Обломов и ильинская история взаимоотношений. Обломов и ильинская история любви


7. Список использованной литературы

Обломов и Ольга

Главная сюжетная ситуация в романе – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой Ильинской. Здесь Гончаров идёт путём, ставшим к тому времени традиционным в русской литературе: проверка ценностей человека через его интимные чувства, его страсти. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает увидеть Обломова, таким, как его хотел показать автор. В своё время Чернышевский писал о том, как через нравственную слабость человека, оказавшегося неспособным ответить на сильное чувство любви, раскрывается его общественная несостоятельность. «Обломов» не противостоит этому выводу, а ещё более закрепляет его. Ольге Ильинской свойственны гармония ума, сердца, воли, деятельного добра. Невозможность для Обломова понять и принять эту высокую нравственную норму жизни оборачивается неумолимым приговором ему как личности. В романе так поэтизируется внезапно вспыхнувшее чувство любви Ильи Ильича, к счастью взаимное, что может возникнуть надежда: Обломов возродится как человек в полной мере. Внутренняя жизнь героя пришла в движение. Любовь открыла в нём свойства непосредственности, которая затем вылилась в сильный душевный порыв, в страсть. Вместе с чувством к Ольге в Обломове пробуждается активный интерес к духовной жизни, к искусству, к умственным запросам времени. Ольга видит в Обломове ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех тех светских условностей, которые так же чужды ей. Она чувствует, что в Илье нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. И именно в Ольге, а не в Штольце, можно видеть «намёк на новую русскую жизнь»; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет «обломовщину».
В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной, пока видят в ней куклу, двигающуюся на пружинках; не прочь они и поработить себе женскую душу... как же! этим бывает очень довольна их барственная натура! Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ними действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, - они немедленно обращаются в постыднейшее бегство.
Обломов хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее всяческие жертвы в доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга выйдет за него замуж, и с робостью сделал её предложение. А, когда она ему сказала, что это давно бы ему следовало сделать, он пришел в смущение, ему стало не довольно согласия Ольги. Он начал пытать её, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что никогда не пойдет по этому пути; но затем ее объяснение и страстная сцена успокоили его... Но всё-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, прикрывал себя разведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может компрометировать. И всё оттого, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не страшила его, но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по именью; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец, вооружается энергией и пишет Ольге длинное послание.
Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.
Обломов, написавши к Ольге пасквиль на самого себя, чувствовал, «что ему уж не тяжело, что он почти счастлив»... Письмо свое он заключает онегинским нравоучением: «История со мною пусть, говорит, послужит вам руководством в будущей, нормальной любви». Илья Ильич, разумеется, не выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился подсмотреть, какое впечатление произведет на нее письмо, увидел, что она плачет, удовлетворился и - не мог удержаться, чтобы не предстать пред ней в такую критическую минуту. А она доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме, написанном «из заботы об ее счастье». Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию.
Ольга постоянно размышляет не только о своём чувстве, но и о влиянии на Обломова, о своей «миссии»:

«И всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить!»

И любовь эта для Ольги становиться долгом. Она ждёт от Обломова деятельности, воли, энергии; в её представлении он должен стать похожим на Штольца, но, только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Ольга любит того Обломова, которого создала она сама в своём воображении, которого она искренне хотела создать в жизни.

«Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня, - а ты уж давно умер».

Всё это с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задаёт горький вопрос:

«Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…»
«Есть, - отвечает Илья. – Обломовщина!»

Показал, сколько в душе тучного и ленивого Обломова таится еще юношеской свежести и искренней восторженности. Случай с Ольгой был последней попыткой и со стороны самого Обломова спастись от угрожавшей ему трясины и со стороны близких ему людей спасти Обломова.

Вначале Обломов встряхнулся. Душу его захватила горячая привязанность к молодой девушке. На некоторое время изменился весь порядок жизни Обломова; казалось, в его жизнь ворвались весна и поэзия. Обломов становится подвижен, разговорчив, он восхищается природой и музыкой Ольги. Они много бродят и разговаривают. Казалось, перелом совершался. Но могущественные задатки воспитания и наследственности взяли верх.

Гончаров. Обломов. Краткое изложение

У Обломова еще с детства был большой запас эгоизма, – и он проявился в его чувствах к Ольге. Зашевелился в его сердце и червь честолюбия – ему захотелось поиграть роль «победителя» Ольги – вспомнился, быть может, Иван-Царевич, овладевший Царь-Девицей... Из этой «игры», однако, произошло то, что Ольга оскорбилась такой мечтой Обломова. Но это недоразумение кое-как уладилось, – гораздо хуже было то, что ей скоро пришлось убедиться в неизлечимости лени Обломова – и с горечью она повяла, что её самоотверженная любовь не спасет его.

