Технологическая культура и ее составляющие. Разработка урока технологии "технологическая культура"

2.1 Технологическая культура

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.

2.2 Человеческое общество

Проявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, - это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности.


Глава 3 Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе

Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления.

Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура - это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека.


Глава 4 Человек в мире технологической культуры

Для большинства людей ежедневная однообразная деятельность, направленная на добывание «хлеба насущного» - это тяжелая, неприятная часть жизни, разрушающая ум и личность. Там, где методы, допускающие практическое усвоение и входящие в самую сущность технической деятельности, в самоудовлетворяющуюся рутину, это усвоение способствует уже не обогащению жизни (посредствам гарантирования предварительных ступеней действий), а ее объединению. Труд без затрат духовных сил, становится самоудовлетворяющим – отмечает К Ясперс.

Рутинный труд неизбежно снижает возможности, и чем ниже уровень субъективности, тем необратимее меняется личность, которая становится винтиком технократии. Люди покорные своей судьбе, не способны быть субъектами собственной жизни, регрессируют более явно.

В сфере рынка труда они занимают низшую ступень, их удел – не требующий специального образования монотонный труд.

Высокоавтоматизированный труд, сводящийся к однотипному нажиманию кнопок или рычагов, длящийся годами, снижает способности интеллекта. Труд становится всё более безжизненным, что заметил в своё время Гегель, а способности индивида – все более ограниченными.

Другой негативной стороной увеличивающая спезиализациии труда в технократизированном обществе становится отчуждение как тотальное явление, распространяющимися на все проявление личности. Отчуждение возникает, когда субъектом труда становится сверхиндевидное целое. Это целое создает специфического и целесообразного для него индивида, необходимого для решения задач сверхцелого и и соответствующий спектр мировоззрений и совокупности индивидов. Человек отрицает как микрокосм, он обновляет и реализует как часть целого.

Отчуждение заключается не только в том, что работающий не видит продукта целиком, но и в том, что человек с рыночной доминант нравственно отчужден от изготавливаемого им продукта.

Ценность продукта определяется не только представлениями о реальной пользе или вреде, сколько рыночным спросом. Это, прежде всего, касается представителей высших эшелонов производства – крупных вкладчиков, управляющих и тому подобное. Технократическое общество отчуждает человека от культурных вершин, достигнутых на предыдущих стадиях его развития.

Самое страшное отчуждение, распространенное в техническом обществе западного типа отчуждение человека от самого себя, превращение себя в функцию.

Личность современного человека подвергается испытанию «дурной бесконечностью технического прогресса», ставящей перед ним ложные смыслы. Имеется в виду «дурная бесконечность как термин, предполагающий бесконечную и монотонную повторяемость одних и тех же свойств, проявлений, законов.

Социальная инженерия называет множество ролей в технологию их исполнения при почти полном забвении самости; распыление человека на производственные и социальные функции грозит полным уничтожением его субъективности.

Философы отмечают, что современный человек утратил способность рефликтовать в себе наличие внутреннего ядра, что облегчает возможность управления его поведением и вмешательства в систему его ценностей, навязывания ему чуждых функций.

Превращение человека в функцию, даже если ему удается при этом стать экспертом в своей области, не означает приобщения его к истиной мудрости. Общество не может с полным правом претендовать на роль мудреца, им может быть только конкретная личность.

Таким образом, являющаяся неотъемлемой частью технического прогресса специализация проводит к таким разрушающим субъективность феноменам, как монотонный, однообразный труд и тотальное отчуждение от продукта, от нравственности, от своей личности и, в конечном счете, от онтологии.

Еще один аспект проблемы личности в обществе технократии связан с переносом логики технологического прогресса в интер - и интрапсихическую сферу. Рационалистического бытие рождает рассудочное сознание, т.е, внешняя логика техноструктуры становится собственной внутренней логикой личности. Из этого следует, что человек (объект) не только внешне, но и внутренне становится частью технологического прогресса.

Творчески одаренный человек может поддаться технократическому буму, но это должно изменить его внутренний мир относительно незаметно и мягко. «Но бывает, что страсть к техническим приспособлениям заменяет (вытесняет) подлинный интерес к жизни и избавляет человека от всего того обширного набора способностей и функций, которыми он наделен от рождения», - отмечает Э. Фромм.

Сказочник Андерсен считал, что механизмы не способны возвысить человека и утешить его в тяжелую минуту. Напротив, во многих его сказках поэтически воспевается красота живых существ. Человек, предпочитающий искусно деланные вещи живому, поступает нелепо и обязательно наказан своей судьбой. В описании Андерсена он предстает иногда внешне весьма благополучным, но убогим в своей внутренней ограниченности. Наверное, нестоит смешивать людей эмоционально упрощенных, для которых техника – действительно уход от реального живого мира, и людей технически ориентированных, с активной рассудочной доминантой, которая проявляется как рациональная нравственность, хотя и те и другие одинаково предпочитают живому искусственное, одухотворенному – реальность, сделанную руками человека.

Безумное увлечение техническими приёмами приводит к усиленному росту популярности всевозможных, «одаряющих человека рецептом счастья: это учебные пособия, и по технике человеческих отношений (например, книга Дейла Карнеги. Которая обучает практически искусству лицемерия и т.д)

Естественно, сами по себе предлагаемые «рецепты» не таят особого зла. Возможно, что они приносят даже пользу: они как бы обобщают опыт по данным проблемам и дают человеку первоначальные ориентиры в сложных жизненных ситуациях.

Но настоящий их вред в том, что люди, не имеющие устойчивых жизненных ориентиров, легко внушаемые, воспринимают их как аксиому, за что рано или поздно жизнь, которая несравненно богаче, жестоко мстит. В подобных случаях мир превращается в совокупность артефактов: человек весь становится частью гигантского механизма, который находится, кажется в его подчинении, на которому он в то же время сам подчинен.

Свободное время, на первый взгляд. – феномен. Противостоящий издержкам цивилизации: специализации, монотонному труду, отчуждению. Однако более глубокий анализ показывает, что свободное время действует в том же направлении изменения уровня и направленности субъективности.

Увеличение свободного времени многие исследователи связывают с технической революцией и приписывают ему роль ведущей детерминанты человеческого сознания.

Но индивид, не имеющий самоорганизовываться, с низким уровнем субъективности. Воспринимает свободное время как оборотную сторону одиночества. Отторваности от технобытия или покорно принимает развлечения, способные развеять скуку, но не возвысить.

Печально, но факт: у человека нередко нет даже явного критерия оценки процесса своего жизнеформирования.

Свобода. Определяемая некоторым избытком жизненных сил и времени. Дарованным технократизацией, становится «страшным даром» цивилизации для слабых душ.

Чем слабее душа, тем страшнее не только в духовном, но и в физическом плане становится для нее не свобода.

Свободное время совсем не обязательно является источником разрушения личности. Оно может быть благом, наградой за титаническое усилия предков, источником всестороннего развития человека.

Парадокс, но свободное время для человека массовой культуры – феномен, разрушающий его субъективность. Однако подлинного субъекта оно неоценимый дар. Расширяющий возможности самосовершенствования.

И этот закон распространяется не только на феномен свободного времени любое проявление техноцивилизации может служить не умственному прогрессу, а раскрытию творческих возможностей. Не разрушению личности, а возвышению ее.

Если субъект не боится претворять в жизнь свою индивидуальность. То он рискует натолкнуться на социальное отчуждение и на отсутствие материальной поддержки. Мало того, что окружающие человека технические средства самим своим существованием человека принуждают его к определенному взгляду на мир, рационализм, активно прививается детям, воспитывается в них.

Наивность, дарующая непосредственное восприятие мира, романтизм способность к вере, присущие юной даме, - все это вытесняется, становится анахронизмом в масштабных целых культур.

Технократическая и рациональная конструкция не дают прорваться другим возможностям.

Свобода в том, что человек выбирает из рациональных схем наиболее подходящею ему и отвечающую его нравственным установкам, но беда в том, что он не может вырваться за рамки этих схем.

Таким образом, технократическое воплощение рационализма, несет в себе опасность не только для тех, кто лишен внутренних импульсов активности, но также и для индивидов, претендующих на субъективность.

Техническое развитие общества – путь тернистый связанный со множеством трудноразрешимых проблем. Специализация и совершенные технологии неизбежно связаны с монотонным. Отупляющим трудом для многих людей.

Технически организованная жизнь создает многоуровневое отчуждение от предмета производства, от общества и от самого себя.

Появившееся свободное время может стать плодородной почвой для адаптивного поведения. Человек должен видеть и понимать опасности технического развития общества. Но он не должен относиться к ним как к некому року.

Подлинный субъект бытия свободен от разрушающего влияния в любой, даже самой неблагополучной для него ситуации.

Социокультурные факторы связанные с прогрессом техники могут действовать на человека как дескрутивно, необратимо разрушая его субъективность. Так и конструктивно, служа средством возвышения личности.


Заключение

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

В настоящее время технологический этап развития общества призван установить приоритет способа над результатом деятельности. Поэтому обществу необходимо комплексно подходить к выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов и к оценке ее результатов. Основной же целью деятельности людей становится то, чтобы технологические возможности обслуживали человека, то есть изменение социальной, экономической и культурной жизни нашего общества таким образом, чтобы оно стимулировало развитие человека.

Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

В ходе совершенствования способов деятельности идёт становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причём, личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку её жизнедеятельность развёртывается в определённой культурной среде.

Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определённые достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры - это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления. Более того, основания оценки со временем меняются, а сами ценности девальвируются.

Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Можно сказать, что бытие культуры реализуется как бы в двух планах: высоком, специальном, элитарном, и обыденном, повседневном, массовом. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлены, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельных народов.


Список используемой литературы:

1. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.

2. Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. – 81 с.

3. Добрынина В. И. Актуальные проблемы культуры XX века, М., Знание, 1993 г.

4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. – 325 с.

5. Кнабе Г.С. Введение в общую теорию культуры. - М., 1994.

6. Кохановский. – Философия: учебник для высших учебных заведений / Ростов на Дону.: «Феникс», 1998

7. Учебный курс по культурологии.– Ростов-на-Дону, 1996

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994г

9. Ясперс К.Смысл и назначение истории М.,1991г


Кнабе Г.С. Введение в общую теорию культуры. - М., 1994.

Учебный курс по культурологии.– Ростов-на-Дону, 1996

Кохановский. – Философия: учебник для высших учебных заведений / Ростов на Дону.: «Феникс», 1998

Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.

Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. – 325 с.

Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. – 81 с.

Ясперс К.Смысл и назначение истории М.,1991г

В двух направлениях. С одной стороны, рос объем знаний и умений, что вело к отделению их от мифологии и магии. С другой стороны, расширялся и совершенствовался «вещный», предметный инвентарь технологической культуры. Технические знания долгое время - вплоть до эпохи Возрождения - имели, в основном, чисто практический характер. Постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о...

Т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления. Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое...




Функции философии. Она более не стремится дать универсальное знание о мире, включить в этот мир человека, а также имеющееся научное знание. Ее структура вообще не требует универсальности, системности и всеохватывающего характера. Соответственно, познавательная, методологическая и мировоззренческая функции философии утрачивают прежнее значение. В то же время возрастает значение критической функции...

Сущность и содержание технологической культуры

Технология как культурный феномен

Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры:

Техника.

Наука.

Инженерия.

Становление и развитие технологической культуры

1.Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) малоразвит. Знаковый код - больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности.

2. Рост техники - умений и знаний, предметного инвентаря.

3. Технические знания. Сначала - о правилах, затем - о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий.

4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» - создаваемой с помощью науки.

5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой.

6. Сближение науки с практикой - ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры.

Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука - ее интеллектуальную «душу», а инженерия - ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе».

Особенности технологической культуры:

1.Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы).

2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре).

3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре.

4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология).

Приложение 443

5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности.

Техника - любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное).

Предметная - материальные средства человеческой деятельности.

Исполнительская - способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология).

Различия между приводными и техническими объектами:

Функции техники в культуре

1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры.

2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач - ответ на «социальный заказ» культуры.

3. Создание инструментария культуры - средств и способов деятельности.

4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи.

Образ техники в культуре

Образ техники - существующее в культуре представление о ней.

♦ В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами.

♦ В античные времена: творение разума, изобретательский талант - дар богов.

♦ В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов.

♦ С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса.

♦ Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX века (луддизм).

♦ Национальные различия образа техники.

♦ В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян.

♦ После Октябрьской революции - восхваление могущества техники.

♦ В XX веке - борьба двух тенденций - техницизма (технофилии антитехницизма (технофобии ). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм - как зло.

Приложение

Опасности технического прогресса:

1. Обеднение духовной жизни человечества.

2. Превращение человека в раба техники.

3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек - не часть природы, а ее господин.

4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой.

5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей.

Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса:

1. Развитие науки и инженерии.

2. Развитие духовной и социальной культуры.

3. Совершенствование системы управления обществом.

Наука

Наука - три смысла:

♦ особая совокупность знаний;

♦ особый вид деятельности;

♦ особая отрасль общественного труда.

Научное знание - его особенности:

1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой.

2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений.

3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях.

4. Логическая строгость, точность и однозначность.

5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука - логически упорядоченная система.

Научная деятельность

Главный вид - исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т. п.

♦ Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.

Наука как отрасль общественного труда

Учреждения и организации - институты, лаборатории, академии...

♦ Система научных коммуникаций - научные издания, журналы, патентная служба, конференции...

Приложение 445

♦ Дифференциация профессий и специальностей.

♦ Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция.

Периодизация развития науки

1. Iвек до н. э. - XVI век н. э. - период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе.

2. XVI-XVII века - эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII-XIX века - классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4. XX век - постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й половины XX века - огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

Социокультурные ориентиры науки

Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза.

Автономия и социальный контроль. Автономия науки - для свободы выбора тем, методов, целей исследования - условие ее развития. Но социальный контроль - чтобы исследования не наносили вреда обществу.

Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности.

Отношение общества к науке

До Нового времени наука в общественном мнении - занятие чудаковатое и непонятное.

♦ В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, - рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм - реакция на эту силу.

Инженерия

Специфика инженерной деятельности

Практическая деятельность - знание применяется для изменения реальной действительности.

♦ Связана с решением технических задач.

♦ Требует научных знаний.

Инженерия - соединение науки и практики.

Приложение

Историческая эволюция инженерной культуры

Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники. В роли когнитивной основы - мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука).

♦ Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars - искусство созидать новое.

♦ Эпоха Возрождения - развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной - рационально-научная инженерия.

♦ В Новое время - рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии.

♦ XX век: инженерия - одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии. Стадии развития инженерного дела:

1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов {почему так, а не иначе).

2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки.

3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми.

Сфера современной инженерии

В XX веке - выход инженерии за пределы ее традиционной сферы - промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т. д.

Инженерия в широком смысле

Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация.

Инженерия в широком смысле - любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов.

♦ С XX века - «постклассическая» инженерия.

Горизонты инженерной культуры

Дальнейшая экспансия и универсализация - выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно - включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии.

Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества.

Виды культуры

Технологическая культура

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура.

Под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности.

Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.

Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание образования подрастающего поколения. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование технологической культуры и готовности к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие.- М., 1996.-287 с.

Человеческое общество

Проявление различных человеческих качеств, способных преобразовывать окружающую среду, улучшать окружающий мир, -- это и есть то множество культур, которые воплотились в понятии "технологическая культура". С позиции современных понятий о развитии человеческого общества, в поле зрения которого рациональные способности человека, его творческий подход ко всему, что его окружает, его творческое самовыражение, понятие "технологическая культура" олицетворяет новый слой культуры, указывающий на высокий уровень способностей и научных знаний в осуществлении человеком любого технологического процесса или проекта как в социальной, так и в производственной сферах деятельности. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. - 325 с.

Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе

Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые технологии, ведущие к изобилию и процветанию общества. В свою очередь, стандартософия, совместно со стандартизацией должны обеспечить создание и внедрение в практику эффективных инструментов воздействия на производства, на процессы ресурсорасходования и ресурсосбережения, на совершенствование социумов и на защиту сфер существования от всевластия техники.

Непрерывность образования, как явление технологизации общества и распространения научных знаний, стали ведущим фактором развития, расширили сферу применения технологии.

Овладеть технологической культурой в условиях технологического образования означает овладеть функциональными методами и способами усвоения технологических знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной деятельности. Являясь интегративной основой технологического образования, он включает в себя два основных компонента - процесс проектирования и процесс изготовления.

Воспитание технологической культуры человека в учебном процессе связано и с этической проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его нравственности, разумности и ответственности. Технологическая культура -- это еще и этика, это новая философия, философия нового видения мира. Стандартософии может стать объединяющей и централизующей усилия наукой об оптимальных взаимодействиях различных аспектов технической цивилизации между собой и с окружающей средой и будет способствовать установлению возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации между собой и с окружающей средой с установлением возможных и необходимых ограничений на техническое развитие цивилизации во взаимосвязи с атмо-, гео-, био- и ноосферами. В свою очередь, стандарт станет документом, систематизирующим знания о действительности, так как гигантские перемены, произошедшие с нашей планетой, со времен каменного века касаются особенно экологии, а в последние десятилетия и биологии. Последствия технологической деятельности человека на планете (например, парниковый эффект, природные катаклизмы, загрязнение водоемов, вследствие разлива нефти и др.) требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека. Галенко С.П. Концептуальные основания политики образования в России// Культура.- Цивилизация.- Образование.- Тверь, 1996. - 81 с.

Слово "технология" происходит от греческого "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Оче­видно, что "логос техники" - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и преобразовательной дея­тельностью человека. Оно определяет место человека в приро­де и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура . Она определяет мировоззрение и самопонимание со­временного человека. Эта культура зародилась в недрах антро­пологической культуры. Человек - исследователь, систематиза­тор и создатель нового - черпал силы из своих же сил и уверен­ности. Мир человека постепенно становился центром его вни­мания, сферой его достижений. Возникали новые представле­ния об отношении к природе, новые средства познания, кото­рые уже перестали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в ес­тественные процессы. Так началось развитие технологической культуры.

При характеристике этой культуры нужно учесть два мо­мента. Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широ­кие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится при­чиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

В технологической культуре человек осознает себя не "царем природы", а властелином всего сущего. Прежде недос­тупное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.

Подкрепленная современными технологическими средст­вами (в том числе биотехнологическими) человеческая актив­ность диффундирует в сфере действия еще не открытых зако­нов природы.

Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих зако­нов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы техноло­гические "организмы" - системы взаимозависимых компонен­тов, действия которых направлены на достижение целей, по­ставленных их создателем.

Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотех­нологических реакций или ядерных реакторов - не сопостави­мы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.

Технологическая концепция реальности предполагает функционирование интегрированных систем, а не сочетаний случайных компонентов или факторов. Ключевыми для пони­мания сущности процессов и явлений в этом случае становятся понятия "биосфера", "техносфера", "ноосфера", "технологическая среда" и "экосистема". Современная реаль­ность понимается как реляционная сеть, создаваемая челове­ком, в рамках и за рамками естественных ограничений, на ос­нове телеологических рассуждений, функционального плани­рования и рационального осуществления запланированного. При этом все существующее представляется результатом целе­направленного построения, а не ограниченного роста.

Техническое и технологическое конструирование вызыва­ет к жизни, запланированному функционированию таких орга­низмов, которые могут рассматриваться в качестве серийной, постоянно повторяющейся детали системы. Созданные средст­ва-системы функционируют изначально рационально и целесо­образно

Стремление к систематизации, присущее технологиче­скому мышлению, наделяет системообразующие принципы ре­шающим значением. Современный человек убежден в том, что подобные принципы можно обнаружить в функционировании всего окружающего мира и что без них ни одна система не мо­жет существовать. В данном случае технологическое мышление обращается к идеальным структурам, склоняясь к некой заранее установленной "нормальности" процессов и явлений.

Технологическая культура обращена лицом к открытой цивилизации. Если в предыдущих универсальных культурах любая онтология базировалась на приведении всего к общему знаменателю, то сейчас она основывается на осознании спо­собности преодолевать установленные границы.

Технология, с одной стороны, это наука, а с другой сто­роны, практическая деятельность человека.

Ранее под технологией понималась совокупность процес­сов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого- либо вида продукции в сфере производственной деятельно­сти . Еще раньше Д.И. Менделеев давал более простое и дос­тупное определение. В ней он видел "отыскание способов про­изводства полезного из бросового, бесполезного" .

Оба эти определения неполные. М.Б. Павлова технологию определяет, как "...многоаспектное понятие, сочетающее в себе чел ыре сущностных характеристики - объект, знание, процесс и волю (мотивации, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда)" . Сегодня можно говорить о всеобщей технологии Причем она присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам (технология роста и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.).

Таким образом, в основе технологической культуры ле­жит преобразовательная деятельность человека, в которой про­являются его знания, умения и творческие способности , т.к. человек в настоящее время в состоянии оказывать влияние и на природные процессы.

Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промыш­ленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, до­суга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в соци­альном (широком) и личностном (узком) планах:

В социальном (широком) плане технологическая культу­ра - это уровень развития жизни общества на основе целесооб­разной и эффективной преобразовательной деятельности лю­дей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;

В личностном (узком) плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира

Технологическая культура является одним из фундамен­тальных компонентов общей культуры. Поэтому она выражает достигнутый уровень развития преобразовательной деятельно­сти человека и общества в целом.

Технологическая культура, являясь одной из универсаль­ные культур, оказывает влияние на все стороны жизни челове­ка и общества. Она формирует определенный (технологический) взгляд на природу, технику, общество и че­ловека и проявляется в технологическом мировоззрении.

Технологическая культура имеет гносеологические по­следствия и накладывает свой отпечаток на способ и характер мышления человека. Она определяет цели и задачи образова­ния подрастающего поколения, направленное на вооружение молодежи знаниями и умениями преобразовательной деятель­ности и воспитание необходимых личностных качеств.

В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов обретают но­вые звучания основные вопросы этики, идет процесс формиро­вания техноэтики.

В технологической культуре большую роль играет эстети­ка, которая способствует воспитанию эстетического отношения человека к процессу и результатам преобразовательной дея­тельности.

Интегральным выражением уровня технологической культуры является совокупность достигнутых технологий ма­териального и духовного производства, включающих в себя технологическую среду и способы преобразовательной дея­тельности.

Графически структуру технологической культуры можно представить следующим образом.

Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой следует понимать уровень развития преобразова­тельной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного произ­водства и позволяющий ему эффективно участвовать в совре­менных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа - общество - техносфера.

Технологическая культура является основой и важнейшим показателем уровня развития общества и производства, в т.ч. материального и духовного благополучия человека.

Технология как культурный феномен

Сущность и содержание технологической культуры

Целесообразная организация человеческой деятельности предполагает подбор необходимых средств и способов действий, планирование и выполнение определенной последовательности операций. Эта организационная сторона человеческой деятельности образует ее технологию .

Технология человеческой деятельности, в отличие от деятельности животных, не дана человеку «от природы», а представляет собою культурное явление. Ниша, занимаемая ею в культурном пространстве, – это область технологической культуры.

Технологическая культура включает в себя знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это ее смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторона – знаковый материал, в котором кодируются, объективируются ее смыслы.

Как и всюду в культуре, важнейшее место тут занимает вербальный язык – самая мощная из используемых людьми знаковых систем. Но в технологической культуре бóльшую роль, чем в других областях культуры, играют невербальные формы кодирования информации, в особенности – функциональные знаки , т.е. предметы и процессы, включенные в человеческую деятельность и несущие в себе информацию о ней (см. гл.2, §3). Технологическая информация далеко не всегда находит выражение в словах: люди часто не могут передать словами секреты своего мастерства, и их способы действий, умения, знания остаются запечатленными лишь в самих актах деятельности, в орудиях труда, инструментах, механизмах. Техника несет в себе знание, с помощью которого она создана, но чтобы вербализовать, изложить словами это знание, нужно рассматривать машину как «текст» и уметь «переводить» смысл этого «металлического текста» на человеческий язык.

Свои первые шаги технологическая культура делала в форме мифа и магии. Магические технологии – колдовские ритуалы вызова дождя, обеспечения удачи в охоте, спасения от злых духов и т.п. - опирались на знания, выраженные в мифологических представлениях о мире. Древняя «магическая» технологическая культура выражалась большей частью в умениях и навыках, ее предметный, материально-технический базис был очень узок, а ее «теоретическое обоснование» сводилось к мифам. Основную роль в содержании древней технологической культуры играла ее регулятивная (в значительной мере магическая) составляющая, тогда как когнитивная (в основе своей – мифологическая) была еще малоразвитой и ненадежной; знаковым материалом же, в котором воплощались и передавались технологические сведения и умения, были, прежде всего, действия людей, а изготовленные ими вещи – орудия труда, предметы домашнего обихода, амулеты и пр. – использовались как источники технологической информации в меньшей мере. Видимо, первобытные люди передавали друг другу технологические знания чаще путем показа, демонстрации действий, а не путем словесных объяснений.



Дальнейшее развитие технологической культуры шло в двух направлениях.

С одной стороны, рос объем знаний и умений , что вело к отделению их от мифологии и магии. Это сопровождалось разделением труда и возникновением профессий. Профессиональные знания и умения ремесленников, строителей, художников, врачей и т.д. древние греки называли словом «техне », что буквально означало «знание, умение, мастерство». В этом первоначальном значении слово «техника» в русском и других языках употребляется и поныне («техника ведения переговоров», «техника скрипичной игры»)

С другой стороны, расширялся и совершенствовался предметный инвентарь технологической культуры. Создавались новые и более эффективные виды орудий труда, изобретались различные приспособления и механизмы. Слово «техника» стало применяться и для обозначения этих материальных средств деятельности.

Технические знания долгое время – вплоть до эпохи Возрождения - имели, в основном, чисто практический характер и сводились к правилам , которых надо придерживаться при выполнении работы. Но постепенно в этих знаниях все больше места стали занимать сведения о свойствах материалов и приспособлений , применяемых в работе, о явлениях, происходящих в процессе производственной деятельности и функционирования технических устройств. Технические знания стали передаваться не только путем демонстрации и устных наставлений мастера своим ученикам, но и письменно, в т.ч. в книгах. Таким образом, постепенно зарождались начатки технической науки . Однако это были лишь разрозненные сведения и рекомендации. Свойства, явления, процессы описывались , но почти никак не объяснялись теоретически : не было теорий, на основе которых можно было бы дать такое объяснение.

В Новое время сложившееся в практической деятельности техническое знание сближается с созревшей в лоне философии теоретической наукой. В результате родилась наука в современном ее понимании. Астрономия, физика, механика, химия, биология обзавелись научными приборами, позволяющими проводить точные наблюдения и сложнейшие эксперименты. Умозрительные естественнонаучные концепции стали обрастать «плотью и кровью» экспериментальных фактов и превращаться в обоснованные практикой теории. А технические знания начали опираться на математику и естественные науки, теоретически обобщая на этой основе накопленный опыт. Это привело к тому, что они стали оформляться в техническую науку, которая за пару столетий превратилась в одну из самых мощных ветвей древа науки.

С начала Нового времени изменяется социокультурная роль науки . Отделившись от философии, наука сближается с практикой. Не только техническая наука, но и естествознание, и математика постепенно все больше ориентируются на решение утилитарных задач - главным образом, производственных и военных.

После промышленного переворота, давшего в XVIII в. толчок развитию крупной машинной индустрии, техника все больше сращивается с наукой и к ХХ в. насквозь проникается ею, становится по своему происхождению «научной». Время, когда малограмотный «умелец» мог сотворить чудесные технические открытия, безвозвратно уходит в прошлое. Усложнение технологии производственных процессов, превращение науки в теоретическую базу производства, необходимость опираться на научные знания при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации техники – все это выдвинуло на заметное место в обществе фигуру инженера .

Инженерия представляет собою особый тип деятельности, который лежит на стыке науки и техники . Это «промежуточная», соединяющая технику и науку область, где наука применяется для решения технических задач, а техника создается и используется с помощью науки.

Итак, технологическая культура складывается из трех основных компонентов – техники, науки и инженерии . Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука – ее интеллектуальную «душу», а инженерия – ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе». Эти компоненты технологической культуры можно представить схематически в виде «пластов», расположенных в культурном пространстве параллельно «когнитивно-регулятивной» плоскости (см. рис. 9.1).