Экзальтированный - это чувствительный и добрый человек.

Эмоции – неотъемлемая часть жизни любого человека. Люди радуются определённым событиям, грустят по некоторым поводам, смеются, плачут, злятся и всё это проявление особых механизмов в психике, которые отвечают за душевный подъём и спад.

Но бывает, что эмоции у некоторой категории людей носят настолько сильный и яркий характер, что это считается отклонением от нормы и в психологии называется экзальтированностью или аффективно-экзальтированным поведением. Что означает это понятие?

Характеристика

Экзальтированность – это проявление интенсивных реакций на тот или иной внешний раздражитель. Психика у такого типа личности находится в крайне возбуждённом состоянии, причём сама причина подобного душевного подъёма обычно несоразмерна бурной реакции на неё.

Стоит понимать, что каждому человеку свойственно ярко выражать свои эмоции, например, заплакать от счастья в связи с каким-то важным событием. Но такое поведение проявляется эпизодически.

Если же бурная реакция становится частью личности, то есть прочно закреплённой моделью поведения, свойством характера, связанным с ярким выражением эмоций, то речь идёт об акцентуации. Подобная крайность была впервые рассмотрена немецким психиатром Карлом Леонгардом. Он описал значение понятия экзальтированности, назвав её «темпераментом тревоги и счастья».

Человек с наличием подобной акцентуации способен страстно радоваться чему-то и через секунду смертельно тосковать , причём резкую перемену настроения может вызвать всего лишь пролитый на брюки чай или плохие новости по телевизору. Это значит, что от радости до горя (и наоборот) у экзальтированного типа личности крайне маленькое эмоциональное расстояние, поэтому смена настроения происходит резкими скачками. Иными словами, это своеобразный культ эмоций.


Симптомы и диагностика

Интересно, что подобной акцентуацией обладают примерно пятнадцать процентов всех людей. При этом мужчину с таким типом темперамента можно встретить гораздо реже, чем женщину. Это и логично, ведь женщина, по сути, склонна к большему проявлению сильных эмоций.

Признаки или симптомы, которые отличают поведение экзальтированного человека от остальных:

  • Главной особенностью считаются резкие эмоциональные скачки от радости к грусти и наоборот. Такой человек всегда рыдает над трогательным фильмом или книгой.
  • Экзальтированный тип личности обычно много и громко говорит, заразительно смеётся.
  • Часто он заводит животных и искренне умиляется, глядя на них, испытывая к ним самые нежные чувства.
  • Такой человек дружелюбно относится к другим, он всегда готов прийти на помощь, чужие проблемы трогают его до глубины души, в нём сильно альтруистическое начало.
  • Но в то же время находятся люди, к которым подобный психотип испытывает крайнюю неприязнь, даже ненависть.
  • К отрицательным особенностям относятся склонность к преувеличениям, необоснованная паника и драматизация той или иной ситуации, высокая тревожность.
  • Такая категория людей, как правило, часто влюбляется, при этом ярко проявляет свои чувства. Экзальтированные личности настоящие романтики, их чувства искренни, а вот их проявление зачастую может быть назойливым и даже неуместным.
  • Эмоциональное состояние у этих людей отражается на физическом самочувствии, аппетите, сне и способности к труду. В подавленном настроении они не могут работать, могут бросить начатое дело на полпути, при этом больше к нему не вернувшись. Например, девушка с подобной акцентуацией, влюбившись в парня, может ночами напролёт страдать бессонницей и почти не есть.


  • Способность восприятия себя и других тоже зависит от расположения духа. Один и тот же человек может казаться милым и приятным, а через минуту он уже будет скучный и отталкивающий. То же самое касается и воспоминаний. Иногда экзальтированные личности видят прошлое в ярких тонах, а иногда вспоминают только свои провалы и неудачи. О будущем они рассуждают то мрачно, то радостно.
  • Такие люди склонны принимать участие в том или ином массовом мероприятии, иногда даже находятся на первом плане, при этом специально не стремясь быть в центре внимания.
  • Стоит отметить, что свою излишнюю эмоциональность эти типы личности никогда не используют с целью манипуляций другими людьми. Если это слёзы, то они не ради получения какой-то выгоды для себя, это искреннее проявление эмоций.
  • В целом такие люди всегда доброжелательны, очень привязаны к своей семье и друзьям.


