Этико-сенсорный экстраверт - Энтузиаст (Гюго, ESFJ). Социотип Гюго (ЭСЭ) поддерживает высокий ритм и темп жизни, делает все быстро Этико сенсорный экстраверт эсэ

Сегодняшний материал рассказывает об Этико-Сенсорном Экстраверте или Гюго, человеке-празднике всего социона. Сразу скажу, что о Гюго, как и многих других ТИМах, существует куча стереотипов, но в случае с Энтузиастами основная проблема в том, что Гюго знают неглубоко. То есть, представлению о Гюго, как о позитивных, эмоциональных людях вполне верно, но мало кто имеет представление о том, что скрывается за этим, и как по-разному это проявляется.

Описание соционического типа «Гюго»

Внешне Гюго можно различить по нескольким вещам. Во-первых, это подбор одежды: нельзя прямо сказать, что это всегда хороший подбор (вкусы у всех разные), но бросается в глаза умение Энтузиастов одеться в соответствии со своей фигурой, какой бы эта фигура не была. В походке и вообще движениях выделяется постоянная подвижность, пронизывающая само естество Гюго. ЭСЭ плохо переносит статичное положение, а потому постоянно переминается с ноги на ногу, совершает повороты корпуса и т.п., но при этом сами эти движения мягкие и плавные, а потому Гюго подвижные (особенно «на эмоциях»), но редко бывают дерганными. Ну и, что не удивительно для базового Чёрного Этика, Энтузиаст выделяется тем, как ярко проявляются эмоции на его лице. Теперь по порядку особенности «изнутри».

Условно слабые места ТИМа – болевую Белую Интуицию и внушаемую Белую Логику – в случае Гюго интересно рассмотреть комплексно. Хоть Гюго и рационал по соответствующей дихотомии, поведение его зачастую крайне иррационально, производит впечатление отсутствия реальной опоры. Именно от Гюго можно услышать фразы вроде «на месте разберёмся», «а там будь что будет», «да ладно» и т.п. И обусловлено это именно слабыми сторонами ТИМа. Гюго без внушения по БЛ и прикрытия по БИ чувствует себя как человек, не имеющий зацепок за время и пространство, да и со стороны выглядит так же.

Внушаемая Белая Логика проявляется ещё и в «нелогичной логичности»: Гюго честно стремятся к логичности и правильности своих мыслей и рассуждений, но влияет это больше на форму, чем на содержание. Поэтому для Гюго характерно периодически нести совершенную ахинею, облачённую в строгие логические формулировки и речевые конструкции. При этом Гюго плохо чувствуют разницу, и когда им указывают на логические ошибки реагируют обычно по принципу «сам дурак» — говорят, что сам указывающий ничего не понимает и ошибается, и не просто говорят, и действительно так думают. Впрочем, в отличие от «коллег» по внушаемой БЛ Гамлетов , Гюго редко проявляют это в виде открытого негатива, а потому, вооружившись терпением, клубок логических противоречий можно довольно легко распутать.

Далее о самой Чёрной Этике, а точнее о её связке с Белой Сенсорикой. Эмоции Гюго не просто составляют его суть, его силу, эмоции Гюго это своеобразный амортизатор, подушка безопасности, конденсированная позитивная мягкость, в которую Гюго заворачивает людей, ограждая их от мира (вопреки стереотипам, Гюго прекрасно знают, какой этот мир жестокий и несправедливый). При этом Гюго, с одной стороны, стремится создать позитивную атмосферу для всех, а с другой любит и умеет «заворачивать в мягкость как следует» тех, кого ценит и любит.

Интересная особенность Энтузиастов это их отношение к афишированию своей личной жизни. Хотя ЭСЭ являются экстравертами в соционике , и действительно открыты к общению и дружбе, личная жизнь их (по крайней мере до свадьбы:3) обычно покрыта мраком. Однако, Гюго обычно знают за собой эту скрытность и чувствуют себя неловко, поэтому иногда делают «дозированные вбросы» информации – как бы невзначай, просто потому что в тему разговора или текущих событий, упоминают о своей нынешней/прошлой пассии. Конечно, действительно близким людям Энтузиаст доверяет подробности личной жизни, но и такие вбросы не делает кому попало – они означают со стороны Гюго интерес или симпатию.

И об интиме, собственно говоря. В модели взаимодействия Гюго-Робеспьер есть зацепка творческих Чёрной Интуиции и Белой Сенсорики. Это означает, что Гюго нравятся идеи и креативность в постели, и при этом он хочет и может их воплотить. При этом креатив и идеи в постели не означают того, что мы обычно понимает под «интимными экспериментами». То есть Гюго ценит разнообразие в постели, но заключается оно в простых вещах, которые просто должны меняться. Кроме того, творческая Белая Сенсорика Гюго заточена, чтобы расшатать Робеспьера , и заточенные таким образом Энтузиасты стремятся склонить партнёра к сексу, чтобы раскрепостить его, а не в обратном порядке, как в большинстве других диад.

В общем, вот такой Энтузиаст 🙂

Гюго это действительно очень добрые, позитивные и отзывчивые люди, но не нужно думать, что только в этом их суть. Внутренний мир и особенности мышления ЭСЭ тоже очень сложны, интересны, и тоже имеют свой смысл и исходные предпосылки.

Артём Охотников — Группа: О Гексли и для Гексли!

Его сильная сторона — эмоциональное воздействие на людей. Проявляя бурные, резкие эмоции, может добиться многого. Окружающим нелегко выдержать его эмоциональный напор. Хорошо различает, в каком настроении находится собеседник. Умеет поднять настроение себе и другим. Оптимист, веру в успех стремится вселить своим близким. Очень общителен, легко идет на контакт. С удовольствием рассказывает о своих связях, знакомых, родственниках. Хотя и стремится к высокому социальному статусу, но может им пожертвовать во имя семьи. Ему хорошо дается организация отдыха и торжественных мероприятий в своем кругу. Следит, чтобы всем было интересно, вовлекает приглашенных в общий разговор. Не любит скептиков и обособляющихся.

2. S — Творческая сенсорика ощущений (БС)

Очень заботлив по отношению к своим родным и близким. Внимателен и отзывчив, опекает людей больных и непрактичных. Понимает, кому какая помощь необходима. Просто ради хорошего отношения помогать не станет. С удовольствием принимает гостей. Любит праздничные застолья и угощения. Знает, кого пригласить, как себя вести, что подать, чтобы оставить о себе нужное впечатление. Практичен в быту. Умеет создать уют из того, что есть под руками. Быстро обустроится на новом месте. Избавляется от лишних вещей, которые продает или просто дарит. Имеет придирчивый эстетический вкус. Анализирует гармоничность внешнего вида окружающих. Сам одевается продуманно, хорошо комбинирует разные детали туалета.

Описание Гюго от Екатерины Филатовой

Гюго

Этико-сенсорный экстраверт (ESFJ, Энтузиаст)

Установка сознания ведущего блока ЭСЭ: главное, что движет людьми во всех их поступках, - это эмоции; самая большая ценность -положительные эмоции (ЧЭ - программная функция), и задача состоит в том, чтобы прибавить людям в этой жизни радости и удобств, избегая всего неприятного (БС - реализация программы).

