Сочинение на тему: Доброта в повести Юшка, Платонов. А

Сердце в людях бывает слепое.

А. Платонов

Проблемы нравственности в литературе XX в. С первых строк рассказа Андрея Платонова «Юш­ка» мы знакомимся с его главным героем. Автор под­робно описывает его. Юшка мал ростом и худ, у него редкие седые волосы, сморщенное лицо, «глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стоя­ла влага, как неостывающие слезы». Этого тихого, кроткого человека, помощника кузнеца, на самом де­ле зовут Ефим, но все называют его Юшкой. И ка­жется, что Юшка, плохо видевший, слабый, не пив­ший чай и не покупавший сахар, долгие годы носивший одну и ту же одежду, должен вызывать со­чувствие. Но люди относятся к нему иначе. Дети под­нимали с земли ветки, камешки, бросали их в Юшку. Они не понимали, почему он не сердится на них, не злится, и старались сделать ему больно. Чем объясняется такое поведение детей? Как известно, дети очень часто повторяют поступки старших. Взрослые же вымещали на ни в чем не повинном Юшке свои обиды, злобу, ожесточались еще больше, видя, что он кротко переносит все это, что он так непо­хож на них: «И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забы­вал на время свое горе».

А. Платонов ценил творчество Ф. М. Достоевского, в произведениях этих писателей можно обнаружить немало общего. Достоевский верил в пробуждение в человеке Божественного начала, в возможность жизни по заветам Спасителя. Идею классика воспринял А. Платонов. В его творчестве появляются обра­зы героев, которых можно назвать спасителями. Юшка к таким героям не относится, но он наделен чертами, которые роднят его с Христом. В первую очередь это кротость. Она так поражала, была такой необычайной, что дети даже сомневались: а живой ли это человек? Юшка - это человек, любящий лю­дей, как Христос, верящий в то, что любовь живет и в их сердцах. Юшке живется очень тяжело, люди, терзающие его, не понимают его смирения и любви. Но все же случается, что Юшке дышится вольнее, что отдыхает не только его больная грудь, но и душа. Это происходит на природе. Только здесь, «где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам». С теплотой он относится не только к людям, но и к бабочкам, жукам и даже к цветам. «Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и поды­мал с тропинки бабочек и жуков, которые пали за­мертво…»

Однажды с Юшкой произошло то, чего с ним ни­когда не случалось, - Юшка «осерчал». Именно «осерчал», а не вознегодовал, не рассердился, не ра­зозлился, не разгневался, не рассвирепел. Я думаю, что это слово очень точно говорит о характере глав­ного героя, еще раз подчеркивает его кротость и доб­роту.

Почему же так жестоки безымянные герои рас- екнза? Почему прохожий толкнул Юшку и спокойно « у шел домой пить чай », оставив умирающего челове­ка? Ответ на этот вопрос дает сам Юшка: «Сердце а людях бывает слепое». Эти два слова - «слепое сердце» - как нельзя лучше характеризуют героев рассказа. Если у человека слепое сердце, значит, он не хочет понимать другого, не испытывает ни жалос­ти, ни сочувствия, не жертвует собой, сам не творит днПро и не замечает, когда добро делают другие.

Юшка искренне верил, что народ любит его. Пн и считаю, что он ошибался. Слепое сердце неспо­собно любить. Юшка не знал радости, живя среди людей. Единственное, что у него было, за что можно было держаться, - это жизнь. И Юшка держался за нее изо всех сил. Даша, дочь хозяина кузницы, жале­ла Юшку, но и она замечала: «Лучше бы ты умер, Юшка. Зачем ты живешь?» А Юшка осознавал цен­ность каждого человека в мире и свою ценность, не понимал, зачем ему нужно умирать, ведь он родился, чтобы жить. «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..» - восклицает он, «осерчав». Но у Юшки отняли и то единственное, что у него бы­ло в мире людей, - жизнь. Юшка умер, став жерт­вой людской слепоты. Если раньше всех раздражала безответность, покорность Юшки, то теперь прохо­жему не понравилось, что Юшка «заговорил». «Ты мне не мудруй! - закричал прохожий. - Я сам по­мудрей тебя. Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!» Прохожего возмутило, что Юшка считает себя рав­ным ему. Действительно, они неравны. Но не потому, что Юшка - «юрод негодный», «божье чучело», а потому, что он неизмеримо богаче духовно. Про­ститься с Юшкой пришли все те, кто «потешался над ним и мучил его при жизни». Но, похоронив Юшку, люди о нем забыли.

Без тихого, безропотного Юшки жить людям стало хуже. Уже не было человека, на котором можно бы­ло бы безнаказанно вымещать зло, который покорно терпел бы все издевательства и насмешки: «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и трати­лись меж ними…» Получается, что смысл жизни Юшки сводился к тому, чтобы принимать на себя людское недоброжелательство? И не было ни одного человека, который бы любил Юшку?

Однажды в непогожий день в кузницу пришла де­вушка. Она искала Ефима Дмитриевича, то есть Юш­ку. Девушка оказалась его приемной дочерью. Это к ней уходил он каждое лето, приносил деньги, что­бы она могла жить и учиться. Юшка не ел сахар, что­бы эта девушка ела его. И девушка по-настоящему любила Юшку - «любила всем теплом и светом сво­его сердца…»

Несмотря на трагический финал - смерть Юшки, писатель говорит о торжестве добра и человечности. Любовь Юшки нашла отклик в другой душе. В том, что девушка стала врачом, что она облегчает страда­ния больных и утешает их, - заслуга Юшки. В горо­де Юшку позабыли, и все же он словно продолжает жить. Он был прав, сказав: «Я тоже всему свету ну­жен». Можно сказать, что Юшкина красивая душа продолжает жить в его приемной дочери. Врача на­зывают «дочерью доброго Юшки, позабыв давно са­мого Юшку и то, что она не приходилась ему доче­рью». Наверное, такому скромному, незаметному человеку, как Юшка, и неважно было, станут ли по­мнить о нем в городе. Гораздо нужнее, чем память после смерти, для него были теплота и участие при жизни.

Ценность человеческой жизни неоспорима. Большинство из нас согласны с тем, что жизнь – это удивительный дар, ведь всё, что нам дорого и близко, мы узнали, однажды появившись на этот свет… Размышляя над этим, невольно задумываешься, а есть ли хоть что-то дороже жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в своё сердце. Там многие из нас найдут то, за что могут не задумываясь принять смерть. Кто-то отдаст жизнь за спасение своего близкого человека. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за свою страну. А кто-то, встав перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть, выберет последнее.

Да, я думаю, что честь может быть дороже жизни. Несмотря на то, что определений слова «честь» достаточно много, в одном они все сходятся. Человек чести обладает лучшими нравственными качествами, которые всегда высоко ценятся в обществе: чувство собственного достоинства, честность, доброта, правдивость, порядочность. Для человека, которому до́роги его репутация и доброе имя, потеря чести страшнее смерти.

Эта точка зрения была близка А.С. Пушкину. В своём романе писатель показывает, что способность сохранить свою честь – это главное нравственное мерило личности. Алексей Швабрин, которому жизнь дороже дворянской и офицерской чести, легко становится предателем, переходя на сторону бунтовщика Пугачёва. А Пётр Гринёв готов с честью пойти на смерть, но не отказаться от присяги императрице. Для самого Пушкина защита чести супруги тоже оказалась важнее жизни. Получив смертельное ранение на дуэли с Дантесом, Александр Сергеевич кровью смыл бесчестную клевету со своего рода.

Спустя столетие М.А.Шолохов в своём рассказе создаст образ настоящего русского воина — Андрея Соколова. На долю этого простого советского шофёра выпадет множество испытаний на фронте, но герой всегда остаётся верен себе и своему кодексу чести. Особенно ярко проявляется стальной характер Соколова в сцене с Мюллером. Когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, он понимает, что его ждёт расстрел. Но потеря чести русского солдата страшит мужчину больше, чем смерть. Сила духа Соколова вызывает уважение даже у врага, поэтому Мюллер отказывается от идеи убить бесстрашного пленника.

Почему люди, для которых понятие «честь» не пустой звук, готовы за неё умереть? Наверное, они понимают, что человеческая жизнь — это не только удивительный дар, но и дар, который дан нам ненадолго. Поэтому так важно распорядиться своей жизнью так, чтобы последующие поколения вспомнили о нас с уважением и благодарностью.

Материал подготовила , создатель online школы «САМАРУС».

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Для вдохновения!

Зависит всё, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

Песня из к/ф "Мушкетёры. 20 лет спустя"

Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва


Возможные темы сочинения

Возможные темы сочинений (подборка Ирины Анатольевны Суязовой)

1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

8.Почему честь ценилась во все времена?

9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)

13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

22. Какого человека можно назвать человеком чести?

23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

25. Честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

26. Близкое мне по духу понятие чести…

27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло...

33. Что значит идти дорогой чести?

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»

Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

Материалы к вступительной части сочинения

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Материалы к основной части сочинения

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
1988

"Чувство собственного достоинства..."

Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается в момент

под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы -

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею -

Каждый выбирает для себя.


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Роберт Бёрнс

Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

Сочинение

С разными литературными героями мы уже успели познакомиться на уроках русской и зарубежной литературы - смелыми и робкими, честными и коварными, добросердечными и жестокими. Но не было среди них ни одного, похожего на Юшку - главного героя рассказа А. П. Платонова.

Удивительным человеком был Юшка. В то время как все люди вокруг тратили заработанные честным трудом деньги на то, чтобы досыта и вкусно поесть, нарядно одеться, благоустроить свой дом, Юшка вел себя странно и непонятно. С утра до вечера работая помощником в кузнице и получая ежемесячное жалование, этот человек из года в год носил одну и ту же латаную обветшавшую одежду, не покупал даже чая и сахара - пил воду. Оказывается, сэкономленные за год деньги добрый и неприхотливый Юшка относил чужой девочке-сироте в другой город, где он устроил ее на обучение и проживание.

Терпеливому, мягкому, доверчивому Юшке неведомы были гордость и самолюбие. Его огромное сердце вмещало в себя безграничную любовь ко всему миру. Но людям, живущим рядом с ним и занятым ежедневными бытовыми мелочами и проблемами, это было непонятно, как и то, для чего Юшка - такой, какой он есть - живет на свете. Нередко случалось так, что «от кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его... и в этом зле забывал на время свое горе». Срывая на главном герое рассказа свою злобу и ожесточение, люди чувствовали облегчение, в то время как слабый, больной чахоткой Юшка долго приходил в себя в пыли на дороге. Дети, видя отношение родителей к непохожему на остальных человеку, тоже смеялись над ним и мучали его. А что же Юшка? А Юшка был уверен, что и взрослые, и дети «любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Юшка точно знает, что не может человек жить без любви, просто «сердце в людях бывает слепое».

Я уверена, что если бы этот необыкновенный человек не был таким скромным и молчаливым, он многое смог бы рассказать нам о настоящей любви, когда думаешь не о себе, а о другом и ради чужого счастья и радости готов без раздумий и колебаний пожертвовать своим. Спасибо тебе, добрый, бесхитростный и самоотверженный Юшка!

В своих произведениях А. П. Платонов всегда изображает реальную жизнь, которая, к сожалению, несовершенна. И это несовершенство автор наиболее ярко раскрывает с помощью своих героев. Зачастую это «душевные бедняки», как называл их сам писатель: их душевные переживания таят в себе знания о жизни, касающиеся всех, но доступные не многим. В рассказах Платонова перед нами предстает мир, увиденный глазами человека, невыносимо страдающего, «раненного смертью». Созданные писателем образы заставляют тревожно биться наши сердца, вселяют желание каким-то образом изменить, улучшить этот мир.

Читая рассказ «Юшка», мы постоянно сталкиваемся с жестокостью, черствостью и несправедливостью людей, которые безжалостно издеваются над несчастным больным человеком, бьют и унижают его. Герою рассказа всего сорок лет, но он страдает от неизлечимой болезни и потому состарился раньше времени. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами как у слепца, в которых «всегда стояла влага, как неостывающие слезы», он плохо видит, его руки очень слабы. Дети смеялись над ним, взрослые срывали на нем свою ярость, когда у них «бывало злое горе или обида, или они были пьяными». Бедный юродивый никогда не отвечал своим обидчикам, но это вызывало только еще большую ярость: «человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Родители, упрекая детей за непослушание, говорили, что те станут похожи на Юшку, когда вырастут: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду».

Но несмотря ни на что добрый Юшка любил людей, прощал обиды и оскорбления, потому что искренне считал, что и они его по-своему любят. Он верил, что нужен детям, «только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Когда хозяйская дочь Даша находила его, избитого, лежащего без сознания в пыли на дороге, с кровью на щеке или разорванным ухом, он все равно утверждал, что народ его любит. «Он меня без понятия любит, - говорил несчастный. - Сердце в людях бывает слепое».

Выживать в таких жестоких условиях герою помогает лишь его твердая убежденность в том, что каждое существо уникально и

«по надобности» равно всем другим. Юшка уверен, что нужен - людям, просто они и сами этого еще не понимают, не знают. И он прощает им это незнание. И продолжает жить невзирая на свои страдания. Потому что знает, что по закону родился, а значит, «всему свету нужен... без меня тоже, значит, нельзя». За эти убеждения он и умирает, потому что не может вынести того, что кто-то посмел заявить, будто его существование никчемно и ненужно. Услышав такое от прохожего, Юшка «осерчал впервые», возмутился, за что и получил смертельный удар в грудь.

Но после его смерти оказалось, что не ошибался он. Действительно, без него люди не могут, нужен он им, чтобы сердце отвести от злобы и ярости, от ожесточения жизнью. Нужен как незаметный труженик, плоды жизни которого заметны не сразу. Юшка оставил на земле свой след - вырастил одну сиротку, выучил, передал ей тепло и доброту своего сердца. И теперь она старается распространить это тепло, свет своей души на всех людей. Возможно, ей удастся излечить их сердца от несправедливости, жестокости и «слепоты», вселить в них добро и способность к настоящей любви. Ведь именно для этого и жил Юшка.

М. Горький писал: «Потом я думаю, что когда-нибудь люди победят смерть, у меня только одно основание - вот умирает человек, и это так просто, так ненужно». В творчестве же Платонова звучит не только неприятие этой мысли о бессилии человека перед жестоким миром, бессилии его перед смертью. В рассказах писателя мы видим твердую веру в преодоление такого положения вещей, в торжество его знаменитой «идеи жизни».

Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».

Литературное направление и жанр

«Юшка» - это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.

В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души. Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью. Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.

Сюжет и композиция

Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.

Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.

Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным . И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего. Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми. Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость» , «злое горе и обида» . Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди» . Проститься с ним пришёл весь народ. Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом. Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Особенности стиля

В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.

Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков» , встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.

Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.