Сначала утомила его эта любовь, с неизбежными свиданиями, частым посещением Ольги; потом испугала его предстоящая свадьба, с хлопотами и беспокойствами. Наконец, временный недостаток денег и... ледоход на Неве, все это ослабило, а потом убило энергию его.

Переселившись на Выборгскую сторону, попав опять в атмосферу родной Обломовки , он без борьбы отдался прежней жизни; со страхом обманывая себя и Ольгу, упорно гнал он от себя свою чистую любовь. Ольга поняла своего героя, поняла, что его лень – не комическая, а трагическая черта его души. Поняла она и то, что сама переоценила свое к нему чувство.

«Я узнала недавно только, – говорит она, – что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»

Перед представившейся необходимостью радикально изменить жизнь и все свои привычки, перед хлопотами и делами, необходимыми для начала новой жизни, Обломов спасовал. Он снова залег в свою берлогу и на этот раз уже безвозвратно. Ольга и Штольц убедились в полной невозможности вырвать Илью Ильича из Обломовщины . Он сам просит их оставить бесплодные попытки и говорит Штольцу: «Я прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть». Разочаровавшись в Обломове, Ольга выходит замуж за Штольца, – очевидно, видя в нем то совершенство, до которого не удалось ей довести Обломова.

Теперь единственная забота Обломова, чтобы «жизнь его не трогала», чтобы не нарушали его тихую лень, не беспокоили мелкими тревогами дня. В конце концов, Обломов переселяется на Выборгскую сторону и там мирно доживает свой век. Ни внешне, ни внутренне он ничем себя не утруждает, давно перестал читать книги и газеты. И так тихо переходит в вечность.

Основной сюжетной линией произведения является любовный роман Ильи Ильича Обломова и Ольги Ильинской, олицетворяющий яркую, романтичную, но заведомо трагичную любовь.

История взаимоотношений главных героев начинается с внезапно возникшей симпатии в первое их знакомство, пробудившей в Обломове сильное душевное чувство.

До встречи с Ольгой будучи уже мужчиной средних лет Обломов живет в образе комнатного цветка, воспитанный с малых лет в безделье и лени, любящий размеренный, спокойный образ жизни и предавшийся иллюзорным мечтаниям.

Страстно влюбившись в Ольгу, Обломову кажется, что он обрел наконец-то идеал женщины, созданный его мечтаниями, способной стать ему верной и преданной женой.

В отличие от Ильи Ильича Ольга Ильинская представляет собой образ яркой, целеустремленной, стремящейся к саморазвитию молодой женщины. Ольга имеет привлекательную внешность, увлекается искусством, музыкой, литературой, хорошо образована.

Девушка очарована Обломовым, но замечает все его недостатки и жаждет изменить возлюбленного, заставить его начать жизнь в ином русле. В начале развития истории любви Обломов действительно начинает меняться и пробует активно существовать: просыпается рано утром, занимается чтением. Даже внешность героя приобретает оттенки свежести и отсутствия усталости от жизни.

Однако решать практические и бытовые вопросы Обломов все же не в состоянии, ему это неинтересно. Поскольку Ольга становится более настойчивой и требовательной к нему, Илья Ильич осознает, что их чувства не имеют под собой никакой основы и взаимоотношения превращаются в тяжелую повинность.

Ильинскую не устраивает пассивное и малоподвижное времяпровождение Обломова, ей кажется, что она в силах осуществить благородную миссию возрождения Ильи Ильича и превращения его в деятельного современного человека.

Взыскательная девушка заставляет Обломова думать, размышлять, действовать, а вся его натура стремится лишь к гармонии с самим собой и вселенскому покою.

Разноплановость характеров главных героев романа, их несоответствие друг другу приводят молодых людей к расставанию.

Впоследствии Ольга находит свое женское счастье в браке с активным и деятельным Штольцем, а Обломов обретает свой долгожданный идеал в лице Агафьи Матвеевны Пшеницыной, ставшей для него символом женской добродетели, воплощением истинных семейных ценностей в виде спокойствия, сытости, уюта.

Илья Ильич счастлив, он окружен, как и в далеком детстве, заботой, лаской и любовью Агафьи, ничего не требующей от него взамен.

