Описание картины боттичелли мадонна с младенцем. Школьная энциклопедия

Многообразен мир творчества Боттичелли. В очередном сообщении я хочу остановиться на той стороне его творчества, которая касается портретов его современников . Должен сказать, что эта область менее всего отражена в Интернете и мне не удалось найти описаний большого количества написанных им портретов, поэтому остановлюсь только на том, что мне стало известно. Если у читателей сообщества имеется дополнительная информация - буду рад увидеть ее в комментариях, также буду рад новым ссылкам на источники информации.

Итак начнем рассказ.

Еще в ранней молодости Сандро Боттичелли приобрел немалый опыт в написании портретов. В ту эпоху в Италии портрет для художника был как бы испытанием мастерства. Великолепные портретные характеристики дают нам возможность познакомиться с семьей Медичи, их придворными философами и поэтами, с членами городской управы и другими представителями общества.

Портрет молодого человека, около 1469, Галерея Палатина (Дворец Питти), Флоренция, Италия

На портрете изображен, вероятно, Джанлоренцо Медичи, и это одна из первых заказных работ Боттичелли. Судя по причёске и одежде, портрет написан не позже чем 1469г.

Н а следующем портрете, который поступил в коллекцию Лувра в 1888 году и относится к произведениям молодого Боттичелли, также изображен молодой человек, по-видимому из окружения семьи Медичи. Композиция картины предельно ясная. На простом охристом фоне четким силуэтом выделяется темный костюм и волосы молодого человека. Цвет лица лишь слегка светлее фона. Художник очень умеренно пользуется светотенью как моделирующим средством. Он решительно отвергает глубокие тени, которые в большей степени способны передать ощущение телесности. Свет в его портрете рассеян и не создает таких резких теней. В этот период творчества Боттичелли главной задачей его было найти воплощение вечной красоты.

Портрет мужчины, Лувр, Париж

В этот же период был написан "Портрет леди", на котором скорее всего изображена Смеральда Брандини.

Портрет Леди, 1470-1475г, Музей Виктории и Альберта, Лондон, Англия

Период после 1475 года был особенно плодотворен у Боттичелли с точки зрения его портретного творчества. В этот период появились такие его работы как " Портрет мужчины с медалью", "Портрет молодой женщины", "Портрет Джулиано Медичи "

На "Портрете мужчины с медалью" мы видим юношу, держащего медаль, с изображением Козимо Mедичи Старшего, прозванного Отцом Отечества.

1475 г., Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Этот портрет необычен, поскольку главной его подробностью является медаль, на которой изображен Козимо Медичи, правивший Флоренцией в эпоху ее высшего художественного расцвета. Хотя о работе Боттичелли для Медичи сохранилось мало сведений, нет сомнений, что он, один из известнейших художников Флоренции, пользовался их покровительством. Он поместил портреты Козимо и других представителей семейства в "Поклонение волхвов", написанное по заказу Гаспаре ди Дзаноби дель Лама. Тем не менее, этот портрет, необычный еще и своей отдельностью в эпоху, когда портретная живопись все еще существовала как часть многофигурной фрески. Личность изображенного здесь человека остается неизвестной. По предположению исследователей, это Бертольдо ди Джованни, коллега брата Сандро Боттичелли. Медаль представляет собой отлитую из гипса и позолоченную копию медали, отлитой в честь Козимо около 1465 года. Во время подготовки доски для живописи на ней был оставлен круглый выступ, на который и была наложена гипсовая форма.

Портрет молодой женщины, 1475 г., Галерея Палатина (Дворец Питти), Флоренция, Италия

Есть несколько версий о личности этой молодой женщины (Симонетта Веспуччи, Клэрис Орсини, Фиоретта Горини и т.д.). Картина была частично перекрашена. Рукав одежды закрывает левую руку очень неестественным способом.

