Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года. Творческий проект по изобразительному искусству "Пейзаж

Творческая работа

ТЕМА: « Пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве»

Работу выполнила

Смирнова Галина Петровна

П. Ковернино

Тема: « Пейзаж и его выразительные возможности в изобразительном искусстве»

Цель исследования:

    Проанализировать психолого – педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу, современные программы по изобразительному искусству.

    Собрать материал о видах пейзажа.

    Провести опытно-экспериментальную работу с учащимися по формированию нравственно-эстетического воспитания в процессе ознакомления с жанром пейзажа и его видами.

Гипотеза исследования:

Процесс знакомства с жанром пейзажа, с его выразительными возможностями, как русскими, так и зарубежными будет способствовать формированию нравственно-эстетических суждений и разного художественного творчества при условии, если:

а) будет проводиться систематическая работа по ознакомлению детей с видом жанра «Пейзаж» при реализации комплексного подхода в познании истории развития пейзажа, с его выразительными возможностями;

б) учащиеся будут понимать художественно-выразительные особенности языка и смысл в пейзаже, изучение пейзажа будет опираться на творческие принципы разных художников, методический материал будет соответствовать возрастным особенностям учащихся;

в) занятия будут проводиться в системе;

Методы исследования:

Изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы:

Наблюдение;

Экскурсия;

Изучение и анализ программ по изобразительному искусству;

Опытно-экспериментальная работа;

Практическая работа с учащимися;

Научная значимость:

Теоретически выявлена и практически подтверждена роль пейзажа с его выразительными возможностями в изобразительном искусстве, и жизни людей, в формировании нравственно-эстетического суждения и художественно-творческих способностей учащихся.

Практическая значимость:

Теоретико-экспериментальная работа может быть использована другими учителями при знакомстве с жанром «Пейзаж»

Введение

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлены задачи значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Особое внимание уделяется необходимости развивать чувство прекрасного, формировать высшие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Решить данные задачи помогают уроки по памяти, представлению изображения пейзажа. В детских работах находят отражение радость эстетического познания природы. Одним из жанров изобразительного искусства изучаемых детьми в среднем звене, является пейзаж. Занятие по изучению пейзажа, а также его выразительных возможностей интересные и увлекательные. Живопись пейзажа – одна из необходимых видов работы. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе гармонично, целесообразно, красиво. Воздействие природы на глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствует развитию пространственного мышления, творческих фантазий у ребят. Это помогает прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, ценить и уважать труд взрослых.

Занятия по изучению пейзажа интересны и увлекательны.

Исходя из того, что пейзаж и его выразительные возможности должны воздействовать на различные сферы человеческого сознания и в целом на духовный мир человека, учитель должен находить новые, интересные методы работы, приемы воздействия на детей средствами искусства и действительности, определять новые связи урока с другими учебными предметами, с жизнью.

В связи с этим я провела исследование на тему: «Пейзаж и его выразительные возможности. Язык и смысл». В ходе исследования была изучена психолого-педагогическая литература по теме исследования. Огромный вклад в изучение методов работы по ознакомлению с новым материалом на уроках внесли такие педагоги: Шпикалова Т., Неменский Б.М., Неменская Л.А., Кузин В.С. Непосредственно пейзаж и историю его зарождения изучали известные искусствоведы.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение над процессом обучения в среднем звене была выдвинута гипотеза: определить, насколько богата фантазия человека, если:

    На уроках создана атмосфера заинтересованности творчества путем использования различных методов обучения изобразительному искусству;

    На уроках созданы условия для художественной деятельности школьников, инструменты, художественный материал, наглядные пособия и др.;

В работе были использованы методы: изучение и анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, методической литературы, изучение и анализ школьных программ по изобразительному обучению, педагогический эксперимент, беседа, изучение результатов творческой деятельности.

Научная значимость: теоретически выявлена и практически подтверждена роль пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственно-эстетического суждения и художественно-творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: теоретико-экспериментальная работа может быть использована другими учителями при знакомстве с выразительными возможностями в пейзаже.

Новизна исследования: определены оптимальные условия ознакомления учащихся с выразительными возможностями в пейзаже, создана серия работ пейзажей в разной манере исполнения.

Значение занятий по ознакомлению учащихся

с пейзажем и его выразительными возможностями

Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей изобразительного искусства. Своим эстетическим воздействием произведения пейзажной живописи способны духовно обогатить человека. Пейзаж, передающий характер родной природы, в котором выражено эмоциональное отношение к ней школьников, является и важным средством воспитания чувства любви к Родине.

Общение с природой является неизменным источником вдохновения и зарождения творческих замыслов. Чтобы научиться выполнять пейзаж с натуры необходимо много работать. Работа над этюдом с изображением конкретных объектов начинается с определения в натуре основных цветовых отношений детали пейзажа и окружения. Затем тщательно прорабатывается (по рисунку) форма объекта, его объем. Все это решается цветом с учетом общего колористического состояния освещенности. В пейзаже необходимо умение передавать пространство. Известно, что на большом расстоянии форма предметов теряет объемность, рельефность и приобретает силуэтный плоскостный характер, уменьшается цветовое разнообразие и заметность деталей. Предметы на переднем плане выглядят более объемными, с контрастной светотенью. Цвет предметов по мере их удаления тоже претерпевает значительное изменение, прежде всего, ослабевает его насыщенность.

Занятия в пейзажной живописи помогают детям, вдохновляют и развивают творческие способности, а также индивидуальные способности, прививают любовь к природе, развивают пространственное мышление, образное представление и воображение. На данных уроках дети знакомятся с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Прививают интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Рисование и изучение пейзажа в школе помогает детям шире и разностороннее видеть мир.

Формы и методы, применяемые на уроке

Обучение рисованию пейзажа решает две взаимосвязанные задачи: развитие зрительного восприятия учащихся и формирование их умения осознать увиденное.

Под развитием восприятия учащихся мы понимаем воспитание у них способности целенаправленно вести наблюдение, сравнение. Процесс решения этих задач дает возможность развивать мышление учащихся, углублять и обобщать представления об окружающей действительности.