Описание действия функций сильных каналов (ведущий блок)

ЧЭ - программная функция. Человек этого психотипа, как с очевидностью следует из его ведущей функции, - весьма эмоционален. Его эмоциональная стихия сказывается особенно ярко в умении радоваться любому проявлению жизни. Повсюду он старается создать праздник и себе, и другим, осуществляет это стремление легко, без бахвальства, заряжая окружающих своим энтузиазмом, энергией, высоким тонусом.

Самое пустячное событие для него уже может служить источником энтузиазма: выглянуло солнышко, купил интересную книгу, впереди выходные дни, встретил интересного человека...

Жизнь для него - эмоциональное море, в котором он купается, владеет этим пространством, вбирает в себя его энергию и немедленно возвращает в десятикратном размере. ЭСЭ не может жить без людей и общения с ними, они для него - высшая ценность. При этом он склонен преувеличивать их достоинства и предпочитает не замечать "теневые" стороны.

По убеждению ЭСЭ, всех негативных человеческих реакций (обида, уныние, раздражение и т. п.) следует избегать: ведь жизнь и так коротка, зачем ее тратить так бездарно? Конечно, в его жизни, как и у всех остальных людей, бывают объективно тяжелые времена. Обычно это вызвано напряженностью в отношениях с людьми, которые для него много значат. Особенно ему трудно, если это связано с домом, с семьей. ЭСЭ может также оказаться в неприятной ситуации из-за своего легковерия. Бывает, что его эмоциональная несдержанность выплеснется излишней болтливостью и даже хвастовством.

В плохие минуты ему также трудно скрывать свои чувства, и тогда ЭСЭ старается уйти от всех, предпочитает пережить неприятности в одиночестве. Он полагает, что и другие должны поступать так же, поэтому, разделяя с другими радость и приумножая ее, он далеко не всегда способен разделить с человеком его горе: в подобных случаях предпочитает отступить на некоторую дистанцию.

Вообще, ЭСЭ тяжело страдает от любой конфликтной ситуации, даже если сам и не является непосредственным ее участником: очень уж легко он эмоционально вовлекается во все передряги и воспринимает все слишком близко к сердцу.

БС - функция реализации программы. ЭСЭ - романтик и эстет, любит создавать теплую атмосферу общения. Это хорошо заметно во внешней манере его поведения: встретив знакомого, обязательно остановится (мужчина - галантно раскланяется, женщина - одарит солнечной улыбкой). Одно из самых больших удовольствий для ЭСЭ - вручать подарки. Тут главная для него цель - доставить человеку удовольствие, стать свидетелем его радости, а сколько подарок стоит - ему неважно: ЭСЭ недаром славится среди своих друзей щедростью и широтой души.

Он легко отзывается на любую просьбу помочь, и при этом может оставить свои дела, не менее важные. Ему и в голову не приходит, что за помощь можно было бы получить определенную мзду, наградой ему служит осознание того факта, что он сделал доброе дело.

ЭСЭ охотно участвует в организации различных неформальных мероприятий - дней рождения и юбилеев, елки для детей сотрудников, походов на выходные дни, экскурсий.., лишь бы вокруг были интересные люди, для которых и с которыми вместе все это приятно делать.

Человек очень деятельный, он любит активный отдых. Если это спорт, то для него, опять-таки, важнее всего общение, а не победа над противником. Многие представители ЭСЭ любят природу - лес, море, отдых на горных лыжах, но обязательно, чтобы при этом была компания хороших друзей.

Как никто другой, ЭСЭ способен наилучшим образом организовать окружающее пространство, сделать его уютным, удобным, комфортным. Нередко он обладает прекрасным художественным вкусом, старается, чтобы вокруг все было красивым, радовало глаз и одновременно отвечало бы более прозаическим потребностям людей.

Это качество хорошо заметно и в одежде ЭСЭ (особенно у женщин): изящество, элегантность, безукоризненный стиль, умение использовать недорогие, но очень подходящие к платью аксессуары - их отличительная черта. При этом ЭСЭ никогда не забывает о функциональности одежды, ее удобстве.

Особо следует отметить, что ЭСЭ - великолепные кулинары. Все приготовленное ими, как правило, отменно вкусно. Даже если набор продуктов сильно ограничен, ЭСЭ придумает что-то совершенно новое и сделает это так, что "пальчики оближешь"!

Описание действия функций слабых каналов ЭСЭ

БИ - канал наименьшего сопротивления (КНС). Человек этого психотипа плохо ощущает ход времени. Ему трудно распределить свои силы так, чтобы все успеть сделать вовремя, он не всегда может оценить, что в данный момент главное, а с чем можно подождать.

Оценивая человека исходит, преимущественно из того, как тот к нему относится, и уже в силу этого может ошибаться в людях, в мотивах поступков, которые ими движут (ЧИ). Доверчив. Его бывает легко обмануть.

Ему трудно проникнуть в скрытые, глубинные возможности новых явлений. Хорошо оценивая результат, он, как правило, плохо видит его причину. Поэтому в одних ситуациях он с трудом отказывается от хорошо проверенного и апробированного, а в других - его кипучая и отважная натура может подтолкнуть к рискованным действиям.

Из-за слабо развитой интуиции времени ЭСЭ часто кажется консервативным. Плохо представляя себе последствия тех или иных действий, он предпочитает знать конкретно о том, что будет завтра.

ЧЛ - нормативная функция. Отличительные черты характера - непоседливость и эмоциональность - не способствуют тому, чтобы ЭСЭ глубоко продумывал необходимые действия на работе. Он руководствуется сиюминутными настроениями, нередко его поступки опережают его мысли, - правда, он может тут же осознать свой промах и корит себя за опрометчивость.

Все это - причина того, что ЭСЭ достигает своей цели чаще за счет бурной деятельности, а не путем планомерной подготовки своих действий.

ЭСЭ на работе и дома

Все, что ЭСЭ делает, - делает азартно. Умеет загореться идеей и следовать ей до конца. Такая вовлеченность не дает ему делать два дела одновременно. Чтобы ощутить себя нужным на производстве, ему хочется быть постоянно загруженным и демонстрировать в работе только положительный результат. Тогда он не чувствует усталости и ощущает постоянный приток сил. Вообще, на работе эмоциональная атмосфера для него - определяющий фактор. Если окружающие проявляют к его работе интерес, а к нему самому - симпатию, он может работать, что называется, только "за спасибо".

Руководитель-ЭСЭ стремится, в первую очередь, сплотить коллектив, создать в нем дружескую атмосферу сотрудничества и взаимопомощи. Он берется за дело рьяно, без промедления и побуждает других к тому же. Слабость интуиции не позволяет ему видеть четкие перспективы начинаний, он слишком занят мелочами, даже способен сам на себя взять рутинную работу, если того, кому это поручено, нет на рабочем месте, - ждать ЭСЭ не умеет.

Если подчиненный плохо выполнил свое дело и этим подвел других - ЭСЭ способен отчитать его, даже пойти на конфликт, поскольку сильно переживает за престиж своего коллектива, за то, чтобы работа была выполнена качественно. Лучше ему удается руководство небольшой группой сотрудников в пределах любого предприятия.

