Ренуар художник картины с названиями. Семь самых известных картин огюста ренуара

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в городе Лимож, Франция. Мальчик вырос в большой семье портного Лео Ренуара и его жены Маргерит, урожденной Мерле. В 1844 году семейство Ренуаров перебралось в Париж. В школе Огюст заслужил репутацию жизнерадостного, но серьезного ребенка. Уже тогда обнаружил художественные способности и много рисует.

Преподаватель музыки Шарль Гуно, впоследствии ставший знаменитым композитором, считал, что Огюст должен обучаться пению, и привлек его к воскресным выступлениям в хоре церкви святого Евстафия. Но пение не привлекало юношу.

В тринадцать лет Ренуар начал путь живописца на Севрской мануфактуре работа заключалась в том, что должен расписывать белый фон маленькими букетиками цветов, за которые получал по пять су за дюжину. Вся посуда предназначалась для Востока. Мастер строго следил за тем, чтобы каждое изделие имело клеймо Севрского завода.

Когда Пьер стал чувствовать себя немного увереннее, то отказался от изображения букетов и начал писать фигуры, за ту же нищенскую плату. Свидетельством того, что его росписи нравились, стало прозвище «Рубенс», которым его наградили подмастерья. В этой мастерской Ренуар проработал четыре года, зарабатывая небольшие деньги.

В семнадцать лет юноша лишился заработка. Печатный декор оказался быстрее и дешевле ручной работы. Тогда Ренуар начал расписывать веера. Затем нашел новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор. В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, написал маслом портрет своей бабушки. С 1862 года Огюст обучался в ателье Глейра. Единственным положительным моментом краткого пребывания в мастерской оказалось знакомство с Моне, Сислеем, Базилем, Писсарро и Сезанном.

В лесу Фонтенбло Огюст пишет пейзажи шпателем, техникой, заимствованной у Курбе. Влияние Курбе чувствуется и в картине «Диана». Зимой 1863 года Ренуар работал в парижской мастерской Базиля и написал его портрет, «Базиль перед мольбертом». Палитра у художника светлеет, мазок становится подвижным и легким, начинает работать в импрессионистской манере.

В Шайи Огюст встретил Лиз Трео, которая стала его любимой моделью. Там пишет «Лиз с зонтиком». Тогда же исполнен парный «Портрет четы Сислей». «Лиз с зонтиком» обратила на себя внимание критиков на Салоне 1868 года. Один недостаток, картина плохо размещена.

В конце шестидесятых годов Ренуар начинает работать вместе с Эдуардом Мане. Желание писать модель на пленэре не покидало обоих художников. Оно привело их в купальню «Гренуйер», «Лягушатник», где собрано все необходимое для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи: гребцы и купальщики, единство поэзии жизни и поэтичности самой натуры.

В отличие от картин Мане, в пейзажах Ренуара всегда присутствуют человеческие фигуры. Его краски становятся все более легкими и светлыми, манера свободнее. В целом же его полотна представляют собой разноцветные пятна с расплывчатыми силуэтами. На Салоне 1870 года художник выставляет «Купальщицу» и «Алжирскую женщину», неплохо принятые критикой.

С началом войны с Германией Ренуар, получив повестку, уехал в Бордо, где приписался к десятому полку легкой кавалерии. Но при первой же возможности художник возвратился в Париж. Благодаря дружбе с Дюран-Рюэлем, который приобрел многие его работы, Ренуар смог купить большую мастерскую в Париже и с успехом выступил в Салоне Отвергнутых в 1873 году.

В следующем году становится одним из организаторов и участников первой выставки импрессионистов. На этой выставке в ателье Надара показано пять его картин: «Танцовщица», «Ложа», «Парижанка», «Жнецы», «Голова женщина». Ренуара ругали меньше других. Ему даже удалось продать «Ложу» за 425 франков.

В большой картине «Завтрак гребцов» впервые появилась молодая девушка Алиса Шарига, ставшая вскоре женой Ренуара. Эта картина принадлежит к той же категории, что и «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Прогулка на лодках в Шату». Сделана еще одна попытка запечатлеть оживленную людскую толпу в радостной атмосфере, насыщенной солнцем. В 1879 году на Салоне выставлен «Портрет мадам Шарпантье с детьми». Ренуар добился успеха.

Особое влияние на творчество Ренуара оказывают путешествия. В 1879 году посещает Северную Африку, в 1880 году выезжает в Гернси, в 1881 году в Италию. Ренуар утверждал, что живописи нужно обучаться в музеях. Побывав в музеях Лондона, Голландии, Испании, художник совершенствует свою технику, сохраняя живописность с плавными переходами тонов при доминанте зеленоватых и серо-голубых цветов. Вместе с тем линия на его картинах становится более жесткой и отточенной. Постепенно возвращается к конкретным предметным образам.

Отдав дань праздничным сценам городской жизни, пейзажам и изображению цветов, Ренуар переходит к обнаженной натуре, где доминирующими цветами становятся розовый и персиковый. Женские образы Ренуара привлекают своей красочностью, колоритностью, необычайно живым выражением лиц. Программной работой великого художника может с полной уверенностью считаться картина «Нагая женщина, сидящая на кушетке».

В 1898 году Ренуар покупает сельский дом в Эссуа близ Труа, на родине жены. Через год первый тяжелый приступ ревматизма заставляет художника провести зиму на юге. В 1900 году художник переселяется на юг Франции, в Кань, и живет в своем домике на склоне горы Колетт. Несмотря на мучающий его артрит, продолжает рисовать, вновь возвращается к пейзажам, рисует цветы, пробует заниматься скульптурой.

Манера его становится более классической, и вместе с тем в его картинах сохраняются легкость, воздушность и неповторимый колорит красок. В 1907 году «Портрет мадам Шарпантье с детьми» оказался продан за девяносто одну тысячу франков. В шестьдесят шесть лет художник, наконец, обрел достаток и мог спокойно отдаться любимому творчеству.

Французский художник Пьер Огюст Ренуар вошел в историю мировой живописи не только как основатель импрессионизма, но и певец гармонии мира, наполненного солнечным светом, буйством природы, улыбками женщин, ощущением ценности жизни. Его картины проникнуты радостью бытия, ощущением счастья. Как говорил сам художник: «Для меня картина... должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых». 25 февраля, к 173 годовщине со дня рождения живописца, предлагаю рассмотреть 10 его шедевров.

Первым настоящим шедевром Ренуара стала «Лиза с зонтиком» (1867).

Молодому живописцу всего 26 лет. На этой картине изображена подруга Огюста, с которой был знаком с 24-летнего возраста. Лиза Трео была моложе Ренуара на шесть лет. Девушка очаровала художника своей непосредственностью, свежестью и загадочным выражением глаз: то ли нимфа, то ли русалка. Привлекательный образ девушки в белом платье контрастирует с меняющимся фоном картины. Игра света и тени позволяет глубже понять и эмоции художника, и настроение его натурщицы. Лиза задумчиво склонила голову под ажурным зонтиком, защитившись от солнечного света, а может быть, девушка не хочет открыто показывать свои чувства живописцу. Из истории известно, что Лизу Трео и Пьера Огюста Ренуара связывали романтические отношения, но художник отказался на ней жениться. Для Ренуара была одна страсть – искусство. Критики отмечали нововведения в технике портрета: до этого француза никто не писал в полный рост некоролевских особ и не придавал особое значение фону картины.
«Лиза с зонтиком» имела успех на выставке 1968-го. До 1972-го Пьер Огюст еще дважды использовал девушку в качестве натурщицы для своих картин. Так родились «Одалиска» (1870), «Женщина с попугаем» (1871).

Следующим шедевром стала «Ложа» (1874).

На картине изображена пара в ожидании представления. Лицо женщины обращено к зрителю, в то время как ее спутник смотрит в бинокль, возможно, на других дам. Немного взволнованное лицо женщины передано поджатыми губами и блеском слегка погрустневших глаз. Она задумалась на миг, какой спектакль их ожидает, или ей неприятно такое поведение своего кавалера. А возможно, и она пришла в оперу показать себя, и ее чувства при этом естественны – ни тени кокетства на свежем лице, спокойный взгляд. Эта картина стала одним из символов импрессионизма.

Серия портретов известных французских актрис конца XVIII века в творчестве художника заслуживает отдельного внимания. Неоднократно изображал Ренуар Жанну Самари – актрису французского театра «Комеди франсэз». Мастер восхищался красотой ее кожи, блеском глаз, лучезарной улыбкой и с удовольствием переносил эти жизнеутверждающие краски на полотно Ренуар. Сама же Жанна не раз подчеркивала, что Пьер связан с женщинами только посредством кисти, передающей все ощущения. Самари посвящено 4 портрета художника. Из них хотелось бы остановиться на двух полотнах: «Портрет Жанны Самари» (1877), хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, и «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878), хранящийся в Государственном Эрмитаже.

