Предвестники новой расы из прошлого? Кто такие амиши.

Амиши - движение последователей Якоба Аммана.

Оно возникло в 1693 году в Швейцарии, но, в связи с гонениями, амишам пришлось покинуть Европу и переселиться в Америку.

Большинство амишей сейчас проживает в США, но также есть они в Канаде. 10 фактов про амишей


1.

Бандлинг. Это традиция по которой молодая пара должна определенное время спать в одной кровати, но не прикасаться друг к другу. По виду - кровать для молодых - обычная двуспальная, но с доской разделяющей два спальных места. Вот такая странная у них психология отношений. Сейчас это уже редкость, но всё таки можно встретить бандлинг в такой форме, когда молодая невеста в течении месяца спит в мешке, в которую помещает её мать. И с утра мать проверяет, чтобы мешок был на месте и муж не прикасался к молодой жене.


2.

Орднунг (порядок). Это перечень правил, которые давным давно старейшины данной общины приняли за веру. Это перечень не только религиозных, но и гражданских правил. Все они основаны на Библии.


3.

Технология. Для амишей характерны повозки и ручной труд. Всё делается руками или с помощью домашнего скота, в основном лошадей. При всей своей сложности и трудоёмкости вся выпечка амишей считаются самой вкусной в США.


4.

Одежда и стиль. Ремни, перчатки, галстуки, кроссовки: запрещены! У амишей очень простой стиль одежды - в соответствии с их общей философии жизни. Женатые мужчины должны растить бороды в то же время усы полностью запрещены. Женщинам запрещено носить узорную одежду или украшения, а также они не имеют права стричь волосы. Длина одежды строго регулируются орднунгом общины.


5.

Амиши разные. Все амиши разные. Если считать по основным ответвлениям то их восемь, но они дробятся ещё сильнее т.к. например в одной общине длина разрешенных полей на шляпе может быть меньше, чем у соседей и это, в принципе, большая проблема, которая может привести к спорам между общинами.


6.

Наказания. Потеря бороды - это большая проблема, это потеря статуса и уважения. У амишей есть даже банды, которые промышляют такими деяниями. Недавно одну такую банду, которая резала бороды, за 15 фактов подобных преступлений приговорили к 15 годам тюрьмы для каждого.


7.

Инбридинг. Да будет вам известно, что все американские амиши произошли всего лишь от 200 семей. Т.е. у амишей большая проблема с инбридингом т.е. близкородственными связями. Поэтому у них часто рождаются больные дети, которые часто погибают. Смертность среди новорожденных амишей очень велика. Сами же амиши говорят: "Такова воля бога..."


8.

Здоровье. Показатели здоровья амишей примерно в 2 с лишним раза лучше, чем у любого американца. Всё это связано со здоровым образом жизни.


9.

Rumspringa. Амиш подросток имеет право выбрать себе жизнь. Ему дается период, за который он должен принять решение: остаться в общине и стать амишем или навсегда покинуть общину и никогда не возвращаться и не встречаться с родственниками.


10.

Мейдунг. Нарушение орднунга и изгнание из общины. Например, связь с девушкой вне общины, постоянные контакты с людьми не из общины. Мейдунг пожизненный. Вернуться обратно в общину нельзя.

Затерянный мир, или Понаехали тут …
Заметки деревенского фотографа

В Америке существует несколько религиозно-этнических групп, таких как мормоны, квакеры, ортодоксальные евреи, и прочие. Одной из таких групп являются амиши, которых в США насчитывается около четверти миллиона.

Самые большие популяции амишей в США проживают в Пенсильвании, Огайо и севернои Индиане. В Центральном Иллинойсе также есть Amish Country, где проживает около тысячи семей амишей (около 4 тысяч человек).


11.

В прошлую субботу, направляясь в Урбановку, мы сделали крюк в проехали до Арколы (около 30 миль к югу) с чисто меркантильными целями - а именно закупить нормального мяса и курицы себе и друзьям. С мясом мы пролетели - бойня закрылась в 3 часа, за пару минут до нашего приезда, а всего остального набрали от души (включая крольчатину, которую в обычных магазинах найти не тривиально).


14.

Амиши в массе своей крестьяне, привязаны к земле, и ведут практически натуральное хозяйство, не пользуясь химией, генетикой, и прочими пережитками цивилизации. Едят только то, что сами вырастили, и с удовольствием продают избытки производства в виде мяса, птицы, молока, яиц, сыра, и прочих продуктов. Зачастую они поставляют продукты в цивилизованный мир в нормальные магазины, но качество (и цена) в их магазинах наверняка получше будет. Кроме того, в тех местах нередки амишевские рестораны. Также они активно занимаются производством деревянной мебели, которая и ценится, и стОит.


