Печорин и грушницкий сочинение на тему. Сочинение на тему печорин и грушницкий

Меню статьи:

Дуэли стали причиной многих бед и несчастий не одной семьи. Порой причинами для такого непритязательного решения конфликтов ставали самые банальные вещи.

Так как пагубное влияние дуэлей было очевидно, то такой способ разрешения конфликтов был вскоре запрещен, но это не мешало время от времени прибегать к подобному способу выяснения отношений.

Развитие отношений между Грушницким и Печориным вскоре зашло в тупик и, по мнению Грушницкого, единственным путем разрешения конфликта могла быть исключительно дуэль.

Знакомство Печорина и Грушницкого

Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким. Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».

Предлагаем ознакомиться с в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.

Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого

Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.

Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.

Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.

Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.

Причина и повод к дуэли

Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.

В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.

Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.


После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.

Дуэль

Ложными сплетнями подлость Грушницкого не закончилась, он решает опозорить Печорина на дуэли и положить ему незаряженный пистолет. Печорин, который случайным образом узнает о коварных планах Грушницкого, не оставляет события плыть по течению и обдумывает план по предотвращению такой несправедливости по отношению к себе.

Когда в следующий раз бывшие приятели снова встречаются друг с другом, (это происходит уже на месте проведения дуэли), то Печорин повторно предлагает Грушницкому отказаться от поединка и обналичить правду по отношению к Печорину и Мари, но и в этот раз Грушницкий отвечает отказом.

Понимая, что обоим им не выйти живыми из поединка, он показывает истинное отношение к Печорину. Бывший приятель утверждает, что ненавидит Печорина и трагедии в их взаимоотношениях избежать никоим образом нельзя – если они разойдутся сейчас мирно, то Грушницкий не покинет попыток лишить Печорина жизни, на крайний случай, он подстережет и нападет на поручика ночью в темноте. Понимая, что дуэль может быть лучшим вариантом окончания их взаимоотношений, Печорин требует предоставить ему полноценное ружье – обескураженному Грушницкому ничего другого не остается, как выполнить это требование. Печорин также меняет место дуэли – теперь дуэлянты должны были стреляться на краю обрыва – таким образом, смерть одного из противников была бы неизбежна – даже при незначительном ранении человек бы упал вниз, чем спровоцировал свою смерть. После выстрела Грушницкий получает ранение и погибает.

Последствия дуэли

Так как дуэли были запрещены, то Печорин должен был понести наказание за участие в незаконном действии, если бы об этом инциденте стало бы известно общественности. Так как дуэль закончилась смертельным исходом для Грушницкого, то огласка была вполне ожидаемым действием. Так и случилось. После обнародования информации о дуэли Печорин, получает свое наказание – его переводят по службе в некую крепость N. Именно здесь Печорин знакомиться с Максимом Максимовичем и Беллой.

Для новых знакомых Печорина взаимоотношения с дуэлянтом стали губительны – он привнес в их жизнь кардинальные изменения, причем не самые положительные.

Таким образом, Печорин, хоть и выглядит откровенным негодяем в отношении многих вещей, все же имеет благородные черты характера. Так, например, он несколько раз призывает решить возникший конфликт мирным путем, делает он это не из-за страха или личной робости, а потому, что не видит веских причин устраивать трагедию. Кроме того, Печорин готов отвечать за свои поступки и слова – он человек слова, в то время как Грушницкий привык действовать исподтишка и боится признавать свою неправоту.

Дуэль Печорина и Грушницкого в романе “Герой нашего времени”: конфликт, причина дуэли

4.2 (84.44%) 9 votes

Юнкер Грушницкий - вторая контрастная фигура, поставленная Лермонтовым возле Печорина: как Максим Максимыч контрастирует с ним в «Бэле» и «Максиме Максимыче», так Грушницкий составляет контраст Печорину в «Княжне Мери». При этом писатель использует необычный прием: о Грушницком мы узнаем со слов Печорина, и, таким образом, оценка Грушницкого в повести «Княжна Мери» является принципиально субъективной и подчинена мировосприятию Печорина.

Что мы знаем о Грушницком? Мы знаем, что Грушницкий является юнкером, и это обстоятельство дает нам возможность представить жизнь этого молодого человека до того времени, как происходит его встреча с Печориным. Юнкерами назывались, с одной стороны, учащиеся некоторых военных училищ, а с другой - вольноопределяющиеся молодые люди дворянского происхождения, вступавшие на военную службу нижними чинами. Одевались они по-солдатски, й эту особенность экипировки позднее Грушницкий использует, пытаясь привлечь внимание княжны Мери: «Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Ведь толстая солдатская шинель позволяет девушке сделать предположение, что молодой человек - разжалованный и сосланный солдат.