ЭСЭ очень привязан к своей семье. Для многих - особенно женщин - это самое главное в жизни. Умение создать не только физический, но и психологический комфорт, оптимизм, желание принести радость своим близким - наиболее сильные стороны натуры ЭСЭ, и проявляются они здесь особенно ярко.

Из-за слабости своей интуиции он не может объективно оцепить не только других, но и себя самого. Поэтому упреки домашних в свой адрес (по поводу, например, его невысокого служебного положения) он переносит крайне болезненно.

Этико-сенсорный экстраверт рассказывает о себе, и другие - о нем

Когда я была совсем маленькой, у нас собрались гости по случаю дня рождения бабушки. Вазу с яблоками почему-то поставили на мягкий стул, а кот ее опрокинул, и ваза разбилась. Моя мама стала бить кота. Я его тут же отняла, взяла на руки и закричала: "Если будете бить моего котика, я убегу из дома!" После этого я еще долго плакала, потому что мне его было очень жалко - не могу видеть, как обижают животных.

Есть в душе человека что-то такое, что для него является святым - это сидит в нем с малых лет. Когда я пошел учиться в первый класс, то в первый же день познакомился с девочкой, которая мне очень понравилась. После уроков я попросил маму отпустить меня поиграть с этой девочкой. Мама засмеялась: "Не успел пойти в школу, а уже влюбился!" Я прямо задохнулся от обиды и оскорбления. Три дня после этого лежал в горячке, в бреду, с высокой температурой. Никогда больше не делился с мамой никакими своими переживаниями.

Сейчас я уже дед и могу сказать, что этот случай оказал влияние на всю мою жизнь. Я защищался от грубых и бестактных замечаний, никогда и никому не рассказывал о своих увлечениях, потому что боялся, что мое чувство, к которому я отношусь, как к святыне, как к дорогому сокровищу, будет оплевано и разрушено.

Когда я училась в третьем классе, учительница попросила меня и мою подругу помочь ей съездить в магазин за учебниками для класса. Я обожала свою учительницу, была одной из лучших учениц и просьбу восприняла с невероятной гордостью. Но, не помню почему, мама меня не отпустила в эту поездку. Я была в таком диком отчаянии, что решила отравиться - жизнь казалась невозможной. Мама, почуяв недоброе, в последний момент буквально оттащила меня от тумбочки с лекарствами, к которой я подошла, чтобы выполнить свое намерение.

Все три воспоминания подтверждают яркую эмоциональность ЭСЭ. Такая сильная эмоциональность, которая может послужить причиной болезни, - результат того, что эмоции - самая мощная функция ЭСЭ. Надо помнить, что "солнечность" и жизнелюбие этого психотипа - только приятная манера для окружающих. Она не означает высокого предела эмоциональной устойчивости психики ЭСЭ, как это могло бы показаться. Поэтому следует оберегать этих милых людей от чрезмерных психических нагрузок, особенно в детском возрасте.

У нас в шестом классе преподавала биологию очень строгая учительница. По моему мнению, она была ко мне несправедлива. Одна из девочек нашего класса никогда не готовилась к урокам и все задания списывала - чаще всего у меня. Но мне учительница никогда больше тройки не ставила, а ей ставила только пятерки. Как то раз я не выдержала и спросила, почему мне поставили явно заниженную оценку, а Тане за такую же работу - отличную? Тогда наша учительница раскричалась, назвала меня при всем классе дурой, коровой и еще как-то там по всякому. И тогда я ей выдала все, что про нее думаю, что она ставит Тане пятерки потому, что Танин папа начальник, и еще много такого, после чего она мне велела вообще на ее уроках до конца года не появляться, и поставила мне за год три балла. Я потом пожалела о том, что ей наговорила, но вернуть сказанные слова назад было, конечно, уже невозможно...

Вот уж действительно, такое характерное для ЭСЭ свойство - сначала сказать, а потом подумать. Но что же делать, если в дихотомии логика - этика превалирует этика.

В училище начались каникулы, и я поехала к себе домой, в деревню. "Удобства" там - сами знаете, на улице. Пошли мы однажды туда с подругой, а доски в туалете оказались подгнившими, проломились, и она рухнула в выгребную яму. Я, совершенно не задумываясь о последствиях, бросилась к ней - спасать. К счастью, яма оказалась неглубокой, мы благополучно выбрались оттуда и, отмываясь потом в речке, хохотали до упаду.

Способность, не задумываясь, броситься на помощь другу - одна из наиболее привлекательных черт ЭСЭ, которая является, несомненно, следствием его эмоциональности.

Каждый раз, когда С. приходит ко мне, я, открыв дверь, прежде всего вижу его ослепительную улыбку. Еще ни разу не было так, чтобы он пришел с кислой физиономией. Частенько, рассказывая о своих нешуточных проблемах, oн смеется, превращая ситуацию почти в комическую. По его лицу не видно, чтобы это как-то портило ему настроение, что он это серьезно переживает, как будто эти неприятности происходят не с ним, а с другим человеком. "А что, мне плакать, что ли?" - говорит он мне, когда я недоумеваю, как можно спокойно говорить о таких вещах.

Недавно какие-то его знакомые, по-видимому, не очень добросовестные, втянули его в денежную авантюру, в результате которой на нем. повис долг в 3 тысячи рублей, и это при стипендии в 90 рублей! Никакого опыта, где и как достать эти деньги, у него не было. В течение недели С. приходил ко мне каждый день и с олимпийским спокойствием рассказывал о своих неудачных попытках справиться с такой ситуацией. Только тогда, когда все благополучно разрешилось, он признался, каким тяжелым грузом давил на него этот долг, какие "кошки скребли" на душе (о чем я даже и не подозревала).

Он постоянно где то носится, улаживает какие-то дела, кому-то помогает. Зимой к его другу приехала мама, и ее надо было встретить, чтобы помочь нести очень много вещей, которые она везла с собой. Друг попросил его помочь, а он в то время подрабатывал по ночам: одну ночь работает, другую отдыхает. И вот, несмотря на то, что он уже не спал предыдущую ночь и не будет спать следующую, - сразу согласился. У него даже и мысли не возникло отказаться, попросить друга обратиться с такой просьбой к кому-то другому, хотя в такой ситуации это было бы естественным.

Если мы приезжаем к нему домой в деревню, он тут же умудряется участвовать в соревнованиях по волейболу или уходит к деду, который живет рядом, чтобы помочь ему по хозяйству.

Сделать так, чтобы человеку было удобно и приятно, не отказать в помощи и этим доставить удовольствие - буквально такова установка сознания ЭСЭ.

Я очень не люблю портить отношения с людьми, но бывает так, что приходится одергивать человека, если, с моей точки зрения, он чересчур зарвался.

Недавно в коридоре нашего университета мне встретилась знакомая из соседнего отдела. На весь коридор громким голосом она стала провозглашать:

- Поздравляю! Ты теперь бабушка! Ну, посмотрите на эту молодую бабушку!. - и все в таком духе, на разные лады.

Я минут пять терпела, потом не выдержала и оборвала ее:

- Может, хватит?