Даже если у человека наблюдаются подобные признаки, по ним нельзя точно сформировать вывод о его экзальтированности. Для максимально корректной диагностики существует специальный опросник по Шмишеку, который основан на теоретических положениях психиатра Карла Леонгарда. Это своего рода тестирование, в котором около ста вопросов, предполагающих односложные ответы «да» и «нет». Конечная полученная цифра выявляет тип акцентуации, и она необязательно в итоге оказывается экзальтированной. Такой тест существует в детском и взрослом варианте.

Если в результате диагностики человек получает максимальные цифры, то это тревожный знак, который свидетельствует о неумении контролировать свои эмоции.


То есть подобное поведение прочно укрепилось за данным человеком, и, возможно, он даже не осознаёт свою проблему. По итогам тестирования специалисты могут дать рекомендации по корректированию интенсивности выражения эмоций.

Причины возникновения

Экзальтированность – это не плохое или опасное состояние. Оно даже считается нормой в детстве. Нет такого ребёнка, который бы в два - четыре года громко не плакал или даже не закатывал настоящих истерик родителям. При этом для маленьких детей характерно и преувеличенно радостное настроение с безудержным смехом и интенсивной жестикуляцией.

Подростки тоже склонны к экзальтированному поведению из-за гормональных изменений в организме. Им трудно контролировать свои эмоции, их настроение непостоянно, они становятся максималистами, не признавая золотой середины в выражении чувств.


Следующие этапы проявления акцентуаций могут встречаться и во взрослом возрасте, например, у влюблённого человека или молодого родителя, когда внешние раздражители оказывают сильное воздействие на эмоциональный фон. Умение контролировать свою возбудимость называется зрелостью. Но люди могут остаться вечными детьми, что говорит уже об экзальтированности, как о неотъемлемой черте характера. Факторы, которые способствуют её прочному укреплению в психике человека:

  • Экзальтированность в большей мере возникает из-за генетической предрасположенности. Родитель, обладающий той или иной акцентуированной чертой характера, скорее всего, передаст её своему ребёнку.
  • Помимо наследственности, подобный тип личности формирует и неправильное воспитание (например, излишняя опека или, наоборот, отсутствие внимания родителей).
  • Причиной может служить неправильная самооценка (она может быть слишком завышена или, наоборот, занижена, что считается комплексом неполноценности).
  • Экзальтированным человек становится из-за невозможности удовлетворения своих базовых потребностей (это касается межличностного общения, построения отношений, ощущения безопасности и т. д.).


  • У некоторых людей с акцентуациями просто отсутствуют понятия моральной и культурной нормы.
  • Ещё одна причина – наличие частных конфликтных ситуаций у подростков со своими сверстниками. Подобная проблема может сформировать акцентуацию и «перенести» её во взрослую жизнь.
  • Если с детства часто обращать внимание на самочувствие и ту или иную хроническую болезнь, то можно также впоследствии стать обладателем экзальтированного темперамента.
  • Экзальтированность зависит от профессиональных факторов. Например, врачи, военные, представители творческих профессий более склонны к ярким проявлениям эмоций.


Реализация в профессии

Люди с экзальтациями чаще всего предпочитают творческие профессии. Не зря многие представители писательской или художественной сферы и во взрослом возрасте не утратили свой детский нрав. Некоторых гениев считали «большими детьми» из-за их резких перепадов настроения и неустойчивого эмоционального фона. Многие картины писались в состоянии аффекта. То же самое касается и создания художественных произведений.

Таким образом, экзальтированные личности нередко обладают художественным или писательским талантом.


Они стараются реализовать себя в творческой сфере, потому что не лишены хорошего вкуса и чуткости. У таких людей получаются очень трогательные произведения и глубокие картины. Актёрская стезя – ещё одна сфера для человека с акцентуациями. Способность к яркому выражению эмоций там ценится превыше всего. Таким типам личности хорошо удаётся играть в кино или в театре, потому что их воздействие на зрителя с помощью переживаний колоссально.

Помимо творческих профессий, люди с акцентуациями выбирают работу воспитателей. Их сочувствие и доброта помогают найти подход к любому маленькому ребёнку. Но не каждый человек, обладающий подобным темпераментом, может реализоваться в творческой профессии (при отсутствии таланта). Тогда выход эмоциям поможет дать работа, например, организатора праздников.