Развитие творческих способностей, играет на воображение. Воображение тесно связано с эмоциями, восхищением, удивлением, что имеет огромное значение для совершения новых открытий.

На уроках изобразительного искусства при изучении пейзажа - огромную роль играет беседа, лекция. Они знакомят детей с величайшими произведениями искусства, с жизнью и творчеством великих художников, стилями определенной эпохи, с выдающимися людьми прошлого и настоящего.

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.

Урок – путешествие по выставочному залу, просмотр фильма «Пейзаж». В знакомстве с жанром изобразительного искусства учитель обращает внимание ребят на средства художественного выражения, на технику исполнения, т.е. учит «читать» произведения искусства. Для достижения успеха в работе учителю необходимо знать, какой объем знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, учитывая их возрастные особенности. Художественное произведение всегда не просто описывает окружающий мир, а создает свой мир, отличный от реальности. Этот мир может быть очень похож на действительность и может быть фантастическим, придуманным, однако он все равно соотнесен с реальностью.

Мир художественного произведения организован волей художника. Каждый элемент этого мира нераздельно слит со смыслом и несет в себе решение образа. Образ всегда обращен одновременно и к чувству, и к разуму. Идеи художественного произведения живут во времени. Они рождаются в определенную эпоху и в определенных обстоятельствах, а потом продолжают жить в иных эпохах и при совершенно других обстоятельствах, которые автор не мог предугадать. Для новых зрителей некоторые идеи, которые автору казались главными, могут отойти на второй план, стать несущественными. И наоборот – новый опыт жизни освещает произведение и создает в нем новые смыслы. Произведения воспринимаются зрителем, обладающим своим опытом понимания современной ему действительности, но ему нужны специальные знания, чтобы освоить опыт жизни, передаваемый через искусство.

Произведение – это всегда диалог между художником и зрителем. Роль художника – придать зримую форму мысленным образам, воплотить их в пространственный и осязаемый образ. То, что мы видим, то, как мы понимаем видимое, на что обращаем внимание, что ценим и чем любуемся, в большей мере зависит от нашего знания и понимания искусства. Издавна важная роль художника состояла в том, что он помогал людям видеть мир. Многие даже не догадываются, как много труда художники вложили в дело видения и на протяжении веков, дали нам огромный запас организованных этим видением жизненных смыслов.

Искусство влияет на жизнь каждого человека. Участвует в формировании образа предметной среды нашей жизни, в организации нашего общения. А значит, оно строит самого человека. Общение с искусством – это творчество, которое позволяет открывать в себе самом новые чувства и мысли, способность понимать окружающих людей, проникать в души предшествующих нам поколений. Искусство дает нам способность ярко ощущать жизнь. Познание искусства – это познание жизни, это труд души, и этот труд – радостный.

Анализ

6 класс

По программе Б.М. Неменского

«Человек и пространство. Пейзаж»

4 четверть

Темы:

1. «Жанры в изобразительном искусстве».

2. «Изображение в пространстве».

3. «Правила линейной и воздушной перспективы»

4. «Пейзаж – большой мир. Организация пространства»

5. «Пейзаж настроение. Природа и художник» - исследовать на практике (выбор учащихся).

6. «Городской пейзаж».

7. «Выразительные возможности в изобразительном искусстве. Язык и смысл».

Тема урока: « Выразительные возможности изобразительного искусства»

Цель урока:

- Через презентацию на повторение пройденного материала – создать пейзаж – передать утреннее и вечернее состояние природы, с помощью выразительных средств художественного материал, раскрыть красоту и функциональность природы в пейзаже, тем самым доказать, что фантазия в каждом человеке имеет удивительное свойство не повторяться и быть выразительной в художественном творчестве.

Задачи:

Образовательные

Через обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках научиться выделять выразительные возможности пейзажа;

Проводить исследование художественного творчества и делать выводы;

Развивающие

Развивать у учащихся творческое воображение, фантазию, чувство композиции, интерес к жанру «пейзаж», к живописному искусству – как к одному из самых выразительных возможностей;

Совершенствовать умения и навыки;

Владеть живописными приемами;

Уметь анализировать свое творчество с помощью исследования;

Воспитательные

Формировать у учащихся эмоционально – ценностное восприятие произведения изобразительного искусства через историю развития жанра «пейзаж»;

Воспитывать внимательное, чуткое отношение к окружающему миру;

Собственное отношение к данному жанру;

Оборудование:

Для учителя: компьютер – презентация по данной теме с репродукциями известных художников, плакаты для образцов с перспективой;

Для учащихся: бумага ФА -3, акварель, гуашь

План – конспект урока

Время этапа

Ход урока

организации урока

Учитель объявляет тему урока «Выразительные возможности пейзажа». Сегодня на уроке Вам предлагается нарисовать пейзаж, тот который был ближе Вам по Вашему настроению, впечатлению, а так же постарайтесь выразить в творчестве свои эмоции и чувства.

В этом художнику помогают выразительные возможности

Какие выразительные возможности Вы знаете?

(цвет, графика, светотень, объем)

- Задание : Выделить и записать выразительные средства изобразительного языка, которые помогают раскрыть художнику задуманный образ.

Что же такое выразительные возможности?

Попробуйте дать им определение.

Просмотр презентации с комментированием преподавателя

Презентация составлена на повторение пройденного материала и является обобщением в изучении раздела

« Человек и пространство. Пейзаж»

После просмотра учащиеся называют множество выразительных возможностей пейзажа, которые можно разделить:

Композиционные

Выделение главного

Цветовые

Выражение чувств цветом

Графические

Штрих, пятно, линия – выражают характер задуманного

Компьютерно -графические

Пятно, линия – непосредственность в работе

Реалистически выполненные

Объем, светотень, градация цвета, перспектива

Абстракция

Выражение чувств с помощью цвета, пятна, линий

Декоративное решение

Стилизация с помощью пятна, линии, декоративности

По ходу беседы учащиеся приходят к выводу: «Выразительные возможности» - это средства изобразительного языка плюс техника, плюс идеал и творчество, т.е. все то, что делает произведение выразительным, чувственным, загадочным, жизненным, прекрасным, фантастическим.

Поиски выразительных возможностей путем исследования.

Прежде, чем выполнить какое – либо произведение художник занимается поиском, т. е. исследованием. Что он ищет? (выразительные возможности). Исходя из его идей, он выполняет множество зарисовок, набросков, этюдов в графике и в цвете, ищет наиболее выразительные средства.

На прошлых занятиях рассматривались пейзажи в разных техниках.

Выбор учащихся: пейзаж в технике «тычка» (понравилось то, что один и тот же пейзаж каждый художник одевает по-своему, придумывает свои приемы исполнения, свой замысел, передает свои эмоции, настроение. Большую роль играет его фантазия и творчество воображения).

На данном уроке решили проверить путем исследования – насколько богата фантазия человека.

Практическая работа:

1 группа выполняет пейзаж в акварели (инд.работа)

2 группа выполняет пейзаж гуашью (инд. работа)

3 группа выполняет пейзаж в смешанной технике (инд. раб)

Результат учащихся является наглядным пособием, которое может помочь при выполнении самых разных, необычных творческих работ

Мотивация

Задание на решение проблемы

Фактический материал на повторение

Мотивация на исследовательскую деятельность

Демонстрация произведения

Выбор определенного вида искусства

Гипотеза

Организация индивидуальной работы в группах по способностям.

Подтверждение гипотезы

Рефлексия

Заключение

Приобщение к пейзажу не только через восприятие, но и через практическую деятельность духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти учащихся на всю жизнь. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом - основные слагаемые успеха.

Велика роль педагога в ознакомлении учащихся с пейзажем и его выразительными возможностями. При этом ставится следующая задача педагога: помочь обрести творческое лицо каждому ученику. Разнообразные формы организации урока, значительным образом активизируют детское творчество.

Основная цель занятий пейзажем в общеобразовательной школе – духовно-творческое развитие личности. Прежде всего, необходимо создать условия для творческого развития ребенка, научить работать художественными материалами, научить понимать важность и нужность пейзажа, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления учащихся и активизировать имеющийся у них опыт. Затем постепенно через освоение навыками выполнения пейзажа в интересной и доступной, а порой игровой форме ученики подготавливаются к решению творческих задач. Такое обучение с использованием разнообразных методик помогает каждому раскрыться наилучшим образом. Детям предоставляется возможность совершенствовать мастерство в одном из видов деятельности и в то же время получить знания о жанре «Пейзаж».

Знакомство с разными видами пейзажей, с творчеством выдающихся мастеров, обогащают внутренний мир, помогают творческому поиску. Все это подтверждает выдвинутую гипотезу – пейзаж и его выразительные возможности, окажут существенное влияние на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Проделанная на практике работа, доказала, что пейзаж и его выразительные возможности оказывают большое влияние на нравственно – эстетическое воспитание учащихся.

На основе теоретического анализа, психолого –педагогической, методической литературы, наблюдением за процессом обучения в среднем звене была выдвинута гипотеза: определить насколько богата фантазия человека, если:

    Проведена предварительная работа с учащимися по ознакомлению с выразительными средствами в пейзаже;

    На уроках создана атмосфера заинтересованности и творчества путем использования различных методов обучения изобразительного искусства.

    На уроках созданы условия для художественной деятельности учащихся (инструменты, художественный материал, наглядные пособия и др.

В работе были использованы методы:

Изучение и анализ искусствоведческой, психолого - педагогической и методической литературы;

Изучение и анализ школьных программ по изобразительному искусству;

Педагогическая экспериментальная беседа;

Изучение результатов творческой деятельности;

Научная деятельность: Теоретически выявлена, и практически подтверждена роль пейзажа и его выразительных возможностей в формировании нравственного и эстетического суждений и художественно – творческих способностей учащихся.

Практическая значимость: Работа может быть использована другими учителями при знакомстве с выразительными возможностями в пейзаже.

Новизна исследования: Определены оптимальные условия ознакомления учащихся с выразительными возможностями в пейзаже, создана серия работ пейзажей в разной манере исполнения.

Работы учащихся

Литература

1. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство» 6 класс М, 2010.

2. Г.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Поровская «Изобразительное искусство» 5 класс М, 2008.

3. Г.Я. Шпикалова, Г.А. Поровская, «Изобразительное искусство в 7 классе» М, 2009.

4. Н.М. Сокольникова « Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» М, 1991.

5. Л.А. Неменская «Каждый народный художник» М, 2002.

6. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция» М, 2004.

7. Г.В. Беда «Живопись» М, 1986.

8. Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство во 2 классе» М, 1982., «Изо-бразительное искусство в 3 классе» М, 1982.

9. А.С. Шипонов «Юным любителям кисти и резца» М, 1981.

10. Г.В. Беда «Основы изобразительной грамотности» М, 1981.

11. А.В. Куприн «Натюрморт» М, 1971.

12. Н.Н. Ростовцева « Методика преподавания изобразительного искусства в школе» М, 1974.

Проект для старших дошкольников ДОУ «Цветные пейзажи»

Автор проекта – Аксенова Жанна Петровна, воспитатель МКДОУ "Бородинский д/с "Теремок".
Цель проекта. Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.
Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Формировать у детей представлений о детей. Оно осуществляется через следующие задачи:
1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.
2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.
3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации: сентябрь-июль.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой- всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно – творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
Ребенок – художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир.
Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно- образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.
Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.
Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.
Распределение деятельности по проекту «Цветные пейзажи»
Взаимодействие с детьми:
Цель: прививать любовь к прекрасному; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Воспитателя:
Цель: повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач.
Музыкальным руководителем:
Цель: взаимосвязано поставить работу по созданию условий для получения детьми целостного представления о мире, возможностях для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности.
Родителями:
Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.
Формы работы.
С детьми:
специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Воспитателем:
Организация развивающей среды, консультации, практикум, подбор развивающего инструментария (игры, литература, упражнения, репродукции картин).
Музыкальным руководителем:
Интегрированные занятия. Подбор репродукций картин, фонограмм музыкальных произведений, изобразительного материала.
Родителями:
Консультации, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папок – передвижек, открытые занятия с детьми, выставки детского творчества, семейное творчество.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Проект « Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященным временам года: « Осенние мелодии», « Зимние напевы», « Весенняя трель», «Музыка лета».

Мини проект «Осенние мелодии».

Наблюдения на прогулках.
Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой характеристики; наблюдения за осенними изменениями в природе.
Цель. Учить узнавать и называть приметы осени.
Экскурсия в сквер.
Учить видеть красоту осенней природы, рассматривая деревья и кустарники в осеннем убранстве.
Труд в природе.
Сбор природного материала; подготовка материала к работе.
Цель. Показать значимость детской деятельности. Поощрять инициативу и самостоятельность.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
«Подбери краски для художника».
Цель.
Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины.
«Собери пейзаж».
Цель.
Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа.

Разучивание стихотворений об осени: В. Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина…», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов-Микитов « Осень в лесу».
Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.
Знакомство с искусством.
Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья».
Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.

Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».
Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.
Аппликация из осенних листьев: гербарий – гороскоп «Знаки зодиака».
Цель. Воспитывать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.
Интегрированное занятие: « Вальс осенних листьев»
Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве.
Художественный труд.
Коллективная работа по изготовлению книги «Четыре художника».
Цель. Развивать умение задумывать содержание своей работы работать совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.
Изготовление пейзажной композиции из природного материала и пластилина « Времена года - осень», «На лесной опушке».
Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать сюжет, считаться с мнением других.

Мини проект "Зимние напевы".

Наблюдения на прогулках.
Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом.
Экскурсия в сквер.
Рассматривание зимних пейзажей.
Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
А.Пушкин « Идет волшебница зима»,
С.Есенин «Поет зима - аукает»,
И. Суриков «Белый снег пушистый».
Чтение рассказа В.В.Волина «Каким бывает снег».
Цель. Развивать у детей творческий подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о природе.
Игровая деятельность.
Проведение дидактических игр:
«Художники реставраторы ».
Цель. Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.
« Вижу – дорисовываю»
Цель. Развивать у детей творческое воображение.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин: И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; И.И. Шишкин «Зима»; А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов «Первый снег».
Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.
Детское художественное творчество.
Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; « Какая она, зимушка – зима?»;
Лепка «Зимний денек».
Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».
Цель. Развивать художественные навыки. умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.
Интегрированное занятие «Какая она зима?»
Цель. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии, художественных произведений.
Художественный труд.
Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года – зима».

Мини проект"Весенняя трель".

Ежедневные наблюдения за погодой.
Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна.
Экскурсия в сквер.
Рассматривание весенних цветов- подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.
Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе. Уточнить представления детей о признаках весны.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
А.Плещеев « Травка зеленеет…»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков « Весна».
Чтение рассказа В. В. Волина « Голубые потоки весны».
Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через поэзию и рассказы о природе.
Игровая деятельность.
Игра «Галерея картин»
Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.
Игра «Найди картину по эскизу».
Цель. Развивать целостность художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин:
А.К.Саврасов « Грачи прилетели»; И.И.Левитан
«Весна. Большая вода»; А.А.Рылов «Зеленый шум».
Цель. Формировать представления о пейзажной живописи. Развивать способность видения единства содержания и средств художественной выразительности живописи.
Детское художественное творчество.

Рисование на темы: «Ранняя весна»; «Пришла весна-веснушка, весенняя гостьюшка»; «Ласковая весна»; «Вот уже на проталинках весенних появились первые цветочки»; «Идет- гудет зеленый шум».
Лепка на темы:
«Весна пришла»; «Цветущая весна»;
Цель. Вызвать у детей отклик на весеннее радостное оживление природы. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный образ наступившей весны.
Интегрированное занятие:
«Весенние фантазии».
Цель. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство. Знакомить с различными способами создания художественного образа (литература, музыка, изобразительная деятельность).
Художественный труд.
Коллективное изготовление книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - весна».

Мини проект "Музыка лета".

Ежедневные наблюдения на прогулке.
Наблюдения за солнцем, небом и облаками, ветром, дождем, грозой и радугой, деревьями и кустарниками, растениями.
Цель. Дать представления о состоянии погоды летом.
Целевая прогулка на луг.
Рассмотреть растения,какого они цвета, формы поговорить о их строении, о пользе цветов.
Цель. Познакомить с цветущими травянистыми растениями.
Знакомство с художественной литературой.
Разучивание стихотворений:
С.Есенин «С Добрым утром»; И.Никитин «В небе радуга сияет», «Чудесный летний день»; Ф.И.Тютчев «Летний вечер».
Цель. Воспитывать любовь к природе через пейзажную лирику и прозу.
Игровая деятельность.
Игра « Экскурсия в музей».
Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.
Игра «Что лишнее».
Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.
Знакомство с искусством.
Рассматривание картин:
«Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору», Ф.Васильев «Мокрый луг».
Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.
Детское художественное творчество.
Рисование на темы:
«Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета».
Лепка:
«Цветущий луг».
Развлечение «Лето, ах лето!».
Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом.
Художественный труд.
Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника » (рисование и аппликация).
Составление композиции
из природного материала «Времена года - лето».

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Выставки детских работ
Книжка самоделка "Четыре художника"
Композиции из природного материала

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района

«Борцовская средняя школа»

Выполнил:

обучающийся 6 класса

Семёнов Евгений

Руководитель

проекта учитель ИЗО

Рубцова Е.В.

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………3

Список использованных источников……………………………………4

Краткая аннотация……………………………………………………....5

Введение…………………………………………………………………6

Основная часть…………………………………………………………..6

Банк идей ……………………………………………………………….11

Сетка принятия решений……………………………………………….11

Инструменты и оборудование………………………………………….12

Правила при работе с гуашью………………………………………….12

Санитарно-гигиенические требования………………………………...12

Эскизная проработка рисунка………………………………………….13

Практическая часть……………………………………………………...13

Вывод …………………………………………………………………….14

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1.Название проекта: «Пейзаж. История возникновения жанра»

2.Руководитель проекта: Рубцова Е.В.

3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: изобразительное искусство

4.Учебные дисциплины, в рамках которого проводится работа по проекту: технология, литература, история

5.Возраст обучающихся, на который рассчитан проект: 6 класс

6.Тип проекта : творческий

7.Цель проекта:

    Пополнить свои знания об истории развития пейзажа и его особенностях

8.Задачи проекта:

    Углубить знания об истории развития пейзажа;

    Увидеть красоту и живописность картин известных художников;

    Написать самостоятельно пейзаж.

Вопросы проекта

1)Введение

2)Основная часть

    Из истории возникновения пейзажа;

    Банк идей;

    Сетка принятия решений;

    Инструменты и оборудование;

    Основные правила при работе с гуашью;

    Санитарно – гигиенические требования к работе;

    Эскизная проработка рисунка.

3)Практическая часть

    Контроль качества

    Экономическое обоснование

    Вывод

9.Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

10.Актуальность проекта

Проект имеет особую значимость, так как пейзажи помогают увидеть образы любимых уголков природы.

11.Зтапы работы над проектом

    Определение темы работы над проектом

    Постановка проблемы. Выявление её актуальности

    Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой

    Защита проекта

12.​ Список использованных информационных источников:

1. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

2. Рисунок.Живопись.Композиция. Хрестоматия/ сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.- 207 с.

3. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979.

4. Л. А. Неменская. Искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

5.

6. http :// yandex . ru / thebestartt . com

Краткая аннотация

Проект «Пейзаж. История возникновения жанра», направлен на ознакомление с историей возникновения жанра. Работать над проектом мы начали в апреле. В течение первых двух недель апреля мы находили нужную информацию, обрабатывали ее. В ходе работы над проектом мы познакомились с историей развития пейзажа как жанра изобразительного искусства.

Собирая материал, использовали много источников информации, учились отбирать нужную, выделять главное, находить нужные темы. Мы учились систематизировать, классифицировать и обобщать. В середине апреля мы приступили к выполнению практической части.

I .Введение

Выбрав тему «Пейзаж. История возникновения жанра», мы поставили перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития пейзажа и его особенностях, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

II . Основная часть

Из истории возникновения пейзажа

Пейзаж (в переводе с французского – страна, местность) – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или преображенная человеком природа. В зависимости от изображенного мотива можно выделить:

    Сельский;

    Городской;

    Архитектурный;

    Индустриальный.

Особую область составляет изображение морской стихии – морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить:

    Эпический;

    Исторический;

    Лирический;

    Романтический;

    Фантастический;

    Абстрактный.

Природа во все времена глубоко волновала человека, но в искусстве разных эпох она занимала разное место. В древности природу обожествляли, ей поклонялись, а при изображении её превращали в одушевленные символы.

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник с распространением станковой живописи в Х VI XVII . Пейзажная живопись возникла очень давно – в Древнем Китае. Китайский художник писал картины, главной целью которых являлось вызывать глубокие размышления.

Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе, к её силам, поэтому художники уделяли внимание изучению природных форм. Горы, вода, деревья и цветы были для них духовными символами. Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал обобщённый образ.

Мир, увиденный китайским художником, диктовал особые законы построения пространства. Художник смотрел на природу, словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности.

Европейский художник при создании пейзажа писал не конкретное место. Он сочинял величественный образ большого мира. Художник ощущал себя как бы архитектором построения панорамы земного пространства. Он создавал пейзаж вообще. Такой пейзаж может нести в себе образ героический и образ идилии, воплощающий идею гармонии. Ему на смену пришел – романтизм.

Романтическим художником был замечательный русский маринист Иван Константинович Айвазовский. В изображении морской стихии он не знал соперников.

Сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера.

К романтическому пейзажу обращались многие художники, который присутствует в современном искусстве.

Пейзаж в русском искусстве начал зарождаться с начала XIX в., тогда представления о красоте природы были романтическими – прекрасными казались лишь далёкие теплые страны.

Впервые образ русской природы появился в творчестве А. Г. Венецианова. Он создал на своих полотнах поэтический, идеальный, дышащий спокойствием мир сельской жизни.

С середины XIX в., начался рассвет русской пейзажной живописи. Перед художником стояла задача раскрыть своеобразие красоты нашей земли.

В художественном открытии русского пейзажа особая роль принадлежит Ивану Ивановичу Шишкину. Он воспел нашу природу как эпически мощную, богатырскую землю с вольным размахом равнин, любовно возделанных человеком, и величием лесов.

В приволье картин Шишкина огромная сила жизнеутверждения, не существовавшая до него в искусстве русского пейзажа. Его жизнелюбие выразилось не только в передаче величия природы, но и во внимании к ее самым малым деталям, так любовно изображаемым им.

Самый проникновенный русский художник –пейзажист это Исаак Ильич Левитан. Для него природа – второе «Я». В его картинах запечатлено самое характерное, понятное и близкое для всех личное чувство. Самое масштабное произведение Левитана – «Над вечным покоем». В картине воплотились размышления художника о противоречивости бытия, о вечности мира и бренности человеческой жизни и в тоже время о силе вдохновения.

Творчество Левитана оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу русской пейзажной живописи.

Банк идей

Нами было рассмотрено три варианта написания пейзажа:

    Пейзаж в графике;

    Пейзаж с натуры;

    Пейзаж самостоятельно.

Сетка принятия решений

Прежде чем приступить к выполнению практической части нашего творческого проекта, мы составили сетку принятия решений. Проанализировав все три варианта, мы пришли к выводу, что вариант номер три является для нас наиболее оптимальным. Все результаты отображены в таблице:

Варианты

Критерии оценки

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Наличие заказа и спроса на рынке

Наличие материалов

Наличие инструментов и оборудования

Достаточность знаний и умений

Возможность применения

Инструменты и оборудование

Для выполнения практической части нашего творческого проекта мы использовали:

    Бумага для акварели;

    Простой карандаш, цветные карандаши;

    Ножницы;

    Художественная гуашь;

    Лак для волос (для закрепления рисунка;)

    Кисти разных номеров.

При работе с художественной гуашью необходимо соблюдать основные правила при работе с гуашью:

    Работать гуашью довольно-таки просто, но нужно помнить об основных правилах, которые помогут избежать ошибок и создать настоящий шедевр.

    Первым делом следует развести ее водой: начинать работу можно только тогда, когда консистенция станет жидкой, сметанообразной.

    Кисти, которыми наносят гуашь, должны быть мягкими и упругими одновременно. Форма значения не имеет: они могут быть плоскими или круглыми.

До начала работы необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к работе:

    До начала работы необходимо вымыть руки;

    Следить за осанкой;

    По окончании работы привести в порядок свое рабочее место.

Мы провели эскизную проработку рисунка

Нами было рассмотрено огромное количество пейзажей в картинах современных художников, но мы решили нарисовать по своей задумке.

III . Практическая часть

Мы приступили к выполнению практической части проекта.

Рисунок готов!

Вывод

В своей работе я изобразил пейзаж. Ведь природа поражает нас своей красотой и величием, именно она дарит нам успокоение своими удивительными красками.

Уникальные авторские картины стоят достаточно дорого, так как создаются мастером в единственном экземпляре. Создавая свой «шедевр» я немного почувствовал себя в роли настоящего художника. Мой рисунок пополнит мою домашнюю коллекцию.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2 Сельский пейзаж в России

3 Творчество И.И. Левитана

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Тема

2. Актуальность творческой работы

3. Цель

4. Задачи

5. Практическая значимость

6.последовательность выполнения творческой работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Всегда Сельский пейзаж интересовал живописцев поэзией деревенской жизни, естественной связью с окружающей природой. В этом жанре работали многие известные художники: Исаак Левитан, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Константин Алексеевич Коровин …

В деревенской местности каждый сможет увидеть необычную ширь неба, воды и равнины. Работа в различных природных условиях дает художнику огромные возможности для создания композиций, передачи колорита, линии, рисунка, которые помогут ему раскрыть свои впечатления. Сельский пейзаж значим в наше время, в связи индустриализацией общества, появлением различных компьютерных технологий, жители больших городов перестают замечать красоту простой природы, именно той, в которой нет многоэтажных квартир, заводов, фабрик, ровных, асфальтированных дорог.

У каждого человека от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, чтобы люди могли ценить красоту, созданную другими, и, вдохновленные этими произведениями, создавать что-то новое, способное выразить их взгляд на мир. Именно в этом и заключается

роль искусства - в воспитании в людях чувства истинной красоты и в создании возможности самовыражения для каждого человека.

В истории развития русского пейзажного жанра всегда было заметно стремление к созданию пейзажа-картины, монументально раскрывающей целостный образ родной природы.

В.В. Стасов, вероятно, на этом и обосновал свой вывод о том, что «пейзаж является одной из лучших слав русского искусства, признанного в остальной Европе».

В послелевитановский период, даже при кратковременном увлечении некоторых русских пейзажистов импрессионизмом, ведущие реалистические основы русского пейзажного жанра оставались неколебимыми.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни.

Чувство любви к родной стране, печаль и гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой природы у величайших художников-художников-пейзажистов воплощались в живописных произведениях. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины философского смысла.

Появление пейзажной живописи как жанра изобразительного искусства отражает интерес художников к природе и способам ее изображения. В разные периоды своей истории изобразительное искусство выполняло разные функции. Древние наскальные изображения имели культовое значение в жизни доисторических людей. Во времена античности картины рассказывали о жизни людей или о жизни мифологических персонажей. В Средние века живопись служила в основном интересам религии, а кроме того, выполняла образовательную функцию в обществе, большинство членов которого были неграмотны. До этого времени пейзажная живопись практически не существовала, природа могла изображаться лишь условно - как фон для сюжетов из жизни святых или персонажей Евангелия.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Развитие живописи в жанре сельский пейзаж

Во все времена художники стремились к изображению природы. Пейзажисты эпохи барокко изображали на своих картинах потерянный рай, идиллические виды. Темой картин, созданных в период романтизма, часто становились воспринимаемые на подсознательном уровне явления и разрушительные силы природы.

Импрессионисты стремились к изображению первозданной красоты природы. Это заставляло Ван Гота путешествовать по Провансу и Бретани в поисках новых пейзажей, а Гогена привело на экзотический остров Таити.
Пейзаж считается сельским, если на нем изображены горы или поля. Сельские пейзажи могут изображать деревни с людьми, животными и различными постройками при условии, что все эти элементы не являются главными.
Деревни являются одной из наиболее популярных тем сельских пейзажей. Растительность великолепно сочетается с домами, изображающими деревенскую жизнь.

Пабло Пикассо часто говорил: «Всему, что я знаю, я научился в Орта-де-Эбро». Он провел молодые годы в этом небольшом испанском городке недалеко от побережья Средиземного моря, где много рисовал и писал пейзажи и портреты. Много лет спустя Пикассо вновь вернулся в эти места, чтобы написать те же пейзажи в новом, авангардистском, стиле. Сельская жизнь является неиссякаемым источником вдохновения и творческого развития для художника, так как только там он видит природу в ее чистейшей форме.

Картина считается сельским пейзажем, если на ней изображены поле, луг, долина или лес увидеть изображенный на картине предмет, оценить его цвет и почувствовать настроение художника.

Вода очень часто изображается на пейзажах как основной или как дополнительный элемент композиции. Ее присутствие создает особую чарующую атмосферу. Движение воды на пейзаже позволяет создавать отражения и передавать прозрачность новых форм, подвижных, таинственных и вызывающих определенные ассоциации. На пейзажах такого типа обычно бывают изображены реки и озера; речные пейзажи являются сельским эквивалентом морского пейзажа. На речных пейзажах художники изображают движущуюся или неподвижную воду, в которой, как в зеркале, отражаются горы и деревья, растущие по берегам (рисунок 3).

Мы привыкли принимать в расчет облики, а пейзаж движется безо всяких желаний...он весь - лицо, подавляющее и устрашающее человека величиной и необозримостью своих черт... Вновь и вновь кажется, будто природа не подозревает о том, что мы возделываем ее и пугливо используем крохотную частицу ее сил. На одних участках мы повышаем ее плодородие и душим в других местах. Мы направляем реки к нашим фабрикам, а им и дела нет до машин, приведенных в движение их водами. Мы играем с темными силами, которых не исчерпать нашими наименованиями, как дети играют с огнем...

1.2 Сельский пейзаж в России

В 60-х годах, во второй период формирования реалистической пейзажной живописи, ряды художников, изображающих родную природу, становились значительно шире, и их все более захватывал интерес к реалистическому искусству. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании их искусства. От художников ждали произведений, которые отражали бы настроения угнетенного народа. Именно в это десятилетие и проявился у русских пейзажистов интерес к изображению таких мотивов природы, в которых художники языком своего искусства могли бы рассказать о народной печали. Тоскливая природа осени, с грязными, размытыми дорогами, редкие перелески, хмурое, плачущее дождем небо, занесенные снегом маленькие деревушки, - все эти темы в своих бесконечных вариантах, такой любовью и старанием исполняемые русскими пейзажистами, получили права гражданства в 60-е годы. Характерно, что в это же время нашла широкое распространение тема зимнего пейзажа, над которой особенно много работали Саврасов и Каменев. Но, вместе с тем, в 60-е годы в русской пейзажной живописи у некоторых художников наметился интерес к иной тематике.

Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту пейзажного жанра прежде всего в том, с чем связано счастье и довольство человеческой жизни. Именно в разнообразии тем зарождалась будущая многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода расцвета.

Тему родного края каждый по-своему, разрабатывали А. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин.

Несколько поколений талантливых художников-пейзажистов М. Клодт, А.Киселев, И. Остроухов, С. Светославский и другие.

1.3 Творчество И.И. Левитана

Своей вершины русская живопись 19 века достигла в творчестве ученика Саврасова И.И. Левитана.

Никто другой не смог показать такие удивительные состояния природы, какие мастерски изображал на холсте Левитан. Каждое из этих состояний индивидуально и неповторимо. Его работы больше чем просто живопись, в них есть душа, есть переживания и размышления. В своих работах, он как будто ведет с ней беседу, раскрывая зрителю все ее секреты. В них нет ни метафор, ни преувеличений, а показана их истинная сущность.

Интересна техника живописи художника. Мазки его живые и непринужденные. Они повторяют свойства и фактуру отдельных предметов картины, показывая их облик живым. При этом все они как бы живут по отдельности, но не могут существовать друг без друга, что до боли напоминает нам реальность. Если это береза - то мазки повторяют фактуру листьев - они положены под углом, нежно и более тонкой кистью. Если это небо, то оно прописано более широкой кистью и на нем не видны границы каждого мазка (Приложение А1). Благодаря такому приему оно кажется цельным и легким. Если это трава, то мазок в форме травинки. Несмотря на некоторое слияние мазков, к примеру, при рисовании травы, они, все равно, расположены под определенным углом, по направлению роста травы, поэтому возникает ощущение реального образа структуры и фактуры. Рисует живописец траву, ведя мазок снизу вверх, достигая максимального ощущения легкости формы. Если это здание, то статичность и монументальность его достигается широким мазком сверху вниз, по отношению к другим, косым следам кисти.

Впечатляет и колорит картин Левитана. Цвета его особенные и простые одновременно. В них нет чересчур бурной экспрессии. Художник больше реалист, чем импрессионист, но в его реализме нет пустоты мысли и банальности. Его произведения живы и легки, и зритель легко окунается в их бесконечно свободное пространство. Цвета работ Левитана тяжело описать словами, они точны и конкретны. Мелочи не интересуют автора, он уделяет внимание общему колориту картины, впечатлению, которое производит на него природа.

Левитану интересен облик природы, ее состояние, ее образ. «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной» - говорил Исаак Левитан. Он мастерски выражает себя, рисуя мир полным смысла в простоте. Цвета его в большей степени локальны, но в них нет ничего лишнего. Левитан играет и с насыщенностью цветов: на переднем плане, а так же на свету они насыщенней, чем на заднем и в тени. Но в основном мастер внимание уделяет тону. Он тонко может проследить каждый тон предмета в отдельности и показать правильный общий тон картины.

Художник понимает, что у каждого времени суток, разный тон. Своими живописными приемами он может показать, к примеру, влажность воздуха, или теплоту света.

Мастер строит форму предмета цветом, светом и тенью и в ней нет лишней пестроты и беспорядочности линий. Художник хорошо понимает, как естественный свет влияет на цвет предметов, и как их тени влияют друг на друга. Его живопись смела и обдумана, проста и понятна без слов и описаний.

В его произведениях четко прослеживается воздушная перспектива. Объекты на заднем плане размыты, «затуманены», а то, что находится спереди прорисовано четко и контрастно. Так же присутствует и линейная перспектива, для передачи еще большего пространства.

Все картины Левитана поражают своей искренностью и красотой. Работы написаны с душой и трепетом, в каждой есть неповторимое состояние, загадка, мысль. Чехов А.П. о Левитане: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его "Деревню" - серенькую, жалкенькую, затерянную.

До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него.

Особенно ему удавался столь сложный цвет как зеленый, присутствующий во множестве нюансов и оттенков на каждой картине. Меланхоличность натуры Левитана передавалась через его картины, которые передавали чувства художника через все грани цветов зрителю. Все пейзажи, написанные Левитаном, исключительно лиричны. Они словно замерли под задумчивым взглядом пейзажиста. Левитан обладал каким-то особым даром выражать через свет, полутени, цветовые оттенки настроение. Меланхолия Левитана, возможно, происходила от его нелегкой жизни, в которой присутствовали все оттенки грусти. Тем не менее, грусть не заняла свое место на его полотнах, лишь легкая задумчивость, глубокая тишина царят на его картинах, успокаивая и утешая, открывая душевные переживания художника.

Зрителей покоряли спокойствие и умиротворенность волжских пейзажей, прозрачность вечернего воздуха, теплые отблески солнечных лучей на водной глади, прибрежной зелени и белых стенах монастыря. Первый биограф Левитана С. Глаголь писал, что эти картины "имели огромный успех у художников и публики, и Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым пейзажистом России". А.П. Чехов, увидев волжские пейзажи Левитана, сказал: "Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка".

Это было точное наблюдение. Чехов вообще хорошо понимал творчество Левитана.

Между писателем и художником было много общего: талант, сходное видение мира и ощущение природы, замечательный юмор. Они оба, каждый по-своему, выражали настроения, характерные для русского общества в конце ХIХ века.

Обоим был отпущен короткий жизненный срок.

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Презентация проекта

Сельский пейзаж

Актуальность творческой работы: Выбор темы обусловлен духовно-нравственным воспитанием младших школьников. Сельский пейзаж развивает умение видеть красоту природы сельской местности, гармонию человека и природы, желание сберечь ее красоту.

Цель: Воспитание любви к природе, умение видеть прекрасное, знакомство с приемами и техникой гуашевой живописи.

Задачи:

    Развить умение правильно подобрать цвета для изображения сельского пейзажа;

    Уметь реалистически изобразить увиденное на картине;

    Уметь правильно изображать не только крупные. Но и мелкие детали композиции;

    Создавать различные колориты путем смешивания красок;

    Совершенствовать умение работать гуашью, развивать чувство композиции.

Практическая значимость: Созданная картина, изображающая сельский пейзаж может быть использована в практической деятельности учителями начальных классов, руководителями кружков, как наглядное пособие на уроках ИЗО или на различных выставках рисунков.

Последовательность выполнения работы:

1.Предварительный этап:

    Ознакомление с творчеством художников-пейзажистов (И.И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, Ф. Васильева)

    Изучение истории возникновения пейзажа, развитие сельского пейзажа в России

    Изучение технологии живописи гуашевыми красками.

    Выбор оборудования для работы (лист формата А3, гуашевые краски, палитра, кисточки № 5, № 6)

2. Основной этап:

    Зрительное планирование правильного расположения композиции на выбранном формате листа;

    Выполнение композиции:

    Лист бумаги располагаем горизонтально. Работу начинаем с проведения линии горизонта.

    Выполняем небо двумя цветами – светло желтым, розовым. Снег выполняем насыщено голубым.

    Прорисовываем лес на дальнем плане синим цветом.

    Дома начинаем рисовать с крупных плоскостей – темно коричневым цветом. Верхнюю часть (крыши) выполняем более светлым оттенком. Рисуем снежные шапки на крышах – светло голубым цветом, прорисовываем окна желтым цветом.


    Темно-коричневым цветом рисуем бревна, выделяем оконные рамы, рисуем тени под крышами домов и намечаем печные трубы. Прорисовываем снег на оконных рамах, торцах бревен и печных трубах. Добавляем голубых бликов на крышах, бревнах и оконных рамах.

    Крупными мазками белым цветом рисуем сугробы.

    Усиливаем тени между сугробами, синим цветом делаем легкие мазки и слегка размываем их.

    Тонкой кистью рисуем стройные стволы елей. Намечаем ветви елей. Заполняем пространство между ветвями мелкими ветками, создавая четкие контуры елей.

    Рисуем изгородь. Рисуем снег на ветвях елочек и на изгороди.

    Прорисовываем синим цветом тропинку между сугробами. Рисуем облака, солнце.

3. Заключительный этап: наложение теней, полутеней, бликов на снегу, на крыше домов, под кустами, на деревьях, облаках.

Рекомендации: Выполняя работу я хотела передать красоту природы сельской местности, чтобы каждый человек умел ее увидеть. Я надеюсь, что моя работа поможет развивать духовно-нравственное воспитание и чувство прекрасного у каждого из нас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполняя работу, я узнала много нового.

Изучение природы и рост профессионального живописного мастерства являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника-пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел пейзажных композиций. Пейзаж по своей природе - искусство, в котором наиболее непосредственно выражаются эмоции. В этом смысле пейзаж можно было бы сравнить с музыкой. Цветовые оттенки красочной палитры передают в картине гамму чувств, даже без ясно обозначенного литературного сюжета. Поэтому в пейзаже особенно важна поэтичность восприятия и трактовке природы. Пейзаж несет в себе чувственное выражение мысли - в этом его сила и действенность.

В результате поставленные цели и задачи были достигнуты. Были изучены технология гуашевой живописи, история возникновения пейзажа, развитие сельского пейзажа в России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. "Художник РСФСР". Ленинград. 1965.

Паустовский К.Г. "Исаак Левитан". Повесть о художнике.- М., 1937.

А.А. Федоров-Давыдов. «И. И. Левитан. Жизнь и творчество». - М., 1960.

Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века.

Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия.

Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961.

Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика, 1992.

Все о технике: живопись маслом, справочник для художников. М.: Арт-родник, 1998.

Кирцер Ю.М. рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992.

Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение. 1984.

Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания, М.: Советский художник, 1981-1986, Т 1,2.

Раманенка Л.Я. Праграма курса. Методыка выкладання выяўленчага мастацтва. Мн., 1999.

Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989.

Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение 1986.

Недошивин Г.Н. Беседы о живописи. - М.: Молодая гвардия, 1959.

    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.

В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.

Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.

В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.

У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.

По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.

На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр-Дам.

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».(Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф.

Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема

Архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.

Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном

Исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 - 1824) - русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, современная живопись не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие - архитектурой, третьи - необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж - реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.