Окружения печорина называют его странным. Сочинение на тему:"почему Печорина считали странным?"

Ответ оставил Гость

Печорин, как лишний человек

Михаил Юрьевич Лермонтов родился третьего октября 1814 года в Москве в семье капитана. Детские годы проходят в имении Тарханы Пензенской губернии. Учился он в Московском университете. Лермонтов владел многими языками.
В начале 19 века в русской литературе появляются произведения, главной проблемой которых является конфликт человека и окружающего его общества. Создается новый образ - «лишнего человека» , отвергнутого, духовно невостребованного обществом.
В романе Герой нашего времени Лермонтов создает образ такого человека. Этим образом является Печорин.
Печорин родился в богатой дворянской семье, поэтому с юных лет находился в кругах влиятельных людей. Однако ему скоро наскучил «свет» общества с его пустыми развлечениями, «которые можно достать за деньги» - баллы, праздничные обеды и конечно же маскарады со своими нудными разговорами и отсутствием практической деятельности. Печорин тянулся к образованию и наукам, но быстро решил для себя, что «счастье скорее найдешь в незнании и богатстве» , а «славы он не желал» . Этот герой внутренне опустошен. Причина его опустошенности можно найти, узнав о его воспитании. С самого начала своей жизни он был обречен на пустое будущее. Доказательство этому можно найти прочитав его дневник: «я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло. Никто меня не ласкал. Все меня оскорбляли. Я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял и я научился ненавидеть.
Печорин изображается в романе, как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь.
На протяжении романа герой пытается бороться со своей внутренней пустотой. Но все его старания заканчиваются неудачей. Все дела которые он начинает обречены на провал. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин все это описывает в своем дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли» , необходимые для активной жизни. Все это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане.
Также слаб он и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготиться духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии, и боязнью потерять личную свободу.
Из этого можно вывести, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле все и вся, даже любовь.
Самые близкие у Печорина люди это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума.
Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире» . Он любит ее самозабвенно и бескорыстно. Однако и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить.
У Печорина постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.
Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе.
Даже он сам признается, что «сделался нравственным колекой».

Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник…. Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа.

Кто же такой Печорин, и в чем его главная трагедия? Мы видим героя со стороны самых разных людей, и может таким образом составить его психологический портрет. В первых главах романа можно увидеть Григория Печорина глазами Максима Максимыча- отставного офицера, друга героя. «Странный был человек» - говорит он. Но пожилой офицер живет в другом времени, в другом мире и не может дать полной и объективной характеристики. Но уже в начале романа со слов Максима Максимыча мы понимаем, что это особенный человек. Следующий этап раскрытия образа- описание Печорина странствующим офицером. Он ближе к нему и по возрасту, и по взглядам, и по кругу общения, следовательно, он может лучше может раскрыть его внутренний мир.

И офицер замечает некоторые особенности внешности, которые напрямую связаны с характером. Большое внимание уделяется описанию походки, глаз, рук, фигуры. Но взгляд играет ключевую роль. «Его Глаза не смеялись, когда он смеялся- это признак либо злого нрава, либо всепоглощающей печали.» И именно здесь мы приближаемся к ответу на вопрос: в чем же трагедия героя? Наиболее полный ответ представлен в части романа, иллюстрирующем психологию светского общества- «Княжна Мери». Написан он в форме дневника. И именно поэтому можно говорить о настоящей искренности и неподдельности повествования, ведь в дневнике человек выражает чувства лишь для себя, а себе, как известно, врать бессмысленно. И здесь Печорин сам рассказывает читателю о своей трагедии. В тексте присутствует большое количество монологов, в которых сам герой анализирует свои поступки, философствует о своем предназначении и внутреннем мире. И главная проблема оказывается в том, что Печорин постоянно обращается внутрь себя, оценивает свой действия, слова, что способствует открытию самому себе собственных пороков и несовершенств. И Печорин говорит: «У меня врожденная страсть противоречить…» Он борется с окружающим миром. Может показаться, что это злой и безучастный человек, но это отнюдь не так. Его внутренний мир глубок и раним. Его мучает горечь непонимания обществом. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств…» Возможно, именно в этом главная трагедия. Он глубоко чувствовал добро и зло, мог любить, но окружающие его не поняли, и лучшие его качества были задушены. Все чувства были запрятаны в самых далеких уголках души. Он стал «нравственным калекой». И он сам пишет, что половина души его умерла, а вторая чуть жива. Но жива же! В Печорине еще живут истинные чувства. Но они задушены. Кроме того героя мучает скука и одиночество. Однако чувства пробиваются в этом человеке, когда он бежит за Верой, он падает и плачет- значит он еще действительно человек! Но страдание- невыносимое испытание для него. И можно заметить, что трагедия Печорина перекликается с трагедией пушкинского Онегина- Печорин не может найти себе признание в жизни, наука ему неинтересна, служба скучна…