Глядя на первый портрет, зритель видит улыбающееся лицо молодой женщины, задорный взгляд и чувствует азарт жизненной силы и энергии. Кажется, еще минута-другая, и наша героиня или рассмеется, или заставит улыбнуться зрителя.

«Портрет актрисы Жанны Самари» написан годом позже и показывает нам ее во весь рост. Она изображена на фоне японской ширмы, ковра и пальмы, в светлом бальном платье, оттеняющем перламутровость кожи, выделяющем красивое лицо в обрамлении пушистой золотистой прически. Актриса смотрит на зрителя, а ее фигура слегка наклонена, создавая впечатление приближения, и, хотя ее руки сложены вместе, но не сжаты, кажется, что в любой момент могут раскрыться для объятий. Отсутствие камерности и статичности в портрете – одно из новаторств Ренуара.

Впечатляют и пейзажи великого художника. Ренуар предпочитал изображать не просто мирную природу, а жанровые сценки из быта сельских тружеников, рыбаков, естественно отдыхающих людей. Таковы знаменитые «Большие купальщицы» (1884–1887).


Чтобы написать каждую из ундин, художник сделал множество эскизов и варьировал позы девушек. Внимание его сосредоточено на трех главных фигурах, размещенных на первом плане: юная девушка, стоящая в воде, которая доходит ей до бедер, схвачена в момент, когда она собирается обрызгать водой двух своих обнаженных подруг, оставшихся на берегу. Любитель пышных форм, Ренуар показывает естественную красоту женского тела, как сам любил повторять художник: «Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст».


Картина Ренуара «Обнаженная» (1876) – это настоящий гимн красоте женского тела в понимании художника. Его цель – показать прекрасное в облике современной женщины, ничего не меняя и не исправляя в нем. Ее красота не в идеализации пропорций и форм, а в свежести, здоровье и молодости, которыми буквально дышит картина. Обаятельность «Обнаженной» проистекает из упругих форм теплого тела, мягких черт округлого лица, красоты кожи.

На полотнах Ренуара много красивых женщин со здоровыми, розовощекими младенцами. Настоящий гимн материнству выражен в одноименной картине начала 1886-го. На ней изображена интимная сцена в саду: на скамейке, удобно расположившись, молодая женщина кормит своего малыша. Сколько спокойного, благородного достоинства в ее лице!


В конце 80 – начале 90-х гг. XVIII века к Ренуару пришло общественное признание, в том числе и от государственных чинов. Его картина «Девушки за фортепиано» (1892) была приобретена для Люксембургского музея. Несмотря на то что полотно было заказным и художник несколько раз принимался за работу, сюжет получился легким и непринужденным, а трогательная сценка занятий музыкой в богатых апартаментах не вызывала раздражения ни у публики, ни у критики.

Говоря о творчестве Ренуара, стоит упомянуть полотна, посвященные его детям. Таковы, кроме вышеупомянутой картины «Материнство», на которой изображена жена Ренуара с первым сыном Пьером, еще и «Пьер Ренуар» (1890) и «Играющий Клод Ренуар» (1905).

На картине «Играющий Клод Ренуар» (1905) изображен самый младший сын художника, которого все домашние называли Коко, за игрой в солдатиков. Тот же безбрежный мир детства, игра фантазии, мимолетность движений и дум.

Пьер-Огюст Ренуар считается одной из ведущих фигур в импрессионизме. За все время он создал больше тысячи полотен. Художник был настолько предан живописи, что даже будучи прикованным к инвалидному креслу, он писал картины кистью, привязанной к руке.



Ренуар мог и не стать художником. Мальчиком пел в церковном хоре, и преподаватель всерьез настаивал, чтобы его отдали учиться музыке. Однако когда родители заметили, как красиво их сын рисует углем на стенах, то они отправили его в подмастерья. Он расписывал фарфор в мастерской господина Леви.


13-летний Ренуар работал невероятно быстро и качественно. Хозяин мастерской не знал, радоваться ему или огорчаться. «Мальчишка! А зарабатывает такие деньги!» - вздыхал он. Господин Леви и понижал ставку юному дарованию и переводил его на сдельную оплату, но все равно Пьер Огюст работал с такой скоростью, что в скором времени заработал столько денег, что их хватило на покупку дома для родителей.


Когда Огюст Ренуар оказался в доме Рихарда Вагнера, он сумел написать портрет прославленного композитора всего за 35 минут.