Чувства же Обломова к Ольге Ильинской, казавшиеся проявлением настоящей любви, были лишь отражением эфемерного образа, созданного в мечтательной голове главного героя.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Плюшкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    В знаменитой поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека

  • Сегодня необычный день – мы вместе с классом отправляемся в музей. Кто-то из одноклассников не в первый раз посещает подобное место и уже рассказывает другим, о том, как там интересно, но для меня это абсолютно уникальное открытие.

    Моя мама самая лучшая. Она меня очень любит. У всех есть мама. Когда я рядом с ней я чувствую себя в безопасности. Я знаю, что она мне всегда поможет.

  • Сочинение Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова

    А.С. Грибоедов написал бессмертное произведение «Горе от ума», которым напророчил модель поведения общества после военного периода. В это время произошло деление людей на две группы и у каждой были свои взгляды на дальнейшую жизнь

  • В чем трагедия Печорина? сочинение для 9 класса

    «Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине».

"Обыкновенная история" и "Обломов" последний роман занимает особенное место и является самым знаменитым.

Коротко о романе

Замысел нового произведения сложился у Гончарова еще в 1847 году, однако читателю пришлось еще 10 лет ждать появления этого романа, целиком вышедшего в 1859 году и принесшего автору огромный успех. Особенностью этого произведения является то, что Иван Андреевич впервые в отечественной литературе рассмотрел жизнь человека от рождения до смерти. Сам герой, его жизнь - главная тема произведения, поэтому оно и названо по его фамилии - "Обломов". Она относится к разряду "говорящих", поскольку ее носитель, "родов дряхлеющий обломок", напоминает нам известного героя былин Илью Муромца, который до 33 лет лежал на печи (когда мы знакомимся с Обломовым, ему было тоже примерно 32-33 года). Однако былинный герой после того как встал с печи, сделал много великих дел, а Илья Ильич так и остался лежать на диване. Гончаров использует повтор имени и отчества, как бы подчеркивая этим, что жизнь идет по установленному кругу, сын повторяет судьбу своего отца.

Любовь в романе "Обломов", как и во многих других отечественных романах, - одна из главных тем. Здесь, как и во многих произведениях, она является духовного развития героев. Давайте подробно проанализируем любовь Обломова в романе "Обломов".

Любовь к Ольге

Начнем наше рассуждение со взаимоотношений Ильи Ильича и Ольги. Любовь в жизни Обломова, краткое описание отношений между героями, которое мы представляем вам в этой статье, можно разделить на две части: чувства Ильи Ильича к Ольге Ильинской и к Агафье Матвеевне.

Ольга была первой возлюбленной главного героя. Чувства к Ольге приносят ему счастье, оживляют, в то же время заставляя страдать, поскольку с уходом любви у Обломова пропадает желание жить.

Светлое чувство к Ольге приходит к герою внезапно и полностью поглощает его. Оно воспламеняет его пассивную душу, для которой подобные сильные потрясения были новы. Обломов привык хоронить все свои чувства где-то глубоко в подсознании, а любовь пробуждает их, возрождает его к новой жизни.

Никогда не думая о том, что он может полюбить такую девушку, как Ольга, герой со своей романтичной и светлой душой страстно влюбляется в нее.

Настоящая ли это любовь

Ольге удается изменить характер Ильи Ильича - выбить из него скуку и лень. Ради возлюбленной он готов меняться: отказаться от послеобеденного сна, от обеда, читать книги. Однако это не означает, что Илья Ильич действительно этого хотел. Герою свойственна обломовщина, его неотъемлемая часть.

Во сне, как известно, раскрываются скрытые в подсознании желания и мотивы. Обратившись к главе мы видим, что же на самом деле нужно этому герою. Его спутницей должна быть тихая домашняя девушка, но отнюдь не Ольга, стремящаяся к саморазвитию и активной жизни. И Обломов пишет ей, что ее "люблю" - не настоящая, а будущая любовь. И действительно, Ольга любит не того, кто перед ней, а того, кем он станет, победив свою апатию и лень. Отмечая предостерегает Ольгу, пишет о том, что им необходимо расстаться и больше не встречаться. Однако, как и предсказывал Илья Ильич в своем письме ("вам будет досадно и стыдно за свою ошибку"), героиня изменила Обломову, полюбив Андрея Штольца. Значит ли это, что ее любовь была лишь вступлением к будущему роману, ожиданием настоящего счастья? Ведь она бескорыстна, чиста, самоотверженна. Ольга верит в то, что действительно любит Обломова.

