Лучшие балетные постановки мира список. Лучшие балеты мира: «Щелкунчик» Чайковского

Как ни крути, а нельзя обойти вниманием знаменитый шедевр русского композитора в четырёх актах, благодаря которому немецкая легенда о прекрасной девушке-лебеде увековечена в глазах ценителей искусства. По сюжету принц, влюбленный в королеву лебедей, предает её, но даже осознание ошибки не спасает ни его, ни его возлюбленную от разбушевавшейся стихии.

Образ главной героини – Одетты – как бы дополняет галерею женских символов, созданных композитором за свою жизнь. Примечательно, что автор балетного сюжета до сих пор остается неизвестным, и ни на одной афише никогда не значились имена либреттистов. Впервые балет был представлен еще в 1877 году на сцене Большого театра, однако первый вариант был признан неудачным. Самая знаменитая постановка – Петипа-Иванова, которая и стала эталоном для всех последующих представлений.

Лучшие балеты мира: «Щелкунчик» Чайковского

Популярный накануне Нового года балет для детей «Щелкунчик» впервые был представлен публике в 1892 г. на сцене известного Мариинского театра. В основе его сюжета лежит сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Борьба поколений, противоборство добра и зла, скрывающаяся за маской мудрость – глубокий философский смысл сказки облечен в яркие музыкальные образы, понятные самым юным зрителям.

Действие разворачивается зимой, в канун Рождества, когда все желания могут осуществиться – и это придаёт дополнительный шарм волшебной истории. В этой сказке возможно всё: заветные желания станут явью, маски лицемерия спадут, а несправедливость будет обязательно побеждена.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Жизель» Адана

«Любовь, которая сильнее смерти» – пожалуй, самое точное описание знаменитого балета в четырех действиях «Жизель». История погибающей от горячей любви девушки, отдавшей своё сердце обрученному с другой невестой знатному юноше, так ярко передается в грациозных па стройных вилис – невест, умерших до свадьбы.

Балет имел грандиозный успех уже с первой постановки в 1841 году, и в течение 18 лет на сцене Парижской Оперы было дано 150 театральный представлений произведения знаменитого французского композитора. Эта истории настолько покорила сердца ценителей искусства, что в честь главной героини истории был даже назван открытый в конце XIX века астероид. А сегодня уже наши современники позаботились о сохранении одной из величайших жемчужин классического произведения в киноверсиях классической постановки.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Дон Кихот» Минкуса

Эпоха великих рыцарей давно прошла, но это вовсе не мешает современным юным барышням мечтать о встрече с Дон Кихотом XXI века. В балете точно передаются все детали фольклора жителей Испании; и многие мастера пытались поставить сюжет о благородном рыцарстве в современной интерпретации, но именно классическая постановка уже сто тридцать лет украшает русскую сцену.

Балетмейстер Мариус Петип смог умело воплотить в танце весь колорит испанской культуры благодаря использованию элементов национальных танцев, а некоторые жесты и позы напрямую указывают на то место, где разворачивается сюжет. История не утратила своей значимости и сегодня: и Дон Кихот и в XXI веке умело вдохновляет горячих сердцем молодых людей, способных на отчаянные поступки во имя добра и справедливости.

************************************************************************

Лучшие балеты мира: «Ромео и Джульетта» Прокофьева

Бессмертная история двух любящих сердец, соединившихся только после смерти навсегда, воплощается на сцене благодаря музыке Прокофьева. Постановка состоялась незадолго до Второй мировой войны, и надо отдать должное преданным своему делу мастерам, которые устояли против имевших обыкновение в то время порядков, царивших и в творческой сфере сталинской страны: композитор сохранил традиционное трагическое окончание сюжета.

После первого грандиозного успеха, удостоившего спектакль Сталинской премии, было много версий, но буквально в 2008 году состоялась традиционная постановка 1935 года в Нью-Йорке с неизвестным до этого момента публике счастливым окончанием знаменитой истории.

************************************************************************

Приятного просмотра!

Не совсем понимаю людей, отвергающих все западное, особенно, когда речь заходит об искусстве. Не секрет, что Россия по многим направлениям отставала от развивающего Западного мира. Многое, что сегодня у нас есть — ничто иное, как удачно перенятый опыт западных стран. Это казалось практически всего, не считая конечно же всего народного, самобытного, что исторически сформировывалось исключительно в России.

Парадоксальным образом, русский человек перенимая опыт своих западных соседей умело приспосабливал под себя, добавлял свое видение. И в конечном итоге, «западный продукт» в русском представлении был гораздо интересней и «вкусней». Одним из самых ярких примеров является Русский балет — самый авторитетный балет в мире. Эталон. И это несмотря на то, что зарождался он не в России.

В современном мире профессиональный балет — это высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления.

Сегодня не всегда просто разобраться где именно зародился балет в его чистом виде. Потому легче всего сослаться на более-менее достоверные источники.

Все, что я понял — это то, что предприимчивые модники — французы перенимают «новый вид танца» у помешанных на искусстве итальянцев; до них, балет якобы существовал в древней Греции и Риме… В России же он был продемонстрирован гораздо позже и «завезли» его из Франции.

Именно в России балет достигает истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства.
Итак, 22 любопытных факта о русском балете

1. Первая балетная труппа государственного значения появилась в России в первой половине 18 века. Это был императорский балет Санкт-Петербурга. Тогда же стала меняться и концепция спектаклей – от мифологических и драматических сюжетов к романтическим сказкам. Сюжет оказал влияние на технику танца – балерины поднялись на пуанты, чтобы еще больше подчеркнуть внешнюю легкость и эфемерность танца в противовес реальности.

2. Русские дипломаты и купцы, бывая за границей, посещали театры и охотно ходили на балетные спектакли – там не приходилось с трудом разбирать иноземную речь. Да и балет того времени – детище не только хореографа, но и театральных механиков. Фантастические персонажи выезжали на диковинных колесницах, с непостижимой скоростью менялись декорации, одни герои проваливались сквозь землю, другие слетали с небес. Как тут не прийти в восторг! Как раз колесницы и стали едва ли не главными участницами первого русского «Балета об Орфее и Эвридике» — первое балетное представление в России, состоявшееся на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Правда, существует версия, что данное представление было показано 8 февраля 1675 года.

Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать.

После смерти царя Алексея Михайловича театральные представления прекратились надолго – пока любимая сестра царя Петра Алексеевича Наталья не увлеклась драматургией, а сам Петр не решил построить театр в Москве – там, где сейчас Исторический музей. В 1702 году царь взял на службу в Московский театр голландца Якоба Коккия с двумя его сыновьями. Но дело не заладилось – обучать танцевальному искусству голландцы не умели и только жаловались, что нет подходящих исполнителей.

3. С 1-й половины 18 в. балет в России стал прививаться балетмейстерами и учителями танцев из Италии и Франции. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра. Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские, в свою очередь, вносили в иноземный танец собственные интонации.

4. На основании указа Петра I бальные танцы становятся основной частью придворного этикета.

В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Педагогом в 1734 году был зачислен французский танцовщик, балетмейстер, Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. Также в Петербург в 1735 году был приглашен оперный итальянский композитор Франческо Арайя, а балетмейстером стал с 1736 года - Антонио Ринальди (Фоссано)

5. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Жан Батист Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

6. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах особенно преуспел Никита Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы. Он пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли.

7. В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары. Годовой бюджет труппы, не считая оркестра, составлял 33 810 рублей.

Конечно же нельзя забывать и о других балеринах: Тамара Карсавина, Галина Уланова, Матильда Кшесинская, Екатерина Максимова, Ульяна Лопаткина… Но самые громкие имена в русском балете именно за первыми двумя балеринами.

18. У мужчин в русском балете самыми громкими именами являются Михаил Барышников и Николай Цискаридзе.

19. Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала…

При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу: — Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…

20. Выдающаяся советская балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама балерина.


Ольга Лепешинская, Вальпургиева ночь. Вакханка. Фото из музея Большого театра.

21. Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

22. Труд артистов балета сложен, они испытывают очень серьезные нагрузки. Об этом свидетельствует тот факт, что профессиональные балерины и танцоры балета болеют в 4 раза чаще , чем обычные люди.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Балет — это вид сценического искусства; это эмоция, воплощенная в музыкально-хореографических образах.


Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в XV-XVI веке.

Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет - это искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой - либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д.

Балет многообразен: сюжетный - классический повествовательный многоактный балет, драматический балет; бессюжетный - балет-симфония, балет-настроение, миниатюра.

Мировые сцены видели множество балетных постановок по мотивам шедевров литературы на музыку гениальных композиторов. Именно поэтому британский интернет-ресурс Listversе решил составить свой рейтинг лучших балетных постановок в истории.