Этот строгий, выдержанный в коричневых тонах портрет молодой женщины большинство исследователей считают изображением возлюбленной Джулиано Медичи Симонетты Веспуччи. Образ выглядит куда более сумрачным, чем на другом предполагаемом портрете Симонетты и вряд ли соответствует великой страсти, описанной в поэме Полициано "Турнир", - страсти Джулиано, устроившего настоящее рыцарское состязание в честь Симонетты. Похоже, что ни один из этих портретов в действительности ее не изображает: Симонетта была настолько хороша собой, что Боттичелли пожелал запечатлеть красоту уже умершей к тому времени женщины в своей картине "Весна". Вазари усугубил путаницу вокруг портретов Симонетты, сообщив, что в гардеробной Козимо Медичи находилось два женских изображения - Симонетты и жены Лоренцо Медичи.

Портрет Джулиано Медичи был также написан в это время. С читается, что это cамый похожий портрет Джулиано. Написан после его смерти. Об этом говорят символы смерти (голубь, сидящий на сухой ветке и полуоткрытая дверь).

Портрет Джулиано Медичи, около 1478, Национальная галерея искусств, Вашингтон

С другой стороны, в Бергамо, Академия Карраро, Италия находится очень похожий портет Джулиано Медичи.

Портрет Джулиано Медичи, 1476-78 г., Бергамо, Академия Карраро, Италия

Историки искусства сомневаются, действительно ли этот портрет изображает Джулиано, убитого во время нападения участников заговора Пацци на братьев Медичи во время молитвы в соборе в 1478 году. Профиль не похож ни на портрет Джулиано, включенный в принадлежавшее дель Лама "Поклонение волхвов", ни на его посмертную медаль. Тем не менее, молва всегда считала эту картину именно портретом Джулиано; существуют даже несколько ее копий, относящихся, видимо, к девятнадцатому веку и также считавшихся изображениями князя. Говорили о любви Джулиано к Симонетте Веспуччи, жене его друга, однако здесь могла идти речь о любви идеализированной, не требующей обладания, такой же, как страсть Данте к Беатриче или Петрарки к Лауре.

К наиболее известным портретам Боттичелли относится "Портрет молодой женщины", который обычно относят к изображению Симонетты Веспуччи.

Портрет молодой женщины, после 1480 г., Национальный музей искусств, Берлин, Германия

На нем изображена Симонетта Каэтано (1453, Генуя или Портовенере - 26.4.1476, Флоренция). В 1468-ом выйдя замуж за Марко Веспуччи, кузена известного мореплавателя Америго Веспуччи, переехала во Флоренцию. В 1475-ом году во время рыцарского турнира познакомилась с Джулиано Медичи, чьей любовницей стала в ближайшем времени. За свою красоту получила титул "Несравненной". Ею восхищались художники и князья, однако она умерла очень молодой, поэтому так и осталась в памяти потомков символов вечной юности. Существует версия, что именно она послужила моделью для картины Сандро Ботичелли "Рождение Венеры". Однако большинство ее портретов были написаны уже после ее смерти. Один из ее портретов я уже приводил в посте про творчество Пьеро ди Козимо.

Еще один портет Боттичелли многие исследователи также относят к изображению Симонетты Веспуччи.

Портрет молодой женщины, 1475-80 г, Национальный музей искусств,Франкфурт-на-Майне, Германия

Википедия дает такое описание этой картины. «Портрет молодой женщины» (итал. Ritratto di dama ) — картина живописца тосканской школы Сандро Боттичелли, написанная в 1480—1485 гг. Портрет хранится в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне.

Предполагается, что моделью молодой женщины, изображённой на картине, является Симонетта Веспуччи — одна из красивейших женщин эпохи флорентийского Ренессанса. Медальон на шее женщины указывает на связь с семьёй Медичи, так как установлено, что камея в медальоне — из коллекции драгоценных камней Медичи. Однако, даже если моделью и была Симонетта Веспуччи, Боттичелли создал не её портрет в строгом смысле этого слова, а портрет «идеальной женщины», воплощение некоего мифологического образа.