Любовь Ольги

Вначале эта героиня, не пользующаяся большим вниманием среди кавалеров, кажется нам взрослым ребенком. Однако именно она была способна вытащить Обломова из омута его бездействия, хотя бы на время возвратив к жизни. Штольц ее заметил первым. Он шутил, смеялся, развлекал девушку, советовал правильные книги, в общем, не давал скучать. Она ему была действительно интересна, однако Андрей оставался лишь учителем и наставником. Обломова же в ней привлек голос и складка надо лбом, в которой, по его выражению, "гнездится упорство". Ольга же любит в Илье Ильиче ум, хотя и задавленный "всякой дрянью" и заснувший в праздности, а также чистое, верное сердце. Самонадеянная и светлая, она мечтала о том, что заставит героя читать газеты, книги, рассказывать новости, откроет подлинную жизнь и не даст снова задремать. Обломов влюбился, когда Ольга на первом его приеме у Ильинских пела Casta Diva. Своеобразным символом их любви стала упоминающаяся несколько раз на страницах романа ветка сирени, то на вышивке Ольги во время встречи в парке, то брошенная героиней и подобранная Ильей Ильичем.

Конец романа

Но эта любовь в романе Обломова была для него пугающей, обломовщина оказывается сильнее столь высоких и искренних чувств. Она поглощает желание творить и действовать - столь неподходящий образ для Обломова, и возлюбленные вынуждены завершить отношения, так и не перестав любить друг друга. Любовь Ольги и Обломова с самого начала была обречена. Ольга Ильинская и Илья Ильич семейное счастье, любовь, смысл жизни понимали по-разному. Если для героя взаимоотношения между мужчиной и женщиной - это страсть, болезнь, то для Ольги - долг. Обломов полюбил ее искренне и глубоко, отдавал ей всего себя, боготворил ее. В чувствах героини был заметен последовательный расчет. Она взяла жизнь Обломова в свои руки, договорившись со Штольцем. Несмотря на свою молодость, ей удалось разглядеть в нем добрую душу, открытое сердце, "голубиную нежность". Вместе с тем Ольге нравилось осознание того, что она, неопытная молодая девушка, возродит к жизни человека, подобного Обломову. Разрыв между ними неизбежен и естественен: слишком уж они несхожие натуры. Эта история любви Обломова таким образом была завершена. Жажда сонного, безмятежного состояния оказалась дороже романтического счастья. Идеал существования Обломову видится в следующем: "спит безмятежно человек".

Новая возлюбленная

С ее уходом главный герой так и не находит, чем можно занять образовавшуюся и снова целые дни напролет лежит без дела и спит на своем любимом диване в Петербурге, в доме хозяйки Агафьи Пшеницыной. Она привлекла героя полными голыми локтями, шеей и хозяйственностью. Новая возлюбленная была трудолюбива, однако умом не отличалась ("она поглядела на него тупо и молчала"), зато отлично готовила и следила за порядком.

Новая Обломовка

Вжившись в размеренный и неторопливый ритм жизни этой хозяйки, со временем Илья Ильич смирит порывы своего сердца и начнет вновь довольствоваться малым. Все его желания, как и до встречи с Ольгой, будут ограничиваться едой, сном, пустыми редкими разговорами с деловитой Агафьей Матвеевной. Она противопоставляется писателем Ольге: верная добрая жена, отличная хозяйка, но в ней нет высоты души. Илья Ильич, окунувшись в незатейливую полудеревенскую жизнь в доме этой хозяйки, словно попал в прежнюю Обломовку. Медленно и лениво умирая в душе, он влюбляется в Пшеницыну.

Любовь Пшеницыной

А что же сама Агафья Матвеевна? Разве такова ее любовь? Нет, она преданна, самоотверженна. В своем чувстве героиня готова утонуть, отдать все плоды своих трудов, все свои силы Обломову. Ради него она продала некоторую часть своих драгоценностей, золотых цепочек и украшений, когда Тарантьев хитростью заставил Илью Ильича выплачивать ему крупную сумму в размере десяти тысяч ежемесячно. Складывается впечатление, что вся прежняя жизнь Агафьи Матвеевны прошла в ожидании появления человека, о котором можно заботиться, как о сыне, кого можно преданно и самоотверженно любить. Главный герой произведения именно таков: он мягок, добр - это трогает женское сердце, привыкшее к невежеству и грубости мужчин; он ленив - это позволяет заботиться о нем и ухаживать, как за ребенком.

До Обломова Пшеницына не жила, а существовала, не задумываясь ни о чем. Она была необразованна, даже туповата. Ничего, кроме ведения домашнего хозяйства, ее не интересовало. Однако в этом она достигла истинного совершенства. Агафья постоянно находилась в движении, понимая, что работа есть всегда. В ней был смысл и содержание всей жизни героини. Именно этой своей активности Пшеницына была обязана тем, что пленила Илью Ильича. Постепенно, после того как возлюбленный поселился в ее доме, в натуре этой женщины происходят значительные перемены. Любовь Обломова в романе "Обломов" способствует духовному возвышению героини. В ней пробуждаются проблески размышлений, тревоги и, наконец, любовь. Ее она выражает по-своему, ухаживая за Ильей во время болезни, заботясь о столе и одежде, молясь о его здоровье.

Новые чувства

Эта любовь в жизни Обломова не имела той страсти и чувственности, которые присутствовали в отношениях с Ольгой. Однако именно такие чувства полностью соответствовали "обломовщине". Именно эта героиня починила любимый "восточный халат", от которого Обломов отказался, влюбившись в Ольгу.

Если Ильинская способствовала духовному развитию Ильи Ильича, то Пшеницына сделала его жизнь более спокойной и беззаботной, не сообщив ему о проблемах с деньгами. От нее он получал заботу, Ольга же хотела его развития, желала, чтобы он общался с людьми, появлялся в свете, разбирался в политике и обсуждал новости. Герой не мог, да и не хотел, делать все, что желала Ольга, и поэтому сдался. А Агафья Матвеевна создала новую Обломовку в Петербурге, ухаживая за ним и оберегая его. Такая любовь в романе Обломова к Пшеницыной полностью удовлетворяла его потребности. Так же, как и в родном доме Ильи Ильича, на Выборгской стороне был все время слышен стук ножей.

Мнение Андрея Штольца

Андрею Штольцу, другу Обломова, эта любовь в жизни Обломова непонятна. Он был деятельным человеком, ему были чужды порядки Обломовки, ее ленивый домашний уют, а тем более огрубевшая в своей среде женщина. Ольга Ильинская - вот идеал Штольца, романтичная, тонкая, мудрая. В ней нет ни тени кокетства. Андрей предлагает Ольге руку и сердце - и она соглашается. Его чувства были бескорыстны и чисты, он не ищет никакой выгоды, несмотря на то, что является неугомонным "дельцом".

Илья Ильич о жизни Штольца

В свою очередь, Илье Ильичу непонятна жизнь Андрея Штольца. Заглавный герой произведения продолжает галерею "лишних людей", открытую М.Ю. Лермонтовым и А.С. Пушкиным. Он избегает светского общества, не служит, ведет бесцельную жизнь. Илья Ильич не видит никакого смысла в бурной деятельности, поскольку не считает ее истинным проявлением сущности человека. Он не хотел чиновничьей карьеры, погрязшей в бумагах, отрицает и высший свет, где все фальшиво, затвержено наизусть, лицемерно, нет ни свободной мысли, ни искренних чувств.

Брак Штольца и Ольги

Тогда как отношения между Обломовым и Пшеницыной приближены к жизни, естественны, следует отметить, что брак Штольца и Ольги утопичен. В этом смысле Обломов оказывается, как ни странно, ближе к реальности, чем такой, казалось бы, явный реалист Штольц. Андрей вместе со своей возлюбленной живет в Крыму, в их доме находят место как необходимые для работы вещи, так и романтические безделушки. Даже в любви их окружает идеальное равновесие: страсть утихла после женитьбы, но не угасла.

Внутренний мир Ольги

Однако Штольц совсем не подозревает, какие богатства таит в себе возвышенная душа Ольги. Она переросла его духовно, поскольку не стремилась упорно к одной конкретной цели, а видела разные пути и выбирала самостоятельно, по какому из них идти. Выбрав Штольца, она хотела найти равноправного мужа или даже спутника жизни, пытающегося подчинить ее своей силой. Сначала Ильинская действительно находит в его лице счастье, однако по мере того, как они лучше узнают друг друга, начинает осознавать, что в такой жизни нет ничего особенного, что она точно такая же, как и все. Штольц живет исключительно разумом, не интересуясь ничем, кроме дел.

