Успехи современного естествознания. Архитектурная символика храмов

Архитектура – явление сложное. Она возникла и существует вследствие общественной потребности в ней. Постройки служат для практического использования и в то же время они являются (или должны являться) произведениями искусства. Поэтому одни склонны придавать большое значение практической стороне архитектуры, другие ее специфике, как особого вида искусства. Русский деревянный дом с древних времен представлял собой целый мир, и все его элементы составляли общую систему, отражающую представления о мироздании. Важной частью этой системы были деревянные резные украшения, которые укреплялись на фронтонах, пилястрах, наличниках, и которые являлись закодированной в устойчивых художественных образах и символах родовой коллективной памятью народа. Томичи украшали свое жилище с момента основания города, при этом сословие и состоятельность не имели большого значения. Безусловно, купеческие особняки и доходные дома были краше, но и бедные дома встречали приветливым узором наличников, причудливо вырезанными деталями крылечек, устремленными в небо коньками. Термин «декор» в архитектуре тесно связан с термином «орнамент», который состоит из сочетания полезного и красивого. В его основе лежит функциональность, а красота приходит вслед за ней. Орнамент не существует в виде самостоятельного произведения искусства, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, он представляет собой достаточно сложную художественную структуру. Являясь древнейшим видом изобразительной деятельности человека, он нес в себе символический и магический смысл, знаковость. Ранние декоративно-орнаментальные элементы могли являться только отвлеченными знаками, выражая чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Приступая к основной части сообщения, необходимо сказать следующее - это первая попытка систематизировать знаковую символику томского архитектурного декора, хранящегося в Музее деревянного зодчества или встречающегося в узорах деревянных домов на улицах города. При этом использованы литературные источники / Трудно дать точную дату возникновения того или иного знака. Орнамент мог возникнуть в верхнепалеолитическую эпоху. (15-10 тыс. лет до н.э.) В те далекие времена был он исключительно геометрическим, состоящим из строгих базовых форм, круга, креста и квадрата. Это универсальные формы. Изначально знаки выполняли лишь вспомогательные функции и наносились на невидимые части - днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и т.д. Постепенно знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться как художественная составляющая. В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определенный смысл. Рассмотрим первую группу знаков, которые часто употреблялись в деревянном зодчестве в качестве элементов декора. Символ «круг» - воплощение представлений о важнейших основополагающих качествах: абсолютное равенство, единообразие, бесконечность, вечность, круговорот. Круг ассоциировался с понятием небесного совершенства- Бог, Небо, Космос, Солнце. «Понятие «святости» и вместе с тем «чистоты», «белизны»пишет в частности В.И. Равдоникас,- в первобытном сознании увязывается с «небом» и его воплощениями в солнце, «луне».

p. 2

Отсюда изобразительная символика святости, божественности - круг, образ неба или солнца. Символ «круг»- солярный знак, древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации являлся одним из почитаемых и любимых. Так обозначался солнечный диск в Египте, Малой Азии, Месопотамии, языческой культуре Древней Руси. Знак «половинный диск» символизирует светило на восходе или на закате. В количестве лучей также заложена символика - числа 5 или 3, которыми отмечаются границы участков неба, третья часть неба - та условная область пространства, где солнце находится в полдень. Наиболее широко эти знаки встречаются в архитектуре Томска в Х1Х – начала ХХ вв. Архитекторы модерна также активно использовали этот знак. Символ «квадрат» - в отличие от круга связывается с идеей земного начала как места обитания человека. Своеобразная система координат, где выделены стороны света. Четырехугольник с крестом еще более усиливает это значение, образуя центр, ось координат. Небо-круг выступает как Бог-творец, тогда как земля-квадрат - творимое, производное, созданное при посредничестве креста. Символ «крест»- древнейший сакральный знак, происходящий от схематического изображения птицы, подчеркивающий идею центра, точка пересечения верханиза, правого-левого. Знак, упорядочивающий пространство, вертикальный стержень креста в первобытном сознании отождествлялся с Осью мира, Мировым Древом, соединяющим небо и землю. Его называют «знаком знаков» С доисторических времен служит религиозным, охранительным символом практически в каждой культуре мира. Скандинавы изображали молот Тора - бога грозы и войны - в виде Т-образного креста, он символизировал грозу, молнию и дождь. Крест был также атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. В христианском искусстве знак утвердился в качестве почитаемой эмблемы лишь в конце VI века. Он стал неотъемлемой часть церковной обрядности, а также одним их главных символов в искусстве, архитектуре. Существует довольно значительное количество разновидностей крестов, мы рассмотрим некоторые из них, чаще всего встречающиеся в нашей практике. Греческий равноконечный крест - самой простой формы, использовался в самых различных значениях как символ бога солнца, бога дождя, так и элементов из которых создан мир- воздух, земля, огонь и вода.

p. 3

Косой крест – очень распространенный мотив. Он встречается в разные эпохи от палеолита до Х1Х века. Напоминает первую букву написания имени Христа В зависимости от цвета имеет различное значение Синий или белый цвета – знак святого апостола Андрея. Часто употребляется в архитектурном декоре как декоративный элемент, а также как солярный знак, обозначающий Божественный огонь, сжигающий все плохое. Спираль - относится к числу древнейших знаков, имеющих громадное значение для орнамента всеобъемлющая формула, из нее древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий. Спираль воплощала основные закономерности природы, их взаимосвязь, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. Развитие всего в мире совершается по принципу спирали. Каждый виток - конец одного цикла и начало другого. Волюта – архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком (“глазком”) в центре. Часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко. Волюта восходит своими корнями к образу Мирового Древа. В архитектуре это прослеживается в капители, где волюта является важнейшим конструктивно-художественным элементом. Мотив волюты в капители мы встречаем уже в Египте и Греции. «Охранители» Древа, ибо в Месопотамии в виде волютообразных завитков изображали и рога небесных козлов или быков. Свастика (Несущая добро) - один из самых ранних символов, встречается у всех народов. Солярный символ, счастливый знак, плодородие, благополучие, щедрость, движение и сила солнца. В христианском изображении это не просто символ стихии, но того, кто распоряжается стихиями- вечного ветра, Святого Духа. Свастика является одним из самых древних и широко распространённых графических символов, который изображался многими народами мира на предметах повседневного быта, одежде, монетах, вазах, оружии, знамёнах и гербах, при оформлении церквей и домов Символ встречается с VIII тыс. лет до н. э.,

p. 4

предположительно из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в позднем палеолите. У свастики, как символа, много значений, у древних народов она была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия, и способна символизировать философские категории. Первые сведения о свастике как о христианском символе и варианте креста обнаружены в трудах ученого-иезуита аббата Ь.Мартиньи в 1865г. Символ «ромб» - считается, что знак в виде ромба в народной и древней орнаментике происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли. В скифо -сарматии он же обозначал Солнце, Мировое Древо. В различные исторические эпохи ромб символизировал Великую богиню, родительницу всего сущего. В позднейшие времена ромб стал символом плодородия. В христианской иконографии ромб сочетался с изображением Богоматери, кроме того, ромбы с крестами или растительными розетками, полусферы и равноконечные кресты – это символические знаки изображения Серафимов, Херувимов, Ангелов, Апостолов. В архитектурном декоре Томска ромб встречается в оформлении наличников, как один из орнаментальных мотивов. Символ «треугольник»- служил одним из символов Земли. В христианстве треугольник служил символом божества «всевидящее око», в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он связан с символикой солнечного культа. Треугольник в разных его модификациях обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в Х1Х-ХХвв. Заканчивая краткий обзор геометрических символов, необходимо сказать, что в христианской изобразительной системе они соответствуют отвлеченным, точнее Божественным понятиям: квадрат-твердость веры, круг-символ вечности или в ином значении - изображение Небесных сил. Они же составляют особую группу знаков - так называемые силовые Солярные «солнцеярые», знаки, их насчитывается около 144 видов. На протяжении нескольких тысячелетий мотивы декора, созданные древними цивилизациями, сохранялись и повторялись. Отметим также наличие в томском деревянном декоре и других орнаментальных мотивов. Один из них- это картуш.

p. 5

Картуш (cartoccio сверток, кулечек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка»], на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши возникли в период Возрождения на рубеже XV-XVI веков. В эпоху барокко и рококо картуши приобретают более сложные, часто асимметричные формы, на первый план выходят декоративные свойства элемента, который зачастую не несет никакого внутреннего изображения. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма. Распространившиеся в XVI-XVIII ст. картуши украшают парадные входы во дворцы. Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Меандр - идея вечного движения, бесконечного повторения, пришел к нам из Древней Греции. На смену древнему геометрическому орнаменту приходит так называемый плетеный орнамент. Мотив плетенки возник от вдавливания веревки в сырую глину, позднее в плетенку стали вплетать головы, хвосты, лапы животных, особенно это характерно для Скандинавских народов. Там же появляется мотив драконообразного животного. Дракон олицетворял молнию, считался покровителем жилья и огня. Змея - символ вечно восстанавливающегося мирового порядка. Появление растительного орнамента связано с искусством Древнего Египта Цветок лотоса - атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья.

p. 6

Дерево жизни (др.-рус. райское древо) - мифологический образ во многих культурах. В книжности и фольклоре это мотив, отражающий представления о библейском древе жизни посреди рая. Концепция Древа Жизни использовалась в религии, философии и мифологии. Обозначает взаимосвязь всей жизни на нашей планете и служит метафорой для общего происхождения в эволюционном смысле. Термин древо жизни может также быть использован в качестве синонима священного древа. Древо знания, связывающее небеса и подземный мир, а также древо жизни, связывающее все формы жизни, оба являются формами мирового или космического древа. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, божественное дерево, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост самого человека». Розетка (ромашка, маргаритка) пришла к нам из Древней Месопотамии. Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть сверху. По всей вероятности, розетка, ее круглая форма воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии – «все возвращается на круги своя». Фигура розетки оказалась наиболее устойчивой, и в декоративной народной резьбе по дереву является одним из основных элементов узора. По своему начертанию она близка к цветку. В розетке как бы воплотилась идея о связи животворящих солнечных лучей и обильного произрастания цветов и трав на земле. Интересно, что в Литве некоторые цветы (например, маргаритки и розы) считались цветами солнца. Круг с вращающимся расчленением (так называемое «сегнерово колесо») является графическим изображением вращающегося колеса-солнца Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка и символизирует она мужество. «Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона, а одним из славных подвигов Гильгамеша (героя месопотамского эпоса) была победа над чудовищем Хубабу- повелителем кедров». Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия). Акант, пальметты, кимы (набегающие волны из стилизованных листьев).

p. 7

Трилистник или крин - символизирует чистоту и непорочность Пресвятой Богородицы. В различные времена в орнаментику добавлялись все новые и новые символы. В любой сакральной традиции числа играют важную роль. Число три считается самым магическим и священным во многих культурах. Символ трех перекрещивающихся листов был найден 5000 лет назад в культуре индейцев, его значение стало известным с VIII века. В кельтской культуре тройка символизировала полноту, завершенность, совершенство - прошлое, настоящее, будущее; небо, земля, подземный (потусторонний) мир. Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять - знак высшего достоинства. Концепция троицы, тройственных божеств также универсальна и встречается практически во всех индо-европейских религиозных и мифологических системах. В христианском символизме Трилистник представляет собой Святую Троицу: отца, сына и святого духа. Круг посередине означает вечность, в то время как перекрещивающиеся линии символизируют неразделимость. Таким образом, Трилистник указывает на то, что Святое Семейство состоит из трех элементов: власти, чести и славы и они неразделимы в одном Боге. Языческая религия утверждает, что этот символ представляет жизнь, смерть и возвращение к жизни, как бесконечный цикл, так же как и три силы природы: земля, воздух и вода. Три круга символизируют женский элемент и элемент плодородия. Примеров обращения и активного использования томскими мастерами орнаментальных мотивов стиля барокко можно привести достаточно. Динамика сложных объемных форм, беспокойный ритм кривых линий, которые создают сложные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов почти полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты Узоры часто имеют С и S-образную форму. Как и геометрические фигуры использовались томскими мастерами сюжеты, традиционные для древнеславянской мифологии. Сирин - птица-дева, чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску, является лишь счастливым людям. Элемент, часто встречающийся в орнаментике европейской части России, в Томске существует едва ли не единственном экземпляре по адресу ул. Крылова,4.

p. 8

Звериный орнамент в эпоху средневековья был основой для создания композиций рельефов и был неиссякаемым источником для народного искусства. Звериная символика характеризует свойства нематериального мира, изображение коня свидетельствует о движении к Высшему Идеалу, Конь у славян символизировал бога солнца - Хорса и был его эмблемой. Олицетворение бога Солнца в виде коня повлекло изображение коня в резном убранстве крестьянских изб в качестве древнего охраняющего образа, привлекающего добро на хозяина дома. Конские головы- «коньки» украшали верх кровель Часто на резных наличниках и подзорах- конь с развевающейся гривой, похожей на лучи Солнца. Изображение рыбы - древний символ Спасителя, Изображение птиц - символ праведных душ. Водоплавающие птицы олицетворяли водную стихию. Русский язык сохранил нам тот смысл, который вкладывали наши предки, создавая свое жилище - улица -у лица, дверь-доверие, наличник- на лице. Фронтон в древней Руси назывался «чело», следовательно - края крыши, образующие треугольную форму с фасада- причелины. Смысл окна изначально отождествлялся с оком. Чистота ока в православном учении имеет большое значение, ибо глазами человек воспринимает свет Божий. В православной архитектуре окно-это вход Нетварного Света, поэтому все оформление, которое прилагается к оконному проему, несет охранную функцию. Дом для православного человека испокон веков считался малой церковью, и жизнь вся была связана с богослужением, церковным и домашним. Общий духовный настрой был молитвенным - прославляющим Бога. И мастер, изображая в резьбе птиц, цветы,

p. 9

геометрический орнамент помнил о Создателе всего живого и прекрасного, перенося свой духовный настрой в рисунок. Художественный язык деревянной резьбы развивался самобытно и самостоятельно, достаточно независимо от смены стилей появляющихся в художественных центрах. Он существовал параллельно с классицизмом, модерном и другими «большими» стилями, непринужденно и чутко откликаясь на изменение форм городского декора. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна, что дает возможность видеть стойкость культурных традиций в применении древних символов, элементов, украшавших жилища наших предков. Сегодняшний день, с его типизированным, штампованным строительством жилых домов уносит нас все дальше и дальше от рукотворной культуры русских мастеров, обрекая ее на забвение. Архитектура теряет не только гармонию и красоту, рвется тонкая связующая нить поколений. Уходят мировоззренческие знания, остается жилплощадь. Елена Ивановна Рерих прозорливо писала одному из своих адресатов «Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить от них внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. Не будет живой связи между холодным зрителем или слушателем и замкнутым творением. Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так, каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии». В следующих заметках мы расскажем о декоре томских домов и тех символах, которые можно увидеть, если внимательно присмотреться к орнаменту. Список использованных источников. 1.Ащепков Е. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М.: Изд.Академии архитектуры,1950 2. Багдасаров Р. Мистика огненного креста.М.:Вече,2005. 3. Буткевич Л.М. История орнамента.М.:Владос,2008. 4. Мартиньи М. Словарь христианских древностей.1865 5. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.,1987 6. Рерих Е.И. Письма. М.: МЦР,2003. Т.5. С,344 Боровинских Н.П. Уткина Е.Л.

Рассмотрение архитектуры в качестве системы знаков предполагает наличие "значения», то есть семантического измерения архитектуры. Это противоречит рассмотрению архитектуры исключительно с точки зрения функциональ­ности или формальной эстетики.

Для Эко (1968) архитектура базируется на конвенциональных пра­вилах, или кодах, так как архитектурные элементы есть "сообщение возможной функции" и в том случае, когда эта функция не реализу­ется. Даже явно ориентированные на выполнение определенной функ­ции архитектурные элементы, согласно Эко, представляют в первую очередь культурное образование.

Наряду с историко-архитектурной позицией, согласно которой значение архитектурных элементов выводится из исторических кодов, существует подход к семантике архитектурного знака, состоя­щий в анализе вербальных описаний, исходящих от "реципиентов" архитектурного сообщения. Так, Крамлен (1979) с помощью метода семантического дифференциала определяет значения, которые свя­зывают с архитектурными объектами потребители, а Эко (1972) вы­водит из описании "колонны" семантические компоненты этого архи­тектурного элемента. Подробно о семантике архитектуры пишет Бродбент (1980).

Бихевиористская модель Морриса. Модель архитектурного знака в категориях биохевиористской семио­тики Морриса формулирует Кениг (1964, 1970). С этих позиций архитектурный знак - это подготовительный стимул, который имеет следствием реакцию - определенный тип поведения. В качестве денотата этого знака Кениг описывает (1964) способ поведения потребителей.

Диалектическая модель Соссюра. В противоположность этой пози­ции Скальвини (1971) ссылается на соссюровскую модель знака как единства означающего и означаемого. Де Фуско (1971) связывает обе стороны этой знаковой модели с категориями "внешнее и внут­реннее пространство". Эко (1968) критикует триадическую модель архитектурного знака Пирса, Огдена и Ричардса, поскольку, по его мнению, в архитектуре невозможно провести различие между материальными носителями (символом, по Огдену и Ричардсу, или означаю­щим, по Соссюру) и знаковым объектом (референтом, согласно Огдену и Ричардсу), так как оба единства соотносятся с одной и той же физической реальностью. Эко (1972) развивает свою концепцию знака, используя введенные Елъмслевом различия между планом со­держания и планом выражения субстанции и формы и вводя дифферен­цированное различие между денотацией и коннотацией. Архитектурные морфемы, единства плана выражения соподчинены архитектурным семемам - единицам плана содержания. Семемы этих морфем состав­ляются из более мелких семантических компонентов, которые Эко описывает как архитектурные функции (денотативные - физические функции, коннотативные - социо-антропологические). Единства плана выражения также могут члениться на более мелкие морфологические компоненты.



Триадическая модель Пирса. Триадическая знаковая модель и ти­пология знаков Пирса послужили основой дальнейших разработок ар­хитектурной семиотики (Кифер, 1970; Арин, 1981) и семиотической архитектурной эстетики (Дрейер, 1979) в рамках штутгартской шко­лы (Бензе, Вальтер). В архитектурной семиотике также находит применение тезис Пирса о неограниченном семиозисе (Эко 1972) и близкий ему тезис Барта (1967) об отсутствии окончательных сиг­нификатов (означаемых). Если денотацию обозначить как имеющий границы первичный сигнификат (означаемое) (Эко, 1968), то из по­стулата о неограниченном семиозисе следует принципиальная без­граничность коннотации архитектурного знака (Эко 1972). В дис­куссии о денотации и коннотации архитектурного знака (Дорфлес 1969, Эко 1968, Зелигман 1982, Скальвини, 1971, 1979), которые эти понятия сводят к дихотомии тектонического и архитектониче­ского, ставится, прежде всего, проблема разграничения коннотативного и денотативного значения в архитектуре. У Эко (1972) это разграничение соответствует различию между архитектурными пер­вичными и вторичными функциями: например, хилое здание денотирует первичную функцию "использование" (Эко, 1968) и коннотиру-ет через вторичные функции (исторические, эстетические и антропо­логические) "идеологию" жилища (Эко, 1968). Проблему "архитекту­ра как идеология" обсуждают также Агрест и Гандельсонас (1977).

Функции архитектуры. Функциональный ана­лиз архитектуры в семиотическом аспекте одним из первых пред­принял Мукаржовский (1957), который описывает четыре функциональных горизонта постройки:

1) непосредственная функция (ис­пользование),

2) историческая,

3) социоэкономическая и

4) индивидуальная, которая содержит всевозможные отклонения от других функций.

Этим специфически архитектурным функциям противопоставляется функция эстетическая, так как эта функция, согласно Мукаржовскому, состоит в превращении архитектуры в самоцель, что диалектически отрицает остальные функции (см. у Мукаржовского тезис об автономии эстетического знака). В продолжение соображений Мукарковского и в связи с традициями семиотического функционального анализа Шиви (1975) и Прециози С1979) применяют к архитектурному анализу модель Якобсона, состоящую из шести семиотических функций. При этом Прециози постулирует следующие архитектурные корреляты к функциональной модели Якобсона (1979)

1).референциальная функция (архитектурный контекст), по Якобсену, это должно быть внеархитектурное отношение;

2) эстетическая функция (архитектурное формообразование);

3) метаархитектурная функция (архитектурные аллюзии, "цитаты", Уиттик, 1979);

4) фетическая функция (территориальный аспект здания);

5) экспрессиивнял функция (самовыражение владельца в постройке) и

6) эмотивная функция, определяемая в процессе использования.

Архитектура как знаковая система . Первые попытки описания архитектуры как знаковой системы были предприняты на основе аналогии с языковой системой. Несмотря на критику этого направления (Дорфлес 1969, Прециози 1979), которая; особенно справедлива там, где эта аналогия связана с ложным пониманием семиотических категорий (Агрест и Гандельсонас, I973}, эти попытки представляют интерес для прикладной семиотики.

В подробной дискуссии Бродбент, Бейрд и Дорфлес (1969) обсуждают вопрос, состоит ли знаковая системе архитектуры из заранее данного языка (langue) , правила которого реализуются в творчестве отдельных архитекторов в качестве речи parole). Шиви (1973) идет в этой аналогии так далеко, что вычленяет архитектуные идиолекты, диалекты, социолекты и даже "языковые барьеры". К общим свойствам системы, описываемой по аналогии с языковой системой, относят синтагматические и парадигматические отношения между архитектурными элементами (Бродбент, 1969; Кениг, 1971), а также иерархическую структуру архитектуры как знаковой системы. Как аналог языка исследуется процесс создания архитектурного проекта, что приводит к попыткам создания "генеративной грамматики архитектуры" (по модели Хомского (Крампен, 1979; Гиока, 1983).

Структуры и уровни кодов . Вопрос о вычленении минимальных значимых единиц и более крупных сегментов в структуре семиотического кода является основным для лингвистических и семиотических концепций. Исходной моделью для множест­ва интерпретаций послужила модель языковых уровней лингвиста Мартине. Попытка переноса этой модели на неязыковые коды приво­дит к нескольким модификациям.

Для Мартине (1949, I960) принцип двойного членения (кодиро­вания) является отличительным признаком естественных языков, от­личающим их от языков животных. Этот принцип состоит в том, что всякий язык состоит из двух различных типов минимальных единиц.

На первом уровне это единицы, несущие значение (монемы), на втором - единицы, с помощью которых различаются значения - фонемы. Два уровня далее членимы. Так, комбинации монем объединяются в предложения, а комбинации фонем - в монемы с помощью определеных правил. Комбинация монем в лексемы, предложения и текст, гласно Мартине, не означает перехода на второй уровень. Более того, в первом уровне членения он видит всего лишь комбинации однородных элементов, так как "качественный прыжок" от монемы к фонеме невозможен в пределах одного уровня.

Двойное членение языка объясняет введенный Мартине принцип экономии языковые системы: если бы не было второго уровня, то каждой новой монемы должен быть создан совершенно новый языковый знак. Язык был бы неэкономным. Благодаря же наличию второго уровня возможно в результате комбинации или замены фонем давать тысячи монем или лексем.

В широкой дискуссии о возможности переноса модели Мартине на неязыковые системы приняли участие многие лингвисты и искусствоведы. По отношению к архитектуре эти идеи были развиты Прието (1966) и Эко (1968). Прието предлагает в невербальных системах вычленять три семиотических единства: фигуры, знаки и семы. Фигуры не обладают фиксированным значением, соответствуют фонемам естественного языка или знаковым элементам в теории информации и образуют второй уровень членения. На первом уровне знаки соответствуют монемам, а семы - полноценному высказыванию или предложению. Эко перенёс ее модель Мартине на архитектуру, в сочетании с моделью знака Соссюра, создав теорию первичных и вторичных функций. В целом модель двойного кодирования выглядит следующим образом:

Возможность двойного членения архитектурной знаковой системы обосновывают наряду с Эко (1968) Кениг (1970, 1971) и Прециози (I979). Последний постулирует иерархическое строение архитектуры как знаковой системы по аналогии со всеми уровнями языковой системы. Как смыслоразличительные единства эта модель охватывает дистинктивные различительные признаки, формы (по аналогии с фонемой) и шаблоны (по аналогии со слогом). Смыслонесущие единства Прециози называет (I979) фигурами (по аналогии с морфемой) и клетками, или элементами (по аналогии со словом). "Матрица" рассматривается как аналог к фразе, структурные связи - как грамматика.

Город как текст . Аналогию между городом и зна­ковой системой языка Соссюр провел еще в 1916 г. Барт (1967), Шоае (1972), Трабант (1976) и другие исследовали системные отно­шения и семантические структуры, которые допускают описание го­рода как языка или текста. В дискуссии о семиотике города Шоае прослеживает процесс семантической редукции городского пространства от средневековья до модерна, в то время как Ледру (1973) утверждает отличие современной городской коммуникации от комму­никации прошлых эпох. Фоке (1973) выводит структурную семантику города из суждений жителей о своем городе.

Исследование урбанистической семиотики путем анализа вторич­ных функций архитектуры (нечто вроде "архитектуры общения") осу­ществляется под руководством Бензе (1968), Кифера (1970).

Архитектурная семиотика и практика . Не все результаты архитектурной семиотики допускают применение на практике. Архитекторы видят практическую пользу семиотики в "преодолении кризиса методологии проектирования" (Шнейдер, 1977), или "выходе из наивного функционализма" (Зипек, 1981). Вопрос о том, что семиотика архитектуры развивающаяся и перспективная область знания, не дискутируется.

Проксемика: семиотика пространства

Создатель проксемики - английский антрополог Эдвард Холл (I9G3). Введенное им понятие предусматривает научную программу проксемики, исследование специфических культурных систем и сте­реотипов осознания пространства и поведения в пространстве. В качестве науки о поведении проксемика связана с обширной обла­стью исследований невербальных коммуникаций, а сама, в свою оче­редь, важна для архитектуры, поскольку занимается культурными стереотипами восприятия пространства.

Э. Холл изложил свою научную программу в двух, популярных, однако оказавших существенное влияние на развитие семиотики пространства, книгах: "Язык молчания" (1959) и "Скрытое измерение" (1966, 1969, 1976), а также в "Справочнике по проксемике" (1974).

В работах Холла содержится множество определений проксемики.

Проксемика исследует:

1) неосознанное структурирование человеческого микропространства - дистанцию между человеком в его повседневной деятельности и организацией пространства в домах, зданиях и городе (1963);

2) возможности изучения человека, оценивая образцы его поведения, зависящие от различной степени межперсональной близости;

3) человеческое использование пространства как специфической культурной манифестации;

4) человеческое восприятие и использование пространства;

5) прежде всего неосознанные конфигурации дистанции.

На основе проведенного анализа Холл предлагает классификацию категорий пространства и дистанции, а также измерение восприятия пространства.

1. Жесткие конфигурации материально детерминированы, в особенности архитектурными и градостроительными данными. Это анализ из области семиотики архитектуры.

2. Полужесткие состоят из потенциально подвижных единиц человеческого окружения (например, мебель и предметы интерьера). Они выступают изолированно или стимулируют какую-либо деятельность.

3. Неформальные, или динамические, конфигурации пространства касаются дистанции между двумя участниками социальной коммуникации. Анализ межличностной дистанции требует ее разбивки на отдельные области. Предлагается различать четыре области дистанции.

1. Интимная дистанция –

от 15 см до 40 см

от 0 до 15 см - I фаза

от 15 до 40 см - П фаза

2. Личная дистанция

от 45-75 см - ближняя дистанция

от 75-120 см - дальняя дистанция

3. Социальная дистанция

от 1.20 м до 2.00 м - I фаза

от 2.00 м до 3.50 м – П фаза

4. Официальная (общественная) дистанция

от 3.50 - до 7.50 м- Ш фаза

свыше 7.50 м - 1У фаза

В новейших исследованиях разрабатываются новые эмпирические методы анализа дистанций коммуникации (Форстон, Шерер).

1. Положение тела в пространстве и пол (женщина, стоит)

2. Положение в пространстве относительно друг друга (лицо к лицу)

3. Потенциальная возможность взаимодействия, досягаемость ("дистанция контакта", "вне досягаемости»)

4. Тактильные коды: форма и интенсивность прикосновения

5. Визуальные коды; обмен взглядами

6. Термические коды: восприятие температуры

7. Коды обоняния: восприятие запахов

Эмпирическую существенность этих категорий доказал Уотсон (1970) в исследовании социальных различий в международных сту­денческих группах.

Сам Холл не имел в виду приложение своих идей в семиотике, однако его опыт переноса лингвистических моделей на системы не­вербальных коммуникаций обнаруживает целый ряд семиотических аспектов. В рамках семиотики идеи Холла развили У.Эко (1968) и Уотсон (1974).

Если говорить о функциональном анализе, то целью проксемики является исследование различных культурных кодов пространствен­ного поведения. Единицами этой семиотической системы являются проксемические знаки, а их составляющими - проксемы. Наряду с областями дистанции и категориями восприятия пространства (об­мен взглядами или модус соприкосновения) существуют потенциаль­ные проксемы, которые могут изменить означаемое. Как система знаков и значимых единств проксемический код обладает двойным членением.

Семантика проксемического знака исследована очень слабо.

Как правило, культурное значение проксемических норм не осознается человеком, однако осознается их нарушение. Поэтому основным методом анализа является исследование прагматических си­туаций с позиций вычленения проксемических знаков, значение же этих знаков должно описываться в ценностных категориях, которые неопределенны и трудно установимы. Для архитектуры проксемика может дать полезные данные относительно функционального поведения человека в пространстве.

Наряду с двойным членением системы проксемики обнаруживают и другие аналогии с языковыми системами (продуктивность, произвольность, замещение, культурная традиция и т.п.). Программа исследования пространства, предложенная Холлом, предполагает анализ коммуникативных функций пространства, которые в известной степени предопределяют невербальное поведение человека, а также ис­следует проблему репрезентации пространства в языках искусства.

Исследования коммуникативных функций пространства, проводи­мые Холлом (1966) и Уотсоном (1970), находятся прежде всего в области сравнительной антропологии. Так, доказанным является тот факт, что существует различия в осознании и восприятии пространства у немцев, англичан, японцев, северных и южных американцев, арабов. Далькейшие исследования (Халер, 1978) показали что на восприятие пространства влияют такие факторы, как возраст, пол, психические особенности личности. Эти исследования дали толчок развитию такой научной дисциплины, как психология среды и, что особенно интересно для архитектуры, территориального поведе­ния человека, животного (которые, кстати, обнаруживают гораздо больше сходных моментов, чем можно было предположить).

Территориальное поведение человека выражается в форме личных пространств, маркированных невидимыми признаками поля, существую­щего вокруг человеческого тела, а также в виде мест и территорий, которые личность воспринимает временно или постоянно как "собственные"" и к защите которых она готова. В широком смысле террито­риальное поведение определяется положением человека в социальной группе, где его статус или лидирующее положение может быть представлено в материальной форме. Например, нахождение за столом президиума свидетельствует о руководящей роли личности в социальной группе (Зоммер, 1968; Хэнли, IS77).

Лиман и Скот (1967) различают 4 типа человеческих территорий:

· общественные (улицы, площади, парки),

· связанные с местом житель­ства (рестораны, школы, административные здания),

· территории об­щения (места собраний),

· личные - личное пространство индивида, связанное с местонахождением в пространстве.

Неофициальные тер­ритории подразделяются на первичные и вторичные. Первые принадлежат владельцу и тщательно огораживаются, вычленяются. Вторые - доступны для других.

Владелец территории маркирует ее различными знаками. Индексальное маркирование - стены, заборы, вывески, наименования; для вторичных территорий - места заседаний, столы, одежда, жес­ты, способ общения с соседом. Эти знаки означают также предостережение против нарушения территории. Для самого владельца его территория - достаточно сложный знак, имеющий множество индивидуальных значений: престиж, власть (дом, автомобиль, бюро), эмоциональные связи с личным пространством (любимая комната, кресло), неосознанные значения, исследуемые психоаналитическими методами. При нарушении личной территории владелец применяет различные способы защиты, вплоть до изгнания нарушителя.

Эта интересная и малоисследованная область невербальные коммуникацкй (включая также анализ географических пространств) имеет к архитектуре гораздо больше отношения, чем к живописи или литературе.

Пригласил архитектора Пьера Ленфанта для проектирования планировки города. В те времена Джордж Вашингтон принадлежал к самому высокому рангу масонов, а масоны были исследователями древних цивилизаций, таких как Египетская и Греческая. Этому свидетельствует множество памятников в городе и вокруг него. Проектирование города осуществлялось так, чтобы улицы, широкие диагональные авеню, площади и проспекты оставались открытыми для монументальных структур, включавших геометрические проекты масонской значимости, как показано на карте Вашингтона 1862г., изображенной ниже.

Джорджтаун и город Вашингтон. (Johnson"s Georgetown and the city of Washington )


Остров, известный сегодня как Остров Рузвельта (к западу от Белого дома в середине Потомака) называли масонским Островом до начала 20-ого столетия. Первоначально остров принадлежал Джорджу Мейсону (George Mason), построившему мост через Потомак со стороны Вирджинии. У Джорджа Мейсона был большой дом на острове, где он устраивал приёмы для своих друзей и гостей. Джордж Вашингтон был соседом и очень хорошим другом Джорджа Мейсона. Мейсон является автором Билля о правах Вирджинии, который позже стал американским Биллем о правах, и был добавлен в качестве первых десяти поправок к конституции США. Есть некоторые свидетельства того, что Джордж Мейсон тоже был масоном, но это не бесспорно. Простираясь на юго-запад до Потомака, Нью-хэмпширское авеню пересекает южный конец острова Мейсона. Масонский Штаб шотландских Обрядов 33-ей степени является южной частью точки, где Нью-хэмпширская авеню пересекает 16-ую улицу, примыкая к северной части Белого дома.

Показанные на рисунке это Массачусетское и Коннектикутское Авеню, исходящие из верхнего левого круга, Род-Айлендское и авеню Вермонта, исходящие из верхнего правого круга, а горизонтальная улица - улица K. Белый дом расположен в вершине пентаграммы .

На этом рисунке Массачусетское авеню и 19-ая улица, исходящая из верхнего левого круга, Род-айлендское авеню и 13-ая улица из верхнего правого круга, Нью-йоркское авеню и 19-ая улица из нижнего левого квадрата и авеню Пенсильвания и 13-ая улица из нижнего правого квадрата. Белый дом расположен в нижней точке пересечения двух больших треугольников, которые формируют гексаграмму .

В планировке Вашингтона пентаграмма и гексаграмма отлично объединены с Белым домом.

На этом рисунке пентаграмма Вашингтона, вписана в правильную гексаграмму. Каждая из шести линий, которые формируют гексаграмму в три дюйма длиной и каждый из коротких сегментов гексаграммы соответственно в один дюйм длиной.

Единицу можно рассматривать, как квадратный корень из единицы, а тройку, как квадратный корень из девяти. Расстояние между смежными внешними точками гексаграммы составляет 1.732 дюйма (AB, AC, BD и т.д.) 1.732" это квадратный корень из трех. HD и все другие сегменты состоят из двух коротких сегментов гексаграммы в два дюйма длиной. Расстояние НЕ также два дюйма длиной. Два это квадратный корень из четырех. Две диагональных линии пентаграммы (AE и BE) 2.646 дюйма длиной. 2.646 это квадратный корень из семи. Горизонтальная линия пентаграммы (СД) 3.464 дюйма длиной. 3.464 это квадратный корень из 12.

Сегмент FH в гексаграмме разделен на две части в точке G линией AE пентаграммы. Пропорция FG: GH составляет 1:2. Пропорции сегментов по всей линии CB следующие:

CF: FG: GH: HB = 3: 1: 2: 3

Пропорции линии AE разделены пополам линиями гексаграммы и пентаграммы, следующие следующим образом:

AG: GJ: JE: = 5: 4: 6

Пропорции СД линии разделены пополам линиями гексаграммы и пентаграммы следующим образом:

CI: IJ: JK: KL: LD = 5: 3: 4: 3: 5

На этой диаграмме точки J и K, из диаграммы выше, это центры окружностей, а сегмент JK - радиус двух кругов, формирующих эту фигуру, которая точно задана четырьмя диагональными линиями гексаграммы.

Точка пересечения этих двух кругов (M) и две точки пересечения гексаграммы (схематично изображены ниже), (N и O) формируют треугольник с угловыми величинами, практически идентичными величинам углов Великой пирамиды в Гизе.

В этой диаграмме, гексаграмма Вашингтона вписана точно в правильную пентаграмму. Все пять линий, которые формируют пентаграмму 1.618 дюйма длиной. Расстояние между всеми смежными внешними точками пентаграммы и всеми смежными внешними точками гексаграммы составляет один дюйм, φ это пропорция 1.618 к одному.

Все линии пентаграммы разделены на три сегмента другими линиями пентаграммы. Каждая линия разделена следующим образом:

.618:. 372:.618 .618/.372 = 1.618 .618 +.372 = 1

1/.618 также равняется 1.618

Длина вертикальных линий в гексаграмме 1.902 дюйма, они разделены пересекающимися диагональными линиями следующим образом:
.7265:. 449:.7265 ♦ .7265/.449 = 1.618 ♦ .7265 +.449 = 1.1755 ♦ 1.1755/.7265 также равняются 1.618 .

У двух равнобедренных треугольников образующих гексаграмму угол при вершине равен 72 ° , а углы при основании 54 °. Деление пополам этих равнобедренных треугольников горизонтальной линией пентаграммы образует прямоугольные треугольники с углами равными 36° - 54° - 90 ° . Этот специфический прямоугольный треугольник, с соотношением сторон 3:4:5. был важной геометрической фигурой, известной как mr треугольник в древнем Египте.

Как показано в диаграмме выше, все шесть внешних точек точно вписаны в пересечение окружностей из предыдущего построения.

Пентаграмма и гексаграмма также объединены в большой печати Соединенных Штатов, изображенной на обратной стороне купюры в 1 доллар.

Традиционное объяснение 13 звезд, это то же самое, что и 13 стрелок, и 13 листьев, и ягод на оливковой ветви, представление о 13 первоначальных государств, но расположение 13 пятиконечных звезд формируют гексаграмму.

Усеченная пирамида ниже уровня глаза на обратной стороне большой печати также состоит из 13 частей каменной кладки. 13 ступенчатая усеченная пирамида находится также на вершине Масонского штаба на 16-ой улице в Вашингтоне.

Границы округа Колумбия, основанного Джорджем Вашингтоном в 1791, сформировали квадрат со сторонами длиной десять миль и с центром в месте, первоначально предложенном, для памятника Вашингтону. Диагональ площади восток - запад также пересекает здание Капитолия с севера на юг, диагональ также пересекает Белый дом так же, как и Масонскую штабквартиру.

Длина диагоналей север - юг и восток - запад является десятимильными частями квадратного корня из двух, или 14.142 миль. Это расстояние преобразовывается в 43 455 древних египетских королевских локтей (Египетский «царский локоть» был равен 0,525 м), так же, как отношение величин между Великой пирамидой и размерами земли. Высота Великой пирамиды составляет 481.13 фута, деленная на 5280 фута (1 миля) равняется 0.0911231 мили. Средний радиус земли составляет 3 960 миль, деленный на 0.0911231 равняется 43 457. Периметр Великой пирамиды составляет 3023 фута, деленный на 5280 равняется 0.5725 мили. Средняя окружность земли составляет 24 880 миль, деленная на 5725 = 43 458. 3960 миль (радиус земли) деленный на 14.142 миль = 280 (число локтей в высоте Великой пирамиды). 24 880 миль (окружность земли) поделенная на 14.142 миль = 1 760 (число локтей в периметре Великой пирамиды).

Преобразование радиуса и окружности земли в локти приводит к тем же самым результатам:

3 960 миль это 20 908 800 футов, деленные на 1.718 = 12 170 430 (земной радиус в древних египетских локтях)

12 170 430 локтей земного радиуса, деленные на 43 455 280 локтей высоты Великой пирамиды.

24 880 миль это 131 366 400 футов, деленные на 1.718 = 76 464 726 (окружность Земли в древних египетских локтях)

76 464 726 локтей окружности Земли, деленных на 43 455 локтей диагонали Вашингтонского округа = 1 760 локтей периметра Великой пирамиды.

Несмотря на то, что Соединенные Штаты сопротивлялись метрической системе, со времени ее использования, сетка, построенная в количественных направлениях кратных 300 м. с длинами в единицах 900, 1200 и 1800 метров, представляет собой простой и точный ключ к пониманию местоположения главных зданий и памятников в городе, наклонов углов и расстояний диагональных авеню.

С севера на юг расстояние зон 1-6 составляет 900 метров каждая. Расстояние восток - запад зоны A составляет 1800 метров. Расстояние восток - запад зон B, C и D - по 1200 метров каждая.

ОБЪЕКТ ГДЕ НАХОДИТСЯ
Национальный Собор северо-западный угол зоны 1A
Мемориал Кеннеди на Арлингтонском кладбище юго-западный угол зоны 6A
Мемориал Линкольна юго-восточный угол зоны 5A
Вашингтонский Круг восточная граница зоны A
Круг Дюпона в центре зоны 3B
Круг Логана в центре зоны 3C
Мемориал Джефферсона юго-восточный угол 6B
Белый дом в юго-восточном углу 4B
Высший Совет шотландского Обряда Масонства в юго-восточном углу 2B

Мемориал Линкольна находится в 3600 метрах к западу от Здания Капитолия. Мемориал Джефферсона - в 1800 метрах к югу от Белого дома (половина расстояния от Мемориала Линкольна до Здания Капитолия). Белый дом - в 900 метрах к северу от оси восток - запад здания Капитолия. Мемориал Джефферсона - в 900 метрах к югу от оси восток - запад здания Капитолия. Здание Капитолия - в 2400 метрах к востоку от оси север - юг Белого дома. Мемориал Линкольна - в 1200 метрах к западу от оси север - юг Белого дома. Первоначальный план города предполагал, что Вашингтонский Монумент будет расположен на пересечении между северной и южной осью Белого дома и восточной - и западной осью здания Капитолия. Позже выяснилось, что основание в этом месте не было достаточно устойчиво для того, чтобы выдержать вес памятника и он был, в конечном счете, смещен восточнее, и немного южнее от первоначально предназначенного месторасположения.

Высший Совет шотландского Обряда Масонства находится в 1800 метрах к северу от Белого дома. Масонский Штаб - в 3600 метрах к северу от Мемориала Джефферсона, то же самое как расстояние от Мемориала Линкольна до здания Капитолия.

Мемориал Кеннеди находится в 5400 метрах к югу от Национального Собора. Мемориал Кеннеди также -в 5400 метрах к западу от здания Капитолия.

От Белого дома до здания Капитолия авеню Пенсильвания проходит 2400 метра к востоку и 900 метров к югу. Этот наклон 24/9 сокращается до 8/3, образуя угол 20.556 градуса к юго-востоку.

Массачусетское авеню проходит от Круга Дюпон в центре зоны 3B к юго-восточному углу зоны 4D или 3000 метров к востоку и 1350 метра к югу. Этот наклон 20/9, образует угол 24.228 градуса к юго - востоку. У Род-айлендской авеню тот же самый наклон и тот же самый угол к юго - западу и северо-востоку от Круга Логана в центре зоны 3C.

Городской музей находится на пересечении Массачусетского авеню и восточной границы зоны C. От центра зоны 3B к восточной границе зоны C, Массачусетское авеню проходит 1800 метров на восток. Данный наклон 20/9, перемещает Массачусетское авеню на 810 метров к югу от центра зоны 3B к восточной границе зоны C. Так как центр зоны 3B находится в 450 метрах к северу от южной границы зоны 3, Городской музей - в 360 метрах к югу от северной границы зоны 4 (450 + от 360 до 810). Нью-йоркская авеню проходит от Белого дома до городского музея или в 1200 метрах к востоку и в 540 метрах к северу (900 - от 360 до 540). Этот наклон 1200/540 также сокращается до 20/9, образуя тот же самый угол 24.228 градуса к северо-востоку. Западная часть городского музея, Вашингтонский круг, находятся в 1200 метрах к западу и в 540 метрах к северу от Белого дома, образуя тот же самый наклон 20/9 и тот же самый угол 24.228 градуса к северо - западу для авеню Пенсильвании от Белого дома до Вашингтонского круга.

Круг Дюпона находится в 600 метрах к западу и в 1350 метрах к северу от Белого дома. Круг Логана -в 600 метрах к востоку и в 1350 метрах к северу от Белого дома. В обоих случаях наклон - 1350/600 или 9/4, образует угол 66.04 градусов к северо-западу для авеню Коннектикута от Белого дома до Круга Дюпона и 66.04 градусов к северо - востоку для авеню Вермонта от Белого дома до круга Логана.

Вашингтонский круг находится в 810 метрах к югу и в 600 метрах к западу от круга Дюпона. Он уменьшается под наклоном 9/6.66, образуя угол 53.47 градуса к северо - востоку для Нью-хэмпширской авеню, от Вашингтонского круга до круга Дюпона.

Ось Мемориального моста и Мемориального проспекта простирается от мемориала Линкольна в северо-восточном углу зоны 6A к мемориалу Кеннеди в юго-западном углу зоны 6A, или в 1800 метрах к западу и в 900 метрах к югу, с наклоном 2/1, образуя угол 26.565 градуса к юго - западу. В юго-западном конце Мемориального проспекта находится Памятник женщинам - войнам. Простирающаяся на юго-запад от Вашингтонского круга, Нью-хэмпширская авеню пересекает центр памятника женщинам - войнам в юго-западном конце Мемориального проспекта.

Вашингтон, а также большинство его зданий и памятников ориентированы по направлениям север-юг, запад-восток. На этой карте Вашингтона, восток находится наверху, а карта звездного неба показывает созвездие Орион, восходящее на востоке над Вашингтоном, так же, как это делалось каждый день в течение прошлых двухсот лет. Пояс Ориона указывает на Сириус, самую яркую звезду в небе. В то время когда Орион восходит и находится низко на восточном горизонте, пояс Ориона занимает вертикальное положение, указывая на Сириус расположенный ниже. В диаграмме, Сириус яркая звезда ниже Ориона, возле верхнего края карты Вашингтона. Яркая звезда над Орионом это Aldebran, альфа-звезда в созвездии Тельца.

Ось древнего египетского храма Исиды в Дендере ориентирована к восходящей точке Сириуса на восточном горизонте. Предрассветный восход этой звезды считался временем магии. Гигантские храмы строились с таким расчетом, чтобы главный портал был ориентирован на точку горизонта, где раз в год, в ожидаемое утро, появлялся Сириус. Более 200 лет назад, в то время, когда была спроектирована авеню Пенсильвания, угол этой улицы от Белого дома до здания Капитолия указывал на восходящую точку Сириуса на широте Вашингтона. Если смотреть на юго - восток вниз по авеню Пенсильвания, Сириус поднимается прямо над зданием Капитолия. Если посмотреть выше в небо, Орион находится над Сириусом и над зданием Капитолия с точки обзора на авеню Пенсильвания, в то время, как Сириус поднимается над горизонтом.

На рисунке солнце показано ниже горизонта на левой стороне диаграммы. Из-за вращения земли вокруг солнца, каждый день, относительно неподвижных звезд, солнце поднимается немного позже. Одновременно с Сириусом, Солнце поднимается на широте Вашингтона, только 15 августа. Это известно как гелиокальный восход Сириуса. До этого времени года солнце или выше или слишком близко к горизонту поднимающихся видимых звезд. Древние Египтяне базировали свой календарь на гелиокальном восходе Сириуса, который сигнализировал начало ежегодного наводнения Нила. Христиане празднуют успение Девы Марии 15 августа, связывая успение с первым появлением Сириуса (Исиды) в небе как раз перед рассветом.

Украшенный звездными блестками головной убор на статуе и на вершине купола Капитолия предполагает звездную символику, совместимую с направлением авеню Пенсильвания, нацеленную на точку восхода Сириуса выше здания Капитолия. На фотографии показана обновлённая статуя, после реставрации в 1993.

Орион также определял запад на широте Вашингтона, в течение прошлых двухсот лет. С точки обзора на здании Капитолия, Орион располагается прямо позади памятника Вашингтону. Располагаясь на западе, пояс Ориона горизонтален и указывает на положение Сириуса на юго - западе. С точки обзора на здании Капитолия Сириус располагается над рекой Потомак, нацеленный на авеню Мэриленд. С точки обзора на здании Капитолия, Альдебаран располагается над Белым домом, указывая, на авеню Пенсильвания.

МОНУМЕНТ ВАШИНГТОНА

В то время как Франция и Англия дебатировали, должен ли главный меридиан пройти через Лондон или Париж, Томас Джефферсон утверждал, что главный меридиан должен пройти через Вашингтон, округ Колумбия, а именно через северо - южную ось Белого дома. Мемориал Джефферсона находится на этой же самой оси, на юг от Белого дома. Масонский Храм и Парк Меридиана находятся на этой той же оси на север от Белого дома.

Мемориал Линкольна находится на западе от Капитолия, а Мемориал Джефферсона на юге от Белого дома. Расстояние от Белого дома до оси восток - запад Капитолия - то же самое, что и расстояние от мемориала Джефферсона до оси восток - запад Капитолия. Расстояние от мемориала Линкольна до Капитолия - удвоенное расстояние от Белого дома до мемориала Джефферсона. Расстояние от Капитолия до северо - южной оси Белого дома - удвоенное расстоянием от мемориала Линкольна до северо- южной оси Белого дома.


Вид монумента с юго-запада, если стоять лицом к северо-востоку.

Первоначально Вашингтонский Монумент планировалось установить на пересечении осей восток - запад Капитолия и северо - южной оси Белого дома, но когда строительство началось, было определено, что основание в том месте было не достаточно прочное, для веса памятника и месторасположение было перемещено немного на восток.

Западный фасад Монумента.
Внутри монумента, за барельефом Вашингтона находится лифт. Восточный обзор Капитолия. Библиотека Конгресса находится позади Капитолия справа. Здание Верховного Суда находится позади Капитолия слева.

Вид на Запад, на мемориала Линкольна - на заднем плане, и нового мемориала Второй мировой войны - на переднем плане.

Южный вид на Мемориал Джефферсона.

Северный вид на Белый дом (Эллипс на переднем плане).

Стороны и высота Монумента имеют количественные соотношения. На уровне земли длина стороны составляет 55.5 футов (666 дюймов), а высота Монумента составляет 555.5 футов. Отношение десять к одному между длиной стороны и высотой было смоделировано вслед за древнеегипетскими обелисками, у которых то же самое отношение. 555.5-футов высоты Монумента можно преобразовать в 6666 дюймов.

Учитывая длину 20.6 дюймов для древнеегипетского локтя, Монумент состоит из 323.6 локтей: 6666 деленное на 20.6 = 323.6. 323.6 деленное на φ (1.618) равняется 200.

Высота Монумента равна 200 древним египетским локтям φ. Учитывая, что древнеегипетский локоть состоял из полутора древнеегипетских ступней: Высота Монумента равна 300 древнеегипетских ступней φ.
МАСОНСКИЙ МЕМОРИАЛ ДЖОРДЖА ВАШИНГТОНА

Масонский Мемориал Джорджа Вашингтона был создан на основе описаний египетского маяка в древней Александрии, одного из семи чудес древнего мира. Мемориал находится на другом берегу Потомака, но тоже в Александрии - пригороде Вашингтона, штат Виржиния, как раз внутри границы диагонального квадрата, который первоначально обозначал территорию Вашингтона, округ Колумбия. Мемориал находится в конце Королевской улицы, которая заканчивается на Потомаке. Королевская улица - главная улица Александрии. Неподалеку находится станция Amtrak и станция метро, которая пересекает королевскую улицу как раз к востоку от мемориала.

Этот снимок был сделан с платформы станции метро лицом на запад.

Этот снимок был сделан со станции метро после наступления темноты.

Этот снимок был сделан прямо перед мемориалом:

Этот снимок был сделан от наружной части передних колон и показывает стеклянные двери и окна в главном входе мемориала. Снимок выше и следующие три ниже были сделаны, как раз после 9:00 11 октября 2003. Солнце немного южнее центра и отбрасывает солнечный свет немного севернее центра.

Этот снимок сделан в стеклянных дверях, снова указывая на запад (Вашингтон смотрит на восток). Статуя расположена в конце зала с колоннами, который находится позади передних дверей и окон. Прямой солнечный свет ударяет в одну из колонн на северной стороне зала. В момент весеннего и осеннего равноденствий солнце светит непосредственно на статую.

А это масонские регалии, которые носит Вашингтон .

«Знаки и символы искусства» - Винсент Ван Гог. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Суета сует. Н. Римский-Корсаков. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Звездная ночь, 1889. Рerpetuum mobile. Натюрморт с устрицами. Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.

«Духовная жизнь» - Трудовые. Искусство и духовная жизнь. Особенности искусства. Игровая. Тенденции духовной жизни современной России. Биологонизаторские. Причины появления искусства: Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием. Что такое искусство? Основные черты. Истоком искусства стал труд. 3. Образность.

«Искусства и гуманитарные науки» - Изобразительное искусство и архитектура Социология. Обучение и научно-исследовательская деятельность. Искусства и гуманитарные науки. В ходе обучения студент изучает такие дисциплины: Формы обучения: очная / заочная (дистанционная), договорная. Широта и глубина; теория и практика. Выпускник университета по направлению «Искусства и гуманитарные науки» может работать:

«Мир искусства» - «Март» Исаак Ильич Левитан (1860-1900). «Девочка с персиками» Валентин Александрович Серов (1865-1911). Галерея художников. Что вам там запомнилось? Скульптура. Портрет А.С. Пушкина, работа В.А. Тропинина. А знаете ли вы где хранятся подлинные произведения изобразительного искусства? Государственная третьяковская галерея в Москве.

«Символы и знаки» - В традициях народного искусства славян изображение ромба –обозначает землю. Что такое знаки и символы? Где можно найти знаки и символы. Знаки и символы возникли на заре человечества. Например: (любой медицинский знак). Исторический путь знаков и символов. В жизни: в области дорожного движения, в медицине….

«Искусство в жизни человека» - В нашем путешествии по разным видам искусства Вас ждёт немало открытий. Мы будем работать в паре, выполнять творческие задания, петь, создавать проектные работы, искать информацию, создавать презентации, смотреть фильмы и др. Вы обязательно достигните Вершины познания искусства, с которой открывается удивительный Мир!

Всего в теме 20 презентаций

Архитектура основана на символическом понимании пространства. Обращается к символическому смыслу здания, устанавливает соответствие между различными планами бытия и формами здания. Пропорции многих построек также определялись символическим значением форм. При следовании определенной геометрической логике, здание оказывается заряженным священной силой. В древних греческих и римских храмах устанавливалась прямая соотнесенность между архитектурными пропорциями и космическими моделями и подчеркивалась идея духовного восхождения. В основе сложной геометрической символики храма лежит вертикальный вектор. Он также соотносится с вертикальным принципом дерева, горы. В нем присутствует космическая и теологическая символика. Храм является символом духовных устремлений и достижений. Так, идея постепенного восхождения наиболее последовательно выражена в композиции вавилонских зиккуратов. Храм выступает как земная проекция моделей космоса: несколько небес, покоящихся на опорах (пилоны, колонны), связывают землю с «первичными водами». Образ храма является рефлексией по поводу Вселенной как единого целого. Так, архитектура является элементом духовного космоса. В основе храма лежит также символика мандалы - квадратура круга, квадрат и круг, связанные восьмиугольником, который несет на себе тяжесть храма.

Важную роль в архитектуре играет геометрическая символика космоса: все круглые формы выражают идею неба, квадрат - это земля, треугольник - символизирует взаимодействие между землей и небом. Следующая цепь аналогий: пирамида имеет квадрат в плане и треугольник в вертикальном сечении, квадрат соответствует кресту, образованному четырьмя кардинальными точками.

Пирамида Снофру, Медум 27 век до н.э. квадрат в плане, треугольник вертикальном сечении.

Храм выражает иерархическую соотнесенность частей, организованных вокруг источника творения и пространственно располагается вокруг мировой оси. Это - модель организованного космоса, проявление одного во множественности. В нем используется символика чисел. Это число 1 - в пирамидах, число 3 - в христианских храмах, число 8 - в башнях, которое является связующим звеном между четырьмя - квадратом и двумя - кругом. Известны также храмы-пещеры. Таковы индийские пещерные храмы, в которых идея Центра интериоризуется и символический центр перемещается от верхней точки мировой оси, представленной как в пирамиде, пагоде, иудейском храме, так и в языческих и христианских храмах и в мусульманской мечети - вовнутрь: в сердце горы, человека, вещей.

Многие традиционные учения предлагают идею человеческого тела как храма, созданного Божественным архитектором для духа. В нем восстанавливается теоморфный принцип человека. Символика христианских храмов выражает преображение человеческой фигуры. Их крестообразный план напоминает фигуру распятого Христа. Романская церковь сочетает символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Большой собор Святого Мартина. Сочетает в себе символику круга с квадратом и крестообразным планом здания.

Рассмотрим подробнее основные символы в архитектуре.

Символ «круг». Солярный знак – древнейший астральный символ, который на протяжении существования цивилизации явился одним из любимых и почитаемых. Во многих цивилизациях Древнего Востока солнце обозначалось так, как оно представляется взору – в виде диска (Египет, Малая Азия, Месопотамия, языческая культура Древней Руси). Распространенным знаком был кружок с точкой в центре, каковой используется сегодня как международный символ солнца в астрономии и астрологии (иероглифы Египта и Древнего Китая, архитектура и искусство Древней Руси, Древней Греции). Знак «половинный диск солнца» символизирует светило на восходе или закате. В количестве лучей также заложена символика, например, символика числа 5 или числа 3, которыми отмечаются границы участков неба; третья часть неба – это условная область пространства, где солнце находится в полдень.

Наиболее широко в ХIХ – начале ХХ вв. эти знаки встречаются в эклектичной архитектуре, стилизующей формы древнерусского зодчества, и в постройках в стилистике модерна (ростовские постройки – ул. Б.Садовая, 146; ул. Станиславского 149; пер. Братский, 35; Пушкинская, 65; Пушкинская, 106).

Так же круг является одим из четырех фундаментальных символов. Это символ движения (колесо), неба, бесконечности, вселенной, времени, защиты, обеспеченной в своих границах. Это расширившаяся точка (центр) с общими символическими свойствами. Он ассоциируется с культом огня, героев, божества. В христианской мифологии круг символизирует вечность.

Часто это можно наблюдать в соборах и церквях. Барабан купола имеет в плане круг, что символизирует движение (возношение) к небу.

Иссакиевский собор. Барабан купола имеет в плане круг.

Готическая архитектура имеет в своей основе треугольник - символ Троицы.

Символ «треугольник». Треугольник служил одним из символов Земли. В христианстве же треугольник служил символом божества, "всевидящего ока". Поскольку в этом случае из треугольника исходят солнечные лучи, он здесь связан с символикой солнечного культа. В раннем средневековье треугольник стал символом Троицы, являясь языческим символом трех солнц.

В различных видах треугольник – обычный в архитектурном декоре орнаментальный мотив, особенно употребляемый в XIX – начале XX вв.

Треугольник один из наиболее мощных и универсальных символов, мистическое число три. Это первая из фигур задающая плоскость. От сюда символ поверхности. Как говорил Платон «Поверхность состоит из треугольников». Равносторонний треугольник символизирует завершение. В сакральной геометрии форма равностороннего треугольника есть символический образ Бога, в котором узнающий, узнаваемое и узнавание – одно и то же: 1 в 3 и 3 в 1. Каждая форма есть проявление или образ творческой силы, которая стоит ее и обитает в ней. Божественность в изначальном состоянии покоя всегда проявляет себя в форме треугольника. Поэтому равносторонний треугольник – символ полной гармонии и полного равновесия: все три его угловые точки лежат на одном и том же расстоянии друг от друга. С другой стороны, когда Божественность перемещается из состояния покоя в пределы трех измерений, тогда она всегда проявляет себя в числе 4. Пока числа 1 и 3 образуют единство в Божественности, они остаются 3 в 1 и 1 в 3. Но когда они покидают божественное единство, они разделяются и из «1 в 3» получается 1 и 3, а это составляет 4.

*Было удивительно отмечать про себя, что какой бы она не взяла предмет, то все они были связаны между собой числами, будь то симвология или нумерология.

Равносторонний треугольник содержит скрытые внутри него четыре меньших равносторонних треугольника. В этом заключается также тайна ключевого числа трехмерного мира числа 7. Здесь же кроется великая тайна сакральной геометрии: треугольник с десятью точками дает идею разделения его на другие треугольники, в результате чего получается сакральная фигура

В более общем смысле линейные треугольники или композиции, имеющие форму треугольника, могут обозначать триады богов и другие тройственные понятия: триединая природа вселенной; Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух; в человеке - интеллект, сердце и воля; в Химии - кислота, основание, соль... Треугольное сияние - атрибут Бога-Отца. Равносторонний треугольник может также рассматриваться в качестве символа Солнца. Конечно, самое распространенное символическое представление Солнца - круг с точкой центром, делающее акцент на отношении центра и периферии. Но так как Солнце - источник жизни, тепла и света, оно может изображаться и в виде треугольника.

Солнце в виде треугольника считается лучшим Символом Святой Троицы (красноречивый образ могущества, любви и мудрости Бога). Равносторонний треугольник, направленный вершиной вверх, называется треугольником эволюции (эволюционным тернером). Это мужской и солнечный знак, символизирующий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию, пламя, жар (отсюда Горизонтальная линия, символизирующая воздух), духовный мир. Это также троица любви, истины и мудрости. Треугольник красного цвета означает королевское величие. Равносторонний треугольник вершиной вверх - египетская эмблема Бога. Пифагорейский символ мудрости. А кроме того, в Отличие от следующего знака, это мужской элемент, который базируется на земном и стремится к высшему. Равносторонний треугольник, направленный вершиной вниз, называется треугольником инволюции, или инволюционным тернером.

Перевернутый треугольник - возможно, более древний знак, он является лунным и имеет символику женского начала, плодовитости матки, воды, дождя, холода, природы, тела, йони, шакти. Символизирует Великую Мать как родительницу, божественную милость. Символизм женского лобкового треугольника иногда обозначается более непосредственно: путем добавления короткой внутренней линии, проведенной от вершины..

В символике горы и пещеры гора - это мужской, обращенный вершиной вверх треугольник, а пещера - треугольник женский, обращенный вершиной вниз.

Треугольники, символизирующие стихии, таковы: огонь - обращенный вершиной вверх; вода - обращенный вершиной вниз; воздух - обращенный усеченной вершиной вверх; земля - обращенный усеченной вершиной вниз. Как простейшая плоская фигура, основанная на священном числе три, треугольник был пифагорейским знаком мудрости, связанным с Афиной. У греков дельта (треугольник) символизирует дверь жизни, женское начало, плодородие. В иудаизме и христианстве равносторонний треугольник вершиной вверх - знак Бога. У христиан равносторонний тре¬угольник или треугольник, образованный тремя пересекающи-мися кругами, символизирует троицу (единение и равенство трех составляющих ее лиц). Бог христианской троицы иногда представлен глазом ВНУТРИ треугольника или фигурой с треугольным нимбом.

В индуизме обращенные вершинами вверх и вниз треугольники - это шакта и шакти, лингам и йони, Шива и его Шакти.

В Китае треугольник - почти всегда женский символ. Треугольник с подвешенными мечами символизирует восстановление.

Оккультисты рассматривают треугольник как магический символ, имеющий особенное значение, поскольку он ассоциируется с понятием тройки и символизирует триады в различных оккультных системах.

Пламенеющая готическая арка задает тему огня и развивает апокалиптическую тему. Пилоны, боковые колоны, дверные косяки - стражи входа. Портики повторяют алтарь - программную тему храма. Крытые колоннады олицетворяют годовой цикл. Четыре времени года и четыре периода человеческой жизни служат Аналогией четырех фаз ритуального спасения (исцеления): 1. Опасность, смерть, страдание; 2. Очистительный огонь; 3. Исцеление; 4. Выздоровление. В сдвоенных фронтальных башнях готических соборов - символы Близнецов, Януса и цифры 2, а также две вершины холма Марса.

Купола в буддизме, исламе и христианских храмах(имеют в разрезе треугольник) означают купол неба - на них изображаются звезды, ангелы. Купол над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство, или тору Юпитера. Рай находится над платформой, а ад под ней. Четыре опоры, пилоны или контрфорсы, разделяющие фасад и определяющие расположение трех входов - это четыре райские реки. Дверь изображает барьер, через который могут пройти только посвященные. Является также переходом на другой уровень существования. Три двери христианского храма олицетворяют веру, надежду, милосердие. Окно в храме - это способ нашего восприятия мира. Через окна мы видим небо и через них проникает внутрь храма свет. Центральная розетка - это Озеро Жизни, где встречаются небо и земля. Церковные стены ограждают спасенное человечество. Контрфорсы опоры означают духовный подъем и моральную силу. Крыша - милосердие, колонны - догматы веры, своды - пути спасения, шпиль - Божий перст, указующий конечную цель человечества.

Ислам, интегрируя религию во все сферы жизни, создал цельное мировоззрение, которое выражается в его архитектуре. Священная архитектура ислама - кристаллизация исламской духовности. В мусульманской мечети отсутствует идея прометеевского порыва. Она согласовывается с природными ритмами. Архитектурное пространство мечети создается балансом качества, сил и энергий элементов, соотнесенностью с движением светил на небе, чередованием света и тьмы. Священная архитектура ислама изображает Божественное присутствие, она является центром, эманирующим свет и влияние на все сферы активности человека. Пространство всего города считается очищенным присутствием Божественного Слова, которое периодически заполняет город в призывах к молитве. Через сакральную геометрию в мир человека вводятся космические измерения и происходит апелляция к предвечному в нем и сакрализация земли.

Гробницы в храме как ворота в другой мир. Они содержат все необходимое для репрезентации доброго имени человека в двух мирах, характе ризуют его заслуги и добродетели. Замок - место физического и духовного убежища.

Готический собор в Сиднее. Преобладающая форма – треугольник.

Следующим основным символом в архитектуре является квадрат. Квадрат - один из четырех фундаментальных символов. Это символ земли в противопоставлении небу, а также символ созданной вселенной - пространства, это фигура антидинамичная, символизирующая остановку, выделенное мгновение, идею стагнации, застывания. Во всех астрологических традициях квадрат представляет землю, материю, ограничение.

Квадрат - это геометрическая фигура, имеющая ряд мифологических, символических и иных нетрадиционных толкований. Наиболее явно квадрат связан с числом четыре, символизирующим такие понятия, как порядок, равенство, истина, справедливость, мудрость, честь, искренность, земля. Квадрат персонифицирует четыре стороны света, четыре времени года, четыре человеческих возраста, четыре основные элемента мира (огонь, вода, земля, воздух). Это также союз четырех стихий.

Квадрат - фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения. Квадрат совмещает в себе принципы статической устойчивости и целостности.

Квадрат символизирует совершенный тип замкнутого пространства и является моделью для многих культовых сооружений (пирамиды, церкви, зиккураты, пагоды и т. д.), которые, в свою очередь, рассматриваются как символический образ мира. Квадрат - мужское началопоэтому квадрат отождествляется с Землей.

Квадрат - фиксация смерти как противопоставления динамическому циклу жизни и движения, в то время как в архитектурной символике он представляет фиксацию зданий сельскохозяйственных и оседлых народов как противопоставление динамичным и непрерывно перемещающимся округлым в плане палаткам кочевников и их стоянкам. Он представляет собой ограничение и потому обладает формой.