Как видим, Грушницкий склонен к тому, чтобы окружить себя внешними эффектами с целью превознести себя в глазах окружающих. Это проявляется и в его речи: «он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». По выражению Белинского: «Грушницкий - идеальный молодой человек, который щеголяет своею идеальностью, как записные франты щеголяют своим модным платьем, а «львы» - ослиною глупостью... производить эффект - его страсть».

Грушницкий не умел спорить: он мог выслушать возражения собеседника, а затем вместо ответа произнести длинную тираду, которая в самом деле была продолжением его же собственной речи. Он умел писать довольно забавные эпиграммы, но они никогда не были меткими и злыми. Одним словом, Грушницкий не мог никого убить, потому что окружающие его не интересовали. Цель его жизни - сделаться героем романа. Он так часто убеждал других в том, «что он существо, не созданное для мира», что сам почти уверился в этом.

Выражая свою неприязнь к Грушницкому, а точнее, к его страсти производить эффект, Печорин говорит: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Возможно, это предчувствие и сыграло главную роль в отношении Печорина к Грушницкому. Возможно, смеясь открыто над бедным юнкером, он смеялся над фатумом, судьбой, которая избрала Грушницкого в качестве недружелюбного друга. С одной стороны, Печорин вполне благосклонен к младшему товарищу («В те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен»), но с другой, он не способен прощать окружающим недостатки, а потому постоянно нагнетает к Грушницкому недружелюбие, приближая момент роковой развязки. Вполне возможно, что отсутствие жизни в другом человеке возбуждает в нем невольное желание увериться в собственных глазах, что он не похож на Грушницкого, что в нем больше жизни. Печорин сам признается в своей страсти противоречить: «Целая жизнь моя была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Таким образом, привыкнув к своим внутренним противоречиям, он при встрече с Грушницким невольно настроился к нему противоречиво, антагонистически. Это доставляло ему своеобразное наслаждение.

Чувство противоречия заставляет Печорина наперекор Грушницкому начать ухаживать за Мери, отношения с которой были для него лишь приемом борьбы с Грушницким, не более того. Встретившись в эту же пору с Верой, Печорин отдается своей истинной любви, и тем яснее отдает себе отчет в действительной природе своих чувств к Мери. С Мери связана у Печорина не любовь, как с Верой, и не страстное увлечение, как с Бэлой, - с Мери связан у него один из тех опасных опытов освоения женского сердца, которых было в его жизни так много и которые, в конце концов, так ему прискучили.

Однако Грушницкий не знал этих качеств Печорина. Отношения с Мери он воспринимает на свой счет и, как самовлюбленный, но уязвленный человек, решается на подлость: вначале вступает в сговор с друзьями, а потом решается на дуэль с Печориным. Возможно, все предыдущие действия Печорина и можно подвергнуть критике, но то, что, зная о преступном заговоре, он не отказывается от мысли испытать судьбу, более того, пойти ей наперекор, вызывает восхищение. В то же время Грушницкий, уверенный в своем успехе, в самый последний момент демонстрирует свое благородство: он долго не решается на роковой выстрел. Но выстрел все же произведен, и теперь сам Грушницкий оказывается перед лицом опасности. Какие неведомые силы заставляют его предпочесть верную смерть спасению путем признания ошибки? Эти неведомые силы - бесхарактерность и завышенное самолюбие. Белинский подчеркивал, что самолюбие - это главная слабость в характере Грушницкого: «Самолюбие уверило его в небывалой любви к княжне и любви княжны к нему; самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина».

Мы знаем, что Грушницкий всего на пять лет младше Печорина, а следовательно, живет в кругу тех же интересов, в каких живет Печорин, ощущает себя человеком того же поколения и той же культурной среды, к которой принадлежит и Печорин. Но мы видим, что между этими героями существует огромная пропасть. В противопоставлении Печорина и Грушницкого заложена идея противоположности личности и личины, индивидуальности и подражательности, свободной мысли и следования трафаретам.

В главе «Княжна Мери» Лермонтов показывает нам отношения между Печориным и Грушницким, их дружбу, постепенно перешедшую во вражду и закончившуюся дуэлью.

Два образа героев

Григорий Александрович Печорин является главным персонажем романа. Произведение показывает нам взаимоотношения героя с другими людьми, в разных жизненных ситуациях.