След в душе Ольги

Любовь Ольги и Обломова оставила огромный след в сердце героини. Она стремилась полюбить и понять жизнь Обломова, поскольку для нее жизнь - это любовь, а любовь - долг, но сделать это ей не удалось. После замужества Ильинская ощущает в своей жизни некоторые черты былой идиллии Обломова, и это наблюдение настораживает героиню, она не хочет так жить. Однако любовь Штольца и Ольги - это чувства двух развивающихся людей, которые во всем друг другу помогают, и они непременно должны найти выход, чтобы продолжить поиски собственного пути.

Ильи Ильича

Для того чтобы охарактеризовать главного героя в целом, а также любовь в жизни Обломова, цитаты из текста можно привести разные. Особенно интересна следующая: "Какая тут возня! А снаружи так все тихо, покойно!". Андрей и Ольга считают, что если ты лежишь спокойно на диване, а не бежишь, как угорелый, по жизни, то ты непременно ленивый и не думаешь ни о чем. Однако в душе Обломова происходили такие битвы, каких не могла себе представить Ильинская. Он задумывался о таких сложных вопросах, его мысли так далеко заходили, что Штольц обезумел бы. Илье не нужна была жена, которая устраивает истерики, сама не знает, чего хочет. В глубине души он искал спутницу, которую не только сам Илья Ильич бы любил, но и которая со своей стороны принимала его таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Такова идеальная любовь в жизни Обломова.

Так и получается, что герой любил Ольгу искренне, так, как никто другой не любил и полюбить не сможет, а она хотела его врачевать, после чего, когда он будет на одном "уровне" с ней, полюбить. И Ильинская жестоко расплатилась за это, когда не стало Обломова, поняла, что любила его именно таким, какой он есть, со всеми очевидными недостатками.

Роль любви в жизни героя

Роль любви в жизни Обломова, таким образом, была очень велика. Она, по мысли автора, есть важнейшая движущая сила, без которой невозможно ни духовное развитие людей, ни их счастье. Как считал И.А. Гончаров, любовь в жизни Обломова была важным этапом его внутреннего становления, поэтому ей отведено так много места в развитии романа.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Обломов и Ольга Ильинская [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Проблематика отношений Обломова и Ольги Ильинской.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской раскрываются Гончаровым на фоне объективных событий с изобилием оценочных фраз, для Гончарова вообще характерно детальное описание предметов, он каждой мелочью подчеркивает важность каждого предмета и объекта, каждого слова и движения его героев.

Например: "Это был человек лет 30 двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной иди, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла волной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, и тогда совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности".

Гончаров как бы вводит читателя в роман. С самого начала первой главы повествование неторопливо, последовательно. Предложения объемные с большим числом однородных членов.

В описании Обломова Гончаров не употребляет грубых слов и выражений. Он описывает Илью Ильича в неторопливой манере, предоставляет читателям возможность самим делать выводы.

"Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли не нем были длинные, мягкие и широкие, когда он не глядя опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу".

Гончаров создает полный образ героя. Для дополнения сведений о характере Обломова автор знакомит читателя с убранством комнаты. Каждая деталь подчеркивает определенную черту характера Обломова.

"Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание кое-как соблюсти приличия, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками".

Гончаров концентрирует внимание читателя на характере Обломова не только при помощи иллюстрации интерьера, но и посредством отношений с Ольгой Ильинской.

Как Мефистофель Фаусту, Штольц в виде искушения "посовывает" Обломову Ольгу Ильинскую.

Перед Ольгой ставится задача – поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить в большой свет.

В эмоциях Ольги чувствуется последовательный расчет. Даже в минуты увлечения она не забывает о своей "высокой миссии": ей нравится эта роль путеводной звезды, луч света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем. Штольц советует Обломову: "Избрать себе маленький круг деятельности, установить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить – всё это ты должен сможешь сделать".

Ольга влюбилась не в Обломова, а в свою мечту. Робкий и нежный Обломов, который относится к ней так послушно, так стыдливо, любил ее так просто, был лишь удачным объектом для ее девичьей игры в любовь. Обломов первый понял химеричность их романа, но она первая его разрывает. Под уютным кровом дома Агафьи Матвеевны Пшеничной находит Обломов желанное успокоение.

Перед нами самый самый худший вариант обломовщины, потому что у Штольца она тупая и самодовольная.

Сравнивая любовь Обломова и Ольги, можно отметить следующее:

1. Любовь у Обломова отличается искренностью и бескорыстием. Обломов любит Ольгу и испытывает к ней добрые чистые чувства.

2. Ольга, фактически, не любит, а действует подобно расчетливой особе, преследующей конкретную цель.

При этом любовь проходит на фоне отсутствия деятельности Обломова.