15.

16. Местный амишевский райцентр находится в городе Артур, основанном в 1865 году.

Будет потеплее - надо будет туда прокатиться.


17.

Амиши придерживаются очень простого о обособленного образа жизни, и зачастую всеми силами стараются избегать благ цивилизации. Так, например, у амишей нет легковых машин, и передвигаются они в большинстве случаев на конных повозках (что интересно - обычные повозки, по крайней мере в зимнем варианте, полностью закрытые, и за вожжи дергается изнутри).


18. Повозка с прицепом.

19. Шикарный мужик себе диванчик урвал.

Причина, по которой у амишей нет своих машин вполне забавна - люди живут в коммунизме, и наличие машины считается роскошью, а это непозволительно так как провоцирует неравенство или видимость такового. Причём использовать неамишевские машины из мира (такси, соседи) - это вполне допустимо. Также вполне допустимо использовать сельхозтехнику (судя по этому мужику)


21.

Хотя обработка земли и другие сельхозработы проводятся преимущественно с помощью лошадей. У средней амишевской семьи в пользовании около 80 акров (32 гектаров) земли - бедные лошади....


22.

Амиши практически не используют электричество. Причина весьма забавна - они считают, что электрические провода связывают их с внешним миром, что противоречит Библии и их религиозным устоям (амиши - закрытое общество, и общаются с цивилизацией только в меру (коммерческой) необходимости, посему у них полностью запрещено телевидение, радио и интернет). Электричеством они, естественно, пользуются по необходимости (обратите внимание на правый поворотные сигнал). Например в магазинах для освещения они используют газ, а холодильники и кассовые аппараты естественно электрические. Фокус в том, что электричество производит тут-же дизельный или газовый генератор, а не берётся из центральной сети.


25.

Судя по распределителю на столбе - генераторы у них весьма мощные. Хотя не исключён вариант местной общинной электростанции.


26.

В средней амишской семье 6-7 детей и хозяйства у них весьма крепкие и основательные. Причем постоянно растут и расширяются (средний прирост поголовья амишей - 4% в год! А учитывая закрытость и тот факт, что вся эта четверть миллиона амишей происходит от 200 первых поселенцев, можно представить уровень кровосмешения и букет генетических заболеваний).


27.

Одежда амишей строга и проста. Никаких излишеств, минимальная гамма. Что такое модная женская одежда им неизвестно.


29.

Кстати, по религиозным соображениям амишам нельзя фотографироваться. Упс...


31.

Амиши не ходят в обычные школы и считают, что 8 классов образования вполне достаточны для нормального существования. Они делают свои школы по старому образцу, где в одной комнате учатся все ученики школы. И только со школы (теоретически) амиши начинают говорить по английски. До этого (в семье) они говорят на своём Пенсильванско-немецком диалекте.


33.

Амиши объеденены одной религией, и семья и церковь - это главное. Они - анабаптисты (христиане) и как правило в жизни проходят через два крещения - в младенчестве и в сознательном возрасте. Перед тем, как постричься в настоящие амиши, молодёжи дают свободу выбора и разрешают уйти в мир, но делают это единицы... Несмотря на то, что основой амишевской культуры и жизни является церковь, у амишей (по крайней мере старообрядческих) нет классических церквей. В районе Артура насчитывается около 27 церковных приходов???, каждый из которых состоит из 30-35 семей. Службы проводятся в собственных домах по очереди, т.е. по сути каждый дом является церквью...

Жизнь амишей

Амиши — приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носят одежду и головные уборы определённых цветов и старинных фасонов, ездят в повозках, запряженных лошадьми, используют только стальные колёса, пашут землю конным плугом. Дети и женщины ходят босиком в теплое время года. Амишам запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.


34. Амиши в легкой коляске в Ланкастере, штат Пенсильвания 19 мая. (Todd Heisler/The New York Times)

Браки амиши заключают только со своими единоверцами.


35. Фермер с собакой в Ланкастере, штат Пенсильвания. (Todd Heisler/The New York Times)

Амиши с присущей им скрупулезностью относятся к сельскому хозяйству, до сих пор возделывая землю с помощью плугов.