Несмотря на то, что творчество Ренуара относят к импрессионизму, художник не вгонял себя в четкие рамки какого-то определенного стиля. Он экспериментировал. После изучения живописи Ренессанса манеру работы художника оказали влияние картины Рафаэля и других мастеров той эпохи. Этот период его творчестве называют «энгровским» (производное от имени лидера европейского академизма XIX века Жана-Огюста-Доминика Энгра).


Последние 10 лет XIX века искусствоведы определяют как «перламутровый» период Ренуара. Именно тогда живописец активно экспериментирует с цветовыми переходами, сохраняя при этом свой индивидуальный стиль. Его картины наполнены своеобразной игрой света и особым обаянием.


В 1897 году художник неудачно упал с велосипеда, сломав руку. На этом фоне у него развился ревматизм. Еще через 13 лет у Ренуара случился приступ паралича, который приковал его к инвалидному креслу. Но желание создавать картины помогало художнику жить. Он просил служанку привязывать кисть к руке и продолжал творить.


Слава и всеобщее признание пришли к Ренуару только в последние годы его жизни. Когда в 1917 году картину «Зонтики» выставили в Лондонской национальной галерее, художнику стали приходить сотни писем. Люди, которые видели его полотно, поздравляли Ренуара с успехом: «С того момента, как Ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи».

В 1919 году, за несколько месяцев до своей кончины, уже парализованный Ренуар прибыл в Лувр только для того, чтобы увидеть свою картину в художественном музее.


Ренуар продолжает попадать на полосы газет даже в XXI веке. В 2009 году на блошином рынке женщина купила картину за 7 долларов. Позже оказалось, что «Пейзаж на берегу Сены» принадлежит кисти Ренуара и оценивается в сумму от 75 до 100 тысяч американских долларов.

Не только картина Огюста Ренуара, но и прочие произведения искусства по иронии судьбы попадали на блошиные рынки. Эти

Выдающийся французский живописец, скульптор, график Пьер Огюст Ренуар прожил длинную и плодотворную жизнь. За свою жизнь он создал более тысячи живописных произведений, цена которых на аукционах сегодня составляет от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов.

Семья и детские годы

Родился Пьер Огюст Ренуар 1841 года в небогатой многодетной семье портного. Он был шестым ребенком. Когда он был совсем маленьким, семейство перебралось в Париж, где и вырос Ренуар. С раннего возраста он был вынужден начать зарабатывать на жизнь, но родители нашли ему дело по душе. Как рассказывал брат Огюста, родители увидели, как мальчик рисует углем на стенах, и решили отдать его в подмастерья в цех по росписи фарфоровых изделий. Руководитель церковного хора, в котором пел мальчик, всерьез настаивал, чтобы его отдали учиться музыке, так как у него были отличные задатки. Но Огюсту повезло, в мастерской он научился основам декоративного искусства росписи и почувствовал влечение к изобразительному искусству. По вечерам он смог посещать бесплатную школу живописи.

Обретение призвания

В 1861 году Ренуар поступает в Школу изящных искусств, усердно работая в мастерской по а позже по росписи вееров, он смог накопить денег на учебу. Также Огюст посещает мастерскую Ш. Глейера, в которой он учился рядом с А. Сислеем, К. Моне и Ф. Базилем. Он часто ходил в Лувр, где его больше всего вдохновляли работы А. Ватто, О. Фрагонара, В. Буше.

В начале 60-х годов Ренуар сближается с художниками, которые позже станут основой сообщества импрессионистов. С 1864 года, окончив обучение, Ренуар начинает самостоятельно работать. В это время он пробует себя в разных жанрах и останавливает свой выбор на наборе, которому останется верным всю жизнь, бытовые сценки, обнаженная натура и пейзажи. Огюст Ренуар, произведения которого в этот период еще находятся под влиянием барбизонцев, Курбе, Коро, Прюдона, постепенно вырабатывает собственную манеру письма.

Поиски пути в искусстве

После окончания учебы художник Пьер Огюст Ренуар отправляется в трудное плавание по завоеванию славы и обеспечению дохода. Наступают времена нищеты, поисков и бурной парижской жизни. Ренуар много общается со своими друзьями по студии: Сислеем, Базилем, Моне, они горячо дискутировали о путях нового искусства и об авторитетах. Для молодых художников большой величиной был Э. Мане, который в середине 60-х годов стал близким к группе будущих импрессионистов. Огюст Ренуар, произведения которого пока не имеют спроса, очень много пишет с натуры, группа товарищей часто выезжает на пленэры. Денег у художника было очень мало, и он делил квартиру то с К. Моне, то с А. Сислеем.