Однажды в бухгалтерию, где я работаю, вошел один из сотрудников и стал хамить бухгалтеру из-за каких-то полутора рублей, которые в наше-то время уже и вообще не деньги. Оказалось, что бухгалтер что-то забыла и перевела эти деньги ему на книжку, вместо того, чтобы выплатить вместе с зарплатой. Из-за такой ерунды он орал на нес, стучал кулаком и закончил свою тираду словами:

- Я - профессор! Я - заведующий кафедрой!

Повернувшись к нему и глядя ему прямо в лицо, я сказала:

- Ну, надо же. А я уж подумала, что Вы - грузчик.

А в этом рассказе эмоциональность ЭСЭ выражается в неумении скрыть свое возмущение, если он сталкивается с явной несправедливостью.

Одна наша однокурсница рано вышла замуж, уже на четвертом курсе она - мать двоих детей, сына и дочери. Ее муж - аспирант, говорят, очень талантливый молодой человек. "Обожаю умных мужиков", - часто слышим мы от нее. Похоже, что это ее обожание распространяется не только на мужа. Она довольно кокетлива и чем-то напоминает лисичку: походка ее немного виляющая, она как будто хвостиком заметает следы. Редкого мужчину она обойдет вниманием, флиртует направо и налево, строит глазки даже преподавателям, явно добиваясь снисходительного отношения к себе на зачетах.

Увы, и такое бывает: уровень культуры и духовность - не последнее свойство характера, определяющее поведение человека, в том числе и ЭСЭ. Напомним еще раз: соционика определяет лишь структуру психики, а вот чем эта структура наполнена - вопрос уже не к соционике.

Этим летом, после особенно напряженной зимы, когда я пошла в отпуск и надеялась наконец-то отдохнуть, серьезно заболела моя дочь. Все ее тело в короткий срок покрылось гнойными волдырями, в течение 3 недель температура не опускалась ниже 39 градусов. Девочка почти не спала от боли, иногда бредила. Каждое утро мне приходилось отмачивать и отдирать от ее тела кроваво-гнойное белье, чтобы надеть чистое. И тут еще, как это часто бывает, у нас отключили горячую воду, поэтому стирка, мытье, приготовление еды - все потребовало дополнительных усилий. Где-то на 15-й день такой жизни, в условиях непрерывного стресса и практического отсутствия сна, я стала серьезно думать о самоубийстве - вскрытие вен в ванной казалось мне самым желанным выходом из этого кошмара...

Тут было, однако, серьезное препятствие. Осуществление моего плана было бы возможным только в том случае, если бы я могла лечь в чистую ванну с теплой прозрачной водой. Ванна же была грязной, вымыть ее было трудно, да и налить теплую воду - тоже. Именно это обстоятельство и остановило меня.

Как будто уловив мои мысли, неожиданно о самоубийстве стала говорить моя дочь... Это вернуло мне здравый рассудок. Найдя подходящий случай, я с улыбкой рассказала дочери о своих размышлениях на ту же тему и, рассмеявшись, закончила: "Придется отложить с самоубийством, пока дадут горячую воду!"

Через несколько дней кризис миновал, девочка поправилась и сейчас уже обо всем забыла. Сегодня прогуляла со своим парнем всю ночь и вернулась только утром, но это - уже совсем другая проблема.

Даже в такой тяжелой обстановке ЭСЭ не может обойтись без эстетики. Умереть можно себе позволить только в том случае, если это будет красиво выглядеть. Эстет он и есть эстет.

Труднее всего мне пришлось, когда я преподавала математику в 5 - 6-х классах школы. Чтобы сделать уроки интересными и разнообразными, я придумывала все новые и новые способы обучения. Я всегда опасалась, что, справившись с задачей, ученик заскучает, и поэтому, как только он поднимал голову от тетради - тут же выдавала ему открытку с каким-нибудь шутливым вопросом из области математики. А открытку старалась выбрать очень красивую, да еще и текст разрисовывала на разные лады, чтобы все это выглядело приятно и забавно.

Скоро мои ребята привыкли к урокам такого рода. Им это очень нравилось, они всякий раз ждали от меня все новых и новых приемов, но не могла же я до бесконечности изобретать для них что-то новое! Я уж и так совершенно запустила свое домашнее хозяйство, кастрюли на кухне заросли грязью, совсем перестала заботиться о муже и детях. Однажды дошла до того, что появилась в школе в сапогах от разных пар. Хорошо, что у меня в учительской были туфли, в которые можно было переобуться...

Надо отдать должное нашему директору: он был ко мне очень внимателен. Однажды пригласил меня в кабинет и сказал:

- Все, хватит, Вы должны отдохнуть. Завтра я сам проведу все Ваши уроки, а Вы лучше посидите пока дома и придите ка в себя!

Вообще, я заметила, что меня всегда и везде хорошо встречают, я быстро устанавливаю контакт с людьми и тут же стараюсь взять на себя как можно больше обязанностей. Но при этом требовать от других я не умею, и постепенно все садятся мне на шею - школьники, муж, мои собственные дети. В один прекрасный момент я чувствую, что нет больше моих сил, я задавлена так, что это уже невыносимо, и взрываюсь.

Этот рассказ иллюстрирует действие двух функций: преподаватель старается, чтобы ее ученикам было приятно изучать такой, казалось бы, сухой предмет, как математика (БС - 2-й канал), но, не умея рационально действовать (ЧЛ - 4-й канал), она явно переутомляется.

14 лет перед пенсией она работала в химической лаборатории, занималась синтезом, работа проходила в три смены - ночь и день, - все перепутывалось. Ни премий, ни доплат за сверхурочную работу и ночные смены ей часто не платили. Сотрудники догадывались, что эти доплаты оформляет на себя начальница, но почему-то молчали.

Однажды, после бессонной ночи, отработав смену, утром она передавала синтезированное вещество заказчику. И тут выяснилось, что вся ее работа проделана напрасно - в сопроводительной инструкции по синтезу неправильно указали температуру. Ее возмущению не было границ - была загроблена масса реактивов, денег, труда. Вот тут-то она сразу высказала все, что накопилось в душе, в том числе и в адрес начальницы, - об организации труда и распределении заработной платы. Не смогла удержаться и от нецензурных выражений. Затем ушла, хлопнув дверью, и подала заявление об увольнении, хотя ей это было в тот момент в высшей степени невыгодно - пенсия у нее оказалась маленькая. И, словно нарочно, после этого скандала всем оставшимся сотрудницам была повышена зарплата - событие, которого безуспешно ждали целый год.

Несмотря на стремление быть полезным и приятным людям, ЭСЭ не дает себя в обиду. Но, конечно, при этом его эмоциональность часто опережает рассудительность, что и приводит к ситуации, описанной выше.

Во время службы в армии мне пришло известие, что мою маму арестовали и посадили в тюрьму - это были 30-е годы. От этого известия я упал в обморок, потом долго болел. После демобилизации вернулся "домой" - из квартиры нас выселили, сестра работала в женском общежитии уборщицей, там она и жила. Мне некуда было деваться, но комендант оказалась доброй женщиной и пустила меня в общежитие, там я жил в комнате с сестрой и ее подругами. Приходил ночевать как можно позже, чтобы не мешать им, уходил, когда они еще спали. А что было делать? Так целый год и прожил.