Примерно в то же время, когда Боттичелли работал над фресками в Сикстинской капелле в Риме, он написал несколько юношеских портретов, в том числе этот, изображающий молодого человека в красном головном уборе.

Портрет молодого человека, около 1483г., Лондон, Национальная галерея

Личности моделей не установлены; вероятно, это были работавшие рядом с Боттичелли художники или его римские друзья. Портреты производят впечатление написанных с натуры, а прямой, открытый взгляд говорит о тесном знакомстве портретируемых с художником. В отличие от портретов, демонстрирующих общественное положение или индивидуальность заказчика, эти удивляют зрителя ощущением непринужденности моделей, не заботящихся о том, как они будут выглядеть на картине.

Приведу здесь репродукцию еще одного портрета из этой серии.

Портрет молодого человека, 1489-90 г., Национальная галерея искусств, Вашингтон

Не могу не привести еще один "Портрет мужчины", написанный Боттичелли в более поздние годы. По нему можно проследить как менялась манера художника от его юношеских работ к зрелым.

Портрет мужчины (Мишель Марулло Таркаганиота-Tarcaganiota?)
1490-1495, коллекция (Guardans-Cambo), Барселона, Испания

Пост получается очень большим, даже не ожидал этого, придется заканчивать. Но в заключение приведу еще один знаменитый портрет Данте, хранящийся сейчас в частной коллекции в Швейцарии.

Портрет Данте, 1495 г., частная коллекция, Женева, Швейцария

Данте Алигьери(1265-1321) - итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени. Вершина творчества Данте - поэма "Божественная комедия" (1307-21, издана в 1472) в трех частях (АД, ЧИСТИЛИЩЕ, РАЙ)

На этом пожалуй я закончу этот рассказ, хотя, конечно, он не является полным, но получив некоторое представление о портретах Боттичелли и заинтересовавшись ими, Вы сами сможете дальше продолжить увлекательный поиск информации о его творчестве.

При подготовке сообщения, наряду с ранее указанными в серии постов о творчестве Боттичелли ссылками, использованы также материалы: http://nearyou.ru/bottichelli/0botticelli1.html , http://www.artprojekt.ru/Gallery/Bottichelli/Bot21.html и др.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 13.10.2016 19:14 Просмотров: 3500

«Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло «настоящее» (А. Бенуа).

Настоящее имя художника – Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи . Родился он в простой семье – его отец был дубильщиком кожи, но воспитывал его старший брат Антонио, который был замечательным ювелиром. Из-за своей полноты он был прозван «Боттичелло» (бочонок), это прозвище и перешло к Сандро. Но существует мнение, что это прозвище Боттичелли получил за особенности своей фигуры. Впрочем, это не имеет никакого отношения к его творчеству.
Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый итальянский художник Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Первое, что бросается в глаза при взгляде на картины Боттичелли, – это их одухотворённость и тонкий колорит. Считается, что Боттичелли создал около 50 картин.
Сандро учился, как и все дети его времени, а затем стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Но долго в ней не задержался и около 1464 г. перешел в ученики к Филиппо Липпи , одному из известных художников того времени.

Влияние Филиппо Липпи

Творчество Филиппо Липпи оказало на Боттичелли очень большое влияние, и при внимательном взгляде на картины этих художников это влияние очевидно. Например, поворот лица в три четверти, декоративность рисунка драпировок, рук, склонность к детализации, лиричность созданных образов. Но главное – колорит. Он как бы мягко светится. Вот, для сравнения, картины Ф. Липпи и С. Боттичелли.

Ф. Липпи. Алтарь Новициата. Уффици (Флоренция)

С. Боттичелли «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465-1470)
Интересный факт: сначала Боттичелли был учеником Липпи, а затем сын Липпи стал учеником Боттичелли.
Художники сотрудничали до 1467 г., а затем пути их разошлись: Филиппо уехал в Сполето, Боттичелли остался во Флоренции и открыл там свою мастерскую в 1470 г.

Произведения на религиозные и мифологические темы (ранние работы)

Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. А это имело большое значение, т.к. Ме́дичи, олигархическое семейство, известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Представители этого семейства с XIII по XVIII вв. неоднократно становились правителями Флоренции.
Из произведений С. Боттичелли второй половины XV в. хочется выделить несколько.

С. Боттичелли. Диптих об истории Юдифи

Юдифь – ветхозаветный персонаж, еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Когда войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город.
Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.

С. Боттичелли «Возвращение Юдифи» (1472-1473)
Юдифь сопровождает её служанка. Девушка держит в руке огромный меч, лицо ее сосредоточенно и печально, ноги босы, она решительным шагом идёт домой – служанка еле поспевает за её быстрым шагом, придерживая рукой корзину, в которой находится голова царя Олоферна.
Боттичелли не показывает Юдифь как красивую и соблазнительную девушку (так изображали её многие художники), он отдает предпочтение героическому моменту в жизни Юдифи.

С. Боттичелли «Святой Себастьян» (1474)

Себастья́н (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Родственники и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, и в один момент Марк и Маркеллин стали колебаться, но поддержать осуждённых пришёл Себастьян, его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».
Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами, и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. По приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.
На картине Боттичелли Себастьян спокоен, он не боится смерти; кажется, что стрелы, вонзившиеся в его тело, совершенно не волнуют героя. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания.

С. Боттичелли «Поклонение волхвов» (ок. 1475). Галерея Уффици (Флоренция)

В образе волхвов Боттичелли изобразил трёх членов семейства Медичи: Козимо Старшего, преклонившего колени перед Девой Марией, и его сыновей Пьеро ди Козимо (коленопреклонённый волхв в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо рядом с ним. Ко времени написания картины все трое были уже мертвы, Флоренцией управлял внук Козимо – Лоренцо Медичи. Он также изображён на картине вместе со своим братом Джулиано.

Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в жёлтой мантии у правого края картины.
Д. Вазари так отзывался об этой картине: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях – то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе, – невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства, – ведь даже в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто – другому. Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».
В это время Боттичелли пишет замечательные портреты.

С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. 1475). Уффици (Флоренция)
Картина написана на деревянной доске темперой. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г.
Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным).

С. Боттичелли «Портрет молодой женщины» (1476-1480). Берлинская галерея
Этот портрет Боттичелли создаёт в соответствии с принципами Ф. Липпи, своего учителя – он возвращается к строгому профилю с изящным силуэтом и жёсткой рамой, нишей или окном. Портрет идеализирован, приближен к собирательному образу.
Кто же была моделью? Ответ дать затруднительно. А предположения такие: Симонетта Веспуччи (тайная любовь и модель Боттичелли и возлюбленная Джулиано Медичи); мать или жена Лоренцо Медичи (Великолепного).

В Риме (1481-1482)

К этому времени Боттичелли стал очень известным художником не только во Флоренции, но и за её пределами. Заказы его были весьма многочисленны. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело.
Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

С. Боттичелли «Искушение Христа» (1482)

Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить Сыну Божьему.
На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма заявить о своём очищении. В его руках жертвенная чаша и кропило. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был воскрешён.
Некоторые фигуры переднего плана являются портретами современников автора.

Картины Боттичелли светской тематики

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли – «Весна» («Примавера»).

С. Боттичелли «Весна» (1482). Галерея Уффици (Флоренция)
На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Цветы, по утверждению ботаников, воспроизведены с фотографической точностью, но среди них не только весенние, но и летние, и даже зимние цветы.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, он преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; сама богиня цветов Флора щедрой рукой разбрасывает розы.
Центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Над Венерой расположен Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями. Боттичелли изобразил его охранником сада с мечом.
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Существует множество интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.
Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры».

С. Боттичелли «Рождение Венеры» (1482). Уффици (Флоренция)

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи.
Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.
В позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты.
Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Художник никогда не пользовался трафаретными приёмами, поэтому его картины волнуют и современного зрителя.

Религиозные картины С. Боттичелли 1480-х годов

Религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

«Мадонна Магнификат» (1481-1485) стала прославленной ещё при жизни художника. На картине изображено Коронование Богоматери двумя ангелами в облике отроков. Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»). На коленях Марии – младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия.

Поздние работы Сандро Боттичелли

В 1490-х годах художник находился в тяжёлом нравственном состоянии. Смерть Лоренцо Великолепного, захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы, которым сочувствовал Боттичелли, – всё это сильно воздействовало на его сознание. Его картины этого периода полны драматизма, тоски и безнадёжности («Покинутая», «Оплакивание Христа», «Клевета» и др.).

С. Боттичелли «Покинутая» (ок. 1495). Рим, собрание Паллавичини
Одинокая молодая женщина изображена в великом горе и смятении чувств. Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине. Кто она, эта женщина? Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Рубашки распластаны на ступенях как трупы... «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.

С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)
Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил в новом своем гробе, который высек в скале – в том гробе, который Иосиф, предчувствуя собственную смерть, приготовил себе самому.
Боттичелли поместил все фигуры очень близко друг к другу и у краёв картины. Они как бы образуют крест и единство над телом Христа.
Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа...
Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.
В творчестве Боттичелли ярко воплощены черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi; 1 марта 1445 - 17 мая 1510) - великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи , в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо .

Первые самостоятельные произведения Боттичелли - несколько изображений Мадонн - по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо , наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465-1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 году имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат.

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленную картину «Поклонение волхвов», на которой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это - величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474-1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо , Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508-1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело , она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли - «Весна» (Primavera) (1482).
Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи.
На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Скорее всего, не все знают имя Сандро Боттичелли – великого итальянского художника, представителя эпохи раннего Возрождения, но его произведение «Рождение Венеры» знают практически все. Оно отмечено одухотворенной поэзией, любованием красотой женского лица и тела, которые царят над временем и пространством.

В течение довольно длительного времени его творчество было несправедливо забыто, но уже в 19 веке французские художники во многом подражали мистически настроенному итальянцу и создали новый образ, к которому мы и сейчас испытываем восхищение и преклонение перед чудесным даром художника.

Биография живописца

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в середине 15 века во Флоренции, родине южного Ренессанса, в семье ремесленника – кожевника. Вскоре после смерти отца его дело перешло к старшему брату маленького Алессандра, прозванного «Бочонок» (Боттичелли) из-за его пивного живота или сильной склонностью к винопитию.

От старшего брата смешное прозвище получили и все четыре младших. Благодаря усилиям старших братьев будущий известный художник получил образование в доминиканском монастыре.

Одной из первых профессий, полученных Сандро, была уважаемая и весьма востребованная в то время профессия ювелира. Она научила художника правильному нанесению золотистых и серебристых оттенков в пейзажи своих картин. Кстати, некоторые исследователи искусства эпохи Возрождения считают, что имя «Боттичелли»- означает –серебряных дел мастер.

Средний брат Антонио стал известным ювелиром, а Алессандро решил посвятить свою жизнь живописи. В 1470 году молодой художник получил свой первый заказ от монастыря Святого Доминика: ему поручили изобразить аллегорию Силы для галереи христианских добродетелей. Картина была помещена в зале суда торговой палаты. Уже через год о молодом живописце заговорили во всей Италии.

Его Святой Себастьян, написанный для церкви Святой Марии Марджоре, истинно добродетелен, через прекрасные черты лица юного христианина Сандро показал его душу, чистую и невинную. Все произведения художника пронизаны горячей верой и непоказной любовью к Богу. Они сочетают в себе непревзойденное мастерство и духовную наполненность и непринужденность.

В этом же году он показывает себя искусным реставратором, восстанавливая полностью утраченную фреску в капелле Коронования Божьей Матери.

В 1470-м году живописец сблизился со знатной семьей Медичи, которые окружили себя знаменитыми поэтами, музыкантами, философами и живописцами. Так называемый «медицейский кружок» проповедовал философию Платона, т.е. субъективный идеализм.

Они верили в бессмертную душу, наделенную талантами и способностями, которые душа может сохранять и после смерти и передавать новому владельцу. Этим и объясняется появление гениальных произведений искусства, а также интуитивного знания.

Лучшие произведения художника

Одним из лучших произведений Сандро Боттичелли считается «Поклонение волхвов», созданное после 1470-го года. Она посвящена самому главному празднику христиан – Рождению Иисуса Христа.


Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов»

В образах восточных волхвов, пришедших поклониться Мессии, живописец изобразил членов семьи Медичи, а также и самого себя, стоящим в правом нижнем углу произведения. Яркие и легкие тона картины словно наполнены воздухом и внушают благоговейный трепет и божественную радость.

Одним из самых загадочных произведений художника считается полотно «Весна», датируемая 1475-1480 гг. Картина была создана для Лоренцо Медичи, близкого друга и мецената Сандро Боттичелли.


Картина Сандро Боттичелли «Весна»

Картина написана в совершенно новом для того времени стиле, удачно сочетающем и античность, и христианство, и новые черты Возрождения.

Античный стиль показан представителями мифов и легенд Древней Греции: Бог Зефир, легкий ветер, похищает нимфу – хозяйку полей и лугов Хлориду. Три изящные грации в образе нимф или наяд напоминают о трех христианских добродетелях: целомудрии, покорность и наслаждение, а также вечную любовь.

Меркурий, бог торговли, дорог и мошенничества, срывает с дерева яблоко и невольно напоминает нам о Парисе, отдавшем яблоко богине красоты и любви Афродите. А сама богиня словно летит, не касаясь ногами земли, ее образ легкий и воздушный, и в то же время соблазнительный и пленительный, напоминает о страстной любви и плотской страсти.

В центре полотна изображена Мадонна – Царица Небесная, Богоматерь, возведенная в ранг Богов, и сияющая своей добродетелью и красотой на всю Вселенную. Для всех Дева Мария считается образцом всех женщин, идеалом всех рыцарей, «Прекрасной Дамой», которая вдохновляет всех людей искусства на создание ее образа.

Этим смешением мифов и эпох живописец показывает нам, что люди одинаково во все эпохи любят и мечтают, страдают и стремятся к счастью. И эталоны искусства, и нормы прекрасного не меняются, ибо Вечная красота всегда привлекает к себе все сердца.

Чудесное произведение наполнено светом, радостью и миролюбием. Глядя на него, чувствуешь, что маленькие амуры в реальности посылают свои любовные стрелы во все сердца. Долго не можешь оторвать взгляд от замерших по воле художника фигур на полотне, таких живых и словно на мгновение застывших в изящных позах.

Жемчужина творения

Всемирно известная картина «Рождение Венеры», написана в 1484 году и в настоящее время она находится в галерее Уффици во Флоренции.


Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Среди безбрежного простора лазурного неба и бирюзового моря из пены морской появилась прекрасная Венера, стоящая на перламутровой раковине. Бог западного ветра Зефир своим дуновением помогает вечно юной богине пристать к берегу, а богиня Ора дарует ей бесценный плащ, расшитый цветами и травами.

Вся земная природа ожидает появления богини Любви и Красоты, к ногам ее летят белые розы, а картина освещена лучами восходящего солнца. Ассоциация раннего утра и рождения богини указывает на то, что любовь и нежность всегда юны и востребованы людьми.

Не известно, кто была натурщица художника, но лицо богини с изумительно красивыми чертами кротко, немного печально и смиренно. Длинные золотистые локоны развевает ветер. А поза женщины напоминает позу известной скульптуры Венеры Стыдливой, созданной в 5 веке до н.э.