"Лебединое озеро"
Композитор: Петр Чайковский

Первая, московская постановка «Лебединого озера» успеха не возымела — его славная история началась почти двадцать лет спустя в Санкт-Петербурге. Но именно Большой театр способствовал тому, что мир был одарен этим шедевром. Свой первый балет Петр Ильич Чайковский написал по заказу Большого театра.
Счастливую сценическую жизнь дали «Лебединому озеру» прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, вошедший в историю прежде всего благодаря постановке эталонных «лебединых» сцен.

Версия Петипа — Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого Озера», кроме крайне модернистских.

Прообразом для лебединого озера стало озеро в Лебедевой экономии Давыдовых (ныне — Черкасская область, Украина), которую Чайковский посетил незадолго до написания балета. Отдыхая там, автор провел не один день на его берегу, наблюдая за белоснежными птицами.
В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

"Ромео и Джульетта"

«Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г.

«Ромео и Джульетта» — балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Этот балет — шедевр мирового искусства, воплощенный через музыку и удивительную хореографию. Сама постановка настолько впечатляет, что ее стоит посмотреть хотя бы один раз в жизни.

"Жизель"
Композитор: Адольф Адан

«Жизель» — «фантастический балет» в двух актах французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне. В своей книге «О Германии» Гейне пишет о вилисах — погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь.

Премьера балета состоялась 28 июня 1841 в Гранд-Опера, в хореографии Ж.Коралли и Ж.Перро. Постановка имела огромный успех, были хорошие отзывы в прессе. Литератор Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии. Вот что называется балетом».

"Щелкунчик"
Композитор: Петр Чайковский

История сценических постановок балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», литературной основой которого стала сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», знает множество авторских редакций. Премьера балета состоялась в Мариинском театре 6 декабря 1892 года.
Премьера балета имела большой успех. Балет «Щелкунчик» продолжает и завершает серию ставших классикой балетов П. И. Чайковского, в которых звучит тема борьбы добра и зла, начатая в «Лебедином озере» и продолженная в «Спящей красавице».

Рождественская сказка о благородном и прекрасном заколдованном принце, превращенном в куклу Щелкунчик, о доброй и самоотверженной девочке и их противнике злом Мышином короле, всегда была любима взрослыми и детьми. Несмотря на сказочный сюжет, это произведение настоящего балетного мастерства с элементами мистики и философии.

"Баядерка"
Композитор: Людвиг Минкус

«Баядерка» — балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Федоровича Минкуса.
Литературным источником балета «Баядерка» является драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина. «Баядерка» — образцовое произведение одного из стилистических направлений ХIХ века — эклектизма. В «Баядерке» есть и мистика, и символика: ощущение, что с первой сцены над героями занесен «меч, карающий с небес».

"Весна священная"
Композитор: Игорь Стравинский

«Весна священная» — балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже.

В основу замысла «Весны священной» лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.

Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного»

"Спящая красавица"
Композитор: Петр Чайковский


Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского — Мариуса Петипа называют «энциклопедией классического танца». Тщательно выстроенный балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. Но как всегда, в центре всякого спектакля Петипа — балерина. В первом акте Аврора — юная девушка, светло и наивно воспринимающая окружающий мир, во втором — она манящий призрак, вызванный из многолетнего сна феей Сирени, в финале — счастливая принцесса, нашедшая своего суженого.

Изобретательный гений Петипа ослепляет зрителей причудливым узором разноплановых танцев, вершина которых — торжественное па-де-де влюбленных, принцессы Авроры и принца Дезире. Благодаря музыке П.И.Чайковского детская сказка стала поэмой о борьбе добра (фея Сирени) и зла (фея Карабос). «Спящая красавица» — подлинная музыкально-хореографическая симфония, в которой музыка и танец слиты воедино.

"Дон Кихот"
Композитор: Людвиг Минкус

«Дон Кихот» — одно из наиболее жизнеутверждающих, ярких и праздничных произведений балетного театра. Интересно, что, несмотря на своё название, этот блестящий балет — отнюдь не инсценировка знаменитого романа Мигеля де Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение Мариуса Петипа по мотивам «Дон Кихота».

В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота, готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Петипа на музыку Людвига Минкуса, премьера которого состоялась в 1869 году в московском Большом театре, Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля.