Грушницкий совсем юн, он романтически настроен, хочет добиться славы, ожидает пламенной любви, любит позировать на публику. Печорин, порождение общества того времени, является эгоистом, уставшим от жизни, он скептик, чаще всего пессимистично настроенный. Григорий наделен силой духа, которой он нигде не может найти применение, в результате чего страдает от тоскливого течения жизни. Если Грушницкий не искушен в жизненных перипетиях, то Печорин закален в психологических баталиях.

От друзей до врагов

Отношения двух этих героев развиваются от положительных до полного неприятия друг друга. Именно в этом взаимодействии раскрываются темные стороны характера Печорина.

Встретив Печорина на водах, Грушницкий рассказывает ему о своей влюбленности в юную княжну, тем самым указав свои слабые места. Печорин не имеет глубоких привязанностей в дружбе, поэтому он от скуки решает развлечь себя некрасивой игрой с юнкером и княжной. Он довольно подло рассказывает некоторые ситуации из жизни Грушницкого, старается сделать из себя печального и непонятого другими романтического скитальца. Неопытная девушка влюбляется в рокового героя, а Печорин тем временем спокойно делится с Вернером своими похождениями и насмешками над бывшим другом.

Холодность и равнодушие к другим людям разбивают видимость дружбы между двумя юношами. Вспыльчивый Грушницкий жестко и грязно мстит Мери.

Дуэль как зеркало героев

В момент схватки герои раскрывают свою истинную сущность. Грушницкий вдруг показывает, что на самом деле труслив - он соглашается не заряжать пистолет пулями, зная, что это обязательно приведет к смерти Печорина.

В момент дуэли раскрывается и двойственный характер Печорина. Держа бывшего друга на мушке, он говорит, что простит его, если он возьмет обратно свою подлую ложь. Он на самом деле был готов прекратить дуэль, но без раздумий стреляет в юнкера, отказавшегося исправить положение. Даже готовясь принять слова прощения, Печорин ни на мгновение не задумывается перед тем, как сделать роковой выстрел.

Продукт своего времени

Дружба, а затем и вражда двух героев закончилась смертью одного из них. Печорин не может спокойно принимать недостатки других - недалекость и пафос Грушницкого ему режут глаз и ухо. Не умея прощать и подстраиваться под других, герой губит немало людей. Взращенный жестоким высшим светом, он и сам жесток, в результате чего Грушницкий убит.

Эти отношения показывают темные глубины души Печорина - неспособность дружить, неспособность любить, равнодушие к жизни и смерти. Не боясь умереть, он живет лишь разумом, отринув чувства. Это положение ведет его еще к большей бездне отчаяния и тоски.

Перед вами сочинение-рассуждение на тему Печорин и Грушницкий. Это сочинение по нетленному роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени. Сочинение рассчитано на учеников 9 – 10 классов, но может быть использовано и учащимися других классов.

Другие сочинения по данному произведению вы можете найти

Печорин и Грушницкий

«Герой нашего времени’’ — первая попытка создания в русской литературе психологического реалистического романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, синтез различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник — исповедь. Роман Лермонтова – социально-психологический и нравственно- философский. «В основной идее романа Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке», — пишет Белинский.

Наиболее полно и глубоко внутренний мир героя раскрывается в повести «Княжна Мери». Завязкой здесь является встреча Печорина с Грушницким, знакомым юнкером. И с этого момента начинается очередной «эксперимент» Печорина. Можно сказать, что вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собой и другими людьми. Цель его — постижение истины, природы человека, попытка понять, насколько общепризнанные представления о добре, зле, дружбе, любви справедливы. Часто это жестокая игра своей и чужой жизнью. Именно так и происходит в случае в Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как мы видим, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и «звездочках» на погонах. Он — посредственность, но ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — «драпироваться в необыкновенные чувства», «страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль байронического разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиям». “Да это же пародия на Печорина!» — вдруг понимаем мы. Совершенно верно. Потому-то и бесит он главного героя романа. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру.

Сначала «экспериментатор» вызывает у Грушницкого даже некое снисходительное чувство, так как этот юноша самоуверен и кажется себе весьма проницательным и значимым человеком. “Мне жаль тебя, Печорин,” — вот как разговаривает он в начале романа. Но события неумолимо развиваются в соответствии с замыслом Печорина. Мери влюбляется в него, забыв о Гpyшницком. Обуреваемый ревностью, негодованием, а затем ненавистью, юнкер вдруг открывается для нас совсем по-новому. Он оказывается совсем не таким безобидным. Он способен быть мстительным, а потом — бесчестным, просто подлым! Тот, кто совсем недавно рядился в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Да, эксперимент Печорина удался блестяще. Здесь с полной силой проявились “демонические» свойства его натуры: «сеять зло” с величайшим искусством. И в очередной раз убеждается он, как легко человек поддается искушению. Но такое подтверждение его теории отнюдь не радует героя Ему надоело «играть роль топора в руках судьбы”. Oн признается, что, как орудие казни, упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Во время дуэли Печорин вновь испытывает судьбу, спокойно стоя лицом к смерти. Потом предлагает Грушницкому примирение. Но ситуация эта уже необратима, и Грушницкий погибает, испив чашу стыда, раскаяния и ненависти до конца.