Таким образом, основных проблем несколько: непонимание общества, отсутствие самореализации. И общество не поняло Григория Печорина. Он думал, что предназначен для более высоких целей, но непонимание обернулось для него трагедией- разбило жизнь и разделило душу на две половины- темную и светлую.

  • Почему Сатин защищает Луку в споре с ночлежниками? - -
  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -

1. Печорин и его окружение. Раскрытие характера героя.
2. Печорин и Максим Максимыч.
3. Печорин и Грушницкий.
4. Роль Вернера в повествовании.

Григорий Александрович Печорин, главное действующее лицо романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, на протяжении повествования вращается в разных кругах, среди различных слоев общества. Он показан в окружении светского общества — своей среды по положению (в главе «Княжна Мери»), среди горцев («Бэла»), попадает в круг контрабандистов («Тамань»), и не находит подходящего себе окружения. Это герой-одиночка. Автор дает характеристику Печорину устами второстепенных героев-рассказчиков, его современников. Все эти люди воспринимают Григория Александровича и судят о нем по-разному, каждый — с высоты своего жизненного опыта. В результате мы имеем возможность взглянуть на него с разных сторон. Перед читателем постепенно складывается портрет героя времени. Кто же рассказывает нам о нем? Это безымянный офицер, Максим Максимыч и сам Григорий Александрович Печорин, говорящий с читателем посредством своего дневника.

Несомненно, самыми точными сведениями о герое располагает он сам, и дневник — способ записывать свои мысли, много может рассказать о своем хозяине. Как же характеризует сам себя Печорин? Он признается, что не умеет плавать и имеет предубеждение против увечных людей — его пугает «странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто, с потерею члена, душа теряет какое-нибудь чувство». Происшествие с контрабандистами помогает нам оценить героя как человека любознательного, рискового, решительного. Но, покинув мирных контрабандистов, он не интересуется ими больше, ему нет дела «до радостей и бедствий человеческих». В «Княжне Мери» Печорин предстает перед нами экспериментатором над окружающими. Он сначала вызывает у княжны ненависть, разжигая затем ее любовь. Печорин отмечает свою страсть противоречить, это им и движет — заметив, что Мери выделила Грушницкого, он завидует и хочет его разозлить. «С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!» — говорит о себе Печорин, думая, что его предназначение состоит в том, чтобы разрушать чужие надежды.

Также мы узнаем, что герой способен на сильное чувство. На водах он встречает женщину, которую прежде любил Печорин. Он называет ее «единственной женщиной в мире, которую он не в силах был бы обмануть», это единственная женщина, принявшая и понявшая в Печорина «со всеми мелкими слабостями, дурными страстями».

Посмотрим теперь, какое впечатление герой производит на окружающих. Как воспринимает его Максим Максимыч? Печорин для него непонятен: «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен... есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи». Штабс-капитан Максим Максимыч - совершенная противоположность Печорину, это человек иной эпохи, другого воспитания и склада характера, положения. Он может питать теплые искренние чувства к герою, как к старому знакомому, но тщетно силится понять его. Печорин и Максим Максимыч воспринимают то, что их окружает, совершенно с противоположных точек зрения. Максим Максимыч никогда не будет оспаривать приказы начальства и задумываться над ними, а одно из свойств Печорина — все взвешивать. Максим Максимыч отзывается о нем, как о человеке, «с которым непременно должно соглашаться». Штабс-капитан соглашается с обычаями горцев, Печорин же не ограничивает себя никакими рамками, как только он вышел из-под опеки родных, захотел испытать все удовольствия: «Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало; к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день от дня; мне осталось одно средство: путешествовать». Случайная встреча с Печориным радует Максима Максимыча, он готов броситься ему на шею, но холодность и равнодушие Печорина удивляет штабс-капитана, хотя Григорий Александрович говорит ему, что он остался прежним.