"Золушка"
Композитор: Сергей Прокофьев

"Золушка" — балет в трёх актах Сергея Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров.
Вот как писал Прокофьев о балете Золушка: "Золушку я создавал в лучших традициях классического балета,» - что заставляет зрителя сопереживать и не оставаться равнодушными к радостям и бедам Принца и Золушки.


Классика - это не только симфонии, оперы, концерты и камерная музыка. Некоторые из самых узнаваемых классических произведений появились в форме балета. Балет возник в Италии в эпоху Возрождения и постепенно превратился в техническую форму танца, которая требовала очень большой подготовки от танцовщиц. Первой созданной балетной труппой был Парижский оперный балет, который сформировался после того, как король Людовик XIV назначил Жан-Батиста Люлли режиссером Королевской Академии музыки. Композиции Люлли для балета считаются многими музыковедами поворотным пунктом в развитии этого жанра. С тех пор популярность балета постепенно угасала, «кочуя» из одной страны в другую, что предоставляло композиторам разных национальностей возможность составить некоторые из их самых известных произведений. Приведем семь самых популярных и любимых балетов в мире.


Чайковский написал в 1891 году этот вневременной классический балет, который является наиболее часто исполняемым балетом современной эпохи. В Америке впервые «Щелкунчик» появился на сцене только в 1944 году (его исполнил балет Сан-Франциско). С тех пор стало традицией ставить «Щелкунчика» в новогодне-рождественский сезон. Этот великий балет не только обладает самой узнаваемой музыкой, но и его история приносит радость как детям, так и взрослым.


Лебединое озеро - самый технически и эмоционально сложный классический балет. Его музыка намного опередила свое время, а многие из его ранних исполнителей утверждали, что «Лебединое озеро» слишком сложно танцевать. На самом деле, об оригинальной первой постановке известно очень мало, а то, к чему все привыкли сегодня, это переработанная известными хореографами Петипа и Ивановым постановка. «Лебединое озеро» всегда будет считаться стандартом классических балетов и будет исполняться на протяжении веков.


Сон в летнюю ночь

Комедия Шекспира «Сон в летнюю ночь» была адаптирована ко многим стилям искусства. Первый полнометражный балет (на весь вечер) по этому произведению поставил в 1962 году Джордж Баланчин на музыку Мендельсона. Сегодня «Сон в летнюю ночь» -очень популярный балет, который любят многие.


Балет «Коппелия» был написан французским композитором Лео Делибом, а хореографию под него поставил Артур Сен-Леон. «Коппелия» - это беззаботная история, изображающая конфликт человека между идеализмом и реализмом, искусством и жизнью, с яркой музыкой и оживленными танцами. Его мировая премьера в Парижской опере была крайне успешной в 1871 году, и балет остается успешным и сегодня, находясь в репертуаре многих театров.


Питер Пен

Питер Пэн - великолепный балет, подходящий для всей семьи. Танцы, декорации и костюмы столь же красочны, как и сама история. Питер Пэн является относительно новым в мире балета, и поскольку не существует его классической единой версии, балет может быть интерпретирован по-разному каждым балетмейстером, хореографом и музыкальным руководителем. Хотя каждая постановка может отличаться друг от друга, история остается почти одной и той же, поэтому данный балет был отнесен к классике.


Спящая красавица

«Спящая красавица» была первым знаменитым балетом Чайковского. В нем музыка ничуть не менее важна, чем танцы. История «Спящей красавицы» - идеальное сочетание балетно-королевских торжеств в великолепном замке, битвы добра и зла и торжествующей победы вечной любви. Хореография была создана всемирно известным Мариусом Пепита, который также поставил «Щелкунчик» и « Лебединое озеро». Этот классический балет будет исполняться до скончания времен.


Золушка

Существует множество версий «Золушки», но наиболее распространенной является версия Сергея Прокофьева. Прокофьев начал свою работу над «Золушкой» в 1940 году, но из-за Второй мировой войны закончил партитуру только в 1945 году. В 1948 году хореограф Фредерик Эштон сделал постановку в полном объеме с использованием музыки Прокофьева, которая снискала огромный успех.

15 октября 1581 года при дворе Екатерины Медичи гостям показали невиданное действо — первый в истории Франции балет. С тех пор мир увидел сотни новых постановок, но далеко не все из них имели успех и запомнились зрителю. АиФ.ru собрал самые популярные балеты, просмотр которых точно расширит ваш кругозор.

«Жизель»

История : премьера балета состоялась 28 июня 1841 года в Париже. Российская публика увидела постановку в стенах Большого театра только спустя два года. С той поры «Жизель» никогда надолго не покидала российскую сцену. В образе главной героини блистали танцовщицы первой величины: Павлова, Спесивцева, Уланова, Бессмертнова, Максимова и др.

Сюжет : история первой любви и жестокого предательства. Переодетый в крестьянина дворянин Альберт соблазняет ничего не подозревающую деревенскую девушку. Но обман быстро раскрывается. Когда Жизель узнает, что у возлюбленного уже есть невеста из высшего света, она сходит с ума и умирает.

Ночью Альберт приходит на могилу девушки, где чуть не погибает от рук виллис — невест, умерших до свадьбы. Спасает молодого человека именно Жизель.

«Лебединое озеро»

История : балет на музыку Петра Ильича Чайковского полюбился публике далеко не сразу. Дебют закончился полным провалом. По достоинству зрители оценили «Лебединое озеро» только после того, как его первоначальная хореография была отредактирована балетмейстерами Львом Ивановым и Мариусом Петипа. В новой версии постановку показали публике в 1895 году, на сцене Мариинского театра. В советское время именно «Лебединое озеро» стало визитной карточкой страны. Балет демонстрировали всем высокопоставленным гостям, которые посещали Москву.

Сюжет : постановка основывается на легенде о принцессе Одетте, которая превращена злым колдуном Ротбартом в лебедя. Спасти девушку может тот, кто искренне полюбит ее и даст клятву верности. Принц Зигфрид дает такое обещание, но нарушает его во время бала, когда на нем появляется Одиллия, как две капли воды похожая на Одетту. Для девушки-лебедя это означает только одно — она никогда уже не сможет вернуться к прежней жизни.

«Ромео и Джульетта»

История : Музыка ко всемирно известному балету была написана Сергеем Прокофьевым еще в 1935 году, но саму постановку зритель увидел через три года, причем не в Москве или Ленинграде, а в Чехии, в городе Брно. В Советском Союзе трагедию Шекспира показали только в 1940 году. В главной роли тогда блистала легендарная Уланова . Кстати, танцовщица (как и многие другие) не понимала музыку маэстро. После премьеры она произнесла шутливый тост: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

Сюжет : балет целиком и полностью совпадает с шекспировской трактовкой — влюбленные из враждующих семей в тайне от родных венчаются, но погибают по трагической случайности.

«Баядерка»

История : «Баядерка» — один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Впервые постановка была представлена широкой публике в 1877 году, на сцене петербургского Большого театра. А в 1904 году балетмейстер Александр Горский перенес ее в столицу. С течением времени «Баядерка» подвергалась многочисленным переделкам, неизменной оставалась только сцена «Тени» в исполнении кордебалета. Ее по праву считают настоящим украшением всей постановки и настоящим достижением балетмейстера Петипа.

Сюжет : между Солором и баядеркой (танцовщицей) Никией вспыхивает любовь. Однако девушка нравится не только своему избраннику, но и Великому брамину, который получив отказ красавицы, решает отомстить ей. Раджа Дугманта тоже хочет смерти баядерки, ведь он мечтает выдать свою дочь за Солора. В результате заговора девушка умирает от укуса змеи, которую ее недруги прячут в букете.

Самая сильная часть «Баядерки» — сцена «Тени». Когда Солор засыпает, он видит невероятную картину: длинной вереницей по ущелью среди Гималаев спускается хоровод теней мертвых душ, среди них есть и Никия, которая зовет его к себе.

«Спартак»

История : премьера балета состоялась 27 декабря 1956 года в Санкт-Петербурге, и в 1958 — в Москве. Пожалуй, самыми известными исполнителями главных мужских партий в советский период можно назвать Владимира Васильева и Мариса Лиепу. Основой для сценария послужили различные исторические материалы и художественная литература.

Сюжет : В этом балете любовная линия уходит на второй план на фоне противостояния двух главных героев Спартака и Красса.

Спартак поднимает восстание среди гладиаторов, ему удается одержать победу, однако Красс не желает сдаваться и начинает новый поход против своего врага. На этот раз удача на его стороне. Спартак бьется до последнего, однако погибает в неравном бою: большинство его союзников просто струсили и отказались дать отпор противнику.