Так, образ Грушницкого очень важен в романе, он открывает, может быть, самое главное в центральном герое. Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность страданий этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Я его также не люблю: я чувствую, что мы

когда-нибудь с ним столкнемся на узкой

дороге, и одному из нас несдобровать.

М. Лермонтов. Герой нашего времени

Как много приемов использует М. Ю. Лермонтов, что-бы ярче и многостороннее осветить образ главного героя своего романа — Печорина! Мы узнаем о Печорине со слов людей, длительное время общавшихся с ним, наслышанных о нем, читаем его дневник. И все же нигде человек не раскрывается так полно и многогранно, как в общении с другими людьми.

Попадая в Пятигорск, Печорин встречается с Грушницким, фигура которого выделяется даже среди «москов-ских франтов» и «блестящих адъютантов». Конфликт Печорина с Грушницким является в романе одним из главных, поскольку Грушницкий здесь воплощает мир, против которого главный герой восстает всей душой и сердцем.

Грушницкий в романе — прямой антипод Печорина и даже пародия на него. Желанию произвести эффект, позированию Грушницкого Лермонтов противопоставил подлинную глубину и силу мечты и горечи разочарования своего главного героя. Играя в разочарование, стремясь привлечь к себе внимание, Грушницкий во многом старается подра-жать Печорину, завидуя ему и в глубине души даже нена-видя за внутреннее превосходство. Печорин же вначале относится к Грушницкому с иронией, поскольку тот скорее смешон и жалок в своих попытках играть «в необыкно-венные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания», чем страшен и опасен. Тонкий психолог чело-веческого сердца, Печорин быстро и легко разгадал внут-реннюю сущность Грушницкого: он «не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Однако это упрек не за недостаток самоотвержен-ности и любви к людям, чего был лишен и сам Печорин, а за игнорирование объективной правды реальности. Груш-ницкий никогда не слышит собеседника, даже если с ним «беседует». Грушницкий оторван от действительности, он видит вокруг только то, что ему хочется, поэтому зачастую не может критически оценить собственные поступки или не умеет разобраться даже в простейших жизненных ситу-ациях.

Невозможность воплотить в жизнь глубокие, сильные, реальные стремления и в то же время постоянное недо-вольство собой делают фигуру Печорина трагической. У Грушницкого же мы наблюдаем отсутствие убеждений, внутреннюю пустоту, мелкость души и мыслей, что приво-дит его к позерству и непреодолимому, мелочному самолю-бию, в результате чего он способен на совершение подлых и низких поступков.

Печорину, несмотря на его убежденность в неспособнос-ти к «благородным порывам», свойственны и глубокие, ве-ликодушные, подлинно человеческие движения. Так, слу-чайно подслушав предложение капитана довести его, Пе-чорина, до вызова на дуэль, якобы чтобы проверить его храбрость, но не заряжать пистолет, Печорин «с трепетом ждал ответа Грушницкого... Если б Грушницкий не со-гласился, я бросился б ему на шею». Это же страстное желание поверить в человека, убедиться, что он не спосо-бен на подлость, появляется у Печорина и во время дуэли, ведь он готов все забыть и простить противнику и низость, и мелкое самолюбие, и трусость, если он признается в сво-ем подлом поступке. Однако стремление «играть роль» в Грушницком выше честности, и он стреляет в Печорина, умышленно обезоруженного капитаном, не положившим пуль в его пистолет, нагло ожидая ответного — холостого — выстрела. Материал с сайта

В своем романе «Герой нашего времени» в образах Печорина и Грушницкого М. Ю Лермонтов запечатлел вполне типичные для русской жизни 30-х годов харак-теры, сложившиеся в обществе в период реакции после разгрома восстания декабристов. В образе Печорина ото-бражены люди, страстно пытающиеся найти свое место в жизни, критично и объективно оценивающие свои по-ступки и действия, способные анализировать окружающую действительность, но не находящие ответов на свои вопросы, не сумевшие определить цели собственной жиз-ни. Рядом с такими неординарными натурами процвета-ет в своем безмятежном существовании серость и по-средственность, люди, стремящиеся играть чужую роль, говорить чужими словами, жить чужой жизнью, — та-кие, как Грушницкий.