Взаимоотношения с другими психотипами

Экзальтированные личности чаще всего имеют проблемы при взаимодействии с социумом. Особенно несладко приходится близким людям. Если кто-то в семье имеет подобный темперамент, то жизнь с таким человеком напоминает местонахождение рядом со спящим вулканом. Нельзя предугадать, какое эмоциональное воздействие на экзальтированного члена семьи окажет та или иная ситуация.

Общество же в большей степени старается избегать таких людей, отсюда:

  • происходят частые конфликтные ситуации;
  • человеку с подобной акцентуацией на работе не дают важных заданий, обычно он не занимает высоких должностей и ему сложно продвинуться вверх по карьерной лестнице;


  • близких друзей у личности с таким темпераментом обычно тоже не бывает из-за недоверия, ведь человеку с таким взрывным и непредсказуемым эмоциональным фоном сложно доверять.

Чаще всего эти личности, выходя из-под опеки родителей и других родственников, не справляются с жизненными задачами, даже с бытовыми проблемами, поэтому некоторые из таких людей просто спиваются или даже оказываются без крыши над головой. Обычно эти психотипы одиноки. Среди известных актёров и других творческих личностей есть много примеров с подобной судьбой. Многие из них, несмотря на свой талант и популярность, умирали нищими и одинокими.

Некоторые экзальтированные типы личности могут на протяжении жизни считать своё поведение вполне естественным и нормальным.


Но если вовремя понять и осознать проблему, то с помощью определённых методик можно в некоторой степени обуздать свой характер, стабилизировав эмоциональный фон.

Лечение

Лечение подобной акцентуации основано на коррекции усиленной черты характера, которая мешает человеку взаимодействовать в социуме. Полностью темперамент поменять нельзя, но можно избавиться от негативных проявлений. Для этого существуют специальные методики по работе над собой. Этим занимаются психологи. Курс лечения зависит от степени выраженности акцентуации, может составлять три месяца или даже годы.


Экзальтацией называют крайне возбужденное, в первую очередь восторженное состояние. Воодушевленными бывают многие, при этом далеко не каждого футбольного болельщика после гола любимой команды можно назвать экзальтированным. Главное здесь то, что особой причины для радости у экзальтированного человека может и не быть.

T&P уже не раз о различных типах акцентуаций, но аффективно-экзальтированного типа темперамента пока не касались. Напомним, что акцентуацией называют определенное сочетание ярко проявляющихся черт характера, при котором у человека повышается уязвимость к некоторым психогенным воздействиям. Люди с акцентуациями нормальны в общепринятом смысле - правда, иногда их отношения с окружающим миром и с собой строятся сложнее, чем у людей без столь ярких проявлений. Первым такие темпераменты выделил в отдельную группу и классифицировал немецкий психиатр Карл Леонгард. Одним из десяти описанных им темпераментов был как раз аффективно-экзальтированный тип.

Леонгард назвал экзальтированность «темпераментом тревоги и счастья». От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг (или двусмысленный взгляд, невнимательность друга, печальная новость по радио, капля пролитого на рубашку кофе - что угодно). Спасает только то, что обратная дорога к счастью для них так же коротка. В психологии склонность к таким резким переменам эмоционального состояния называется повышенной лабильностью.

У людей с экзальтированным типом личности эмоции возведены в культ. Люди с таким темпераментом не только не сдерживают проявлений чувств, но и считают душевные переживания важнейшей составляющей человеческой жизни. Часто они стремятся реализоваться в таких сферах, как религия и искусство, и в этом есть смысл: таких людей отличает хороший вкус и чуткость. Они часто достигают успеха в творчестве - во многом потому, что ценность художественного произведения определяется итоговым эмоциональным воздействием на зрителя/читателя/слушателя, и вполне логично, что лучше это получается у того, кто сам способен к высокому накалу чувственных переживаний.

Много экзальтированных личностей и среди актеров, потому что генерировать поток эмоций для них естественно, нужно просто приучиться направлять его в конструктивное русло. Конструктивной, по мнению Леонгарда, экзальтированность становится, когда к ней добавляются волевые способности. В таком сочетании она превращается в страстность: восторг и отчаяние начинают выражаться в поступках, а не в переживаниях и идеях, что свойственно просто экзальтированному человеку.