36. Фермеры работают на поле в Ланкастере 19 мая. (Todd Heisler/The New York Times)

В свободное от работы время мужчины-амиши занимаются изготовлением мебели, женщины-амиши шьют одежду, в обоих случаях всё делается вручную и по моде начала XVIII века.


37. Амишский фермер вспахивает поле в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

Поскольку амиши заключают браки исключительно с представителями своих общин, в их среде распространены генетические заболевания одного типа, а у женщин очень часто случаются выкидыши, тем не менее рождаемость у амишей традиционно высокая, в семьях насчитывается по 8-10 детей, в результате чего каждое поколение их численность удваивается.


38. Коровы на ферме Мэтью Штольцфуса в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

По достижении определённого возраста амиши имеют право покинуть отчий дом на 3 года и отправиться жить во «внешний мир», где они могут грешить как заблагорассудится их душе, но по окончании этого срока амиш обязан вернуться домой и принять решение: либо он полностью погружается в традиционный уклад жизни амишей и остаётся в общине, соблюдая все правила поведения, либо он навсегда покидает общину, живёт как хочет, и тогда даже самые ближайшие родственники никогда более не подадут ему руки помощи, как бы она ни была ему нужна.

41. Амишские фермеры работают в коровнике на ферме в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

42. Велосипед лежит на краю фермы в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

Осознавая себя принадлежащими к одной деноминации, амиши, тем не менее, распадаются на разные группы.


43. Фермер несет ведра в Ланкастере, штат Пенсильвания, 19 мая. (Todd Heisler/The New York Times)

44. Фермер-амиш вспахивает поле в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

45. Амишский фермер в Ланкастере, штат Пенсильвания. (Todd Heisler/The New York Times)

46. Шляпа висит на косяке двери в доме в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

47. Амиш на ферме в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

48. Амишская повозка. (Todd Heisler/The New York Times)

49. Традиционная амишская телега в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

50. Амишская телега проезжает мимо фермы в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

51. Амишский фермер вспахивает поле в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

52. Амишские дети едут на повозке в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

53. Мэтью Штольцфус (справа) на своей ферме в Ланкастере. (Todd Heisler/The New York Times)

Многие из вас, наверно, даже не слышали про амишей. Я тоже узнал о них несколько лет назад, когда смотрел переводной альбом "Народы мира". Пожалуй, это можно назвать личным открытием. Конечно, нельзя назвать полноценным знакомством изучение публикаций и фотографий, но и то что из них можно извлечь - совсем не мало.
Рассказ о них явно не уместится в один пост, так что ждите продолжения. Пока же начну с рассказа о том, кто такие амиши и почему они так интересны.

КТО ТАКИЕ АМИШИ.

"Вопреки распространенному мнению, амиши живут не так, как 300 лет назад. Они внесли много новшеств, чтобы сделать жизнь проще, но осторожно, не принимая новых технологий без учета их последствий для жизни общин." (с сайта амишей)