Последние годы жизни

В конце 1490-х годов скончался Луиджи Медичи, и правлению этой династии пришел конец. К власти пришел заклятый враг этого семейства монах-доминиканец Джироламо Сованарола, который ранее гневно упрекал правящую династию в роскоши и разврате.

Некоторые исследователи творчества эпохи Возрождения считают, что Сандро Боттичелли стал «новообращенным», поскольку резко меняется стиль его творчества.

Но власть монаха Сованаролы была скоротечной, в 1498 году его обвинили в ереси и казнили через сожжение на костре. Но к этому времени слава великого живописца меркнет. Современники пишут, что он «обеднел и зачах», не мог ходить и прямо стоять, поэтому работал очень мало. Произведения, созданные в последние годы жизни – это «Мистическое рождество», «Брошенная», фрески посвященные святым римлянкам, первым христианкам Лукреции и Виргинии.

После 1504 года художник совсем перестал прикасаться к кисти, и если бы не помощь его друзей и близких, то попросту бы умер с голоду.

Будущий художник жил и воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье,
что наложило отпечаток на всю его последующую жизнь.

Алтарь св. Варнавы

Мадонна с книгой

Мадонна с Mладенцем (of the Magnificat) 1480-1481г, темпера на панели галерея
Уффици, Флоренция, Италия

Ранние Мадонны излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств.

Мадонна с гранатом (Мадонна della Melagrana) 1487г, темпера на панели,
галерея Уффици, Флоренция, Италия

Мадонна с Mладенцем и 8 ангелов 1478г, темпера на панели,
Государственный столичный музей, Берлин, Германия

Мадонна под балдахином(del Padiglione)1493г, темпера на панели,
Пинакотека Амброзиано, Милан, Италия

Мадонна с Младенцем и ангел 1465-67г, темпера на панели,
Галерея Воспитательного дома(dello Spedale degli Innocenti), Флоренция, Италия

Мадонна с Mладенцем и ангел 1468г,
темпера на панели, Нортон Симон музей, Пасадена, Калифорния, США

Мадонна у моря 1470-75г, темпера на панели,
Галерея Академии (dell" Accademia), Флореция, Италия

Мадонна в розарии (Madonna Rosengarden) 1469-1470г,
темпера на дереве, галерея Уффици, Флоренция, Италия

Мадонна с Младенцем и ангел Мадонна Причастия (Eucharist или Chigi Madonna)1470,
темпера на панели, музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США

Мадонна с Младенцем, два ангела и молодой Иоанн Креститель 1465-1470г,
темпера на панели, Галерея Академии (dell" Accademia), Флореция, Италия

Мадонна с Младенцем и два ангела 1469-70г, темпера на панели,
музей Каподимонте, Неаполь, Италия

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем 1470-1475г, темпера на панели,
Лувр, Париж, Франция «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем»
относится к расцвету творчества, времени, когда художник работал при дворе могущественного семейства Медичи.
Картина была написана между 70-75-ми годами XV века.
В этой работе все излучает просветленную кротость, порожденную гармонией чувства и рисунка.

Мадонна с Младенцем, окруженные пятью ангелами 1470г, темпера на панели,Лувр, Париж, Франция
В этой ранней картине чувствуется сильное влияние Филиппо Липпи (к 1406-1469),
у которого учился Боттичелли

Мадонна с книгой(Мадонна Libro) 1483г, темпера на панели, музей Полди Пеззоли, Mилан, Италия

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем c.1490-1495г, темпера на холсте Галерея Палатина(Дворец Питти),Флоренция, Италия

Поклонение Mладенцу 1480-1490г, темпера на панели, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Мадонна Моря
Академическая Галерея. Флоренция.

В образах более поздних Мадонн, созданных под влиянием аскетических проповедей Савонаролы, печальный и разочарованный художник отходит от стремления найти воплощение вечной красоты. Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза - полными слез. Эти лица еще можно сравнить со средневековыми образами Богоматери, но в них нет торжественного величия Царицы Небесной. Скорее это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие.