Аргументы. Аргументы Ответственность за поступки аргументы егэ

В повести М.А. Булгакова главным героем является профессор Персиков. В результате научного опыта случайно происходит преломление света и возникает открытие: луч жизни. Под воздействием этого луча организмы начинают интенсивно развиваться и становятся невероятно агрессивными. Применить на практике «красный луч» или луч жизни поручается малообразованному комиссару Рокку. В результате вместо возмещения погибших куриц из странных пятнистых яиц выводятся гигантские змеи, крокодилы и начинают размножаться с невероятной скоростью. Полчища чудовищ пожирают на своём пути всё живое, двигаясь по направлению к столице. Ужас и паника охватывают жителей Москвы. Разъярённая толпа убивает профессора, считая его виновником происшедшего. Булгаков решает проблему при помощи фантастики: в ночь с 18 на 19 августа внезапно ударивший мороз в 18 градусов уничтожает всех чудовищ, и всё заканчивается благополучно. Однако автор призывает быть осмотрительней при проведении научных изысканий, а особенно при применении ещё не проверенных на опыте открытий.

2. М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Профессор Преображенский – выдающийся исследователь в области евгеники – науки, занимающейся проблемами омоложения. Он решает поставить опыт, поставив опыт на собаке. После пересадки гипофиза и яичников пёс, подобранный на улице, превращается в удивительно наглого, жестокого и безнравственного типа. Принимая фамилию Шариков, пёс начинает требовать осуществления своих прав. Проявляя сущность преступника, гипофиз которого был пересажен ему от Клима Чугункина, он пишет донос на своего создателя, желая завладеть жилплощадью. Отчаявшись решить проблему мирным путём, профессор проводит повторную операцию, возвращая пса. Эксперимент может быть непредсказуемым, предупреждает М.А. Булгаков.

3. А.Р. Беляев «Человек-амфибия»

Доктор Сальватор – выдающийся учёный, пытаясь спасти больного мальчика, пересадил ему жабры акулы. В результате Ихтиандр – так звали мальчика – стал иметь возможность находиться под водой так же, как и на земле. Но живущие в округе люди принимают молодого человека за морского дьявола. И всё бы ничего, но на него устраивают охоту, пытаясь изловить грозу морей, отпугивающую ловцов жемчуга. Молодого человека всё-таки обманом заманили в ловушку, поймали и заставили ловить жемчуг. История закончилась печально. Пострадали все: арестован и содержится в бочке со стоячей водой Ихтиандр, страдает Гуттиэре, доктор Сальватор находится в заключении. Люди не готовы принять открытие науки, потому что они суеверны и трусливы.

4. Джордж Оруэлл «1984»

Создание нового государства на основе всеобщего подчинения одному авторитету (Старший брат) – то есть тоталитарному государству, является экспериментом, который влечёт за собой непредсказуемые последствия. Уинстон Смит и Джулия полюбили друг друга внезапно и страстно, что совершенно недопустимо в сверхдержаве Океании. Здесь не позволительно любить, потому что объектом любви является только государство и Старший брат. При тотальной слежке их вскоре находят и арестовывают за мыслепреступление. Подвернутый пытке Уинстон сначала терпит все испытания, но перед последним испытанием крысами, он не выдерживает и предаёт Джулию. Его освобождают. Оказавшись на свободе, Смит вдруг понимает, что вся эта любовь – ересь и что, на самом деле, он любит только Старшего брата.

Представляем Вашему вниманию материалы для аргументации сочинения по теме Ответственность. Ниже приводятся проблемы, тезисы, цитаты и аргументы по данному направлению сочинения.

Проблемы ответственности
Нравственная ответственность человека (художника, учёного) за судьбу мира.
Роль личности в истории.
Нравственный выбор человека.
Конфликт человека и общества.
Человек и природа.

Тезисы по теме ответственности
Человек должен чувствовать ответственность за свои поступки.
Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или тёмным, добрым или злым.
Всё в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.
Помни о своей Высокой человеческой ответственности! Незнание ответственности не снимает.

Цитаты на тему ответственности
Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё.
(Ф. Достоевский)
Настоящая ответственность бывает только личной.
Человек краснеет один.
(Ф. Искандер)
Ответственность — странная штука. С одной стороны, мы её боимся, а с другой стороны, именно благодаря ей завоёвываем уважение, становимся ближе друг к другу.
(У. Черчилль)
Ответственность есть проба мужества человека.
(Г. Нельсон)
Понятие ответственности должно быть развито до бесконечности. Дух человеческий, как создатель, несёт ответственность за всё содеянное им. Мы ответственны не только перед самим собою, но и перед Космосом. Явление ответственности перед Космосом должно утвердиться в сознании человека.
(Н. Рерих)
Пословицы и поговорки
На ошибках учатся.
Чего не знаешь, за то не отвечаешь. Кому поручают, тот и отвечает.
Не ошибается тот, кто не отвечает за свои ошибки. Кому много дано, с того много и спишут.
Рука согрешит, а голова в ответе. Хорошо жить в почёте, да ответ велик. Службу служить — не душой кривить.
За правду да за честь — хоть голову снесть.

Аргументы по теме Ответственность

И.С. Тургенев «Ася»
Проблема ответственности человека перед самим собой, своими чувствами, своим сердцем поднимается в повести И. С. Тургенева «Ася». В обычной истории любви господин Н. проявил малодушие и страх перед напором искренних чувств юной девушки. Отказавшись от своей любви, испугавшись ответственности, не пожелав взваливать на себя груз переживаний, хлопот и волнений, герой Тургенева прожил жизнь, так и не встретив настоящей любви.
Лишь цветок герани, брошенный когда-то Асей, напоминал ему о прошедшем стороной возможном счастье, несбывшихся мечтах и чувствах. Предостережением для тех, кто пугается ответственности, боится осложнить себе жизнь, взяв на себя заботу о другом человеке, могут послужить слова писателя: «…у счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновение».

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
Актуальная в любое время проблема ответственности привлекала внимание многих, даже детских писателей. Поэтому они так часто обращаются к ней, ведь уже в детстве человек должен учиться понимать, что он несёт ответственность за каждый свой поступок. Не сдержав данное подземному рыцарю слово, Алёша — герой сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», подверг опасности маленький народ и потерял уважение окружающих.
Его рассказ о чёрной курице и осознание предательства любимой Чернушки привело не только к серьёзной болезни, но и перерождению личности ребёнка. В огне болезни сгорело то зло, что таилось в душе, та лень, которая мешала ему жить. Алёша наконец-то понял, что на нём лежит ответственность и за кандалы рыцаря, и за уход маленьких людей с насиженных мест.
Раскаяние очистило душу мальчика, помогло ему изменить своё отношение к жизни.

В.П. Астафьев «Постскриптум»
В своей книге «Постскриптум» В. П. Астафьев, говоря об отношении к музыке, написал: «Жизнь — не письмо, в ней постскриптума не бывает». Эти слова были произнесены под влиянием чувства стыдливости за публику, покидавшую зал во время концерта. Неуважение к труду музыкантов вызвало протест в душе писателя, негодование и ответственность за себя и своё поколение.
Недаром говорят, что жить нужно сразу «набело», потому что возможности переписать «черновик» жизнь, как правило, не даёт.
По-видимому, только чувствуя ответственность за свои слова и поступки, человек может прожить свою жизнь достойно, честно и правильно.
Поэтому-то проблема ответственности и в настоящее время не теряет своей актуальности.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Трогательная философская сказка о маленьком принце А. де Сент-Экзюпери — яркий призыв быть ответственным в дружбе и любви.
Этот рассказ о чувствах, доверии, обмане и ответственности за тех, «кого приручили», заставляет читателя задуматься об огромном сердце маленького героя, о его духовном богатстве и умении жить в гармонии с его маленьким миром.

Приветствую вас, дорогие друзья. Сегодня я хотела бы поразмышлять и пригласить вас к обсуждению на следующую тему. Все мы когда-то сталкиваемся с последствиями безответственности. Грозно обличаем, сотрясаем воздух, но иногда и пользуемся советом классика «на себя оборотиться». И не всегда видим «в зеркале» отражение, которое радует.

Вот об этом сегодня и поговорим: все ли мы осознаем ответственность за совершение поступков, и чем аукается нам и нашим близким беспечность.

Раньше я как-то не задумывалась над этой темой, а когда стала мамой все чаще и чаще меня стали посещать подобные мысли и вот их я постараюсь изложить в данном посте.

Хорошо известно, что ряд великих ученых серьезно задумывались о последствиях собственных научных открытий. Хрестоматийный пример: роль Эйнштейна в создании американцами атомной бомбы. Накануне Второй мировой ученые США узнали о том, что в Германии ведутся соответствующие исследования, и обратились с письмом к президенту Рузвельту. Обращение «стимулировало» начать такие же работы в Америке. Позже Эйнштейн сожалел, что был в числе подписавших эту петицию, хотя и понимал, что тогдашний порыв был объяснимым.

Много внимания проблема ответственности за свои поступки привлекает в религии и построенные на их основе философские учения. Грехи, то есть наши неблаговидные поступки, обязательно наказываются. И это справедливо, правильно, поскольку необходимо учить человечество задумываться о последствиях своих деяний.

Таков лейтмотив.

Но есть выход, говорят те же постулаты. Да, мы несовершенны, но способны учиться, а для этого надо сначала проанализировать поступки. И раскаиваться в своих ошибках.

Порой обыватель эту сторону религиозных верований искажает, попросту ерничает, что мол хорошо придумали священники: согрешил - помолился, и все, свободен. Чист, можно снова грешить.

Суть-то в другом: каждый должен искренне оценить свои поступки. Честно признать, в чем был неправ, устыдиться, если не просто ошибался, а кривил душой, малодушничал. Особенно, если при этом пострадали другие люди.

Только это - глубокая нравственная работа и подлинное, а не показное раскаяние служит нашему духовному росту. Неслучайно история знает примеры, когда даже люди, совершившие преступление, наказанные по закону, потом приходили к вере или даже без церкви пересматривали свою позицию и дальше жили насыщенной нравственной жизнью, помогая обретать смысл и душевное равновесие другим.

В литературе и искусстве

Детально проработана тема нравственного выбора в литературе и искусстве. Начиная с самых простых детских стихов, например, про того же зайку, брошенного хозяйкой, авторы вместе с нами решают эту дилемму.

Нет ни одного произведения классиков мировой литературы, где бы ни ставился, в том или ином ракурсе, этот вопрос: «Быть или не быть?» Речь, понятно, не о том, жить ли, существовать или уйти в мир иной. Это задачка иного, морального плана: «Быть ли порядочным человеком?»

Даже не стану здесь начинать перечислять примеры поскольку их огромное количество. Все вы сами вспомните, какая из книг произвела на вас наиболее сильное впечатление, заставила задуматься о предназначении человека и иных аспектах его бытия.

У живописцев свои изобразительные средства. Они без единого слова подводят нас к тем же мыслям. Скажем, известное полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына» будит воспоминания о наших ошибках в воспитании детей, которые потом аукаются всей семье.

Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» стала жутким упреком тем, кто развязывает кровавые противостояния народов. А какие картины больше всего произвели на вас впечатления? Вызвали эмоции? Заставили задуматься?

Но ведь не только «сильные мира сего» участвуют в исторических событиях. Все мы несем свою долю личной ответственности.

Настоящим потрясением в 80-е годы прошлого века стал фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Он как раз об этом: все возвращается, ничто не проходит бесследно. Мы можем заставить себя забыть о своих неблаговидных поступках, но возмездие все равно настигнет, и хуже всего, что расплачиваться приходится чаще всего детям и внукам.

Поразительно, что картина Абуладзе нашими «профессиональными критиками» была поначалу принята в штыки, во всяком случае, многими. Режиссера обвиняли в «потакании низменным настроениям масс» и прочих «грехах».

Не меньшую дискуссию вызвал другой фильм, документальный «Легко ли быть молодым?» Ругали, хвалили, но главное их достоинство несомненно: многих подобные заметные явления искусства заставили задуматься о своей позиции.

Политики, руководители и все-все-все

Есть довольно распространенная категория людей, которые винят во всех бедах других. Виноваты родители, учителя, врачи, коллеги, соседи, начальство и т.д. Для того, чтобы на себя принять ответственность за свои поступки, аргументы искать не хочется. В любой компании мы видим таких «обличителей», гневно распинающихся по поводу беспредела власти, хамства в магазинах, некомпетентности полиции и т.д. Попробуйте их спросить, что они сделали, чтобы хоть что-то исправить! Снова будут распыляться о том, что мы - люди маленькие, а другие «за это зарплату получают» и т.д.

В советские времена поколение учили гражданской ответственности с детства. «Раньше думай о Родине, а потом о себе…» - пели в советских школах.

Теперь многие уверены, что там, на западе, все как-то само собой решается, а у нас - бардак. На секундочку: в благополучных скандинавских странах каждый житель является участником доброго десятка общественных организаций. Примерно как у нас раньше было: ДОСААФ, Красный Крест и т.д. Понятно, что далеко не все там «пашут», кто-то просто числится, кто-то время от времени включается в некие мероприятия. Но участие в делах на общее благо - это особая форма ответственности.

Когда вы патрулируете вместе с группой других родителей территорию около школы или в микрорайоне, вы поднимаетесь над своим узким мирком и начинаете осознавать, как действительно непросто решить ту же проблему подростковой наркомании, безнадзорности. Когда нам «фиолетово», «параллельно», что происходит в соседней квартире, почему голодный парнишка сидит с сигаретой в подъезде, а не идет домой, не надо удивляться, что кто-то когда-то столь же равнодушно пройдет и мимо вашего ребенка в беде или сложной ситуации.

Хорошо, оставим пока ответственность широкого плана. Но и дома, и в трудовом коллективе немало желающих «спихнуть» свои обязанности на других. И не задумываться о последствиях своих поступков и проступков.

Очень грозными оказываются последствия врачебных или педагогических ошибок. Тут «ценой вопроса» вполне может быть и жизнь, и поломанные судьбы многих людей. Поэтому еще на стадии выбора профессии стоит серьезно задуматься, посильна ли нам, нашим детям эта ноша. Вообще, наше ли это. А если уверены, если это действительно дело жизни, воспитывать в себе ответственность необходимо.

Все начинается с семьи...

Это аксиома, банальность, может быть, набившая оскомину. Но для меня это истина!

За повседневными хлопотами, карьерными «подвигами», выяснением отношений по типу «кто в доме хозяин» мы порой об этом забываем.

Но если мы своего ребенка не научим ответственному отношению к поступкам, он никогда не будет счастливым. Потому что безалаберность неизбежно приведет к печальным последствиям.

Вот пока и все, что я хотела сказать вам, дорогие наши читатели!

Читайте , обсуждайте предложенные здесь темы с друзьями, коллегами, членами семьи.

Учитесь вместе с нами!

До новых встреч, новых открытий.

С вами была Екатерина Калмыкова

Комментариев: 28

    Ответить 07.03.2016 22:53

      Ответить 09.03.2016 16:14

        Ответить 10.03.2016 00:41

          Ответить 15.03.2016 10:23

            Ответить 17.03.2016 23:22

              18.03.2016 21:58

Важность процесса познания в жизни человека

Иван Сергеевич Тургенев Отцы и дети

Базаров в произведении «Отцы и дети» И. С. Тургенева – это еще один пример глубокого проникновения знаний в личность человека. Герой смог сформироваться как личность и отточить свой ум именно благодаря увлеченности наукой, непрекращающемуся процессу познания.

Денис Иванович Фонвизин Недоросль

Несомненно, человеку нужно постоянно развиваться, получать истинные знания, а не напускать на себя вид ученого мужа. Главный герой «Недоросли» Д. И. Фонвизина Митрофан казался человеком, который стремится к познанию. На самом деле, он все время находился под влиянием госпожи Простаковой, своей матери, которая не позволяла сыну окунуться во все трудности жизни.

Проблема внутренней борьбы в человеке

Роман «Преступление и наказание» русского классика Ф. М. Достоевского описывает трудноразрешимый внутренний конфликт, который появился вследствие одержимости человека одной идеей.

Михаил Александрович Шолохов тихий дон

В романе-эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохов демонстрирует читателю чудовищные душевные метания Григория Мелехова, которые появились из-за разительного несоответствия внутренних устремлений главного героя и реальной жизни.

Проблема дружбы (верности, предательства и т.д.)

Анатолий Игнатьевич Приставкин ночевала тучка золотая

В повести «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина описывается нелегкая борьба за жизнь детей, которые вынуждены пройти войну, голод, болезни, скитания и межнациональную нетерпимость. Единственным их утешением и опорой была дружба.

Проблема жизненного выбора

Алексей Максимович Горький Старуха Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького вошла легенда о Данко, где главный герой выбирает собственную смерть, чтобы спасти жизни людей.

Александр Сергеевич Пушкин капитанская дочка

Петр Гринев, главный герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», даже под угрозой смерти не готов предать свои идеалы. Он верно служил Отечеству, и когда Пугачев предложил сохранить ему жизнь в обмен на службу, Гринев отказался

Проблема ответственности за свои поступки

Михаил Афанасьевич Булгаков собачье сердце

В повести «Собачье сердце» М. А. Булгакова профессор Преображенский ставит перед собой высокую и благородную цель – исправить несовершенство человека. Для этого ученый начинает сложнейший эксперимент, однако вскоре понимает, что он может иметь катастрофические последствия. Несмотря на потраченные усилия, профессор находит в себе мужество вовремя остановиться, поскольку обладает не только гениальным умом, но и огромным чувством ответственности за свои действия

Проблема счастья (его понимание)

Наташа, главная героиня романа «Война и мир» Л. Толстого, отождествляет счастье с семьей. Ее смыслом жизни есть любовь.

Сергей Трофимович Алексеев кому на Руси жить хорошо

У каждого человека свое понимание счастья. В произведении Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» крестьяне в споре пытаются выяснить, кто же по-настоящему счастлив на Земле. Оказывается, что это Гриша Добросклонов, который видит свое счастье в счастье народа

Александр Исаевич Солженицын один день Ивана Денисовича

Каждый имеет свое представление о счастье. Например, герой рассказа «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына счастлив уже оттого, что его не отправили в карцер. Также он радуется лишней тарелке супа, своему здоровью и честному труду. Автор восхищен трудолюбием и терпением русского человека, который всегда надеется на Божью помощь.

Проблема чести и совести

Александр Сергеевич Пушкин Капитанская дочка

Честью и совестью продиктованы все последующие поступки Гринёва во время Пугачёвского бунта: он не стал предателем, как Швабрин; рискуя жизнью, спасает Машу и готов отвечать за своё общение с бунтовщиком перед государыней

Федор Михайлович Достоевский преступление и наказание

Пытаясь отстоять свои интересы, герой все же осознает в результате все те низкие поступки, которые совершил, стараясь сделать добро. Нельзя зло искоренить злом. Вскоре совесть героя просыпается и начинает жить правильной жизнью

Проблема смысла жизни

Лев Николаевич Толстой война и мир

Только такой честный, непосредственный и остро чувствующий человек, как Безухов, способен рассмотреть неискренность светского общества. Пьер почувствовал, что смыслом его жизни может стать борьба с ложью и лицемерием.

Алексей Максимович Горький на дне

Человек не должен забывать о своей гордости, чести и способности изменять мир. Жизнеутверждающий монолог Сатина в конце пьесы говорит о том, что даже в жизни обитателей ночлежки есть смысл, а, следовательно, и надежда на будущее

Проблема совести и ответственности человека за свои поступки

Николай Михайлович Карамзин бедная Лиза

Муки совести или нежелание нести ответственность за свои поступки? Эраст несчастлив после трагической гибели девушки, так как считает себя убийцей. Женат на богатой вдове, по причине крупного проигрыша в карты, случившегося в то время, когда он обещал быть на службе

Проблема патриотизма

Анна Андреевна Ахматова Реквием

Ахматова презирала предателей, которые бежали за пределы страны после революции. Она стала живым примером несгибаемой воли и силы духа: несмотря на жестокую расправу властей с ее родными и близкими, она остается на родине

Лев Николаевич Толстой война и м ир

Великий и истинный патриотизм, по мнению автора, заключается, прежде всего, во всем русском народе. Простые солдаты отдают свой долг Родине, не говорят хвастливых и высоких фраз, а просто делают то, что должен выполнять патриот. Они готовы отдать жизнь во время смертельных опасностей. Против Наполеона стоит весь русский народ, именно благодаря этому патриотизму русские войска одержали победу

Проблема героизма

Михаил Александрович Шолохов судьба человека

Андрей Соколов сражался за спасение Родины от фашистов. Война унесла жизни не только боевых товарищей: он получает известия о смерти жены, дочерей и сына. Однако солдат обладал несгибаемой волей и все сумел вытерпеть. Несмотря на трагичность существования, он находит в себе силы на нравственный подвиг: усыновляет осиротевшего мальчишку. Андрей Соколов смог не сломаться и остаться человеком, и в этом и заключается его подвиг. Именно благодаря таким людям мы смогли одержать победу в войне.

Борис Львович Васильев а зори здесь тихие

Главные герои произведения в борьбе за Родину проявили настоящее мужество, нравственную выдержку и героизм. Они погибли, потому что ни на шаг не отступали от велений совести. Их уверенность состояла в том, что ни одного клочка родной земли нельзя отдавать немцу. Нужно держаться до последнего. Все герои повести показали себя истинными патриотами, людьми действия, которые погибли во имя спасения Родины. Такие люди, сражавшиеся на фронте, не сгибаемые в плену и в оккупации, усердно работавшие в тылу, смогли выбороть победу

Разобрав многие тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, мы обозначили те проблемы, которые встречаются в них чаще всего. К каждой из них вы найдете подходящий по смыслу литературный аргумент. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка расположена в конце статьи.

  1. Осознать меру ответственности за свой эксперимент пришлось профессору Преображенскому из повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» . Герой получает неожиданный результат – превращение собаки в человека. Несомненно, сначала Филипп Филиппович обрадовался такому исходу событий, потому что это было открытием в сфере науки и медицины. Однако позже Преображенский понимает, что нельзя идти против природы, а существо, которое он создал, нельзя в полной мере назвать человеком. Герой полностью берет на себя ответственность за результат эксперимента. Для того, чтобы загладить свою вину, он возвращает собаку в прежний вид.
  2. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев чувствует ответственность за свои поступки, потому что не хочет изменять своим принципам. Он помнит наставления своего отца: «Береги честь смолоду». Даже будучи эмоциональным и азартным юношей в начале повествования, Гринев старается сначала думать, просчитывать последствия, а уже потом действовать. Это касается отношений с Машей и друзьями, слугой Савельичем и недругами. К примеру, между спасением человеческой жизни и повиновением приказу он выбирает первое, отправляясь на выручку к Марье. Он спас девушку, но загубил военную карьеру и попал под арест. Он знал, что рискует, но все же предпочел выручить героиню ценой собственного положения в обществе и даже жизни, если бы она не уговорила императрицу пощадить его. Так, главный герой повести чувствует ответственность за все свои поступки, поэтому и выходит из всех ситуаций победителем.

Безответственность

  1. В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» повествуется о несчастной девушке, которая покончила с собой из-за неразделенной любви. Предметом ее восхищения был привлекательный молодой человек по имени Эраст. Несмотря на то, что он вел себя довольно эгоистично, после смерти Лизы он жалеет о том, что не был рядом с ней и не смог предотвратить ее смерть. Ему не хватило смелости выбрать настоящую любовь, вместо этого он предпочел женитьбу на богатой даме, ведь из-за тяги к роскоши и праздности он порядком обеднел. Все эти безнравственные поступки (предательство Лизы, брак по расчету) были следствием его безответственности, разрушившей жизни других людей.
  2. О несовершенных поступках жалеет и Евгений Онегин из одноименного романа в стихах А. С. Пушкина. В молодости он слишком жестоко поступил с юной и наивной Татьяной, которая доверила ему свои чувства. Последующие годы он лишь развлекался в кругу высшего общества, но так и не нашел девушку, которая стала бы ему по-настоящему близка. Лишь после многих лет он понял, как ошибался в юности, каким эгоистичным и несерьезным он был. В финале он чувствует вину за то, что не отнесся к Татьяне с большим вниманием, и ответственность за то, что лишил счастья и ее, и себя.

Воспитание чувства ответственности

  1. Николая Ростова, героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» , можно назвать юношей, потому что в начале произведения персонаж описывается как студент лет двадцати. В одном из эпизодов романа Николай дает отцу обещание не играть в карты, однако вскоре проигрывает крупную сумму. Несмотря на то, что герою было стыдно признаваться в содеянном, он нашел в себе силы взять на себя ответственность и рассказать о нарушении обещания отцу. Пройдя через позор и чувство вины, он повзрослел и осознал, что должен отвечать за свои поступки.
  2. Николенька, главный герой трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» , как и все подростки – максималист. Он постоянно анализирует свои поступки и поступки окружающих. Конечно, в период формирования характера героя был и пример того, как он проявил смелость. Можно сказать, что он взял на себя ответственность стать хорошим человеком, когда составил «Правила жизни» и пообещал себе никогда не отступать от своих принципов. Он видел, что многих его ровесников волнуют лишь мимолетные радости, но Николенька хотел быть более серьезным. Поэтому он принял решение расписать правила, по которым будет играть всю жизнь. Так он воспитывал в себе нравственные качества и достиг успеха.
  3. Проблема осознания ответственности

    1. Проблема осознания ответственности прослеживается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на протяжении всего произведения. Главный герой убивает старушку-процентщицу, затем долго мучается от укора совести и боязни разоблачения, но в итоге берет на себя ответственность за свое преступление. Однако уголовная ответственность не так важна для персонажа. На первый план выходят его внутренние переживания, муки совести. В конце романа Раскольников исповедуется, рассказывает об ужасном преступлении Соне, чтобы избавиться от одиночного заключения своих мыслей. Но только в эпилоге он полностью осознает случившееся и взваливает на себя свой крест.
    2. Понтию Пилату, герою романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» , ничего не угрожало, он мог вершить суд по собственному желанию и оставаться безнаказанным. Однако ответственность не только может навязываться другими людьми, она также гложет человека изнутри. Так, Пилат, почувствовав себя главным властителем чужих судеб, совершает ошибку, приказав казнить Иешуа. После его смерти прокуратор понял, что отдал такой приказ не потому, что Иешуа был действительно виновен, а только потому, что он не понравился лично Пилату своим свободомыслием. Кроме того, решение о распятии Иешуа одобрили другие чиновники города, а римский ставленник не хотел обострять отношения с местной властью. Но ответственность за убийство невинного человека не отпускала Пилата, не давала ему спать, даже вызывала недуги. В наказание он получил бессмертие и тысячи лет подряд осознавал свою вину, мучаясь и жалея о том решении.
    3. Ответственность за других людей

      1. Ответственность за общество чувствовал лирический герой стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» . Он уверен, что Бог наградил его возможностью выполнять важную миссию – «глаголом жечь сердца людей». Будучи пророком, творец уже несет ответственность не только за свои поступки, но и за весь народ. Таким острым чувством ответственности должен обладать каждый человек, который обретает призвание во взаимодействии с людьми.
      2. Большую ответственность на себя взял главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» , решив приютить сироту Ванюшку. Андрей Соколов, который, казалось бы, потерял на войне весь смысл жизни, проникается чувствами и решает помочь мальчику, представляясь его отцом. Несмотря на то, что забота о ком-то была необходима и самому Соколову, главным персонажем, который нуждается в помощи, является Ваня. Мужчина взял ответственность за мальчика, за все его будущее. Именно так советский народ взял на себя отстаивание мира во Второй мировой войне.
      3. В рассказе А. И. Куприна «Куст сирени» Николай случайно поставил кляксу на чертеж, но уверил профессора, что это куст. Однако экзамены герой все равно провалил. Его верная жена Вера, чувствуя ответственность за благополучие семьи, посадила сирень на указанном на чертеже месте. Так, Вера помогла Николаю решить его проблемы, вернула ему уверенность в себе. Такой вид ответственности за общее дело – основа семьи.
      4. Профессиональная ответственность

        1. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» все герои заняты чем угодно, только не своими прямыми обязанностями. Приказчик занимается пустой болтовней с генералом, который вообще не соответствует свой должности, будучи трусливым и ведомым человеком. Чиновник же и вовсе примеряет на себя маску знахаря и заговаривает зубы. Все эти люди не чувствуют себя частью чего-то важного, не имеют призвания, поэтому их жизнь смешна и пуста. Автор дает понять, что на Руси не будет порядка, пока каждый из нас не научится нести ответственность за свое дело. Из всех персонажей только врач ведет себя достойно, потому что ощущает профессиональный долг и выполняет его.
        2. В пьесе А. П. Чехова «Три сестры» герой хочет стать профессором, поэтому стремится в Москву. У него действительно талант к изучению наук, но, прежде чем его реализовать, он женится на Наташе, скромной и тихой особе. Однако после заключения брака женщина берет бразды правления в свои руки, и Андрей теряет контроль над своей судьбой. Он довольствуется скучной должностью в уездном городе, потому что семью нужно обеспечивать, а жене нужно все больше и больше с каждым днем. К сожалению, герою не хватило ответственности, чтобы служить по призванию. Пытаясь получить все и сразу, он навек простился с профессией своей мечты.
        3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» герой стал врачом по призванию. Однако претерпев разочарование в любви, он стал черствым, меркантильным и скучным обывателем, забыв о своей священной миссии. Амбициозный юноша Дмитрий Старцев деградировал и стал всего лишь толстым мещанином Ионычем, который коротает рутинные дни, чтобы скорее добраться до карточного стола, сытного ужина и емкости с алкоголем. Этот человек тоже повел себя безответственно, взявшись, не будучи способным, за то, что требует от людей полной самоотдачи.

        Ответственность за животных

        1. В рассказе Леонида Андреева «Кусака» люди приручили бездомную собаку, которая поселилась на их даче. Сначала животное никому не доверяло, кусалась и дичилась на детей. Это объяснимо поведением ее бывших хозяев, которые бросили ее, а один человек даже ударил собаку. Однако новые друзья растопили лед в ее сердце. К концу дачного сезона Кусака стала ручной. Но ее бросили вновь, в городе не было места собаке, и она снова осталась в одиночестве. К сожалению, не все люди способны нести ответственность за тех, кого приручили, и из-за этого животные дичают, образуя проблему бездомных собак. Именно такие «хозяева» повинны в том, что несчастные псы болеют и голодают, устрашая прохожих на улицах.
        2. В произведении И. С. Тургенева «Му-му» дворник Герасим спасает щенка из воды и приручает. Из него выросла преданная и веселая собачка, которая всюду сопровождала хозяина. Однако крепостной крестьянин также находится у хозяйки, поэтому не может нести ответственность за животное. Когда барыня отдала приказ избавиться от Му-му, Герасиму пришлось ее утопить. Он не хотел бросать собаку, доставлять ей боль, поэтому просто убил ее. Но после этого он самовольно ушел в деревню, закрылся в себе и никогда не заводил домашних животных.