Амиши - своеобразный народ, проживающий преимущественно в США. В отличие от мормонов, которым можно сказать принадлежит штат Юта, амиши не имеют своей страны как таковой, хотя владеют землями. Страна амишей - образное выражение, указывающее на зоны проживания амишей. Это полноценный народ - со своей культурой, своими обычаями и традициями. В то же время это религиозная община в широком смысле этого слова, можно условно назвать её сектой, хотя как мы увидим дальше такое название больше сбивает с толку, чем характеризует амишей. Происхождение и ранняя история амишей изложена достаточно скудно, по крайней мере в доступных мне источниках. Итак, откуда произошли амиши и как они появились в Америке?
История амишей восходит к 17 веку хронологически, и к Германии и Швейцарии территориально. Никакого отношения к Дании и Голландии амиши не имеют. Соответственно и язык амишей - немецкий. Они и сейчас говорят на своём языке, отличающемся от современного немецкого. Поэтому в США называют амишей "Dutch", а они американцев - "English". Есть даже община в штате Индиана, где употребляется именно швейцарский диалект немецкого.
Амиши - ответвление меннонитов. Напомню, меннониты - протестантское течение, характеризующееся анабаптизмом (перекрещенчеством), возникшее в 40-х годах 16 века. Меннониты, как и все анабаптисты, не признают крещения детей и считают что вера - дело сознательное, и решать вопрос выбора веры каждый должен сам. А потому крестились повторно, в возрасте 16-20 лет, не засчитывая раннее крещение (что было для католиков однозначной ересью). Амиши не просто разделяют это положение, но это сильно влияет на само устройство их общества. Уже принимая во внимание данное положение вероучения, говорить об амишах как о секте не совсем верно. Амиши всегда признавали веротерпимость и в теории и на практике, хотя и с оговорками, ведь само общество амишей всё же моноконфессионально. Кроме того, амиши, в отличие от других протестантских течений и сект, никогда не проповедовали своё учение. Это отчасти связано и с другим важным пунктом учения меннонитов - ненасилием. Меннон отвергал политическое, воинствующее назначение церкви (которые проповедовались анабаптистами Мюнцером и Иоанном Лейденским), и даже написал специальное сочинение против Иоанна Лейденского и его притязания на власть. Амиши, как и меннониты, всегда стояли вне войны и политики. Поэтому было бы неверно говорить о том, что амиши не признают государство США, они в принципе, как последовательные меннониты, игнорируют политику и войны. Пацифизм - строгое правило амишей, которым не разрешается не только воевать или применять насилие, но даже хранить оружие. Ни в одной войне амиши не участвовали.
Итак, мы установили, что амиши происходят от немецких меннонитов. Их можно назвать "консервативными меннонитами", причем этот консерватизм относился не только и не столько к вере, сколько к образу жизни. Или иначе говоря, амиши воспринимали образ жизни как нечто тесно связанное с верой и душой. История церкви (а соответственно и народа) амишей началась с раскола группы меннонитов Швейцарии и южной Германии в 1693 году. Лидер "раскольников" - Якоб Амман, по его имени и получили своё название амиши. Как и все меннониты, амиши были гонимы, преследуемы, а потому их эмиграция из Европы вполне понятна. В начале 18 века, по приглашению Уильяма Пенна амиши переселились на юг американского штата Пенсильвания. И сейчас именно Пенсильванию, а точнее "графство" Ланкастер - можно назвать "страной амишей". Их здесь проживает более 20 тысяч человек, так же много амишей живет в штате Огайо. Всего же сейчас насчитывается около 225 тысяч амишей, проживающих на территории США (в 22 штатах) и Канаде (Онтарио). Как же переселился такой большой народ, откуда он взялся и как сохранился? Ответ простой - ниоткуда не взялся и никак не переселялся! В 1720-х годах в Пенсильванию переселилось около 300 человек, от них и берет своё начало народ амишей. Приезжали эмигранты и в 19 веке, но в любом случае народ как таковой сложился уже в Америке. У амишей многодетные семьи (обычно по 7-8 детей). По оценкам демографов численность амишей удваивается каждые 16-20 лет. Конечно, особенно удивителен этот рост на фоне сегодняшнего общего демографического кризиса в развитых странах. Потому не удивляйтесь, что в истории 18 и 19 веков амиши роли не играли - они воспринимались как кучка чудаковатых поселенцев, а в Америке таких было полно. Хотя в 19 веке они сильно чудаковатыми в своем быту не выглядели. В каждой второй статье в журнале или интернете вы можете прочесть что они сохранили быт и образ жизни 17 века. Конечно, это сказки. Сами амиши опровергают это, что и подчеркивается в словах, вынесенных в эпиграф. Почему же такое утверждают поверхностные наблюдатели? Потому что для них любой непохожий на современный быт - "17 век", хотя у амишей много из 18 века, и из 19, и даже из 20. Амиши действительно очень консервативны, но их консерватизм осмысленный, не похожий на запреты типа "шаббата" евреев. Только приглядевшись, мы поймем, что амиши - не изолированное общество, оно включено в общую цивилизацию. Но обладает значительной автономией во всех аспектах - от политического до морального и бытового. Итак. Народ как таковой возник и начал формироваться - по культуре, по принципам веры, да и по крови - в конце 17 - начале 18 века. История его не так богата событиями, но сам он от того не менее интересен. Здесь мы подходим как раз к вопросу, чем же важны для нас амиши, чем они такие особенные? В чем не похожи на мормонов, к примеру?

ИНТЕРЕС К АМИШАМ

From: alexandra_vg Date: March 8th, 2008 05:56 pm (UTC)
В них что-то есть, конечно, от возникающей у каждого иногда мечты о спокойной, несумашедшей жизни.
Когда на них смотришь (по Вашим фотографиям), кажется они достигли этого состояния и не желают с ним расставаться.

From: allentown2007 Date: March 21st, 2008 02:20 am (UTC)
Каждый раз, когда я на них смотрю, я думаю примерно об этом. Счастливее ли они нас? Легче ли им жить? Я не знаю ответов на эти вопросы.
http://allentown2007.livejournal.com/13542.html

Интерес к амишам пробуждается у всех, кто впервые о них слышит. Амиши - во многом аналог старообрядцев. Но не в традиционализме тут дело, дело в том, что амиши не признают современную цивилизацию! И это не просто слова. Общество амишей - не архаическое общество, незнакомое с цивилизацией, это общество людей, не принявших прогресс во всех его отрицательных проявлениях, воспринимающих его очень настороженно, и заимствуя новшества только по необходимости. Именно по неоходимости - ведь такой резкий рост численности народа порождает много проблем. Тем не менее значительная часть амишей и сегодня живет по старому укладу.
Амиши не признают современной техники и электричества, хотя и не считают их чем-то дьявольским. Скорее вредным, для души и для сообщества. Как они считают, современная техника разобщает людей, делает их индивидуалистами. К тому же это прихоть, роскошь, не нужная для жизни. А потому они не живут в 17 веке, но и в 21 веке тоже не присутствуют. Это как бы другое измерение, действительная альтернативная история (которая является согласно обычному необоснованному представлению, уделом только фантастов). Потому я и говорю об обществе амишей, как о реальной антиутопии - они живут в реальном мире, а не на бумаге. Это не утопия (как некоторые обыватели извращенно трактуют общество амишей), а практическая антиутопия. "Как если бы" амиши превратили в "так есть", показывая нам, что наша цивилизация и образ жизни - не единственно возможные.
Несколько слов о быте и правилах общества (=народа) амишей.
Амиши не пользуются автомобилями. Никакими, включая трактора. Повозки, лошади, плуг. Это сразу выделяет амишей из современного общества. Конечно, амиш при острой необходимости покупает билет на автобус или едет в автомобиле - суеверий у них нет. Но владеть машиной, управлять ей - исключено.
Далее. Электричество не используется ни в каких целях. Дома отапливаются дровами. Для приготовления пищи используются традиционные печки или газ. Утварь, как можно заметить, скорее характерна для 19 века, чем для 17-18 вв. Но покрой одежды старинный - одноцветные платья и чепчики у женщин. Черные брюки, белые рубашки, а также долгополые шляпы у мужчин. Пуговицы не разрешены, так как для амишей они ассоциируются с военной формой и тем самым - с армией.
Никаких компьютеров, телевизоров, радио, телефонов, стиральных машин и прочих вещей они не используют. Для американцев постиранное вручную белье, сушащееся на веревке, конечно экзотика. Любопытство к амишам усугубляет то, что они не допускают никаких изображений людей (точнее человеческих лиц). Фотографии взрослого амиша - большая редкость. Почему взрослого? Да потому что детей запреты не касаются так сильно - они же не крещеные, и заповеди на них с такой строгостью не распространяются. Но обратите внимание - амиши не против фотографий и фотоаппаратов как таковых - а против изображения людей. В этом, они, кстати, следуют древневрейской традиции.
Картина вырисовывается более чем удивительная, тем более что весь быт амишей нельзя назвать архаическим - они используют современные материалы при постройке домов и сельхозпостроек (что хорошо видно на фотографиях), сантехнику, ткани. Но при этом у них есть кузницы и они производят немало вещей, прежде всего мебель и вышивки.
До недавнего времени амиши были преимущественно фермерами, но в наше время всё больше занимаются ремеслами, ведь земли не хватает. Всё это ещё раз показывает динамичность и жизнеспособность общества амишей, не являющихся банальными ретроградами и ортодоксами. Повторюсь, амиши - не секта, и не островок из прошлого. Это уникальное альтернативное общество.
Что же привлекает наблюдателя в этом обществе, помимо непривычного быта? Несомненно собственно общественные и культурные устои. Амиши живут общинами, никакого "патриарха" или "пророка" (как у мормонов) не было и нет. Причем старейшины общин могут принимать собственные решения, в силу чего между разными общинами существуют различия, но не приводящие к противостоянию. Амиши пацифисты и не служат в армии. Они не признают государство и не участвуют в выборах. При этом они платят некоторые налоги (вынужденно, конечно). Никакой медицинской страховки не предусмотрено. Да и паспортов насколько я понял, у них не имеется. Такое вот удивительное антиобщественное общество, анархизм в действии. Но при том нет никакого разброда, это монолитное общество со своим укладом. Больше всего амиши напоминают крестьян, только свободных крестьян.
Насчет религиозности. Да, вера в их жизни играет большую роль. Но с другими сектами и даже церквями амиши имеют мало общего. Начнем с того, что у них нет храмов и молитвенных домов. Нет и икон, конечно, а соответственно домашнего "красного угла". Священства тоже нет. Крещение совершается в возрасте около 18 лет, в среднем. А крещение - это не просто обряд, но вступление в церковь, изменение жизни. Вот так "религиозная секта"! До чего же всё-таки любят люди навешивать ярлыки, вместо того, чтобы разбираться в сути дела. Думаю картину довершит упоминание о частоте богослужений - они проводятся через воскресенье, то есть два раза в месяц. Да и сама жизнь их нисколько не проникнута религиозным ригоризмом, как мы увидим позже (описание быта и обычаев дам во второй статье).
Амиши - нисколько не аскеты, они вполне признают игры, украшение вещей, вкусную еду. Даже отношение к сексу у них не такое странное, как в обычном христианстве - нет отношения к нему, как к греху. Мораль при этом присутсвует вполне. И основы морали - простота, скромность. Опять наше наблюдение показывает единство быта и психологии в жизни амишей. Умеренность - это добродетель для них, но не идеал, а скорее норма, повседневность. Хорошо это выражает женская одежда - платья разных цветов, но все однотонные, длинные и без вырезов. Обстановка комнат простая и незамысловатая, но производит очень приятное впечатление благодаря уюту и аккуратности.

МОТИВАЦИЯ АМИШЕЙ

Завершу первый рассказ об амишах разговором о мотивации. Почему амиши живут так а не иначе? Самый простой ответ - потому что привыкли. Конечно, привычка присутствует всегда и во всем. Ученик, переводясь из класса в другой, привыкает к новым учителям и одноклассникам. Примеров можно привести массу. Но ведь привычку, а тем более правила, принципы жизни можно сознательно выработать! Тем, кто говорит о естественном, стихийном развитии общества, не стоит об этом забывать. Цивилизация - не природа, и общество во многом живет по выработанным принципам, озвученным идеям, превращенным в заповеди. Только у амишей эти принципы более осмысленны, более разумны и естественны. Они не просто протестные, они позитивные. Отвергая насилие и политику, амиши поставили себя вне общества своего времени. Отвергая современную технику, они ставят себя вне всей цивилизации. Но отказ происходил не через отсечение, не через обеднение, а через сохранение и усиление своего, построенного на иных началах. Общество амишей - живое альтернативное общество, цель которого - не протест, а полноценная, дружная жизнь. Это не рай, в повседневности амишей много труда, подчас нелегкого (но не "работы" на чужих людей). Тяжелая, но одновременно более естественная и радостная жизнь, чем нам всем знакома. И не будем забывать о близости к природе, которая может и не осознается амишами, зато прекрасна видна нам, со стороны. Вот такой анахронизм, с точки зрения большинства -глупый архаизм, не имеющий будущего, сектантские причуды. Но посмотрите на фотографии играющих детей, посмотрите на картинки быта простых людей, не стремящхся к звездам. Лично у меня возникает ощущение, что попал в сказку, и становится по-доброму завидно. Минусы в обществе амишей тоже есть, и о них ещё разговор будет. Но изучить такое уникальное общество людей, сознательно живущих иначе, чем все остальные, мы просто обязаны. Если, конечно, хотим лучше понять себя, увидеть своё возможное будущее. Для иллюстрации - она житейская притча, рассказ о посещении туристами амишей. Рассказ взят с сайта амишей (поясню: сайты делают не сами амиши, а их друзья и доброжелатели, так что это скорее сайт об амишах).
"Итак, позвольте мне рассказать вам одну историю. Несколько лет назад группа из 52 человек приехала на автобусе поглядеть, как живут амиши. Для них была организована встреча с одним амишем, который отвечал на их вопросы. Первый вопрос был такой: "Что значит быть амишем?"
Амиш подумал немного, а затем он задал собственный вопрос. "У кого из вас в доме есть телевизор?" Поднялись пятьдесят две руки. "Теперь скажите, многие ли из вас считают, что, возможно, вам будет лучше без ТВ?" Опять пятьдесят две руки пошли вверх. "Ладно. Теперь, кто из вас собирается вернуться домой, и избавиться от телевизора?" Ни одной руки не поднялось.
"А теперь я вам скажу, что значит быть амишем. В нашей церкви, если мы видим, что это вредно для нашей души, мы будем обходиться без этого. А весь остальной мир не знает, что делать в таком случае. Мы считаем что позирование для фотографий является частью мирового заблуждения, направленного на прославление нашего тела. Библия говорит нам, что внутренний человек имеет большее значение. А черты лица не должны влиять на наше отношение к человеку, на его оценку. Мы прах и в прах возвратимся. Зачем делать кадры и украшать фотографиями стены дома из глины, в котором мы живем? Давайте остерегаться, чтобы не возвеличивать себя, превращаясь в идола."
Прошу прощение за неуклюжий перевод, но смысл вполне понятен. Идеи амишей не только лежали у истоков сложения их общества, но и продолжают направлять мысли сегодняшних амишей, пытающихся размежеваться с современной Америкой, и тем самым с современным цивилизованным миром в целом.

Строго говоря, амиши — это религиозное движение. Но я пишу про амишей потому, что их тут, в США, многие знают и частенько приводят в пример. Так и говорят: «Ну, ты настоящий амиш!». Вам интересно стало? — Ну так слушайте.

Я сейчас смотрю сериал «Friends». Потихоньку одолеваю серию за серией, поставив английскую звуковую дорожку. Мне нравится, заодно язык подтягиваю. Так вот в этом сериале или ситкоме амишей вспоминают через две серии на третью.

В основном, это выглядит так. Например, один из героев фильма собирается составить простенькую таблицу на компьютере. А второй его спрашивает: «А зачем на компьютере, обычной ручкой на бумаге разве нельзя?»

На что получает ответ: «No, Amish boy!» То есть, как бы: «Нельзя, неандерталец!» Уловили про амишей? Это люди, которые… дальше из Википедии:

…отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. В настоящее время большинство амишей проживает в США и Канаде.

То есть, в Америке существуют отдельные поселения амишей. Причем, в отличие, например, от голландских поселений, которые больше театральные, постановочные, для амишей это нормальная жизнь.

Амишей много в нашем штате Иллинойс, также рядом — в Индиане и Мичигане. Ну, в общем, они по Америке хорошо расселились. Много амишей живет также в Канаде.

Амиши ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику. Ездят на повозках с лошадьми, автомобилей у них не бывает.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей. Отсюда ясно, что популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире. Если в 1920 году амишей было всего 5000, то в прошлом 2011 уже 261150.

Дело в том, что амиши занимаются сельским хозяйством по старинке. А это значит, что коровы у них пасутся на лугах и курам они в корм антибиотиков не добавляют. С ума сойти просто! 🙂

То есть, у них пища натуральная. В магазине у меня жена всегда ищет коробки с яйцами от амишей. Они подороже, но там яйца с желтым желтком и вкусные.

Мебель от амишей делается только из дерева, без древесно-стружечных плит. Мебель довольно-таки дорогая, но очень крепкая и надежная.

Интересные ребята эти амиши. Сами живут и другим не мешают. Я долго размышлял, стоит ли про них писать на этом сайте, а потом решил, что кому-то это будет интересно.

Вот несколько фотографий амишей. Фотки не мои, я к ним в деревню не ездил пока. Но что-то мне подсказывает, что я туда съезжу! 🙂

Кстати, сами амиши никогда не фотографируются. И поэтому государство специально для амишей разработало паспорта без фотографий. Посмотрите, большинство фоток со спины или украдкой!










P.S. Оказывается, есть фильм про амишей с очень известными артистами. В главных ролях Харрисон Форд и Келли Макгиллис (помните врача из «Top Gun» с молоденьким Томом Крузом). А фильм называется «Свидетель». Вот его рекламный ролик.

Согласно Википедии амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. В настоящее время большинство амишей проживает в США и Канаде.

Наверно, амиши – это все же больше религиозное движение. Главная черта их вероучения - следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к римлянам положению об отделении церкви от государства. Основная часть странных людей по возможности и с учетом силы воли отказывается от любых технических средств, связывающих их с внешним миром: электричества, водопровода, центрального отопления, телефона. Наверно, в туалет они тоже бегают в сарай за домом.


Амиши - приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носит одежду и головные уборы определённых цветов (зеленый, синий) и фасонов (у мужчин пуговицы имеются только на рубашках и брюках, на костюмах, жилетах и пальто они запрещены), ездит в старинных повозках, запряжённых лошадьми, использует только стальные колёса, пашет землю конным плугом.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.

Браки амиши заключают только со своими единоверцами.

Здесь, в Америке существуют отдельные поселения амишей. Причем, в отличие, например, от голландских поселений, которые больше напоминают декорации к фильмам, для амишей это нормальная жизнь. Амишей много в Иллинойсе, Индиане и Мичигане. То есть у них в запасе довольно большая территория. Много амишей живет также в Канаде. Амиши ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику. И автомобилями не пользуются.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей. Отсюда ясно, что популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире. Если в 1920 году амишей было всего 5 000, то в прошлом 2011 уже 26 1150.


К амишам в США довольно пренебрежительно относятся, несмотря на видимую толерантность. Наверно, если бы амиши были инвалидностью или какой-то рабской расой, то теперь бы снискали больше уважения. Поэтому в разговоре американцев амиш - синоним неандертальца, человека, добровольно отстающего в развитии.


Мне вот амиши искренне нравятся. Несмотря на обособленность, они вступают в торговые отношения с обычными людьми. Амиши занимаются сельским хозяйством по старинке. А это значит, что коровы у них пасутся на лугах, и курам они в корм антибиотиков не добавляют. Еда у них полностью натуральная. Правда, дико звучит для всех нас – людей, выросших на свежем деревенском воздухе, с бабушками и Тузиками в будке?

А теперь вот я ищу-свищу по прилавкам фермерские или амишевы продукты, чтобы хотя бы отдаленно напоминали ТЕ самые, из детства. Разумеется, это все прекрасные продукты. Они подороже, но яйца у амишей, например, с желтым желтком и вкусные. Мебель они тоже сбывают: прочная, солидная, крепкая и, как водится, дорогая.

Я вот все думаю: может, скоро и наши бабульки словят фишку и начнут торговать свежими огурцами у обочины не за 20 рублей за ведро, а, скажем, за 200 за полкило.

Амиши появились в конце 18 века в качестве последователей идей Якоба Аммана, который известен как эльзасский проповедник анабаптизма. Этому предшествовали события так назывемого раскола меннонитов (приверженцев ответвления протестантизма). Якоб Амман настаивал на особо строгом соблюдении библейских канонов, которые согласны были соблюдать не все меннониты, поэтому сформировал группу людей, которые разделяли его взгляды. Таким образом появились амиши. Преимущественно они произошли из трех мест Европы: Швейцарии (где говорили на немецком языке), Эльзаса (сейчас эта территория принадлежит Франции) и Курпфальца (немецкого города). Движение амишей не было беспрекословно принято обществом, поэтому многим из них пришлось эмигрировать в США, где теперь живёт их основная масса. В мире сейчас насчитывается свыше двухсот тысяч приверженцев этого движения.

Как живут и мыслят амиши

Амиши воспринимают текст Библии без пресловутых ассоциаций, понимают его в прямом смысле, четко соблюдая послания Господа. У них есть собственный церковный документ "Орднунг", который запрещает им пользоваться достижениями научно-технического прогресса и различными общественными благами. Телефоны, автомобили, изощренная одежда, электричество - всё это считается недостойным их жизни.

Амиши выступают против насилия и не служат в армии, детям дают только основное образование, чтобы подготовить их к сельскохозяйственной работе, которая выступает главной деятельностью членов движения, альтернативой этому выступает обучение различным ремеслам, полезным для их жизни. У амишей нет религиозных сооружений, они собираются группами и проводят богослужение в домашней обстановке, а роль пастора выдается волей случая, специально для этого никого не готовят.

Амиши могут пользоваться общественным транспортом, это не табу для них, но чаще всего их можно встретить в повозке с запряженной лошадью. До брака половых связей у амишей не происходит, после вступления в официальные отношения мужчины всю жизнь отращивают бороду, посягать на её длину запрещено законодательством. Амиши носят самую простую одежду из хлопка, льна и других природных материалов.

В семьях, как правило, много детей. Амиши могут создавать семью только с членами этого движения. Из-за замкнутого, непривычного многим образа жизни амишей, их часто называют сектантами. Обряд крещения для амиша происходит в 16 лет, до этого ему по обычаю предоставляется небольшой период, когда он может "нагуляться" перед будущей жизнью, обретая полную свободу. Ему даже дается право не возвращаться в общину, но такое решение будущие амиши принимают достаточно редко.

Амиши - это не отшельники, а люди, почитающие Бога и его писание. Возможно, отказываясь от таких огромных возможностей для существования, они приобретают нечто большее - свободу.