Потом я женился и перешел к жене. Жила она в одной комнате со своими родителями, комната всего 11 квадратных метров, темная, окно выходило в глухой двор. Потом у нас еще и двое детей родились. Мы так вшестером там и жили - целых 20 лет. И что удивительно, мы никогда не ссорились, ни в моем родительском доме - а нас у матери было семеро детей (я младший), - ни потом, в этой коммуналке. Меня уже тогда выбрали старостой, чтобы я наводил порядок. Если жильцы были чем-то недовольны, я старался сделать так, чтобы все уладить миром. Например, часто возникали споры из-за света: кто-то уедет, скажем, на неделю и потом говорит, что свет не жег, почему должен платить, как все? Я тогда возьму и уменьшу ему плату на 5 копеек, там ведь копеечные оплаты-то были, и человек доволен, что его уважили...

Когда я женился, сразу пошел на курсы, стал механизатором широкого профиля и шофером, неплохо зарабатывал, а через 19 лет работы на стройке дали 3 комнатную квартиру. Теперь еще я и участок с домом приобрел. Мне там так нравится! Но без людей - никак не могу. Если кто мне укажет, что я делаю неправильно, - никогда не обижусь, спорить не буду. Но за справедливость - полезу на рожон!

Сейчас я - ответственный по участкам в садоводстве, многие мне дают заказ на машину с удобрениями, торфом... Я договариваюсь с шофером, и он привозит, я ему деньги от заказчика передаю, он мне говорит: "Что же ты, Михалыч, все мне отдаешь, оставь себе хоть пару рублей!" А я думаю так: придет старушка, увидит, что у нее под оградкой заказанный торф уж готовый лежит, она тут же ко мне пойдет да спасибо скажет, а мне и в радость, я и доволен. А эти 2 рубля - ну, если уж от чистого сердца, то возьму, а если пожалеешь - не надо мне твоих денег, все одно, почую я своим худым сердцем, ежели это не по доброте.

Не правда ли, достоин глубокого уважения герой этого повествования? Свою объективно очень тяжелую жизнь он не драматизирует, в его рассказе нет никакой рисовки, герой не ищет сочувствия и жалости (двадцать лет вшестером в одиннадцатиметровой комнате - только по одному этому поводу можно было бы рассказать что-нибудь душераздирающее) , а просто и спокойно повествует о своей жизненной позиции. Это одна из наиболее привлекательных черт характера, присущая многим представителям ЭСЭ.

Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) – это один из соционических типов, также известный как «энтузиаст». Типичным представителем такого типа является Виктор Гюго . Его дуал – логико-интуитивный интроверт (аналитик) Максимилиан Робеспьер.

Описание психотипа по Вайсбанду

Пламенный. Эмоции сильные, колоритные, нередко властные. Умеет загораться идеей и быть ей верен всю жизнь – Шлиман ещё в детстве решил раскопать Трою, для чего нужно было, несмотря на бедность, получить образование, а потом ещё и разбогатеть. Поклонник искусств как источника осознанной радости. Настроение создаёт себе сам и умеет передать его другим. Эмоционально тонкий, добрый, сострадательный.

Неутомим. Постоянно активен. Всё время среди людей, всё время в бегах. Легко переключается. Работает очень усердно. Хватается за любую работу и настойчиво доводит её до конца. В работе не выделяет интересное и неинтересное – это не предмет рассуждений и анализа, её надо сделать, и всё. Со стороны кажется очень самоуверенным и самодостаточным; всё, за что он взялся, ему удаётся. Кажется, что действует быстро и добивается хороших результатов. Сам он чаще придерживается противоположной точки зрения, поэтому очень любит откровенную похвалу своей работы.

«Мой дом – твой дом». Приятный собеседник, исключительно внимательный слушатель. Умеет найти подход к любому. Давая радость другим, радуется сам. Любит застолье, веселье. Гость – это любимчик. Умеет понять, восхититься, одобрить, посочувствовать. Верит людям. Не завистлив, радуется успехам других. Тонко подмечает недостатки людей, подшучивает над ними, но не оскорбляет.

Консерватор. Не ищет и не любит новые решения, предпочитает старые, испытанные пути. Сложные вопросы может решать, только оставшись в одиночестве. Людям он уделяет слишком много внимания, они его отвлекают. При работе на людях делает много лишних движений, как бы для того, чтобы скрыть, чем он на самом деле занимается. Таким образом, он включает в работу своего дуала Робеспьера , который не терпит никакого командования. Любит, чтобы ему верили, не любит доказывать. Не агрессивен, но защищается очень активно. Не даёт себя в обиду даже начальству.

Любитель порядка. Любит одеваться, следит за своей внешностью. Не переносит беспорядка и неопределённости во всём, начиная с внешности и кончая гаражом и кладовкой. К вкусу других приспосабливаться не хочет. Комплименты его внешности пропадают даром – он считает, что сам знает, как он выглядит. Замечает не только духовные, но и физические качества партнёра.

Жизненные связи. С его мнением окружающие считаются, но стараются избежать тесного контакта. Близких друзей мало. Не всегда легко выдержать его эмоциональное давление. Для себя всего добивается своим трудом, не надеется на помощь другого. Семья для него – главное в жизни. Если бы пришлось выбирать между любовью и диссертацией – выбрал бы первое, это его жизненное предназначение, а наука – эгоистическое удовольствие.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Самая сильная, программная функция – этика эмоций – делает этот тип обладателем яркого, чрезвычайно эмоционального внутреннего мира, что обусловливает его главное предназначение – создание и поддержание высокого эмоционального тонуса коллектива.

Творческая функция – сенсорика ощущений – делает этот тип создателем комфортно-эстетичного окружения, приятной сенсорной наполненности сегодняшнего дня для себя и окружающих. Радушные, гостеприимные, запасливые хозяева.

Третья функция – логика действия – периодически толкает Гюго на демонстрацию своей повышенной деловитости, занятости, разумности действий и поступков.

Ролевое стремление быть компетентным в своей работе заставляет этот тип сомневаться в достаточно высоком уровне своей квалификации, что побуждает его к постоянным специализациям, усовершенствованиям, переподготовкам.

Болевой точкой является интуиция времени, вследствие чего крайне болезненно переносит справедливые по сути упрёки в несвоевременности, поспешности или опозданиях, плохой ориентации в историческом и реальном времени.

Внушаем по логике отношений. Исходя из этого, склонен верить и легко программируется людьми, облекающими свои мысли и поступки в строгую логико-аналитическую схему.

Шестая функция – интуиция возможностей. Вследствие этого реально нуждается в раскрытии горизонтов будущего, где бы они нашли применение своим сильным функциям.

Седьмая функция – этика отношений. Являясь по сути существом независтливым и незлобивым, спокойно переносит развитие различных отношений в группе, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с его этическими принципами. В этих случаях он способен довольно резко, подобно Драйзеру , осуждать такое поведение окружающих. Но делает это не столь последовательно, непримиримо и методично, как Драйзер.

Восьмая функция – волевая сенсорика. Лежит глубоко в подсознании. Даёт мягкие, ненавязчивые, щадящие советы окружающим по реализации волевых проявлений с целью сохранения этико-эмоционального климата коллектива.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Этика эмоций

Бурные эмоции на сильном волевом напоре, «волевая эмоциональность» и «эмоциональная воля». Представители этого типа не считают нужным скрывать ни своих эмоции, ни своих желаний: и то, и другое – естественно и выражается из благих побуждении, так что же в этом плохого? Поэтому всё лучшее и всё худшее из того, что с ними происходит, моментально становится известно окружающим.

Гюго щедро делится как своими радостями, так и своими проблемами. Панически боится неприятностей (ведь жизнь создана для радости и удовольствий, и она так коротка!). Гюго активно и очень эмоционально не желает себе неприятностей. Остерегается людей, которые создают себе (а значит и ему) проблемы. Сам зарекается иметь с ними дело и других предостерегает, причём в очень эмоциональной форме: «Чтобы я ещё когда-нибудь с ним связался!..» Если неприятности всё-таки происходят, Гюго не считает нужным их скрывать: ведь надо же как-то привлечь внимание к своим проблемам! Гюго скорее продемонстрирует свою слабость совершенно постороннему человеку, чем тому, кто является действительным виновником его проблем. Отрицательным эмоциям Гюго даст выход скорее, чем положительным: для него важно использовать все возможные средства – лишь бы побыстрее избавиться от неприятностей.

Бывает, что незначительное ухудшение условий жизни Гюго воспринимает как неприятность и уже создаёт обстановку панической, истеричной суеты. Причём такое его поведение нечасто находит понимание у окружающих – то, что со стороны воспринимается как незначительное или несущественное, в рамках жизненных ценностей Гюго воспринимается именно как существенное изменение к худшему, которое со временем, возможно, выльется в трудноразрешимую проблему. Гюго панически боится каких-то негативных тенденций как в своей личной жизни, так и в окружающей его действительности. Поэтому он всегда социально и политически активен. Старается максимально использовать свои гражданские права, с тем чтобы сделать свою жизнь и жизнь своего общества спокойной и благополучной.

Гюго сориентирован на самые естественные жизненные ценности: счастье и здоровье своих детей, благополучие своих близких, творческая реализация своих личных возможностей, свобода взглядов и суждений, мир и благополучие окружающих его людей. И именно эти ценности, идеи и взгляды Гюго готов всегда и везде отстаивать, не жалея ни сил ни времени, со всем пылом и жаром своей глубоко эмоциональной души. Для Гюго свойственно самое бурное проявление эмоций. Там, где появляется любой из представителей этого типа, начинается «эмоциональный взаимообмен», «круговорот эмоций в природе».

Гюго не переносит состояния пониженной эмоциональности. Обстановка, где все подавляют своё настроение, где мало общаются, мало высказываются, никак эмоционально себя не проявляют, явно не для него – не поймёшь, что у людей на уме, не знаешь, чем они живут, и что их волнует. («Он меня привёз на курорт, да там и оставил! А что мне там делать?! Там же никто друг с другом не разговаривает! Там же только со своими общаются!.. Он приехал, я его спрашиваю: «Ты куда меня привёз?! Тут же со мной никто не разговаривал! Это как же так можно отдыхать?!») Гюго с утра до вечера может говорить о своих проблемах, но терпеть не может, когда кто-то другой ему жалуется на свою жизнь.

Гюго очень не любит выслушивать истории про чужие неприятности, особенно, если их рассказывают совершенно посторонние ему люди, которых он мало знает и которым ничем помочь не может. А разве кому-то станет легче, если и у него испортится настроение? Обычно Гюго не проявляет повышенного интереса к чужим проблемам: не желает портить себе настроение и не хочет ввязываться в чужие неприятности. Зато Гюго всегда живо интересуется причиной приподнятого настроения у окружающих. («Если мало ли кому счастье привалило, так пусть расскажет, – может, и мне повезёт!»)

Гюго обожает поднимать настроение всем, кто, по его мнению, в этом нуждается. Он часто что-то говорит или делает только для того, чтобы поднять настроение. Например, может, придя на работу, торжественно объявить, что готовит для всех своих сослуживиц подарки – каждой шьёт передники к 8 марта, и они уже даже раскроены. Это вовсе не значит, что сослуживицы когда-нибудь увидят эти передники. Это совсем не обязательно. Важно другое – создать приятное, приподнятое настроение, создать атмосферу праздника (раз уж речь идёт о подарках), создать условия для хороших отношений, получить общее одобрение, стать хотя бы ненадолго героем дня. Но самое главное – это именно задать настроение, а про передники все потом могут благополучно забыть (Гюго не любит, когда ему напоминают о невыполненных обещаниях – ведь он далеко не всегда обещает для того, чтобы выполнять). Гюго – это всегда сильные чувства, всегда ярко эмоциональный характер.

Чувства Гюго быстро переходят в страсть – в страстное желание или страстную ненависть. Гюго редко можно увидеть спокойным и уравновешенным. Обычно он расслабляется и успокаивается только при общении со своим дуалом Робеспьером (когда между ним и его дуалом происходит «эмоциональный взаимообмен» определённого характера и качества). Естественное эмоциональное состояние Гюго – это слегка приподнятое настроение, приятное возбуждение, с зарядом бодрости, оптимизма и уверенности в себе. Гюго – это всегда сильный и яркий темперамент. Не случайно роли, сыгранные актёрами этого типа, – это всегда интересные персонажи, яркие и незабываемые характеры.

Эпизоды, в которых участвуют актёры-Гюго, – украшение любого спектакля и «изюминка» любого фильма. Эмоции Гюго часто развиваются в очень быстром темпе – это своего рода фейерверк эмоций. Именно поэтому характерный эпизод с ярко выраженным перепадом эмоций представителям этого типа сыграть гораздо легче, чем центральную роль с постепенным эмоциональным развитием образа. (Хотя и центральные роли многие их них играют просто блестяще.)

Гюго великолепно видит характер человека – именно через выражаемые им эмоции. Это позволяет ему быть прекрасным психологом, очень точно оценивать эмоциональное состояние человека и глубоко ему сопереживать. Этическая проницательность Гюго целиком построена на умении понимать мотивы поступков людей через выражаемые ими эмоции. Характер намерений человека Гюго великолепно понимает по выражению его глаз, по характеру его улыбки. Гюго великолепно видит в человеке его характер и его этический потенциал.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Сенсорика ощущений

Эмоциональная активность Гюго находит самое полное и самое яркое выражение именно в умении дарить радость окружающим его близким людям. В умении создавать им комфорт, уют, в умении опекать их. По радушию, по гостеприимству, по умению принять гостей и организовать застолье у Гюго нет равных. Устраиваемое им застолье всегда отражает весь пыл его души, всю его радость от общения с друзьями.

Никто не сравнится с Гюго по умению создать атмосферу праздника в условиях самых обыденных будней. Гюго может, например, принести на работу огромное количество разнообразной снеди в кастрюльках и судочках и устроить для своих сослуживцев «пир на весь мир» – просто так, по случаю хорошего настроения. О праздниках на работе уже и говорить нечего: Гюго из тех, кто их активно организовывает, причём с удовольствием берёт на себя самую большу́ю часть работы. Праздник для Гюго – святое дело.

Лучшего организатора праздников невозможно себе представить. В кратчайший срок Гюго может приготовить праздничный стол на любое количество гостей. (Готовит очень быстро – только успевай подносить чистую посуду.) Обожает потчевать своих гостей. Нет гостей – угощает соседей. (Гюго очень любит общаться, особенно в пожилом возрасте, когда есть много свободного времени, и часто заходит к соседям с баночкой варенья или с пирожком собственного изготовления, ну и посидит с ними за чашкой чая, и пообщается.) Гюго обожает готовить, чтобы кого-то попотчевать. Будучи его гостем, можно пронаблюдать, как он готовит еду и приговаривает: «Ой, как это будет вкусно! М-ммм! Ой, что-то сейчас будет!.. Ой, это будет нечто!» И действительно получается «нечто».

Все без исключения представители этого типа – великолепные кулинары, независимо от рода занятий. А уж если Гюго – профессиональный кулинар, быть его гостем – удовольствие, которое может запомниться на всю жизнь. Вопросы питания – тема, которую Гюго охотнее всего обсуждает, и которая имеет для него первостепеннейшее значение, особенно питание его детей. Если представитель этого типа узнает, что его ребёнка в школе кормят однообразно и невкусно, он может пойти к директору и устроить настоящий скандал. Гюго – эстет от природы.

Он про себя это знает и считает своим сильным качеством. Каждому человеку исключительно точно подберёт одежду, причёску и макияж, соответствующие его внешности и характеру. Даже сенсорикам (не говоря уже об интуитах) имеет смысл прислушиваться к советам Гюго. Из представителей этого типа получаются великолепные дизайнеры. Как консультант по эстетике Гюго – вне конкуренции: «Я попросил свою сослуживицу (Гюго) помочь мне обновить гардероб. Что это было! Мы за полчаса обежали 5 магазинов. И где бы ни появлялись – одежда буквально начинала летать по салону: «Так, дайте нам вот этот свитер, теперь ещё этот шарфик и ещё вот эту шапочку!» И всё без примерки, и всё на глаз! Я пришёл домой, примерил – всё замечательно! За полчаса она меня одела с головы до ног!» Свой гардероб Гюго меняет постоянно. Ему быстро надоедает то, что он купил. Он вечно что-то перешивает, переделывает, передаривает.

Гюго постоянно что-то меняет в своей одежде и причёске. Перед выходом на работу может в считанные минуты превратить платье в блузку, может сделать себе стрижку или перекрасить волосы – и всё это только потому, что его вчерашняя стрижка и вчерашний цвет волос не соответствуют его сегодняшнему настроению. Гюго постоянно меняет интерьер в своём доме. Часто обновляет мебель, постоянно её передвигает. Вечно у него какие-то новые чехлы, портьеры, новые самодельные абажуры. Придя в гости к друзьям или хорошим знакомым, Гюго часто по собственной инициативе начинает что-то менять в интерьере их квартиры.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Этика отношений

Гюго считает, что общество только тогда может называться справедливым, когда оно предоставляет всем своим гражданам равные права и равные возможности. И именно на этом принципе выстраивается этическая платформа диады Гюго – Робеспьер : соблюдение правовых установок при распределении возможностей, «этика справедливости». Из всех этических установок Гюго в первую очередь рассматривает соотношение прав и возможностей, поскольку считает, что ущемление в правах ведёт к ограничению возможностей, а это, в свою очередь, мешает человеку проявить себя самым лучшим образом, мешает ему занять своё заслуженное место под солнцем.

Гюго очень памятлив на любое проявление несправедливости и считает этичным и уместным об этом «своевременно» напомнить. Пример: юбилейный вечер Геннадия Хазанова. Все чествуют юбиляра, выступают с поздравлениями, отмечают его заслуги. И вот выступает один из популярнейших актёров, представитель описываемого типа, и припоминает, что в таком-то году уважаемый юбиляр не был принят в театральный институт в то время, как другие актёры (из числа присутствующих в зале) были туда приняты, благодаря своим связям, хотя ничем особенно выдающимся себя в искусстве не проявили.

Разумеется, по отношению к упомянутым актёрам этот поступок можно было бы рассматривать как неэтичный, но в том-то как раз и заключается доминирующий принцип этики Гюго: справедливость – превыше всего. Если какие-то люди несправедливо воспользовались своими возможностями, можно без всяких угрызений совести бросить в них камень. Гюго, по крайней мере лучшие представители этого типа и сами стараются следовать этому этическому принципу. Пример: участвуя в телеигре «Поле чудес», представительница этого типа, популярная и любимейшая актриса выражает готовность отказаться от своего права на выигрыш, поскольку ответ на заданный вопрос ей подсказал другой участник игры. И только после того, как ведущий рассудил, что она имеет право воспользоваться этой подсказкой, она называет слово и выигрывает игру.

Следуя заповеди «око за око, зуб за зуб», Гюго сосредотачивает своё внимание только на абстрактном уравнении этих понятий: за добро надо платить добром, за зло – злом. Но где сказано, что меры твоего и моего «добра» совпадают? И что зло, причинённое мне, эквивалентно злу, причинённому тебе? Самым естественным эквивалентом собственных этических ценностей для Гюго всегда являются ценности материальные. Например, ему свойственно весьма оригинальным способом проверять предел щедрости своего партнёра: «Когда я иду с новым другом в ресторан, я заказываю всё самое лучшее! Самое дорогое! И всё в огромных количествах – всё! А если он не расплатится, у меня всегда есть деньги про запас…» Если в результате таких проверок Гюго всё-таки оказался в одиночестве, у него по крайней мере остаются и приятные воспоминания, и некоторая материальная компенсация: «Ну и что, что он вернулся к своей жене?! Зато все его деньги остались у меня. Все, какие были, – все мои!»

Только в партнёрстве с Робеспьером у Гюго не возникает никаких сомнений по поводу равенства во взаимоотношениях. Только в этом случае он чувствует, что получает не меньше, а даже больше, чем даёт. Только в отношениях с Робеспьером, чьи достоинства имеют для Гюго особенно высокую значимость, а недостатки кажутся совершенно незначительными, Гюго перестаёт просчитывать, «сколько добра он сделал, и чем ему за это отплатили». В общении с партнёрами других психологических типов Гюго постоянно испытывает ощущение несправедливости взаимоотношений – ему всегда кажется, что он отдаёт гораздо больше, чем получает. Он постоянно чувствует себя обделённым, и у него, в свою очередь, возникает желание восстановить справедливость, причём далеко не самыми этичными методами.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Волевая сенсорика

Свою этическую неудовлетворённость Гюго обычно компенсирует приоритетом по волевой сенсорике, то есть старается заполучить силовое превосходство там, где, по его мнению, уже нет и не может быть этического равенства. Для этого Гюго стремится сосредоточить в своих руках все сферы влияния и все материальные ценности своего партнёра, который к этому времени уже становится его противником, старается полностью парализовать его волю и активность.

В условиях субъективно ощущаемого «этического неравенства» у некоторых представителей этого типа развивается опасение, что к его родным детям относятся хуже, чем к падчерице или пасынку («комплекс Золушкиной мачехи»). В этом случае Гюго может «восстанавливать справедливость», добиваясь огромного преимущества и явного перевеса своих интересов. Причём делает это с таким волевым напором и с такой эмоциональной атакой, чтобы больше ни у кого никогда не возникло желания их оспаривать.

В партнёрстве с Робеспьером у Гюго не возникает этических предпосылок для такой ситуации, поскольку Робеспьер с подчёркнутым, скрупулёзнейшим педантизмом уравнивает в правах и обязанностях всех членов своей семьи, не делая ни для кого из них исключения. Гюго постоянно и повсеместно демонстрирует готовность защищать свои интересы, независимо от того, покушаются на них или нет. Для него очень важно доказать своё силовое превосходство в качестве предупредительной (профилактической) меры защиты его интересов.

Любую форму собственной волевой защиты Гюго рассматривает как необходимое ответное действие на чью-то несправедливость и чей-то произвол, которые он старается не допускать, поскольку опасается ущемления своих прав, равно как и других неприятных последствий. А неприятностей Гюго старается не допускать. Поэтому изначально заявляет о себе как о человеке, который никому не позволит подавлять себя.

Демонстрация силы и воли для Гюго – естественное состояние. Проявление волевой инициативы для него также естественно, как проявление инициативы этической. Гюго всегда свободен в проявлении своих чувств и желаний, но всегда настораживается, когда это себе позволяет кто-то другой. Сам боится проявить уступчивость – опасается, что это ущемит его интересы. Предпочитает, чтобы уступали те, кто «по другую сторону баррикады», в то время как «его команда» должна быть непреклонна и неуступчива. Часто демонстрирует свою решительность, настойчивость и целеустремлённость, как бы предлагая своё поведение в качестве образца для подражания. (Гюго обычно очень подробно рассказывает, какие препятствия ему чинили и каким образом он их преодолевал, что ему на это сказали, что он на это ответил, и т. д., и т. п.)

Гюго раздражают слабые (по его мнению) и пассивные люди. Но своего дуала Робеспьера он к таковым не причисляет: если человек готов жертвовать собой во имя идеи – он уже силён. Его только надо научить, каким образом можно отстоять идею без особого ущерба для себя. Гюго способен довольно точно оценить силовой перевес противника, кроме того, достаточно предусмотрителен, чтобы не лезть на рожон. В альянсе с Робеспьером Гюго умеет выждать время для того, чтобы самым рациональным образом применить свои волевые качества и в самый подходящий момент защитить свои права с наименьшими потерями для себя.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Гюго устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц
Наставник Гамлет Родственные отношения
Политик Наполеон Бонапарт Квазитождественные отношения
Посредник Александр Дюма Зеркальные отношения
Предприниматель Джек Лондон Отношения суперэго
Советчик Томас Гексли Отношения социального заказа (Гюго – заказчик)
Хранитель Теодор Драйзер Отношения полной противоположности
Энтузиаст Виктор Гюго Тождественные отношения

Рациональность . Работает очень усердно, поддерживает определенный и достаточно высокий ритм, темп жизни, делает все быстро, и его раздражает, когда люди делают что-то неспешно. Однако этот ритм достаточно негибкий - не понимает, когда надо притормозить, переждать (натура увлекающаяся!), и возмущается, когда ему на это указывают.

Экстравертность . Неутомимый, постоянно активен, все время среди людей, все время - в движении. Личная жизнь важнее, чем карьера: дети - это святое, дальше идут - семья, друзья и наконец -работа. Учитывая это, воспринимается как парадокс то, что часто вступает в брак по расчету, причем такие браки оказываются не такими уж неудачными - или расчет сделан правильно, или, обладая своими эмоциями, ловит, кого надо. Социотип Гюго при всей своей общительности - в чем-то индивидуалист, для себя всего добивается своим трудом, не надеется на помощь других. Близких друзей мало - не всегда легко выдержать его эмоциональный прессинг.

1. Этика поведения

Хорошо разбирается в эмоциях людей, собственных чувствах, знает, когда они искренни. Ненавидит фальшь, равнодушие, грубость, бестактность. Эмоции сильные, колоритные, нередко и властные - это человек действия: энергичный, решительный, напористый. Приятный собеседник, находит подход к каждому. Давая радость другим, радуется сам. Любит застолье, развлечения, умеет понять, одобрить, посочувствовать. Верит людям, не завистливый, радуется успехам других, умеет сделать комплимент взглядом, легко вступает в контакт с людьми - всегда инициатор в общении. Тянется к людям, к коллективу. Жизнерадостный, естественно раскованный, нравится быть в гуще народа.

2. Сенсорика ощущений

Живо и эмоционально отзывается на начинание, которое энергично поддерживает. Социотип Гюго создает для себя и близких атмосферу комфорта, благополучия, радости и изящества, очень гостеприимный, всегда со вкусом, аккуратно и с выдумкой одет. Инстинктивно и молниеносно ориентируется в тонкостях этикета, много внимания уделяет внешности.

3. Логика деловая

В работе не различает интересное и неинтересное - ее надо сделать и все. Если хочет чего-то добиться, обязательно доведет дело до конца. Всегда стремится к совершенству, гармонии: то, что сделал - не только качественное, но и красивое. Добивается подлинного совершенства во внешнем виде своих творений. В глубине души сомневается относительно личного умения справиться с делом (хотя имеет самодовольный вид), нуждается в одобрении своей работы.

4. Интуиция времени

Социотип Гюго пытается успеть все сделать, но не хватает времени. Боится опоздать, не умеет управлять временем и таки опаздывает. С опаской относится к принципиально новым решениям, которые требуют отказа от испытанных методов. К изменениям относится с тревогой. Соглашается на изменения только тогда, когда доказывают их необходимость.

5. Логика структурная

Рассудительный, трезво смотрит на жизнь, недоверчиво относится к теоретическим или идеологическим уловкам, консервативный, не ищет и не любит новые решения, предпочитает испытанные пути или одобряемые большинством; радикальные реформы не всегда понятны, не доверяет новым методам.

6. Интуиция возможностей

Оптимистичный фаталист - верит в счастливую звезду для себя и своих близких, попытки переубедить воспринимает крайне впечатлительно, "карканье" других выводит из равновесия. Социотип Гюго не любит скептиков, книги с несчастливым концом, тяжелые фильмы. В жизненных вопросах поворотного плана (брак, развод) ни с кем не советуется, быстро их решить не может, колеблется, много думает, как лучше поступить, размышляя при этом постоянно, словно отключается от мира, не слышит окружающих. Сложные вопросы решает наедине: люди очень отвлекают.

7. Этика эмоций

Важная проблема - умение поставить свои эмоции под контроль. От гнетущего настроения избавиться легко, но серьезную трагедию может переживать годы. Следит за впечатлением, которое производит на окружающих - ему важно, к какой категории людей его отнесут, хорош на официальном уровне - не теряется, умеет себя подать и организовать отношение к себе. Сам очень четко распределяет людей на группы, при всем своем гостеприимстве внимательно следит - кого пригласить, а кого - нет.

8. Сенсорика волевая

Социотип Гюго требовательный, настойчивый, последовательный. Может проявлять волю: выжидает момент, чтобы определить цель, как только определит ее - неудержимо движется к ней. В квартире, машине, кладовке - идеальный порядок и чистота; красота и комфорт требуют денег - активно их приобретает. Настоятельно защищает интересы - свои и близких.