Символы китая. Символы Китая – Дракон, Феникс, Цилинь, Черепаха, Цапля

Лет пять назад в преддверии праздника жизнь бурлила лишь на вокзалах, а остальной город, казалось, уходил в глубокое подполье. И если бы не канонады фейерверков, то ничто не выдавало бы «веселье в самом разгаре». Все-таки это праздник семейный, интимный. Но даже он не смог избежать влияния современной жизни. Мы попытались разобраться, как новогодние традиции китайцев изменились в 21-м веке.

Генеральная уборка (春节大扫除)

Большая уборка. Источник: 海城资讯网

За неделю до Нового года в китайских домах начинается Большая уборка. Кажется, что этого момента ждали целый год: несмотря на погодные условия, хозяйки (или их помощницы) моют окна, стирают подушки и одеяла, избавляются от хлама.

В последние годы Большая уборка в крупных городах стала распространенной услугой. Вместо того, чтобы отмывать кондиционеры, вытяжки и покрытую ровным слоем масла печь самостоятельно, проще пригласить профессионального уборщика, вооруженного современными техническими и химическими средствами. Услуги по Большой уборке предлагают как частники, так и профильные компании. Стоимость зависит от города, площади квартиры и набора услуг: в Нанкине, например, компании предлагают уборку от 300 юаней за 60 кв. м, в Ханчжоу — от 350 юаней, услуги независимой обойдутся дешевле.

Корпоратив (公司年会)


Няньхуэй. Источник: 励志

Для большинства организаций и компаний новогодняя вечеринка уже превратилась в обязательный элемент Праздника весны. Однако китайский няньхуэй имеет мало общего с принятым у нас форматом корпоратива. Проводится он обычно заранее — самый пик приходится на время за 10-14 дней до кануна, так как многие сотрудники берут дополнительный отпуск до Нового года.

Мероприятие необязательно проходит в вечернее время: оно вполне может начаться в обед и завершиться к концу рабочего дня. Как правило, арендуются банкетные залы отелей. Среди обязательных элементов — шоу-программа и конкурсы, а также розыгрыш (红包). От няньхуэя никто не ожидает безудержного веселья: все-таки Новый год — прежде всего семейный праздник.

Существует огромный рынок услуг по организации няньхуэев : от продажи тематических сценариев, поиска и оформления помещений и до шоу-программ и видео-съемки. Однако появляются и более современные решения — например, специальные приложения, которые помогают подготовить и провести корпоратив с помощью мобильного телефона: от рассылки приглашений и регистрации пришедших до видео- и музыкального сопровождения и различных конкурсов (также с применением мобильных телефонов). Стоимость услуг такого мобильного «мастера няньхуэев » — от 2000 юаней для 50 гостей и до 12 500 юаней для 1000 гостей за один вечер.

Возвращение домой (春节回家过年)


Дорога домой. Источник: 点力文秘网

Многие китайцы после окончания школы покидают родной город или село и возвращаются домой лишь раз в год, чтобы встретить с семьей Праздник весны. Скоростные поезда в значительной степени упростили задачу: теперь добраться из Гуанчжоу до родного Чанша можно за три часа, а не за восемь. Да и число рейсов возросло в разы: билеты, конечно, стоит покупать заранее, но ситуация не , как даже в начале 2000-х.

Культурный разрыв преодолеть намного труднее: возвращаясь из большого города, молодой человек или девушка сталкиваются с необходимостью соответствовать стандартам. Предполагается, что они смогут продемонстрировать родственникам определенный уровень дохода (а значит подготовить соответствующие подарки) и готовность продолжить род (привезти знакомиться будущего супруга или обрадовать семейство скорым пополнением).

Для многих молодых людей именно отсутствие потенциального спутника жизни становится основным стрессом новогоднего воссоединения. Некоторые даже прибегают к услугам фальшивых бойфрендов и герлфрендов, лишь бы избавить себя от ритуала «когда же ты, наконец, выйдешь замуж или женишься». Аренда временного спутника на Новый год дорожает: в обычное время день будет стоить 600-1000 юаней , во время праздников — от 1000 юаней. Конечно, существуют определенные риски, но, видимо, иногда это лучшее решение для сохранения мира в семье.

Семейный ужин (团圆饭)


Ужин в кругу семьи. Источник: 台词网

Семейный ужин — это святое. К нему готовятся заранее: многие люди среднего возраста по-прежнему соблюдают традиции — балконы современных жилых районов часто с середины декабря «украшены» домашними колбасами и вяленым мясом. Да и многие молодые люди, вернувшись домой, присоединяются к лепке пельменей и активно делятся результатами своего труда в соцсетях.

Однако и подготовка новогоднего ужина перестала быть прерогативой семьи: некоторые решают избавить себя от хлопот и приглашают профессионального повара. Существует огромный выбор приложений для телефона, с помощью которых можно заказать услуги домашнего повара. Стоимость будет зависеть от репутации повара, выбора блюд и размера семьи. В Шанхае новогодний стол «под ключ» для 15-20 человек будет стоить от 2000 до 9000 юаней.

Петарды и фейерверки (烟花爆竹)


Уборка улиц после взрыва петард.

Символизм присутствует в жизни народа любой страны, даже самой цивилизованной и высокоразвитой. С момента зарождения цивилизации человеку была свойствена вера в волшебную силу различной мистической атрибутики - амулетов, идолов, оберегов, талисманов. Чаще всего в их роли выступали изображения элементов живой природы, в первую очередь - реальных и мифических животных.

У каждого народа существуют свои верования о влиянии сил природы на жизнь людей. В Китае это - знаменитое учение Фэн-шуй («ветер» и «вода»). Талисманов Фэн-шуй, активизирующих различные виды энергии, привносящей в жизнь человека позитивные перемены, существует великое множество. Некоторые из них, за тысячелетнюю историю своего существования, стали своеобразными символами Поднебесной империи.

Дракон 龙 lóng

Один из любимейших символов, который обязательно должен быть изображен с драгоценным «аксессуаром» - жемчужиной мудрости в лапах. Дракон - божественный покровитель самого императора. Невзирая на свою устрашающую внешность, этот мифический персонаж являет собой доброту, абсолютную гармонию, мудрость и величие. Обязанность дракона - обеспечить своему владельцу финансовый успех, удачу в бизнесе и построении карьеры, защитить от недоброжелателей.

По преданию, Дракон имеет тело змеи, брюхо лягушки, рога оленя, глаза зайца, уши коровы, золотую чешую карпа, хвост и лапы тигра. Дракон, ставший со временем символом всего Китая, возник как собирательный образ животных, окружавших первобытных охотников. Черты кабана, лошади, верблюда, змеи слились воедино, и получился дракон, изображение которого остается неизменным уже четыре тысячи лет.

Первые рисунки драконов были найдены на гадательных костях и панцирях черепах.

По китайским народным верованиям, дракон — повелитель водной стихии — дарил людям влагу. Он щедро орошал поля тех, кто верно ему служил, защищая крестьян от неисчислимых бедствий.

В иерархии китайских божеств дракон занимал третье место после неба и земли. Его изображали в самых причудливых формах. Глаза дракона похожи на кроличьи, а уши — на коровьи; у него растут длинные усы; туловище походит на тело змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы имеют орлиные когти. Встречается и другой вариант: голова дракона, как у верблюда, усы, как у зайца, глаза, как у быка, шея, как у змеи, брюхо, как у ящерицы, чешуя, как у карпа, когти, как у орла, лапы, как у тигра. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; дракон, охранявший сокровища.

Народная фантазия создала множество разновидностей драконов — повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управляются драконами, которые не поднимаются в небо. Они известны под названием: желтый дракон (хуан лун), змеевидный дракон (цзяо лун), извивающийся дракон (пань лун). Чуть ли не все непонятные явления природы люди стали связывать с проделками дракона. Его изображали в облаках и в тумане или в волнах, чтобы создать представление о способности вызывать ветер и волны. Он взмывал в небо и парил в облаках, скалил клыки и выпускал когти.

Китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон» . Императорский трон именовался «драконьим престолом». На гербе государства красовался дракон.

Легендарный правитель Китая Фуси ввел, по преданию, чины и ранги для чиновников и каждому из классов назначил особого драконьего покровителя. Так, парадные халаты чиновников высшего, седьмого ранга украшал вышитый золотыми нитками дракон лун, у которого на лапах было по пять когтей. Одеянию менее высокопоставленных лиц приличествовал дракон ман, обладавший всего четырьмя когтями.

Драконы разделялись не только по числу когтей. На высшей ступеньке драконьей иерархии стояли драконы, умеющие летать. У них в подчинении находились духи-драконы. Затем — земные драконы: они когда-то были летающими, но по разным причинам потеряли такую способность. Замыкали список подземные драконы, в чью обязанность вменялась охрана кладов.

Один «современник драконов» Ван Чун рассуждал таким образом: «Дракон имеет форму. Если он имеет форму, то может двигаться. Если он движется, то должен есть. Если он ест, то имеет материальную природу. Существо, имеющее материальную природу, реально».

Драконов существовало великое множество — от гигантских до совсем крошечных. Рассказывали даже о драконе величиной с мизинец — эдакий дракончик-с-пальчик.

Изображение дракона в Китае можно было увидеть повсюду: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги). В разное время, особенно часто в мае и июне, проходили религиозные процессии в честь дракона — "Моления о дожде". Составным элементом такой процессии был танец дракона. Рядом с мифическим чудовищем колыхались знамена различных цветов: желтые и белые символизировали ветер и воду, черные и зеленые — тучи. На пути процессии раскладывали костры — на них сжигали "жертвенные деньги".

Феникс 凤凰 fènghuáng

Прототипом красной птицы Феникс стал священный символ древних египтян - птица Бену. Феникс (кит. Фен-хуан) символизирует бесконечность бытия и воскрешение в огне после смерти. Он олицетворяет также добрую удачу и возрождение духа человека в нелегкой вечной борьбе против искушений и сложностей материального мира.

Цилинь 独角兽

С легкой руки первых миссионеров, преследовавших благую цель - адаптировать китайский фольклор к европейским представлениям о фауне Востока, цилиня стали называть китайским единорогом. Описания цилиня в мифологии Китая весьма противоречивы.

Различают, как минимум, шесть «пород» этого чудо-зверя, из коих наиболее популярным является кирин. Он главенствует над всеми животными, обитающими на суше, а в Фэн-шуй олицетворяет божественное единство двух начал, пробужденное сознание, внутреннее умиротворение, благородство и мудрость.

Черепаха 龟 guī

Флаг КНР 五星红旗 wǔ xīng hóng qí

Флаг Китая представляет собой красное полотнище (пропорции 2:3), в левом верхнем углу которого изображено пять пятиконечных звезд желтого цвета. Одна звезда больше, чем остальные – символизирует Коммунистическую партию Китая, а четыре маленьких желтых звезды - четыре класса населения: крестьян, рабочих, интеллигенцию и буржуазию.

Правда, существуют также и другие интерпретации этих звезд: некоторые считают, что они означают Ханьцев и 4 других народности Китая (самых распространенных), или, например, коммунистическую партию и другие партии Китая. Но исторически это не подтверждено. Единственное, что объединяет все эти интерпретации, так это то, что в любом случае 5 звезд символизируют единение и сплочение народа Китая. Почему красный цвет? Дело в том, что он символизирует революцию 1949 года, ведь именно тогда было образовано КНР и принят этот флаг.

27 сентября 1949 г. именно этот вариант флага был утвержден как официальный флаг КНР. Стоит заметить, что был проведен большой конкурс, на котором были представлены и другие варианты флагов. Один из них, например, на красном фоне изображал одну большую желтую звезду, а под ней три линии. Три линии символизировали три главных реки Китая – Хуанхэ, Янцзы и Чжэцзян, красный цвет – цвет пролитой во время революции крови, а большая желтая звезда – Коммунистическую партию Китая. Но этот вариант не был принят, так как три линии были восприняты как нечто, разобщающее население.

Гимн Китая

Гимн был написан в 1935 году поэтом Тянь Хань и композитором Не Эр. Впервые он был использован в качестве официального гимна КНР в 1949 году на международной конференции в Праге. Во времена культурной революции 60-годов Тянь Хань был арестован и гимн был запрещен. В это время официальным гимном КНР была композиция 东方红 (Dōngfāng Hóng) "Красный восток".

В 1978 году "Марш добровольцев" был вновь принят в качестве официального гимна, но с другими словами. Поддержки народа новые слова гимна не нашли, и поэтому в 1982 году было принято решение восстановить в качестве государственного гимна "Марш добровольцев" 1935 года.

Марш добровольцев 义勇军进行曲 yìyǒngjūn jìnxíngqǔ

Слова гимна

起来!不愿做奴隶的人们!
Qĭlái! Búyuàn zuò núlì de rénmen!

把我们的血肉,筑成我们新的长城!
Bă wŏmen de xuèròu zhùchéng wŏmen xīn de chángchéng!

中华民族到了最危险的时候,
Zhōnghuá Mínzú dào liǎo zùi wēixiăn de shíhòu,

每个人被迫着发出最后的吼声。
Měigerén bèipò zhe fāchū zùihòu de hŏushēng.

起来!起来!起来!
Qĭlái! Qĭlái! Qĭlái!

我们万众一心,
Wŏmen wànzhòng yīxīn,

冒着敌人的炮火,前进!

冒着敌人的炮火,前进!
Mào zhe dírén de pàohuŏ, Qiánjìn!

前进!前进!进!
Qiánjìn! Qiánjìn! Jìn!

Перевод гимна

Вставай, кто рабом стать не желает!
Из своей плоти Великую стену поставим!
Для судьбы нации грозный час наступил,
И из груди рвётся клич наш последний:
Вставай! Вставай! Вставай!
Нас миллионы, но сердцем мы едины,
Под огнём канонады смело мы в бой пойдем,
Вперёд! Вперёд! Вперёд!

Государственный герб Китайской Народной Республики
中华人民共和国国徽
zhōnghuá rénmín gònghéguó guóhuī

Создателем герба КНР является известный архитектор Лян Сычэн. Государственный герб Китайской Народной Республики представляет собой ворота Тяньаньмэнь (Ворота небесного спокойствия) в красном круге. Над воротами изображены 5 желтых звезд, как и на флаге. Красный круг окружен колосьями пшеницы – символом крестьянства и аграрной революции в Китае. А внизу, под воротами, находится зубчатое колесо, которое символизирует рабочий класс. 20 сентября 1950 года он был утвержден в качестве официального герба Китайской Народной Республики.

При репосте или копи-пасте ссылка на оригинал обязательна. За картинки и фото спасибо Pinterest и Internet.

Цивилизационная автономия Китая не вызывает сомнения. Китайская культура необъятна и прекрасна. При этом мы категорически мало о ней знаем. Во-первых, языковой барьер трудно преодолим (изучающие китайский язык подтвердят, как сложно выучить необходимое количество иероглифов, чтобы свободно читать научную и художественную литературу). Во-вторых, чтобы понять китайскую специфику, необходимо отойти от европоцентричности(забыть, например, запад и восток - это не справа и слева от Европы) - что очень сложно сделать, ведь изучение происходит в первую очередь по книгам русских и европейских авторов. Тем не менее, давайте попробуем погрузиться в историю и символику, возникшую в рамках китайской цивилизации.

Возможно, ни в одной стране мира не относятся так ревностно к цвету, как в Китае. Скрытый смысл черного, красного, желтого будет преследовать вас повсюду.

Все «десять тысяч вещей» в природе имеют свой цвет. В реальной жизни мы встречаем огромное количество цветов и их оттенков. Как доказали ученые посредством анализа цветового спектра, в мире существует более 10 млн различных цветов. Но для китайцев дело обстоит гораздо проще: они считают, что базовыми выступают всего пять цветов, а именно: черный, красный, синий, белый и желтый. Эти цвета признаны «чистыми» (открытыми, беспримесными), а все остальные представляют собой не более чем различные комбинации упомянутых базовых цветов, смешанных в разных количествах и пропорциях. Китайцы называют такие цвета «смешанными». «Чистые цвета» знаменуют верность традиции, устойчивость, постоянство и благородство, в то время как «смешанные цвета» считаются вульгарными и даже низкопробными. Так, в Древнем Китае по цвету женской одежды можно было определить, кто из женщин является супругой, а кто наложницей. Согласно установлениям, женам следовало надевать одежду только «чистых цветов», а наложницам разрешалось носить наряды «смешанных цветов».

Почему китайцы выделяют именно упомянутые выше пять цветов? Это продиктовано представлениями об устройстве мироздания. Символику цвета следует рассматривать через призму традиционной системы пяти элементов. Так, китайцы поделили мир (и все его составляющие) на пять категорий: дерево, огонь, металл, вода и земля. Каждый из элементов являлся символом жизненных процессов, протекающих и в человеке, и в во вселенной. Цвета также являются частью этой системы.

Давайте представим на секунду, что окружало Китай в древности.
На востоке — бескрайние леса долины нижнего течения Хуанхэ. Стихия востока — дерево, цвет — сине-зеленый . Ему соответствует молодость, весна, ветер.
На юге — жаркое солнце, стихия юга — огонь, его цвет — красный . Это цвет радости, счастья, лета.
На западе — высочайшие горные вершины Азии. А в предгорьях когда-то добывали металлы. Поэтому западу и соответствует металл. Для китайцев долгое время запад ассоциировался с опасностью — в горах жили воинственные племена, предки тибетцев, с запада приходили кочевники. А холодные снежные вершины определили и цвет- белый . Оттуда дуют холодные ветра, это цвет траура, осени.

Север ассоциировался с водой и черным цветом — там, на север от Великой равнины, текли неведомые темные реки (не случайно по-китайски Амур звучит как Хэйлунцзян 龙江 — река черного дракона). Север также символизировал зиму и луну. Но это не цвет траура — это цвет сокровенного превращения (как зимой природа отдыхает, но таит в себе пышное пробуждение и рост весной). И потому китайские ученые носили одежды черного цвета.
И, наконец, центр - это Китай , ему соответствует желтый цвет. Эта связь легко объяснима: почвы в Китае — лессовые, желтого цвета (состоят из спрессованных мельчайших частичек песка, принесенного ветром из пустынь Центральной Азии).

Желтый цвет символизирует Центр мира, Поднебесную империю. Желтый - это обозначение элемента Земля, обладающего свойствами плодородия, питания и превращения, ведь семя, брошенное в землю, прежде чем вызреть, подвергалось изменениям в процессе роста. Центр, земля - это были проявления «изначального», подвергающиеся измнениям в «круге жизненных превращений». Эти свойства распространялись и на цветовую гамму. Указывая на Поднебесную и землю, желтый цвет означал стабильность, плодородие, опору, закон, успех и вечность, а также связывался с императорской семьей. Во времена династии Цин одежду желтого цвета имел право носить только император. Из мифологических персонажей, соответствующих этому цвету, можно назвать Желтого (императорского) дракона с пятью когтями (что указывает на власть над всем миром) и Желтого императора Хуан-ди (первого правителя, объединившего под своей властью большую часть Китая).


В феодальном Китае желтый цвет считался самым почитаемым, чему существует несколько объяснений. По одной из версий, китайцы принадлежат к монголоидной расе и имеют желтоватый оттенок кожи, поэтому любовь к желтому цвету у них просто «в крови». По другой версии, именно потому, что Китайская цивилизация зародилась в бассейне реки, которая носит название Хуанхэ (Желтая река), эту реку называют «матерью» всех китайцев. Кроме того, первое протогосударство в Китае сформировалось в районе Лессового плато, в центральной части бассейна Хуанхэ, где земли отличаются высокой плодородностью. Ведь эта река на протяжении тысячелетий регулярно разливалась, оставляя лессовые наносы и постепенно формируя аккумулятивную равнину. Лессовое плато является колыбелью китайской нации и одновременно - неотъемлемой составляющей китайской культуры, а потому желтый цвет плодородных наносов наделен в Поднебесной особым значением.



На протяжении долгого времени в Китае считалось, что только императоры или очень знатные особы имеют право носить желтую одежду и аксессуары. Желтый цвет символизировал благородное происхождение и избранность, поэтому и парадная одежда императора с изображением дракона - мифического прародителя китайской нации, а также императорский дворец были именно желтого цвета. При династии Цин (1636-1911 гг.) император жаловал желтые куртки-«магуа» (куртка, надеваемая поверх халата) в качестве знака отличия имевшим значительные заслуги чиновникам. В народе желтый цвет ценили и уважали, так как это - цвет золота. В связи с этим в языке появилось немало слов и выражений, связанных с желтым (золотым) цветом. Например, китайцы наделили слово «золотой» переносным значением «счастливый, благоприятный» и стали называть так те периоды развития и жизни государства, которые характеризовались стабильностью и процветанием: «золотая эпоха».

Как такового синего и голубого цвета в цветовой гамме китайцев не существовало, они сливались с зеленым. Сине-з еленый (цин) обозначал восток, по природной сущности представлял ветер, по элементу относился к стихии дерева. Свойствами дерева являются способности к росту (переходу от пассивной инь к активной ян), и, следовательно с рождением новой жизни.



Божественным персонажем здесь выступают Бирюзовый дракон (Цинлун), который являлся защитником от нечисти и часто изображался на благопожелательных картинках как источник различных богатств. Синий цвет, с одной стороны, является символом Неба (храм Неба всегда покрывался черепицей цвета небесной лазури, такого же цвета должна была быть одежда сановников, участвовавших в поклонении небу), но с другой считался приносящим несчастья. Ведь ветер непостоянен, хотя может быть гуманным и справедливым. Дракон также обладает мудростью и огромной силой, но может, помимо благ, нести и разрушение.


Синий - это самый непостоянный цвет, который может в любой момент измениться. Иногда он «превращается» в зеленый - цвет Природы, полной жизненной энергии и сил, а иногда - в сине-зеленый или темно-синий цвет (иссиня-черный), может превратиться в фиолетовый.

Красный символизировал юг с буйством жизни во всех ее проявлениях, соответствуя стихии огня (максимальная жизненная сила и активность) и Солнцу. Огню и всему, что с ним соотносится, свойственны жар, зной, стремление вверх. Мифологическим животным здесь выступает Красная птица (Феникс), означающая мудрость, красоту, благоприятствование, а персонажем - Огненный император Янь-ди (Шень-Нун), научивший людей растить хлеб, и являющийся богом-целителем по ассоциации, что солнце - это жизнь. Поэтому в наиболее радостные моменты жизни китайцы предпочитали красные одежды, например, невеста и свадебная атрибутика всегда была красного цвета, передавая жизненную силу солнца и огня. Такая сила отпугивает злых духов и приносит удачу в дом и гармонизирует общую атмосферу. Если на руку ребенка, считали китайцы, намотать красную ниточку, она защитит малыша от сглаза.



Выражение 红火 (красный огонь) означает, что твоя жизнь развивается как красное пламя. И это очень хорошо! 火了 означает «популярный», а 火爆 (огонь и взрыв) — место с кучей народа или книгу/фильм с элементами боевика. Напомним, что красный — традиционный цвет для китайских праздников и вечеринок.
Китайцы считают красный цвет цветом торжества, празднеств, свадеб. В представлении китайцев этот цвет выступает символом радости, благодатных знамений, успеха и праздника. Во время свадебной церемонии невеста, по традиции, должна быть обряжена в красное одеяние, а в праздник Весны (Новый год по традиционному китайскому календарю) китайцы клеят на двери домов парные иероглифические надписи с благопожеланиями, написанными на красной бумаге, повсюду развешивают красные фонари. Награждая отличившихся в учебе и труде, китайцы преподносят красные цветы.



Когда какое-то предприятие или производство, добившись прибылей, выплачивает своим акционерам дивиденды, это называется «разделить красную прибыль». Красный цвет олицетворяет энтузиазм, справедливость и символизирует полноту энергии. Если у человека на щеках румянец, то этот человек здоров и бодр. Представления китайцев о красном цвете, его значении и отношении к нему китайцев прекрасно отражены в таких фильмах знаменитого китайского кинорежиссера Чжан Имоу, как «Красный гаолян» и «Зажечь красные фонари».

Белый цвет олицетворял запад - место, где царят хаос и гибель живого. Этот цвет противоречив: он называл природную сущность - холод и стихию - металл (символ начинающегося упадка от ян к инь), и ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Животным запада является Белый тигр (Байху), который с одной стороны - владыка губительного для человека мира, а с другой - охранитель людей от злых сил и страж страны мертвых. Поэтому изображение белого тигра часто является оберегом, и поэтому часто встречается на разных декоративных и бытовых предметах.


Белый - это цвет, связанный со старостью, осенью, увяданием, т.е. завершение цикла и выходом за грань мира. Поэтому белый цвет в одежде означает траур, и подчеркивает значение предметов как связанных с похоронами.


Черный цвет являлся цветом севера и связывался с чем-то таинственным, хотя и нес оттенок смерти (зима). Элементом для этого цвета являлась вода (как минимальное проявление активности, пассивная инь), обладающая свойствами текучести, прохлады, способности к движению назад. Здесь основным персонажем является воин Сюаньу, «черная черепаха», представляющий собой симбиоз змеи и черепахи, а также отождествляемый с мифическим правителем Чжуань-сюем, положившим разделение (разорвавшим связь) между землей и небом, отчего люди перестали подниматься на небеса.


Тайна - это удел ученых, змея - мудрость, черепаха - долголетие, вода - проникает повсюду, помнит все. Из этих образов складывается определение черного цвета - познание и ученость, углубление в непознанное.

Теперь, я надеюсь, наше представление о цвете в китайской клуьтуре стало более обширным. Во второй части символика цвета будет раскрыта в быту и повседневности.
А сказка о китайской культуре не заканчивается, впереди нас ждут также орнамент, узоры и традиционные костюмы.

Список литературы:
Цвет в Китае.

Китайские символы являются неотъемлемой частью одной из древнейших культур на земле. Чтобы понимать, насколько «стар» Китай, как государство, достаточно обратить внимание на тот факт, что одни лишь письменные исторические источники охватывают период времени в три с половиной тысячи лет.

А есть ведь еще и устные предания, и археология. Именно поэтому китайские символы (картинки различных символов представлены ниже) фактически относятся к религиозно-этической системе, которая действительно формировалась тысячи лет, закономерно переживая определенные метаморфозы, но никогда не меняясь по своему существу.

Китайские символы и их значения своими корнями уходят глубоко в историю Древнего Китая, еще в так называемый «доимперский Китай» (этот исторический период завершился в 221 году до нашей эры). Позже на смену династиям Ся, Шан и Чжоу пришли Цинь и Цин, при этом традиционные китайские символы (фото этих символов во множестве представлены в Сети, а некоторые мы разберем в рамках данного материала) не изменили ни техники написания, ни значения, сохранив суть, образность, культурный колорит. Разумеется, эпоха «Имперского Китая» (вплоть до 1911 года) внесла в этот семантический пласт свои коррективы, но это вовсе не значит, что древние китайские символы (их значение в частности) что-то потеряли. Напротив, до эпохи «Нового Китая» культура этого древнего народа неустанно обогащалась, собственно многие традиционные учения живы в Китае до сих пор. Чего только стоят письмена «Книги Перемен», известный на весь мир даостский символ Инь-Ян, и конечно иероглифы.

Так или иначе, но китайская символика – одна из древнейших на образных систем планеты, как минимум, на это указывает официальная археология. Наиболее известные китайские символы – иероглифы – зародились еще в середине I тысячелетия до нашей эры. Например, медные монеты из Лояна в виде мотыги датируются как раз V-III веками до н.э. На этих монетах мы видим китайские символы (фото представлено ниже), которые очевидно стали «прародителями» современной нам иероглифической системы, которая, кстати, потом не менялась почти полторы тысячи лет. Разумеется, начертание несколько отлично, но – в минимальной степени, различия аналогичны различиям между, скажем, скандинавскими и венедскими рунами. Но, конечно, в отличие от рун китайская символы и их значение принципиально отличаются от того, что привычно нам. Ведь здесь образы не абстрактны, а конкретны, они теряют в глубине, но приобретают в широте, так сказать.

В XIII веке Чингисхан и его монгольские орды вторглись в Китай, взяв Пекин в кратчайшие сроки (ну да, тогда ведь «великой китайской» еще не было). Но китайская символика (значение символов, их написание, сакральный смысл) остались неизменны даже после десятилетий монгольского гнета. В итоге, китайские символы, картинки которых мы видим в древних книгах, в росписи храмов, на археологических артефактах, действительно несут в себе существенную часть культуры, которая сохранялась в относительно неизмененном виде тысячелетиями (официальная версия китайских историков говорит о нижнем пределе в 5 тысяч лет). В этом смысле китайские иероглифы – символы наиболее знаменитые. Важно отметить, что иероглифическая письменность (ее также называют идеографическая, собственно, это «более научный» вариант) уникальна по той простой причине, что в отличие от письменности алфавитной здесь каждому знаку приписывается конкретное значение, причем не только в плане фонемики. При этом китайские иероглифы – символы, которых насчитывается несколько десятков тысяч, что, мягко говоря, в тысячи раз превосходит любую другую языковую систему по количеству структурных элементов. Но здесь нужно отметить, что современная китайская письменность (байхуа) в большей степени – разговорная, хотя от этого включенные в нее иероглифические знаки не теряют своей глубины и образности. Сегодня именно байхуа считается в Китая официальным. Хотя при этом вэньянь, так называемый «классический китайский», который практически не используют с начала XX века, был значительно ближе к первоисточнику.

Символика китайской живописи – это отдельная тема, которой мы посвятим немало материалов. Дело в том, что символика китайской живописи не менее уникальна, чем язык этой страны, пожалуй, китайских живописцев справедливо будет назвать истинными мастерами образности. Конечно, всем известные такие графические образы, как цветущая сакура, гора Фудзи. Анималистические жанры еще более оригинальны и глубоки, ведь именно здесь мы встречаем знаменитого китайского дракона (в различных вариациях и ипостасях) и демонов-лисиц, которых нет ни в одной другой культуре. Не удивительно, что символика китайской живописи является одной из наиболее актуальных тем для современных культурологических исследований.

Также особого внимания заслуживает символика китайских узлов и китайские символы года. Оба символических направления стали популярны в начале XX века, когда Китай стал вести «более открытую» внешнюю политику. Теперь китайские символы года едва ли не популярнее Зодиака и других гадательных систем. Здесь, конечно, стоило бы вспомнить о системе «Небесные ветви и Земные корни». Это древнекитайская гадательная (это если очень грубо) эзотерическая система, причем традиционные символы года – это скорее следствие «Небесных ветвей…», чем ее органичный элемент, но это уже тема другого разговора.

Символика китайских узлов не менее любопытна. Традиционные чжунгоцзе, «китайские узлы» на территории этой страны появились еще в эпоху палеолита, об этом говорят многочисленные археологические находки. Китайцы завязывали узлы «на удачу», «на память», «на любовь». Символика китайских узлов глубока и разнообразна и также заслуживает отдельной беседы. При этом нельзя обойти внимание китайские символы тату, которые сегодня можно встретить «у каждого второго». К сожалению, большинство подобных татуировок делается вовсе не территории Китая, поэтому ошибки встречаются излишне часто. Более того, китайские символы тату в самом Китае… как бы это сказать цензурно… в общем, не стоит ждать хорошего отношения от местного населения, если у вас на теле есть подобное изображение. В конце концов, это логично, ведь речь идет о чужой культуре. Кроме того, китайцы, как и славяне исконно свято верили в то, что тату – вовсе не необходимость, а сделанная до 33 лет она в любом случае приносит лишь вред. Именно поэтому китайские символы тату – это тема, которую даже не стоит затрагивать.