От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг. Обратная дорога к счастью для них так же коротка

Другой сильной (или слабой) чертой экзальтированных личностей является сострадание. Телепередача о трудностях жизни в концлагерях или щенок с перебитой лапой могут привести их в отчаяние; заурядную неприятность друга они переживают болезненнее, чем сам пострадавший. В порыве они готовы на настоящие подвиги альтруизма и самопожертвование. И этим нередко пользуются окружающие: чтобы взять денег в долг у экзальтированного человека, достаточно убедить его, что, например, покупка нового авто для вас - вопрос жизни и смерти.

Повышенная эмоциональность у людей такого типа проявляется в различных чертах: они контактны, улыбчивы, часто влюбляются и много говорят, но при этом обидчивы и склонны к паникерству. Люди с таким темпераментом часто спорят, но до открытых конфликтов, как правило, дело не доходит. Страх у экзальтированной личности имеет свойство резко нарастать, и даже в несерьезных ситуациях будут заметны его физиологические проявления - дрожь, холодный пот.

Хорошо проиллюстрировать экзальтированный тип личности можно с помощью героев художественных произведений. Своими необдуманными порывами и эмоциональными всплесками они накаляют страсти и поворачивают ход повествования, за что их и любят авторы. Подобный образцово-показательный типаж создал Достоевский в «Братьях Карамазовых». Его героиня Катерина Ивановна собирается выйти замуж за Митю Карамазова не из-за того, что любит его, а потому что увлечена идеей его спасения. В какой-то момент, воодушевленная мыслью сделать свою соперницу Грушеньку напарницей в этом деле, она приглашает ее к себе. Катерина Ивановна одухотворенно и восторженно говорит с гостьей, но когда понимает, что Грушенька над ней посмеялась, у героини происходит тяжелейший перепад настроения, который заканчивается тем, что «С Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее». Примерно с такой амплитудой эмоциональных колебаний - от горделивого счастья до трагедии - она и живет на протяжении всего романа, в финале которого оказывается в тяжелой истерике во время суда над Митей. Ярким примером мужского экзальтированного образа можно назвать шекспировского Ромео. Герой постоянно пребывает в крайнем состоянии возбуждения и либо задыхается от счастья близости к любимой, либо не находит себе места из-за трагедии вынужденной разлуки. Ромео просто не способен на переживания среднего порядка и во всем находит причины для усиления собственных чувств.

Экзальтированные личности располагают к себе окружающих умением сопереживать, искренне радоваться чужим успехам и сочувствовать горю. Но и отталкивающие черты у людей с таким темпераментом примерно те же: излишняя тревожность, склонность к панике, драматизму и «увеличению громкости» без видимых на то причин. Часто эффективное общение с экзальтированными людьми возможно, только когда их эмоции начинают ослабевать, а лучшая рекомендация для них - стараться снижать значимость переживаемых событий.

Как говорить

Неправильно: «Испанская инквизиция устраивала страшные экзальтации всем инакомыслящим». Правильно: экзекуции.

Правильно: «Мне с этой экзальтированной дамой совсем нет жизни: она то в облаках витает, то в истерике бьется».

Правильно: «Экзальтированность Феди утомляла всю группу: крики, возмущение и борьба за одному ему понятную правду были его верными спутниками».

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ

ЭКЗАЛЬТИРО́ВАННЫЙ , экзальтированная, экзальтированное; экзальтирован, экзальтированна, экзальтированно (книжн.).

1. Находящийся в состоянии экзальтации. Экзальтированный человек.

2. Порожденный, вызванный, проникнутый экзальтацией. Экзальтированный поступок. Экзальтированный взор.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ" в других словарях:

    - (от слова экзальтация). Восторженный, легко восхищающийся. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ восторженный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Воодушевленный, восторженный, возбужденный Словарь русских синонимов. экзальтированный см. восторженный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    экзальтированный - ая, ое. 1. Находящийся в экзальтации. БАС 1. Княгиня продолжала заниматься его перевоспитанием со всем увлечением экзальтированной женщины. Салт. Госп. Ташкентцы. Экзальтированный человек. Уш. 1940. 2. Относящийся к экзальтации, свойственный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Толковый словарь Ожегова

    ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна и ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ, ая, ое; ан, анна (книжн.). Находящийся в экзальтации, проникнутый экзальтацией. Экзальтированное поведение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    экзальтированный - экзальтировать, экзальтированный и устаревающее экзальтировать, экзальтированный … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    Прил. 1. соотн. с сущ. экзальтация, связанный с ним 2. Свойственный состоянию экзальтации, характерный для него. 3. Находящийся в состоянии экзальтации. 4. Вызванный состоянием экзальтации. 5. Выражающий состояние экзальтации. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Экзальтированный, экзальтированная, экзальтированное, экзальтированные, экзальтированного, экзальтированной, экзальтированного, экзальтированных, экзальтированному, экзальтированной, экзальтированному, экзальтированным, экзальтированный,… … Формы слов

    экзальтированный - экзальт ир ованный; кратк. форма ан, анна … Русский орфографический словарь

    экзальтированный - кр.ф. экзальти/ро/ван, экзальти/ро/ванна, ванно, ванны; экзальти/ро/ваннее … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Шизофрения. Том 1
  • Шизофрения. Том 2 , Ландауэр Исаак. История России XX века - череда трагических событий, показавших, насколько легко люди оказываются готовы вершить чужие судьбы и приводить в исполнение смертные приговоры. Огромные масштабы…

АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.

Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения – все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другой полюс его реакций – крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры – художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?

Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.

Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.

Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.

Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).

Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В.Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.

Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример. Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.

Негативный «полюс» аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.

Клаус Э. , 1928 г. рожд. Мать – экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой – подверженность печальным переживаниям. В детстве Клаус боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной, – он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Клаус Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности...» Нечто подобное Клаус испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Клаус Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Клауса сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.

Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Клауса при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент – это слезы счастья.

Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.

Мартин Р. , 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р. отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах. В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.

Р. – типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.

Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Торсторф.

Аделе Г. , 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.

Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины – величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: „Вот это прекрасно, это ты напиши!“ Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это...» Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календула – сколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!». Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».

Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.

Следующий пример, ранее описанный Зайге.

Мартин Ц. , 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.

Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается пол влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.

Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но коронки «безумно мешают»; он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.

Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности – это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ Некоторые люди обладают особым психологическим складом, который характеризуется изменчивостью настроения без внешнего повода. Такие люди то весьма деятельны и болтливы, то медлительны и скупы на слова. Изменчивость (лабильность)

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые1) регулируют

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

3. Темперамент Темперамент - постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик - основные типы темперамента. Каковы

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов. Отличительные признаки темперамента – это, во-первых,

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

1. Темперамент 1. История представлений о темпераменте.2. Типы темпераментов. Свойства темпераментов.3. Индивидуальный стиль деятельности.4. Темперамент и проблемы воспитания.1. Темперамент представляет собой сочетание свойств, определяющих динамику функционирования

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Аффективно-лабильный темперамент Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности - это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Основи загальної психології-2. Том II автора Полозенко О В

Аффективно-экзальтированный темперамент Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

6.1 ТЕМПЕРАМЕНТ 1. Поняття про темперамент.2. Фізіологічні основи темпераменту.3. Психологічна характеристика темпераменту.4. Головні властивості темпераменту.5. Темперамент і особистість.6. Вплив темпераменту на діяльність

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

§77. Темперамент Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся: 1) в эмоциональной возбудимости

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Из книги автора

ТЕМПЕРАМЕНТ Темпераментом можно назвать степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т. е. силу и быстроту проявлений действий и чувствовании, а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Можно

Из книги автора

6.1. Темперамент Понятие темперамента. Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение человека, его деятельность и общение, особое место

Ко мне на прием был направлен 9-летний ребенок , с невозможностью воспринимать учебный материал. Так мне объяснила по телефону специалист, которая его ко мне и направила.

В назначенное время на прием пришел мальчик и его бабушка, которую бабушкой назвать сложно. Кожно-зрительная по векторам — очень моложавая, подвижная, с готовностью идущая (можно сказать, стремительно бегущая) на контакт. Признаюсь сразу, что первый порыв, устремленный в мою сторону был мне очень приятен.

