий музей. Считается, что во время оккупации Калинина в 1941 году мощи Михаила Тверского были утрачены.

Рака с мощами св. князя Михаила Тверского в Спасо-Преображенском соборе в Твери. Фото: С.М. Прокудин-Горский, 1910 год.

Информация о находке в лефортовском храме стала неожиданной для председателя общества Михаила Тверского Георгия Пономарева.

– Я знаю, что икона с частицей мощей святого благоверного князя Михаила находится в Казанской церкви города Буденновска. Она появилась там еще до революции. В 2005 году я был в Буденовске и поклонился святыне..

Собственно, факт того, что в храме может находиться часть мощей Михаила Тверского, еще ни о чем не говорит. Согласно церковной традиции, если открывался храм или предел в честь святого благоверного князя Михаила, в оклад иконы с его изображением вкладывали частицу мощей из раки, находившейся в Соборе Святого Спаса в Твери. Так было до уничтожения Спасо-Преображенского собора.

Об этом говорит протоиерей Роман Манилов, директор тверского благотворительного фонда имени Екатерины Бакуниной. Он несколько лет занимался изучением судьбы мощей святого Михаила Тверского.

– Частицы мощей святого Михаила есть в храмах Москвы, Тбилиси, Буденновска. Это хорошо известно. Частица мощей есть и в Твери, в храме Троицы Живоначальной (Белой Троицы). Любой верующий в любое время может прийти и поклониться святыне, – обратил внимание отец Роман.

По словам священника, инициатива Ассоциации Тверских землячеств с временным перемещением частицы мощей Михаила Тверского выглядит странной. Выражаясь светским языком, зачем привозить в Тверь то, что там и так есть.

В свою очередь в организации полагают, что хранящийся в лефортовском храме фрагмент мощей значительно превосходит остальные известные в размерах. Именно поэтому нельзя исключать того, что эта реликвия имеет непосредственное отношение к исчезнувшим мощам. «Существует предположение, что эта часть мощей, которая заметно больше других известных, попала в московский храм непосредственно из раки Спасо-Преображенского собора, когда ее вскрывали в 1919 году. Вероятно, к этому причастны выпускники Тверского кавалерийского училища», – пояснили в Ассоциации Тверских землячеств.

Впрочем, протоиерей Роман Манилов убежден: святость реликвии не зависит от ее размеров. Мирской подход в данном случае неуместен.

«Чекистская» версия

В храме Петра и Павла в Лефортово не могут сказать, когда и как здесь оказалась часть мощей святого благоверного князя, служителям известно лишь, что эта реликвия находится у них уже очень давно. Исходя из местонахождения храма, вполне вероятной может быть «чекистская» версия.

В годы революции и Гражданской войны большевики грабили церкви и монастыри. Тогда их интересовали только ценности, а реликвии уничтожались, иногда их передавали священнослужителям. Чуть позже по личному распоряжению Феликса Дзержинского при изъятии церковных ценностей на нужды государства все реликвии требовалось тщательно описывать, упаковывать и отправлять на секретное хранение. Это распоряжение неоднократно подтверждалось и преемниками «Железного Феликса». Конечно, оно не всегда выполнялось, но прежнего «революционного беспредела» уже не было.

Одно из крупнейших секретных хранилищ, куда привозили предметы культа со всей страны, находилось в Москве, в одном здании с тюрьмой в Лефортово.

Известно несколько случаев, когда изъятые реликвии вдруг оказывались в немногочисленных действующих в советское время храмах.

Каким образом это происходило, неизвестно. Возможно, речь шла о целенаправленной передаче части реликвий РПЦ, при условии, что этот факт не будет афишироваться. По другим предположениям, это была частная инициатива отдельных сотрудников органов, которые по каким-то личным причинам передавали в храмы реликвии, к которым имели доступ. При желании вскрыть даже опечатанную коробку несложно. Такая версия происхождения «московских» мощей святого благоверного князя Михаила тоже имеет право на существование.

Святой многих храмов

То, что частица мощей тверского святого находится в церкви Буденновска (до середины до 1921 года город носил название Святой Крест), объяснимо. Именно там произошло воссияние мощей убиенного Михаила Тверского через несколько дней после его гибели. По преданию, москвичи, которые везли тело своего врага из Орды в Москву, остановились на ночевку в хлеву. И в ту же ночь над постройкой местные жители увидели сияние в форме креста. Это был один из первых случаев чудес с мощами князя. При строительстве Казанской церкви, посвященной святому благоверному князю Михаилу, по церковной традиции в Твери была написана икона, в оклад которой вложили частицу мощей из раки в Спасо-Преображенском соборе.

В Тбилиси – в храме святого Михаила Тверского в Исани Самогри, построенном в начале прошлого века, – частица мощей святого благоверного князя появилась согласной той же церковной традиции. Тверской святой весьма почитаем в Грузии.

4 декабря в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провёл Божественную литургию в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Игорь Щёголев, губернатор Тверской области Игорь Руденя с семьёй, а также делегация Верхневолжья: представители муниципальных образований, общественных организаций, регионального Правительства – всего около 300 человек. В дни празднования 700-летия духовного подвига святого благоверного князя Михаила Тверского участие в литургии приняли митрополит Тверской и Кашинский Савва, духовенство Тверской епархии, Губернаторский камерный хор «Русские партес».

«У нас сложилась замечательная традиция, когда вместе с Патриархом в Успенском соборе молится та или иная митрополия, епархия. Сегодня мы молились о тверской земле, которая всегда имела очень большое значение в истории нашего Отечества как важный политический и духовный центр», - сказал Патриарх Кирилл.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал Митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Михаила Тверского.

«Сегодня свершилось важное событие – в отчий дом возвращаются мощи Михаила Тверского, небесного покровителя Верхневолжья. Это награда для всех жителей тверской земли», – отметил губернатор Игорь Руденя.

За внимание к вопросам помощи Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл наградил Игоря Руденю Орденом преподобного Сергия Радонежского 3 степени.

Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Михаила Тверского будет принесён в восстанавливаемый Спасо-Преображенский собор в Твери на время богослужения, которое пройдёт в храме 5 декабря, в День памяти Михаила Тверского.

Спасо-Преображенский собор был заложен в 1285 году Михаилом Ярославичем и первым тверским епископом Симеоном. Мощи небесного покровителя тверской земли покоились в соборе до 1934 года. После разрушения храма в 1935 году святые мощи были утрачены.

В 2018 году стало известно, что часть мощей Михаила Тверского находится в Москве, в храме Петра и Павла в Лефортово. В столице Верхневолжья ковчег с частицей мощей Михаила Тверского будет храниться в Воскресенском кафедральном соборе. После завершения строительства и освящения Спасо-Преображенского собора святыня будет возвращена на своё историческое место.

Торжества в честь 700-летия подвига святого благоверного князя Михаила Тверского и 650-летия преставления его супруги княгини Анны Кашинской проходят с 3 по 5 декабря 2018 года в Москве и Твери.

Кроме Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе, 5 декабря откроется выставка «Дом Святого Спаса» в Тверском императорском дворце, посвященная истории храма. В экспозицию войдут артефакты, найденные в ходе раскопок на месте древнего собора. Также запланирована торжественная церемония переименования Советской площади Твери в площадь Михаила Тверского, церемония гашения почтовой марки «Святой благоверный князь Михаил Тверской».

На историческом факультете Тверского государственного университета состоится открытие международной научной конференции «Великий князь Михаил Тверской: эпоха, личность, наследие». Одним из почетных участников станет известный российский историк, автор многочисленных исследований по истории средневековой Руси, древнерусской литературы Владимир Кучкин.

Завершится День памяти Михаила Тверского торжественным мероприятием в театре драмы с участием академического хора им. Пятницкого, мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, ансамбля «Колокола России», заслуженной артистки РФ Ольги Кормухиной и других исполнителей.

В учреждениях культуры, библиотеках, школах региона в этот день пройдут уроки мужества и истории, выставки детского рисунка, кинопоказы, концерты – всего более 80 мероприятий.

3 декабря в Российском историческом обществе в столице открылась выставка заслуженного художника России Людмилы Юга, также состоялся показ моноспектакля «Михаил Тверской» с участием заслуженного артиста России Георгия Пономарева.