Каким видит Печорина офицер, свидетель его встречи с Максимом Максимычем? Он замечает небрежную ленивую походку — признак некоторой скрытности характера, глаза Григория Александровича не смеялись, когда он смеялся. Это, как говорит рассказчик, «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Взгляд его равнодушно-спокоен.

Офицер значительно ближе к Печорину по возрасту, чем Максим Максимыч, поэтому для него герой более понятен. То, что не понимает в поведении Печорина штабс-капитан, для офицера — характерные черты его современников. Ознакомившись с журналом Печорина, безымянный офицер говорит читателю, что «убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки», потому что история героя нашего времени написана без тщеславия.

Юнкер Грушницкий — франтоватый молодой человек, говорящий вычурными пышными фразами, любящий декламировать. Этот юноша рассчитывает произвести эффект и выглядит пародией на Печорина. Чего стоят одни только слова Печорина, что Грушницкий слывет храбрецом, но это не русская храбрость — он бросается вперед с шашкой, зажмурившись. Причина его приезда на Кавказ «останется вечною тайной между им и небесами». Печорин не любит его и чувствует неизбежность столкновения. Мало того что Грушницкий провоцирует его к столкновению, уведя у Печорина из-под носа княжну Мери. Грушницкий заносчив и самодоволен, Печорин же ведет себя просто, непринужденно, как зритель в театре, где спектакль разыгрывается по задуманному им сценарию и заканчивается дуэлью. На дуэли Грушницкий не честен — зная о том, что пистолет Печорина не заряжен, он отказывается от примирения, чтобы выставить Печорина трусом. Печорин же показывает себя мужественным и благородным человеком. Он предлагает Грушницкому вспомнить о том, что они были друзьями и отказаться от клеветы. Это выводит юнкера из себя — он требует стрелять, говорит, что презирает себя и ненавидит героя, зарежет его ночью из-за угла, если тот его сейчас не убьет.

Доктора Вернера, прототипом которого стал знакомый Лермонтова — доктор Майер, можно назвать человеком, который лучше всех понимает Печорина. Сам Печорин характеризует Вернера как «человека замечательного по многим причинам». Скептик, материалист и поэт Вернер, изучающий струны человеческого сердца, говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу; был за внешность свою прозван Мефистофелем. С Вернером Печорину легко, они могли бы стать друзьями, но дело в том, что ни тот, ни другой не считают дружбу отношениями равных. Здесь же каждый сам за себя: «Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Они отгораживаются от общества своим союзом, им вдвоем легко. Они не вызывают друг у друга отторжения, в то время как окружающие отворачиваются от них. Вместе затеяв историю с Грушницким и княжной Мери, они ждут развлечения от скуки.

Наблюдая за Вернером, можно сделать вывод, что чуть моложе он был таким же, как и герой нашего времени: тот же интеллект, тот же иронический склад ума. Что же с ним сделало время? Он стал разочарованным во всем скептиком. После дуэли Вернер и Печорин холодно расстаются. Вернер считает, что Печорин совершил преднамеренное убийство Грушницкого, сам герой не разочарован — для него привычным стало уже, что люди «знают заранее все дурные стороны поступка..., даже одобряют его... а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности». Вернера интересуют эксперименты над людьми лишь как пассивного наблюдателя, в то время как Печорин активно действует и всегда идет до конца, анализируя все происшедшее.

Печорин - герой своего времени, но готово ли время к такому герою? Увы, еще нет. Что стало бы с Печориным — неизвестно. Был бы он таким же как Вернер, сдавшись без борьбы? Жизнь героя нашего времени прервалась на его пути из Персии, не оставив нам ответа на этот вопрос.