Приятно видеть людей не безразличных, а заинтересованных в тебе, но потом…

На мой вопрос: «С чем пришли? На что жалуетесь?» она 5 минут что-то очень ярко, красочно и эмоционально говорила. Из ее речи я не поняла ни слова. Когда я второй раз попросила ее сформулировать проблему на меня опять обрушился поток слов, который я пыталась оформить в какой-то смысл, чтобы за что-то зацепиться, но безуспешно… Единственное, что я поняла, что мальчик в какой-то момент впадает в состояние оцепенения . И это было не проговорено, а показано.

Этот ступор я прочувствовала и на себе, когда после осмотра мальчик лег на кушетку, и я где-то минуту ходила вокруг него, так как начисто забыла весь алгоритм работы. Внутри меня трясло. Я попросила бабушку сидеть молча, больше мне ничего не говорить и сознательно стала себя успокаивать. Давая себе команды: «Таня, успокойся! Дыши! Все нормально, сейчас будем делать то-то и то-то». Через минуту состояние мое нормализовалось, и я смогла приступить к выполнению своих обязанностей.

Естественно, у мальчика было состояние стресса, «напряжение» в голове и в области грудо-брюшной диафрагмы. Его внутренний краниосакральный механизм был ограничен.

Мальчик по векторам был кожно-анально-зрительный. И мама, и его бабушка были носителями зрительного вектора. Бабушка в состоянии эмоциональной экзальтации в зрительном векторе. Мама, по всей видимости, тоже была в не совсем гармоничном состоянии. Сама бабушка говорила, что «ее дочь еще та еще истеричка и будет похлеще ее в своих эмоциональных проявлениях».

Конечно, верить всему, что говорят такие люди, не стоит. Все может быть сильно преувеличенно и иметь мало общего с реальностью. Но даже по одной бабушке было понятно, что парню в таких условиях жилось очень нелегко.

Проработав остеопатически с мальчиком, я объяснила его бабушке, что причина его состояния в поведении его близких . Представителям анального вектора очень важны спокойный ритм и последовательность во всем, в том числе и в подаче информации. Они основательны во всем, что делают. Чтобы начать действие, такому ребенку нужно собраться, настроиться. А начав, довести до конца. Это необходимые условия для его психологического комфорта и развития его свойств.

А тут эмоциональная экзальтация бабушки наряду с мельтешением, дерганостью в кожном векторе постоянно срывают его, мешая углубиться во что-либо . Ее внимание перепрыгивает с объекта на объект. Не фиксируется долго на чем-то. Даже проследить ход ее мысли сложно. От нее поступают противоречивые сигналы – о чем она говорит, и что делать – ему непонятно. Это вводит нуждающегося в последовательности мальчика в ступор.

Не жизнь, а вечная сцена

Зрительный вектор наделен эмоциональностью, которая в условиях нереализованности у человека может иметь экзальтированную форму. Их эмоции бурные, но при этом поверхностные. Такие зрительники все воспринимают очень преувеличенно, на пике своих эмоций. Таким поведением они расшатывают себя и окружающих. Это может вызывать раздражение и неприятие со стороны других людей.

Зрительники, остановившиеся в своем развитии, инфантильны. Они ничего сами не могут сделать. Только привлекают внимание. К себе. Но сегодня, когда существует реальная возможности реализовать весь огромный потенциал своих эмоций в помощи людям, оставаться на уровне охов и ахов недостаточно. Это не наполняет.

Таким зрительникам нужна публика. Им важно вызвать эмоции у других людей. Им нужно, чтобы ИМ СОПЕРЕЖИВАЛИ, СОЧУВСТВОВАЛИ. Это как ребенок, который привлекает к себе внимание своим плачем, истерикой или как-то иначе с одной только целью, чтобы получить желаемое.

Эмоциональный вампир. Клубок из страхов и эмоций

Экзальтация или глубина настоящих чувств

Эмоции – тип реагирования на происходящие события. У экзальтированного зрительника они кричат, сшибая с ног всех окружающих. Не реализуясь в общественно-полезной деятельности, они просто беспорядочно выплескиваются наружу, так и не оформившись в глубокое чувство – эмпатию, сопереживание, любовь.

Чувства – они глубже, они не кричат. Они тихо проживаются человеком внутри. Развитая чувственность помогает человеку акцентировать свое внимание на ближнем. Прочувствовать чужую боль и откликнуться на нее, поддержать. С таким человеком рядом тепло и комфортно.

Татьяна Караказова , врач


Раздел: