Век просвещения. Основные особенности и выдающиеся деятели эпохи Развитие культуры в эпоху просвещения

Введение:

У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Точно также развивается и искусство. Сначала проходит один период, затем другой; культура, также как и человек, проходит все эти временные участки, постоянно совершенствуясь. В зависимости от той или иной ситуации сложившейся в мире, искусство то переживает свой расцвет, то попросту становится никому не нужным. Например, на смену каменному веку пришла античная эра, затем средневековье. Культура развивается скачками: то происходит бурный рост, то резкий спад. Но ведь спады ведут к расцвету, значит, они тоже нужны. Они дают возможность человечеству осмыслить все его ошибки и причины. И когда люди осмыслят все ошибки и причины, наступает расцвет. Так было и с эпохой Просвещения.

Цели и задачи: Рассмотреть, как развивалась культура европейских стран в XVIII веке.

    Познакомиться с выдающимися просветителями

    Изучить основные произведения искусства в эпоху Просвещения

    Эпоха Просвещения, ее характерные черты и особенности развития в Англии, Франции, Германии

    Основные представители.

    Философия эпохи Просвещения.

    Стилевые и жанровые особенности искусства эпохи Просвещения:

    1. Архитектура

      Живопись

    Заключение

1) XVIII век – важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Он внес существенный вклад в развитие литературы, музыки, театра, живописи, дав миру много прославленных имен во всех видах художественного творчества. XVIII век отличается от предыдущего и последующего идейным и общественным движением, возникшим тогда в Европе и известным как Просвещение. Идеология Просвещения возникла в XVII веке – ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632–1704) – однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Представители Просвещения в своих политических, философских, культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Такие воззрения были направлены против пережитков феодализма в государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Поэтому Просвещение рассматривают как третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, благодаря которому были свергнуты средневековые устои общественной жизни и обеспечен переход к более высокой ступени мировосприятия.

Путь преодоления социальных бед и неравенства, обеспечения царства свободы, равенства, всеобщего счастья просветители видели в «просвещении умов». Они отвергали насилие и неравноправие, призывали к веротерпимости и равенству. Их идеалом было свободомыслие (вольнодумство), неприятие каких-либо догм, критическое отношение к любым авторитетам.

Просветители почитали науку, которая в эту эпоху вышла за пределы только университетов и лабораторий. Если прежде научные знания были достоянием лишь небольшого круга ученых, то в XVIII веке наука все шире охватывает производство. Во второй половине столетия в Англии начался промышленный переворот, который был бы невозможен без соответствующего развития физико-математической и инженерно-технической мысли. Эпоха Просвещения – это безграничная вера в возможности человеческого разума и наук, создающих условия для экономического и социального благополучия. Просветители верили в просвещенный абсолютизм и считали возможным уничтожение бесправия и общественной несправедливости просвещением народа воспитанными монархиями.

Англия была страной «первого эшелона» капитализма, она перешла к этой прогрессивной системе хозяйства раньше других государств. Развитие товарного производства способствовало демократизации общества и становлению режима свободной конкуренции. Общественное сознание постепенно раскрепощалось, освобождалось от традиционных религиозных догм. В обществе распространялось свободомыслие. Именно Англия стала родиной эпохи Просвещения.

  1. Наибольшее влияние среди английских просветителей имели идеи Джона Локка (1632–1704).

Родившийся в семье адвоката и получивший строгое религиозное воспитание, Локк, тем не менее, выступал за изменение английской воспитательной системы, утверждая, что воспитание должно, прежде всего, обогащать человеческий разум и подготавливать людей к активной политической жизни и практической деятельности. Им была доработана система естественного права, основы которой были заложены еще античными мыслителями. К неотъемлемым правам он относил право на жизнь, свободу и собственность: при рождении каждому человеку дается право на жизнь и свободу, а право на собственность есть результат его труда.

Локк отверг теорию божественного права монархии. Для лучшего обеспечения естественных прав человека необходимо, по его мнению, создание специального органа – государства. Локк – сторонник происхождения государства на основе общественного договора. Оптимальной формой государственного устройства он считал конституционную монархию и разработал теорию разделения властей – исполнительная власть, включая судебную, должна быть четко отделена от законодательной. Народ имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль Европы.

Локк разобрал эмпирическую теорию познания. Он отвергал существование врожденных идей, полагая, что все знания происходят от чувственного опыта (сенсуализма). Признание ощущения источником нашей мысли – огромное достижение Локка.

Идеалистическое направление в Английском Просвещении представлено Беркли и Юмом.

Джордж Беркли (1685–1753) не принимал идеи материализма и обосновывал незыблемость религии. По его мнению, реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами. Это означало отрицание объективности реального мира и признание высшей духовной субстанции – Бога.

Давид Юм (1711–1776) – философ, историк, экономист, сформулировал основные принципы агностицизма. Признавая реальность окружающего нас мира, Юм отрицал возможность его познания. Этот взгляд он распространял и на духовную субстанцию.

Яркими талантливыми мыслителями представлено Французское Просвещение.

Выдающийся представитель Французского Просвещения Вольтер (1694–1778) отличался острым умом, разносторонними способностями и энциклопедическими познаниями. Вольтер – поэт, драматург, историк, философ, физик, публицист, политический деятель.

Всю свою жизнь Вольтер боролся за уничтожение духовного рабства, выступал за свободу вероисповедания, печати, слова, утверждая, что справедливый общественный порядок может быть тогда, когда он основан на свободе и равенства. Ненавидя всякую тиранию, он считал необходимым ограничить власть короля, однако верил в силу «просвещенной монархии». Главным социальным злом Вольтер признавал церковь, которая обманывала народ. В то же время он верил в Бога: Бог – перводвигатель, законодатель Вселенной, ее высшее разумное начало, вера в Бога нужна как основа морали и узда для народных масс.

Жан – Жак Руссо (1712–1778) с детских лет много трудился, познал нужду, унижения, сменил много профессий.

По мнению Руссо, первым нарушением и попранием «естественных прав» человека стало возникновение частной собственности. Вся история человечества после этого – дальнейший рост неравенства, что привело к угнетению бедных богатыми, слабых сильными. Однако Руссо признавал частную собственность, основанную на личном труде. Соглашаясь, что уничтожение частной собственности преждевременно, Руссо полагал, что это зло может быть уменьшено путем введения законов против излишней роскоши.

Он не был материалистом, считая, что материальный мир вторичен, порожден Богом. Признавая объективное, независимое от человеческого сознания существование материи, Руссо исключал возможность познания мира.

Что касается Германии, политическая раздробленность и слабость буржуазии обусловили более ограниченный характер Немецкого Просвещения. Немецкое бюргерство уходило от вопросов действительности в область чистой теории, в философические заоблачные высоты, в эмоциональный строй музыки.

Крупнейший представитель Немецкого Просвещения – Иммануил Кант (1724–1804). Он рассматривал эпоху Просвещения как более высокую, чем прежде, ступень в развитии человеческого общества: человек стал освобожден от внешнего давления и может свободно пользоваться своим разумом.

Главная проблема, которая Канта волновала как философа, была связана с возможностью человека познать мир. Позиция Канта двойственна. Он признавал объективно существующую «вещь в себе», но утверждал, что она непознаваема. Кант был одним из первых в эпоху Нового времени теоретиков правового государства. Функции государства, по Канту, состоят в выработке и принятии законов, регулирующих поведение людей в обществе и обеспечивающих торжество права и свободы. Без государства невозможно ограничить произвол одних по отношению к другим. Совершенствование правовых норм и изменение государственного и общественного строя должны проводиться путем последовательных реформ, а любое грубое насилие недопустимо.

XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII в. — ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632-1704), — однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции , где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694-1778), Ш. Монтескьё (1689-1755), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И.В. Гёте, И. Канта и др., в США - Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.

По своему содержанию XVIII в. стал продолжением предыдущего и эпохи Возрождения. Он резко противопоставил себя «мрачному» Средневековью, еще более возвысил авторитет и роль разума и науки, сделал исключительно актуальными идеи гуманизма. Однако он вовсе не был простым повторением предыдущего. XVIII в. завершил Новое время и создал все необходимые предпосылки для последующего развития западного мира.

Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природы человека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» и т.д.

Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека».

Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т.д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными , поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Без них и без права на них человек перестает быть человеком. Руссо рассматривает свободу как саму сущность человека и человечества, а жалость — как естественный фундамент всех общественных добродетелей. Руссо является автором известного изречения: «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах».

Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались, находились под постоянной угрозой и все чаще нарушались, причиной чему служили недостаток любви и избыток соперничества между людьми.

В конце концов общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возникло, а вместе с ним - , и . Оно возникло не по воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдение принципов и норм естественного права. Вместе с его возникновением прежнее естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.

По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росли неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике.

Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в «золотой век» невозможен. Поэтому предлагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра», говоря словами французских просветителей, в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство. Справедливость и т.д. Примечательно, что лидеры Великой французской революции объявили 1793 г. первым годом «новой эры».

На пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь.

В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный. темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности.

Поэтому просветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

Помимо обшей программы переустройства общества просветители выдвинули решения многих конкретных проблем. В частности, ими была разработана классическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон — из разума.

Просветители также разработали целостную и глубокую концепцию человека, его прав и свободы. Основные ее идеи и положения нашли отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» (1789), с которой начиналась Великая французская революция. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство прел законом, право на борьбу против угнетения. Она также объявила неприкосновенной частную собственность.

Применительно к культуре в исследованиях просветителей вполне отчетливо оформились два основных направления в понимании соотношения между национальной и мировой культурами - культурный релятивизм и универсализм. Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех «природа человека», что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем — благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания — человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.

Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер. придерживаются противоположных позиций, утверждая, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями.

Идеология Просвещения обусловила развитие всех областей культуры XVIII в. В весьма трудном положении оказалась религия. Она впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком выступает Вольтер. Ему принадлежит знаменитый призыв: «Раздавите гадину!», направленный против религии и особенно Церкви. Именно Церковь является для него главным источником бед и несчастий народа. Он изобличает ее как защитницу феодального строя, оплот обскурантизма, фанатизма и нетерпимости, противницу разума, науки и просвещения. В целом XVIII в. отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.

В гораздо более благоприятных условиях развивается философия. Это неудивительно, поскольку вся идеология Просвещения была созданием философов-просветителей. В своих философских исследованиях они продолжают критику религии и средневековой схоластики, начатую предшествующими эпохами. В то же время многие из них, включая Вольтера, не порывают с религией полностью и придерживаются концепции деизма, согласно которому Бог. будучи Мировым Разумом, является Творцом природы, однако после ее сотворения Он не вмешивается в ее существование.

Другие философы-просветители, в особенности французские материалисты — Дидро, Гольбах, Гельвеций — занимали более решительную позицию по отношению к религии. Они отвергали деизм и объясняли мир исходя из него самого, опираясь на естественные законы.

Философия XVIII в. развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии» в 35 томах (1751-1780), вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро и Д"Аламбер. Содержание «Энциклопедии» составили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки, искусства и ремесел.

XVIII столетие стаю временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука — имея в виду естествознание — достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией ома предстает как единственно адекватное воплощение разума.

Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII в. возникают первые формы сциентизма . который ставит науку на место религии, абсолютизирует и обожествляет роль и значение науки. На его основе формируется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно «прозрачными», целиком познанными; а политика — основываться на строю научных законах, ничем не отличающихся от законов природы. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. При таком подходе человек перестает быть субъектом познания и действия, лишается свободы и отождествляется с обычным объектом или машиной.

Весьма успешно развивается также художественная культура, где наблюдается гораздо больше преемственности. Искусство XVIII в. выступает во многом прямым продолжением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В целом искусство XVIII в. — по сравнению с предыдущим — представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж.-Л. Давид (1748-1825). В его творчестве нашли отражение большие исторические события, тема гражданского долга. Известная его картина «Клятва Горациев» звучит как призыв к борьбе против абсолютизма. Это произведение отличается строгой композицией, четким ритмом, ярким и сочным колоритом. Другое его полотно — «Смерть Марата» — посвящено Великой французской революции, в которой Давид принял активное участие. Здесь, напротив, господствует подчеркнутая лаконичность, аскетизм живописных средств. Грандиозным полотном на историческую тему стала картина «Коронация Наполеона I».

Барокко XVIII в. не дало фигур, равных по масштабу и значимости Рубенсу. Будучи «большим стилем» эпохи абсолютизма, оно постепенно утрачивает свое влияние, и к середине XVIII в. его все больше теснит стиль рококо, который иногда называют выродившимся барокко.

Наибольшее распространение рококо получило во Франции. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732-1806). Он продолжает линию Рубенса, что находит проявление в его чувственном восприятии цвета и особом внимании к красоте женской плоти, волнующим телесным формам. Ярким примером в этом плане является картина «Купальщицы», выражающая настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. В го же время изображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушными и даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность, изящество, изысканность, световые и воздушные эффекты. Именно в таком духе написана картина «Качели».

Сентиментализм , возникший во второй половине XVIII в., явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стат Ж.-Ж. Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: «Разум может ошибаться. чувство — никогда!». В своих произведениях — «Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь» и др. — он изображает жизнь и заботы простых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт.

Самые великие художники XVIII в. выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ватто (1684-1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746-1828).

Творчество Ватто находится ближе всего к стилю рококо. Поэтому его иногда называют гением эпохи рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предшественником романтизма и первым великим романтиком в живописи. Ж. Ко кто сравнивает Ватгос Моцартом. Все это делает творчество французского художника исключительно сложным и многозначным.

Главными темами его произведений являются природа и женщина, любовь и музыка. Ватто стал одним из самых великих живописцев человеческой души, ее неизмеримых глубин и тончайших переливов. Он создал удивительно музыкальную живопись, как бы вибрирующую и пульсирующую. Она отмечена яркой театральностью. В ней сочетаются реальное и воображаемое, серьезное и смешное, радость и грусть. В картине «Утренний туалет» Ватто изобразил чудесную обнаженную девушку. Полотно «Пьеро» посвящено итальянскому комедианту. Самым знаменитым произведением художника считается картина «Паломничество на остров Киферу».

Не менее сложным и многогранным является искусство Ф. Гойи. Своим творчеством он продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью — в особенности с искусством Веласксса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный национальный характер. Гойя успешно творил практически во всех жанрах живописи. Будучи придворным художником, он создал великолепные портреты членов королевской семьи. Среди них можно выделить «Портрет королевы Марии-Луизы». В портретном жанре им также созданы такие шедевры, как «Маха на балконе», «Портрет Сабасы Гарсия». На многих полотнах Гойи изображены простые люди-труженики, сцены из народной жизни, прекрасные испанские пейзажи, бой быков и т.д. К числу знаменитых произведений относится серия офортов «Кап- ричос», исполненных с удивительной художественной силой.

Особо необходимо выделить музыкальное искусство, переживающее в XVIII в. невиданный подъем и расцвет. Если XVII в. считается веком театра, то XVIII в. по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку XVIII в. представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах (1685-1750) и В.А. Моцарт (1756-1791).

Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвосхитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творчество Баха составляет вершину искусства полифонии. В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата «Страсти по Матфею», повествующая о последних днях жизни Христа. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка. Здесь он не знает себе равных. В области музыки для клавира гениальным творением композитора является «Хорошо темперированный клавир », представляющий собой своеобразную энциклопедию стилей музыки XVII -XVIII вв.

Австрийский композитор В.А. Моцарт входит в число величайших гениев мирового искусства. Он принадлежит к венской классической школе. Его музыку отличают классическая, прозрачная ясность и пронзительная чистота звучания. Однако его творчество выходит за рамки какого-либо определенного стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализма. В них также присутствуют легкость, изящество, изысканность и нежность галантного стиля.

В то же время Моцарт является предшественником романтизма — первым великим романтиком в музыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовались его оперы. Наиболее известными среди них являются «Свадь6 a Фигаро». «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Особого выделения заслуживает также «Реквием ». Однако настоящая слава пришла к Моцарту после его смерти. Он стал символом невероятной одаренности, непревзойденной гениальности, беззаветной верности искусству.

Эпоха Просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она стала временем утверждения и торжества человеческого разума. Она выступила и как проект, и как начало современной эпохи. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течение двух столетий играли определяющую роль в развитии человечества. Однако многие из них в наши дни переживают глубокий кризис.

Культура капиталистического общества или культура Нового времени (Новоевропейская) охватывает период XVII - XX веков. В классической форме она сложилась в середине XIX века, когда в передовых странах буржуазия завоевала господствующее положение в экономике, политике и духовной жизни.

Новоевропейская культура прошла определенные этапы в своем развитии.

Наиболее значительные из них: 1) раннебуржуазная культура Возрождения, возникшая в условиях разложения феодального общества, когда начали складываться существенные элементы культуры Нового времени; 2) культура Просвещения (XVII - XVIII века), когда укреплявшиеся буржуазные экономические отношения вызвали формирование соответствующих им социальных и идеологических отношений, но вплоть до перехода политической власти в руки буржуазии, эти изменения затрагивали почти исключительно сферу культуры: они проявились в обыденном сознании масс, в психологии и идеологии буржуазии, в сдвигах в образе мышления части господствующего класса, - так возникли новые течения в общественной мысли, философии, в науке, в различных сферах художественной культуры; 3) собственно развитая буржуазная культура Нового времени, сложившаяся к середине XIX века; 4) культура XX века, когда начали нарастать кризисные явления, возник кризис буржуазной культуры и заявили о себе элементы новой постиндустриальной культуры; попыткой преодолеть кризис капиталистической системы был социализм.

Эпоха Просвещения - время, когда в рамках одного общества сосуществовали две основные субкультуры: феодальная и демократическая, отражавшие две различные экономические системы. Растущая экономическая мощь характеризовала буржуазию, но политическая сила, в основном, принадлежала консервативным силам феодального общества. Абсолютистские монархии олицетворяли равновесие сил двух противоположных систем и культур.

Раннебуржуазная культура еще не обнажила резких противоречий между основной массой буржуазии и трудящимися. На раннем этапе Новой истории собственно буржуазная культура еще не отделилась от общедемократической культуры, которая противостояла, как единое целое, господствующей феодальной культуре.

Для феодальной культуры были характерны консервативные умонастроения, органически слитые с пессимистическими взглядами на мир и на человека, существовала ностальгия по идеализированному прошлому и отсутствовал приемлемый для верхов образ будущего. Консерваторы считали, что человек греховен, дурен, он является игрушкой каких-то высших, непознаваемых сил, не так могущественен, как твердили гуманисты, сама история идет «по кривой». Отсюда две установки: либо спасение через святость и упование только на бога, либо безудержная жажда наслаждений, пользование сегодняшним днем по принципу «после нас хоть потоп».

В XVII веке особое внимание уделяется стремлению научно понять природу, почти не затрагивались социальные проблемы. В XVIII веке пристальный интерес вызывала социально-культурная проблематика.

Для культуры Просвещения свойственны такие черты: 1) рационализм, вера в разум человека и энциклопедизм знаний; 2) деизм: признавалось существование бога, как творца мира, который в дальнейшем развивается по познаваемым природным законам (иногда это пантеизм, когда бог и природа, по сути, отождествляются), - многие выдающиеся ученые (Ньютон, Лейбниц, Декарт) были глубоко верующими людьми; 3) вера в прогресс общества, которое можно разумно организовать; 4) теория естественного состояния общества, которое было утеряно, и к которому необходимо вернуться, - отсюда идеи равенства, свободы, братства, естественных прав человека, а ключ к решению общественных проблем виделся в образовании, науке, культуре.

Просвещение было могучим культурным явлением, охватившим большинство европейских стран, революционным по своей сущности, антифеодальным по своей направленности, антиабсолютистским по политической программе. Просветители анализировали мир с позиций свободного, ничем не ограниченного разума. Низвергая религиозные догмы и отказываясь подчиняться каким-либо авторитетам, они раскрепощали умы и тем самым подготавливали революционное свержение феодально-абсолютистских режимов.

Однако у Просвещения был главный недостаток: иллюзия, что путем просвещения можно устранить человеческие пороки и недостатки общества, и «естественный человек» предстанет во всем блеске своих добродетелей.

В XVII веке быстро развивался капитализм, который находился на мануфактурной стадии. Мануфактура с водяным колесом стала таким же фактом европейской жизни, как фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки. Резко выросла производительность труда, обусловленная кооперацией и специализацией работников, возросла роль механизмов, главным из которых был часовой механизм.

Важнейшую роль в культуре начала играть наука, как особый социальный институт, естественное и необходимое условие нормального функционирования и развития производства. Хотя в сознании ученых преобладали не утилитарные соображения, а бескорыстная жажда познания законов природы. Наука не затрагивала социальных проблем, но научные открытия вызывали широкий общественный резонанс, поскольку были прямо или косвенно связаны с коренными мировоззренческими проблемами. Ученый становился значимой фигурой в обществе, хотя его взаимоотношения с государством и церковью нередко оставались сложными. Возникли новые формы организации исследовательской работы - научные общества, Академия наук. Научное знание поднимало на качественно иной уровень систему общественного сознания в целом. Научные знания носят общечеловеческий характер и не могут быть отнесены к достоянию какого- либо класса, нации, расы. Однако сам поиск истины проходил в борьбе с консервативной идеологией.

Научная революция XVII века отличилась силой и стремительностью. Она началась в математике и механике, а затем охватила и другие области знания. Наука опиралась на аксиоматически- дедуктивный и опытный (экспериментальный) методы познания. Благодаря новым теориям и методам в XVII веке сделано гигантское число открытий и изобретений: созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное уравнение и интегральное исчисление в математике, сформулированы важнейшие законы в физике, химии, астрономии.

Из ученых можно выделить Ньютона, Лейбница, Бойля, Кеплера, Паскаля, Ферма и других. Имелись важные технические изобретения - телескоп, микроскоп. Ф. Бэкон сформулировал великий принцип: «знание - сила».

Если в XVII веке доминировала наука, то в XVIII веке особое развитие получают мировоззренческие проблемы. Материалистическая и атеистическая идеология Просвещения подготовили Великую французскую буржуазную революцию.

Значительную роль в формировании нового мировоззрения сыграли теории естественного права и общественного договора Т. Гоббса (1588 - 1679) и Дж. Локка (1632 - 1704). Они исходили из того, что природа человека зла и эгоистична, его естественное состояние - «война всех против всех», в которой он руководствуется естественным правом - правом силы. Инстинкт самосохранения толкает людей к заключению общественного договора и созданию государства, которое является важнейшим продуктом человеческого творчества и необходимым условием культуры. Естественными правами человека являются право на собственность и право на труд, которые дают людям свободу, равенство и независимость. Неотъемлемые права личности лучше всего обеспечиваются принципом разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.

В становлении буржуазной морали особую роль сыграл протестантизм, требовавший самоотверженного труда, бережливости, успеха в мирских делах, осуждавший праздность, расточительство. Успехи на профессиональном поприще рассматривались как проявление божественной благодати.

Мощное развитие Просвещение в XVIII веке получает во Франции, хотя оно и не было однородным. Культурным свершением XVIII века была 35-ти томная «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751 - 1780), организатором которой был Д. Дидро, привлекший к работе выдающихся ученых и философов: Вольтера, Монтескье, Руссо, Тюрго, Бюффона, Д" Аламбера, Гольбаха и других. Основной причиной общественного неблагополучия они полагали невежество людей, заблуждения рассудка, поэтому главной своей задачей считали пропаганду знаний, чему служила «Энциклопедия». Продолжается углубление идей естественного права, возникают сомнения в «естественности» частной собственности и благотворности прогресса. На базе этих теорий складываются идеи либеральной демократии, которые, распространяясь по странам и континентам, начинали воплощаться в практике государственного строительства разных народов.

Эпоха Просвещения - период бурного развития национальных культур.

Искусство эпохи Просвещения становится более светским. Основными художественными направлениями являлись барокко и классицизм.

Барокко (с итальянского - странный, вычурный) - стиль, для которого характерны криволинейные очертания, изысканная вычурность линий, пышность, декоративность, парадность, аллегоричность фасадов и интерьеров зданий, причудливость метафор и напыщенность языковых конструкций в литературе. Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, где стояла задача удержания паствы в лоне католической церкви. Помимо культовой архитектуры, стиль барокко воплотился в парковых и дворцовых ансамблях, декоративной живописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, а также в музыке. Этот стиль созвучен абсолютизму, как выражение пышности и блеска государства и буржуазии, преклонявшейся перед богатством. В стиле барокко творили П. Рубенс и С. Бах.

Классицизм (от лат. образцовый) пытался выразить стремление к разумному, гармоничному строю жизни, к стабильности и порядку, в нем присутствовало объединяющее, героически-возвышенное начало. Его привлекательной стороной выступал нравственный пафос, гражданская направленность, патриотизм. Ориентируясь на античные образцы, он фактически базировался на рационализме.

В литературе в этом стиле творили драматурги Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен; в живописи - Пуссен, Лоррен; в музыке - Люлли, Моцарт; в архитектуре этот стиль воплотился в Версале, ставшем образцом для подражания в других странах.

На рубеже XVIII - XIX веков классицизм превращается в свою разновидность - ампир, который, прежде всего, проявился в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Для ампира характерно широкое применение ордерной системы, позолоты на темно-синем или красном фоне в сочетании с белым мрамором. Этот массивный, величественный стиль, широко использовавший восточные мотивы, сложился в наполеоновской империи.

Позднее барокко переросло в стиль рококо (от франц. рокайль - раковина), как изысканный и легковесный стиль. В рококо причудливо соединяются гедонизм, прихотливость, пренебрежение естественным ради эстетства, экзотики и блестящая художественная культура. Рококо - выражение тенденции к отрицанию устоявшихся, ставших бесплодными форм и противопоставление им новых, пусть не бесспорных, но весьма своеобразных подходов. Стремление к освобождению от официоза классицизма выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым галантным сценам; пышности, величию и патетике противопоставляются камерные, интимные, связанные с бытом, формы искусства, экстерьеру - интерьер, где кроме красоты, важным становится и требование удобства, классицистской симметрии - сложная асимметричность. Рококо находит яркое проявление в прикладном искусстве: мебели, посуде, бронзе, фарфоре. Ощущение праздника в интерьере создавали многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, вычурная, но и удобная мебель, статуэтки, живописные полотна преимущественно любовного содержания. Видными представителями последнего были А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Фрагонар.

Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями Просвещения были:

Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.

Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.

Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.

Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.

Осуждение политической тирании.

- Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)

Просвещение в литературе сделало бесценный вклад в развитие такого жанра, как роман. Жанры европейского философского романа и драмы основаны именно просветителями. В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.

Выдающиеся представители Просвещения в литературе: Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Оливер Голдсмит, Михаил Ломоносов, Григорий2 Сковорода.

К культурным ценностям эпохи Просвещения следует отнести быстрое распространение газет, начало издания журналов и энциклопедий, а также появление общественных клубов, где проходили дебаты по важным общественным вопросам. Это академии, научные общества, масонские ложи, кружки, светские и художественные салоны и кафе.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел , 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти , Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо, 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение. Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение. Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение. На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ,1766; И.Винкельман История искусства древности ,1764).

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII - начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука - эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие - это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Вольтер (1694-1778 гг.)

Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это - ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской – однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше, автор «Женитьбы Фигаро».

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Руссо не был сторонником радикальных мер, но его идеи вдохновлялись борцов за идеалы Великой французской революции.

Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.

Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер-водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)

Дидро с удовольствием путешествовал по России и жил в Петербурге.

Французский философ-просветитель - иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным. Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок - "Салоны". А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге.

Монтескьё (1689-1755)

Монтескьё разработал доктрину о разделении властей.

Полное имя-Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.

Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.


1 См.; Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1979. С. 1920.

1 Шелльская культура – около 600-400 тыс. лет назад названа так по находкам близ г. Шелль (Франция). Характеризуется крайне примитивными каменными орудиями, ручными рубилами. Хозяйство: охота и собирательство. Физический тип человека – питекантроп, синантроп, атлантроп, гейдельбергский человек и т.п.

2 Экзогамия – запрет браков в пределах одного коллектива.

1 Ригведа – собрание религиозных гимнов мировоззренческого и космологического содержания, оформилось в Х в. до н.э.

1 См.: История народного хозяйства: Словарь-справочник / Под ред. А.Н. Марковой.
– М.:ВЗФЭИ, 1995.– С. 19.

1 Хеттское царство возникло в XVII в до н.э. на территории Малой Азии; в период расцвета (XIV-XIII вв. до н.э.) включало также некоторые области Восточного Средиземноморья и Северной Месопотамии. В XII в. до н.э. под натиском народов моря государство хеттов прекратило свое существование.

1 Основано в XVI в. до н.э. племенами хурритов, пришедших с Иранского нагорья; занимало значительную часть Северной Месопотамии, в XIV в. до н.э. было подчинено хеттами.

1 На территории Восточного Средиземноморья еще в III-II тыс. до н.э. появляются города-государства, наиболее крупными среди которых были Эбла и Угарит в Сирии, Хацор в Палестине, Библ и Сидон в Финикии. В XII в. до н.э. на территории Палестины начинает формироваться Израильское государство.

2 Это государство возникло в середине III тыс. до н.э. в долине рек Керхе и Карун (юго-запад современного Ирана): история Элама тесно связана с историей Месопотамии. XII в. до н.э. был временем расцвета государства, в VI в. до н.э. оно вошло в состав Ахеменидской державы.

1 Существовало в конце IV-I вв. до н.э., охватывало часть территории Ближнего Востока, Ирана и Афганистана.

1 Греч. archaio – древний.

1 Города, объединенные в Союз (от нем. ганза – союз).

1 Испанские завоеватели-авантюристы.

1 Индепенденты (англ. – букв. независимые) – политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и обуржуазившегося нового дворянства, находались у власти в 1649-1660 гг.

1 Левеллеры (англ. – букв. уравнители) – радикальная политическая партия.

2 Диггеры (англ. – букв. копатели) – крайне левое крыло революционней демократии, выделились из движения левеллеров.

1 В XV-XVII вв. французские короли вели длительную борьбу с Габсбургами: итальянские войны 1494-1559 гг., Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. В 1667 г. Франция начала Деволюционную войну против Испании, использовав в качестве предлога наследственное, так называемое деволюционное право. По заключенному в 1668 г. Анхенскому миру Франция удержала 11 захваченных ею городов, но вернула Испании Франт – Конте.

1 Анабаптисты требовали вторичного крещения (в сознательном возрасте), отрицали церковную иерархию, выступали против богатства, за общность имущества.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. – С. 342.

1 Ансэйские договоры – неравноправные договоры, заключенные США, Россией, Англией и Францией с Японией в 18541858 гг., положившие конец внешней изоляции Японии.

1 Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т.4. – С. 524.

Эпоха Просвещения (конец XVII - XVIII вв.) время ве­ликих социальных потрясений, с одной стороны, бурное развитие материальной культуры, появление машинного производства, с другой - обострение социальной несправедливости. Просвещение в своей основе демократично, главная задача приобщение к знаниям всего народа, каждого человека.

XVII век - источник современности, период Нового времени. Время осознания того, что идеал человека Ренессанса не только остался недо­стижимым, но и потерпел крушение. Оно приводит, с одной сто­роны, к усилению упорядоченного, размеренного образа жизни и мышления, с другой - к бунтарским настроениям в самых разных слоях населения.

Черты эпохи Просвещения, «Века разума»:

1) зарождение и становление бур­жуазных экономических отношений;

2) освобождение общественного сознания от религиозного давления;

3) распространение идеалов про­тестантизма;

4) развитие естество­знания, рост интереса к научному и философскому знанию;

5) новое понимание челове­ческого бытия (изменилось отношение к Богу, обществу, государству, другим лю­дям);

6) новое понимание че­ловека (предмет внимания природа, изучаются ее законы, а также закономерности развития обще­ства, государства);

7) исторический оптимизм (век утопий);

8) торжество Разума;

9) идеи равенства всех людей.

Просвещение рассматривало природу как высшую реальность, тождественность мира и природы; развенчало полити­ческие и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества; создало позитив­ную, обращенную к человеку, вне зависимости от его социальной принад­лежности, систему ценностей запад­ной цивилизации. Человек XVII в. ощущает себя «гражданином мира» (великие географические открытия). Взаимодействие общества и государства принимает форму договора, идея едине­ния под влиянием сильной власти монарха становится господствующей. Абсолютная монархия как форма государства может объединить разрозненные народы и земли.

Для мыслителей эпохи Просвещения характерен универсализм твор­ческих и жизненных интересов («Энциклопедия искусств, наук и ремесел» в 28-ти томах; предлагала новые этические и эстетические нормы, общественно-поли­тические идеалы и нравственные ценности; в издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Герма­нии, Голландии, Англии и других стран; организатор издания Дидро).

Литератур­ные школы:

классицизм - Вольтер (отразил приметы времени, сложность и противоре­чивость, обличал пороки государства, лицемерие официальной цер­кви, написал более 70 произведений);

романтизм – Руссо (отвергал формальные излишества, отстаивал простоту и естествен­ность языка, обращение к жизненной прав­де, положительные герои всегда приносят в жертву мо­ральным принципам себя и свою жизнь, человек велик чувствами, литература должна их отра­жать и воздействовать на личность);


реализм – Дидро (задача искусства - служить передовым иде­ям эпохи, принцип идейности).

Особенности живописи эпохи просвещения:

Светский харак­тер искусства;

Повседневность, отражение реальной жизнью ре­альных людей;

Появление «пейзажей настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди);

Внимание к эскизу (личное, индивидуаль­ное восприятие, настроение, отра­женное в нем, вызывают большее эмоциональное и эстетическое воз­действие, чем законченное произве­дение);

Приоритет рисунку и гравюре (устанавли­вают более непосредственную связь между зрителями и художником, чем картины);

Уси­ление роли цвета, многокрасочность, яркость (картина не только выражать и отражать нечто, но и украшает место, где она находит­ся).

В эпоху Просвещения в Европе устраи­ваются первые публичные выставки – салоны (новый вид связи искусства и общества).

Театр оказался близким духу эпохи. Бурная об­щественная жизнь подсказывала ему интересные сюжеты, наполняя старые фор­мы новым содержанием. Театр вошел в жизнь людей, поскольку выполнял зада­чи времени.

Музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых потаенных уголков человеческой души. Меняется отношение к музыке, которая еще в XVII в. была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры. Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светс­кий вид музыки - опера. В Германии, Ав­стрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений - ора­тория и месса (в церковной культуре) и концерт (в светской культуре). Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвеще­ния является творчество Баха и Моцарта. Разум, культ света, представление о че­ловеке как о венце Вселенной в опере Мо­царта «Волшебная флейта» сочетаются с основными идеями утопий XVIII в.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них констру­ировался мир, альтернативный существу­ющему. Мир, который отвечал представ­лениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личнос­ти. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благород­ной цели - служить совершенной средой для совершенного человека. В композицию парков и садов включались библиотеки, картин­ные галереи, музеи, театры, храмы. Сад - отражение просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии» «ес­тественного человека», основным условием которого было возвращение к природе.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных начала: классицизм и романтизм.

Классицизм включал в себя идею подчинения челове­ка общественной системе. Классицизм XVIII в. в отличие от XVII включал элементы романтизма. Классицизм свя­зывает упорядоченность мира с чело­вечностью, с мудростью, которая должна привести людей к разумному пониманию, к веротерпимости, к высшей справедливости.

Романтизм под­черкивал индивидуальное и личностное начала. Романтизм (от франц. - роман) - представители художественного направления, с конца XVIII в. выдвигавшие требование эмоционального, свобод­ного и, прежде всего, индивидуального отношения художника к жизни. Новым в искусстве XVIII в. было направ­ление сентиментализма. Сентиментализм освещал внутренний, интимный мир человеческих чувств и мыс­лей, и не требовал особого стилистического оформления.

Таким образом , культурное наследие Нового времени отличается богатством жанров и сти­лей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и ве­рой в человека и его разум.

Культура XIX в.

В своей основе культура XIX в. базируется на ценностях культуры Нового времени - рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. К XIX в. мир стал качественно другим и культура избирает путь переоценки ценностей. Главная направленность культуры - поиск места и роли человека в мире, меры справедливости. В XIX в. кризис христианской космоло­гии, организации перерастает в кризис всего христианского мировоззрения, морали.

Идея прогресса – основная в общественной мыс­ли (выдвигались различные взгляды: Конт, Гегель, Маркс относительно движущих сил общественного прогресса, критериев, определяющих его направление, зако­нов истории, обуславливающих его ход и последовательность сменяющих друг друга состояний общества и культуры).

Общие черты идей прогресса:

Существуют объективные зако­ны истории, определяющие развитие че­ловеческого общества - человечество идет по пути исторического прогресса, важной составляющей которого является куль­турный прогресс;

Исторический прогресс одноли­неен;

Даль­нейший прогресс должен поднять куль­туру всего неевропейского мира до уровня европейской культуры.

Комплекс идей, связанных с послед­ним из перечисленных положений, называют европоцентризмом. Он являет­ся порождением европейской («запад­ной») цивилизации и выражает ее собственную самооценку. Европоцент­ризм есть апологетика западной куль­туры, западных ценностей, западного образа жизни. Идеолог европоцентризма, не­мецкий философ и теолог Э. Трёльч (1865-1923: только европейский дух, унаследовавший великую античную культуру и познавший «святые истины христианства», способен понять един­ство человеческого рода и его истори­ческий путь.

Однако уже в XIX веке изу­чение культур различных народов по­рождает сомнения относительно воз­можности выстроить их в одну шерен­гу «по росту» их уровня развития. Исторические и этнографические дан­ные свидетельствуют о том, что даже в примитивных культурах отсталых на­родов имеются достижения, усвоение которых способно обогатить европейс­кую культуру (например, музыкальные формы, врачебное искусство). Пренеб­режительное отношение к «нецивили­зованным» народам встречает осужде­ние со стороны гуманистически настро­енной интеллигенции.

Искусство XIX века.

Отсутствие единой эстетической доминанты- родовой, видовой, жан­ровой. Асинхронность и многостилье, борьба противополож­ных направлений в развитии искусства. Последние попытки преодолеть разорванность искусства предпринимают в начале века роман­тизм («динамический синтез искусств»), а в конце - неоромантизм, или модерн. Происходит своеобразная «передислокация» видовых и жанровых форм художественного освоения действитель­ности. Одни уходят на задний план (архитектура), другие выдвигаются на авансцену: в романтизме – музыка и по­эзия, в реализме – социальный роман, и т. д.

В XIX в. складывается классическая модель институтов художественной культуры. В мир искусства наряду с про­фессиональным творчеством входит фольклор, прикладное искусство и художе­ственная промышленность. В XIX в. зарождаются «индустрия словес­ности», «индустрия зрелищ» и т. д. - эти слагаемые «мас­совой культуры».

Этапы развития искусства XIX в.:

1) эпоха романтизма (первая половина XIX в.);

2) эпоха реализма (40-е XIX в.);

3) эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до начала первой миро­вой войны).

1) Бегство за пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех формах:

Первое направление - уход в природу (отсюда интерес к деревне, критика города, интерес к духовности народа, выра­женной в фольклоре).

Второе направление уход от действительно­сти в иное время (не находя опоры в настоящем, роман­тизм разрывает естественную связь времен, идеализирует прошлое, его нравы, патриархальный образ жизни (Кольридж, Ж. Санд), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), рыцар­ский кодекс чести (В. Скотт) и т. д.).

Третье направление – уход в собственный внутренний мир, в свое «Я» (сказки Гофмана, Гауфа, ро­мантический портрет).

Присущее культуре Нового времени признание высо­кого ценностного ранга личности выливается в романтиз­ме в идею ее уникальности и неповторимости. В романтизме происходит эстетизация всего мировоззрения, появляется идея «синтеза искусств».

2) Реализм как тип культуры продукт Нового времени, крити­ческий реализм - высшая точка реализма. Реа­лизм объединяло с романтизмом не только разочарование в итогах революции, отрицательное отношение к утвердив­шейся буржуазной действительности, но и обращенность к духовному миру человека, борьба за самоутверждение лич­ности. Реализму близка открытая романтиками тема народности. Реализм интересует точное изображение характеров в типичных обстоятельствах (Мопассан, Бальзак, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.).

3) Декаданс (от фр. - «упа­док») - в своем генезисе явление сложное и противоречивое, связанное с различными направлениями в худо­жественной культуре. Он обозначает кризисные явления в духовной культуре кон­ца XIX-начала XX в., отмеченных настроениями безна­дежности, пессимизма, упадничества.

Трансформация основных мировоззренческих установок в XIX в.:

Понимание природы-матери, природы-первотворца усту­пает место чисто утилитарному ее пониманию как универ­сальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий, всеобщей мастерской.

Развитие науки лишает человека статуса «венца мироздания», «меры всех вещей», образа и подобия Бога. Человек предстает как носитель подсознательного либидо, разновид­ность отношений по типу «стимул-реакция», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной» и т.д.

Опережение темпами тех­нического освоения мира темпов гуманистического осоз­нания последствий принимаемых решений.

Таким образом , культура XIX века унаследовала все проблемы про­шлого: стремление к преобразованию общества, развитие капита­листической экономики; развивалась под влиянием разнообразных политических, социальных, религиозных, национальных факторов. Новые идеи Великой французской революции (свобода, равенство, братство) значительно расходились с практикой их воплощения в жизни. Особенностью развития культуры становится критика и поиск новых художественных направлений и стилей.