Импрессионизм и Ренуар

Начало 60-х годов - это время становления импрессионизма. Молодые художники, вдохновленные работами стремятся найти новые выразительные формы, стараясь преодолеть академизм живописи предыдущих эпох. 70-е годы стали временем созревания импрессионизма. В 1874 году состоялась первая выставка художников новой школы, которую назвали по работе К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце». На ней Ренуар показывает шесть полотен, в том числе «Ложа» и «Танцовщица», но успеха он, как и вся выставка, не имел. Импрессионизм провозглашал новую философию и технику, важной становится особая колористика, художники стремятся передать на полотне сиюминутное впечатление от явления. В это время Огюст Ренуар, произведения которого также созданы в стиле импрессионизма, очень много работает, он создает целую плеяду шедевров: «Бал в Мулен де ла Галетт», «Качели», «Обнаженная в солнечном свете». Постепенно пути импрессионистов и Ренуара расходятся, он перестает участвовать в выставках сообщества, предпочтя идти собственным путем. В конце 70-х - начале 80-х годов Ренуар приобретает определенную известность, а вместе с ней заказы. Он пишет картины, которые выставляет в Салоне, в частности, работу «Чашка горячего шоколада», «Портрет госпожи Шарпантье с детьми». Такая выставка давала возможность получить заказы, которые необходимы бедному Ренуару. Также в это время он пишет знаменитые работы: «Бульвар Клиши», «Завтрак гребцов», «На террасе».

Годы славы

Продажа картин позволила Ренуару путешествовать, он посещает Алжир и Италию, пишет немало пейзажей. Также он получает возможность жить за городом, где у него постоянно была натура. Галерея картин Ренуара Пьера Огюста пополняется такими работами, как «Зонтики», серия «Танцев», «Большие купальщицы». Годы с 1883 по 1890 год называют «энгровским» периодом, так как художник находится под некоторым влиянием этого живописца. В это время становится наиболее популярным Пьер Огюст Ренуар. Жизнь и творчество художника обретают стабильность. Он смог достичь приличного дохода, среди его заказчиков немало представителей новой буржуазии, его картины выставляются в Брюсселе, Лондоне, Париже. В это время он очень много путешествует, наслаждается жизнью и много работает. Ренуара всегда отличала высокая работоспособность, он испытывал настоящее удовольствие от живописи и отдавался делу сполна.

«Перламутровый» период

Последнее десятилетие 19 века называют «перламутровым» периодом художника. Огюст Ренуар, произведения которого сохраняли свою индивидуальность, начинает экспериментировать с цветовыми переходами, что придает картинам особое обаяние. В этот период художник создает такие шедевры, как «Сын Жан», «Весна», «Фигуры в саду», «Натюрморт с анемонами». Эти работы наполнены особым светом и мастерством большого художника.

Последние годы жизни художник страдал от болезни, это мешало ему писать, хотя он и создает целый ряд значительных работ. Но он отдавал в это время предпочтение скульптуре.

Частная жизнь

Биография Огюста которого находятся в лучших музеях мира, небогата событиями. Хотя в его жизни было немало женщин, он много писал с женской натуры, но он был счастлив в браке. Он женился в 1890 году на Алине Шариго, девушке крестьянского происхождения, которая спокойно относилась к увлечениям мужа. Она родила Ренуару троих сыновей, один из которых, Жан, стал знаменитым кинорежиссером 20 века.

Счастливую жизнь Ренуара омрачали болезни, он никогда не отличался крепким здоровьем, но после травмы руки в 1897 году, у него развился артрит, который привел к почти полной обездвиженности в конце жизни. Но, превозмогая боль, Ренуар продолжал работать до самого последнего дня жизни. Умер художник 2 декабря 1919 года.

Неизвестные и интересные факты биографии

Огюст Ренуар является кавалером и офицером Почетного легиона, награды он получил за свои достижения в живописи в 1900 и 1911 годах.

Ренуара стала работа «Бал в Мулен де ла Галетт», которая была продана с аукциона за 78 миллионов долларов.

Самая большая коллекция работ Ренуара была собрана Альбертом Барнсом, который был буквально одержим художником. Он покупал даже слабые ученические работы, кроме того, в его собрании немало работ «перламутрового» и «красного» периодов и редкие картины последних лет жизни.